Культура 
7.10.2014

В Казани показали интимную древнегреческую трагедию

Зрители во время спектакля Театра «Акт» не уходят со сцены

Сегодня в камерном театре «Акт» состоится премьера спектакля «Антигона», основанного на трагедии Бертольта Брехта и одноименной пьесе Жана Ануя. «Фишкой» повествования является то, что актеры и зрители находятся чуть ли не в интимной близости друг к другу. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на генеральном «прогоне» и выяснил, чем захватывает необычная форма повествования и почему билеты на постановку древнегреческой истории стоят недешево.


ТЕАТР МАЛОГО ЗРИТЕЛЯ

Сегодня многие современные театры ищут форму для того, чтобы наиболее точно донести содержание своих работ до зрителя. Театр «Акт», существующий в Казани уже два с половиной года, нашел свою «фишку» в камерности. Максимальное количество зрителей, которые могут посетить его представления, — 40 человек. В «Антигоне» их и вовсе 17. Отсюда такие недешевые для сравнительно молодого проекта цены на билеты в 600 рублей. Понятно, что существует поверье, что настоящий актер должен быть голодным, но, видимо, не в современных условиях...

Ряды зрительских стульев располагаются прямо на сцене, и все действие происходит, что называется, перед носом у публики. И оказывается, это требует определенных усилий и честности как с одной, так и с другой стороны. Зритель вынужден внимательно следить за происходящим. Потому что на шепот с соседом или на набор SMS отключиться ни в коем случае нельзя, иначе это будет неуважение к актеру, который смотрит тебе в глаза. Признаться, порой публика злоупотребляет подобными вещами, когда есть возможность раствориться в огромном зрительном зале.

По словам режиссеров постановки Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова, актеры не стремились играть в этом спектакле, они старались прожить свою роль. Это больше похоже на некую документальность, и в таком случае у зрителя больше шансов найти в том или ином герое себя. «На таком близком расстоянии видно все, — говорит Ангелина, которая является не только режиссером и худруком «Акта», но и одной из актрис. Если актер будет играть или использовать иные средства выразительности, то зритель тут же почувствует фальшь. Может быть, эти средства выразительности были бы хороши на большой сцене, но не здесь».

Ощущение от такой интимности поначалу очень непривычные. Плюс ко всему зрительские стулья стояли прямо на самом краю сцены, и у корреспондента «БИЗНЕС Online» было постоянное ощущение легкой опасности, потому что, откинувшись назад, можно было бы упасть со сценической высоты, что, согласитесь, малоприятно. Правда, в театре пообещали устранить эту проблему. В общем, погружаться в «Антигону» пришлось в некотором напряжении...

ХОРОШЕЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

«Антигона» основана на трагедии Бертольта Брехта и одноименной пьесе Жана Ануя. По словам создателей спектакля, эти авторы в связке богаче раскрывают разные стороны психического состояния героев на происходящие события, о которых мы узнали еще от знаменитого грека Софокла. После смерти Эдипа его сыновья Этеокл и Полиник должны были по очереди править Фивами. Но как это иногда бывает, не поделили власть и убили друг друга. Новый царь Креон распорядился, чтобы старшего брата Этеокла похоронили с почестями, а тело младшего «мятежника» отдали на съедение воронам и шакалам. Кто ослушается этого указа, будет казнен. У братьев были две сестры, и старшая, Антигона, захотела похоронить своего младшего брата. И вокруг ее поступка разворачиваются философские размышления героев. В спектакле не расставлены акценты, что хорошо, а что плохо, а есть только сплетенные жизнью обстоятельства. Каждый герой вынужден бороться за свою веру, схлестываясь в яростных поединках с врагами и любимыми, теряя все самое ценное и в итоге приходя к полному одиночеству. Эта «сказка» со «счастливым» концом. И совершенно неожиданно в размышлениях героев ты видишь отголоски своей собственной жизни. О том, о чем порой приходится спорить с друзьями, пытаясь найти ответ: что же такое настоящее счастье, и не проживаешь ли ты свою жизнь попусту. Это открытие тебя завораживает и оставляет то самое послевкусие, для чего люди и приходят в театр. Прибавьте сюда необычный формат повествования — и хороший вечер вам обеспечен.

В КЛАССИКЕ ПО-РАЗНОМУ МОЖНО ПОДОЙТИ К МАТЕРИАЛУ

«Мы работали над одним современным материалом на протяжении полугода, а потом поняли, что нужно приостановить репетиции, — призналась режиссер Мигранова, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему именно «Антигону» решили поставить в «Акте». — Мы поняли, что зашли в тупик. Когда мы берем какой-то материал для спектакля, прежде всего для себя должны что-то открыть и познать. А с современным материалом этого не произошло. Спектакль должен развиваться вместе с тобой. И мы решили обратиться к мировой классике. Там всегда есть чему учиться, «копать», стремиться и расти. Классика тем и хороша, что там по разному можно подойти к материалу, а общечеловеческие проблемы всегда остаются актуальными».

«У нас один и тот же спектакль от раза к разу видоизменяется, это живой организм, — вторит ей соратник по сцене и жизни Сабиров. — Не так, чтобы один раз что-то «сколотили» и так играем от вечера к вечеру. Театр для нас — это все-таки поиск. Как и для любого художника. В каждой постановке мы пытаемся найти новый формат, язык выразительности. Постоянно существовать в одних и тех же рамках неинтересно. При этом мы хотим, чтобы зритель приходил к нам, чтобы спектакли окупались. Это непростая задача. За время своей работы, нам кажется, у театра появилась своя публика».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.10.2014 09:22

    Хорошо, что в городе есть хоть какая-то живая театральная жизнь, а не только Славутский.

    • Анонимно
      7.10.2014 10:24

      Славутский это Бох для местных театралов.

      • Анонимно
        7.10.2014 10:49

        Для театралов? Если только для плебса и пары прирученных критиков, которых не знают за пределами Казани.

        • Анонимно
          8.10.2014 14:01

          То есть аншлаги, которые делает театр, это с помощью плебса? Однако... А какже гастроли в Москве и Петербурге, как отзывы столичных критиков - это тоже плебс? А как президенты Шаймиев и Минниханов, которые ходят в этот театр - вы их к кому причислите?

  • Анонимно
    7.10.2014 09:31

    Автор , кажется, бедный студент. Билеты стоят недорого, учитывая, что зрителей всего 17. Получается всего ок 10 тысяч за вечер зарабатывает театр . Уж точно разгуляются актеры! Что за бред

  • Анонимно
    7.10.2014 10:47

    А есть актеры, которые не стремятся прожить роли?

  • Анонимно
    7.10.2014 10:48

    Как хорошо, что в Казани есть профессиональные режиссеры - Славутский, Бикчантаев, Аюпов, Загидуллин. Как это все-таки здорово, побывать в профессиональном театре на спектакле, где заняты профессионалы!

    • Анонимно
      7.10.2014 11:56

      За замечательным словом профессионализм наши местные стационарные театры часто скрывают откровенную творческую импотенцию.

      • Анонимно
        8.10.2014 14:03

        Вы не ошиблись? Наверное, вы хотели сказать "альтернативные театры"? Это на них больше похоже.

    • Анонимно
      7.10.2014 12:33

      Уважаемые традиционалисты! никто вас в альтернативные театры не гонит. Ходите на свое "как хорошо" и прекратите свою агонию под каждым материалом про нетрадиционный театр. Не пытайтесь своим мнимым авторитетом повлиять на тех, кому уже не интересны стандартные заезженные формы пусть даже с великолепными профессионалами. У нас в обществе как-то модно занимать одну безальтернативную позицию. Если ты против малороссии, значит ты за укропов, если против политики Путина - значит против России, если ты за нестандартные театральные постановки - значит ппротив устоявшейся традиционной театральной системы с профессионалами. А раз так, то тебя надо гнобить, гнобить и еще раз гнобить:))) Будьте добрее к окружающим, хорошо же когда есть выбор...

  • Анонимно
    7.10.2014 11:22

    как всегда "не читал, но осуждаю"...Ангелина с Родионом прекрасны! талантливый взгляд на театр, современный, свежий, без нафталина и пыльных костюмов. сходите для начала, а потом уже рассуждайте и осуждайте. мы долго ждали новую постановку и ура! удачи)

  • Анонимно
    7.10.2014 11:49

    Наши актрисы с каждым днем становятся более сексуальными.

  • Анонимно
    7.10.2014 11:58

    Что за привычка в нашей стране: не просто восхититься, похвалить кого-то (что само по себе прекрасно и замечательно), но обязательно при этом кого-то обругать, облить грязью. Как будто без этого похвала неполноценная. Замечательно, что есть этот театр, эти ребята. театр может и должен быть разным, неужели одно должно исключать другое. Это же хорошо, что в нашем миллионном городе столько разных театров. Пусть живут и творят. И у нас всегда будет выбор. Почему нужно обязательно объединяться в секты и воевать против кого-то. Это в нашей традиции: полюбив кого-то, кого-то другого возненавидеть. По-другому как-то редко получается. Жаль, честное слово. Театр всегда во все времена был разным, одновременно существовали абсолютно не сходящиеся в эстетике и стилистике режиссеры, и это нормально. каждому свое. И каждый зритель выбирает свое. И это тоже нормально))) даже хорошо!

  • Анонимно
    7.10.2014 15:19

    -А что там?-Театр!-Ну,Виктюк тоже свою деятельность театром прикрывает,а, что там на самом деле???

    • Анонимно
      8.10.2014 12:17

      да что за бред! вы хоть раз были на их спектаклях, чтобы такие отзывы писать?

  • Анонимно
    7.10.2014 20:11

    Очередная самодеятельность.

  • Анонимно
    8.10.2014 00:24

    Странно... Лет десять назад смотрел "Вишневый сад" в Качаловском. Зрители сидели на сцене. Видел еще несколько спектаклей в Москве и Питере, где было то же самое. Так в чем фишка-то у "Акта"?

  • Анонимно
    8.10.2014 08:30

    Вот таких ТУПОСТЕЙ в ЖИЗНИ все перевернуто-лучшими показывали бы чего существенного в жизни-тем более приближается ВЕЛИКАЯ дата-70 ЛЕТИЯ П О Б Е Д Ы...как мало осталось их свидетелей того ужаса-тут не початый край-привыкли что война это только пальба-нет почему бы через спектакли не показать про наших РУССКИХ девчат которые воевали медсестрами и на своих хрупких плечах выносили раненых с поля боя-у нас во дворе жила хрупкая женщина и только после смерти все узнали КАКОЙ она была ГЕРОЙ.......а сколько их еще живых -вот через спектакли необходимо о их рассказывать а ваши фантазии на подобия этого спектакля мало кому нужно и так в запутанной неустроиной жизни-где много фальша обмана и неправды

    • Анонимно
      8.10.2014 12:18

      причем тут это? почему вы не разбираетесь, не ходили на спектакль, а обзываете чужую работу тупостью? актеры прекрасные! сходите, не пожалеете!

      • Анонимно
        8.10.2014 13:59

        А я вот смотрел спектакль и пожалел потраченного времени. Самодеятельность, увы. Рассчитанная на зрителя, который ничего не смотрит и поверит, что это "прорыв". А все не вторично, а даже третично. Все это российский театр проходил еще несколько десятилетий назад.

    • Анонимно
      8.10.2014 14:02

      Так не распутывайте жизнь то свою. Живите в своем мнимом мире фашизма, обмана и неправды. Еще и злобы видимо, раз вы можете "не читая" осуждать и оскорблять. Про войну можно ставить, не обязательно к определенным датам. Но у нас слава богу сейчас нет литсоветов. Режиссеры могут ставить на те темы, которые их волнуют.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль