Общество 
5.10.2014

Тимур Ямашев: «Альтернатив переходу на электротранспорт у Казани просто нет»

Как строительство новых линий скоростного трамвая может помочь столице Татарстана решить проблемы с транспортом и экологией

Различных направлений для улучшения качества работы общественного транспорта в Казани множество, считает известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. А наибольшие вопросы у горожан вызывают время работы транспорта, интервалы, а также состояние подвижного состава. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Ямашев ратует за развитие электротранспорта и доказывает, что последний поможет еще и с решением экологических проблем мегаполиса.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГОРОЖАН

Обобщающий формат моей предыдущей статьи о возможных задачах по развитию Казани не позволил широко описать, как должны развиваться общественный транспорт и пешеходные зоны в городе. В данной статье об этом будет сказано более подробно.

Существует множество факторов, влияющих на конкурентоспособность общественного транспорта по сравнению с личным автомобилем. Логично, что в первую очередь необходимо заниматься именно развитием общественного транспорта, поскольку любые искусственные ограничения транспорта личного (вроде платного въезда в центр) ведут к ухудшению качества жизни. Тем более что направлений для улучшения качества его работы в Казани множество. Наибольшие вопросы у горожан вызывают время работы транспорта, интервалы, а также состояние подвижного состава.

С ХОРОШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧАСЫ НЕ НУЖНЫ

К сожалению, единственным шагом вперед для общественного транспорта Казани в 2014 году стало появление на остановках табло, показывающего время до прихода нужного автобуса или троллейбуса. Больше никаких результатов работы комитета по транспорту не заметно. При том что смонтированные на остановках табло — сомнительное нововведение, если «на теории» большинство маршрутов должны ходить с интервалом в 3 - 5 минут. А ближе к вечеру новые табло начинают показывать время ожидания вроде «89 минут», от которых хочется побыстрее купить себе машину и больше никогда не зависеть от казанских транспортников. Сейчас только несколько маршрутов в городе работают до 22:00 согласно положенному графику, хотя данное время — это самый минимум. Самым «заминусованным» обращением на «Народном контроле» является просьба оставить работу общественного транспорта до часу ночи, как это было во время Универсиады. В этом обращении приводится цитата мэра Ильсура Метшина: «То, какая сегодня (в дни Универсиады) Казань, должно стать нормой». После окончания студенческих Игр нормы, к сожалению, быстро изменились и явно не в лучшую сторону по отношению к собственным налогоплательщикам.

НАЧНЕТСЯ ЛИ ЗАМЕНА АВТОБУСОВ НА БОЛЕЕ ПРОВОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА?

Еще одной проблемой общественного транспорта в Казани является недостаток провозной способности на самых людных направлениях. Вот такую картину, например, можно застать каждое утро на остановках вдоль проспекта Амирхана.

Когда у человека нет даже физической возможности попасть в нужный автобус, то насколько уместными являются рассуждения о пересаживании автомобилистов на общественный транспорт. Естественно, ни один разумный человек не променяет свой комфортный экипаж на такие мучения. Более того, все пассажиры этого переполненного автобуса тоже пересядут на автомобиль при первой же возможности. Выходом из этой ситуации является сокращение интервалов, то есть увеличение количества автобусов. Однако на многих автобусных полосах и этот лимит уже исчерпан. Вторым недостатком увеличения числа автобусов является ухудшение экологии Казани. Уже сейчас личные автомобили и красные автобусы являются главными отравителями города, обойдя промышленность. Если мы хотим позаботиться о своем здоровье и будущем своих детей, альтернатив переходу на электротранспорт у Казани просто нет.

НЕ ЛОЗУНГ, А ДАВНО НАЗРЕВШИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Переход от автобусов к различным видам электрического транспорта — это уже сложившийся тренд во всем цивилизованном мире. Главным преимуществом рельсового электротранспорта является не только его экологичность, но и высокая провозная способность. Так, если автобусная полоса может перевезти за час лишь 7 тыс. пассажиров, то скоростной трамвай может перевезти 30 тыс. пассажиров за тот же период времени. Для многих направлений в Казани это может стать достаточным. Именно поэтому строительство еще нескольких линий скоростного трамвая в городе может существенного улучшить как транспортную ситуацию в городе, так и чистоту воздуха.

Строительство современного трамвая наращивает свои обороты во многих странах. В Китае, известном своими успехами на ниве метростроя, обратили внимание и на трамвай. Так, в 8-миллионном городе Нанкине отрыли очень красивую линию трамвая из 13 станций. В США трамваи тоже демонстрируют успехи. Открытая в 2009 году в городе Фениксе первая линия трамвая вышла на планируемые показатели 2020 года — 45 тыс. пассажиров в день. Как отмечают их городские экономисты, линия уже дала положительный экономический эффект в $7 миллиардов. Мэрия Феникса собирается увеличить свою трамвайную систему в три раза в ближайшее время. Даже в районах Лос-Анджелеса, состоящих преимущественного из частного сектора, линии трамвая выходят на показатели в 30 тыс. пассажиров в день, и мэрия этого города также планирует новые расширения системы, чтобы вычеркнуть Лос-Анджелес из списков самых «пробочных» и загрязненных городов. Забота об экологии стала одной из причин, по которой в Лос-Анджелесе занялись тем, что было ноу-хау СССР середины ХХ века, — разработкой линии грузовых троллейбусов. Вид у этой линии действительно немного футуристичный.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.10.2014 09:07

    Согласен,на троллейбусе передвигаться намного комфортнее ,чем в грязных автобусах...Но кольцевать 5 маршрут не надо....Техническую улицу необходимо расширить за счет трамвайных путей и построить дорогу от Тэц 1 до Даурской...Там каждый день жуткие пробки....И еще:господин мэр,ради Бога,не стройте зоопарк около кладбища и железной дороги...Неужели не видно,что место крайне неудачное...Постройте там лучше офисный центр:место много,стоянка для машин будет...

    • Анонимно
      5.10.2014 11:42

      Не надо загаживать Кабан новой трассой от ТЭЦ до Даурской, пусть там будет зоопарк, власти правильно решили. А проблему транспорта в этом районе должна решить кольцевая электричка с дополнительной остановкой на Хади-Такташ - экологический транспорт с проложенными уже путями и еще к тому же никаких пробок в отличие даже от трамвая.Идею про электротранспорт полностью поддерживаю. 5 трамвай закольцевать, Техническую расширить, сделать широкую объездную дорогу для автомобилистов, все равно по узенькой, исторической Тукая им не протолкнуться.

      • Анонимно
        5.10.2014 11:55

        А я поддерживаю идею строительства дороги от ТЭЦ до Даурской. Там расстояние совсем небольшое, зато решится проблема вечных пробок в районе Вахитовского кольца и Технической.

        • Анонимно
          5.10.2014 12:15

          Дорога от ТЭЦ до Даурской ничего не решит, никакие пробки там не рассосутся, все упрется узкую Техническую и совсем узенькую историческую Тукая. Там не мост надо строить, а объездную широкополосную автодорогу и не на основе Технической-Тукая, а ближе к Речному порту.

          • Анонимно
            5.10.2014 13:53

            Не соглашусь. С Технической транспорт бы уходил направо через мост к Архангельскому кладбищу, а там кто на Даурскую, кто на Танковую. Это бы существенно разгрузило Вахитова и Хади Такташ. По поводу объездной полностью согласен, она тоже необходима.

            • Анонимно
              5.10.2014 15:21

              Нашему городу остро не хватает зеленых мест и парков, поэтому я только за зоопарк в том месте! Хватит уже Миллениумом уничтожили половину былого парка Горького. Тем более это самый старый зоопарк России, явление историческое на историческом месте, а потому неприкосновенное!

              • Анонимно
                6.10.2014 01:03

                это зооботсад. не путайтесь

                • Анонимно
                  6.10.2014 13:35

                  одно другому в казанском случае не мешает. придирка неуместна)

                  • Анонимно
                    7.10.2014 13:57

                    Вообще, это не придирка. Если строить оранжерею - это одно, а если зоопарк - это совсем другое. Разные площади совершенно нужны. Поэтому зооботсад еще как-то может существовать на Х.Такташ, а вот зоопарку там точно нечего делать. Пусть выносят его на периферию, а на Х.Такташ пусть сделают нормальный парк с озером, чтобы можно было пешком гулять.

      • Анонимно
        5.10.2014 15:32

        Давно пора на Роторной или Хади Такташ остановочную ж/д платформу для электричек сделать, там сейчас много жилых домов построили плюс Зоопарк и Гребной канал.

  • Анонимно
    5.10.2014 09:49

    Зачем унмчтожили трамвайные и троллейбусные маршруты в центре Казани. В Европе как -то они уживаются. И только у нас все через не то место.

    • ДеД
      5.10.2014 11:37

      В Европе центр не так перегружен.Тимур, при текущей организации движения трамваям не место в Казани - лишние помехи движению.Основная проблема сейчас - транспорт долго едет: на остановках стоит долго.Транспортникам Казани давно пора мозги включить и пересмотреть организацию и самоадаптацию движения транспорта в Казани с учётом текущих реальностей.Пробки опять появились - где план действий?

  • Анонимно
    5.10.2014 10:01

    Тимур, все бы ничего, но ведь трамваи имеют свойство ломаться с полной остановкой движения по всей линии. В таких случаях (достаточно частых) пропускная способность трамваев наоборот становится ниже, чем у автобусов. Троллейбусы тоже постоянно останавливаются из-за слетания "рогов" с проводов.Вопрос. Тимур, у Вас есть возможность реально пролоббировать изменения в транспортной схеме Казани? Если да, то могу озвучить свои рац.предложения.

    • Анонимно
      5.10.2014 11:13

      Дык нормальную трамвайную систему надо делать. Это все равно что в пример привести машины 60ых годов и сказать что они медленные и потреьлечют много бензина.

  • Анонимно
    5.10.2014 10:04

    что бы не множить маршруты, нужно сделать либо зоновый проездной,что менее актуально, либо билет действующий в течении часа, вот тогда и удобно и не накладно и маршруты не дублируются

  • Анонимно
    5.10.2014 10:09

    Автор бредит. Какой еще электротранспорт в Казани? Выбор власти уже сделали, рельсы демонтировали, чтобы горожане, в том числе Тимур, не ныли в пробках. Скорость передвижения увеличилась, но автору и этого мало. Он явно хочет еще быстрее и без проблем перемещаться на своей повозке. Хочет казанский люд пересадить на транспорт, при этом сам он никогда на нем ездить не будет. Общественный транспорт не должен ездить до часу ночи. Бред предлагать не надо. Ради несколько пассажиров бродящих в ночи не стоит лишний раз нагружать водителей, у которых тоже семьи и они тоже хотят домой и сам транспорт быстрее от работает свой ресурс. Опять придется покупать новый за счет бюджета Республики, то есть платить должны все жители Татарстана. А оно им надо? Ночью надо на такси перемещаться. Нужно оставить как есть, автору продать свою машину, больше пешком ходить и в общественный транспорт инвестировать. Большие автобусы надо планомерно на газ переводить. Все просто

    • Анонимно
      5.10.2014 11:16

      Ну да, автор бредит. Зачем нам пример Европы и США, или Турции на крайняк, у нас свои духовные скрепы. Пусть все платят за дороги за счет бюджета, чем за общ. транспорт. И вообще оставить все как есть и 50 лет ещё на таком транспорте ездить!

    • Анонимно
      6.10.2014 13:43

      Посмотрите сколько машин на дорогах часов в 23. Пассажиров мало потому, что они не уверены что смогут вернуться домой на ОТ в это время, поэтому либо возвращаются домой пораньше, либо подвозят знакомые либо на такси. Дело в наличии транспорта в это время, в его надежности, и в репутации, доверии, уверенности людей в том, что они уедут. Немало людей работает до 23 часов кстати, в магазинах, кафе-ресторанах. Но вообще после 22 часов народу в транспорте достаточно. И транспорт несет социальную функцию, не забывайте, до 0:00 включительно должна быть возможность уехать, хоть даже 1 пассажир будет в автобусе, но такое вряд ли будет. А то ведь электричеством ночью тоже мало кто пользуется, давайте будет подавать свет в дома только до 1:00 и с 5:00, а с 1:00 до 5:00 экономить.

  • ЧеКа
    5.10.2014 12:56

    ОТ должен ходить до часу ночи, но регулироваться интервал и цена. Допустим 5 трамвай с 22 до часу ночи может ходить с интервалом 20 минут, а цена на проезд начиная с 22 часов должна увеличиваться на 10 рублей на каждый последующий час. Т.е. с 24-00 до часу ночи пассажир гарантированно уедет на трамвае, но заплатит уже 50 рублей..Примерно по такой схеме и весь ОТ должен работать.

  • Анонимно
    5.10.2014 13:29

    Тимур, а Вы можете привести оценки тэо ваших хотений? Сколько денег надо в моменте,сколько каждый год, какой экономический эффект будет, только без сферических коней в вакууме?

    • Анонимно
      6.10.2014 10:12

      Разве не понятно что это сильно зависит от маршрута. Если построить ветку скоросного трамвая, сделав даже часть ее подземной, от 10микр по Сахорова и далее в центр. Как раз в центе нужно закапывать. Если делать открытым способом это на порядки дешевле чем метро. Если не закапывать то делать абсолютные выделенки т.е. с барьером и пусть там по рельсам ездят еще и автобусы. Вариантов много - главное желание. Которого как раз и не видно у мерии. Которая даже проблему согласования светофором почему то не может\не хочет решать.

  • Анонимно
    5.10.2014 14:40

    С какого перепуга убрали все трамваи, здесь ведь город,а не деревня,во всем цивилизованном мире они есть,а мы как всегда в переди планеты всей.

  • Анонимно
    5.10.2014 15:05

    Пробки на Технической начинаются в районе РТИ,и идут до площади Вахитова...Дорогу надо расширять,и мост в сторону Даурской нужен позарез! Его надо было делать еще 20 лет назад...

  • Анонимно
    5.10.2014 15:29

    трамвайные линии будут эффективно только в случае выделенных и не пересекающихся с автотранспортом путей.А от троллейбусов, а позже и автобусов нужно переходить к электробусам...

  • Анонимно
    5.10.2014 15:46

    Нужно для начала нынешнюю сеть в порядок привести. Пример 5ки хорошо показал: при увеличении скорости движения и уменьшении интервалов пассажиры трамвай выбирают. Пример 4го маршрута: пути изношены, скорости низкие, совмещенное полотно на Ершова, короткий маршрут. В итоге поток низкий, при том что автобусы забиты.

  • Анонимно
    5.10.2014 16:08

    давно пора запретить в общественном транспорте стоя ездить. тогда у людей появится выбор и развитие ОТ начнется

  • Анонимно
    5.10.2014 16:36

    После 22 часов надо пускать маленькие автобусы~ типа газель ,ford и так далее ...
    Желающих возить , a также ездить будет много.
    Что касается офисного планктона, Пусть организации заказывают вахтовые Автобусы. Если народу маловато пусть кооперируются с Соседями. Этот вариант подходит и в том случае, когда Сотрудники живут в разных концах города. Думаю многие отказались бы От поездок на личных машинах. Пьяных за рулем было бы меньше

    • Анонимно
      6.10.2014 10:17

      Согласен полностью с тем что после 22ч надо пустить маршрутки-газели. Удобно будет всем и перевозчику и людям. Давно на это указываю Ильсуру Раисовичу.

      • Анонимно
        6.10.2014 12:57

        На практике это сложно. Как будет соуществляться переход от "дневной" системы транспорта к "ночной"? Не получится ли, что большой автобус уже закончил ходить, а маленький ещё не начал. В общем удобнее транспорт от этого не станет. Допоздна должны ходить те же автобусы что и днем, просто реже и не все маршруты.

  • Анонимно
    5.10.2014 19:06

    С нашим менталитетом и порядками долго не будет нормального движения в городе.

  • Анонимно
    6.10.2014 01:29

    Удивительно поверхностный подход - нужен трамвай, а не автобус! Главное вовсе не в этом, а1. В выработке незыблемых постулатов работы общественного транспорта города Казани, со своими особенностями, на благо всех.2. На основании постулатов и исследований определение необходимой транспортной работы и ее стоимости в год.3. Эту сумму нужно заложить в бюджет, а деньги с продажи билетов идут в муниципалитет.4. Плюс куча другой технической и не только работы, но это уже творческие и рутинные детали.

  • Анонимно
    6.10.2014 01:44

    Господа! Почему работа по устройству веломаршрутов ведется лишь только на словах?
    Ведь можно намыть песчяный берег по периметру озера ср. Кабан. Провести пеше-вело асфальтовый маршрут, бюджетно слегка обыграть природную флору, ландшафт, рассеять по берегу несколько плавающих дебаркадеров с общепитом (явный интерес инвесторов), пустить небольшие плавающие трамвайчики до Театра Камала, оснастить умной системой освещения, пустить конную полицию.
    Идею позаимствовать из татарских преданий ассоцииорованных с этим когда-то диким и сказочным озером Кабан.
    Бон апети! Мм?
    /Фарид

    • Анонимно
      6.10.2014 17:55

      Фарид, а почему сами этим не займетесь. Выгода налицо! Ммм?

  • Анонимно
    6.10.2014 10:49

    Альтернатив переходу на электротранспорт в городах нет. Но власти Татарстана упорно игнорируют предложения по замещению экологически вредных КамАЗов с ФАУНами 1,5 тонными экоэлектрогрузовиками, работающими в режиме час -загрузка, час - разгрузка с дозарядкой батарей. Вся остальная производственная база для кластера "Ноль отходов" в РТ есть. Нужна только политическая воля властей региона и Казани на переход на технологию РОМХ. КМЛ

  • Анонимно
    6.10.2014 13:05

    Единственное решение транспортной проблемы это строительство новых дорог и развязок, расширение существующих. Большинство людей пользующихся ОТ в любом случаем мечтают о личном авто и рано или поздно пересядут на него. Троллейбусы кстати полностью нужно убрать с дорог, столько заторов из за них происходит, а уж если авария. Вот трамваи нужно развивать.

    • Анонимно
      6.10.2014 13:29

      Единственное решение транспортной проблемы это ограничение автомобилепользования и пересадка части автомобилистов на ОТ. Дороги расширять уже некуда во многих случаях, развязки также не везде можно построить. А главное денег на все эти хотелки нет и конечный эффект сомнителен.

    • Анонимно
      6.10.2014 13:39

      Места всем все равно не хватит, хоть сколько дорог и развязок строй. Тем более бюджет не резиновый. Нужно приоритет выбирать.

  • Анонимно
    6.10.2014 13:20

    Казани на данный момент нужно в первую очередь развитие именно автобуса, а не очередное вбухивание денег в электротранспорт. Потому что это потребует намного меньших вложений, чем строить километры трамвайных линий и закупать дорогущий подвижной состав. Всё постепенно, сразу перехода от феодализма в коммунизм не надо, нужно в первую очередь решать наиболее насущные вопросы. А это снижение интервалов и уменьшение забитости транспорта, добавление новых маршрутов и вообще оптимизация транспортной сети, улучшение работы поздним вечером. По приведенному примеру по забитости автобусов на пр.Амирхана, там явно нужно добавление новых маршрутов, т.к. маршрутная сеть с Кварталов через Миллениум очень неразвита, сравните например с Ленинской дамбой. С ост. Адоратского, Универсам, Авторынок и других в центр через Миллениум невозможно! Так что тут как раз не трамвай нужен, который концентрирует потоки в себя и обладает малой разветвленностью сети, а разветвленная сеть автобусов. Да и через Миллениум построить трамвай крайне малореально. И не понял, где у нас лимит пропускной способности автобусных полос исчерпан, автобусы пока что сплошным потоком друг за другом не следуют, тем более на пр. Амирхана, где всего 2-3 маршрута ходит.

  • Анонимно
    6.10.2014 13:24

    По работе вечером, последние рейсы из центра в спальные районы уходят примерно в 22:30, некоторые маршруты например 15, 54 - в 23:00. Интервалы в это время минут 15-20 обычно. А вспомните что было года 2 назад. Не отмечать улучшения в плане работы транспорта вечером и продолжать только критиковать по этому поводу считаю неправильно и даже неблагодарно. Улучшения произошли.

  • raf
    6.10.2014 16:49

    В Казани альтернатива всем видам транспорта,-выделение линий для велосипедного движения.С этим видом транспорта получаем очень много преимуществ.Экология,улучшение здоровья населения(вопрос с гиподинамией для студентов,чиновников снимается враз),освободится электро и автотранспорт.Только с парковкой великов проблема.Да,и взвоют "бизнесмены" от авто.

  • Анонимно
    6.10.2014 18:23

    Автобусы на газе должны работать, и не будет проблем с экологией

  • Анонимно
    7.10.2014 09:34

    Может лучше метро достроим? Раз уж начали..

    • Анонимно
      7.10.2014 11:55

      строят же потихоньку...

    • Анонимно
      7.10.2014 13:59

      А пока будет "достраиваться" метро N-цать (хотя скорее N-десят...) лет на колоссальные средства, люди по прежнему будет выжидать транспорт на остановках и пихаться в переполненные автобусы... Увы, в нашем царстве абсурда так есть и очевидно будет.

  • Анонимно
    7.10.2014 11:55

    трамвай это вещь.если строить с умом. в принципе у нас в городе можно проложить еще несколько трамвайных линий. только надо делать выделенные линии , чтобы автомобили на них не заезжали,убрать перекрестки и левые повороты, рельсы положить новые и трамваи новые закупать.и все будет хорошо!

    • Анонимно
      7.10.2014 14:01

      Но это не самый актуальный вопрос для городского транспорта Казани на данный момент.

  • Анонимно
    7.10.2014 15:43

    Первая линия метро уже вышла на проектные цифры перевозки людей и больше прирост не даст. Тот, кто выбрал метро, уже его выбрал, остальные остались на своем авто или в ОТ на автобусах. Только быстрое стрительство второй линии даст прирост людей на ОТ, в том числе на электрическом (подземном)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль