Политика 
27.09.2014

Опрос недели: Каковы шансы Ходорковского стать президентом России?

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о шансах опального олигарха, вернувшегося в большую политику, занять пост №1 в государстве

Главные внутриполитические события в России последних дней, как ни странно, происходили за пределами страны. Михаил Ходорковский из европейских столиц сначала объявил о возрождении своего давнего проекта «Открытая Россия», обнародовал свой либеральный манифест из 16 пунктов, а затем дал программное интервью, в котором не исключил возможности своего участия в борьбе за президентское кресло в качестве лидера сил, разделяющих «европейские ценности». Каковы шансы экс-олигарха в российской политике в нынешних условиях, сможет ли он объединить вокруг себя какие-либо политические и социальные группы, как должно реагировать российское государство на нынешнюю активность Ходорковского? На данные вопросы отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

Я думаю, в ближайшие лет 10 у Ходорковского стать президентом шансов нет никаких по ряду причин, главная из которых это то, что он находится за границей и не может приехать в Россию. К тому же среди широкого круга избирателей он и его история очень известны. И в ближайшее время вряд ли произойдет ситуация, что он приобретет симпатию у основной массы людей, которые голосуют, выбирают президента.

Если подходить к этому вопросу философски, в политике должно быть разнообразие и не должно быть монополизма какой-то власти и каких-то лидеров. Для развития общества разнообразие власти полезно. Но о том, какие задачи собрался преследовать Ходорковский, придя в политику, нужно сначала узнать и не торопиться с выводами. Хорошо, если его желания направлены на развитие нашей страны. 24 года назад люди, которые жили в Советском Союзе, даже не думали, что через три месяца страны не будет. И в любом государстве, тем более в федеративном, всегда есть центробежная сила. Хотя не хотелось бы, чтобы появление в политике разнообразия повредило развитию нашего государства. Вообще, свежая кровь всегда нужна в политике, в экономике. Главное, чтобы занятие политикой шло на пользу государству.

На самом деле, перспективу имеют все живые люди. Если у человека, тем более молодого, а Ходорковскому еще далеко до пенсионного возраста, есть программа, если она правильно выстроена, финансово подкреплена, она может развиваться. Задача каждой власти — удержать власть. И с этой точки зрения, наверное, нормально, что существующая власть недовольно высказываниями Ходорковского. В любом случае очень хотелось бы, чтобы энергия богатых людей шла на развитие нашего государства, а не на то, чтобы уничтожать основы государственности. Я считаю, что для нашего государства сегодня очень важны стабильность и сплоченность народа. Сегодня мы находимся в ситуации серьезной изоляции, и в ней нам нужно выстоять.

Рафгат Алтынбаев — председатель наблюдательного совета банка «Камский горизонт», экс-мэр города Набережные Челны:

— Я не уверен, что Ходорковский когда-нибудь будет президентом России. Я не знаю, на чем основывается это его желание после всех перипетий, которые произошли в его судьбе в нашей стране. За это время много воды утекло. Конечно, он считает, что пострадал, и надеется, что люди отнесутся к нему с сожалением или с жалостной поддержкой. Но я в этом не уверен. У него сейчас ситуация успокоилась, ему нужно просто жить. Не нужно ему заново волновать себя и опять оказываться в политической борьбе. Ведь политическая борьба тяжелая, ее выдерживает не каждый. Скорее всего, у него внутри сидит обида, но с обидой жить нельзя. Люди более умудренные не сопровождают свою жизнь обидами, они пытаются их зачеркнуть, выбросить и продолжить жить дальше, не вспоминая о том, что было. Как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон.

Возможно, к созданию «майдана на Западе» Ходорковского кто-то подтолкнул. Не исключено, что кто-то его подзуживает и пытается разыграть его карту. Если его хотят продвинуть таким образом, то это будет большая ошибка — не получится никакого майдана, да и не нужно это ему. Зачем в собственной стране устраивать хаос, а потом опять оказаться в роли человека, который будет переживать и за все отвечать, в то время как настоящие подстрекатели будут в стороне? Я не думаю, что на сегодняшний день он сможет объединить серьезные силы внутри России. Что касается реакции властей, то она должна быть простой — молчать, не замечать, продолжать работать во благо жителей России.

Виктор Минин — директора центра региональных разработок (Москва):

— Может ли стать Ходорковский президентом России? Пункт №1 — никогда. Пункт №2 — если не согласен, смотри пункт №1. Почему? Россия достигла в своем массовом сознании уровня понимания, какой ей нужен президент. Именно этим объясняются рейтинги Путина. Мы поддерживаем не Путина, а, можно сказать, его тип сознания, его ценности и цели. А какой тип сознания у Путина? Он очень редкий, он обладает необычным типом сознания. Раньше наши генсеки и цари были или реформаторами, или революционерами. Кто такой реформатор? Тот, кто вносит изменения в систему без изменения принципа действия системы. А революционер все ломает до основания. За революцией всегда стоят тайные и нетайные внешние силы, как правило, западные. По всяким закрытым, герметическим, законам революцией считается возврат звезды в первоначальное состояние хаоса. Вот Украина перед нами — это возврат Украины, которая могла бы перейти в Евразийское сообщество и расцветать в содружестве на дружественных рынках, в первоначальное состояние хаоса.

У Путина сознание шире, выше этих старых типов сознания. Он их вмещает, вмещает Обаму, Олланда, проблема пока только с китайцами, но он трудится, скоро и китайцы туда залезут. Поэтому он способен привести Россию и мир на новый уровень без революции и новой мировой войны. Как ни поджигают через Украину и мусульман, никак эта война не состоится. Без этой мировой войны шанса выжить у доллара и у Запада нет, ноль. Поэтому через локальные войны эта жизнь продляется. Но стратегически нужен такой дурак, который бы втянул Россию в мировую войну, что не удается. Именно этим объясняется, что у Путина новый тип сознания, который шире. В классике он называется мечтателем-созидателем. Что это такое? Это создание новой, иной окружающей среды, которая должна идеально соответствовать внутренним запросам, мечтам и фантазиям человека, живущего в этой стране. Что такое мечтатель? Это первый кандидат в лидеры России, первый кандидат в лидеры мирового типа.

Что такое Ходорковский? Это старый тип сознания, он копировальщик западной технологии самоколонизации. Способ жизни копировальщика — приспособление. Он скопировал западную либеральную модель. После копирования следующий этап — когда эти ресурсы передаются, это называется слиянием, нет слияния — есть поглощение, западные компании после этого их поглощают. А мечтатель — это, можно сказать, из классической литературы Обломов Гончарова — порядочность и нравственность. Приспособленец сейчас не может быть лидером, копировальщик не может быть лидером. В мире нечего копировать. Копировать Запад? Он сам уже на издохе. Копировать Китай? Это микс Запада и Советского Союза — тоже, в общем, будущего нет, вершина пройдена. Поэтому приспособленец-копировальщик не может быть лидером русского народа, да и другого народа тоже. Русский вместе с другими братскими народами сейчас возрождает свое национальное государство под руководством лидера нового типа — Путина. Просто русский национализм, в хорошем смысле слова, не национализм без диалога с другими национализмами. Просто русский национализм проснулся позже остальных, например, татарского.

Поэтому если бы и был шанс теоретически стать президентом России у Ходорковского, то только до 2012 года. Сейчас носители старого типа сознания входят в противоречие со своим народом не только в России, но и в других странах, например, Обама, Олланд, тот же Янукович. Этот процесс идет с нарастающей силой.

Артемий Троицкий — музыкальный критик и общественный деятель (Москва):

— Россия — страна неограниченных невозможностей, так что все может быть. Возвращение в большую политику — дело хорошее, жить и работать Михаилу Ходорковскому станет веселее. Эффективность и перспективы новых начинаний — большой вопрос. Конечно, МБХ — человек несравненно более сильный, морально авторитетный и симпатичный, чем, скажем, Борис Березовский. Однако сама идея «правительства в изгнании» вызывает у меня сомнения. Работа должна вестись здесь, в прямом контакте и с оппонентами, и с инертными массами.

Ирина Терентьева — заместитель директора Института непрерывного образования КФУ, экс-директор региональной Школы публичной политики РТ (проект «Открытой России»):

— У нас уже есть законно избранный состоявшийся президент, и перспектив стать главой страны у Ходорковского я не вижу. Не представляю, чтобы он смог внутри государства объединить действительно серьезные силы.

Что касается перезапуска «Открытой России», я пока не представляю, что он имеет в виду. У нас сейчас достаточно много подобных проектов в школах, институтах и так далее, которые действительно нацелены на повышение культуры молодежи, на повышение политической культуры. Заметные улучшения в нашей системе образования есть, и, я думаю, нужно совершенствовать ее.

Анатолий Вассерман — политический консультант (Москва):

— Шансы снежка не растаять в аду значительно выше. Я полагаю, что репутация Михаила Борисовича Ходорковского в стране достаточно хорошо известна. Если он выставит свою кандидатуру на выборы, то наберет еще меньше, чем набрал на предыдущих выборах Михаил Дмитриевич Прохоров. Соответственно, Ходорковский, как и Прохоров, может претендовать на должность президента РФ только в результате государственного переворота. В конце концов, объявлен же президентом Украины Петр Алексеевич Порошенко, чьи шансы на любых нормальных выборах, как показывала социология до госпереворота, были такие же, как у Прохорова. Так что заявление Михаила Борисовича Ходорковского о готовности стать президентом РФ можно трактовать только одним способом — он, по сути, заявил: «Если в стране случится государственный переворот, я готов воспользоваться его плодами».

Руслан Гринберг — директор Института экономики РАН (Москва):

— Я думаю, что шансы Ходорковского на президентство нулевые. Он может стать очень влиятельной общественной фигурой, может быть, даже моральным авторитетом. Я с уважением отношусь к его мужеству, его выдержке, интеллекту. Но быть претендентом на пост президента — я думаю, ему хватит ума не заниматься этим.

Леонид Поляков — профессор кафедры политологии НИУ ВШЭ (Москва):

— Мне кажется, что как гражданин России Ходорковский имеет все права, все основания, чтобы заниматься политикой, никаких серьезных законных ограничений этому нет, единственное ограничение связано с тем, что на него распространяется 10-летний запрет на участие в различных выборах. Но это не значит, что он не вправе участвовать в деятельности той или иной политической силы, партии, например, выступать в роли спонсора, то есть вести реальную политическую борьбу, формировать идеологию каких-то партий, выступать с какими-то мероприятиями и так далее. В общем, существуют разные форматы участие, и они практически все для него открыты, за исключением упомянутого ограничения.

Что же касается его идей насчет того, что готов стать президентом России, мне кажется, это полемический вызов, не столько декларация о намерениях, что он собирается сделать, сколько косвенное указание на то, что его не устраивает курс нынешнего президента и что поэтому он при подходящих условиях (понятно, какие условия он имеет в виду) готов занять президентский пост. Насколько я понял, самая главная его идея — принципиально реформировать Конституцию и политическую систему, в частности, перераспределить полномочия президента в пользу других властных органов и превратить Россию в той или иной форме, что называется, в парламентскую республику. Мне кажется, именно таков смысл того, что сказал Ходорковский, а не то, что он заявляет, что через 10 лет будет баллотироваться.

Виктор Дьячков — генеральный директор группы компаний ICL:

Не знаю, разрешено ли это законом, он ведь был осужден. Я думаю, для Ходорковского это естественный процесс, так как он всегда был социально активным человеком. Мне кажется, что ему будут сильно помогать, ведь и само решение о его возвращении в большую политику, вероятно, принималось с ориентацией на такую помощь. Ну а те, кто его к этому подталкивал, полагают, что он сможет объединить кого-то внутри России и создать реальную оппозицию властям. Не могу спрогнозировать, получится это у него или нет, но он как человек, создавший такую империю, как «Менатеп», однозначно, более сильный лидер, нежели все вместе взятые касьяновы.

Дмитрий Гудков — депутат Госдумы РФ (Москва):

— В текущей ситуации шансов стать президентом у него никаких. По простой причине — законодательство ему, по крайней мере, лет на 20 запрещает баллотироваться. При сохранении политической ситуации шансов нет никаких. При изменениях ситуации в стране я не исключаю, что у него появится возможность участвовать в судьбе страны, не знаю, на какой должности. Не знаю, будет ли у нас уже тогда президент, может, парламентская республика. Ходорковский достаточно точно выражает мысль, что не хочет заниматься политикой, занимать должности. Но, возможно, при определенных обстоятельствах он будет вынужден этот сделать. Потому что не возникнет других кандидатур, которые смогут мобилизовать и объединить людей, которые хотят европейского образа страны.

Как я отношусь к перезапуску «Открытой России»? Нормально. Неплохая площадка, которая будет объединять разных экспертов, общественных деятелей, они будут обмениваться информацией, создадут идеи для политических, экономических реформ. Таких площадок очень мало, к примеру, есть комитет гражданских инициатив. Любая такая площадка полезна, неважно, кто стоит за ней, важно, что людям разным взглядов из разных регионов можно там такие вещи обсуждать.

Я думаю, власти уже отреагировали на его высказывание, когда штурмовали студию в Нижнем Новгороде во время интернет-конференции в прошлую субботу. При определенных условиях — задумайтесь, вам это покажется странным — Ходоровский на каком-то этапе может стать человеком, который сможет дать президенту слово и сдержать его. Когда наступит экономическая катастрофа, будут нужны люди, которым доверяет элита бизнеса, в том числе европейская. Человек, который сможет провести экономические реформы в стране. Человек, который сможет дать гарантии, сдержит слово, станет партнером по диалогу с нынешней властью.

Виктор Шендерович — писатель и публицист (Москва):

— Ходорковский, по моему мнению, был бы оптимальным президентом России именно в том качестве, о котором он упомянул в своем интервью — в качестве кризисного управляющего. А то, что единоличное 15-летнее правление Путина ведет Россию (и уже привело, в сущности) к серьезному кризису, это очевидно.

Руслан Зинатуллин — председатель регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:

— У нас, конечно, грубо говоря, любят обиженных, но Ходорковский является олигархом, свою собственность он получил не очень честным путем. Конечно, Ходорковский вызывает положительные эмоции у какой-то части электората, но он настолько мал. К тому же мы помним историю, когда Ходорковский пытался стать президентом, и также мы все помним, чем это для него закончилось. Тогда у него были определенные мысли по экономике, по политике, но четкой программы не было. Так что в ближайшее время он президентом стать не сможет. И в нормальном обществе должна быть нормальная, спокойная реакция властей на его попытки вновь прийти в политику. В нашей же стране реакция может быть самой разной вплоть до того, что опять будут возбуждены какие-то дела, но теперь не на него, а на его окружение.

В целом я думаю, что Ходорковский уже не представляет угрозы для властей. Я считаю, что когда его посадили, то он должен был рассказывать о коррупции, раскрыть какие-то схемы, отличиться чем-то громким. А он просто тихо отсидел свой срок. Было несколько заявлений, но таковыми они и остались. Он не ассоциируется, скажем так, с каким-то борцом, несправедливо пострадавшим от власти. Это просто олигарх, который пострадал от властей и пострадал за свои интересы, не за народ, не за идеи. У Навального в этом случае больше шансов. У него есть четко выраженные политические взгляды, программы, он принимал участие в выборах и так далее. Так что на роль мученика за интересы народа он подходит больше.

Ходорковский, на мой взгляд, как политик пока еще не состоялся. Все его взгляды тянут больше на роль общественного деятеля, нежели на политика. В свое время у него был проект «Открытая Россия», в рамках которого обучались учителя и так далее. Я участвовал в этом проекте. В нем, конечно, поднимались политвопросы, но сам он таковым не был. Что касается перезапуска этого проекта, Ходорковский — человек достаточно грамотный, если он считает, что в этом есть смысл, то он сможет это сделать, перспективы будут. Вопрос только в том, будет ли он востребован обществом. Когда я принимал участие в проекте, он был достаточно интересным, для него приглашались хорошие, занятные эксперты из Москвы. Но потом начались проверки, проект сошел на нет.

Хотелось бы отметить, что Ходорковский делал упор не на людей, а на элиту, на чиновников. Тот же его проект курировала здесь бывший сотрудник аппарата президента, впоследствии депутат Госсовета. Хотя ничего плохого сказать, конечно, не могу. Ему нужна была поддержка элитных групп. Думаю, это связано с тем, что революцию делают не люди в телогрейках. Она происходит сначала где-то на верхах, а потом уже люди борются за идею.

Сергей Михеев — директор Института каспийского сотрудничества (Москва):

— Есть, они равняются 0,001 процента. Ходорковский не вернулся в российскую политику, он находится за рубежом и пытается выступать медиатором между Западом и российской оппозицией, я думаю, что и посредником по вопросам финансирования. Вот так он и будет действовать. В российскую политику он не вернется, я думаю, это практически невозможно. Что касается его шансов, то у него никогда не было никаких шансов стать президентом России. Его популярность, мягко говоря, выдумана. Да, он на какое-то время был лидером ограниченной группы либеральной оппозиции, то есть даже среди оппозиции к нему отношение неоднозначное. Он никогда не был публичным, массово популярным политиком. Можно посмотреть его рейтинги до и после посадки, они всегда колебались в статистической погрешности и не выходили за пределы нескольких процентов.

Михаил Ремизов — президент Института национальной стратегии (Москва):

— Ходорковский исходит из гипотетического сценария крушения политического режима в России и ждет, что власть в этом случае сама должна упасть ему в руки. Он явно не горит желанием включаться в активную политическую борьбу, становясь в унылый ряд бывших влиятельных представителей истеблишмента, которые сегодня стали лицами достаточно маргинальной оппозиции — Касьянова, Каспарова и так далее. Он не хочет повторять их ошибок. Он просто обозначает свое некое присутствие в общественно-политическом процессе, свои амбиции в расчете на то, что власть совершит те самые ошибки, о которых он говорит и которые могут привести к необратимым для нее процессам, краху политического режима. Но надо сказать, редко когда случается в истории, что власть падает в руки к тем, кто стоит и ждет. Поэтому я бы сказал, что если это некий расчет, то он наивен даже не с конъюнктурно-политической точки зрения, а именно с точки зрения некой исторической логики.

Михаил Золотухин — гендиректор ООО «Комфортное жилье», депутат горсовета (Набережные Челны):

— На самом деле, сейчас складывается парадоксальная ситуация во внутренней политике: вскрыты все больные точки: коррупция, несоблюдение законов, само количество законов. Эти вещи требуют сегодня жесткой, планомерной работы. При этом если спросить у каждого отдельного чиновника и предпринимателя, он скажет: давай начинать борьбу, только не с меня. Четкая и понятная программа действий — надо начинать с себя. Ходорковский сейчас говорит, что он хочет стать президентом, а нынешняя власть делает что-то неправильно. Но я не видел программу Ходорковского — как он собирается бороться с теми вещами, которые сегодня на поверхности? Где у него команда из 10 человек, которые сегодня готовы встать под ружье и заниматься борьбой с коррупцией?

Я не вижу Ходорковского как политика, потому что, кроме скандала с «ЮКОСом», с его стороны реально ничего не было сделано. Он обижен. Почему поддержали майдан на Украине? Просто куча обиженных людей, которые не могли гордиться собственным прошлым, вышли на площадь. Ходорковский тоже может найти таких «обиженных». Сменить власть легко, а вот сделать так, чтобы система власти работала как часы, — это долгая и кропотливая работа. Я бы не пошел на майдан, и надеюсь, что все здравомыслящие люди тоже не пошли бы. Нам никуда выходить не надо, нам надо спокойно работать и постоянно пытаться услышать друг друга. Законы, в принципе, созданы для страны и для народа, а не наоборот. Есть отдельные люди, которые мешают Ходорковскому жить, — это чиновники. А чиновники — такие же люди, просто у них сбиты ориентиры. Ориентиры надо поправлять с учетом правоохранительной системы, системы судов, но это не вопрос одного дня. Я думаю, власть никак не должна реагировать на заявления Ходорковского. Собаки лают, а караван идет. Надо ответить себе на вопрос: мы с вами хотим взяться за оружие, разбирать покрышки? Или мы хотим строить дома, растить детей, любить друг друга? Нужно с этим определиться. Если человек хочет жить хорошо, если он хочет, чтобы его дети жили в этой стране и гордились ей, то никуда он не пойдет, ни на какой майдан.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Стать президентом у Ходорковского нулевые шансы. Во-первых, он олигарх. Олигарх в принципе не может быть избранным на свободных выборах, потому что, чтобы стать олигархом, нужно у избирателей вызывать чувство справедливости. В нашей стране по-другому нельзя. У нас в стране нет таких олигархов, как Билл Гейтс, которые что-то изобрели и за счет этого стали миллиардерами. Наши миллиардеры таковыми стали за счет монополизации рынка и приватизации, когда им большие государственные предприятия доставались за копейки. Во-вторых, он идет сейчас по Украине поперек мнения большинства. Так что кто ж за него голосовать-то будет?

Я негативно отношусь к последним инициативам Ходорковского. Тем самым он повышает рейтинг нашего единственного президента. В принципе, ничего страшного-то нет при любом рейтинге президента. Но тогда исчезает конкуренция, исчезает альтернатива. Увидев, что оппозицию сплачивают люди, которые сидели, причем сидели за дело — за экономические преступления, естественно, люди после этого шарахнутся и скажут: «Кто, если не Путин?» Тем более Ходорковский за границей, а там люди уже против не столько Путина, сколько против интересов нации.

Возможно, будет какая-то солидарность, «РПР-Парнас», «Яблоко» начинают присоединяться к новому проекту, поскольку их позиции становятся близкими к позициям «Открытой России» — от патриотических к ультралиберальным. На мой взгляд, это ничего хорошего не даст. На мой взгляд, это как раз связано с назначением нового посла в США. Он хочет показать, что значит что-то в российской политике. Не сможет Ходорковский никого объединить. Если иметь в виду олигархию, то она побоится. А что касается народа, нет той части интеллигенции, которая его поддержит.

Павел Салин — директор Института политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ (Москва):

— Я думаю, что шансы близки к нулю в нынешней ситуации. Необходимо учитывать совокупность факторов, в первую очередь его негативный имидж, несмотря на то что Ходорковский популярен или по крайней мере к нему нейтрально относятся в либеральных кругах. Я имею в виду не лидеров либералов, а, скажем, либерально настроенную часть населения. Подавляющее большинство населения при слове «олигарх» испытывает отрицательные эмоции. Ходорковскому за 10 лет за решеткой, несмотря на все усилия его пиарщиков, не удалось до конца очиститься от имиджа олигарха. Есть еще несколько моментов, на которых могут сыграть оппоненты Ходорковского. Но следует понимать, что это нереально в нынешней ситуации, потому что очень может быть, что политическая ситуация в ближайшие несколько лет поменяется кардинально, и тогда на поверхность могут всплыть совершенно различные фигуры, в том числе и Ходорковский. Нас ждут серьезные тяжелые времена, это связано и с экономикой, и с процессами, происходящими в мире, и с тем, что России на Западе Крым уже никогда не простят.

Владимир Нитенко — гендиректор ЗАО «Форт Диалог» (Набережные Челны):

— У Ходорковского нет шансов не президентство. Судя по той акции, что называлась «Маршем мира», какие-то силы на свою сторону привлечь он сможет, но то, что провозглашает сегодня Ходорковский, в общем и целом обществом не поддерживается.

Что касается «Открытой России», думаю, что у этого проекта может быть какое-то будущее, поскольку образование у нас востребовано. Но вряд ли для Ходорковского это приоритетная цель. Когда он был внутри, это была некая социальная работа, пусть и определенной направленности. А сейчас это, скорее, средство решения политических задач. Ведь если он уйдет сейчас из политики, то через несколько лет его вообще никто не вспомнит, как забыли в свое время Березовского. Соответственно, он занялся организацией нового майдана — где еще искать поддержку, как не у сторонников процессов, происходящих на Украине? Ходорковский — парень достаточно циничный, вряд ли тюрьма кардинально его изменила. Он всегда считал, что все покупается, и поэтому его посылы в роли политического идеолога вряд ли будут восприняты в России. Кстати, по выходу из тюрьмы он вроде бы говорил, что не собирается возвращаться в политику.

Я не верю, что этими людьми управляют кукловоды, но, естественно, они ищут поддержки — всякий политик нуждается в ней. А поскольку поддержки внутри страны Ходорковский найти не смог бы, ему приходится опираться на внешние силы. Поэтому, думаю, его действия проходят определенное согласование. Но в то же время в любой политике следует искать экономику, и для Ходорковского сегодня все процессы связаны в первую очередь с судами на Западе.

Я не думаю, что российской власти стоит как-то реагировать на его заявления. Лучшая реакция — это победы на внутреннем и внешнем политическом фронтах. Настроения по отношению к основным процессам, протекающим в стране, сейчас позитивны, поэтому важнее уделять внимание экономике, в сфере которой настрой может измениться, тогда бороться придется с внутренними проблемами.

Искандер Ясавеев — доктор социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского федерального университета:

Я уважаю Михаила Ходорковского, и это уважение связано прежде всего с его поведением в ходе судебных процессов, а также тем, как он перенес тяжелейший опыт лишения свободы. На мой взгляд, шансы Ходорковского стать президентом России не так невысоки, как это может казаться в настоящее время. Попробуйте представить себе ситуацию, в которой российские телеканалы не контролируются властями и Владимир Путин, критикуемый журналистами (подобно тому, как критиковали Бориса Ельцина в 1990-е годы), вынужден в телеэфире дебатировать с Ходорковским...

Что касается «Открытой России», то я посещал семинары, организуемые в рамках этого проекта в Казанском университете с оnline-участием Юрия Левады, и необходимо отметить, что это были совершенно открытые и полезные для граждан дискуссионные площадки.

Дмитрий Пожарский — совладелец ГК «Майдан» (Казань):

— Во-первых, Ходорковский сможет принять участие в президентских выборах только через 18 лет. Согласно весенним поправкам Госдумы в соответствующий закон, баллотироваться в органы власти можно лишь спустя 10 лет после снятия и погашения судимости. Указом президента РФ о помиловании судимость с экс-главы «ЮКОСа» не снята и будет автоматически погашена лишь через 8 лет после освобождения. Во-вторых, и это еще более важно, шумиха, поднятая в российской прессе, серьезно искажает смысл сказанного Ходорковским. Он не говорил о том, что хочет стать главой государства, напротив, вел речь о том, что перед ним не стоит задачи становиться президентом. Чего хочет экс-олигарх, так это участвовать в работе по изменению системы власти в стране и «преодолению кризиса». Это очень важное заявление, которое нужно осмыслить. Ведь Ходорковского выпустили в конце прошлого года весьма внезапно (кстати, в День чекиста) при участии Геншера (почти 20 лет был шефом министерства иностранных дел Германии!), и почему-то Путин на это пошел... То есть позиция Ходорковского — это сигнал всем нам, что Россию уже скоро ждут какие-то серьезные кардинальные события.

Идет дальше. Обновленная «Открытая Россия» существенно отличается от той, что была в начале нулевых. Она будет существовать в виде общественной инициативы, а не фонда, как прежде. По словам Ходорковского, это будет сетевая структура с отсутствующим единым центром, то есть гораздо менее уязвимая от чиновничьего произвола. На мой взгляд, речь идет о совершенно новой модели общественной жизни, кардинально отличной от российских партий и госчиновничества РФ. Более того, Ходорковский, который не раз после освобождения уважительно отзывался о президенте Путине, можно сказать, фактически действует с ним в одной связке.

Фактически нынешние условия военно-политических конфликтов международного значения требуют радикальной перестройки всей социально-психологической матрицы, моделей поведения элит и общества в целом. И это касается не только военно-промышленного комплекса. Фактически Ходорковский был выпущен из тюрьмы по инициативе неких влиятельных сил как человек, способный в качестве лидера «переформатировать» общество в «мирных» целях. Путин же, похоже, будет руководить перестройкой силовых структур и армии в качестве главы государства. Каждый из них будет работать на своем уровне государственного устройства, не пересекаясь друг с другом. Для этих целей и вступил в «большую игру» Ходорковский, реанимируя «Открытую Россию».

Александр Бабаев — экс-гендиректор ООО «Набережночелнинский автоцентр «КАМАЗ», член правления ТПП Закамья:

— Ходорковский не может стать президентом России. Его собственная версия о том, как он становился бизнесменом, как терял личностные качества, категорически отвергает его кандидатуру. Официальная версия говорит о том, что бизнес он делал на отказе от нравственных принципов, на устранении конкурентов — на крови. Как он может выйти на уровень руководства страной? На этом фоне его выход на публику означает стремление возглавить пятую колонну в России. Сейчас все пользуются моментом, пока Америка с Европой ведут антироссийскую политику. В России это люди типа Немцова — все обиженные, которые не смогли усидеть у кормушки. Сейчас они пытаются спровоцировать Путина к уходу от власти. Но в этом плане ничего существенного не будет происходить, хотя они попытаются играть и на повышении цен, которое нам грозит в связи с европейскими санкциями, и на прочих социальных нюансах. Но их идеи уже проявились на Украине — в лице Коломойского, например. Если такие придут, в России будет такая же кровавая резня, как на Украине. У них отобрали награбленное у народа, и сегодня они хотят это вернуть и не остановятся ни перед чем. Добиваться своего дипломатией они не станут.

Властям в этом отношении нужно четко и объективно давать людям информацию об истинных целях этой клики. Постоянно расшифровывать их целевые задачи, которые понятны многим, но не всем. Никакого жесткого взаимодействия с ними не нужно, только грамотная информационная политика, иначе они сразу завопят о политических преследованиях «настоящих демократов». Был Ходорковский, был Березовский, Немцов — что они сделали для государства? Ничего, только преследовали личные цели. Подобную попытку взорвать изнутри социально-экономическую ситуацию мы наблюдали в 1990-е годы, когда такие люди были у власти и довели население до нищеты. Все это мы уже проходили, народ уже научен. Ходорковский — это одна из фигур той внутренней политики.

Станет ли Михаил Ходорковский президентом России? (27.09.14-28.09.14)
7%Станет в ходе честных общенациональных выборов
23%В ходе выборов получит минимальное количество голосов, что поставит крест на его политической деятельности
29%Российская власть не допустит участия Ходорковского в президентских выборах
14%Не пойдет на выборы, понимая, что не имеет реальных шансов на победу
7%Не пойдет на выборы, сосредоточившись на роли главного идеолога либеральных сил в России
7%Станет в результате государственного переворота в стране
12%Не знаю, но это знак того, что страну ждут какие-то серьезные изменения
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.09.2014 09:28

    Я бы проголосовал за него, 10 лет отсидел, хотя была возможность путина в попу целовать и выйти с благами

    • Анонимно
      27.09.2014 09:54

      вот это правильно подметили только и без МБХ у путина попа 15 лет от засосов синий наверное уже.

    • Анонимно
      27.09.2014 10:00

      Голосуете за русофобов, потом жалуетесь, что жизнь в России хреновая. Целовать никого не куда не нужно, нужно просто любить свою Родину, а не путанить между западом и Россией.

    • Анонимно
      27.09.2014 10:05

      Дык он и поцеловал путьку туда, что бы выйти. Не думаете же вы, что его выпустили б закончи он первый срок?;) Посадили бы повторно и куковал бы он на нарах до скончания времён. Карусель-карусель, кто успел, тот не сел...

    • Анонимно
      27.09.2014 10:18

      Он президент,если только в стране смута похуже Украинской.Да и Путин тогда должен как минимум покинуть РОССИЮ навсегда.Перспективы пока у Прохора нет,но он старается и мутит изо всех сил.Месть и только месть им движет.Смутьян.

      • Анонимно
        27.09.2014 13:01

        Смута уже начинается, только не понятно кто и когда покинут Россию и успеют ли. Ни один человек не в силах изменить историю. А Россия уже выпала из исторического развития, и как показывает прошлый опыт, ни одной империи не удавалось вернутся в истории целой и невредимой. Так что трансформация православного мира только начинается. В Украине еще все более-менее прилично, но когда все перенесется в Россию, тогда мы увидим что такое настоящая революция и гражданская война.

        • Анонимно
          27.09.2014 23:04

          Поддерживаю и согласен полностью.

        • Анонимно
          29.09.2014 12:28

          О чем Вы говорите. Для народа нет большего зла чем слабая команда или слабый руководитель у власти. Так говорил Петр и похожее говорил Наполеон. Сейчас то время когда надо власть держать в кулаке для нашего же с вами блага. Спасибо скажите.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:38

    Было весело читать мнения...В сущности все обсуждают вопрос:" Может ли Ходорковский заменить Путина".Год назад слушала интервью Михаила Веллера. Журналист спрашивает с удивлением: -Вы считаете, что в сегодняшней России возможен 37 год?"- В России возможно все!!!- Даже ограничение интернета?- Да, вы даже не заметите, как это произойдет.И начал описывать, как это все будет происходить.Ключевое слово в словах Ходорковского "кризисный управляющий". Это примерно то, чем он практически и занимался в 1990ые.Был как бы вторым замом кризисного управляющего.Так что, не исключено.А Россию доводить до кризиса очень даже не сложно.И самое обидное - Москва сама себя доведет до такой ручки. Ходорковского только готовят, что он мог вовремя подойти.

    • Анонимно
      27.09.2014 18:44

      Мы еще будем молиться, чтобы у нас был такой кризисный управляющий как Ходорковский, а не типа Сталина.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:55

    Кто недра России будет правильно распределять тот и будет президентом.например взять ОАЭ.

  • Анонимно
    27.09.2014 09:56

    Мужик с принципами, уважаю.Хмм, странно, что не накидано десятки однотипных комментариев из серии "вор, зачем его выпустили, путин-герой". ААА, суббота же сегодня, у злобных комментаторов выходной

  • Анонимно
    27.09.2014 10:01

    у него миссия такая была,сидеть.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:04

    Проголосовала бы!

  • Анонимно
    27.09.2014 10:11

    Разве что Москва выйдет из состава России, и там вот он ещё может стать.

  • Анонимно
    27.09.2014 10:26

    Читал писанину . Кто дал комментарий что мол Ходорковский не станет президентом РФ в душе то ждут и мечтают когда он станет президентом. Сами конечно противоречивые коменты пишут якобы преданы государю всея Руси. Двойные стандарты в РФ. Дай Бог терпения В. В Путину и мир его дому!!!

  • Анонимно
    27.09.2014 10:43

    Не помню кто это сказал, но по-моему очень точно, что шансы Ходора стать президентом России примерно такие же, как и жениться на английской королеве, т.е. желание у него есть, осталось лишь заручиться её согласием...

    • Анонимно
      27.09.2014 18:47

      Да не Президентом он хочет стать, а кризисным управляющим, когда мы тут доиграемся до большого кризиса, осталось не долго, сами позовем.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:04

    Смешно. Никогда на бывать президентом РФ. Только в мечтах. Очень много бредящих.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:09

    Он России не нужен, он будет представлять интересы своих хозяев из еврейского сообщества сильных мира сего. Путин же пытается выйти из подобной зависимости, так же как и Китай... Но даже если Путин подчиняется другому семейству и исполняет его волю, то тогда какая разница кто у нас, не нужно поддаваться манипуляциям и менять, опять через революции... Наелись уже этими революциями, как только Россия чуть становится сильнее, сразу делают революции... Если уж хотим уйти от зависимости всяких Ротшильдов и Рокфеллеров, то нужно продолжать существующий курс, но даже если подчиняемся какому-то из семейств, то лучше такой мир, чем опять лихие 90-е, просто смена хозяина и все, на простых россиянах не скажется, в лучшем случае останется все как есть, а скорее всего будет хуже...В предыдущих комментариях соглашусь, что он может прийти только когда будет кризис в стране, это они и хотят устроить. Теперь посол США Тефт, известный своими цветными революциями, одновременно с его прибытием прошел так называемый "Марш мира", ничего общего с миром не имеющим, одновременно Ходорковский объявляет что хочет быть президентом... Дальше будет много больше митингов, больших, с кучей провокаций, и по большей части именно в Москве, чтобы захватывать главные административные здания (как было на Украине). Необходимо резко увеличить подготовку внутренних войск для противодействия пятой колонне, если нельзя сажать и это вызовет шумиху, то красть, стирать активистов (если 100% доказано что это враг). К тому же нужно контратаковать, подпитывать свою колонну на территориях США и Британии,в сотрудничестве с Китаем, Ираном, Кубой и прочими. Разместить войска на Кубе (а именно суперпрофессионалов в области диверсионных работ), если они не будут бояться, то мирно они нам жить не дадут... "Хочешь жить в мире, готовься к войне".

  • Анонимно
    27.09.2014 11:14

    Ходор хотел контракт подписать с пиндосами западниками на контрольный пакет акций ЮКОС, у него была альтернатива отказаться от сделки. Он этого не сделал. Если бы его не закрыли плакала наша нефть.

    • Анонимно
      27.09.2014 11:52

      "наша нефть"это чья?

      • Анонимно
        27.09.2014 16:22

        Общая,народная нефть. А то, как-то слишком быстро ,ограбившие народ в 90 -е стали общенародное достояние считать своим личным.

        • Анонимно
          28.09.2014 00:25

          Сравните Ваш доход с доходом Сечина и сразу поймете, что слова "Общенародное достояние" - это просто вранье. А вот если бы каждый гражданин имел конкретный доход от проданной нефти ( газа, алмазов и пр.), то можно было бы так говорить. От того, что Юкос отдали в Роснефть, для для нас ничего не поменяло.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:15

    Что бы стать им то по началу пусть хотя бы Президентом Татарстана станет-поймет чтобы стать-надо кое что убрать.....а это ПРОСТО невозможно....как говориться СЕ-ЛЯ-ВИ

  • Анонимно
    27.09.2014 11:17

    Не на того ставят в США. Да в России заступаются за обиженных, но не за олигархов же. Даже если каким то чудом он пройдёт в кандидаты и его допустят до выборов, он наберёт 3%-5% голосов, не более.

    • Анонимно
      27.09.2014 12:19

      а если пиарщики раскрасят его в красный цвет то я уверен что на выборах он получит 100%!!!!

  • Анонимно
    27.09.2014 11:19

    Не задумывались, почему Ходорковского выгнали из ДНР когда он хотел там провести пикет. Люди в наше время уже не лохи и не будут подписываться под идеи предателей. Вообще не пойму, что здес не понятно???? Какой президент, вообще о чем речь, мне смешно до слез.)))))) Будет тянуть свои рученки к нашему Государству, в миг вернется в те места где он так долго был.

  • Анонимно
    27.09.2014 11:40

    ослаб наш рулевой,не пестует р. меркадера...((( или же выжидает лишь?

  • Анонимно
    27.09.2014 11:52

    Что обсуждать этого человека? Это чушь...Он непорядочный

  • Анонимно
    27.09.2014 12:19

    Почитаешь комментируюших.
    Одни - святые, другие эксперты по всем вопросам.
    Смешно.

  • Анонимно
    27.09.2014 12:28

    Что же вы все тупые такие! Считают процент МБХ на выборах. Он прекрасно понимает, что на выборах ему ничего не светит. А вот когда наступит полный крындец, и когда будет не до выборов, а власти реальной не будет, тогда и потребуются быстрые и решительные действия. Ходорковский говорит именно о такой ситуации. Аналоги - развал Союза, передача власти Горбачевым Ельцину, антишахская революция в Иране и триумфальное возвращение Хомейни и т.д. У него не идет речи о выборном президенте, он заявил о готовности стать антикризисным управляющим на переходный период.

    • Анонимно
      27.09.2014 17:22

      Спасибо большое для объяснение для тупых. Вот, думаю, заявиться царем что ли, если монархию вдруг решат возродить. Или президентом вселенной, если такая должность появится. Могу также взять на себя бремя самого богатого человека в мире, если большое состояние освободится. Еще готов занять должность пророка, если родится новая мировая религия. В общем, хочу быть таким же умным, как вы с Ходорковским.

      • Анонимно
        27.09.2014 20:59

        Судя по вашему посту, вам не грозит стать таким же умным как я с Ходорковским, уж извините, в этом я вам сразу откажу. Вам, как и многим здесь отписавшимся, повторюсь: вам до Ходорковского как до Луны или до Марса, как хотите. Вы с вашим недалеким умишком не можете даже понять, о чем сказал МБХ - он не говорил, что хочет стать президентом, ему это не светит и не грозит, понимаете! Не говорил! Вот когда все тут накроется медным тазом от таких аналитиков и стратегов, вот тогда и потребуются России люди, умеющие действовать быстро и адекватно в кризисной ситуации. Тогда будет не до выборов, никто не захочет быть во власти разгребать все, что наворотили их предшественники. И МБХ лишь заявил, что готов принимать участие в этой работе. Я так думаю, это будет некий переходный период по подготовке свободных и по-настоящему демократических выборов. Но до этого еще, по-моему мнению, далеко. Ни низы, ни верхи пока еще не готовы, как говорил великий вождь. Все! Больше ничего Ходорковский не сказал!

      • Анонимно
        27.09.2014 20:59

        Судя по вашему посту, вам не грозит стать таким же умным как я с Ходорковским, уж извините, в этом я вам сразу откажу. Вам, как и многим здесь отписавшимся, повторюсь: вам до Ходорковского как до Луны или до Марса, как хотите. Вы с вашим недалеким умишком не можете даже понять, о чем сказал МБХ - он не говорил, что хочет стать президентом, ему это не светит и не грозит, понимаете! Не говорил! Вот когда все тут накроется медным тазом от таких аналитиков и стратегов, вот тогда и потребуются России люди, умеющие действовать быстро и адекватно в кризисной ситуации. Тогда будет не до выборов, никто не захочет быть во власти разгребать все, что наворотили их предшественники. И МБХ лишь заявил, что готов принимать участие в этой работе. Я так думаю, это будет некий переходный период по подготовке свободных и по-настоящему демократических выборов. Но до этого еще, по-моему мнению, далеко. Ни низы, ни верхи пока еще не готовы, как говорил великий вождь. Все! Больше ничего Ходорковский не сказал!

        • Анонимно
          29.09.2014 12:43

          Он "поможет" прийти стране к состоянию, где никто даже не захочет разгребать? Сильные планы.

  • Анонимно
    27.09.2014 13:07

    первый вор россии

  • Анонимно
    27.09.2014 14:03

    Ответ на заголовок статьи:Шансов нет. Нулевые. От нуля до минус бесконечности.

    • Анонимно
      11.10.2014 19:33

      Шанс всегда есть.У него например, шанс стать Президентом России - 0.1%.

    • Анонимно
      11.10.2014 19:33

      Шанс всегда есть.У него например, шанс стать Президентом России - 0.1%.

  • Анонимно
    27.09.2014 14:20

    Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

  • Анонимно
    27.09.2014 14:21

    Вот Виктор Минин - директор центра региональных разработок говорит, что у нас в стране все цари и генсеки были или реформаторами или революционерами. Совсем не так. Реформаторов были единицы, большая часть консерваторы,особенно цари, а кто реформаторы, в силу консервативного духа, реформы до конца не доводили, и после реформ наступала "реакция", чтобы остудить реформаторское. И такие эксперты что-то разрабатывают, предлагают и докладывают потом.

    • Анонимно
      27.09.2014 18:54

      Многие цари в России были немцами, это для вас наверное тоже открытие. И Россия начиналась с Киевской Руси и викингов, вам это уже не понять.

  • Анонимно
    27.09.2014 16:26

    Человек сидел, Вы представляете, что с его психикой и умом? Он в своей книге пишет, что после 5 лет тюрьмы социализация невозможна, а после 10??? Какой президент? Ему бы с фирмой управится. Это всего лишь вывеска для Запада, а в политике он уже точно не игрок

  • Анонимно
    27.09.2014 17:11

    Ходорковский vs Путин: делаем ставки. Так можно было назвать статью. Еще букмекеров пригласить в эксперты

  • Анонимно
    27.09.2014 17:16

    Может действительно янки совсем не понимают Россию????ШАНС ХОДОРКОВСКОМУ СТАТЬ Президентом РоссииЭто если я сейчас выставлю на этот пост бродячую собаку.

  • Анонимно
    27.09.2014 17:44

    Ноль шансов в минус сорок четвертой степени.

  • Анонимно
    27.09.2014 18:14

    Единственный шанс Ходорковского стать президентом России-вернуться в обозе оккупантов.

  • Анонимно
    27.09.2014 18:20

    Опрос в газете 1914-го года: "Каковы шансы Владимира Ульянова (социалист-марксист) стать во главе государства Российского?".
    Ответы:
    - да он сидел!
    - вор!
    - экстремист!
    - живет в Швейцарии
    - никогда, 0%

    • Анонимно
      27.09.2014 19:17

      Ага приедет на поезде на финский вокзал и с броневика руку поднимет. и в течение года встанет во главе страны.

  • Анонимно
    27.09.2014 19:27

    Еврей Президент России! Будет здорово! Я за Ходора))

    • тан
      27.09.2014 21:02

      19.27. А столица в Израиле? Мы владыки мира? то есть он? А мы - сырьевая база. "Усилить охрану банков, телеграфов, ж\д станций... Отогнать крейсер "Аврора"... на Кубу. С десантниками. На всякий случай.

  • Анонимно
    27.09.2014 21:48

    Уж получше Путина был бы президент. Хуже сложно.

  • Анонимно
    27.09.2014 23:10

    Его в тюрьму надо снова, какие президенты.

  • Анонимно
    27.09.2014 23:18

    Я слушал его интервью. Он сказал, что не будет бороться за власть. Но если окажется Родине и своему народу нужен, то не откажется помогать.

  • Анонимно
    29.09.2014 09:22

    Этот человек будучи генералом ЮКОСА обокрал мою семью и таких тысячи. Как можно его в президенты? Как можно вообще верить его словам? Вор должен сидеть в тюрьме.

  • Анонимно
    30.09.2014 09:53

    Ванга о России и Украине в 2014 году: "Все чаще будете вы встречать людей, которые глаза имеют, да не видят, уши имеют, да не слышат. Брат против брата пойдет, матери будут бросать детей своих. Каждый будет искать способ спасаться поодиночке...", - приводит слова бабы Ванги её стенографистка Бойка Цветкова.По мнению журналистов, эти слова относятся ко все более обостряющейся ситуации на Украине. При этом "невидящими глазами и не слышащими ушами" называют реакцию запада на ситуацию.Ванга: предсказание на 2014 год об Украине: "То, что объединялось, - рассыплется на кусочки. Это будет рядом с Россией", - записала слова прорицательницы Витка Петровски, помогавшая Ванге по хозяйству последние 15 лет.Женщина утверждает, что ясновидящая велела обнародовать записки в 2010 году, который считала поворотным. Тогда все подумали, что речь идёт о Евросоюзе, однако не исключено, что Ванга говорила об Украине.Ванга о России в 2014 году: После вступления Крыма в состав России несколько по-иному воспринимаются и другие слова болгарской прорицательницы: "Все растает, словно лед, только одно останется нетронутым - слава Владимира, слава России. Слишком много принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Все сметет она со своего пути и не только сохранится, но и станет властелином мира".

    • тан
      1.10.2014 17:02

      Таков процесс обрастания мифами.Дальше становятся писаниями, религиями,Законами.Такова, наверно, природа человека.

  • Анонимно
    13.12.2014 19:55

    ходорковский, Макаревич, навальный, эхо Москвы и т.д. - это обычные враги России, просто предатели, мусор на земле.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль