IT 
10.09.2014

Корпоративные сайты Татарстана: сделано на троечку

Даже в крупных компаниях с большими возможностями не понимают, для кого и для чего создают свои интернет-представительства

300 татарстанских корпоративных сайтов проанализировала на предмет удобства юзабилити-лаборатория КФУ. Ирония судьбы, но на первом месте в топе лучших оказался сайт банка «БТА-Казань», который еще совсем недавно спасали от банкротства всей республикой, за ним следует сайт «АК БАРС» Банка — крупнейшего кредитного учреждения республики. Худшей признана страница банкетного зала на Фучика, также среди аутсайдеров сайты рекламной компании «Неон-Арт» и СК «Чулпан». Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что во многих компаниях до сих пор плохо понимают, какие конкурентные преимущества можно получить с помощью своего сайта, в результате чего в их содержании бывает чрезмерное количество «воды».

ТОП-300 КОРПОРАТИВНЫХ САЙТОВ ТАТАРСТАНА

В течение августа этого года юзабилити-лаборатория КФУ «Векстор» совместно с сообществом «Цифровая культура» провели масштабное исследование качества региональных сайтов. В рейтинг попали сайты различных компаний: от микробизнеса до флагманов татарстанской экономики. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Марат Машков — руководитель юзабилити-лаборатории КФУ, исследование проводилось для того, чтобы обратить внимание руководителей компаний на то, в каком состоянии находятся их сайты. «Для многих компаний работа над сайтом стоит далеко не на первом месте, сайтам не уделяется должное внимание. Исследование это подтвердило», — заметил он.

«Данные для исследования мы брали из источников, в которых есть серьезная модерация. Мы взяли компании из каталога «Яндекс» — yaca.yandex.ru, из каталога «БИЗНЕС Online» — business-gazeta.ru/company/, изучили рубрики 2gis.ru. В результате получился список сайтов реально работающих компаний, которые с его помощью действительно могут получать какую-то пользу».

Каждый сайт в ходе исследования оценивался по 51 критерию удобства для посетителей.

«Важность соблюдения этих требований подтверждена сотнями мировых исследований. Мы отбирали универсальные критерии, не связанные с типом сайта или отраслью. Например, один из критериев — обязательные поля в форме должны быть выделены «звездочкой» или как-то еще отличаться от необязательных полей, — объяснил Машков. — Согласитесь, раздражает, когда вы уже третий раз пытаетесь отправить данные, а сайт просит вас заполнить еще какие-то поля? Исследование показало, что 195 владельцев сайтов из 300 не проявляют даже такой простой заботы о своих клиентах.

Как пояснил Машков, для каждого критерия определен коэффициент значимости от 1 до 10. Максимально сайт в ходе исследования мог набрать 186 баллов. Каждый критерий входит в одну из 7 категорий: навигация (насколько легко разобраться в структуре сайта), главная страница (сообщает ли она наиболее актуальную для посетителя информацию), доступность (легко ли воспринимать текст на сайте), контент (полнота и оптимизация для быстрого чтения), интерактив (наличие форм на сайте, их удобство), SEO (оптимизирован ли сайт для поисковых систем).

«Хуже всего дела с контентом и интерактивными возможностями. Большинство сайтов вместо простых и четких описаний продуктов и услуг содержат массу «воды», «лирических отступлений» и цитат из «Википедии». По SEO у большинства татарстанских сайтов не такие плохие позиции. У многих 15 баллов из 15 возможных. Видимо, быть на первом месте кажется более важным, чем успешно конвертировать посетителей в покупателей», — рассказал собеседник нашего издания. Очевидно, что компании нашей республики не используют весь потенциал возможностей своих сайтов даже на 50%, считает Машков.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Что касается выводов исследования, их несколько. «Основной — подавляющее большинство сайтов выполнено на тройку. Только один сайт получил пятерку в ходе нашего исследования. В начале списка стоят банки, крупные компании, которые могут себе позволить вложить больше средств в развитие сайта, привлечь более профессиональных специалистов. Но в Топ-50 попали также и представители малого бизнеса, которые понимают важность удобства сайта для их клиентов», — рассказал Машков. По его словам, явной зависимости между масштабом деятельности компании и качеством ее сайта нет. Кроме этого, сайты крупных и известных компаний могут содержать банальные ошибки, неаккуратность, пущены «на самотек».

Полные результаты исследования будут представлены на семинаре «Ловим сетью» 16 сентября в 9:30 в Grand Hotel Kazan. Мероприятие будет носить не рекламный характер, а просветительский. Компании, которые попали в рейтинг, смогут сразу же узнать о своих ошибках и способах их исправления.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Итак, из 300 проанализированных сайтов двойку получили 65, тройку — 160 сайтов, четверку — 74, пятерку — один сайт. В Топ-5 вошли сайты: банк «БТА-Казань», «АК БАРС» Банк, компания «БАРС Груп», Акибанк и компания «Аудэкс».

В число 20 самых удобных сайтов татарстанских компаний также вошли: банк «Девон-кредит», обувная сеть «Спартак», магазин DOMO, кадровое агентства «Экспресс», строительная компания «ЮИТ Казань», МЭЛТ, КМПО, «Евроокно», «МультиПласт», «Колорит», «Мирокон», «Автолига», Evels.ru, «Флэт», СЭНК.

«Чем объясняется, что банки на первых местах? Тем, что банки имеют средства, чтобы привлекать более профессиональных специалистов. Банки активно работают со своими клиентами именно с помощью сайта — и с частными лицами, и с корпоративными клиентами, — объясняет Машков. — Плюс в целом сайты банков более развиты, при этом есть возможность брать пример с федеральных сайтов».

мавлютова.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней

При этом нельзя сказать, что те, кто расположился в последней двадцатке рейтинга, — совсем бедные компании. Так, среди них есть ЗАО «Кулонстрой», «Неон-Арт», клубы «Эрмитаж» и «Желтая кофта». «Самые худшие — не обязательно самые бедные. Значит, они не считают свой сайт возможным источником прибыли», — говорит собеседник газеты.

Если проанализировать Топ-50 лучших по удобству сайтов, то получается, что среди них: банков — 6, сфера торговли — 18, услуги — 24, строительные компании — 2.

Среди Топ-20 худших в рейтинге сайтов: сайты, представляющие компании в сфере услуг, — 10, торговли — 5, строительные компании — 2, сфере развлечений — 3.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«МЕЛКИХ ОШИБОК МНОГО НА КАЖДОМ САЙТЕ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» результаты исследования удобства сайтов.

Рустем Биктагиров — ООО «Марк Вебер»:

— Набор критериев исследования достаточно адекватен. Правда, считаю невозможным делать однозначный вывод о качестве сайтов, опираясь только на внешнюю аналитику. Ведь эти 7 критериев не играют никакой роли, если сайт не решает бизнес-задачи его владельца. Это первый и самый важный критерий. Явной закономерности по группам отраслей в лучших и худших сайтах я не вижу, кроме той, что больше хороших сайтов закономерно приходится на отрасли с большими деньгами, а также на компании, чьи процессы сильно завязаны на привлечении клиентов через интернет или прямой интернет-торговле. Частыми ошибками веб-разработчиков я бы назвал дизайн ради дизайна, непогружение в процессы клиентов и нечеткое определение целей сайта. А ведь это самое главное.

Нияз Гараев — директор «Реаспект»:

— Для каждого пункта указано количество критериев, по которому оценивался каждый пункт, но они не раскрыты. Так как нет методики исследования, в нем мы видим только субъективную оценку исследователя. Конечно, в списке лучших по этому рейтингу есть ряд созданных нами проектов.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

В целом закономерность проследить просто: чем выше рейтинг компании в списках самых богатых компаний Татарстана, тем более качественный у нее сайт. Очевидный вывод, продиктованный как объемами выделяемого бюджета на создание сайта, так и наличием специализированных отделов, которые более-менее четко ставят задачи и внимательно контролируют работу исполнителя.

Лучшие сайты (как в рамках этого рейтинга, так и в рамках наших собственных наблюдений), которые созданы для регионального бизнеса, сильно отстают по уровню от лучших примеров в тех же отраслях, но сделанных для федерального или московского/питерского бизнеса. Чаще всего это продиктовано тем, что компетенции у интернет-маркетологов из центральных регионов выше, что позволяет предъявлять другой уровень требований к продукту и следить за безупречным исполнением. К тому же в центральных регионах отношение к интернет-маркетингу сильно отличается от того, что мы видим на нашем рынке: коллеги из Москвы или Питера зачастую ставят инструменты интернет-маркетинга на первое место.

Выделенные 10 самых популярных ошибок, которые обозначены в исследовании, неплохо отражают частный уровень проблем. Таких мелочей, которые обозначены в конце исследования, можно найти очень много и почти на каждом сайте. Причем не все они будут негативно влиять на бизнес.

Самые большие проблемы при разработке на региональном рынке.

1. Отсутствие четкого понимания задач, на решение которых направлен интернет-ресурс. Эта проблема встречается даже в самых крупных компаниях.

2. Отсутствие четкого понимания целевой аудитории, для которой делается сайт, и проблем этой аудитории, которые должен решить сайт.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

3. Часто отсутствует понимание своих отличий и конкурентных преимуществ у владельцев бизнеса.

4. Практически полное отсутствие понимания, что сайт должен жить и развиваться. Следствием из этого является желание создать один раз и на несколько лет.

Артур Баширов — генеральный директор компании «Ай Ти Эс»:

— Данные, изложенные в отчете по исследованию, создают больше вопросов, нежели ответов на них. Например, методика и инструментарий исследования не изложены в полном виде. Перечень компаний не структурирован по отраслям. А ведь ни для кого не секрет, что это очень важно. Например, даже для банковской сферы: сайты финансовых организаций, работающих с физическими лицами и с юридическими лицами, порой разнятся очень сильно. И это диктует специфика их работы. Из этого можно сделать вывод, что единые критерии оценки неуместны порой и для одной сферы деятельности, не говоря уже о сравнивании всех со всеми.

Также в исследовании не указано, какая методика расчета выборки применялась, соответствует ли генеральной совокупности выборка в 300 сайтов компаний Татарстана. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что, скорее всего, это пилотное маркетинговое исследование удобства сайтов. Подобные исследования важны для участников рынка веб-разработки в целом. Будем ждать нового, более полного.

Существуют примеры сайтов, которые по результатам такого исследования не вошли бы даже в первую сотню. Но при этом они имеют конверсию в 50 - 80 процентов. Можно ли говорить о том, что данные сайты являются худшими?

В нашем портфолио имеются работы, выполненные как для грандов экономики Татарстана, так и для малых организаций. Оценить их можно лишь с точки зрения грамотности заказчика в инструментах интернет-маркетинга и веб-разработки. На сегодняшний день лишь небольшая часть маркетологов используют сайт как мощный инструмент продвижения и позиционирования их компании. Еще меньшее число из них знают, насколько можно оптимизировать маркетинговый бюджет, начав пользоваться данным инструментом правильно.

Самой большой проблемой часто является попытка заказчиков научить нас тому, как и какие делать сайты, а также как их продвигать. Согласитесь, самолечением заниматься бесполезно. И в случае интернет-маркетинга врачом является производитель сайтов.

Справка

ООО НТЦ КФУ «Векстор» создано в феврале 2011 года на базе Казанского федерального университета.

Лаборатория оснащена современным оборудованием и программным обеспечением (Eye tracker Tobii X120 и программный комплекс Techsmith Morae). Она выполняет работу по повышению эффективности продвижения сайтов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.09.2014 08:31

    Супер! Вложил кучу денег как в сайт БТА - и разорился... Интересный вывод

    • NIYAZ
      10.09.2014 23:29

      Еще про кучу денег:Старый сайт ФК РУБИН был намного лучше нынешнего очень дорогогои и какого-то розового.В исследовании отсутствуют сайты гос и Мун учреждений.

  • Анонимно
    10.09.2014 08:56

    МултиПласт молодцы! Знаю Айдара и его отношение к работе!

  • Petr_Chekulaew
    10.09.2014 09:51

    Не очень хороши комменты от хозяев студий. Вы что, ребята? Наши коллеги сделали отличное исследование, придумали новую фишку для взаимодействия с потенциальным клиентом, которая их очень удивит, как миниум.... А вы "сомневаетесь в объективности" и у вас "больше вопросов, чем ответов". Я считаю, что не нужно высказывать не очень положительные мнения в адрес данного исследования, а нужно поддержать коллег по цеху и признать, что они производят позитивные действия, которые, кстати влияют не только на их компании, но и на рынок в целом.

    • Анонимно
      10.09.2014 12:41

      голову они людям морочат "исследованиями" своими. если бташный сайт лучший, какой же тогда худший??

      • Анонимно
        10.09.2014 12:58

        в статье же есть список худших. Посмотрите на них и удивитесь

    • Анонимно
      10.09.2014 23:32

      Что то вот меня, почти первого вебмастера Казани и не спросили... а опрашивали какие то непонятные новые студии. А не звбыли ли вы, что такое SEO и есть ли смысл делать сайты, если на них не ходят из поиска? А подумайте, почему я живя в Казани работаю на Москву, Питер, Европу и Азию.. почему имею спрос оттуда, а не из Казани. А из Казани на хорошее продвижение сайтов спроса нет... А не забыли ли оценщики сайтов, что такое консалтинг... Про юзабилити, понимаю, что они слышали.. и даже про "поведенческий фактор" читали... Но что с ним делать не знают.Но вопрос - почему нет на это спроса в Казани? А если есть, то с бюджетом в 10-20 тысяч рублей, когда отклик от этой работы в десятки раз выше? Почему Белгород, Курск, Новороссийск, Питер и пр. регионы это понимают, а фирмы Казани делают сайты просто чтобы они были.seovisor@gmail.com

      • Анонимно
        11.09.2014 10:11

        Потому и не спросили, что не в Казани работаешь. А проекты на 200-300 тысяч продвинутые компании вкладывают спокойно. При чем это и малый и средний бизнес

        • Анонимно
          11.09.2014 22:39

          200-300 тысяч на сайт и его продвижение в Казани могут потратить единицы компаний. И это мизерная сумма, на самом деле. В этом то и проблема. Поэтому и плетется Казань в интернет-хвосте, ведь здесь бизнес по другому делается.Банально - нормальный сайт 50-70 тысяч, продвижение на регион 20-30 тысяч/месяц, на Москву и Россию - 40-80 тысяч в месяц.Т.е. и этого бюджета хватит максимум на пол года.

  • Анонимно
    10.09.2014 09:52

    Похоже ты и есть Айдар

  • Анонимно
    10.09.2014 09:59

    Вопрос об объективности исследования, конечно, есть... Но в целом выглядит правдоподобно :)

  • Анонимно
    10.09.2014 10:12

    Почему под статьей нет подписи "На правах рекламы"?

  • Анонимно
    10.09.2014 10:25

    Рейтинг неадекватныйвот действительно качественные сайты сделанные казанскими ребятами из компании http://altovision.ruhttp://kazanarena.comhttp://bars-open.ruhttp://alabuga.ruhttp://danaflex.ruhttp://www.aidagarifullina.comhttp://protector5.ruhttp://dom3dom.ru

    • nataparanina
      10.09.2014 14:14

      Аноним, спасибо за комментарий и оценку нашего портфолио. Нашего мнения не спросили, но мы опубликовали его в блоге студии, кому интересно: http://altovision.ru/blog/sayt-nashego-klienta-odin-iz-luchshikh-v-tatarstane/.одход к созданию сайта “БАРС Груп” не отличается от подходов и процессов работы над другими проектами студии, поэтому их отсутствие в рейтинге вызывает некоторые подозрения. Но тем интереснее получить полновесное исследование. Мы однозначно рады появлению первого подобного рейтинга в Татарстане. Спасибо исследователям и комментариям коллег-экспертов!

    • Анонимно
      10.09.2014 23:38

      Ну и список!

  • Анонимно
    10.09.2014 10:27

    юзабилити как раз таки и позволяет сравнивать "все со всеми.

  • Анонимно
    10.09.2014 10:28

    Хорошая заказная статья... )))

    • Анонимно
      10.09.2014 13:09

      ага, учитывая что сайт бта на уровне сайта визитки, а у акбарса такой запутанный и не удобный, что приходится пользоватся гуглом для поиска инфы по сайту, да и вся информация лежит в доковских файлах

      • Анонимно
        10.09.2014 15:12

        Соглашусь. Сайт акбарса, конечно, полный провал.Юзабилити = 0. Хотя, конечно, в этом наверное сами банковские ребятки виноваты - контентом то они заведуют

        • Анонимно
          10.09.2014 15:44

          Вы хоть представляйтесь. А то про нули каждый писать может. Вон, альтавижн не стесняется, представляется и работы свои рекламирует

  • Анонимно
    10.09.2014 10:31

    Абсолютно бесполезное исследование. Сравнивать сайты компаний разных отраслей и соответственно с разными функциями. Отрицательные оценки у КулонСтроя? Строительным компаниям не особенно нужны сайты, однако у этой на сайте присутствует действующий прайслист, это достаточно редкое явление.

    • Анонимно
      10.09.2014 11:21

      Само существование сайта у этой компании уже можно считать достижением, так что же, за одно это плюс ставить?

    • Анонимно
      10.09.2014 11:39

      Вы исходите из того, что компания известна в городе. Если представить, что вы не знаете кто это, то на сайте понять всю серьезность КулонСтроя невозможно. Это важный аспект

  • Анонимно
    10.09.2014 11:37

    Пётр, правильно говоришь! Это исследование четко показывает где просели компании и на что надо посмотреть внимательно. По исследованию видно, что хорошие дизайнеры-разработчики в Казани есть, а вот интернет-маркетологов и тестеров совсем мало. Поэтому студии и не воспримут этот анализ, т.к. большинству из них неведомо такое понятие как работающий контент и психология поведения на сайте.Артур, я удивлен твоему комментарию. Ни кто и не задавался целью проводить математически выверенный анализ. И ты должен понимать, что говоря об удобстве сайта есть параметры которые должны быть на 100% сайтов. Вот эти основные параметры и изучались. И деление по отраслям в таком случае неважно совсем.Вообще, чтобы понять истинные результаты, приходите на презентацию рейтинга 16 сентября в 9.30 в ГрандОтель. Там будет все подробно, с чувством, толком, расстановкой.Евгений Чугунов

  • Анонимно
    10.09.2014 11:44

    В ТОП-10 попало кадровое агентство :) Откуда у них столько денег на сайт, чтобы с банками тягаться? Или банки на уровне маленькой компании?

    • Анонимно
      10.09.2014 16:17

      Неожиданное исследование. Приятно видеть сайт своей компании в 10 топов, и еще более приятно, что мы среди крупнейших татарстанских компаний, которые реально могут потратить на сайт гораздо бОльшие деньги, чем многие другие.На самом деле основная цель, когда мы делали этот сайт, была- главное, чтобы всё было ясно, понятно и удобно для клиента. И все другие действия по разработке сайта привязывались к этой цели. Наверное, поэтому сайт таким и получился:)Спасибо за высокую оценку исследователей:)Очень рада:)Наталия Хисматуллина, директор рекрутинговой компании Экспресс

  • Анонимно
    10.09.2014 11:48

    Исследование похоже ставит целью обосновать нужность закупленного программного обеспечения.Якобы есть необходимость в такой лаборатории.Больше похоже умного ничего не придумали

  • Анонимно
    10.09.2014 13:58

    ВНИМАНИЕ! Очень много звонков по вопросу "как узнать свое место в рейтинге" и "почему наш сайт не самый первый"ОТВЕЧАЕМ. Чтобы гарантированно попасть на презентацию результатов и получить ответы на все волнующие вопросы нужно зарегистрироваться по ссылке http://events.lovim.net/registration/До встречи 16 сентября в ГрандОтелеЦифровая Культура

  • Анонимно
    10.09.2014 14:20

    Марат и ко - большие молодцы, отличное интересное исследование!

  • Анонимно
    10.09.2014 18:04

    Исследование не отражает действительность, за красотой сайта, должны идти основные показатели - количество посетителей! Статистика bta-kazan.ru - за август 10К (тенденция за полгода - устойчивое падение)Рейтинг в России - 70934 место; Статистика Akbars.ru - за август 210К (тоже падение) Рейтинг в России - 4512. Вот это говорящие цифры!

  • ДеД
    10.09.2014 18:07

    Наехали на ребят :)На сколько я помню - это первое исследование, которое проведено в Казани на предмет Юзабилити.В России видел только отраслевые анализы.И трудозатраты тут ОЧЕНЬ большие ИМХО.За такой анализ только надо сказать спасибо! Есть на что равняться.В целом согласен с рейтингом.Критиканам и рьяным комментаторам рекомендую сходить к ним в гранд отель 16 сентября и задать вопросы напрямую.Я тоже собираюсь прийти и обсудить пару моментов :)

  • Анонимно
    10.09.2014 18:58

    Отличная работа!КФУ делает полезную работу создавая такие исследовательские центры.

  • Анонимно
    10.09.2014 19:24

    Ск чулпан присосалась татнефти, их клиенты не интересуют.

  • Анонимно
    11.09.2014 00:36

    Марат молодец, что потрудился над созданием такого рейтинга, критерии рейтинга адекватные, но оценка компаний в рейтинге не соответствуют действительности.
    Если мы берем критерии юзабилити, контент и качество презентации услуг, то такие компании как Ак Барс, акибанк которые входят в топ 10, не соответствуют заявленным параметрам, т.к у них нет большей части необходимого функционала для финансовых организаций и абсолютно неудобное юзабилити. Сам сталкивался с проблемой обращения с сайтом Ак барса, когда хотел воспользоваться их услугой, сотрудники банка вечно отправляли за просмотром информации на сайт, на котором она отсутствовала, либо ее невозможно было найти.
    Для того, чтобы составить действительно полноценный рейтинг, необходимо произвести оценку многих факторов интернет-маркетинга, которые не получишь без доступа к аналитике.
    Как элемент продаж услуг, статья хорошая, но я бы не стал доверяться рейтингу полностью. Приятно видеть свою работу в рейтинге.

    Арсений Архангельский.

    • Анонимно
      11.09.2014 10:15

      Согласен. Но хочу еще раз напомнить, что это первый шаг на пути больших исследований. Изучались общие аспекты, которые должны присутствовать на всех без исключения сайтах. Так сказать - основа основ. Дальше будут исследования более глубокие, с четкими критериями и привязки к отросли.

  • Анонимно
    11.09.2014 08:18

    Какая разница какой сайт если продукт или компания так себе. Чистое искусство? Да пусть первое место в мире сайт занимает, если банк доверие утратил, только глупец туда деньги понесет.

    • Анонимно
      11.09.2014 10:20

      Это частный случай. Речь идет о качестве принятия решения. Вспомните, когда вы что-то ищите, то открываете 5-10 закладок. И начинаете сравнивать, узнавать. Т.е. встаете на путь принятия решения и выбора компании.Вспомните, какие-то закладки вы закрываете сразу, какие-то бегло просматриваете, а на каких-то сайтах останавливаетесь и читаете внимательно. Первые 2 пункта вы проделываете бессознательно. Тут и кроется секрет успешных сайтов - как оставить посетителя на сайте и подружиться с ним.Все это мы будем подробно рассказывать на встрече 16 сентября в ГрандОтеле.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль