Общество 
11.09.2014

Владимир Плигин: «Важнейшая презумпция в общественном мнении – это презумпция добросовестности производителя и предпринимателя»

В Госдуме обсудили проблемы малого и среднего предпринимательства

Накануне в Госдуме на круглом столе обсуждались проблемы малого и среднего предпринимательства, которое, как ожидается, должно ускорить экономический рост в России. Эксперты пришли к выводу, что одними послаблениями налогового режима не обойтись, потребуется еще и в общественном сознании взращивать презумпцию добросовестности предпринимателей. За дискуссией следила корреспондент «БИЗНЕС Online».


Зал заседаний Госдумы, в котором проходил круглый стол по проблемам малого и среднего бизнеса, был полон до отказа
Зал заседаний Госдумы, в котором проходил круглый стол по проблемам малого и среднего бизнеса, был полон до отказа

«ПРЕЗУМПЦИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ»

Вчера в Госдуме на круглом столе обсуждали актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства. Мероприятие было организовано научным советом НПЦ стратегического планирования и управления экономикой при президиуме генсовета «Единой России» и либеральной платформой партии. Достаточно вместительный зал заседаний был заполнен до отказа — это и понятно, так как прошло едва ли не первое мероприятие в осеннюю сессию на Охотном ряду.

Обсуждение открыл депутат Госдумы Игорь Руденский. Он сразу напомнил, что Дума просто так не сидит, а о предпринимателях заботится, так как еще в прошлом году были приняты законы о контрактной системе, стратегическом планировании, концессиях, особых экономических зонах и прочее. Между тем на сегодняшний день, уточнил он, сложилась непростая ситуация. «Но появляются реальные возможности для развития отечественного производства», — добавил Руденский. Депутат особо выделил сельское хозяйство, которое, по его мнению, получило дополнительный импульс после ввода ограничения на ввоз в Россию продовольствия. «Сельское хозяйство у нас сейчас действительно может стать локомотивом развития и малого, и среднего бизнеса, в том числе и в переработке», — сказал депутат. Однако для этого нужны не только кредиты, также Руденский ратует за создание логистических центров, складов для хранения овощей и фруктов, мелиорацию, которая, уверен он, является «одним из столпов развития сельского хозяйства». «Если мы совместим все, что касается логистики и мелиорации, то получим, мне кажется, достаточно хороший эффект», — полагает Руденский. Кроме сельского хозяйства, он предложил поддержать также жилищное строительство, промышленность, малый и средний бизнес.

Что касается малого бизнеса, то, по его словам, до сих пор не удалось сдвинуться в вопросах возвращения инвестиционных льгот, введения налоговых каникул на первые два года после открытия предприятия. Также Руденский предложил обсудить и включить в рекомендации возврат страховых взносов до 14%.

Депутат Владимир Плигин, в свою очередь, считает, что проблемы малого и среднего бизнеса отнюдь не сводятся к налогообложению. Помимо этого, уверен он, стоит обратить внимание на дефицит финансовых средств у предприятий, законодательную базу, подготовку кадров, так как часто выпускники вуза оказываются не готовы к жизни. Кроме того, Плигин подчеркнул, что отсутствуют соцгарантии у руководителей собственного бизнеса. Особое внимание депутат обратил на комплексную систему доверия, которая складывается между государством и предпринимателем. «Важнейшая презумпция, которую мы должны сформировать в общественном мнении — это презумпция добросовестности производителя и предпринимателя», — отметил Плигин важность проблемы.

НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?

Общественный уполномоченный РФ по защите прав малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков сразу перешел к проблемам, которые были сформулированы из поступающих от предпринимателей жалоб. Всего их 7: отсутствие упрощенной формы легализации трудовой деятельность самозанятых, избыточная фискальная административная нагрузка на малый бизнес, отсутствие у муниципальных властей заинтересованности в развитии малого и среднего бизнеса, неэффективная отраслевая структура МСП, ухудшение общих условий предпринимательской деятельности МСП в сфере торговли и ресторанного бизнеса, неработающие механизмы в части МСП пополнения государственных, муниципальных заказов, затруднение в реализации права субъекта МСП на льготный выкуп арендуемого у государства муниципальных помещений в рамках федерального закона.

Ермаков отметил, что многое из проблем если не решено, то во всяком случае идет работа над законопроектами. «Ряд позиций из этих проблем уже пошли в работу, но многие еще не решены», — констатировал он.

В свою очередь, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития РФ Наталья Ларионова обратила внимание на тему подключения малых и средних компаний к закупкам естественных монополий. По ее словам, эту проблему ее ведомству никак не удается протащить в правительстве, поэтому вся надежда на депутатский корпус. «Мы попросим внести еще ряд поправок в 223-й закон, связанных с защитой малого и среднего бизнеса: это и квотирование, и ограничение по времени расчетов, формирование специальных перечней», — уточнила она. Ларионова согласилась, что часть вопросов по малому и среднему бизнесу уже оформлена в виде законопроектов. Это касается налоговых каникул и ряда положений о самозанятых и патентной системы налогообложения.

«МЭРЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТАТЬ КРЫШЕВАТЬ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ»

Член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин уверен, что главной поддержкой для малого и среднего бизнеса будет доступ на большие рынки, которых в России два — продовольствия и модернизации ЖКХ. «Сегодня малый и средний бизнес не может выйти на этот рынок, потому что размеры его производства несоизмеримы с требованиями огромных сетей-ретейлеров, им нужны большие поставки, им нужны ритмичные поставки, стандартизованные поставки», — объяснил он суть первой проблемы. Дискин считает, что выход есть — привести малый и средний бизнес в формат рынка. А для этого нужно запускать программу кооперации в России для сельхозпроизводителей и переработчиков. Почему сегодня она не идет? «Да потому что участники малого и среднего бизнеса в упор не верят в возможности горизонтального взаимодействия, — отметил Дискин. — Они хорошо знают друг друга. Поэтому на основе их хорошего знания не сильно можно заманить в кооперативы». Но из этой ситуации тоже есть выход: стимул — возможность доступа к длинным деньгам. «Поэтому срочно нужна программа ВЭБа, которая бы обеспечивала для кооперативов выпуск облигационных займов, а второе — принять решение ЦБ с тем, чтобы они включали такие облигации в программу. Тогда появится возможность длинных денег, появится сверхсильный стимул для кооперации, тогда наши отдельные фермеры смогут дотянуться до самого вкусного — до поставок в сети», — посоветовал Дискин.

Что касается рынка ЖКХ, то он еще больше. Член ОП РФ призвал, наконец, «дожать монополистов» и установить фиксированные тарифы ЖКХ, перестав оплачивать немыслимые издержки не только управляющих компаний, но и монополистов. «Нужна политическая воля партии «Единая Россия», должен быть мониторинг за усилиями мэров, которые должны перестать крышевать своих друзей и знакомых, а начать использовать современные технологии», — заявил Дискин.

Эксперт предложил также для защиты малого и среднего бизнеса организовать телефон доверия в каждом регионе, чтобы «бизнес мог пожаловаться без последующего наезда». Более того, на защиту бизнеса должны работать нормы закона об общественном контроле, в разработке которого сам Дискин принимал участие.

Особо он заострил внимание на теме общественной атмосферы. «Верят люди, что можно развивать бизнес, — он будет развиваться. Не верят люди, что будет развиваться, любые законы принимай — не будет», — объяснил Дискин суть на примере теоремы Томаса. Чтобы решить эту проблему, уверен он, надо пропагандировать траекторию успеха, чтобы люди знали, что бизнес можно вести честно. «Должны быть истории успеха и истории тех, кто препятствует успеху», — заключил эксперт.

Вице-президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин в своем выступлении предложил сосредоточиться на трех задачах. Первая — фискальная нагрузка. «Усиление фискальной нагрузки — это вопрос сегодня №1, который беспокоит малый и средний бизнес», — сказал он. Вторая задача — создание другой системы длинных и дешевых денег, так как прежняя на фоне санкций и инфляции уже перестала работать. «Надо разрабатывать новую систему длинных и дешевых денег. Чем отличается кризис от не кризиса? Только одним — когда нет кризиса, люди инвестируют, когда приходит кризис, люди перестают инвестировать. Соответственно, чтобы увеличить экономический рост, нужно простимулировать людей инвестировать в бизнес, а для этого нужны длинные и дешевые деньги», — предложил решение Калинин. Третья топ-задача — имидж предпринимателя. «Мы считаем, что надо говорить о ведомственно-целевой программе по поддержке имиджа предпринимателя РФ, в том числе на центральных каналах, принадлежащих сегодня государству», — заключил он.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПАРЛАМЕНТРСКИХ СЛУШАНИЙ

Участники круглого стола обсуждали проблемы малого и среднего предпринимательства в течение двух часов. По итогам было решено, что для устранения проблем и ускорения экономического развития России необходимо:

— ввести пятилетний мораторий на повышение совокупной налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства;

— снизить страховые взносы во внебюджетные фонды для малого бизнеса до 14%, как было до 2010 года;

— предоставить малому и среднему бизнесу возможность осуществлять деятельность в производственной и социальной сферах, доступ к дешевым и длинным кредитам;

— установить льготный порядок налогообложения для самозанятых;

— наделить субъекты РФ правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам, которые впервые прошли госрегистрацию предпринимательской деятельности;

— упростить налоговое администрирование специальных режимов налогообложения;

— разработать законопроекты по дальнейшему совершенствованию патентной системы налогообложения.

Кроме того, решили совместно с заинтересованными структурами и предпринимателями проработать вопросы по увеличению предельного размера доходов, при котором сохраняется право на «упрощенку», возможности расширения дохода бюджетов муниципальных образований, чтобы повысить их уровень вовлеченности в развитие малого и среднего бизнеса, а также по установлению 3-летнего моратория на все проверки малого и среднего бизнеса.

Ожидается, что эти рекомендации с доработками будут представлены 22 сентября на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению способов социально-экономического развития РФ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.09.2014 09:53

    Сказанное на "круглом столе" ещё раз напоминает о наличии в нашей стране параллельных миров: в одном МиСБ, в другом власть-придержащие. Депутаты даже не хотят пошевелить извилинами (при их наличии) в изучении зарубежного опыта; стран, где МиСБ занимает в валовом продукте достойное место. Ну, хотя-бы скандинавские страны, та же Финляндия.

  • Анонимно
    11.09.2014 11:19

    Ну вот, раз заговорили о поддержке значит опять налоги поднимут,

  • Анонимно
    11.09.2014 16:28

    Налог с продаж уже одобрен президентом, ждите скоро официально объявят 3% в доход бюджетов субъектов федерации

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль