Культура 
19.10.2014

Искандер Хайруллин: «У Шекспира там тема хитрая, «Ричарда III» можно ставить и про Гитлера, и про Сталина»

Что роднит Марселя Салимжанова с героями Фрэнсиса Форда Копполы и как смотрят спектакли казанские мещане

Постановка знаменитой трагедии «Ричард III» в ТГАТ им. Камала претендует на то, чтобы оказаться в числе главных событий нынешнего театрального сезона в Казани. Спектакль молодого режиссера Ильгиза Зайниева, демонстрирующий, что татарский национальный театр может быть современным и актуальным, вызвал положительные отклики маститых критиков. Кроме того, пресса и зрители, побывавшие на первых показах, отмечают блестящую работу ведущего актера Камаловского Искандера Хайруллина, сыгравшего зловещего короля-горбуна по версии Уильяма Шекспира. Это стало хорошим поводом для разговора «БИЗНЕС Online» с артистом о его новой встрече с главным драматургом всех времен и народов, достоинствах репертуарного театра и даже состоянии дел в современной России.


Искандер Хайруллин (в спектакле «Ричард III»): «Мне сейчас скажут: «Конечно, можешь быть довольным — Ричарда сыграл!». Но можно сыграть и быть недовольным»
Искандер Хайруллин (в спектакле «Ричард III»): «Мне сейчас скажут: «Конечно, можешь быть довольным — Ричарда сыграл!» Но можно сыграть и быть недовольным»

«ИЛЬГИЗ ЗАЙНИЕВ ЛЮБИТ КРОВАВЫЕ ПЬЕСЫ»

— Искандер, выбор одной из самых кровавых трагедий Шекспира, скажем так, не совсем привычен для репертуара татарского театра. Вы участвовали в выборе пьесы, это как-то обсуждалось в театре?

— Нет, я вообще об этом ничего не знал. Скорее всего, это был выбор режиссера спектакля Ильгиза Зайниева, он любит жесткие истории. Как вы знаете, Зайниев еще и драматург, и у него много жестких сюжетов. Театр пошел навстречу, очевидно, нашему главному режиссеру Фариду Бикчантаеву идея поставить «Ричарда III» у нас показалась интересной.

— То есть привлекла тема, касающаяся некоторым образом современного состояния нашей страны?

— Мне кажется, что дело даже не в теме. Много крови, много цветов, много любви — это не главный вопрос для театра. Для нас важнее качество драматургии. И в этом случае было так же, я думаю.

— Распределение ролей стало неожиданностью для вас?

— Я ничего и не ожидал. Сказали, что будут ставить «Ричарда III», и полгода ждали распределения ролей. А потом его вывесили — и все. Я репетирую Ричарда. Неожиданно, да.

— Но вам ведь, как я помню, уже приходилось играть в пьесах Шекспира?

— Да, у меня были эпизоды в «Ромео и Джульетте», потом в одной из лучших, на мой взгляд, режиссерских работ Бикчантаева — во «Сне в летнюю ночь», это был дипломный спектакль его курса, но мы, уже актеры, тоже в этом спектакле играли. Там были такие режиссерские придумки! Мы с таким удовольствием в этом спектакле играли, это был праздник. Потом еще был «Шейлок» в Качаловском театре, в этом спектакле была занята группа актеров Камаловского театра, я был среди них, главную роль играл Фарид Бикчантаев. Интересный эксперимент был.

В спектакле «Ричард III»
«Много крови, много цветов, много любви — это не главный вопрос для театра. Для нас важнее качество драматургии»

«РИЧАРДА III» ПУБЛИКА МОЖЕТ И НЕ ПОНЯТЬ»

— Вам приходилось смотреть какие-то записи «Ричарда III» в постановке других театров?

— Посмотрел кое-что. Например, Константина Райкина в этой роли. Вначале боялся смотреть, Райкин все-таки глыба, такой актерище, такое явление! После того как увидишь такие работы, можно вообще на сцену не выходить. Смысла нет. Я не стал смотреть Райкина в начале нашей работы, посмотрел уже в конце, когда роль у меня была готова.

— Что-то взяли для себя?

— Ну что взял? Разве можно что-то взять?

— Ну, придумку какую-то его...

— Мне кажется, это было бы неприличным просто. Нет, ничего не взял. И потом, когда зритель смотрит работу артиста — это одно. Когда артист смотрит другого артиста — это все иначе происходит. Это другой уровень.

— На одной из пресс-конференций Бикчантаеву уже задавали вопрос о том, поймет ли наш татарский зритель этот спектакль. Как бы вы на него ответили?

— Может и вообще не понять. У любого спектакля всегда найдется свой зритель, это точно. У нас на эстраде, например, 90 процентов — это самодеятельность, но зритель это потребляет. И этот же зритель приходил к нам на «Ромео и Джульетту». Зритель всеядный отчасти, главное, чтобы он пришел. Хуже всего смотрит казанское мещанство. Те, кто считает, что они что-то понимают. Они где-то слышали, что надо делать анализ, но они его делать не могут, они не готовы. Они просто ищут плохих и хороших персонажей. Разве так можно? Ну, вот в сказке «Колобок», где там хорошие или плохие?

— Так сразу и не ответишь.

— Вот, даже в «Колобке»! А в серьезной пьесе? И вот эти казанские мещане, как я их называю, начинают искать хороших и плохих и сами себе мешают. Лучше всех смотрят серьезные, подготовленные зрители, интеллигенция наша. И есть еще одна категория, совсем уж, наверное, неожиданная. Эти люди в начале 90-х годов приезжали в театр в ботах. Они были из деревень, их привозили автобусами. Вот они смотрели и смотрят наши спектакли с открытым ртом. В основном это бабушки в платках, возможно, выйдя из зала, они говорят, что что-то было не то, но смотрят они бесподобно, всему веря по-детски. Они только шепчут: «Это что такое, это что такое?» Я сам это слышал, сидел с ними рядом как-то. Они все воспринимают на уровне эмоций, и это здорово.

— В «Ричарде» у вас будут какие-то ассоциации с сегодняшним днем?

— У Шекспира там тема хитрая, «Ричарда III» можно ставить и про Гитлера, и про Сталина. Этот герой, он часто бывает актуальным персонажем. Кто хочет, тот всегда что-то найдет.

— В 90-е годы прошлого века мягкие сапоги и трубка были атрибутом многих героев — дорвались.

— Да, кому было не лень, все шли туда. Я тоже прошел через это. А сейчас... Наверное, будут искать схожее с Украиной, с событиями в Одессе.

В спектакле «Голубая шаль»
В спектакле «Голубая шаль»

«ШАНСОВ НЕ БЫТЬ АКТЕРОМ НЕ БЫЛО»

— У вас была возможность выбрать иную, кроме актерской, профессию?

— Я как-то об этом и не думал. Просто пришло время, и я выбрал профессию. И курс в это время набирали.

— Как я понимаю, вы, повторяя судьбу многих актерских детей, росли в театре?

— Конечно. А как могло быть иначе?

— Мама ваша — красавица, известная актриса, как это в детстве воспринималось?

— Приходил маленький в театр, а мама в главной роли, в красивом платье... Нет, не гордился, это воспринималось как что-то естественное. Ну, а лет в 17 кто гордится родителями? В этот период думаешь, что я-то лучше! А на первом курсе думаешь: о, как же я много знаю! Но каким же я буду классным на третьем курсе! Приходишь на третий курс — и ничего. Ничего не знаешь. Но надеешься, вот на пятом курсе... Получаешь диплом, и, боже мой, что делать? Я же ничего не умею. Вот так всю жизнь и пытаюсь что-то смочь.

— Кто были ваши педагоги?

— Марсель Хакимович Салимжанов был руководителем курса, а Фарид Бикчантаев — педагогом. Фарид Рафкатович как приехал из ГИТИСа, сразу включился в работу. Семьи у него тогда не было, он был свободен, он репетировал с нами целыми днями и даже ночами. У него была потребность с нами работать, ему много чего хотелось рассказать.

— У вас никогда не было мыслей попробовать себя в Москве или Петербурге?

— Там таких как я... Как говорит один герой в «Рыжем насмешнике»: «Лучше быть нужным здесь, чем ненужным там».

— А в кино сняться?

— Нет. У меня с фотогеничностью проблемы.

— У вас была отличная работа в «Черной бурке». Когда спектакль сходит с афиш, жалко?

— Это не тот случай. Хотя роль не надоела, нет, работа над ней ведь никогда не останавливается. Недавно опять вспомнил о «Черной бурке», нет, не заскучал, просто подумал, что и как мог бы сейчас сделать. Подумал, что столько лет в этом спектакле играл, а вот что-то не увидел. А скучать по роли, нет, такого нет. «Черную бурку» мы уже пару лет просили снять с репертуара. Тяжело уже было.

— Ваш переход в несколько иную возрастную категорию прошел безболезненно?

— Думаю, что да. Хотя мне как большинству людей в мыслях кажется, что я еще не взрослый. Но вот иногда увидишь свои фотографии и подумаешь: «А что это за пузатый мужик?»

— Кстати, вы похудели. Это от работы над ролью Ричарда?

— Нет, я бросил курить, поправился на 8 килограммов, 2 смог скинуть. Пока.

В спектакле «Черная бурка»
В спектакле «Черная бурка»

«У НАС В СЕМЬЕ ВСЕ В АДЕКВАТЕ»

— Легко или тяжело работать всей семьей в одном театре?

— Нам нет. Мне кажется, в моей семье все адекватно относятся и к себе, и к профессии. Мы не витаем в облаках, работа есть работа. В ней каждый день надо продвигаться.

— Вы вообще сторонник репертуарного театра или проектного?

— Репертуарного, я так воспитан. Хотя проблемы в нем есть. В прошлом сезоне у нас вышел «Банкрот», и как-то мы общались с людьми из издательства. Они говорят: «А почему вы не написали, что это версия?» Что это? Почему версия? Если уж на то пошло, то любой спектакль — это версия пьесы. Эти люди когда-то увидели в нашем репертуарном театре «Банкрота», тот спектакль устарел и сошел со сцены, но им кажется, что он должен быть воссоздан полностью. Они относятся к театру как к музею. В репертуарном театре есть плюс — это репертуар, самый разный. Боюсь сказать слово «комфортно», потому что мне возразят, что в искусстве не должно быть комфортно. Актер должен быть голодным и немножко избитым. Но нам действительно комфортно в репертуарном театре. Если кому-то удобно существовать вне комфорта, то это и есть его комфорт.

— Вы смотрите работы столичных театров?

— Всегда стараюсь смотреть. Просто прежде чем посмотреть, стараюсь узнать мнение людей, чьему вкусу я доверяю. Я очень боюсь увидеть что-то не то. Не скажу, что в таком случае впадаю в депрессию, но мне потом просто работать не хочется. Когда видишь хороший спектакль — сразу хочется сделать что-то хорошее свое. Тебя просто закручивает. А после плохого спектакля возникает ощущение, что и у тебя все плохо, и на фига все это надо.

— В казанские театры ходите?

— Не хожу, и это плохо. Надо ходить и смотреть. Но боюсь разочарований, их было много.

— Ваш театр — это действительно театр-дом, отношения как в семье. Это хорошо или плохо, как вы полагаете? Это стирает остроту отношений между людьми и мешает в работе или, наоборот, гармонизирует?

— Ну что значит, стирает остроту отношений? Работа есть работа, вышел на сцену — работай. А семья, разве она может быть плохой? Семья — это всегда хорошо. Семья — это самое главное для человека. То, что у нас в театре есть семья, — это супер. Это очень хорошо.

— Если ваши дети выберут актерскую профессию, как вы к этому отнесетесь?

— Да мне все равно, кем они будут. Главное для меня, чтобы дети были здоровы и счастливы.

— Известно, что Марсель Салимжанов пестовал каждого актера в труппе. Что он для вас значил?

— Ну, какой вопрос... Он тянет на главу в книге.

— Ничего, вы справитесь.

— Не знаю, как говорить, чтобы было непафосно. Не бог, конечно, но... Как фильмах Копполы...

— Крестный отец?

— Да, крестный папа. Его никем не заменить.

— Что дал вам Салимжанов в профессиональном плане?

— Практически все. И он, и Фарид Бикчантаев. Иногда говорят, что Салимжанов был жестким, что ставил практически каждое слово, но это не так. Конечно, если актер не мог нормально работать над ролью, Салимжанов ему роль выстраивал — до каждой фразы. Но он для чего это делал? Ему надо было, чтобы спектакль звучал, а не для того, чтобы додавить человека. Если же он видел, что актер нормально работает, он вообще его не трогал. Вообще. Просто чуть-чуть в рисунке спектакля направлял. Удивительный человек он был. Это большое счастье, что я его встретил.

В спектакле «Принцесса Турандот»
В спектакле «Принцесса Турандот»

«С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ, ЧТО Я ПОПУЛЯРЕН?»

— Вы социально активный человек, сидите в соцсетях?

— Нет, хотя страничка в Facebook у меня есть. Но дружить там я не могу.

— Политика вас интересует? Украина, например? И что вы думаете по этому поводу?

— Да я, честно говоря, уже сомневаюсь, что мы сейчас живем в такое время, что можно говорить вслух все, что ты думаешь по этому поводу. Скоро, наверное, нельзя будет говорить даже то, что я сейчас сказал. Россия так закольцована — 1914 год, 1917 год, 2014 год... Не дай бог.

— Вы очень популярный в Казани артист...

Нет, с чего вы взяли?

— Как это нет? Искандера Хайруллина все театралы знают. Поклонницы донимают?

— Ну, какие поклонницы? Поклонницы донимают, когда тебе 25 лет, потому что поклонницы — это девчонки, настоящие поклонники и поклонницы, они просто ходят в театр, не пропускают премьер. Их не видно, с ними не общаешься, они покупают билеты и идут в зал. Любят и смотрят наши спектакли.

— Вы преподаете?

— Нет, конечно.

— Почему «конечно»? Папа у вас преподает.

— Это надо уметь, папа вот умеет, а я нет. Я же не клон своего папы. А он может не уметь то, что я умею.

— Как бы вы определили своего зрителя? Какая категория людей ходит сейчас к вам в театр? И стоит ли расширить этот диапазон в сторону русскоязычного зрителя?

— Кого вы имеете в виду?

— Этнических русских. Обидно, когда люди много лет живут в Казани, но обходят Камаловский театр стороной.

— Я знаю этнических русских, которые считают дурным тоном не ходить к нам на премьеры. Мне бы хотелось, чтобы к нам приходили разные зрители, тем более что у нас есть наушники и хороший перевод. Татары, которые не знают родного языка, ими тоже пользуются.

— Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь в театре?

— Слава богу, хорошо складывается. Да и вообще, все слава богу! И это ведь не главное.

— А что главное?

— Да самое простое: здоровье, семья, дети. А работа... Надо уметь быть довольным тем, что есть. Мне сейчас скажут: «Конечно, можешь быть довольным — Ричарда сыграл!» Но можно сыграть и быть недовольным. Я очень люблю репетиции, даже больше, чем спектакли.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.10.2014 09:49

    Я вообще-то скептически отношусь второму поколению на одной стезе. Ни Райкин, ни Ефремов, ни другие до отцов недотянули. Отцы были талантами, а дети, в наилучшем случае, становятся профессионалами. А чаще ездеют на фамилии. А ответы Хайруллина понравились. Умный парень. Остальное приложится.

    • Анонимно
      19.10.2014 12:19

      Ефремова вы по телевизору оценили, а Райкина как? Ходите на спектакли Сатирикона? Соглашусь с оценкой Хайруллина, Райкин гениальный актер. И хорошо что он посмотрел Ричарда в исполнении Райкина уже в конце репетиций. Абсолютно разные Ричарды, каждый вложил своё видение этой роли, тем интереснее.

      • Анонимно
        19.10.2014 14:06

        Исходя из того, что я видел. В том, что я видел, он играл, хорошо, но играл. И я видел, что он играет.

    • Анонимно
      22.08.2015 21:15

      А Вы спектакли с его участием видели? Ричарда смотрели? Зря Вы его сравниваете с отцом и думаете, что он на фамилии ездит. Сходите, посмотрите Ричарда, Муллу, Дачныйсезон. Уверена, что Вы измените своё мнение.

  • Анонимно
    19.10.2014 13:05

    Давай Искандер не скромничай! С фотогеничностью у тебя полный порядок. Давай покоряй Москву и так далее.

  • Анонимно
    19.10.2014 13:06

    Я знала, что у известных актеров театра Камала есть сын. Но особо не акцентировала внимание на нем, не знала как он выглядит и какие роли играет. Сын и сын. Для себя Искандера Хайруллина я открыла в спектакле "Банкрот", там он сыграл небольшую и очень выразительную роль, за которую в конце сезона он заслуженно был удостоен награды. И на спектакль Ричард III я купила билет после того как узнала, что он будет играть главную роль. Спасибо за интервью. Актеров театра Камала вижу только в ролях в театре, а очень интересно узнать- какие они люди, о чем думают, какое у них отношение к профессии, к жизни, к каким то событиям. Предлагаю БО познакомить нас с актерами театров Казани, поводом может стать премьера или день рождения актера. Я думаю, проект может быть не хуже, чем проект знакомства с кафе и ресторанами.

  • Анонимно
    19.10.2014 15:51

    Очень достойное интервью достойного артиста и человека. Умное и выдержанное. О профессии интересно рассуждает, о театре. И, наверное, это в самом деле, редкость и огромное счастье, когда человек и в профессии настолько счастлив и состоятелен, и в семье нашел свое счастье с любимой женой и детьми, и с любимыми родителями взаимопонимание и взаимоуважение.

  • Анонимно
    19.10.2014 17:30

    Роль Ричарда мог бы отлично сыграть Рамил Тухватуллин. Его роли всегда были колоритными, интересными, он играл так энергично! Жаль, что такого татарского артиста "ушли" из дружного коллектива. Наверное, чем-то не угодил, был конкурентом?PC. Король Ричард был длинными волосами до плеч, а с мальчишеской стрижкой Хайруллин вовсе незаметен...

    • Анонимно
      19.10.2014 19:10

      С какими волосами был король Ричард, пусть выясняют историки. А это театр. Стрижка никакого значения не имеет)))

      • Анонимно
        19.10.2014 19:51

        Как не имеет значения? Может одежду тоже отменим? И декорацию? Ради роли актери отращивают бороды, волосы, не слышали? А Ричарда можно найти в интернете, исторические фотографии, он никак не был стриганым!

    • Анонимно
      19.10.2014 19:16

      А еще король Ричард был молодым и погиб в 32 года. И что?

  • Анонимно
    19.10.2014 17:56

    Еще есть Славутский-младший

  • Анонимно
    19.10.2014 19:06

    При чем здесь Илья Славутский? У него свои роли, не менее интересные. И он, и Искандер Хайруллин - оба замечательные артисты, очень редкие, лучшие, я считаю, в Казани в этом поколении. К чему сравнивать. У Славутского был бы другой Ричард, у Хайруллина - такой, они - разные актеры. Хорошие, но разные. А то, что Хайруллин делает в этом спектакле, просто актерский подвиг.

  • Анонимно
    19.10.2014 19:27

    А куда ушел Рамил Тухватуллин? Это же суперактер.

    • Анонимно
      19.10.2014 20:50

      Тухватуллин репетирует в Качаловском театре Тевье-молочника. Скоро увидим его в новом коллективе, где его больше оценят.

      • Анонимно
        19.10.2014 22:37

        Ну, зачем вы так? Ценят - не ценят... Не надо провоцировать и сталкивать два хороших театра. Тухватуллин сыграет Тевье - замечательно, роль достойная этого прекрасного актера. Я верю, что он и в Камаловском еще сыграет. Вопрос же не в том, что не ценят, а в том, что в том материале, который на данный момент хочется поставить режиссеру, роли для него пока нет. Так бывает, это театр. А в Качаловском возникла необходимость в таком артисте. Что такого в том, что артист будет играть в двух театрах? это нормальная практика, это интересно, это вообще, я считаю, резонансное с точки зрения театральной жизни в городе событие.

        • Анонимно
          19.10.2014 23:41

          Вопрос не в том, кто и что когда сыграет. Тухватуллин уже несколько лет в Камаловском театре вообще не работает. Для того, чтобы сыграть что-то, он должен в театр вернуться. Но произойдет ли это, пока неизвестно. На все воля Аллаха.

  • NIYAZ
    19.10.2014 20:55

    Успехов и крепкого здоровья Хайруллиным!P.s. Бесит наушники в театре Камала.

  • Анонимно
    19.10.2014 21:42

    А почему вся семья в театре? Жена у него тоже артистка? Что-то непонятно из статьи

  • Анонимно
    19.10.2014 22:34

    скучно получилось, заметно, что Искандер откровенно скучает во время интервью. жалко его стало. не открыла его журналистка

  • Анонимно
    19.10.2014 22:41

    Точно. И в спектакле его жалко - артист такого масштаба в такой сомнительной режиссуре

  • Анонимно
    21.10.2014 02:09

    Мы с сестрой Искандера полюбили еще когда он молоденький худенький раскосый играл легко весело. Потом Дивана- до слез! Он и в самом деле очень популярен и любим!! Украшение любого спектакля!! Сейчас у него кризис среднего возраста- пузатый мужик- и тд. Может надо устроить бенефис чтоб он знал как он любим и популярен)))

  • Анонимно
    21.10.2014 18:06

    Да,жена у Искандера-молодая красавица,начинающая актриса театра,смотрела пару спектаклей с ее участием -очень понравилось!!!

  • Анонимно
    12.08.2016 11:35

    Я читала более ранние интервью Искандера Хайруллина и теперь сейчас. Небо и земля! Человек сейчас ,кажется более счастливым,чем в 30 лет. Порадуйтесь за него. Я ходила раз пять на ,,Черную бурку,,Дивана,Мулла,И многие другие. Не знаю ,как другим ,но мне он кажется разносторонним в плане ролей актером.

  • Анонимно
    18.08.2016 12:44

    Фотогеничность?! А Леонов, Краморов ,Никулин и другие "пузатые,косые.долговязые,лысые "великие актеры! Они смотрели на свою "фотогеничность"? Нет, они просто жили и дарили нам свой талант!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль