Общество 
27.09.2014

Фатих Сибагатуллин: «В России фактически руководит сельским хозяйством не Федоров, а Дворкович, который не знает, что такое резиновые сапоги»

Бывший глава минсельхоза Татарстана предлагает радикально увеличить госвливания в село

Депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин может вновь стать востребованным в республике в качестве специалиста по сельскому хозяйству. Через 18 лет со времени своей отставки с поста шефа минсельхоза РТ он вновь готовит стратегические документы — как стало известно «БИЗНЕС Online», Сибагатуллин разработал и передал в парламент республики программу развития сельского хозяйства Татарстана. В интервью нашему корреспонденту депутат рассказал о сути своих предложений и в свойственном ему стиле дал бескомпромиссную оценку происходящему в сельском хозяйстве России.


«НА ВСЕХ СОВЕЩАНИЯХ ШАЙМИЕВ НАЗЫВАЛ МЕНЯ ГЛАВНЫМ МИНИСТРОМ»

— Фатих Саубанович, на днях вы подготовили свою программу развития сельского хозяйства Татарстана и представили ее Фариду Мухаметшину. Как возникла эта программа?

— Фарид Хайруллович Мухаметшин обратился ко мне с просьбой изложить свои мысли о том, что нам надо делать, чтобы продолжить развитие сельскохозяйственной отрасли в новых сложных условиях, чтобы цены на продовольствие не росли, чтобы обеспечить прилавки Татарстана своими качественными продуктами.

— Почему он обратился именно к вам?

— Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров называет меня самым заслуженным деятелем сельского хозяйства на территории Российской Федерации. Хочешь, перечислю все свои титулы?

— Ну... давайте.

— Я профессор кафедры животноводства Аграрного университета, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель сельского хозяйства РФ, почетный работник сельского хозяйства РФ. У меня обе — золотая и серебряная — медали минсельхоза РФ «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России». Дважды — в 2004 и 2006 году — был лауреатом премии общественного признания «Россиянин года». И еще я один из немногих граждан РФ, награжденный почетным званием кавалера ордена за заслуги перед сельским хозяйством Франции.

В середине 90-х годов я работал министром сельского хозяйства Татарстана. На всех совещаниях Шаймиев назвал меня главным министром. Собственно, я и был первым вице-премьером правительства РТ.

В те годы из консолидированного бюджета республики моему министерству выделялось 22 - 27 процентов всех средств. А после меня главным министром в правительстве стал глава МВД РТ Сафаров. Смещение акцентов привело к тому, что сегодня министерству сельского хозяйства выделяют только 5 процентов от всего консолидированного бюджета республики.

После ухода из правительства я 11 лет работал в Нурлате и с «минуса» сделал его лучшим городом России с населением менее 100 тысяч человек. Мой район получал высокие урожаи. За последнюю пятилетку, пока я не ушел, средняя урожайность у нас была 52,5 центнеров пшеницы с гектара. А были поля, где урожайность была более 80 центнеров!

— Не раз приходилось слышать мнения скептиков, что такие показатели были больше на бумаге. Как вам это удавалось?

— Потому что делали все по науке. Чтобы получить высокие урожаи, я вносил удобрения 175 килограммов в действующем веществе на гектар. Сегодня вносят 15 килограммов. 175 и 15 — есть разница?

— Что произошло?

— После моего ухода из правительства у нас не уделяют внимание науке и господдержке сельхозпроизводителей. Растет диспаритет цен на зерно и ГСМ. Раньше килограмм пшеницы стоил 5 рублей, а ГСМ — 4 рубля за литр. Сегодня пшеница стоит 6 рублей, а ГСМ — 35. Удобрения тогда стоили 2 рубля за килограмм, сейчас — 13.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов в Татарстане стали в массовом порядке ликвидировать колхозы и совхозы и на их месте создавать мегафермы, которыми стали владеть молодые и энергичные бизнесмены, которые абсолютно не соображали ни в агронауке, ни в практике животноводства и земледелия. Они взяли много земли, стали лантифундистами и все нарушили: систему земледелия, растениеводства.

— А какова ваша позиция по этому поводу?

— Вот сейчас известный фермер Мурат Сиразин пропагандирует развитие частных подворий, а Айрат Хайруллин защищает агрохолдинги, развитие сельского хозяйства на промышленной основе. Я считаю, что надо развивать и то и другое.

Мы противопоставляем фермеров агрохолдингам, не даем им развиваться. Фермеры — люди порядочные и соображающие. Вот тот же Мурат Сиразин. Он стал большим специалистом по разведению коз. Почему бы ему не помочь хозяйство расширить — дать хотя бы 5 миллионов, чтобы увеличить козье стадо. За это он республику полностью обеспечит очень полезным козьим молоком и сыром.

В ТЕХНОЛОГИИ ДЕМОКРАТИИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

— Можете немного рассказать, о чем ваша программа?

— В ней изложены мои мысли по развитию растениеводства и животноводства. Расписал, какая у нас сегодня в республике обработка почв и какая она должна быть по науке. Остановился на проблеме подготовки семян, на которую республика не должна жалеть денег, ведь использование районированных семян высокого класса окупится сторицей.

На закупку таких семян нужны государственные субсидии один к одному. Предположим, ты выращиваешь элитные семена первого и второго класса районированных сортов. Я у тебя их хочу купить. Твоя цена — 14 рублей за килограмм семян. Для меня это дорого, у меня таких денег нет, и я вынужден сеять чем попало с соответствующим результатом, как это сейчас происходит. А если бы я продавал пшеницу за 7 рублей в счет тебя и государство бы выделило тебе еще 7 рублей, то и тебе выгодно было бы, и мне выгодно. Мы быстро бы распространили хорошие семена и чуть ли не каждый год выводили новые районированные сорта. А от качества семян очень сильно зависит урожайность — какое семя, такое и племя.

Дальше — сев. Кто сегодня заглядывает в историю полей? Этим бизнесменам-латифундистам, олигархам, истории полей не нужны, им деньги только нужны. А тут надо затраты делать. И государство не помогает... Если государство помогало бы, они еще больше прибыли получили бы.

Севооборот по науке должен проводиться. После сахарной свеклы нельзя сеять, потому что эта культура забирает из почвы много питательных веществ и осушает. В почве не хватает влаги. А то тут некоторые латифундисты в Апастовском и в Буинском районах после свеклы посеяли еще озимые. Где наука? Где технологии?

Мы сами себя обманываем. А землю не обманешь. В технологии демократии быть не должно. Технологический процесс должен выполняться точно, в срок и без разговоров.

В своей программе я написал, что если мы хотим, чтобы яровая пшеница давала не только хороший урожай, но и высокое содержание клейковины, что важно для хлебопечения, то надо сеять рано. Всходы должны видеть майское солнце хотя бы неделю. Один день вегетации в мае равняется трем дням после середины июля. После Петрова дня (12 июля) все живое начинает готовиться к зиме.

Дальше — уход за посевами, удобрения, уборка урожая. Я написал, что в 1989 году нагрузка на комбайн по Татарстану составляла 150 - 160 гектаров. А сегодня в лучших хозяйствах 500 гектаров и более.

— Может, это из-за того, что применяется более мощная импортная техника?

— Да хоть какая. Срок уборки урожая должен закончиться максимум 5 сентября. Почему уборка дотянула до середины сентября? Нет комбайнов. Из-за этого мы уже точно 40 процентов урожая потеряли. А тут еще накладывается то, что в 70 процентах хозяйств республики нет сушилок. Все это, по моему мнению, главные причины затягивания уборки зерна в 2014 году.

«МЫ ПЕРЕПЛАЧИВАЕМ ЗА КАЖДУЮ ИМПОРТНУЮ ТЕЛКУ
КАК МИНИМУМ 120 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

— Введенное эмбарго на поставку мяса в Россию из стран, поддержавших санкции против нас, уже привело к росту цен. Что можно сделать для того, чтобы на наших прилавках было свое качественное мясо и по доступной цене?

— Я думаю, что единственная причина роста цен на продовольствие (кроме сезонного) — отсутствие со стороны государства нормального контроля за ценообразованием. Другой причины нет.

Что касается развития животноводства, то в своей программе я отмечаю, что у мясо-молочных пород в Татарстане нет перспектив. Наша главная ошибка в том, что мы хотим от одной коровы получить много мяса и много молока. Такого в мире нигде нет. Да это просто невозможно.

По моему мнению, в наших условиях самые перспективные холмогорская, черно-пестрая (голштины + холмогорская порода) и айрширская (Финляндия) породы. Использовать импортный скот (в первую очередь голштинофрезы) для обновления стада можно, но в очень ограниченном количестве.

Мы очень много в последнее время стали завозить из-за границы мяса, даже условно годного. Особенно мяса крупного рогатого скота. Всем известно, как Айрат Хайруллин купил 5 тысяч импортных коров, которые не пережили наших условий.

Я считаю, что надо выращивать своих, адаптированных под наши условия животных, соблюдая научно обоснованные технологии разведения. Если мы от наших породистых черно-пестрых коров получаем по 8 телят приплода, а у импортных — в среднем 1,5 теленка, и все — коровы нет.

Импортные коровы не приспособлены к нашим условиям и неустойчивы к местным заболеваниям. Какая при этом может быть экономика?

В своей программе я привел такой расчет: рыночная стоимость 1 килограмма живого веса телки — 100 рублей. Если государство будет субсидировать еще 100 рублей на килограмм веса, то получится стоимость 200 рублей. В среднем живой вес телки — 400 килограммов. То есть стоимость одной телки, выращенной в Татарстане, составляет 80 тысяч рублей. Импортный скот стоит минимум 200 тысяч рублей за одну голову. То есть мы переплачиваем за каждую импортную телку как минимум 120 тысяч рублей. При этом импортная телка живет в среднем полтора года, а потом на кладбище или на мясокомбинат.

— Вроде очевидные вещи вы предлагаете, почему же у нас не те породы выращивают? Ведь собственник заинтересован в получении прибыли...

— Потому что они профаны в этих вопросах. Конечно, у импортных коров продуктивность больше, чем у наших. Они мечтали вместо 4 - 5 тысяч литров надоев молока получить 7 тысяч. Но ведь не получилось. Проект провалился. Когда я начал работать министром сельского хозяйства РТ, у нас была задача поднять надои до 3 тысяч. Мы быстро перешагнули эту планку до 3,5 тысяч. Надо работать по науке — обновление стада, кормление, уход, содержание. Я считаю, что если мы от своих пород получим 5 тысяч литров, то это будет более экономически эффективно, чем импортировать стадо из-за рубежа. Наши породы менее подвержены заболеваниям, дольше живут и дают больший приплод. Да и молоко у наших коров более вкусное.

«С 2008 ГОДА В ТАТАРСТАНЕ НЕ БЫЛО ПЛАНОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ»

— Предлагаемые вами меры требуют увеличения господдержки сельского хозяйства. Это не противоречит условиям вхождения России в ВТО?

— Нет, не противоречит. Без дотаций нет сельского хозяйства! Ни в одной стране мира! У США, у Западной Европы условия для ведения сельского хозяйства такие, как у нас, только в Краснодарском крае. И еще дают дополнительно дотации 510 евро на гектар, это около 25 тысяч рублей — на, бери! Мы же даем 650 рублей. Есть разница? При этом сравните еще энерговооруженность европейских сельхозпроизводителей с нашими! Для того чтобы конкурировать с другими участниками ВТО, у наших сельхозпроизводителей энерговооруженность техники должна быть не ниже, чем на Западе. В то же время в Татарстане с 2008 года планового обновления техники не было, особенно зерноуборочных комбайнов.

Мы заграничную технику покупаем и еще 40 процентов от стоимости отдаем в виде таможенных сборов. И тут мы еще крестьян грабим. На Западе крестьянам дают кредиты под 1,5 - 2 процента на 15 лет. У нас ниже 12 процентов нет кредита. И банки дают его на пять лет. Вот где собака зарыта!

«ДВОРКОВИЧ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ,
ОН ДУМАЕТ, ЧТО ХЛЕБ БУХАНКОЙ РАСТЕТ НА ДЕРЕВЕ»

— Есть ли перспективы внедрения вашей программы?

— Без реализации заложенных в нее решений мы не обеспечим просто свою продовольственную безопасность. Это, конечно, курам на смех — вот сейчас из Индии хотят поставлять в Россию буйволятину (мясо буйволов — прим. ред.), до этого возили из Австралии кенгурятину. Имея в России столько земель, с таким богатым опытом животноводства, это просто позор! Правительство выбирает легкий путь — продавать нефть, а на полученные деньги закупать продовольствие. Нефть продают — зарабатывают, покупают продукты — тоже на этом зарабатывают, зачем производить? И фактически руководит сегодня сельским хозяйством не Федоров, а Дворкович. Федоров без Дворковича ничего не может. А Дворкович не знает, что такое резиновые сапоги, он думает, что хлеб буханкой растет на дереве.

— То есть проблема в том, что сельским хозяйством рулят не те люди, которые пришли от сохи?

Сперва была Елена Скрынник — несостоявшаяся врач-кардиолог. Надо было ее сажать — украла десятки миллиардов долларов. Нет, хорошо живет во Франции, хоть бы что. Один раз я принимал участие в работе аграрного комитета Госдумы... там пустые люди сидят. Один Айрат Хайруллин там пытается что-то делать, но они его просто даже не понимают.

— Пора создавать в Госдуме лобби из тех, кто понимает что-то в сельском хозяйстве?

— Да хотя бы написать проект программы и попытаться пробивать его в правительстве. Я-то сторонник Хайруллина, но чтобы правительство его услышало, как мои предложения по переработке попутного газа, ему надо научиться более тонко действовать.

— Политического опыта не хватает? Поделились бы с ним своим богатым опытом...

— Он же не советуется.

«ФАКТИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ КАЛЕКОЙ ДЕЛАЮТ»

— Что, кроме увеличения госсубсидий, нужно изменить в сельском хозяйстве Татарстана?

— Необходимо серьезно заняться воспитанием кадров, начиная со школы. Я считаю, что на первом месте в школе должна быть не подготовка к сдаче ЕГЭ, а воспитание духовности и нравственности. ЕГЭ в классе хорошо могут сдать не более 5 человек, а их там 35. У нас троечники стали изгоями, а я всю жизнь за счет троечников — большое им спасибо и земной поклон — в героях ходил. Эти троечники отлично работали у меня — механизаторы, доярки и все остальные... Отличник же не возвращается в село.

В первую очередь выпускник школы должен смотреть на мир не злыми глазами, не обиженными, а добрыми. В первую очередь в детях надо воспитывать духовное богатство, гуманность, нравственность. На втором месте должно быть физвоспитание — человек должен быть здоровым. На третьем месте должно быть воспитание трудолюбия. Не только материальные стимулы должны быть, но и моральные. Не только деньги должны быть на уме, но и сама работа должна человеку доставлять удовольствие. Потом только очередь до ЕГЭ доходит.

Сейчас сельский мужик корову продаст и толкает своего ребенка-троечника в вуз. И что получается? Он и гвоздь забивать не сумеет — не научили мы его, и навоз убирать не умеет, и огород выращивать не умеет, и по специальности по купленному диплому он работать не сможет. Фактически человека на всю жизнь калекой делают.

Я считаю, что у ученика в школе должно быть одно право — право слушаться учителя и хорошо учиться. Однажды я был в Японии в составе российской делегации. Зашли в местную школу. Там в классе специальная палка у учителя имеется, в углу стоит на видном месте. Одна женщина из нашей делегации возмутилась: «А что, вы детей бьете?» Ей учитель отвечает: «Вы думаете, мы каждого по несколько раз в день бьем? Может быть, кому-то из класса раз в год попадает, и то не всегда, но палка стоит, чтобы они видели и помнили». Всем известно, что в Японии трудолюбивый народ, который достиг потрясающих успехов, сделав страну процветающей и самой технически передовой в мире. В Японии нет никаких полезных ископаемых и нет ни одного долларового миллиардера на 120 миллионов жителей! Там это невозможно. Разве миллиардером можно стать просто так?

Вот я дружу с некоторыми арабскими шейхами, они миллиардеры. Российских миллиардеров они не пускают в свой клуб, не признают их. Почему? Они говорят, что за 10 лет миллиард долларов честным способом невозможно зарабатывать. А в России не то что за десять, за пять лет миллиардерами становились.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.09.2014 09:13

    Время такое наступило-время шарлатанов.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:30

    очень много на себя брать стал неугомонный Сибгатуллин, как без него мир будет жить?

    • Анонимно
      27.09.2014 10:10

      Почему Вы про него так плохо пишете? Он-то правильно говорит. Я считаю, что вомущаются те, кому он в хребет наехал. Фатих так держать! А сейчас кругом двоечники командуют, ими управлять легче, потому что они знают свою неконденцию

      • Анонимно
        27.09.2014 10:28

        одно дело говорить,другое делать!скотник.

      • Анонимно
        28.09.2014 21:31

        Да, Фатых Сайбанович! Вашими устами истина глаголет, но послушают вас наши правители, но услышат ли они ваши замечательные рекомендации? Эх, набралось бы в России таких как вы человек 100...

    • Анонимно
      27.09.2014 10:11

      Вангую: сейчас поклонник из Шеланги подтянется и понеслась...

  • Анонимно
    27.09.2014 09:44

    Не в меру смелый стал. Помнится Рахимов из Башкирии позволило себе выразиться по поводу госдумовцев из ЕР " там много людей,которые и тремя курицами не командовали" - вот и прессуют его семейку сейчас,для приличия паузу выдержав... А насчёт Нурлата должен сказать, что после дождя там без резиновых сапого по многим улицам не пройдёшь. Вот такой лучший город России...

    • Анонимно
      27.09.2014 12:32

      Нурлат был до его прихода обычной железнодорожной станцией, коровы по улицам ходили. ФС превратил станцию в город, да был где то жестким, даже перегибал палку..., но народ благодарен ему.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:49

    правильно говорит ф.саубанович

  • Анонимно
    27.09.2014 09:56

    что то многовато стало этого субъективного аналитика на страницах БО.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:59

    В РТ с с/х всё неплохо. Есть крупный агрохолдинг АК Барс Агро который в принципе справляется с возложенными на него обязанностями. "просто молоко" тоже так или иначе имеет устойчивую связь с Ак Барс Агро и там ситуацию тоже выправляют в лучшую сторону.
    остаётся дождаться чем закончатся приключения КВ-Агро. В нынешних условиях когда Европа объявила о санкциях то что будем с техникой которую завезли из Европы ? 1-2 года она проработает на складских остатках и "запас прочности" а дальше что ? Продовать ?! Кому ?
    Надо понять и уяснить истину:село и с/х и та отрасль и сторона жизни где должны быть самые передовые отечественные разработки животноводства,растениеводства,
    с/х техники.
    село должно процветать на прямых государственных программах а не через посредников-инвесторов которые за счёт села строят коммерческую недвижимость и покупают вертолёты.
    Село это кузница кадров для города. Человек который на селе работает по 14-18часов очень выносливый и работает он "благодаря" инвесторам не за деньги а за идею развития родного села.
    Если инвесторы не продолжат разорять село то через 5-7 лет город реально начнёт умирать. Хватить ставить эксперименты !!! Срочно надо завозить в разорённые инвесторами деревни племянной КРС,банкротить этих горе инвесторов и пока есть деньги в бюджете закупать отечественную технику на сжиженном или сжатом газу и самое главное запустить закрытые школы,садики,клубы.

    • Анонимно
      27.09.2014 10:23

      одно НО..,себестоимость соляры,хоть и дороже газа,но расход её меньше..

    • Анонимно
      27.09.2014 10:52

      "Село это кузница кадров для города"... Судя по грамматике, далеко от родного аула Вам и отходить страшно. В городе же светофоры, развязки и скоростные машины, а у Вас: "продОвать, племЯнной, на газУ". Про запятые и тире вообще не слышали, похоже. Если такие патриоты села, то откуда в Казани столько аульчан в резиновых ботах? Поднимайте аулы, выращивайте овощи и скот, а вы все в город сбегаете!

      • Анонимно
        27.09.2014 11:52

        так буржуи своими бросовыми(ниже себестоимости) ценами не дают!

      • Анонимно
        27.09.2014 21:38

        А что, у тех кто в городе родился, с грамматикой все в порядке.Все горожане выходцы из аулов. только ваше предки оттуда вышли раньше, чем его.Откуда такая ненависть у вас, к сельским жителям, не понятно.

    • Анонимно
      27.09.2014 13:03

      Ты тоже из Шеланги??

  • Анонимно
    27.09.2014 10:00

    Что касается образования-прямо, но честно. То, что в городе в ВУЗах "калеки", это тоже в точку.По теме сельского хозяйства в принципе прав.Практик.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:05

    Наконец-то, Фатыйх Саубанович занялся делом. Никто не может упрекать его в том, что он не знает сельского хозяйства. Хотя можно напомнить, что, именно когда он был министром, массово завозили коров голштинской породы из Венгрии, о которых сейчас он говорит: "Импортные коровы не приспособлены к нашим условиям и неустойчивы к местным заболеваниям". Об этом ученые Ветакадемии (Мирлолюбов, Ахмадеев и др.) писали еще тогда, за что получили по шапке. От кого? Фатыйх Саубанович знает.В целом поддерживаю.Курбанов Р.З.

    • Анонимно
      27.09.2014 10:27

      одно дело знать,другое ПОНИМАТЬ и ПРИМЕНЯТЬ,-ведь это знаешь и сам...)))скотник.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:08

    Ali.

    Где бы не работал Ф. С. Сибагатуллин , он способен добиваться колоссальных результатав. Гос. Дума РФ для него тесна.
    Здоровья и удачи ему.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:20

    несколько вопросов..:1)где он был все эти 18 лет и почему только сейчас взялся,НА ПЕНСИИ?,2)получается развал СХ пошел с него?,3)в каком году была цена на зерно 5 РУБЛЕЙ?,а на ДТ-4????,и где продают соляру(а это и есть топливо для СХ) по 35 рублей?,4)почему тогда тащили голштинофрИзов,зная ,что "местный породняк" изначально ПРИСПОСОБЛЕН,УСТОЙЧИВ,НЕПРИХОТЛИВ--согласно многолетнего опыта животноводов,А?,5)почему молчали,что при супер удоях,фактически срок эксплуатации коровы 2-3 года,вместо 5-7 лет местнопородного животного,и сод. пит. в-в,козеина и жира меньше у высоколактирующих коров?,т.е. фактически,разбавляя водой можно получить то же количество молока,с теми же показателями?6)почему не ведется племенная работа и семеноводство в республике?,7)зачем пытаетесь втянуть опять в систему БАРТЕРА И ВЗАИМОЗАЧЕТОВ?,8)почему,посчитав,что СЕБЕСТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ ( 100 рэ,за кг .ж. веса,т.е. мясом оно получается (45% выхода..))-222 РУБЛЯ(!!!),считаете,что это нормальная цена для продажи?А где амортизация помещений,транспорта,зарплата,налоги,пенсионка работников,включая бухгалтеров,НУ И ПРИБЫЛЬ С НЕЁ(говядины) ТОЖЕ? Получается,что крестьянин у вас ТАК И ДОЛЖЕН БЕСПЛАТНО РАБОТАТЬ???,9)почему,зная о тяжелых последствиях скученного и мегасодержания животных(болезни,постоянное хождение вирусов и всякой дряни..),---ПООЩРЯЕТЕ ПРОМПРОИЗВОДСТВО ДЕРЬМА,которое живет только "под системой тетрациклина и т.д.",как умирающий человек,при этом поставляя в организм человека всю эту дрянь?,10)почему занимаетесь пропагандой введения хим.удобрений(175 кг на гектар..),вместо выпаса коров на поле после уборки и соот. естественного удобрения,или подкормки навозом и(или) жижей?скотник.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:32

    А что, он сейчас историю татар не пишет, перешел на сельское хозяйство. Не получилось стать лауреатом премии Тукая, хочет стать ....? Стыдно людям, которые хорошо знают его.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:36

    В нашем Нурлатском районе именно Сибгатуллин разорил большинство колхозов. Когда его прогнали с собрания в деревне Альметьево он за полгода закрыл 2 лучшие в районе фермы которые были именно в нашей деревне. Вывезли все трактора.Наша деревня когда то была райцентром а после Сибгатуллина ничего не осталось.Не все так сладко как он рассказывает

    • Анонимно
      27.09.2014 10:49

      так он орденами,как Брежнев трясет-мол 8 тонн с гектара получил)

  • Анонимно
    27.09.2014 10:37

    Послушаешь Его можно подумать что он один в Госдуме вкалывает. Спрашивал у знакомого депутата. Он посмеялся.

    • Анонимно
      27.09.2014 11:00

      Ага, он то думал, что только он там один вкалывает. Вот и рассмеялся.

    • Анонимно
      27.09.2014 23:11

      Все правильно сказал! Нет города без села!!!

  • Liko
    27.09.2014 10:49

    Все бы хорошо, да наши компрадорские руководители - не пойдут на развитие каких-либо отраслей. Они это уже десятки раз доказывали решениями, граничащими с госизменой. Они лучше создадут условия для импорта генномодифицированных семян - за которые им заплатят хорошо. А ваше сельское хозяйстве - да иди вы на*** с ним - не им же жить в России как вы правильно заметили про бывшего министра.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:53

    в начале 2000х давилось познакомится с девушками из Нурлата , молодые девчонки старшеклассницы ,приехали с какой то концертной программой в Казань. От них я столько много услышал об очень любвеобильном главе районе, некоторые истории тянули на довольно приличный срок. спустя 15 лет этот человек читает нам нравоучения и проповеди.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:05

    Возраст у него такой. Думает что опыт у него с годами огромный,такие как он всю молодёжь "загнобили" на селе и выгнали в город.
    человек который прожил более 60 лет должен воспитывать внуков,подводить итоги жизненного пути и стараться помогать молодым не совершать ошибок.
    Его время безвозвратно ушло и с этим надо смириться...

    • Анонимно
      27.09.2014 11:57

      -"думает(!!!),что опыт с годами у него огромный"-ТОЧНО,спасибо!)скотник.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:16

    пора ахметова на покой..нет толку от него ни сельскому люду,и нам нам,горожанам..фатыйх саубаныча-вновь в кресло минсельхоза с приставкой первый вице..и дела нашего с/х вновь пойдут в гору..алга,рнм и фхм..аминь.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:24

    Лучше поздно высказать, чем никогда. Ошибки есть, у кого их нет? Попытка повлиять на ситуацию в данном случае заслуживает уважения.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:29

    Вот такие кукморы и выбирают подследственного ВАМИНа и ему подобных сабантуевичей своими представителями в парламентах. Несмотря на то, что эти грабители народа всем должны, они пируют на шикарных свадьбах в центре Казани. Так и живем под чутким руководством колхозников

    • Анонимно
      27.09.2014 12:01

      Заводы С-х-машиностроения "РАЗБОМБЛЕНЫ"!Землю обрабытываем большими тракторами с большими резиновыми колесами.Жаль,выбросили свои ДТ!Ф.С.как опытный земледелец и депутат ГД почему молчит об этом?У нас же приоритеты другие!Может нам надо было ХОДОКОМ (депутатом ГД)в Кремль директора Кузембетовского завода сельхозмашиностроения отправить?Который все эти годы развивал производство,и очень нужное!знакум

      • Анонимно
        27.09.2014 14:33

        согласен.бытует мнение среди крестьян,что ДТ больше топчет огород,чем беларусь))),я всегда смотрю с улыбкой на таких!)скотник.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:33

    Извините, а это не этот товарищ как-то ров вырыл на границе своего района, а еще дрался постоянно с подчиненными?

  • Gesta
    27.09.2014 11:33

    Про Тулпар и Тургай легенды ходят. И как мастер самбо закрыл автора до утра в кутузке.

  • Азат Д
    27.09.2014 11:41

    Дворкович в сельском хозяйством рулит не понимая, со слов депутата, а наш дорогой Рустам Нургалиевич разбирается в инновационных технологиях? Раз строительство «иннополиса» и «смарт сити» затеял. При этом у самого, выходца из колхоза, «караул» в сельском хозяйстве на вверенной ему территории. Или для таких как Сибгатулилин , кто один из первых вражеский айфон покупает, видать силен в нанотехнологиях? как разбираться в сельском хозяйстве, знать что такое резиновые сапоги.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:50

    Почему он? БО, ну почему он? Нет других аналитиков - думающих, современных, молодых? Платит что ли? Много ли..

    • Анонимно
      27.09.2014 12:06

      Потому,что,власти думают про" проверенный движок"),хотя лимит у него давно иссяк,и честное слово в его картере работает только в приписке !скотник.

      • Анонимно
        27.09.2014 14:10

        Вы правы!Колодец надо минимум один раз в 3-4 года чистить!Иначе не ГИГИЕНИЧНО,эпидимиологи предупреждают о грозящей опасности для самого хозяина ЛПХ!Только колодец нужно чистить ВГЛУБЬ,а не ВШИРЬ!!!т.е.не горизонтально!знакум

  • Анонимно
    27.09.2014 12:02

    Сибгатуллин всю жизнь был чиновником, госслужащим, т.е. всю жизнь он выходит жил на одну лишь зарплату! Хотя рулил в Минсельхозе и районе как своим имуществом.Очень не бедный человек. Имеет домов, машин и денег больше многих не мелких бизнесменов.И этот человек учит других?

  • Анонимно
    27.09.2014 12:06

    "В первую очередь в детях надо воспитывать духовное богатство, гуманность, нравственность".Чья бы корова мычала...

  • Анонимно
    27.09.2014 13:16

    "Обидно,что начал с перечисления своих регалий".Интересно, сколько стоит каждая регалия?

    • Анонимно
      27.09.2014 14:01

      Чего сколько стоит не знаю,но иногда проезжая через поселки "избранных"каждый раз мечтаю показать той саамой Гульсине,доярке,которая сегодня поднимает село за 5 тысяч,как живут люди!Вот она бы назвала Вам цену,благо у нее лексикон богатый!!!А так,слушал сегодня Марат Готовича,как и на сколько снизили в конкретных районах площадей картофеля-ужас!!!Только вот,жалко,регалий глав этих районов он не перечислил!Египетская,Пакистанская картошка видать вкуснее.Разбудить бы Габдуллу абы(председателя колхоза-миллионера)-он охарактеризовал бы Вам горизонтальную ротацию,сегодняшнюю!знакум

      • Анонимно
        28.09.2014 11:00

        картошка пошла дерьмовая,семян толковых нет,каждый раз меняешь..,и попадаешь на авось.Вот и в этом году прекрасные семена,-ПОЛИВАЛ 2 РАЗА,из них70% сразу не взошли..,только потом пускают тонкую нить и всходы нищие,а результат ни какой..--то ли вирус буржуи привезли со своим дерьмом,то ли предыдущая засуха так повлияла на семена,а на вскопке семена, так свежие и лежат!))Раньше такого не было,были среднепоздние и поздние сорта,ВСЕГДА БЫЛ УРОЖАЙ,а щас одни ранние,(50-70 дней),которые и не хранятся делом,и районированных под наш климат нет...,и так у 80% деревенских ..скотник.

  • Анонимно
    27.09.2014 13:16

    Очень не скромный человек, этот Сибгатуллин.В действительности думает всегда только о себе. Всю жизнь был и остается конъюнктурщиком.Плевать ему на сельское хозяйство. Пока был главой в нашем Нурлатском районе держал 10000 Га, сеял , убирал урожай за государственный счет, и это все в районе знают, а продавал урожай- ложил деньги в карман- типа, я это вырастил.Стоило перестать быть главой, как оказалось что не выгодно сеять и продал землю, которую получил бесплатно.Сейчас советы решил давать? Нет уж спасибо!Не нужны нам советы такого человека!Как напьется так дебоширит, все сельское хозяйство при нем было выстроено на сплошных приписках!Выходит он всех нас за дураков держит?

    • Анонимно
      27.09.2014 14:21

      Нашел хорошую трибуну -БО.

    • Анонимно
      27.09.2014 16:09

      Если все это так,то чем же отличается ФСС от всеми,кому не лень, разоблачаемых Сигала и Абдуллина или курманенка? Разве тем, что имеет деп. неприкосновенку.Но ведь и снять ее могут.Так не хочется верить во все это.Ведь книжки такие духоподьемные про правильного бога пишет, читал его интервью в ЗП, хочет еще большую книжку с картинками о Шаймиеве издать. И вот тебе на.Грустно все это.

  • Анонимно
    27.09.2014 16:49

    Перерыв. Все ждут Сиразина.

    • Анонимно
      27.09.2014 17:12

      Ув.Фатых Саубанович,как Вам известно у коровы 5 желудков,она-жвачное животное,а у лошади всего один,и ей некогда гонять жвачку туда-сюда!Скоро придут большие деньги на с-х-во!При существующей дикой корррупции ,конкретно на примере нашего района,вы всерьез надеетесь на качественную переработку этих денег?Уже сколько прошло от провозглашения тезиса об импортозамещении-что изменилось?Да,забыл,вы программу внесли Фарит Хайрулловичу!Но мы все трое мыслим по старинке,есть ли в той Программе прорывные идеи,и откроется ли дорога людям не ординарным,не по кумовскому пути?Если не ошибаюсь вы член экологического комитетта ГД.Внесение 175 кг. удобрений как сказзалось на землях Нурлатских?Была ли потребность земли в таком объеме-проводились ли лабораторные исследования перед внесением столько удобрений?Или все было на АВОСЬ?Может сегодняшние "пожинают"плоды тех лет?знакум

      • Анонимно
        27.09.2014 17:35

        Иногда этот шустрый "знакум" пустословит, очевидно времени у него много. Но в данном конкретном случае все его вопросы, конечно не без иронии, но по существу и корректны.Но сомневаюсь, что ФСС снизойдет до ответа "планктону" вроде нас читателей и комментатров БО. А вдруг!

      • Анонимно
        27.09.2014 20:06

        У коровы 4 желудка и Сибагатуллин об этом знает.

        • Анонимно
          27.09.2014 20:29

          У коровы 1 желудок. Просто 4-х-камерный.

          • Анонимно
            28.09.2014 11:06

            у коровы 1 ИСТИННЫЙ желудок-СЫЧУГ,и явл. 4-й камерой,и три преджелудка--РУБЕЦ,сетка и книжка...,так же,как у овец,коз,оленей и лосей с верблюдами...)))скотник.

        • Анонимно
          27.09.2014 20:39

          Ув.-пища отрыгиается в ротовую полость и пережевывается до мелкой кашицы-корова "жует жвачку"!Канишно желудок один,но есть 4 отдела!-я специально заострил на этом внимание.Выделенным деньгам "командиров"много найдется!А у лошади-проще!знакум

  • Анонимно
    27.09.2014 19:49

    Пусть лучше расскажет как отхватил десятки гектаров земли задарма,а потом продал.

  • Анонимно
    27.09.2014 20:45

    Пишут одни шакалы. Диванные политики. Фатих дело говорить . Учитесь Лохи , пока все бесплатно.

  • Анонимно
    27.09.2014 20:57

    Где Сиразин. Без него это не обсуждение, а скукота. Да и Фатих обидится за игнорирование.

  • Анонимно
    27.09.2014 21:05

    Менять надо большинство тех, кто у руля-они показали свою неспособность адекватно реагировать на различные ситуации.Это минсельхоз в первую очередь,вторые-это всевозможные спикеры и прочие патриархи госсовета.Они при КПСС были у руля,при Горбачеве,при Ельцине итд итп,а народу все хуже живется и хуже.

  • Анонимно
    27.09.2014 21:48

    Все хотят быть щедрыми за чужой счет. Что Гусевод из Шеланги- ему все дай, дай, что герой материала которому важнее всего себя похвалить.При таких подходах страну не поднимешь и импортозамещение вряд ли получится.Лично я Сибгатуллину не доверяю, так как знаю его давно. Личность он не ординарная, но вреда от него для сельского хозяйства республики было больше чем пользы, особенно в Нурлатском районе. Нельзя село поднимать лишь на бумаге.

    • Анонимно
      27.09.2014 22:31

      Вот поэтому,Ув.Мурат,в следующую субботу на Чеховский рынок возьмите помощниками торговать козьем молоком Камалтынова Ю.З.руководителя фракции "Единой России" и будущего председателя комитета сельского хозяйства ГС Рауиля Рахматуллина!Там будет жизнь реальная!Они до этого оба были как то в тени,думаю затруднений излишнее любопытствующими не будет.знакум

      • starr
        29.09.2014 08:57

        "Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим" - из к/ф. "Забытая мелодия для флейты"...

  • Анонимно
    28.09.2014 00:00

    Рискуйте!!! Если повезет- будете счастливы! Если нет- мудры...

  • Анонимно
    28.09.2014 20:45

    Побольше бы таких руководителей в республике , которые могут работать и других заставить.

  • Анонимно
    29.09.2014 11:28

    правильно все говорит!радует что есть неравнодушные, те кому не все равно все то, что происходит вокруг.Спасибо

  • Анонимно
    29.09.2014 12:57

    Подоспела группа поддержки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль