Общество 
12.10.2014

Наталья Реснянская: «В три года ребенок просто не в силах выучить китайский, он становится заложником взрослых амбиций»

Почему троечники лучше устраиваются в жизни, нежели отличники

В одном из дошкольных учреждений города состоится оригинальный эксперимент. Взрослым предложат провести один день в группе детского сада вместо своих детей. Директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр развития детей «Егоза» Наталья Реснянская в своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», рассказывает, для чего понадобилось менять местами взрослых и детей, как планшеты сегодня меняют сознание ребенка и почему первоклашки приходят в школу интеллектуально развитыми, а писать каллиграфическим почерком не умеют.


КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

В октябре мы планируем на один день поменять местами детей и взрослых. Родители придут в детский сад, и целый день проведут в группе вместо своих малышей. Зачем это нужно?

Практически каждому родителю я говорю о необходимости игры и важности детства у ребенка. Сегодня в эпоху потребления молодые папы и мамы нацелены на то, чтобы дать ребенку хорошее образование практически с пеленок. С самого раннего детства они начинают его «дрессировать», пичкают различными знаниями, не отдавая отчет, для чего это нужно и как это может повлиять на качество жизни малыша. То, во сколько лет он научился читать и писать, складывать и вычитать двузначные числа, никак не коррелируется с ощущением счастья и радости в жизни.

Часто главным критерием выбора детского сада для мамы становится программа, точнее, обещание, с какого же возраста там начнут изучать тот или иной предмет, научат читать и писать. Сложно донести до родителей, что это не так важно и намного актуальнее научить его играть, общаться, выстраивать отношения со взрослыми и детьми, прививать ценностные ориентиры, обеспечить психологический комфорт и безопасность. Преждевременные, не используемые знания для ребенка — это колоссальная и ненужная нагрузка. Английский, татарский, китайский для малыша в три года — это просто нереализованные амбиции родителей, на мой взгляд. Многим хочется, чтобы в три-четыре года их малыш уже играл на каком-нибудь инструменте и танцевал. А он физически не может этого делать в таком возрасте, потому что мозг для этого еще не созрел. Пока ему гораздо важнее переливать воду, пересыпать крупу, то есть развивать мелкую и крупную моторику и экспериментировать.

КАК ГАДЖЕТЫ МЕНЯЮТ СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ

Дети приходят в школу интеллектуально развитыми, умеют читать, складывать двузначные числа, решать несложные примеры, но пишут как курица лапой. Для родителей умение ребенка клеить, вырезать, лепить не является приоритетом. А именно эти навыки напрямую связаны с умением писать каллиграфическим почерком. В начальных классах педагоги сетуют на то, что дети плохо пишут. А все потому, что в дошкольном детстве мало развивали руку.

Зато все дошкольники умеют пользоваться планшетом. Известен ставший уже хрестоматийным пример, когда восприятие у детей меняется под воздействием современных гаджетов. Ребенок едет в электричке и видит, как на поле пасутся овцы. Для того чтобы лучше рассмотреть животных, он проводит определенным жестом по стеклу, как это делается на планшете, чтобы увеличить изображение.

ПОМЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ

У родителей нет ощущения того, что ребенок точно так же может уставать, что у него есть такие же эмоции, что иногда ему хочется побыть одному. Поэтому мы решили дать мамам и папам возможность окунуться в жизнь своего малыша. Родитель приходит в детский сад, где его уже по умолчанию все любят и ценят, переодевается, моет руки и идет завтракать. Затем сразу его ждет математика. После чего в другом кабинете — английский. После нужно переодеться и пойти на хореографию, потанцевать. Дальше мы снова переодеваемся, занимаемся рисованием, потом одеваемся и идем гулять. Погуляли, переоделись, пообедали, дальше тихий час... Вся деятельность строго зарегламентирована, свободного времени просто не остается. А вместе со свободной игрой исчезает и ребенок... Мы хотим дать возможность почувствовать родителю, что, как бы это ни было интересно, у малыша тоже может возникнуть желание сказать: «Отстаньте вы все от меня. Я просто хочу сесть и полистать книжку, поиграть». Мы, взрослые, имеем такую возможность. Сами решаем, когда можно выпить чашку чая или поболтать с коллегами, или посмотреть телевизор... А у ребенка этой возможности нет. Нам хочется, чтобы родители почувствовали, какая колоссальная нагрузка ложится на малыша. И это естественно, что у ребенка возникает протест, что он с утра плачет, не хочет идти в детский сад, это нормально. У него нет пока другого опыта выражения своих эмоций — только слезы, недовольство или истерика. Я могу себе позволить, скажем, сегодня не выйти на работу, потому что все достало. Ребенок испытывает то же самое, но взрослые решают все за него.

А потом начинается школа с шестью уроками, после которой нужно идти к репетитору, потому что когда-нибудь предстоит сдавать ЕГЭ. У ребенка постоянно идет контроль и регламентация деятельности. А потом, как я уже писала в прошлом блоге, наступает вуз, родители со своей стороны сделали все по максимуму, дали хорошее образование, оберегали от всех невзгод, а тут контроль исчезает. И при этом молодому человеку говорят: ты должен начать зарабатывать деньги и нести ответственность за свои поступки. А когда он этому мог научиться?

Почему в детстве важны игры? Потому что когда у ребенка появляется свободное время, он учится его планировать и решать, что ему делать и когда.

СПАТЬ ПРИДЕТСЯ НА КОВРИКАХ

В качестве эксперимента родителям предлагается практически та же программа, что и у детей. Логические ребусы, творческие задания, уроки лепки и аппликации. Два года назад мы принимали высокопоставленных гостей, и по программе визита нужно было совместно с детьми наклеить на бумагу определенную картинку. Нас еще просили сделать самое простое задание. Ну что может быть проще, чем оторвать скотч и приклеить шапочку мишке? И когда у чиновника получилось это сделать с четвертого раза, ребенок воскликнул: «Ну как же долго, ведь все это очень просто».

Взрослых будут кормить так же, как и их детей. Часто у родителей возникает вопрос, доедает ли их чадо в садике? Есть определенные нормы, и ребенок, также имеет право выбора, что есть и сколько. Некоторые родители просили разрешения взять вторую половинку. Но у нас в группе 16 малышей, значит, должно быть не больше взрослых. Многие с воодушевлением восприняли эту идею и с чувством юмора. Спрашивали на собраниях: «Булочки-то на обед будут, а тихий час?» Со стульями у нас проблем не будет, они на железных ножках, взрослых выдержат. А вот с кроватями... Придется, наверное, спать на ковриках...

ВЗРОСЛЫЕ АМБИЦИИ

Нас не учат быть родителями. Классическое взаимодействие между бабушками, дедушками и молодой семьей стремительно меняется. Институт бабушек и дедушек уходит в прошлое. Раньше традиции воспитания передавалась из поколения в поколение, потому что бабушки больше занимались детьми. Сейчас они работают, поэтому семейная преемственность прервана. Психологи утверждают, что дети, воспитанные бабушками, более успешны, отзывчивы и эмоциональны. Они лучше знают, что такое мораль, счастье, дружба. Конечно, увеличился информационный поток, какие-то методики воспитания, образования можно посмотреть в интернете. Но эти знания тоже нужно переосмысливать.

В плане образования своего ребенка родителей начинает «клинить», когда до школы остается один год. В этот момент практически невозможно достучаться, они дергают и себя, и ребенка. Начинают бегать по подготовительным курсам, и эта гонка подрывает здоровье детей. Буквально единицы прислушиваются, и говорят себе стоп. Что изменится в жизни ребенка, если к школе он будет читать 40 слов в минуту, а не 100? Это опять-таки вопрос взрослых амбиций. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, умение думать и анализировать. Не сад должен ребенка готовить к школе, а школа должна готовиться к ребенку, любому: вундеркинду, проблемному, активному, читающему. В детском саду важно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Хорошие оценки в школе далеко не всегда являются залогом успешной жизни. Принципиально важно учить малышей не счету и письму, а развивать, готовить к обучению. Цель детского сада: эмоционально, коммуникативно, физически, психически развивать ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформировать способность и желание учиться, научить ребенка взаимодействовать с внешним миром, дружить, любить, дать компетенции, которые помогут ему найти себя, свое дело в нашем стремительно меняющемся мире...

Наталья Реснянская

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Timur
    12.10.2014 10:08

    Нет ни одного слова про подсознание ребенка.Мотивация любого ребенка к обучению обусловлена- чем заряжено подсознание.Не зря однако, умная еврейская мать еще в утробе приобщает свое будущее чадо, всему тому что является драйвером по жизни.Только наши бестолковки могут крыть матом приговаривая ,трактористом будешь-хорошо,главное-чтобы был хорошим человеком.

    • Анонимно
      12.10.2014 12:40

      А быть трактористом , очень позорно по вашему?Поэтому нет теперь, ни доярок ни трактористов, тем более хороших.Везде неучи.Недоделанные врачи, без голосые звезды, учителя которые сами ничего не знают.

    • Анонимно
      13.10.2014 09:10

      Здорово. То есть хочет мать, чтобы ребенок был хорошим человеком - значит, бестолковка, так?

      • Timur
        13.10.2014 14:48

        По тому как Вы меня поняли,вернее не поняли,Вы и есть "хороший" человек.Тракторист-профессия,отсюда как вывод,за рычагом трактора может сидеть умный человек в белой рубашке с начищенными туфлями,так и долбон по уши в мазуте.Мне по жизни пришлось видеть тех и тех.

  • Анонимно
    12.10.2014 12:37

    Бедные китайские дети , они получается до 4х лет не говорят? Глупости вы говорите. Если китайский ребенок владея родным может выучить русский, то почему обратное невозможно?

  • Анонимно
    12.10.2014 12:59

    Опять учат как воспитывать(восполнить питание) ребенка.Один дергает в одну сторону, другой в другую. Вырастает кривое деревце, ни на елку не годиться , ни на дрова. Надо похоже только дать им возможность самим развиваться,почва должна быть подходящей.А то пока есть только потребность готовить винтиков для государственной машины.Рабочих, служащих и управленцев. Итог:разочарование в конце жизни, болезни из-за рабского труда и разрушенные судьбы , в том числе и своих детей. Не научили быть хозяином своей жизни и судьбы.То есть не показали двойственности природы и жизни.Троечники это те люди кто ПОСМЕЛ быть самим собой, то есть не дал воспитателям до конца испортить себе жизнь и судьбу(суть-внутренне содержание).

  • Анонимно
    12.10.2014 16:08

    троечников подавляющее большинство в школе, если нормально оценивать детей. а в процентном соотношении отличники лучше устраиваются нежели троечники

  • Анонимно
    12.10.2014 16:19

    Наталья Роднянская права, говоря что не надо нагружать ребенка ненужным, во всем надо знать меру. Но в тоже время она сама не знает меры и чувства деликатности. Татарский язык в Татарстане-особый язык, его не надо упоминать наряду с английским, да еще китайским. Упоминать китайский вообще нонсенс. А татарский язык должен витать в атмосфере яслей, садиков.

  • Анонимно
    12.10.2014 16:24

    Садик "Егоза" моему ребенку очень нравился, ходили с огромным удовольствием, сейчас ребенок учится в третьем классе, но до сих пор вспоминает как было интересно в "Егозе". Но и цена - 20 тыс. в месяц не каждому по карману.

  • Анонимно
    12.10.2014 16:29

    В природе выживают те существа-животные и насекомые,которые лучше приспосабливаются.Это закон выживания.Троечники еще со школы приспосабливаются-врут,хитрят,дерутся, наглеют,актерствуют,становятся ушлыми и теряют стыд и совесть.Они не любят трудиться с малых лет.В итоге во власти и в бизнесе мы видим часто людей нахапавших и наворовавших,которые затем перекачивают бабло за рубеж. Живем теперь в смутное паскудное время дерьмократии,когда дерьмо обогащается, а народ нищает и к сожалению безмолвствует.

  • Анонимно
    12.10.2014 21:37

    у меня работали две девушки - обе золотые медалистки. более ограниченных людей я в жизни не встречала - у них не было времени жить - они только зубрили. Все, что выходило за рамки школьной программы - для них темный лес, как инопланетянки. Работницы были никудышные))) Теперь одна устроилась певицей (нафиг ей была золотая медаль?))), вторая торгует с вечным синдромом отличницы не может жизнь свою устроить, любую неприятность воспринимает, как личную вину. После общения с ними перестала детей учебой пытать. Мне по душе веселые , счастливые стрессовоустоийчивые троечники! Ели предмет интересен и учитель хороший - будет пять, а еслине дано ему на татарском щебетать - Бог с ней, с тройкой

    • Анонимно
      13.10.2014 10:10

      А у меня жена отличница с подобным синдромом... что мне делать? :-))

    • Анонимно
      13.10.2014 10:29

      Различайте зубрилок и действительно умных отличников.Все мои подруги-нормальные отличницы давно работают учеными в разных странах.Зубрилки - да, ни одно собеседование не могут пройти.

  • Анонимно
    13.10.2014 01:20

    По поводу татарского... Сама татарка, училась в Тат гимназии, тоже думала, что все, даже русские должны учить татарский, но видя как его преподают в школах изменила мнение кардинально ! Зачем ребенку Тат национальности, который не может говорить на татарском в 4 классе преподавать грамматику!? Научите его говорить на татарском! На простом татарском, чтоб сохранить традиции и т д. Но сейчас поеподают таким образом что дети не будут знать татарский, потому что у них от вращение к этому предмету! Грамматику Тат надо изучать в 7-8 классах, а до этого времени не говорящих на языке надо учить говорить! В интересной для ребенка форме! Мин образ делает все с Тат языком чтобы он вымер окончательно!!!

    • Анонимно
      13.10.2014 12:48

      Вам надо абстрагироваться от русского языка. Надо представить, что его нет. Есть свой родной татарский народ и язык. И любить его. Если нет, то считать себя русской. Только Вы будете и не русской, и не татаркой.

      • Анонимно
        13.10.2014 13:21

        Как вы себе представляете процесс абстрагирования от языка, на котором говоришь? Что конкретно нужно сделать? Вот прям по действиям... Вы это сами проделывали? Очень интересно знать методику абстрагирования и ее результаты.

        • Анонимно
          13.10.2014 18:02

          Насчет абстрагирования. Во-первых, считать себя истинным татарином (татаркой); во-вторых, считать себя как истинный татарин способным на освоение нескольких языков без всякого напряжения, просто из так из любопытства; в-третьих, считать,что татарин интеллектуально ни в чем не уступает еврею. На слабаков не ориентироваться. Их удел выживать.

    • Анонимно
      13.10.2014 17:36

      Абсолютно точно сказано. Во многом успех обучения языку, особенно в раннем возрасте, базируется на правильной методике. Учитывая, что уже много лет у нас преподают в школах татарский, а русскоязычные дети (независимо от национальности) так на нем массово и не заговорили (учтите, что они находятся в языковой среде, что является дополнительным плюсом), говорит о том, что есть очень серьезные проблемы с выбранной методикой и её явным несовершенством. Если бы на татарском после курса обучения не заговорили единицы, можно было бы говорить об особенностях конкретного ребенка и его способностях к языкам (отсутствующих), но если не заговорил почти никто, это уже проблема системная, в подходе к обучению.

  • Анонимно
    13.10.2014 08:15

    На самом деле мы не фига не знаем и не не умее детей учить эффективной современной жизни. Ведь жизнь детей до завершения института по сути иллюзия, которая по завершении ВУЗа жестоко разбивается о берега реальности.

  • Анонимно
    13.10.2014 09:44

    Автор не совсем прав, ребенку можно научиться китайскому языку. Для этого надо родиться в Китае и жить там.

    • Анонимно
      13.10.2014 10:11

      Ну родиться не обязательно на самом деле, достаточно с ранних лет жить там.

  • Анонимно
    13.10.2014 14:24

    Да уж, вот такие вот у нас люди в образовании, которые сами ничего не смыслят в образовании.Есть понятие "критические периоды развития мозга". Мозг способен лучше усвоить определенные навыки или умения в определенные критические периоды. Для изучения языка наилучший возраст - до 8-10 лет. Поэтому пичкать ребенка языками в этом возрасте очень даже полезно. Прежде чем отдавать своего чадо в это заведение, я бы несколько раз подумал. Если эта женщина даже не знакома с последними исследованиями работы мозга.

    • Анонимно
      13.10.2014 19:36

      Языки можно изучать всю жизнь. Словарный запас, образность развиваются по мере чтения художественной литературы, поэзии. Ясно, что в 8-10 лет ни к чему читать "Войну и мир" и т.п. Но важно, безусловно, к 8-10 годам, чтобы ребенок четко излагал свои мысли хотя бы на одном языке, на родном языке. А татарскому ребенку к этому возрасту освоить более-менее и русский с английским. Русский-более, потому что это требования для школьника. Но перегружать нельзя. Режим должен быть щадящий, дружелюбный.

    • Анонимно
      13.10.2014 20:09

      До 8-10 лет язык может усвоиться при постоянном погружении в языковую среду, вот о чем речь. Постоянном, то есть не на уроке, а в быту - например, если дома с ребенком только на английском разговаривать, а на улице и в садике он русский впитает. У взрослого такого не произойдет. А учить обычными методиками нет никакого преимущества в малом возрасте, даже наоборот - любой взрослый такого "обученного" в течение нескольких лет малыша догонит при усердии за пару недель занятий. У меня есть личный опыт, когда пришлось дочь переводить в 6-й класс в школу с углубленным английским (до этого учили другой иностранный, и она за одно лето с репетитором догнала детей, которые язык учили с дошкольного возраста - с сентября имела вполне твердую "4", а к декабрю и уже много лет - только "5" и участие в олимпиадах. Просто в подростковом и взрослом возрасте, если есть мотивация, это намного более продуктивно, чем действительно лишать малышей детства. Развивать ребенка нужно, конечно, но не уроками - читать с ним побольше, гулять, отвечать на все-все вопросы.

  • Анонимно
    13.10.2014 17:30

    Статья, видимо, преследует прежде всего цель оправдаться, почему за 20 т.р. в месяц и обязательно входящим в эту сумму обучением английскому языку, дети в их детском саду так и не начинают на нем хоть как-то изъясняться. То есть дело обстоит так - вы, пожалуйста, заплатите за обучение английскому, потому что это у нас обязательно, а когда потом родители спрашивают, почему навыки английской речи у ребенка отсутствуют, вот тут уже готов хороший ответ - а потому что это и не надо ему, в общем-то. Нагрузка лишняя. Оказывается...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль