Общество 
10.10.2014

ВСМ Москва – Казань: стрелки переводятся на Китай

Инвесторы из Поднебесной готовы застолбить за собой кусок высокоскоростной магистрали при условии, что она продлится до Пекина

Сегодня «БИЗНЕС Online» стали известны новые подробности строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань (ВСМ) — в проекте вскоре должен появиться первый иностранный инвестор. Как сообщил наш источник в «Скоростных магистралях» (дочерняя структура РЖД, ведущая проект ВСМ), уже в ближайший понедельник в Москве планируется подписать меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного железнодорожного сообщения с «Китайскими железными дорогами». По некоторым данным, с китайской стороны в проект ВСМ может быть вложено до $10 миллиардов. Также китайские компании могут стать одними из основных подрядчиков строительства. Эксперты отмечают, что компании из Поднебесной быстро справятся с работой, но «никакой радости» для рынка инфраструктурного строительства не доставят.

ПОДПИСАНИЕ ДЛЯ ДВУХ ПРЕМЬЕРОВ

На следующей неделе в Россию с официальным визитом, который продлится с 12 по 14 октября, прибудет делегация КНР во главе с председателем госсовета Ли Кэцяном. Стоит отметить, что это первый официальный визит китайского премьера в Москву. Сайт правительства РФ сообщает: «Дмитрий Медведев и Ли Кэцян проведут обстоятельное обсуждение ключевых вопросов российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической областях, а также в гуманитарной сфере». По итогам переговоров будет принято совместное коммюнике. К подписанию также подготовлен пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов по различным аспектам двустороннего практического взаимодействия. Кроме того, 14 октября главы правительств России и Китая примут участие в работе московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», страной-партнером которого в нынешнем году является Китайская Народная Республика.

Среди пакета соглашений, как ожидается, будет подписан и меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного ж/д сообщения. Эту информацию «БИЗНЕС Online» рассказал источник в «Скоростных магистралях». Соглашение подпишут от РФ министр транспорта РФ Максим Соколов и глава РЖД Владимир Якунин, от КНР — зампредседателя Госкомитета по делам развития и реформ Сюй Сяньпин и руководитель «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу.

В минтрансе РФ «БИЗНЕС Online» не стали комментировать эту тему, но подтвердили, что уже не один месяц работает российско-китайская рабочая группа. Со стороны минтранса РФ ее возглавляет замминистра Алексей Цыденов, со стороны КНР — Сюй Сяньпин.

10 МЛРД. ДЛЯ СКОРОСТИ

Подписание меморандума не означает того, что китайцы начнут тут же инвестировать деньги в проект. Это скорее фиксация заинтересованности. Тем не менее, по информации СМИ, с китайской стороны в проект ВСМ может быть вложено до $10 миллиардов. Также китайские компании могут стать одними из основных подрядчиков строительства.

О том, что в проекте ВСМ Москва — Казань может участвовать СIC, впервые сообщил на сентябрьском форуме в Сочи Александр Мишарин. Он рассказал также, что ВСМ может протянуться до Пекина. Суммарное время поездки от Москвы до столицы Китая в настоящее время составляет 130 часов, после запуска скоростной линии останется 37 часов. Тогда же на форуме министр транспорта России Соколов сообщил, что вопрос с финансированием проекта остается открытым несмотря на то, что транспортной стратегией до 2030 года, утвержденной в июне правительством, предполагается строительство более 4 тыс. км высокоскоростных линий. Он выразил уверенность, что именно проект ВСМ заслуживает выделения средств из ФНБ.

Вчера агентство «Москва» со ссылкой на представителя компании ОАО «Скоростные магистрали» сообщило, что инвесторы из Китая готовы вкладывать средства в строительство ВСМ Москва —Казань при условии продления дороги до Пекина. «Сегодня китайские инвесторы готовы вкладывать деньги в проект ВСМ Москва — Казань, а китайские строители могут предложить самые современные технологии создания высокоскоростных железнодорожных магистралей. Они ждут стратегического решения правительства России», — рассказал представитель компании. По его словам, китайские партнеры видят ВСМ не только как инвестиционный проект, но и как шаг к развитию скоростного сообщения с Россией, а также Европой для ускорения перевозок людей и грузов. Однако источник Forbes сообщает, что китайские компании готовы участвовать в проекте и без продления ветки до Пекина.

На настоящий момент стоимость проекта оценивается в 1 трлн. рублей или примерно в $25 миллиардов

КОНЦЕССИОНЕР ОТВЕТИТ ЗА ВСЕ

Стоит отметить, что даже если инвесторы из КНР действительно выделят $10 млрд., то их все равно не хватит, чтобы построить всю дорогу. На настоящий момент стоимость проекта оценивается в 1 трлн. рублей, или примерно в $25 миллиардов. Правительство России планирует, что первый из участков трассы до Владимира будет построен за счет средств государства и РЖД, а остальные будут сооружать частные инвесторы. С ними госструктуры должны заключать договор концессии на условиях полного жизненного цикла. При этом государство возьмет на себя обязательство по подготовке территорий под строительство, а концессионеры станут строить и эксплуатировать участки ВСМ.

Напомним, что впервые о проекте ВСМ Москва — Казань заявил президент России Владимир Путин. Предполагается, что расстояние между городами в 770 км можно будет преодолеть не за 14 часов, а за 3,5 часа. Скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км в час. Ежегодный пассажиропоток на этой линии оценивается в 10,5 млн. человек к 2020 году. Заявлялось также, что совокупный прирост ВВП за счет агломерационных эффектов в период с 2019 до 2030 годы составит более 11 трлн. рублей, что дает дополнительные доходы в бюджет в 3,4 трлн. рублей, это равносильно примерно 0,7 процентных пункта прироста ВВП. Стоимость билетов на поезда ВСМ не должна быть выше, чем на самолет. На данный момент оценка цены проезда колеблется в диапазоне от 2 до 8 рублей за километр, то есть пассажирам маршрута Москва — Казань придется заплатить 1,5 - 6 тыс. рублей.

КИТАЙЦЫ ПРИКИНУЛИ: АВТОДОРОГУ ОТ КАЗАНИ ДО ЧЕЛНОВ ПОСТРОИЛИ БЫ ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА

Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— Вопрос заключается в том, что высокоскоростные линии появились во всем мире от Западной Европы до Китая и Японии. Нам из любых соображений рано или поздно, но лучше рано, надо иметь свои транспортные системы такого типа. Их надо иметь, безусловно. Сейчас есть серьезные бюджетные трудности по всем линиям. Соответственно, собственные деньги найти для этого сложно, будь то бюджет или ФНБ. Поэтому инициаторы проекта ищут зарубежные деньги. Будут китайские — слава богу, это положительный факт. Лишь бы было построено, а потом окупим и вернем как-то.

Насчет подрядчика ситуация вот какая: китайские деньги всегда приходят с китайскими подрядчиками, по-другому они не работают. Когда мы привлекали для инвестиционного участия западных партнеров, там было по-разному, обычно с западными деньгами приходили технологии, консультации, но, как правило, своих подрядчиков не приводили. А китайцы всегда приводят, и по-своему они правы. С точки зрения нашего рынка инфраструктурного строительства, китайские подрядчики никакой радости не доставляют, потому что наши компании инфраструктурного строительства, во-первых, компетентны — что угодно построят, а во-вторых, в условиях нынешних финансовых обстоятельств явно не перегружены объемами. Поэтому как я к этому отношусь? Хорошо, если будет построено, но я бы предпочел, чтобы это построил наш собственный строительный бизнес, который сейчас выглядит в управленческом и инженерном смысле не совсем слабо — есть очень сильные компании. Я бы предпочел, чтобы деньги достались им, а не китайским коллегам.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Ничего пока не решено, и то, что китайские компании могут стать основными подрядчиками, не более чем слухи. Стоимость их услуг, конечно, важный фактор, но важнее, на мой взгляд, опыт работы в России, знание наших особенностей строительной отрасли, практики работы. В этом смысле российским компаниям равных нет. Я надеюсь, что все-таки основные виды работы будут выполнять российские компании, потому что это логично — деньги останутся, что называется, в стране, а компании получат опыт. Вряд ли, есть какой- то перечень работ, который наши компании выполнить не смогут. Думаю, смогут выполнить все. Поэтому логичнее, если ВСМ будут строить наши компании.

Антон Сайфутдинов — генеральный директор УК «Шелковый путь»:

— Тем, кто сомневается в возможности китайских подрядчиков работать качественно, нужно самим съездить в Китай. Например, в город Урумчи, где я был недавно в составе делегации Татарстана. В Урумчи за 6 месяцев была построена подвесная кольцевая автодорога. Это своеобразная эстакада, которая проходит над городом, чтобы разгрузить городские улицы. Они 30 километров этой автодороги, поднятой на столбы, сделали за 6 месяцев. А ведь это не просто дорога, она 8-уровневая! Когда китайцы приезжали в Набережные Челны, и я их вез из Казани, то, по их словам, они эту дорогу между двумя городами с разделенными полосами построили бы за четыре месяца. И у них ничего не рушится и не падает, в отличие от нас. На сегодняшний день уже весь Китай в мостах, в развязках, в скоростных магистралях. Где речь идет о дорожном строительстве или о строительстве мостов, что связано с безопасностью для жизни человека, у них очень жесткие требования и к материалам, и к качеству работ, и к квалификации специалистов. Качество строительства государство регулирует очень жестко. Если не тот цемент замешаешь, никто тебя жалеть не будет. Если что — расстрел. И с железнодорожными магистралями то же самое.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.10.2014 12:42

    Отрывок из повести Владимира Сорокина "День опричника" (издана в 2006 году)"За четверть часа домчал Потроха до Дороги. Я ее уж поди года три как не видел. И каждый раз, когда вижу — дух захватывает. Дорога! Мощная эта вещь. Идет она из Гуанчжоу через Китай, ползет через Казахстан, через Южные Ворота в Южной Стене нашей, потом — через Россию-матушку и до самого Бреста. А там — прямиком до Парижа. Дорога «Гуанчжоу — Париж». С тех пор как все мировое производство всех главных вещей-товаров потихоньку в Китай Великий перетекло,построили эту Дорогу, связующую Европу с Китаем. Десятиполосная она, а под землею — четыре линии для скоростных поездов. Круглые сутки по Дороге ползут тяжелые трейлеры с товарами, свистят подземные поезда серебристые. Смотреть на это — загляденье."

  • Анонимно
    10.10.2014 12:43

    Нет , наши чиновники такого не допустят, такие деньги мимо них проплывут: откат за откатом..

  • Анонимно
    10.10.2014 12:43

    Надо дать китайцам небольшой фронт работы- пусть покажут на что способны. 1/4 часть всей дороги скажем. Что б и наши заработали и китайцы не в обиде остались.
    Рамильен

  • Анонимно
    10.10.2014 12:49

    Посмотрим как умеют работать,сравним с местными.

  • Анонимно
    10.10.2014 12:52

    "В Урумчи за 6 месяцев была построена подвесная кольцевая автодорога. Это своеобразная эстакада, которая проходит над городом, чтобы разгрузить городские улицы. Они 30 километров этой автодороги, поднятой на столбы, сделали за 6 месяцев. А ведь это не просто дорога, она восьмиуровневая!" - интересно, уважаемый Зиганшин за какое бы время сдал этот объект? ))

    • Анонимно
      10.10.2014 13:15

      Ну то Урумчи, они же дорогу для движения транспорта строили, а не денег в свои офшоры! /вовочка

    • Анонимно
      10.10.2014 13:53

      и за сколько)

    • Анонимно
      10.10.2014 14:19

      Сдать-то он сдал бы... По бумагам сдавать-то он умеет. Еще бы и строить научился.

    • Анонимно
      10.10.2014 14:55

      Вспоминается, сколько строили развязку Амирхана- Чистопольская....

  • Анонимно
    10.10.2014 12:53

    зачем нам в Москву,сразу через Монголию в Китай.

  • Анонимно
    10.10.2014 13:25

    Дружат всегда с равными

  • Анонимно
    10.10.2014 13:34

    В ознаменование 145-ой годовщины Великого импортозамещения, спешу сообщить вам:"Окупаемость проекта ВСМ "Москва-Казань" = 15 шубохранилищ, 500 тонн духовных скреп, 5 Универсиад и 3 госпрограммы "Каждой семье - по китайцу!". Учение Мао бессмертно, обло, стозевно и лаяль!"

    • Анонимно
      10.10.2014 14:27

      Ржачно. Глядишь, и Ротенберг бы ущерб отбил от санкций.

  • Анонимно
    10.10.2014 14:03

    Своих умельцев на объект строительства выводите, не разбазаривайте иностранным партнерам объекты строительства, в России своих рабочих достаточно, чтобы построить ж/д магистраль. За качеством нужно следить, кадры решают все. http://www.youtube.com/watch?v=-_KSqqon4vw

  • Анонимно
    10.10.2014 14:11

    Ребята это экспансия

    • Анонимно
      10.10.2014 14:39

      это предложение от которого мы не сможем отказаться

    • Анонимно
      10.10.2014 14:59

      Учите китайский язык,особенно слова:"не бей меня,хозяин!"

  • Анонимно
    10.10.2014 14:53

    Строитьони могут иумеют при их то стесненной территории и жестких законах. Но при этом Китай наш геополитиченский враг номер 1. Они уже все военные технологии скопировали давно и вперед ушли.. Конечно они готовы строить и вложить ... Доехать до Москвы за 37 часов..С китайцами надо оченеь осторожно..

    • Анонимно
      10.10.2014 15:28

      Согласен. Представляю себе набитые полностью китайцами с баулами вагоны рейса Пекин-Москва. Поезд следует без остановок (т.к. все едут до конечной).

    • спокойрый
      10.10.2014 17:23

      может быть у вас есть геополитические противники у меня нет и я в отличие от вас хочу и могу жить мирно со всеми во всяком случае жил так всю жизнь в дворовых разборках не участвовал асфальт не делил

    • Анонимно
      10.10.2014 18:21

      Ну не знаю какие там технологии по вашему китайцы могли собраться у нас украсть, учитывая, что у них поезда на магнитной подушке уже ездят вовсю :) Но вот то, что их интерес к строительству этой ВСМ это точно показатель большого потенциала проекта – это точно. Такие перспективные проекты еще поискать нужно и их рвение вовсе не удивительно. Не упустить бы нам самим момент инвестирования в нашу же магистраль. Вот о чем надо подумать.

  • Анонимно
    10.10.2014 16:03

    Ерунду пишете. Аммоний типа тоже "кытайский проект" и чего там по вашему российские подрядчики не испытали радости - да выше крыши. Задача российского чиновника и состоит в изобретении новых, изощренных, не подпадающих под законодательство, новых форм воровства на любом денежном потоке. Думаю справятся.

    • Анонимно
      11.10.2014 00:43

      то-то печльно уехал начальник в Казань намедни - китайцы кинули с откатом...

  • Анонимно
    10.10.2014 16:11

    Китай на днях стал первой экономикой в мире и это в условиях спада. Китай построит и будет ездить и наш президент не разменяет дружбу с Китаем на кучку вороватых чиновников. Вороватых чиновников много а экономика Китая это стратегия.

  • Анонимно
    10.10.2014 16:29

    1 км дороги у наших и 1 км у китайцев какая будет интересно в денежном выражении ????

    • Анонимно
      10.10.2014 17:05

      В 4 раза дешевле строят китайцы.

      • Анонимно
        10.10.2014 23:03

        Потому что за распил бюджета у них смертная казнь, у нас же за это миграция в другое кожаное кресло. Срочно необходима люстрация, иначе эта борьба с внешним врагом ровным счетом ничего не даст без борьбы с внутренним врагом ( "хитро-сделанным" вороватым гнилым бюрократом, присосавшемуся мерзкой пийявкой к Государству Российскому).

  • Анонимно
    10.10.2014 16:36

    Какой "наш источник"? У Форбса информацию взяли и неназванный источник вдруг возник. А новая информация тогда где относительно утренней статьи Форбс?

  • Анонимно
    10.10.2014 17:23

    царскую Россию погубила нранссибирская жел. дорога, достроенная за несколько лет до революции

    • Анонимно
      10.10.2014 23:05

      Царскую Россию погубило некомпетентное руководство и ненавистный народу чиновничий аппарат

  • Анонимно
    10.10.2014 17:27

    1 см ж-д дороги в Сочи на Красную Поляну обошелся на 1 млн руб.Еще есть вопросы?

  • Анонимно
    10.10.2014 19:43

    Участие китайцев -прямая угроза национальной безопасности. Закрывать пора этот проект с ВСМ

  • Анонимно
    10.10.2014 19:49

    ВСМ будет принадлежать Китаю? Полосы отчуждения слева и справа по 1 км тоже будут принадлежать Китаю? Т.е. 4 тысячи кв км территории РФ будут принадлежать Китаю? Неужели китайцам мало куска Сибири, отданной им в аренду?

  • Анонимно
    11.10.2014 09:22

    Если не допустить к строительству Зиганшиных и Ко, то реально дорога будет дешевле в 4 раза.Но проблема в том, что она нужна именно таким, как Зиганшин. Как тема, как идея освоения новых глобальных бюджетов. В Китае все построено немного по другому, там другие принципы сосуществования власти и бизнеса.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль