Машиностроение 
15.10.2014

Завод им. Горького становится дядькой Черномором

Обновление корабельного состава главной базы Черноморского флота началось с зеленодольского корабля

В Севастопольскую военно-морскую базу (главная база Черноморского флота — ЧФ) впервые более чем за 20 лет прибыл на постоянное базирование новый корабль. Им стал противодиверсионный катер П-355 проекта «Грачонок», построенный на Зеленодольском заводе им. Горького. Как отметил эксперт «БИЗНЕС Online», обновление напрямую связано с возвращением Крыма — ранее действовали украинские ограничения по базированию ЧФ в Севастополе.

...НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ДО ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА КРЫМА

Впервые за последние 20 с лишним лет на Севастопольскую военно-морскую базу на постоянное базирование прибыл новый корабль, сообщается на сайте спецпроекта Центра военно-политических исследований «Мы несем Андреевский флаг». Этим кораблем стал противодиверсионный катер П-355 проекта 21980 «Грачонок» (автор — нижегородское ОАО КБ «Вымпел»), построенный на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького».

В августе катер совершил переход по внутренним водным путям из Зеленодольска в Новороссийск на испытания. 22 августа был подписан приемный акт, и катер временно был включен в состав 184 бригады кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. В начале сентября П-355 обеспечивал безопасность Гидроавиасалона-2014 в Геленджике, а также выполнил ряд задач в районе Сочи.

6 октября катер был на буксире приведен в Севастополь и ошвартован в Южной бухте. Он вошел в состав 102 отряда специального назначения 68 Краснознаменной бригады кораблей охраны водного района Севастопольской военно-морской базы. Таким образом, П-355 стал первой боевой единицей, прибывшей на постоянное базирование в Севастополь. «Именно с него начинается обновление корабельного состава, что не представлялось возможным до недавнего изменения статуса Крыма», — подчеркивают авторы проекта «Мы несем Андреевский флаг».

«П-355 — это первая боевая единица (хоть и катер), которая пополнит Черноморский флот именно на его главной базе — в Севастополе, — разъяснил «БИЗНЕС Online» суть события независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — Да, в последние годы новые катера и суда (те же «Грачата», опытовое судно «Селигер», всевозможные вспомогательные суда типа буксиров) приходили на Черное море, но только в Новороссийск. Дело в том, что до возврата Крыма Украина противодействовала обновлению корабельного состава российского флота конкретно на своей территории, поэтому все эти новые суда и корабли должны были вынужденно базироваться на Новороссийской военно-морской базе. Поэтому там начали строить и почти отгрохали новую базу. Сейчас все поменялось, и «Грачонок» стал первым новым кораблем в Севастополе. Крупные боевые корабли и подлодки только строятся. Новые корабли 1-го и 2-го рангов поступят в Севастополь не ранее весны-лета 2015 года. Возможно, дизель-электрическую подводную лодку «Новороссийск» и успеют перегнать в этом году, но это маловероятно».

НАРАЩИВАНИЕ ЧЕРНОМОРСКИХ СИЛ

Главнокомандующий ВМФ РФ Виктор Чирков в недавнем интервью РИА «Новости» отметил, что в ближайшие 6 лет на ЧФ поступит 30 боевых кораблей. Он подчеркнул, что речь не идет о необоснованном наращивании сил: «Это давно назревшие потребности Черноморского флота, который не обновлялся много лет».

Среди прочего, адмирал упомянул 6 патрульных кораблей (ПК) открытого моря проекта 22160 (автор — ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро», СПКБ). Головной корабль заложили в Зеленодольске 26 февраля этого года. На церемонии Чирков заявил, что до 2020 года предприятие построит 6 ПК. О тактико-технических характеристиках ПК почти ничего неизвестно, кроме того, что ПК будут способны выполнять задания в любой точке Мирового океана. Да, какие-то цифры назывались (длина — 100 м, максимальная скорость — 30 узлов, экипаж — до 80 человек и так далее), но пока это всего лишь приблизительные данные. Однако, несмотря на вооружение (есть мнение, что оно будет только артиллерийским), это своего рода «облегченный» боевой корабль. Эксперты отмечали, что главная задача 22160 — демонстрация флага, участие во всякого рода международных программах (по борьбе с пиратством, например) и подмена на этом поприще в мирное время более мощно вооруженных «коллег», чтобы они не тратили ресурс... Позже стало известно, что заказ на 22160 увеличен до 12 единиц. Головной корабль должны передать флоту в первом квартале 2016 года.

Кроме того, на ЧФ пойдут 6 из 12 заказанных зеленодольскому предприятию малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (автор — ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»; в Зеленодольске уже построено 3 МРК, в процессе строительства еще 5). Ранее сообщалось, что МРК этого проекта предназначены исключительно для Каспийской флотилии. Эксперты полагают, что мы видим «перетасовку» заказа для ускорения пополнения ЧФ. Например, независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин (Москва), рассказывал «БИЗНЕС Online», что «Буяны-М» «перенацелены» ради «скорейшего обновления ЧФ и создания в Крыму, Новороссийске как можно скорее костяка новых кораблей». Первый МРК для ЧФ был заложен 29 мая 2014 года и получил наименование «Орехово-Зуево». Он войдет в состав Севастопольской 41-й ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров. Планируется создать две тактические группы МРК с базированием в Новороссийске и Севастополе.

Кстати, 9 октября военными подписан акт приемки очередного, 7-го «Грачонка», который поступит на ЧФ на 13 месяцев раньше срока, первоначально установленного государственным контрактом.

Справка

Проект 21980 «Грачонок». Водоизмещение — 138 т, длина — 31 м, ширина наибольшая — 7,4 м, осадка — 1,85 метра. Скорость полного хода — 23 узла, дальность плавания — 200 миль. Автономность — 5 суток. Экипаж — 8 человек. Вооружение: ракетное зенитное оружие — ПЗРК «Игла»; артиллерийское оружие — пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм; противодиверсионное оружие — гранатометы ДП-65 и ДП-64. Катера оснащаются гидроакустическими станциями обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», оптико-электронным комплексом освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3 и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс «Кальмар»). На борту катеров имеется водолазное снаряжение.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • C'v
    15.10.2014 10:14

    Красота

  • Анонимно
    15.10.2014 11:17

    Зеленодольцам почет и уважение!Да это не линкоры, но к примеру Израиль сосредотачивается на небольших эффективных кораблях.

  • Анонимно
    15.10.2014 13:20

    Молодцы, Зеленодольск, сохранили кадры. Как пережили все это время, только вы знаете, но корабли строите красивые, а красивые не могут быть нехорошими. Наверное, имена ващих умниц озвучивать нельзя, но спасибо им.

  • Анонимно
    15.10.2014 16:01

    Горжусья своей Родиной - Зеленодольском!!!

  • Анонимно
    16.10.2014 09:50

    Приятно что таком небольшом, но славном городе выпускаются столько разноплановых серий кораблей, при чем для всех флотов и главное серийно! Ни одном заводе в России столько в год не закладывают и не сдают! Молодцы Зеленодольцы!!

  • Анонимно
    16.10.2014 11:24

    Азат ДЭто конечно хорошо, что производство, но это освоение военного бюджета. Когда гражданские суда будут строить, радовать граждан, безопасно перевозить и приносить прибыль.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль