Бизнес 
29.09.2014

Борис Мусташкин, «Дом книги»: «Около 50 процентов населения вообще не читают книги»

В 90-х, в период формирования книжного рынка, отец и сын Мусташкины основали торговую сеть «Дом книги». Специализируясь на школьной литературе, они развили ее до 52 магазинов, из них 19 находятся в Казани и еще 8 — за пределами Татарстана. Работая более чем с 200 издательствами, компания генерирует выручку в 300 млн. рублей в год. Зачем им понадобилось вводить еще одну торговую марку, как формируется читательский спрос и почему происходит монополизация книжного рынка, директор и совладелец книжной сети «Дом книги» Борис Мусташкин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

«БУМАЖНАЯ КНИГА ОСТАНЕТСЯ»

— Технологии не стоят на месте: когда-то до сотовой связи была пейджинговая. Спустя более 20 лет вы по-прежнему остаетесь участником бумажного книжного рынка. Борис Фаридович, а вам не кажется, что вы продолжаете торговать пейджерами в период смартфонов?

— Нет, не кажется. Убежден, что бумажная книга останется. Не один век их уже печатают. Культура чтения воспитывалась поколениями, и даже те, кто сегодня предпочитает электронный формат, начинали именно с бумажной книги. Пока рынок электронных книг составляет всего около 5 процентов.

— Да, пока книга преобладает над электронной версией. Но как долго сохранится такое положение дел? «Роспечать» не первый год говорит о том, что отечественный рынок бумажного книгоиздания падает при росте продаж электронных книг.

— Думаю, свою нишу бумажная книга обязательно сохранит. Согласно данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем легального рынка электронных книг в этом году может превысить 1 миллиард рублей, в два раза превысив объем прошлого года. Но, по экспертным оценкам, это составит всего около 1,4 процента от оборота традиционной книжной торговли. В прошлом году объем книжного рынка составил 78,01 миллиарда рублей. Поэтому можно говорить о том, что снижение продаж бумажной книги связано в первую очередь с падением интереса к чтению в принципе, это не может не тревожить. Рост продаж электронных книг вполне объясним, это удобно, не надо брать с собой в отпуск стопку книг, удобнее читать в транспорте. Не надо также забывать о материальной выгоде, бумажная книга постоянно дорожает, а электронный контент дешевле, да и часть его скачивают бесплатно.

— Кстати, о пиратах. Нужно ли с ними бороться, или их стоит оставить в покое? Может, это самые верные читатели?

— Сложный вопрос. Есть издательства, они выплачивают гонорары авторам. И это неправильно, когда деньги не поступают из-за пиратских скачиваний. Для любого дальнейшего развития нужны средства. И мы живем в правовом государстве, все должно происходить в соответствии с законом.

«ПО ДЕНЬГАМ РЫНОК БОЛЕЕ-МЕНЕЕ СТАБИЛЕН»

— Каким вы видите книжный рынок через 10 - 15 лет?

— Мы так далеко не загадываем, прогнозируем максимум года на три. Рынок в последние годы падает: уменьшается количество изданных произведений, снижаются продажи бумажных книг.

— Какими темпами происходит падение?

— На самом деле падение идет плавное. По деньгам рынок более-менее стабилен. Но экземплярные продажи книг действительно падают, но за счет удорожания средней цены на книгу объем рынка в рублях меняется пока не сильно. Этот год идет с небольшим снижением, прошлый был с плюсом, а в позапрошлом году падение составило почти 5 процентов.

Рынок будет продолжать сокращаться, во многом это связано с падением интереса к чтению. Кто-то не может себе позволить регулярно покупать книги из-за их дороговизны. Часть наших покупателей, которые читают очень много, перешли на электронные книги, потому что это существенно дешевле или бесплатно. Если бы бесплатной была и бумажная книга, то люди предпочли бы ее.

А вообще, поколение, которое привыкло читать, уходит. Молодежь читает меньше. По последним оценкам, около 50 процентов населения вообще не читают книги. Изменился режим дня, выросла интенсивность жизни. Люди более загружены, у них больше соблазнов.

— Ситуация внутри вашей сети соответствует тенденции, или у вас другие показатели?

Наши магазины реагируют дифференцированно, в среднем мы идем по рынку. Если брать розницу, то она пока растет. Есть падение по количеству проданных экземпляров, но по деньгам нет, потому что цены повышаются.

Борис Мусташкин: «Есть падение по количеству проданных экземпляров, но по деньгам нет, потому что цены повышаются»
Борис Мусташкин: «Есть падение по количеству проданных экземпляров, но по деньгам нет, потому что цены повышаются»

— Сами не планируете развивать оnline-продажи?

— Мы хотим использовать свой сайт для продаж бумажных книг. Сейчас развиваем этот сервис, с помощью которого можно будет найти книгу в нашей сети, узнать цену, а если ее нет, то заказать. Варианта продавать электронные книги у нас пока нет. Этот бизнес в руках издательств и крупных интернет-магазинов.

«ЭТОТ БИЗНЕС ПРИНОСИТ НАМ ПРИБЫЛЬ»

— И все-таки книжный бизнес далеко не самый доходный. Что вас удерживает на этом рынке?

— Этот бизнес на данный момент приносит нам прибыль. К тому же для нас важна его социальная значимость, ведь мы продаем книги — источник знаний и культуры. На данный момент мы развиваем свой бизнес, вкладываемся в него, развиваем другие группы товаров, которые могут, на наш взгляд, заместить потерю в продажах книг.

— Какова их доля в ваших магазинах?

— Канцтовары — 30 процентов. Но основной упор мы делаем на учебную литературу, которая составляет около 40 процентов.

— Получается, ваша главная аудитория — это дети и их родители?

Да, получается, что так.

— Сохраняя свои позиции на рынке за счет учебной литературы, каким вы видите свое будущее в связи с ориентиром на электронные учебники?

— Электронные учебники пока вводятся как дополнение к бумажным, в основном это коснется бюджетных закупок. Изменения происходят каждый год, мы за ними внимательно следим.

«Современная тенденция такова, что торговля смещается в торговые центры, поток в отдельно стоящие книжные магазины уменьшился»
«Современная тенденция такова, что торговля смещается в торговые центры, поток в отдельно стоящие книжные магазины уменьшился»

— А пока вы продаете учебники через госконтракты?

— Последние 7 лет в Татарстане по госконтрактам мы не работали. Министерство образования покупает учебники напрямую у издательств. Сейчас по госконтрактам мы работаем в других регионах: в Марий Эл и Чувашии, Ульяновской области. У них еще действует система, когда школы сами закупают учебники.

— У вас есть магазины за пределами Татарстана. Как идут дела там?

— В других регионах у нас 8 магазинов, по 2 в Марий Эл, Чувашии, Ульяновской и Кировской областях. В Казани — 19. В остальных городах Татарстана: Набережных Челнах, Зеленодольске, Альметьевске, Нижнекамске — всего 44. Вообще открывать магазин в другом регионе сложнее: нужно найти кадры, решить вопрос с логистикой. Сейчас в Ульяновске два магазина вышли в плюс, но до этого мы дважды переезжали.

«ВЫРУЧКА БОЛЕЕ 300 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

— Что касается розницы, где продажи идут лучше? Какой магазин считаете своим флагманом?

— Тенденция такова, что торговля смещается в торговые центры, поток в отдельно стоящие книжные магазины уменьшился. Если оценивать по обороту, то у нас есть большая тройка — отделы «Книга+» в ТЦ «Южный» и ТРК «Тандем», самый наш большой магазин на улице Декабристов, 182.

— А когда и зачем вы ввели еще одну торговую марку «Книга+»?

«Книга+» задумана как формат для торговых центров с несколько измененным подходом к ассортименту. Там больше канцелярии и игрушек, нет уклона на учебную тематику, расширена представленность современной зарубежной и отечественной литературы. Сезонные колебания там меньше, а поток людей генерирует сам ТЦ, что повышает вероятность импульсивной покупки. Уровень ожидания покупателей от такого магазина, как правило, выше, и мы стараемся обеспечить необходимый уровень комфорта.

— Как часто вы проводите различные акции?

— Достаточно регулярно. Совместно с издательствами мы проводим акции продвижения с призами и скидками. Как правило, создается какой-либо тематический раздел. Мы проводим и свои акции, например, каждого 15, 30 и 31 числа в магазинах «Дом книги» на все покупки мы делаем скидку 20 процентов, кроме ограниченной группы товаров.

— В вашей сети бывают встречи с читателями? Вы как-нибудь подогреваете читательский интерес?

— Периодически устраиваем встречи с авторами. Но очень популярных авторов бесплатно не пригласить, это стоит дорого. У нас прошло несколько десятков встреч. В этом году на встречу со Стариковым в ЦУМ пришли сотни людей. Но на новых, нераскрученных авторов приходят 10 - 20 человек.

«Цены на книги, конечно, растут. Но дело в том, что у издательств часть книг вообще не продается»
«Цены на книги, конечно, растут. Но дело в том, что у издательств часть книг вообще не продается»

— На какие финансовые показатели вы выходите? Сколько составила годовая выручка за прошлый год?

— Выручка за прошлый год составила более 300 миллионов рублей.

— Какую долю в выручке приносят канцелярские изделия и сопутствующие товары?

— Выручка от реализации этой группы товаров за прошлый год составила около 110 миллионов рублей.

— Насколько оцениваете рентабельность бизнеса?

— В 2 - 3 процента.

СПРОС РАСПЫЛЯЕТСЯ

— Сколько у вас всего наименований товара? Как часто обновляется ассортимент?

— В сети находится более 60 тысяч наименований книг. Ассортимент обновляется практически ежедневно. Новинкам уделяем большое внимание, так как они обеспечивают основные продажи.

— В книжных магазинах популярная или эзотерическая литература в избытке, зато мало современной или любой другой нераскрученной литературы, произведений, не ставших модными. Да и в принципе во всех магазинах продается одно и тоже. По какому принципу формируется ассортимент?

— Ассортимент формируется спросом, мы принимаем заказы, стараемся подвозить востребованную литературу. На площади 100 квадратных метров можно качественно выставить порядка 25 тысяч позиций. Мы не враги сами себе и стараемся выставлять книги, которые продаются лучше всего. Для этого есть аналитика и статистика. И на самом деле, блок «Досуг», о котором вы говорите, — это всего 10 - 12 процентов продаж. Да, ассортимент схож. Практически у всех есть книги издательства «Эксмо». Доля издательства составляет 15 - 20 процентов. А учитывая прошлогоднюю покупку «Эксмо» книжной группы АСТ, их присутствие на рынке заметно выросло.

— То есть предпочтения массового читателя меняются не естественным образом, а за счет формирования линейки книг крупными издателями?

— На предпочтения массового читателя большое влияние имеет реклама, а ее наиболее активно проводят как раз крупные издательства. И доля их представленности на полке книжных магазинов достаточно велика.

— Какие авторы, какие направления литературы сейчас пользуются спросом, что продается лучше всего?

— Спрос распыляется. Раньше выходила новинка и могла продаваться сотнями, тысячами экземпляров в течение длительного периода. Сейчас такого нет, кроме книги «Бандитская Казань», спрос на которую из месяца в месяц сохраняется. Новинки даже известных авторов продаются в меньших объемах.

«В сети находится более 60 тысяч наименований книг. Ассортимент обновляется практически ежедневно»
«В сети находится более 60 тысяч наименований книг. Ассортимент обновляется практически ежедневно»

Сейчас создан определенный имидж легкого чтения и особенно женского чтения. Не секрет, что основные покупатели книжных магазинов — женщины. Издательства стараются закрыть эту нишу. Но это все равно хорошо. Любое действие, которое предпринимается в отношении увеличения читающего населения, — это благо. Классику, например, покупают достаточно регулярно. Произведения Достоевского, Толстого, Булгакова, Куприна и других классиков продаются по 60 - 80 книг ежемесячно.

Но лидерами продаж остаются Донцова и Устинова, хотя сейчас их не так часто покупают, как раньше. Интенсивность снизилась, люди «наелись». Но в предпочтениях читателей Донцова и Устинова все равно преобладают. И это понятно, когда мы задумываемся, что купить почитать в отпуск, вспоминаем то, что наиболее раскручено. И сейчас многие покупают карманные версии книг, а не в твердой обложке, чтобы почитать и выкинуть, а не формировать свою библиотеку.

— Да просто они дешевле и все.

— Цены на книги, конечно, растут. Но дело в том, что у издательств часть книг вообще не продается. Свои риски они закладывают в новые издания. И как я уже говорил, сейчас в основном продаются только недавно изданные книги. Что касается работы с учебной литературой, то все, что мы не успели продать в текущем году, на следующий уже никто не купит. Все, что осталось, — наши проблемы. Пробуем продавать их с большой уценкой, часть устаревших на год учебников мы раздаем бесплатно школам, которые с нами работают, а то, что никто не берет, сдаем в макулатуру. Других вариантов нет.

— Какой процент приходится сдавать в макулатуру?

— У нас есть система уценки. Книги, которые долгое время не продаются, начинаем продавать со скидкой 50 процентов, потом скидку повышаем. Уценка для нас тоже потеря, мы-то ничего не зарабатываем, что-то компенсируем только.

«МЫ РАБОТАЕМ БОЛЕЕ ЧЕМ С 200 ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ»

— У каждого периода свой бестселлер, еще недавно хитом был «Гарри Поттер». Сколько вы заработали на серии романов Джоан Роулинг?

— С третьей книги появился ажиотаж, прибыль была, но сколько трудно сказать.

— Какие бестселлеры пришли на смену «Гарри Поттеру»?

— К сожалению, сейчас книг, продающихся на том же уровне, нет. Выходят интересные новинки, но до «Гарри Поттера» не дотягивают.

— Книгоиздание — это, безусловно, бизнес, но литература выступает в другом качестве. Как, по-вашему, есть ли у сегодняшних светлых голов шанс пробиться через заслоны, ведь неизвестные имена не приносят денег? Насколько наши издатели склонны к риску?

— Сейчас, наоборот, идет поиск новых авторов. Некоторые издательства запускают для этого специальные проекты, собирают рукописи, отбирают. И я знаю, для них было неожиданностью, что есть много людей, которые пишут что-то для себя. Вообще авторов сейчас столь много... В целом книг издается намного больше, чем их можно купить. Поэтому неизвестные авторы, скорее всего, просто потеряются на полке. В этом году в России издано более 120 тысяч названий книг. А ассортимент книжных магазинов не позволяет выставить такое количество на полку. Все книги выставить нельзя. На помощь приходит интернет — ему не нужно место на полке.

«Основной упор мы делаем на учебную литературу, которая составляет около 40 процентов»
«Основной упор мы делаем на учебную литературу, которая составляет около 40 процентов»

— С какими издательствами вы работаете?

— Мы работаем более чем с 200 издательствами: «Эксмо», «АСТ», «Просвещение», «Дрофа», «Росмен», «Феникс» и многие другие. Сотрудничаем с ТКИ (Татарское книжное издательство). Очень много к нам приходит татарстанских авторов, которые самостоятельно издали свои произведения и хотят выставить на продажу.

«РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ ТЫСЯЧИ, АКТИВНЫХ — СОТНИ, ТАТАРСКИХ — НЕСКОЛЬКО»

— А каков спрос на татарскую литературу?

— На детскую спрос достаточно устойчивый. Особенно в районах, где население преимущественно разговаривает на татарском языке.

— Какова ее доля в ассортименте?

— Около 2 процентов.

— На книгах на татарском особо не заработаешь? И что вообще происходит с татарской литературой?

На татарскую литературу наценка значительно меньше. Стараемся продавать близко к цене издательства. Мы находимся в контакте с татарскими издательствами. Мы берем на продажу все, что издает Татарское книжное издательство, чувствуя свою социальную задачу. И новинки всегда стараемся показать. Другое дело, что мы определяем доли размещения, исходя из продаж. И потом русскоязычных издательств тысячи, активных — сотни, татарских — несколько, поэтому объем издаваемых ими книг намного меньше.

— Государство должно помогать продвигать татарскую литературу?

— Насколько я понимаю, все, что выходит, издается на республиканские деньги. Мы очень много работаем с местными авторами. Выкладывая их книги на полку мы уже их продвигаем.

«МЫ СОЗДАЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ»

— Какие татарстанские участники рынка наиболее восприимчивы к новинкам?

— Сейчас на татарстанском рынке две местные сети — «Дом книги» и «Аист-Пресс». Есть еще несколько небольших частников и федеральный игрок «Новый книжный». Остальные с рынка ушли. В принципе, у нас все примерно одинаково, кто-то на день раньше привозит, кто-то — на день позже.

— Какие игроки ушли с рынка?

— Федеральный игрок «Топ-книга». В свое время у них было 8 магазинов в Казани. Это был самый крупный игрок, лидер книжного рынка по рознице. Но сеть стала нерентабельной, появились долги. Часть магазинов ушла в другие сети, часть — закрылась. Такая же ситуация была с федеральной сетью «Библиосфера». Закрылись магазины «Буква».

«Сейчас на татарстанском рынке две местные сети «Дом книги» и «Аист-пресс»
«Сейчас на татарстанском рынке две местные сети — «Дом книги» и «Аист-Пресс»

— Обанкротился некогда сильный игрок «Книжный двор». Прокомментируйте, почему громко заявивший о себе гипермаркет ушел с рынка?

— Сложно оценивать, когда не знаешь всей информации. Чисто внешне такая фирма с такими большими магазинами на пустом месте не могла возникнуть: были инвесторские деньги. Думаю, потом само содержание сети не смогло выйти на прибыль. Еще один момент, у них большой акцент был сделан на деловую литературу в расчете на работу с библиотеками, вузами. Но потом рынок деловой литературы резко стал падать. Многие закупки ушли в Москву, на прямую поставку, плюс кризис, во время которого подарочную литературу стали покупать меньше, а на нее «Книжный двор» делал также большую ставку. По этому сегменту они в свое время забрали большую часть рынка.

— А есть новые игроки?

— Заметных новых игроков уже достаточно давно не появляется.

— Какова динамика у местного «Аист-Пресс»?

— У них есть развитие. Когда «Буква» закрылась, они зашли на часть их площадок. И сейчас у них более 30 магазинов.

— Как вы оцениваете позиции книжного магазина «Смена»?

— Ничего не могу сказать, поскольку я их не знаю.

— «Смена» — это нон-фикшн, почему этого направления мало у вас?

— Мы создаем универсальные магазины с ожидаемым спросом.

— А может ли в Казани появиться крупный книжный магазин, занимающий сразу несколько этажей, с зонами для неформального общения?

— Возможно, конечно, все, но это нерентабельно. В Москве, Санкт-Петербурге это реальнее, там и поток больше, и покупательная способность выше. Сейчас в Москве есть большая четверка книжных магазинов: «Библиоглобус», «Московский дом книги», «Молодая гвардия», «Москва». В Санкт-Петербурге «Буквоед» и «Дом книги».

«У НАС РАБОТАЮТ ОКОЛО 400 ЧЕЛОВЕК»

— Кого считаете своими прямыми конкурентами?

— «Аист-Пресс», «Новый книжный» и всех, кто продает книги через интернет.

«Совместно с издательствами мы проводим акции продвижения с призами и скидками»
«Совместно с издательствами мы проводим акции продвижения с призами и скидками»

— Какую долю рынка, по вашему мнению, занимаете вы?

— Трудно определить долю, когда есть интернет-магазины. Возможно, мы занимаем 50 процентов татарстанского рынка.

— А сколько человек работает под торговыми марками «Дом книги» и «Книга+»? Каков уровень заработной платы?

— У нас работают около 400 человек. Заработная плата ниже среднего по рынку.

— Кадровый дефицит ощущаете?

— Достаточно остро. Так как у нас уровень зарплат не очень высокий, мы берем молодежь, обучаем ее, а через некоторое время ребята уходят. У нас есть своя мотивационная программа. Магазины, которые работают хорошо, получают больше.

«МЫ С ОТЦОМ — РАВНОЦЕННЫЕ ПАРНЕРЫ»

— У вас семейный бизнес, начинали вы вдвоем с отцом. Какой была его роль на заре развития сети и какая она сейчас?

Его роль в становлении была ключевой. Когда он начинал книготорговлю, я заканчивал КХТИ, это был 1992 год. Тогда мы организовали подписку на 20-томное собрание сочинений Гарисона и 25-томное собрание сочинений Хайнлайна. В начале 90-х спрос на книги был просто жуткий, а достать хорошие современные произведения в магазинах было очень трудно. Я до сих пор помню магазины, в которых целые залы были заполнены какими-то манифестами, собраниями сочинений классиков марксизма-ленинизма, а самыми популярными были букинистические отделы. Подписки в то время шли на ура, и было логично начать именно с них.

Сейчас мы с отцом — равноценные партнеры. Отец больше работает с розницей, я — со складом и офисом, плюс еще с нами работает сестра. У нас нет какого-то четкого разделения, мы все обсуждаем, советуемся и вместе решаем. Это семейный бизнес, и за его рамки он не вышел.

«Книга+» задумана как формат для торговых центров, с несколько измененным подходом к ассортименту. Там больше канцелярии и игрушек, нет уклона на учебную тематику»
«Книга+» задумана как формат для торговых центров с несколько измененным подходом к ассортименту. Там больше канцелярии и игрушек, нет уклона на учебную тематику»

— Расскажите о своей семье, чем заняты члены вашей семьи?

— Супруга работает экономистом. У нас есть сын Андрей, которому 8 лет, и дочь Даша, ей 14.

— Что читаете сами, что рекомендуете своим детям? Наконец, что порекомендуете почитать нашим читателям?

Сейчас читаю немного. Могу перечитать любимых авторов и что-то связанное с работой. Чтобы отвлечься, люблю почитать фантастику, особенно произведения Ника Перумова.

Старшая дочь больше читает электронные книги, а младший бумажные. Недавно я принес ему 7 книг «Волшебника Изумрудного города». А дочка взахлеб читала «Гарри Поттера» и всю подобную литературу. Бывает, я им что-то рекомендую. Как правило, то, что читал сам. Но зачастую они сами определяют, за какую следующую книгу взяться.

Читателям «БИЗНЕС Online» посоветовал бы больше читать хороших и разных книг и получать от этого удовольствие.

— У нас есть традиционный вопрос: три секрета успеха в бизнесе. В чем они, по-вашему, заключаются?

— Мы всегда придерживались планомерного развития. И если что-то делали, то старались, чтобы это было хорошо. Создался надежный костяк коллектива — это является основным секретом успеха. Один человек в любом случае ничего не сделает.

Визитная карточка компании

Книжная сеть «Дом книги» основана в 1992 году. Под маркой «Дом книги» и «Книга+» работают 44 магазина в Татарстане и 8 магазинов в других регионах. В сети находится более 60 тыс. наименований книг.

Общее количество сотрудников — 400 человек.

Книжная сеть оформлена на ООО «Пегас» (Борис Фаридович Мусташкин — 50%, Ольга Ришатовна Мусташкина — 50%) и ООО «Таис» (Нина Ивановна Аввакумова — 50%, Фарид Ахмедзянович Мусташкин — 50%).

Визитная карточка руководителя

Борис Мусташкин
Дата и место рождения: 9 декабря 1968 года, Казань.
Образование: окончил механический факультет КХТИ по специальности «вакуумная техника» в 1992 году.
Семейное положение: женат, двое детей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.09.2014 08:33

    Интересные магазины...Казань должна иметь циливизованную розницу...

  • Анонимно
    29.09.2014 08:57

    Фарид Ахмедзянович и Борис прекрасные люди. Очень приятно с ними иметь дело.

  • Анонимно
    29.09.2014 09:03

    Думаю, что книга продержится еще долго. Она очень хороший "гаджет": подолгу,не грузится, открываешь файл мгновенно, ни сети ни батареек не надо... перечислять далее?Что касается букинистики, она все более напоминает коллекционирование монет или картин и конечно ее сфера сужается ибо ни изданий Гутенберга ни Федорова, ни радищевского "путеводителя" меж столицами уже на рынке нет, как и Рембрандта или Пиакассо. Почему то ничего не скала товарищи успешный бизес -лорд, говорю без иронии, о миниатюрных изданиях и книгах с автографами знаменитостей политики и культуры.Они то, конечно останутся предметом коллекционирования.

  • Анонимно
    29.09.2014 09:13

    откровенно даже не знал, что в казани есть ещё книжные магазины. после закрытия книжного двора на спартаковской думал совсем сгинули все. где посмотреть адреса магазинов? откройте магазин в караване. мне кажется клиенты будут.

    • Анонимно
      29.09.2014 10:13

      У моего приятеля есть книги и открытки с автографами Бунина, Рахманинова и Гагарина с Комаровым.Это сейчас целое состояние. Не зря он их в ячейке держит, в отличие от другой бумажной продукции: рублей долларов и даже юаней..

  • Анонимно
    29.09.2014 09:44

    Многие не понимают влияние чтения на глаза. Старшему поколению повезло, что книги читали, как говорится, в бумажном варианте. Если бы я читал свой объем в электронном варианте, то я давно без глаз остался бы.

  • Анонимно
    29.09.2014 10:31

    с такими ценами на книги, удивительно, что еще хоть какие-то книжные магазины открыты

  • Анонимно
    29.09.2014 10:36

    "Раньше выходила новинка и могла продаваться сотнями, тысячами экземпляров в течение длительного периода. Сейчас такого нет, кроме книги «Бандитская Казань», спрос на которую из месяца в месяц сохраняется. Новинки даже известных авторов продаются в меньших объемах". Большое спасибо Борису Мусташкину за автограф-сессию с авторами, была ней в ТК "Южный" в феврале этого года. Очень интересно было купить книгу и послушать содержательный рассказ о планах на третью книгу. Хорошо, что есть казанские авторы, пишущие о нашем городе. Гузель

  • Анонимно
    29.09.2014 10:54

    К сожалению, в нашем городе в основном остались единственные книжные магазины представленные «Домом книги.» Эти книжные магазины совершенно не обеспечивают спрос у таких категорий населения, как студенты, преподаватели Вузов, научные работники и т.д. В этих магазинах можно купить канцтовары, школьную литературу и околонаучную литературу, которая лежит на полках, как правило, годами. Я думаю, что бизнесмены занимающиеся книжным делом, должны чувствовать ту ответственность в деле просвещения, которая на них лежит. С другой стороны, сейчас выходит много интересной научной литературы, которую легко можно заказать по интернету, но было бы намного приятнее купить эту литературу у нас в Казани. Вряд ли современные бизнесмены, занимающиеся книжным делом, будут развивать книжные магазины, в которых представлена высоко научная литература. Для этого нужны люди подобные Никалаю Александовичу Рубакину, который не только занимался книжным делом,но и также был выдающимся деятелем просвещения.

    • Анонимно
      29.09.2014 17:09

      Полностью согласен, эти магазины книжными можно назвать с большой натяжкой, и само их существование дискредитирует понятие книжного магазина. Очень хотелось бы что бы в нашем городе появились книжные магазины, в которых был бы широкий выбор современной литературы. В советское время Казань, как один из важнейших центров нашей страны, обладал книжными магазинами в полном смысле этого слова. Например, Академкнига или магазин технической литературы. Правда, стоит отметить, что в нашем городе имеется замечательный магазин с доступными ценами и богатым выбором татарской литературы - это некоммерческий магазин поддерживаемый государством на ул. Баумана Татарское книжное издательство.

      • Анонимно
        29.09.2014 19:52

        В начале лета в ЗвездеПоволжья о необходимости казанской Академкниги где-нибудь в центре города (н-р в Доме учёных на Бутлерова) писал руководитель академического издательства ФЭН Хамидуллин. Такой магазин нам действительно очень нужен, тем более при отсутствии командировок в иные города РФ. Магазин + книгообменный фонд + букинист в одном здании. (Преподаватель)

  • Анонимно
    29.09.2014 11:08

    Никогда электронная книга не заменит бумажную.Планшет нужен новости прочитать, игры поиграть, фильмы посмотреть, книгу не почитаешь.

    • Анонимно
      29.09.2014 12:37

      вы отстали от жизни однако!Электронные книги очень удобны и читать на них одно удовольствие.

      • Анонимно
        29.09.2014 12:58

        А это глазам не вредит?

        • Анонимно
          29.09.2014 13:09

          сейчас графика их такова, что электронное табло выглядит словно бумажное полотно с пропечатанными на нем буквами. Но я согласен: бумажная книга несет эстетическое наслаждение, от девайса такого удовольствия нет

        • Анонимно
          29.09.2014 13:18

          Я уже говорил,вредит.

          • Анонимно
            29.09.2014 16:20

            нет. не путайте планшет и электронную книгу!вещи абсолютно разные. хорошие электронные книжки полностью соответствуют бумаге процентов на 70-80

  • Анонимно
    29.09.2014 11:08

    Всегда ходил покупать татарские книги в "Нур-маркет", не знал, что их можно купить в "Доме книги". Обязательно зайду в ближайший мне магазин – в "Южный"

  • Анонимно
    29.09.2014 11:09

    Прочел на одном дыхании, интересный собеседник и интрересная тема, спасибо автору. А БО пожелание – побольше бы таких светлых материалов в начале недели

  • Анонимно
    29.09.2014 11:52

    Очень жалко,что у нас нет информации об общественно политической и историко -популярной литературе которая пользуется большим спросом чем псевдохудожнственный спам. За пследние год -два вышли интереснейшие книжки о Казантй, которые купил в Москвк: о С.Д.Игнатьеве министре госбезопасности СССР, враге Берии работавшем потом в нашем городе,книги Сафарова, беседы Шаймиева с Овруцким. Надо больше писать о них.Это наша жизнь, поинтереснее всякой конвеерно слепленной бумажной продукции. А чисто художественной и нет и России в целом.М.б. за исключением Прилепина и еще максимум двух трех.А в поэзии, кроме мастерски сделанного стеба на современные темы вроде "товарища поэта" больше пока ничего и нет.Читая его вспоминаешь Глазкова"Говорят, что "Окна ТАСС" важней моих стихов.Но важен также унитаз. Но это не поэззия". Вот так с Быковым и прочими "праводрубами".Если уж говорить о стихах в общественной жилкой то никого кроме Игоря Гуермана не вижу. Но он уникум.

    • Анонимно
      29.09.2014 12:55

      Прошу извинения за неточность. У Николая Глазкова "Говорят, что окна ТАСС. Моих стихов полезнее. Полезен также унитаз. Но это не поэзия".Удивительно, что не посадили за такое. Сравнивать вывешивамые еждневно в витринах магазинов и офисов "Окна ТАСС"с духоподъемными сообщениями о боевых и трудовых подвига с унитазом.Ну знаете ли.Явно недосмотрели,или он читал это в оооочень узком кругу.

  • Анонимно
    29.09.2014 12:01

    "Специализируясь на школьной литературе, они развили ее до 52 магазинов, из них 19 находятся в Казани и еще 8 — за пределами Татарстана." А где еще 25 потеряли? ))

    • Анонимно
      29.09.2014 12:38

      видимо эти в Татарстане)))

    • Анонимно
      29.09.2014 12:46

      они по Татарстану

    • Анонимно
      29.09.2014 12:48

      Даже когда ни у кого не было, нашел в "Доме книги" на Шмидта первую часть "Бандитской Казани", чтобы подарить знакомому москвичу весь комплект. Дефицит, однако

      • Анонимно
        29.09.2014 14:07

        Хорошо, что книги своих, казанских авторов пользуются таким спросом. С нетерпением ждем обещанную третью книгу!

    • Анонимно
      29.09.2014 12:53

      они по Татарстану

    • Анонимно
      29.09.2014 17:39

      А Вы дальше текст читали? :)"В других регионах у нас 8 магазинов, по 2 в Марий Эл, Чувашии, Ульяновской и Кировской областях. В Казани — 19. В остальных городах Татарстана: Набережных Челнах, Зеленодольске, Альметьевске, Нижнекамске — всего 44." Все написано!

  • Анонимно
    29.09.2014 12:40

    недавно был в Питере и что там реально впечатлило так это трехэтажные книжные магазины прямо в центре города! и причем не один и не два...с большим ассортиментом разной литературы.и кстати с кучей сопутствующих товаров и сувениров.

  • Анонимно
    29.09.2014 13:13

    Со временем школьная литература тоже перейдёт в цифру, бумажные издания станут уделом обеспеченных ценителей. Чтение к сожалению не в почёте, как послушаешь рассуждения людей которые одну лишь книгу читали - свой паспорт, так грустно становится.

  • Анонимно
    29.09.2014 13:23

    Уважаемый модератор!Как с ним связаться? Автор.

  • Анонимно
    29.09.2014 14:23

    На Татарстане есть магазин "Дом Книги" Иногда там можно было приобрести интересные книги по истории. Но однажды меня там обыскали и даже не извинились. После этого я и члены моей семьи в этот магазин не ходим уже два года. В других магазинах "Дома Книги" также присутствует неприятная атмосфера, поскольку охрана в этих магазинах в каждом покупателе видит потенциального вора. В ЦУМе в магазине "Дома Книги" при покупке мною бумаги для печати охранник демонстративно встал у двери. Ясно, это возмутительное отношение к покупателям. Кстати, тогда я вернул бумагу и оплаченные мною деньги, поскольку не смог стерпеть подобного отношения. Ясно, что подобная политика идет от руководства данной фирмы, которая больше мотивирована прибылью и поэтому не особенно расположен уважать своих покупателей.

    • Анонимно
      29.09.2014 18:00

      Обидчивому 14.23.А что делать фирме то? Как сказал о своих подданных один из русских царей: "Основное их занятие - воруют сволочи",так оно и осталось.Поэтому бывая в магазинах не изображаю, как вы, "столбового дворянина", а воспринимаю все это как, печальную, но, необходимую реальнсть. Только и всего.

  • Анонимно
    29.09.2014 15:01

    я с удовольствием читала интервью и радовалась за прекрасную семью Бориса. Успехов вам и процветания! А магазины очень богатые. учительница Бориса.

  • Анонимно
    29.09.2014 15:28

    Книжный торговый бизнес нуждается в государственной поддержке. Каждую проданную книгу - дотировать из бюджета. Книги - это не менее важно, чем хлеб и молоко. Хотелось бы, чтобы по выходным в книжных магазинах проходили викторины и для школьников и для взрослых по знанию классики.

  • Анонимно
    29.09.2014 16:01

    А мне бы хотелось узнать - почему цены на книги "классики", чьи авторы давно умерли больше, чем на современные книги, за которые по идеи авторы книг должны получать деньги.

  • Анонимно
    29.09.2014 16:02

    А мне бы хотелось узнать - почему цены на книги "классики", чьи авторы давно умерли больше, чем на современные книги, за которые по идеи авторы книг должны получать деньги.

    • Анонимно
      29.09.2014 23:04

      16.02.Честно говоря большинство татар на своем языке не читают и ничего с этим не поделаешь. Я хорошо знаю разговорный татарский язык, могу разумеется и читать, но не люблю. Знаю русский, и достаточно хорошо английский и этого вполне хватает.Содержим целый полк -графоманов членов и членш СП РТ за наш счет, пишут то, что никто кроме них самих и близких не читает.Может с нас просто брать налог на их содержание, а их "нетленки"издавать тиражом 10-20 экземпляров? Нередко бываю в губерниях где много татар, 99% не подозревают, что есть сейчас татарская литература, а классику читают на русском. Из стихов помнят на татарском Тукая,особенно "Туган тел" которая стала неофициальным гимном - молитвойи и Дэрдменда: "Татар мин, чын татар мин...", а вот песни, особенно старинные, а не кантаты про КАМАЗ, ВАМИН или ТАТНЕФТЬ, знают хорошо. Вот и все. А татарскую музыку, театр, надо поддерживать и морально и материально: они и сохраняют культуру нашего народа.А живопись не может быть татарской или иной. Не случайно классические картины о татарах написали русские художники начиная с Фешина.

  • Анонимно
    29.09.2014 16:12

    Почему чиновники не поддерживают татарскую литературу? Этим предпринимателям платить надо за каждый проданный экземпляр книги на татарском языке!

  • Анонимно
    29.09.2014 16:23

    на самом деле в доме книги почти никогда нет ничего интересного-очень редко что-либо можно найти там...

  • Анонимно
    30.09.2014 14:59

    Борис Мусташкин: «Есть падение по количеству проданных экземпляров, но по деньгам нет, потому что цены повышаются» - ну это же ужас какой то. 700 руб книга, новинка правда, но не подарочное издание, это нормально? Вот и не покупаем, потому что цены нереальные.

  • Анонимно
    2.10.2014 09:06

    "Бандитская Казань" какой тираж имеет? Также интересно, кто ее издал из типографий: наши или москвичи? Идея такой книги давно витала в умах казанцев. Наконец-то хоть довели до ума, респект!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль