Культура 
14.09.2014

Рустам Батыр: «С продюсером фильма «Курбан-роман» не о чем дискутировать»

Первый заместитель муфтиЯ РТ ответил на открытое письмо одного из создателей самой неоднозначной кинопремьеры Татарстана этого года

Фильм казанского режиссера Салавата Юзеева «Курбан-роман», снятый по мотивам повести лауреата пушкинской премии Ильдара Абузярова, стал самым обсуждаемым событием X казанского международного фестиваля мусульманского кино, который в минувший четверг завершил свою работу. Наша газета уже публиковала отклик исполнительного продюсера картины Алины Ризвановой на рецензию к фильму, которую ранее написал первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. Сегодня дискуссия о картине, негативную оценку которой дали и профессиональные кинокритики, продолжается. Наш постоянный автор принял брошенный ему вызов и предлагает вниманию читателей свои контраргументы в развернувшейся полемике.


Перед показом фильма «Курбан-роман»
Перед показом фильма «Курбан-роман»

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДИСКУССИИ

Полемика — дело полезное. По крайней мере для предмета дискуссии. Через общественное обсуждение мы начинаем лучше разбираться в том вопросе, который вызывает наши споры. Вот почему, когда Алина Ризванова — исполнительный продюсер фильма «Курбан-роман», опубликовала свое открытое письмо на мою рецензию к этому фильму, вполне естественно было откликнуться на ее приглашение продолжить публичное обсуждение киноработы. Однако, как оказалось, сделать это не так-то просто по целому ряду причин.

Во-первых, всегда сложно полемизировать, когда в ход идут больше эмоции, нежели факты. Во-вторых, как отвечать человеку, который спорит прежде всего с самим собой, приписывая оппоненту слова, которые тот не говорил, да еще и негодуя по этому поводу? Так, Ризванова, якобы цитируя мои слова, пишет, что автор, дескать, был «изумлен слабым уровнем актерской игры», она изобличает его «преференции» к актеру Шамилю Нуризянову (которого в действительности зовут Искандер) и призывает не «принижать актерские таланты остальных участников фильма». На самом же деле в моей рецензии речь шла о слабой игре только двух актеров, при этом помимо игры Нуризянова была дана положительная оценка работе исполнителей главных ролей, а актерская игра Розы Хайруллиной была названа вообще великолепной. К слову сказать, прием лжецитирования считается для полемики в высшей степени некорректным. В третьих, как дискутировать, когда одними из главных аргументов в защиту картины являются предсказания о ее неминуемом признании в будущем со стороны профессионального сообщества? Я не провидец, не экстрасенс и совершенно не имею опыта дискуссий в среде медиумов.

С госпожой Ризвановой сложно вести дискуссию еще и потому, что она в действительности, сама того не замечая, солидаризируется с озвученной критикой. Так, вроде как не соглашаясь с тем, что фильм вызвал у зрителей разочарование (хотя как можно оспаривать чье-то личное впечатление?), Алина Анатольевна в противовес приводит такой зрительский отзыв, как «странное самобытное кино». А в ответ на критику интерьеров картины ее исполнительный продюсер ссылается на слова кинокритика Сергея Лаврентьева о том, что в фильме «интерьеры домов героев и сама Казань слишком красивы, чтобы быть правдой, но это кино, поэтому имеют место быть». Хотя, с другой стороны, здесь, пожалуй, стоит даже поблагодарить Алину-ханум за подборку подобных эвфемизмов, ведь нечасто можно встретить столь виртуозные образцы вежливого оппонирования, которые их адресат искренне воспринимает не только как комплимент, но и как повод для гордости.

Впрочем, в самом начале своей статьи кинодеятель прямым текстом также признает, что в фильме, возможно, есть недостатки. Это, между прочим, весьма достойное, сильное признание и, может быть, даже единственное, что в ее тексте вызывает подлинное восхищение.

Встреча со съемочной группой после показа (справа - Алина Ризванова)
Встреча со съемочной группой после показа (Алина Ризванова справа)

О ГЛАВНОЙ ИДЕЕ НИ СЛОВА

Но самая большая сложность состоит все же в другом. Основная мысль поста, с которым Ризванова вступает в полемику, была посвящена вопросу, оставшемуся в ее эмоциональном и пространном ответе вообще без какого бы то ни было внимания. Эта мысль, вынесенная даже в заголовок оспариваемой ею рецензии, сводится к тому, что фильм утратил главный свой лейтмотив — идею жертвы.

Жертва была показана в картине лишь в виде традиционного мусульманского обряда жертвоприношения, однако переосмысления жертвы в контексте человеческих отношений, как это мы видим в диптихе Абузярова, здесь никоим образом не прослеживается. В повестях «История с жертвой» и «Курбан-роман» героини жертвуют или готовы пожертвовать почти всем, что у них есть. Однако в картине всего этого нет.

А ведь именно лейтмотив жертвы и должен был стать для фильма самым главным. Безусловно, режиссер, снявший свой фильм всего лишь по мотивам литературного первоисточника, имеет полное право переработать исходный идейный замысел писателя. Однако фильм «Курбан-роман. История с жертвой», как видно из названия, сохраняет данную задумку, которая за увлеченностью режиссера артхаусной символикой и классической музыкой где-то совершенно теряется.

Режиссер Салават Юзеев
Режиссер Салават Юзеев

Об этом уважаемая Алина Анатольевна предпочитает молчать. Однако данную тему поднимает сам режиссер. «Фильм напоминает, что люди должны жертвовать, — раскрывает Салават-абый основной замысел своей работы. — Мы все время жертвуем. Главная линия в фильме — это ссора двух братьев. В итоге в финале фильма главный герой прощает своего брата, с которым находится в смертельной ссоре. Он жертвует своей гордыней. Это самое главное».

Вот уж воистину век живи — век учись! Мне всегда казалось, что люди жертвуют чем-то, что представляет ценность, во имя того, что имплицитно представляет еще большую ценность. Однако нет. Вполне можно, оказывается, пожертвовать и своей гордыней. Вроде принято считать, что отрицательные качества, пороки, грехи преодолевают, но у Юзеева не все так просто. Их тоже, как выясняется, можно принести на священный алтарь жертвоприношения.

Впрочем, почему бы и нет? Фальтер, герой рассказа Владимира Набокова Ultima Thule, познав однажды тайну мира, мог объяснить любое сложное понятие через все что угодно, например, через сладкий горошек или футбольные флажки. Начиная свои рассуждения со сладкого горошка, в такой картине мира можно прийти даже к осмыслению Бога.

Видимо, и Салават Юзеев, познав тайны артхаусного искусства, известные лишь посвященным создателям фильма, тоже нашел в понятии жертвы свой собственный «сладкий горошек». В его мире «странного самобытного кино», когда человек ест, скажем, пирожок, он делает это с великим смыслом — приносит в жертву свой голод. Когда он умывается, то таким образом жертвует своей грязью. Работа, стало быть, это жертва ленью. Ну а примирение, конечно же, есть жертва гордыней. «Мы все жертвуем», — вполне серьезно говорит нам режиссер. И с этим, наверное, нельзя не согласиться, нельзя в этом случае не пожертвовать своей непонятливостью.

СОБСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА

Исполнительного продюсера подобные концептуальные вопросы, похоже, не волнуют. И поэтому лично мне сложно вступить с ней в дискуссию. Ризванову больше беспокоит мелочность зрителя, как она называет уважительное отношение к работе своего авторского коллектива, выраженное во внимательном просмотре их фильма. Ведь мы, зрители, знаем, что в мире кино часто говорят: «Бог/дьявол скрывается в деталях». Однако для татарстанского кинематографиста обращать на них внимание — это «мелочно», ибо у нее совершенно другие критерии качества. «Если произведение порождает споры и дискуссии», рассуждает она, то картину можно считать состоявшейся. Поэтому, собственно, Алина Анатольевна и инициирует дискуссию про киноляпы и непродуманные сцены картины, которые в моей рецензии были на самом деле вынесены за скобки, в «посткриптум».

Что ж, поможем картине стать состоявшейся по собственным критериям госпожи Ризвановой. Хоть какая-то полемика. Продюсер пишет: «Если бы Вы следили за новостями со съемок фильма и приехали, к примеру, на съемки сцены аварии, да даже если бы Вы просто ознакомились с фотоотчетами со съемок на нашей странице в соцсети, Вы бы не писали такую глупость, как «подмена машин: в аварию попадает одна, а взрывается совершенно другая, причем в момент взрыва из нее куда-то исчезает Камилла». В кадре всегда черный Volkswagen, а в момент самого взрыва в машине сидит изготовленный на заказ женский маникен, с макияжем, прической и одеждой Камиллы».

Со времен Ролана Барта мы знаем, что автор умер, что его творение живет уже независимой от него жизнью. Но фильм «Курбан-роман» не так прост: он не относится к разряду самодостаточных произведений. Ведь для того, чтобы при его просмотре не выглядеть глупым, самого фильма здесь явно недостаточно: мы еще должны следить за новостями со съемок фильма, заходить на странички в соцсетях его создателей и желательно побывать на съемочной площадке. Действительно, очень «странное самобытное кино». Впрочем, как известно, пожелание дамы — закон. Давайте ознакомимся, как того хочет Алина-ханум, с фотографиями фильма (что-то дискуссия все-таки не складывается).

На переднем сиденье машины, по заверению продюсера фильма, сидит изготовленный на заказ женский манекен с макияжем, прической и одеждой главной героини. Подробности на vk.com
На переднем сиденье машины, по заверению продюсера фильма, сидит изготовленный на заказ женский манекен с макияжем, прической и одеждой главной героини.
«Найди 10 отличий». Глупостью называют создатели фильма мнение о том, что перед нами две разные машины
«Найди 10 отличий». Глупостью называют создатели фильма мнение о том, что перед нами две разные машины

НЕПОНЯТНАЯ ЖЕРТВА

На основании этого и других примеров в рецензии и был сделан вывод о том, что фильм «демонстрирует низкий уровень кинематографического ремесла». Однако Ризванова считает, конечно же, иначе. «Скорее, можно говорить, — пишет она в ответ, — о низком уровне культурной кинематографической образованности зрителя, нежели об уровне ремесла». Что правда, то правда: у меня, как и у многих других простых зрителей, действительно нет специального кинематографического образования. Те же, кто его имеет, по поводу картины высказываются намного резче. Так, профессиональный московский кинокритик Максим Семенов после разбора фильма называет его «какой-то невероятной пошлостью». И снова едва наметившийся повод для спора срывается. Ведь Ризванова, оказывается, абсолютно права: для того чтобы осознать, что дело в фильме не ограничивается лишь низким уровнем киноремесла, надо иметь профессиональный, еще более цепкий и отточенный взгляд. И я с этим полностью согласен.

«Как же у нас, не только в республике, но в целом и в России, любят хаять свое, отечественное», — сетует Ризванова в духе теории всемирного заговора. Ну почему же все любят хаять? Фильм «Бибинур», например, вызвал у зрителей, в том числе и у меня, совершенно другую реакцию. Кстати, когда на церемонии закрытия X казанского фестиваля мусульманского кино решили вспомнить фильмы-победители предыдущих лет, именно на фильме «Бибинур» зал дружно зааплодировал. Я полагаю, Вы, уважаемая Алина-ханум, были в тот момент в зале.

Общественное внимание к Вашей картине обусловлено совершенно другими причинами. Вы создаете кинематографическое лицо республики, по которому Татарстан будут знать далеко за его пределами. На Вас лежит огромная ответственность. Всей вашей команде была оказана беспрецедентная поддержка в лице президента РТ и министра культуры РТ. Но вы принесли все это в жертву. Вот только непонятно, во имя чего.

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.09.2014 09:45

    Супер! Рустам просто размазал продюсера по стенке, при этом сделал это так непринужденно и главное - с юмором.

  • Анонимно
    14.09.2014 09:49

    Достойный ответ. Очень интересно следить за всей дискуссией с первой рецензии Рустама.

  • Анонимно
    14.09.2014 11:19

    Зря Ризванова пыталась защитить свое детище. Идти надо в бой когда за тобой правда, а когда снял порнографию лучше тихо сидеть и молчать

  • Анонимно
    14.09.2014 11:35

    В Татарстане только Батров - хазрат? Почему БО только его мнение транслирует? Он ведь даже не отсюда родом.И мнение РБ не всегда совпадает с снением муфтия РТ

  • Анонимно
    14.09.2014 11:53

    Молодец Батров! Ризванова - случайный человек в кино. Еще раз навредила фильму.

  • Анонимно
    14.09.2014 13:40

    Батыр искусно отвечает на пошлое письмо продюсера.

  • Анонимно
    14.09.2014 15:15

    Потому что кроме Батрова никто не интересуется искусством с исламской символикой.

  • Анонимно
    14.09.2014 15:16

    И никто не может хорошо писать и внятно излагать свои мысли.

  • Анонимно
    14.09.2014 16:10

    Батрову должно быть стыдно за то, что он собственное безвкусие и киноискусствоведческую безграмотность демонстрирует в своих, прости Господи, рецензиях

  • Анонимно
    14.09.2014 18:43

    Неизвестно откуда взявшийся, Батров поучает всех, как стервятник налетев на жертву, то бишь бедную женщину, грудью отстаивающую свое бедное дитя . Его потуги противны. Его доводы банальны. Ссылка на кинокритика Семенова его основная опора. А между тем даже Максим Семенов несколько изменил свою первоначальную оценку. В лучшую сторону. Татарское общественное мнение безусловно на стороне создателей фильма.

    • Анонимно
      15.09.2014 00:21

      В комментариях сразу видно создателей фильма))

    • Анонимно
      15.09.2014 16:16

      Да, верно, снова кто-то из создателей недофильма нарисовался с полным набором демагогических приемов - гиперболы, переход на личности, отсутствие аргументов. А последнее предложение - вообще песня. Что есть такое татарское общественное мнение, кто проводил его исследование, одному Богу известно.

  • Анонимно
    14.09.2014 19:07

    Позвольте, но много раз анонсировалось, что Рустам Батров был членом отборочной комиссии фестиваля. То есть как член отборочной комиссии он этот фильм ОТОБРАЛ в программу, а потом начал писать о нем критические статьи. Это несколько странно и ... слегка неэтично.

  • Анонимно
    14.09.2014 19:09

    Молодец!Лучше не скажешь,а тем более не напишешь!

  • Анонимно
    14.09.2014 19:52

    Батров,как обычно,отвечает высокомерно,что непристойно работнику духовной сферы. В этом, может и кроется причина того,что он работник духовной среды,но не духовный работник, тем более лидер.

    • Анонимно
      16.09.2014 10:08

      Я высокомерия не вижу. Вижу сдержанность, иронию и большую начитанность. Прежде такого от мусульманских священников не видел, очень приятно читать.

  • Анонимно
    14.09.2014 20:30

    Действительно,непрофессионально снят фильм,имеются прорехи,в операторской работе (пересекание оси,цветокоррекция и т.д.)Чувствуется недостаток опыта у режиссера.

  • Анонимно
    14.09.2014 20:54

    Батров умеет вести полемику. Главное - это! А Ризванова же не зная этого показала свою слабость и непрофессионализм в ведении дискуссий. Учись, народ!

  • Анонимно
    14.09.2014 21:13

    Отлично Рустем ответил, в боксе это называется нокаут!
    Казанец

  • Анонимно
    15.09.2014 01:12

    Салват Юзеев - очень талантливый человек, думаю, у него есть перспективы многое сказать своими новыми фильмами. Ему просто в следующей ленте нужна профессиональная команда, а не общество бастардов и пиарящих себя художников-неудачников.

  • Анонимно
    15.09.2014 09:20

    Этот острый спор вызывает желание самому все увидеть. А где можно посмотреть фмльм?

    • Анонимно
      15.09.2014 10:03

      нигде. вы за него налогами деньги заплатили? все, теперь сидите тихо и не рыпайтесь. А правильные люди будут теперь отдыхать на них.

  • Анонимно
    15.09.2014 10:48

    Алина - молодец! Супер способ продвижения! Дайте фильм посмотреть уже!

  • Анонимно
    16.09.2014 11:33

    Браво, Рустам Батыр!Ризванова навредила картине больше,чем опубликованные критические статьи и комментарии зрителей.

  • Анонимно
    16.09.2014 11:56

    Салават Юзеев действительно очень талантливый человек, и снял фильм, который бесспорно вызывает сильные эмоции. И очень многие в зале плакали при просмотре, значит взяло за душу. А еще всегда бывают те, кому что-то где-то не нравится. И это нормально, ведь каждый имеет право на своё собственное мнение. Вот что удивляет - так это огромное количество людей, которые и фильм-то не смотрели, но зато уверенно размышляют о том, что фильм фигня, что деньги распилили, и т.д.

    • Анонимно
      16.09.2014 13:46

      Смотрели фильм, отвечайте за себя,плакать там по - моему можно было только когда показывали больницу,и то, после монолога Розы Хайруллиной.Смотрели и "Умереть отмщенным" и "Путь Халимы"...Там плакали даже мужчины,а у меня соседи по ряду, при просмотре Курбан романа только прикалывались,видя одно и тоже кафе,в котором сидели герои.В Казани не было ни одного достойного мусульманского кафе, простите, ресторана национальной кухни, коль задача была поставлена показать Казань, сделать фильм презентационным фильмом о Казани?)вечная реклама в отражении английский курсов EF)Подобных ляпов - масса.

  • Анонимно
    19.09.2014 15:45

    Спасибо Рустаму за грамотный разбор фильма. И газете, что не побоялась всё это затеять! Все огрехи и ляпы фильма, действительно, видны с первого же просмотра и без труда. Распил денег, думаю, был не более, чем обычно с этой картиной, но и те, что остались нераспиленными, тоже расходовались "как всегда". Всё дело в том, что наши режиссеры чувствуют себя звёздами изначально,что говорит о гордыне, которая от небольшого ума, скудоумии, им и в голову не приходит хотя бы согласовать сценарий с автором или людьми литературно одаренными. Например, Йос Стеллинг и Константин Лопушанский, что давали пресс-конференции на Фестивале и мастер-классы, на удивление не заносчивые, скромные люди,пусть Алина Ризванова и обвиняет всех на свете, что мы не ценим "пророка в своём отечестве", но я скажу: вот у кого надо учиться! Работать с актёрами. Не жонглировать символами! Мне тоже хотелось плакать. От досады! Опять! В очередной раз ПЛОХО!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль