Общество 
26.09.2014

Александр Терентьев: «Сегодня нет стандартных градусников, чтобы померить температуру в регионах»

Серый кардинал Кремля признался среди коллег-экспертов, что программы по национальной политике Татарстану только в 2014 году обошлись в 330 млн. рублей

В Казани накануне стартовала трехдневная научно-практическая конференция «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ». На нее собрались около 100 ученых со всей России, которые обсуждают проблемы сбора и интерпретации информации в такой взрывоопасной сфере. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала очевидцем того, как в первый день в центре внимания оказался доклад человека, который редко публично выступает и имеет репутацию «местного Суркова», — замруководителя аппарата казанского Кремля Александра Терентьева. Он, с одной стороны, по понятным причинам в довольно мажорных тонах обрисовал ситуацию в РТ, с другой, выдал немало любопытной информации, попутно адресовав неким неназванным структурам обвинения в том, что сейчас развелось много псевдонаучных исследований и лжеэкспертов.


В Казани стартовала конференция, посвященная этносоциальным процессам в регионах РФ (на фото Мякзюм Салахов, Александр Терентьев, Леокадия Дробижева)
В Казани стартовала конференция, посвященная этносоциальным процессам в регионах РФ (на фото - Мякзюм Салахов, Александр Терентьев, Леокадия Дробижева)

ДОБРО ДАЛ ЕЩЕ ФИКРЯТ ТАБЕЕВ

В Казани в Доме дружбы народов вчера стартовала Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», организованная департаментом президента РТ по вопросам внутренней политики, министерством культуры РТ, академией наук РТ, институтом истории им. Марджани, Институтом социологии РАН, а также Российским обществом социологов. На нее приехали специалисты по социологии и этнологии из 34 городов России.

Интересно, что конференция приурочена к 45-летию первого в СССР крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного впервые в Татарстане. В нашей республике тогда добро на эти исследования дал первый секретарь обкома КПСС Фикрят Табеев.

Основная оргработа по подготовке и проведению конференции легла на плечи сотрудников Института истории и его шефа Рафаэля Хакимова. На конференции работает ряд секций, среди которых есть такие, как «Этническая и национально-гражданская идентичность в российских регионах и в этносоциальных группах», «Межэтнические взаимодействия в регионах», «Религиозная идентичность и межконфессиональные отношения».

3.jpg
Конференция проходит в Доме дружбы народов Татарстана

ТАТАРСТАН: НЕГАТИВ УДАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕТЬ

На пленарном заседании первым с докладом «О национальной политике в Республике Татарстан» выступил Александр Терентьев, замруководителя аппарата президента РТ — руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики. Для начала он предложил собравшимся информацию о том, что Татарстан — один из самых многонациональных регионов РФ. Если по данным всероссийской переписи населения в 2002 году в РТ проживали представители 115 народов, то по результатам аналогичной переписи 2010 года — уже 173 национальности.

При этом, согласно опросу, проведенному в РТ в мае нынешнего года, межнациональные отношения в республике «спокойные, стабильные» (мнение 86,9% опрошенных). Еще 10,9% считают, что «обстановка спокойная, но напряженность начинает расти». Напряженной считают ситуацию всего 0,5% респондентов.

В таблице, которую предложил Терентьев, — динамика ответов на вопрос «Какова сейчас межэтническая, межнациональная ситуация в республике в целом?»

Сентябрь 2012

Декабрь 2012

Февраль 2013

Май
2013

Сентябрь 2013

Декабрь 2013

Февраль 2014

Спокойная, стабильная

71,3%

69,1%

74,5%

78,7%

81,3%

69,1%

77,6 %

Спокойная, но напряженность начинает расти

26,1%

26,1%

21,2%

19,4%

16,6%

24,5%

19,1%

Напряженная, конфликтная

2,6%

4,8%

4,3%

1,9%

2,1%

2,9%

1,7%

Примерно такая же точка зрения у респондентов и на ситуацию в религиозной сфере в Татарстане.

Декабрь 2012

Февраль 2013

Май
2013

Сентябрь 2013

Декабрь 2013

Февраль 2014

В целом спокойная, стабильная

54,0%

62,1%

76,6%

83,6%

64,7%

67,4%

Спокойная, но ухудшается

24,0%

17,6%

13,1%

10,8%

24,7%

22,3%

Напряженная, но улучшается

14,2%

14,4%

7,4%

4,1%

2,2%

3,5%

Напряженная и ухудшается

7,8%

5,9%

2,8%

1,6%

3,7%

2,4%

Конечно, наблюдается и некоторое снижение показателей в отдельные периоды. Это связано прежде всего с кризисными ситуациями в июле 2012 года (см. спецпроект «БИЗНЕС Online» «Теракты в Татарстане») и в ноябре 2013 года (см. материал «БИЗНЕС Online» «Черный уик-энд для Татарстана: цепь совпадений или...»). Но, судя по опросу, негатив удалось преодолеть.

В своем докладе Терентьев отметил, что Татарстану удается справляться с таким достаточно сложным вопросом в сфере межнациональных отношений, как миграция. Наша республика привлекательна для мигрантов. По итогам 2011 - 2013 годов Татарстан имеет самые высокие показатели миграционного прироста среди всех субъектов Приволжского федерального округа. В прошлом году на миграционный учет в РТ были поставлены более 190 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Это сразу на 14% больше, чем в 2012 году.

7.jpg
Выступает Александр Терентьев

Большинство мигрантов, как отметил докладчик, являются гражданами среднеазиатских государств. Так, 70% составляют граждане стран СНГ — это Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия. Теперь к ним, по понятным причинам, прибавилась Украина. 12% — жители стран Евросоюза. Из стран с визовым порядком въезда основная доля въехавших приходится на Турцию, Германию и Китай.

«Анализ мотивации прибытия показывает, что преобладает частный интерес — стремление получить работу. Только 5 процентов — это туристы, чуть больше 3 процентов прибыли с целью получения образования, — сообщил Терентьев. И добавил, — Республика Татарстан рада всем тем, кто едет учиться, работать, кто считается с укладом жизни местного населения... И в то же время мы ставим заслон на пути тех, кто не считается с интересами местного населения, кто допускает правонарушения...»

ВВЕДЕН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЧАС ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ ПО ВЫБОРУ РОДИТЕЛЕЙ

«В республике проводится целенаправленная работа по созданию системы национального образования, — отметил Терентьев. — Во всех школах республики русский и татарский языки изучаются, как государственные».

Тут докладчик не мог не вспомнить о громких протестах в РТ по поводу недостаточного количества часов на изучение русского языка, но отметил, что «в большей степени эти вопросы все-таки касаются методики, нежели количества часов»...

Он также сообщил, что в РТ действуют чувашские, марийские, удмуртские учебные заведения, что «в 30 воскресных школах республики изучаются языки 28 народов. Внедряются коммуникативные технологии изучения татарского языка... В соответствии с поручением президента РТ введен дополнительный час для изучения родных языков по выбору родителей. Чтобы они не говорили, что им приходится репетитора нанимать. Государство дополнительно платит за этот час, и люди сами выбирают, какой язык дополнительно изучать».

2.jpg
В зале собрались более 100 ученых

ЦЕНА СОЦИАЛЬНОГО МИРА И ГАРМОНИИ — $10 МЛН. В ГОД. НЕДОРОГО?

Терентьев напомнил, что концепция государственной национальной политики республики была принята в 2008 году. Ее обсудили на съезде народов Татарстана, а затем она была утверждена указом президента РТ. В 2013 году была принята новая редакция этой концепции. На этой основе в 2013 - 2014 годах были приняты целевые государственные программы «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 - 2020 годы»; «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)»; «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы» и «Развитие сферы туризма и гостеприимства в РТ на 2014 - 2020 годы». Приняты были и четыре подпрограммы, в том числе «Профилактика терроризма и экстремизма в РТ на 2014 - 2016 годы».

«В 2014 году на выполнение указанных программ и подпрограмм в бюджете республики выделено около 330 миллионов рублей, — сообщил Терентьев. — Общее количество программных мероприятий, запланированных на год, около 300...» Сумма не покорила коллег — для Татарстана, некогда бывшего потенциальной «этносоциальной бомбой», — это копейки. Ведь выигрыш — мир в домах и... сотни миллиардов рублей, которые генерирует местная экономика.

5.jpg
В перерыве участники обменивались мнениями

ОЧЕНЬ МНОГО ПСЕВДО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЛЖЕ-ЭКСПЕРТОВ

«В республике сложилась определенная и в целом выстроенная система мониторинга общественно-политической, этноконфессиональной ситуации с целью предупреждения и нейтрализации социальных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов», — сказал докладчик.

Эта система мониторинга включает в себя выявление конфликтных ситуаций и правонарушений силовыми структурами; сбор информации о возможных конфликтах муниципальными образованиями и управлением по работе с территориями президента РТ; сбор информации о негативных проявлениях в религиозной сфере по линии отдела государственно-конфессиональных отношений департамента президента РТ по вопросам внутренней политики в рамках системы кураторства; регулярный мониторинг информационного поля (СМИ, социальные сети); расширение обратной связи с общественными, религиозными, национальными организациями; проведение социологических исследований.

Причем Татарстан по мониторингу вошел в число пилотных регионов России. «Мы здесь относительно недавно принимали рабочую группу, с которой проговаривали вопросы, какие критерии взять за основу, — сообщил Терентьев. — Потому что мониторинг — это хорошо. Но как только по итогам мониторинга оценивают регионы, регионы тоже будут накручивать все оценки, которые они будут давать в своих отчетах. Поэтому нужно вести мониторинг так, чтобы это было достаточно объективно. И не подталкивать регионы к корректировке результатов или сведений, которые будут даваться в рамках это мониторинга».

Терентьев сообщил, что в 2013 году в РТ было проведено 6 комплексных социологических исследований в этно-конфессиональной сфере, на 2014-й запланированы уже 9 таких исследований. Создан экспертный совет по общественно-политическим и этно-конфессиональным вопросам при КФУ.

«Очень важно опираться именно на мнение профессионального экспертного сообщества, — подчеркнул Терентьев. — В настоящее время очень много псевдонаучных исследований, лже-экспертов... Наверное, многие из вас помнят доклад и карты этно-религиозных угроз в Поволжье и на Северном Кавказе, доклад «Гроздья гнева», который был опубликован относительно недавно. Безусловно, те выводы, которые там содержатся, или те коэффициенты этнонациональной напряженности, или попытки по социальным сетям и по публикациям давать оценку того, насколько успешно или неуспешно территория решает вопросы, конечно, несостоятельны. Поэтому Республика Татарстан, как и многие регионы, заинтересована в том, чтобы в Российской Федерации была действительно научная система мониторинга, социологические исследования действительно имели бы научную базу, и оценки были достаточно объективными, насколько это возможно сегодня».

6.jpg
В фойе Дома дружбы народов

«Сегодня у нас нет стандартных, каких-то общих градусников, которыми можно было бы температуру (в регионах) померить, сегодня много очень вкусовщины, разных псевдоэкспертов, которые научных званий не имеют. Применяются разные совершенно методики, которые никем не обоснованы, никем не признаны. Но тем не менее широко об этом говорится, чуть ли не на федеральных каналах. Потому что правильных, точных, научно выверенных подходов сегодня не хватает».

Александр Михайлович резюмировал: «Сегодня в этно-конфессиональной сфере мы выделяем для себя следующую двуединую задачу... Это, с одной стороны, создание условий для сохранения и поддержания языков, религий, культур народов, проживающих в республике. И, с другой стороны, принятие адекватных мер по пресечению различных радикальных экстремистских проявлений».

ТАТАРСТАНУ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НУЖНЫ НЕ В КАЧЕСТВЕ БАНТИКА ДЛЯ КРАСОТЫ

Довольно интересными были и другие доклады. Леокадия Дробижева, доктор исторических наук, профессор, руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН темой своего выступления выбрала «Этносоциологические проблемы в контексте новых вызовов на социально-политическом пространстве». О некоторых поднятых в этом докладе проблемах Леокадия Михайловна рассказывала, когда была накануне гостьей «БИЗНЕС Online», участвовала в нашей интернет-конференции. Репортаж собрал уже под четыре сотни читательских комментариев.

4.jpg
Один из слайдов к докладу профессора Леокадии Дробижевой

О миграционных потоках и о том, какие проблемы они вызывают в России, рассказал Владимир Мукомель, доктор социологических наук, заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных вопросов Института социологии РАН.

Президент Российского общества социологов Валерий Мансуров обратил внимание коллег-ученых на то, что, к сожалению, «власть не всегда демонстрирует свое заинтересованное участие», понимание важности этносоциальных и этнокультурных проблем. Недоумение вызывает, скажем, то, что «сначала сформировали министерство регионального развития, потом его расформировали»... Однако «вне властных структур, вне административно-бюрократических систем и организаций существует устойчивый интерес к этой проблематике».

Продолжил Валерий Андреевич и мысль руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики о том, насколько важно «мониторить» ситуацию профессионально: «Мы же с вами прекрасно понимаем, что если будет проводиться мониторинг, даже на основании хороших инструментов, опробованных, научных методик и так далее, кто будет это делать? Если это будет делать заинтересованная организация, даже академический институт, который вписан в соответствующую административно-бюрократическую структуру, который зависит от этой структуры и от государства, значит остается возможность влияния и воздействия на то, как это будет делаться. Если это будут делать, предположим, научно-исследовательские организации на местах... В том случае, когда органы управления заинтересованы в объективной информации, а на местах они, конечно, заинтересованы, но они не хотели бы, чтобы об этом хорошо знал центр, чтобы он не использовал данные проводимых здесь исследований региональных органов управления... Это тоже очень серьезный организационно-правовой и управленческий аспект»...

Мансуров говорил о возможностях общественных организаций, общественной системы сбора информации и ее анализа — «чтобы это была независимая экспертиза». Докладчик уверен: «Только независимая экспертиза даст нам реально объективные данные». Но тут же добавил: «Хотя я сильно сомневаюсь, что в России можно создать независимую систему сбора, обработки и анализа и тем более оценки деятельности»...

НАМ ВАЖНО ОБМЕНЯТЬСЯ ОПЫТОМ, ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ГДЕ ПРОИСХОДИТ

Участники конференции по просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировали ее значение.

Рим Валиахметов — директор Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан (г. Уфа):

— Безусловно, конференция очень важна. Тема чрезвычайно актуальная не только для республик Татарстана, Башкортостана, Якутии и других, но, я уверен, для всех регионов Российской Федерации. Ибо сейчас Россия становится многонациональной, поликонфессиональной не формально, не только по Конституции, но и реально, по жизни. Очень важно изучать позитивный опыт регионов. Думаю, опыт каждого региона бесценен. И наш основной замысел — по крупицам собирать этот позитив и далее проецировать на всю Россию.

9.jpg
В кулуарах конференции

Ванда Игнатьева — заведующая сектором этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (г. Якутск):

— Прежде всего, я хочу поблагодарить оргкомитет этой конференции за приглашение нас из Республики Саха. Потому что тема, основная проблематика этой конференции, она касается всех российских субъектов, независимо от того, где человек живет, — в Саха Якутии, в Москве, в Башкортостане... Проблемы культурной множественности, культурного плюрализма являются современной социологической реальностью, которая присуща и миру, и Российской Федерации, и ее регионам. Поэтому на конференции мы очень детально, очень серьезно обсуждаем два ключевых элемента культурной множественности — идентичность и этнополитику. За этим мы сюда и приехали.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Такие конференции у нас проходят еще с советских времен, их стали проводить еще при первом секретаре обкома КПСС Фикряте Табееве, о чем говорила профессор Леокадия Михайловна Дробижева. В 90-е годы они были очень важны для выработки национальной политики. Исследования тогда проводились в разных регионах страны, причем это были основательные социологические исследования, с экспертными оценками, с обсуждениями. Итоги потом представлялись и президенту России, и мы здесь очень хорошо их использовали. Такие исследования проводятся регулярно, и конференции тоже, они воспроизводят то, что происходит на самом деле в России. Межнациональное согласие — это у нас в республике как база, но это и модель для России. И нам важно обменяться опытом, посмотреть, что где происходит. Такие конференции не сугубо научные, а научно-практические. Поэтому нынешняя и проходит в Доме дружбы народов Татарстана. Чисто теоретические вопросы мы мало затрагиваем, а говорим именно о том, как научные данные эффективно использовать на практике.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2014 08:40

    Верю, что в целом, все неплохо, но терентьев не видит социальной бомбы, на которой живет. Она может детонировать не дай бог, а дальше цепная реакция. Как избежать? Жить по закону, какой- никакой парламент, отчетность, независимые СМИ, борьба с коррупцией. Это ключевые вещи, на которые мы должны обратить внимание, пока еще есть время. А так - убаюкивание

  • Анонимно
    26.09.2014 08:48

    Сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Если хотят татары сохранить свой родной язык-вперед. Но зачем нам, русским их язык впариваить? На нем фактически никто не говорит в городах, только в татарских деревнях. Пусть там и сохраняют.

    • Анонимно
      26.09.2014 09:35

      Знать язык местного населения необходимо хотябы из соображений безопасности. Вдруг они замышляют что-то на своем ,в а вы и не подозреваете

      • Анонимно
        26.09.2014 09:38

        имперское мышление уходит в прошлое потихоньку, Россия уже не та...

      • Анонимно
        26.09.2014 09:50

        Тогда надо и узбекский и туркменский и азербайджанский и еще языков 5 бывшего СССР надо знать. А еще не забудьте Чувашский, Марийский, Мордовский, ну и Чукотский. На всякий случай. Вы батеньки просто гений осторожности и безопсной жизни в России. За границу (в Турцию, Египет, Европу или ... ужас... в США) вообще ни ни.

        • Анонимно
          26.09.2014 10:18

          Батенька да будет Вам известно зная татарский в будете понимать все вами перечисленные языки и еще около 14языков, кроме марийскго мордовского и чукотского Правда придется немного напрягать слух.Так-что овчинка стоит выделки.А в древней Руси-Орде (Великой татарии ,или как пишут европейцы -ТАРТАРИИ)было двуязычие ,и говорили в основном на татарском. Почитайте дневник Афанасия Никитина он свободна говорит на татарском (Если он конечно не татарин на самом деле).

          • Анонимно
            26.09.2014 10:51

            "древней Руси-Орде (Великой татарии ,или как пишут европейцы -ТАРТАРИИ)было двуязычие" - и они вместе с великими украми выкопали Черное море.Чтобы было где на лодочке покататься.

          • Анонимно
            26.09.2014 14:56

            Вы, честно говоря, достали с этим Никитиным. А еще примеры, кроме него есть? Только не фоменко, умоляю, он к истории как науке отношения вообще не имеет.

            • Анонимно
              26.09.2014 15:45

              Вот попросите открыть ВСЕ русские летописи. Там и найдете ответ про двуязычие. Кстати , на монетах, отливаемых в Московии ,были надписи на русском и татарском языках. Эти монеты иногда выставляются в музеях.

          • Анонимно
            26.09.2014 16:19

            Вопрос: хочу ли я изучить татарский и с ним еще 14 языков и для какого лешего мне это нужно? Ответ: нет, не хочу. Татарский мне не нужен, потраченное на изучение время потеряно впустую. При необходимости, если кто не понимает по русски может водить с собой переводчика.

            • Анонимно
              27.09.2014 17:30

              Вопрос : должны ли мы для сохранения языковой среды в Татарстане заботиться о вашем потерянном времени. Тем более ,если вы имеете альтернативу в виде проживания в других областях страны без национального компонента, в отличии от представителей КОРЕННЫХ народов России на своих исторических землях.

              • Анонимно
                29.09.2014 14:40

                Так и сохраняйте её среди носителей. Нам ваша среда и даром не нужна. А вы нам её упорно навязываете, забывая, что насильно мил не будешь.

      • Анонимно
        26.09.2014 10:49

        А есть повод для подозрений? На мой взгляд-нет. Так что сохранять тат.язык надо именно среди тех кому он является родным, и деньги бюджетные тратить конкретно с этой целью, толку будет больше.

    • Анонимно
      27.09.2014 04:02

      Потому что если русским не впаривать, они начинают возмущатся уже тем, что татары на своем языке разговаривают в общественных местах и в парламенте.

      • Анонимно
        27.09.2014 13:11

        Не верю. Никогда с таким не сталкивался. Из разраяда: сами придумали-сами обиделись.

        • Анонимно
          27.09.2014 17:32

          Так вы наверное, вчера только в Казань перехали, поэтому и не сталкивались. А я живу здесь с рождения и наблюдала это много раз, когда татарам делали замечания за разговор на татрском языке.

          • Анонимно
            27.09.2014 22:19

            В Татарстане живу с рождения. Никогда о таком не слышал. Могу предположить, что если и делались такие замечания, то только в силу того, что сам разговор был понятен тому, кто делал замечание и содержал что-либо оскорбительное.

          • Анонимно
            27.09.2014 22:19

            В Татарстане живу с рождения. Никогда о таком не слышал. Могу предположить, что если и делались такие замечания, то только в силу того, что сам разговор был понятен тому, кто делал замечание и содержал что-либо оскорбительное.

  • Анонимно
    26.09.2014 09:26

    Единственный, кто четко указал на проблему - это В.Мансуров. «Только независимая экспертиза даст нам реально объективные данные».«Хотя я сильно сомневаюсь, что в России можно создать независимую систему сбора, обработки и анализа и тем более оценки деятельности». А Терентьев лишь прикрывает и лакирует свою "работу", да поливает "разных псевдоэкспертов, которые научных званий не имеют".

    • Анонимно
      26.09.2014 10:07

      "Разные псевдоэксперты", это понятно про кого - РИСИ, ОРК и иже подобных "экспертов", которые мутят по заказу некоторых темных сил. если что то пишут, то только одно, как плохо в Татарстане, какие татары плохие, везде исламские экстремисты, националисты и еще бог знает кто. вообщем Терентьев абсолютно прав, шарлатанским организациям и личностям не нужно обращать внимания, а власти должны на них обратить внимание.

      • Анонимно
        26.09.2014 10:34

        С Вами можно было бы согласиться, если прогнозы и заключения "псевдоэкспертов" не находили подтверждения в реальной жизни, а Терентьев конечно эксперт и с научным званием.

        • Анонимно
          29.09.2014 14:42

          Вот именно. Прогнозы "псевдоэкспертов" сбываются с пугающей регулярностью, а те которые со званиями бревна в своём глазу не видят.

  • Анонимно
    26.09.2014 09:51

    Тогда надо и узбекский и туркменский и азербайджанский и еще языков 5 бывшего СССР надо знать. А еще не забудьте Чувашский, Марийский, Мордовский, ну и Чукотский. На всякий случай. Вы батеньки просто гений осторожности и безопсной жизни в России. За границу (в Турцию, Египет, Европу или ... ужас... в США) вообще ни ни. Браво.

    • Анонимно
      26.09.2014 10:10

      Конечно, все перечисленные языки надо знать, если живете на их национальных территориях. С этим даже спорить глупо. А вы все глупость пропагандируете.

      • Анонимно
        26.09.2014 16:30

        Если всё время изучать языки, когда работать? Или может Терентьев изучение оплатит?

      • Анонимно
        26.09.2014 23:15

        Вы это Ивану Грозному расскажите..

    • Анонимно
      26.09.2014 10:33

      Что-то я сомневаюсь что Вы живя в Европе или в Америке будете также яро протестовать против изучения местного языка

      • Анонимно
        26.09.2014 16:36

        Да уж вроде индейские языки в Америке никого не заставляют учить.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:00

    Про дополнительный час это они смешно придумали. лучше отмените один час татарского тогда и добавлять не надо ничего. И напряженность спадет, и затрат меньше и детям легче.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:06

    Терентьев один из немногих (или вообще один) который может разумно говорить о своей работе. Например, вспомним последнюю полубессознатетельую инициативу МЭ РТ - создание странного реестра татарстанских продуктов.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:28

    Интересно, а кряшены и мишаре вошли в список народов, проживающих на территории республики, или хакимовщина продолжает жить.

    • Анонимно
      26.09.2014 10:59

      Кряшен они записывают в татары, при этом громогласно заявляя, что ислам - это религия татар. Так зачем тогда нам, кряшенам, быть татарами? Наша религия - православие! Боснийцев же никто не записывает в сербы, считает отдельным этносом

      • Анонимно
        26.09.2014 16:13

        Да боснийцы и сербы сейчас гордятся своей самостоятельностью . Ну и кто они теперь в Европе?А ведь была уважаемая даже СССР страна -Югославия.Если так же будем заниматся межнациональной,межконфессиональной грызней (чего и добивается запад) нас тоже ждет такая же участь.Тут ведь дело не в том нужен язык или не нужен. Это в первую очередь показатель отношения одного народа к другому.Если ты с принебрежением относишся к языку и культуре других,которые живут рядом с тобой в одной стране,постоянно унижаешь и оскорбляеш, какое же отношение ты ждешь к себе? Не дай бог война,можешь и пулю в спину получить в первом же бою.Может быть это не самое удачное сравнение но.....

        • Анонимно
          26.09.2014 17:00

          Чтоб не было грызни, не нужно насильно заставлять изучать язык. Хочешь-учись на русском, хочешь-на татарском. Грызни не будет вообще.

      • Анонимно
        26.09.2014 17:03

        Уважаю кряшен! Как они друг друга поддерживают! Дружный народ.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:36

    Каким образом государственность тат. языка обязывает изучать его тех кому он не является родным? Тем более за счет уроков русского и литературы. Уменьшив кол-во часов тат.языка или сделав его изучение добровольным, уже можно снять напряженность. Но нет.... зачем снимать напряженность в этом вопросе.... На этом можно добиваться всяческих преференций.

    • Анонимно
      26.09.2014 10:56

      Напряженность - это у васв голове. А дети ,если их не настраивают против родители, спокойно учат язык. Кстати, не боитесь напряженности, если у татар не будет возможности сохранять языковую среду в Татарстане?

      • Анонимно
        26.09.2014 11:17

        А где Вы вычитали, что кто то против того, чтобы возможность сохранения тат.языка? Сохраняйте. Если изучение тат.языка сделают добровольным Вы откажетесь его изучать? Верю, что нет. Почему же Вы думаете, что другие, для кого он родной, откажутся?

        • Анонимно
          26.09.2014 12:33

          Не надо изобретать велосипед. Европейцы все уже придумали. Почему в Швейцарии обязательно знание двух гос. и одного иностранного языка? А государственных языков там 4. И никто не вопит, "зачем мне итальянский , мой родной язык немецкий". Поэтому там уже поняли как справедливо решить нац .проблемы в федерации.

          • Анонимно
            26.09.2014 13:34

            А Вы уверены, что в курсе как проходит изучение национальных и официальных языков в Швейцарии? Прежде чем приводить в пример. Да и все четыре языка относятся к одной группе.

          • Анонимно
            26.09.2014 13:42

            В Швейцарии 3 государственных языка и 4 официальных. Всего 7.

            • Анонимно
              26.09.2014 15:00

              В Швейцарии четыре национальных (государственных) языка и три из них так же являются официальными.

              • Анонимно
                26.09.2014 16:32

                И никто никого насильно не заставляет изучать все. Достаточно одного, любого из трех.

                • Анонимно
                  27.09.2014 17:35

                  Там обязательно изучение двух государственных на выбор из четырех и одного иностранного -английского.

                  • Анонимно
                    28.09.2014 01:10

                    Про сертификаты слышали? Знание второго государственного подтверждается наличием сертификата. Изучение добровольное. Нужен сертификат-учишь, нет-не учишь. Называется факультатив.

          • Анонимно
            26.09.2014 16:49

            А швейцарцы и не знают, что они четырьмя языками владеют))). Хотя сделать это в принципе было бы возможно, учитывая близость языков. Учить же татарский это труд, вкладываемый в никуда - на английском, допустим, 80% всей мировой информации (литературы, научной и т.д). Что читать на татарском из того, что невозможно узнать на русском или английском? Иностранные в петушествиях нужны. Добровольно в татарскую деревню никто не поедет, насильно надеюсь не отправят, оставьте в покое всех, пусть будет изучение языков по желанию

  • Анонимно
    26.09.2014 10:51

    Вам не кажется, что название конференции "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации" уже заведомо ангажированно?

  • Анонимно
    26.09.2014 11:34

    Вместо решения назревших проблем Терентьев занимается созданием позитивного имиджа. С этой целью и проводятся такие "конференции", приглашаются ученые-пенсионеры, тратятся миллионы из республиканского бюджета. От реалий эти люди страшно далеки

  • Анонимно
    26.09.2014 12:30

    Правильнее всех сказал Валерий Мансуров: нельзя доверять исследованиям прикормленных экспертам. А таких Терентьев включил в свой экспертный совет при КФУ: Большаков, Титова, Вадим Козлов, сотрудники Института истории АН РТ

  • Анонимно
    26.09.2014 12:50

    Очень хорошо очень академично очень научно в Татарстане подходят к межнациональным и к межконфессиональным отношениям.А почему так же научно академично не подходят к межнациональным и к межконфессиональным отношениям в чисто Русских областях в Иваново,Новгороде Великом,Орловской,Курской,Калужской,г.Москве,Санкт-Петербурге на Дальнем востоке и др.где проживают много представителей коренных народов России.Там только один гос.язык Русский,конфессия одна от РПЦ изучаются в школах, других языков и конфессии не привечают хотя это языки и конфессии проживающих там коренных народов России???Когда будут Русские области будут перенимать опыт Татарстана???

  • Анонимно
    26.09.2014 13:00

    В Татарстане социальные лифты работают с различной скоростью и обладают различной вместимостью для русских и татар.

  • Анонимно
    26.09.2014 13:51

    Вы раньше попытайтесь влезть социальный лифт на уровне федерации. Что-то русских там тоже мало. А вы молчите. В Татарстане о лифтах вон как свободно пишите .Здесь об этом говорить безопасно , не то, что там.

    • Анонимно
      26.09.2014 13:57

      Все больше представителей Татарстана, прошедших суровую школу, которая называется "рука руку моет", востребованы в московских и федеральных органах управления на должностях по регулированию финансовых потоков.

  • Анонимно
    26.09.2014 14:44

    Вот это бизнес!

  • Анонимно
    26.09.2014 15:43

    Опыт наработан эксперты дают хорошие цифры анализа внедрение такой добротной межнациональной политики в РТ осталось немного внедрять по всей территории России только вопрос как на внедрение этого великолепного опыта отреагирует РПЦи УРА националы русского направления????Ведь одно когда проводить опыт в национальной республике с лояльным коренным населением и лояльной конфессией и другое дело проводить Татарстанский опыт в жизнь в Российских районах где искусственно нагнетается неприятие толерантного отношения к языкам и конфессиям коренных народов России. Начинать надо с головы а не упрекать коренные народы в национализме которые проводят такие интересные опыты.Коренные народы РФ это самый надёжный хребет Российского суверенитета и могущества.Никакие соплеменники братья в этом не надёжны.Опыт современного мирового спектакля под руководством Америки это показывает.

  • Анонимно
    26.09.2014 16:07

    Никакой национальной взрывоопасной ситуациии в Татарстане не было и нет,всё это чушь собачья,требующая к размышлению.От средневековья вперёд к постиндустриальному,а значит коммунистическому миру,где общество само изберёт,куда ему двигаться по национальному вопросу.

  • Анонимно
    26.09.2014 16:09

    Когда прекратят насильно преподавать татарский детям всем? Самолет на татарском не построишь!!!

    • Анонимно
      26.09.2014 17:00

      Нужны наверное активные какое-то протесты, а то непонятно, что это всех раздражает - в школе молчим из-за детей, а за пределами, объединившись только и можно что-то сдвинуть. Само аульное руководство министерством образования никогда не поймет, что татарский НЕтатарам ни к чему

    • Анонимно
      26.09.2014 23:28

      Сейчас и на русском не построишь самолет, только на английском, по идее надо и русский язык сделать добровольным! Я бы к примеру хотел чтобы мои дети изучали английский, немецкий и родной татарский. А русские дети пусть изучают свой родной и любой иностранный. А разговаривать как-нибудь между собой смогли бы, например на английском языке

  • Анонимно
    26.09.2014 16:15

    Мой родной язык русский. В РТ равенство языков. Когда, где и во сколько я могу поучаствовать в сохранении своего родного русского языка? Где бесплатные курсы изучения русского языка? Где русские национальные школы? Терентьев, ответь...

    • Анонимно
      26.09.2014 16:41

      В татарстане, как и по всей России -матушке русский всюду - в школе, вузе, на производстве, на ТВ, на кухне, на производстве, в армии. И все бесплатно, мой дорогой русский (надеюсь, что русский) друг (надеюсь, что не провокатор). Тат-н

    • Анонимно
      26.09.2014 16:41

      Русского языка и так достаточно преподают и знают. Нет такой нужды как национальные школы. А вот татарских школ нет.

      • Анонимно
        26.09.2014 16:54

        Я считаю что недостаточно. Татарских школ немеряно, а русской-ни одной.

  • Анонимно
    26.09.2014 18:10

    Человеку которого считают главным специалистом по национальной политике республики должен из элементарного уважения выучить хотя бы 15 слов самого многочисленного народа Татарстана. И к тому же у него очень много было просчетов и все проблемы в мусульманской сфере за последние 2 года это и его заслуга.

  • Анонимно
    26.09.2014 18:14

    Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию. /Конфуций/

    • Анонимно
      26.09.2014 19:49

      татарским детям изначально владеющим двумя языками русским и татарским легче даются другие языки и в этом их преимуществ.Не надо некого силом заставлять учить татарский,а надо в татарских школах преподавать предметы на иностранных языках. Например в татарско-турецких лицеях дети знают четыре языка и русские дети туда идут по конкурсу наряду с татарскими. Надо развивать вот это направление в Татарстане, т.к. в других регионах такое вряд ли позволят.Есть среди татар состоятельные люди . Могли бы финансировать такие учебные заведения если государство не поддержит.Евреи же практикуют такое. Вот когда не будут принимать туда русских детей начнут кричать об ущемлении русских. Короче говоря -спасение утопающих-дело рук самих утопающих

  • Анонимно
    27.09.2014 09:59

    А.Терентьев вполне адекватный и умный человек, что доказывал не раз.Что же касается "фермерского" совета русским знать всем татарский по примере Прибалтики, то ему надо просто знать историю на самом элементарном уровне.Прибалтика и Татарстан "две большие разницы".Да и там несмотря на то, что это суверенные государства, и даже кажется в "НЕ ТО" пролезли, не все так просто с изучением местного языка, особенно в Латвии.Знаю об этом не понаслышке, родня там живет.

  • Анонимно
    27.09.2014 12:31

    Русский и татарские языки-государственные, все обязаны знать!

    • Анонимно
      27.09.2014 13:27

      Уточните, пожалуйста, для чего обязательно знать татарский, как государственный язык? В законодательных актах или других официальных документах на татарском языке содержится иная информация, чем в этих же документах на государственном русском языке?

      • Анонимно
        27.09.2014 14:22

        Пожалуй соглашусь только в одном.Три лица: Президент, премьер, спикер ГС ( называю так как они сейчас именуются)обязаны или должны, если и не знать в совершенстве, то по крайней мере понимать и говорить по татарски.И не более того.

        • Анонимно
          27.09.2014 17:40

          Все государственные руководители также должы говорить и понимать татарский. А особенно мэр Казани.

  • Анонимно
    27.09.2014 16:19

    Татары беспокоятся, так как из язык и культура не выживают, выходят из уптребления. Русские тоже недовольны. И мусульмане в тревоге. В чем секрет карьеры Терентьева и успехов его департамента, постоянного увеличения штатов и затрат.Сам говорит: 300 млн. р. в год.

  • Анонимно
    28.09.2014 19:38

    К сожалению, в этой сфере много пиара и имитации. Никто не думает о сохранении народа. Одни программы и подпрограммы напоминают распил денег. нет критериев и спроса, много мелких чиновников

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль