Культура 
24.09.2014

Как в Екатеринбурге поставили американскую оперу на санскрите

Пока в Казани «перепевали» известный оперный хит, екатеринбургский Театр оперы и балета открыл сезон беспрецедентной премьерой

Премьера в Оперном театре «Любовного напитка» Доницетти в постановке Юрия Александрова спровоцировала дискуссию о состоянии театральных дел в Казани в части классических жанров искусства. «БИЗНЕС Online» решил познакомиться с тем, что же происходит в других российских городах, как протекает оперная жизнь за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Московский критик Елена Черемных съездила в Екатеринбург, где сезон открылся беспрецедентной отечественной премьерой оперы «Сатьяграха» — второй из 24 опер Филипа Гласса (она же средняя в трилогии «Портреты выдающихся людей»). Тем самым театр в Екатеринбурге стал первым, значит, пока единственным в России, где можно услышать классику американского минимализма.


В Екатеринбурге сезон открылся российской премьерой оперы «Сатьяграха» Филипа Гласса

МИРОЛЮБИВАЯ СЕНСАЦИЯ

Услышать оперу Филипа Гласса живьем — из того же разряда дефицитов, какими в советские времена были, скажем, фильмы Микеланджело Антониони или Бернардо Бертолуччи: хочется посмотреть, да негде. В повседневной афише мировых театров оперы современных композиторов до сих пор редкость (правда, в Европе все-таки регулярная). Что касается опер Гласса — полный тупик. Пару лет назад от Парижа до Берлина прокатали постановку Роберта Уилсона «Эйнштейн на пляже» (первая опера из трилогии Гласса о великих людях, последняя — «Эхнатон») и все.

Единственная в мире опера на санскрите «Сатьяграха» до сих пор остается и единственным оперным высказыванием на тему ненасильственного сопротивления. Речь в ней идет об известном благодаря «глыбе и матерому человечищу» непротивлении злу насилием, которое вслед за Львом Толстым утверждал Махатма Ганди, главный герой «Сатьяграхи». А за тысячи лет до обоих на те же педали жал древнеиндийский эпос «Махабхарата», точнее, его 6-я книга «Бхагавадгита», где Кришна приходит на землю, чтоб вдохновить Принца Арджуну на праведный бой. Вдохновляет идеей предпочтения сиюминутному вечного, а всему сомнительному безусловного.

В переводе с санскрита «Сатьяграха» (правильное ударение — на второй, а не на третий слог) означает «упорство в истине». Текст оперы — почти в чистом виде мантры. Либретто же — скорее, техническая подсказка режиссеру на кого и в связи с какими политическими событиями опереть действие. Ну, а действие, само собой, отменено музыкой Гласса так же искренне, как и пресловутое «насилие».

Ганди - Владимир Чеберяк
Ганди – Владимир Чеберяк

Глассу, как и другим художникам так называемого нью-йоркского даун-тауна 1970-х, интереснее всего было бросать камешки в заколдованные круги нездешних пространств и смотреть что будет. В волшебном далеке от европейской причинно-следственной драматургии, ему приоткрывалось многое. Например, «Жизнь, выведенная из равновесия» или «Кояникацци» (1981): музыку к культовому фильму Годфри Реджио минималист Гласс написал непосредственно после «Сатьяграхи».

Занятно, что крайность омузыкаленных им образов никогда не смущала композитора: на поверхностный слух его музыка практически одинакова. Она действительно уклоняется от миссии чего-то центрального. Потому что она не цель, а средство, помогающее постигать всякое-разное о жизни и за пределами жизни. Изобретатель некоего звукового волокна времени — вот кто на самом деле американский композитор-минималист.

СОЗЕРЦАНИЕ И СОВЕСТЛИВОСТЬ

В «Сатьяграхе» многократные повторения одного в оркестре, другого в хоре, третьего у солистов облаками плавают над поющими и слушающими, погружая в медитацию, четкими значениями которой не сразу, но проступают «созерцание» и «совестливость».

В переводе с санскрита «Сатьяграха» (правильное ударение — на второй, а не на третий слог) означает «упорство в истине». Текст оперы — почти в чистом виде мантры

Три акта «Сатьяграхи» — что-то вроде картины птичьего полета над территорией «борьбы без борьбы». Первые пол-оперы — между беседой Кришны с Ардужной и Ганди времен его общественно-политического старта в Южной Африке. Далее проповеди божественно-справедливого представлены фрагментами жизней Рабиндраната Тагора (второй акт) и Мартина Лютера Кинга (третий акт) со знаменитой речью 1963 года I have a dream («У меня есть мечта»).

В режиссуре и сценографии Тадеуша Штросберегера, чешских корней американца, все это предстает вроде бы «страшно традиционным». Цветную «картинку» вроде иллюстраций древнеиндийского эпоса, продолжает сцена насильственной «паспортизации» индусов (видео-проекция архивных паспортов повисает на аван-занавесе темненьким иконостасом) и бессловесный кошмар побиваемого толпой Тагора. Но лишь к финалу цель режиссуры проясняется. Полифонией к сцене насилия полицейских включен гигантский крупный план Кинга, чья речь о «Дворце Справедливости» не по-сегодняшнему наивна. Но лицо могучего черного сказочника плюс музыка Гласса неожиданно рождают ощущение спазма в горле.

Пожалуй, даже сильнее идеализма таких вот парней, прятавших кулаки ради мира, пробирает идея «сохраненной человечности» 35-летней давности послания Гласса. Сидишь и думаешь: то ли американские поставангардисты были сердечнее и чище нас, то ли мир был не так запутан? Увы, на фоне художественной этики 1970-х наше время завидным не кажется.

ЗАВОЕВАТЕЛЬСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Музыку «Сатьяграхи» доверили Оливеру фон Донаньи — знатоку и даже знакомцу Гласса. И минималистский стиль екатеринбуржцы почти усвоили. Изредка в ангелически-отрешенные вокалы «забегала» эдакая русская краска родом из «Бориса Годунова», а то и «Хованщины». Два года назад екатеринбургский Оперный отпраздновал столетие. Тогда же, поняв, что в русской и итальянской классике труппа и оркестр поднаторели, директор театра и поставил «Сатьяграху» в планы открытия 103-го сезона.

Премьеру готовили мощно. С января ежемесячно на 10 репетиционных дней приезжал дирижер. Много времени посвятили санскриту и азам индуизма. Коучем взяли Наталью Силкину — молодого петербургского востоковеда. Кстати, впервые в истории санскрита при переводе текста оперы она транслитерировала язык не латиницей, как принято во всем мире, а русскими буквами. И не зря. 40 (из 700) мантр «Бхагавадгиты» были прекрасно — есть впечатление, что и осмысленно — исполнены солистами. Вариативно скомбинированные Глассом ансамбли были превосходны и со сцены, и из оркестровой ямы. Но главным героем постановки надо признать хор (хормейстер — Эльвира Гайфуллина). Когда хор кругами движется по залу, в ушах каждого слушателя возникает эффект калейдоскопа. Не сразу и поймешь, что переливами идущих мимо, но словно сквозь тебя человеко-голосов ты ненасильственно завоеван.

Главным героем постановки надо признать хор

«НАДО БУДЕТ ИЗУЧИТЬ РЕАКЦИИ МЕСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

После премьеры директор екатеринбургского Театра оперы и балета Андрей Шишкин ответил на вопросы «БИЗНЕС Online»:

Андрей Геннадьевич, как родилась идея «Сатьяграхи» в Екатринбурге?

— Начну с того, что я вообще-то не музыкант. Но в молодости, в 1980-е довольно сильно увлекался рок-культурой и тем, что около нее. У меня были записи Брайана Ино, Дэвида Бирна, Дэвида Боуи, Роберта Фриппа. Ну, и по касательной я стал слушать музыку Гласса, Рави Шанкара. Тогда же, в 80-е, несколько раз съездил в Индию по службе. И, вы знаете, очень Индию полюбил. Позже я бывал там не раз, не два, а может быть раз 14. Посетил много паломнических мест. И как-то проникся их культурой религии. Там есть один храм, где 5 или 6 конфессиональных разновидностей сосуществуют. Люди там молятся каждый своему богу, и это как-то очень здорово. Конечно, я читал «Бхагавадгиту», даже выучил некоторые мантры. Не то, чтобы религиозно я подчинен индуизму, но я им человечески тронут. Поэтому идея постановки оперы «Сатьяграха», она давняя. Конечно, я думал, что бы такое поставить у нас. «Эйнштейн на пляже» крупноват (опера длится четыре часа — прим. ред.). «Эхнатон»? Нет. А «Сатьяграха» чем еще хороша? Это же мантры. То есть я подумал: «Так или иначе, исполняя мантры, мы можем что-то изменить непосредственно вокруг себя».

Кастурбай - Надежда Рыженкова
Кастурбай – Надежда Рыженкова

Что именно изменить?

— Например, скажу вам такую вещь. Екатеринбург — это же очень тяжелый город. В том смысле, что здесь много человеческих захоронений и вокруг, и в самом городе. Начинают копать котлован для стройки и находят кости. Я подумал, что «Сатьяграха» — это даже профилактически полезно в нашем городе.

А сколько лет вы здесь?

— 8 лет (до этого Андрей Шишкин возглавлял оперный театр Уфы, — прим. ред.). Первые годы ушли на то, чтобы осмотреться, понять, ощутить коллектив. Потом у нас подобрался довольно сильный, скажем так, костяк. Главным дирижером стал Павел Клиничев из Москвы, главным хореографом — Слава Самодуров из Питера. И я как-то почувствовал, что дело пошло. Слава какое-то время привыкал, может, сам еще робел. Но потом начал ставить одно, другое, третье, и вот уже прошлый год принес нашему балету четыре «Золотых маски». Да и в опере много чего освоили: «Графа Ори» Россини и «Отелло» Верди ставила команда Клиничев-Ушаков. «Бориса Годунова» сделали Михаэль Гюттлер и Титель. Как раз пару лет назад, когда мы отмечали столетие театра, у меня возникло ощущение, что за краткий срок театром проработано столько нового материала, что можно позволить себе нечто более смелое. Тогда я и поставил в планы сезона 2014/15 «Сатьяграху».

Можно ли назвать это вашим продюсерским проектом?

— Да. Я впервые себе такое позволил. Но... позволил. Во многих отношениях это новый опыт. Мы познакомились с голландским агентом, который, как выяснилось, был причастен к первому концертному исполнению «Сатьяграхи» в Роттердаме. И он меня чуть не за руку привел туда, где легально мы приобрели права на исполнение и ноты этой оперы. Деньги заплатили вполне обозримые. Но какая-то опрятность, цивильность таких отношений мне, не скрою, понравилась. В России нотный вопрос сами же знаете, как решается: едешь в библиотеку Большого или Мариинки, договариваешься, делаешь ксерокопии партитур, ксерокопии партий... Ну, а потом меня познакомили с дирижером Оливером Донаньи...

... однофамилец известного маэстро Кристофа фон Донаньи?

— Да они братья двоюродные!

Хорошо, а режиссера как искали?

— Прежде чем искать, я скачал и посмотрел штутгартскую «Сатьяграху» и, конечно, постановку в Metropoliten. Ни та, ни другая особо не понравились. А потом мне дали запись «Орестеи» Танеева в постановке Штосбергера, и я решил звать его. Отличный энергичный парень. И, знаете, у этих ребят вообще нет такого, как у наших иногда: «Либо по-моему, либо никак!» В январе он показал мне режиссерские эскизы, и я попросил его многое поменять. Даже хотел его в Индию свозить, чтобы он своими глазами увидел какие-то вещи, — не вышло. Но через два месяца он приехал, учтя буквально все мои поправки и соображения.

То есть вы и продюсировали, и консультировали?

— Так вышло. И это было очень интересно мне. Например, я консультировал и делал обоснования для костюмной части. Или, например, пришлось уговаривать, чтобы Кришна был синий и четырехрукий, а не двурукий.

А екатеринбургские кришнаиты заинтересовались постановкой?

— В первый день показа они скупили всю галерку. Я специально ходил, договаривался с ними, чтобы не использовали нашу премьеру для своих акций и не устраивали здесь ничего.

Кришна - Михаил Коробейников
Кришна – Михаил Коробейников

Как по-вашему, у «Сатьяграхи» есть шанс попасть в репертуарную афишу театра? Просто ведь не все, кому интересно побывать на опере Гласса, до Екатеринбурга уже добрались.

— Пока я с волнением и даже тревогой жду, как отзовется об этой премьере критика. Дальше надо будет изучить реакции местной общественности, в том числе и православной. Но, в принципе, два раза в месяц, начиная с ноября, я бы ее давал: она того стоит.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2014 09:19

    Как же это здорово, когда директор театра мыслит такими категориями. - \" это профилактически было бы полезно городу\".

  • Анонимно
    24.09.2014 10:19

    Неплохо, что где-то культурная жизнь, действительно кипит...а не застаивается, как в нашем культурном казанском болотце

  • Анонимно
    24.09.2014 10:54

    Казань- провинциальный город,мыслящий категориями 90-00-х. Например, в Казани до сих пор судят по одежке,переживают кто-что подумает, а главным мерилом успеха является богатство (часто показное). Москва, Питер, Екатеринбург, Самара давно от этого отошли, а может у них не было этого.

  • Анонимно
    24.09.2014 11:01

    Супер! Респектабельный и аффтору за тонкий анализ и глубок интервью, и героям из Е- бурга, работающим тонко, вдумчиво и с размахом не провинциального театра. Этот текст особенно важно прочитать в татарском минкульте, что сделать более выверенной культурную политику в регионе. И директору местного оперного, чтобы пере загрузить свою команду.Лепский

  • Анонимно
    24.09.2014 13:00

    Я лично был на спектаклях оперного театра из Екатеринбурга, зрелище печальное и унылое. Непонятно по какой причине вы им трясете и призываете равняться на него.

  • Анонимно
    24.09.2014 13:04

    Самый главный показатель успешности провинциальных театров- это заполняемость зрительного зала. Все остальное- это из области теории. Так по этому показателю наш театр значительно опережает все остальные, кроме , естественно , туристических Питера и Москвы. И как бы тут язвительно не проходились по моему любимому театру, ничего у вас господа не выйдет. Зритель не дурак в основной своей массе и просто так в театр ходить не будет. Ну а постановки, да, должны быть разные и у нас и в других театрах.

  • Анонимно
    24.09.2014 13:57

    Айрат, надо не считать дни, а ходить в театр почаще. У меня есть знакомый, который говорит- а что они( оперный театр) каждый год одни и те же оперы на Шаляпинском фестивале показывают!))). Вы видно из того же числа. Театр на гастроли обязательно должен ездить. Это и артистам и оркестру полезно!

  • Анонимно
    24.09.2014 14:41

    Да наш оперный в основном на каких-то гастролях.

  • Анонимно
    24.09.2014 14:45

    А кто тут в каментах про унылое зрелище поднаврал-то? Вот вам рецензия очень аторитетного критика Юлии Бедеровой из "Коммерсанта"))))) Да и другие пусть ознакомятся. Интересно же, правда?http://www.kommersant.ru/doc/2569751

  • Анонимно
    24.09.2014 14:49

    Раз уж пошло такое дело. Вот еще рецензия из "Независимой". Рахмат Марине Гайкович!http://www.ng.ru/culture/2014-09-22/10_opera.html

    • Анонимно
      25.09.2014 00:30

      Марина Гайкович - это кто? Александрова знаю, Марину - нет.

  • Анонимно
    24.09.2014 15:05

    ННу и дела. А чо, интересно. Киньте еще рецензий, ребят.

  • Анонимно
    24.09.2014 15:16

    Оперная трилогия Гласса, героями которой стали гигантские фигуры Эйнштейна, Ганди и фараона Эхнатона — трех духовных лидеров, идеи которых изменили мир, — есть некий «американский ответ» тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунгов». В глобальном европейском метатексте Вагнера представлена картина мира, в которой создан культ героя. То, с каким энтузиазмом в наше время публика воспринимает проблематику опер Гласса, показывает, насколько устало человечество от войн, споров, погони за призрачным успехом и его материальными проявлениями.Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/33555091/reka-tekuschaya-v-vechnost#ixzz3EENBLZhw

  • Анонимно
    24.09.2014 15:17

    Сами ищите. Погглить не мложешь?)))

  • Анонимно
    24.09.2014 18:54

    Время покажет, насколько востребована будет эта современная опера Гласса. Будет ли ходить на нее публика больше одного ознакомительного раза?Опера - феномен 19-го века, все шедевры были написаны тогда, а все, что делалось потом и сейчас - это размышления на тему былого величия, но не то, что мы привыкли считать оперой.

  • Анонимно
    24.09.2014 19:00

    Когда минимализм давно почил в бозе, решили реанимировать его труп в лице 4-часовой оперы малоинтересного кинокомпозитора Гласса о непротивлении злу насилием (идея, которая в нынешней ситуации, требующей это самое зло бить, не жалея, до самого его конца, тоже не выглядит, мягко говоря, актуальной). Опять изобрели велосипед...

  • Анонимно
    24.09.2014 20:37

    Вот Айрат вы и показали себя. Из всех названий только волшебную флейту не смотрел. Опера это вам не кино Чараев- посмотрел один раз и все. Надо ходить на исполнителей а не на название. Вот и мой знакомый точно такой- а я говорит уже слушал Аиду один раз, зачем еще раз? ))). Если уж совсем профан, то не надо в дискуссии участвовать.

    • Анонимно
      24.09.2014 21:47

      Почему все участники дискуссии со стороны оперного (так называемые квакеры) анонимы? А Айрат с открытым забралом. Для того чтоб всерьез их воспринимать, просьба: Гульчатай, открой личико! Чего боимся то?Казанец

      • Анонимно
        25.09.2014 13:12

        Квакеры - люди, которые за небольшую плату устраивают овации. Учите матчасть, казанец.

        • Анонимно
          25.09.2014 13:55

          Да и вам бы не мешало. Квакеры - представители одной из ветвей протестантизма. Поддержку солиста обеспечивает клака. следовательно, клакеры.

  • Анонимно
    25.09.2014 02:04

    Эй вы там, "знатоки"?)))) Четыре часа - это про оперу "Эйнштейн на пляже", а не про "Сатьяграху", которая с двумя антрактами идет 3:10. Насчет того, что опера - искусство 19 века... Друзья, если вы так думаете, это вообще позор мимо кассы. И, помимо прочего, это значит, что не в вашей квалификации диагностировать явления современной (ХХ века) и уж тем более классической (которую вы по- дикому отсчитываете только с позапрошлого века) оперы на российских - как и на вашей собственной, будь она хоть казанская - сценах.))))

  • Анонимно
    19.10.2014 13:22

    Наивный видно все-таки этот Айрат. "Порадовать десятками громких имен и названий".... Какое это отношение имеет к тому, чтобы разбираться в театре?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль