IT 
18.10.2014

Fibrum – виртуальная реальность made in Russia

В планах создателя — погрузить в виртуальную реальность 5 тыс. покупателей уже в первом квартале нового года

В Казани представлены очки виртуальной реальности Fibrum. Их создатель Илья Флакс рассказал нашему изданию, что шлем производится в России, а распродать первую партию планируется еще до Нового года. Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично испытала устройство и узнала у экспертов, что виртуальная реальность сегодня — это «голубой океан», знакомый достаточно ограниченному числу энтузиастов.


Ильсур Метшин
Протестировал Fibrum и мэр Казани Ильсур Метшин (фото: http://itpark-kazan.ru/)

НОВЫЙ РУССКИЙ ШЛЕМ

В конце сентября в Казани на SEO Conference были продемонстрированы российские очки виртуальной реальности Fibrum. За два дня мероприятия их примерили почти 600 человек. Судя по отзывам в соцсетях, все пользователи были в восторге. Протестировал шлем и мэр Казани Ильсур Метшин.

Новый продукт представил Илья Флакс — основатель компании-разработчика игры и приложения «Фотостатус», «Магический шар», «Я ВКонтакте» и других продуктов, «выстреливших» и в российском App Store и в соцсети «ВКонтакте». В свое время Илья получил два высших образования в КХТИ, после чего перебрался в Москву, об этом он уже рассказывал в интервью нашему изданию.

Итак, Fibrum — это очки виртуальной реальности. Правда, в в Казани была показана версия, которую предстоит доработать до поступления в продажу. «Пока что доступны только «девелоперские шлемы». Коммерческие шлемы поступят в ретейл до Нового года, стоимость составит от 3 тысяч рублей, — рассказал Флакс нашему изданию. — Планируем выйти на уровень продаж от 5 тысяч штук в первом квартале 2015 года, также очень хотим до Нового года продать в России первую партию. Ее объем пока назвать не могу».

Первая ассоциация, возникающая при взгляде на шлем Fibrum, — его сходство с другим шлемом виртуальной реальности (но американским) Oculus rift. Мы подробно писали об этой разработке. Однако есть и отличия — по крайней мере для автора этих строк, дилетанта в VR.

Флакс говорит, что разработка уникальна. «Уникально все: сама конструкция, уникальные линзы, которые специально были разработаны оптиком. Нами разработаны приложения и игры для шлема. Oclulus — не совсем конкурент. Для шлема Oclulus нужны компьютер и крутая видеокарта, также там провода и т.д. У нас в шлеме нет проводов, не нужен компьютер — просто вставил любой телефон в шлем (с разрешением экрана 4 - 6 дюймов), запустил приложения, и все — ты погрузился в виртуальную реальность».

По словам Флакса, весь шлем делался с нуля. «Было множество модификаций линз и самой формы шлема, мы очень долго и тщательно анализировали разные варианты, пока пришли к действующей версии продукта. Да и она не последняя, уже есть идеи, что нужно доделать в конструкции шлема, который будет в коммерческой партии», — рассказал он.

Что интересно, шлем полностью производится в России. «На данный момент никакого Китая. Все производится в России, в разных городах, в том числе и в Москве, каких именно — пока не раскрываем, — говорит Флакс и не исключает, что производство переместится в Китай. — В Китае пока не производим, но в будущем, возможно, будем работать».

Финансовые вложения в проект руководитель компании не раскрывает, т.к. занимается им чуть меньше года. Продавать шлем планируется не только в России, но и за рубежом — «это следующий шаг».

«Шлем, скорее всего, будет в продаже в магазинах re:Store, Samsung и Sony», — уточнил Флакс.

«Пока вопрос находится в стадии обсуждения, поэтому ни информацию о старте продаж, ни информацию о ценах мы не можем предоставить — ее еще пока нет», — ответила нашему изданию Людмила Семушина, руководитель отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (монобрендовые магазины re:Store, Samsung, Sony, Nike, LEGO, Prenatal).

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КИНОЗАЛ

Журналист «БИЗНЕС Online» лично взглянула на Fibrum, чтобы проверить, насколько он отличается от разработок других участников рынка. Коммерческая версия будет весить до 200 г, и это на целых 50 г меньше, чем Oculus rift, что довольно ощутимо. Очки не «оттягивают» голову и сидят довольно комфортно.

Шлем начинает работать, если вставить смартфон в четыре специальных крепления. Смартфон автоматически центруется по вертикали. Для центровки по горизонтали перед запуском приложения появляется центровочная рамка, с помощью которой телефон за несколько секунд принимает правильное положение в шлеме. Я использовала смартфон Samsung.

Огромный плюс шлема — возможность пользоваться устройством людям со зрением от плюс 5 до минус 5. Так, со зрением в минус один-полтора видимость была отличная. Цветопередача значительно ярче и четче, чем у Oculus. Усталости — ни глаз, ни головы — не наблюдалось.

На сайте Fibrum указано, что сейчас доступны 7 VR-приложений. Я попробовала три. В RollerCoaster (американские горки) можно прокатиться на заброшенном аттракционе посреди тропического острова. Ощущения реалистичные. Включать приложение стоя не советую! Crazy Swing — сумасшедшие качели. Надеваешь очки и оказываешься в центре ночного города — кругом городской пейзаж, если поворачивать голову в стороны — звезды. То, что понравилось больше всего, — это VR cinema — виртуальный кинотеатр. Надевай шлем, и добро пожаловать в кинотеатр одного зрителя. Поворни голову — рядом пустые кресла, перед тобой — большой объемный экран. Очень реалистичное ощущение, словно действительно сидищь в настоящем кинозале для избранных.

Флакс подчекнул, что компания не копировала какие-либо игры, а сделала несколько базовых продуктов самостоятельно и в дальнейшем планирует выпускать не только шлем виртуальной реальности, но и контент к нему (игры и приложения).

Fibrum (Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)
Fibrum (Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)

КОНКУРЕНТЫ ГДЕ-ТО РЯДОМ

Отметим, что соперники у новой «виртуальной реальности» все же существуют. И если Oculus может считаться конкурентом Fibrum лишь отдаленно, то на рынке присутствуют компании, продукты которых почти полностью схожи с российской разработкой.

Это, например, Vrase — гарнитура, которая использует практически любой смартфон для вывода 3D-изображения. Конструкция — специальный чехол для мобильного крепится на пластмассовом корпусе с перегородкой, которая разделяет поле зрения для левого и правого глаза; а также пара линз, чтобы сфокусировать взгляд именно на изображении, а не на царапинах экрана. Разработчики позиционируют Vrase как устройство для использования с «дополненной реальностью»: не снимая его с головы, можно видеть весь окружающий мир благодаря встроенной в смартфон многомегапиксельной камере.

В комментариях, данных одному из федеральных СМИ, Флакс отметил, что Vrase действительно конкурент, но Fibrum компактнее, имеет универсальные держатели. Кроме того, Vrase в Россию пока не поставляется.

Еще одна конкурирующая разработка — шлем для игр Durovis Dive, рассчитанный на смартфоны с диагональю дисплея до 5 дюймов. Сопутствующее ему приложение, которое придает стереоэффект любому изображению (фильму или игре), совместимо с операционными системами Android и iOS.

«ПОКУПАТЕЛИ — ПО ЖИЗНИ СКЕПТИКИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила участников IT-отрасли оценить Fibrum.

Дмитрий Еремеев — президент ГК FIX:

— Шлем я, безусловно, тестировал. Учитывая то, что я был организатором конференции, на которой был впервые представлен данный шлем, и нас с разработчиком связывают давние дружеские отношения, я не мог не протестировать продукт и не предложить Казань в качестве площадки для запуска проекта. Тем не менее постараюсь не быть предвзятым.

Субъективно шлем мне очень понравился. На нашей же SEO-конференции его можно было сравнить с Oculus Rift 2 — мы специально их привезли, чтобы посмотреть, кто победит. И хотя в Oculus есть несколько интересных «фишек», минусов у него намного больше. Прежде всего шлем, предложенный компанией Ильи Флакса, не требует подключения к компьютеру, usability на очень высоком уровне. Им действительно удобно пользоваться. По сравнению с потенциальными конкурентами у Fibrum ряд преимуществ — это и то, что он производится в России, и то, что создатели вышли из индустрии социальных и мобильных игр, поэтому в состоянии сделать так, чтобы шлем был не просто железкой, но и обладал нужной начинкой даже на старте своих продаж.

Виртуальная реальность — это так называемый «голубой океан», мы постоянно анализируем этот рынок и проводим различные эксперименты, и я уверен, что многие команды, которые работают в этом направлении, ждет успех, в том числе Илью и его коллег. План продать всего 5 тысяч шлемов в первом квартале я бы назвал очень пессимистичным, хотя, конечно, время покажет!

Владислав Козуля — руководитель отдела веб-разработки Deliverator:

— Fibrum не смотрел, пробовал аналоги (DODOcase, Google VR). Разные версии Oculus Rift — тоже, но не считаю их конкурентами, ведь это совсем разные платформы. Ближайшие конкуренты — те же, что я перечислил выше, в том числе Vrase. В общем, все те продукты, которые используют смартфон в качестве экрана.

Сложно оценить шансы на успех продукта. Рынок только формируется, виртуальная реальность знакома достаточно ограниченному числу энтузиастов. Здесь все зависит от того, успеет ли Fibrum продвинуться на российском рынке до того, как на него массово придут конкуренты.

В качестве подарка на Новый год ребенку или коллеге такой шлем вполне интересен.

Роман Федоров — руководитель проекта StudyPages:

— Об успехе разработки не знаю, но видео на YouTube, где люди тестят шлем, не очень впечатляет. Покупатели — по жизни скептики.

Для успеха я бы ориентировался в первую очередь на школьников. Им было бы интересно использовать продукт. И я не представляю, какой взрослый поедет в метро с таким очками. А что касается цены, если ориентироваться на школьников, то, думаю, это дорого.

ИНТЕРЕС ДЛЯ ГИКОВ

Денис Поповкин — эксперт ZOOM.CNews:

— В том виде, в каком представляют шлем, его нельзя назвать уникальным, хотя стоит отметить, что в свободной розничной продаже шлемов виртуальной реальности с отслеживанием положения головы пока нет вообще. Тот же Oculus Rift в обычном магазине электроники не купишь, и он до сих пор продается в версии Developer Preview.

Oculus Rift все-таки устройство совсем другого класса, так как работает с ПК и, соответственно, с ПК-играми, а Fibrum предназначен для смартфонов. Здесь, скорее, стоит провести параллель с Samsung Galaxy VR — по сути, это то же самое, но Galaxy VR работает только со смартфоном Samsung Galaxy Note 4.

Если разработчики выполнят все то, что обещают, то устройство будет пользоваться спросом. Самое сложное здесь — предоставить пользователям большую библиотеку качественных игр и приложений, поддерживающих устройство. Хотя на первых порах Fibrum может заинтересовать гиков, которых обычно впечатляют необычные гаджеты просто самим фактом своего существования.

Сергей Бабаев — директор по развитию бизнеса компании Nekki, редактор «Рынка игр» на Siliconrus:

— Сам Fibrum я не тестировал, но принимал участие в подборе вопросов для интервью его создателям. Мне кажется, проект не конкурирует с Oculus, так как Oculus создан больше для виртуальной реальности в рамках проектов ААА-класса (высококачественные, с большим бюджетом прим. ред.). Fibrum же нацелен на сегмент легкого фана для владельцев мобильных устройств.

При этом нельзя отрицать, что качество мобильных игр растет каждый день, и там есть свои шутеры, экшены и прочие крупные проекты. Но особенность в том, что Fibrum недостаточно надеть и наслаждаться, надо определенным образом поддерживать на программном уровне технологию, ребята делают свои собственные игры и скоро откроют АПИ для сторонних разработчиков — все это сужает, как мне кажется, направленность и потенциал, хотя затея, бесспорно, интересная.

Цена за само устройство кажется адекватной, но вопрос в том, поймут ли игроки ценность устройства независимо от цены. Само по себе 100 долларов не барьер.

Справка

«Голубой океан» — новый рынок, на котором практически нет конкурентов в данный момент времени. Идея о «голубом океане» была популяризована Кимом Чаном и Рене Моборном (бизнес-школа INSEAD). Согласно их теории, суть «стратегии голубого океана» заключается в том, что компания достигает высокой прибыльности своего бизнеса и опережающих темпов роста, создавая не существовавший ранее спрос на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют соперники, вместо того чтобы бороться со множеством конкурентов на малоприбыльных рынках («красный океан»).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.10.2014 10:05

    Интересный шлем. Я одевал его в ит парке на презентации.

  • Анонимно
    18.10.2014 12:30

    По-моему бесполезная вещь

  • Анонимно
    18.10.2014 12:44

    Давно уже в Китае такое производят. Ещё год назад заказывали с друзьями для интереса. Что хочу сказать, без аксилирометра и гироскопа смысле нет от них, тем более софта подходящего нет вообще на андроид и иос. Короче сделать всегда такую хрень на 3д принтере легко, намного сложнее подготовить под неё соответствующий софт. Пока телефоны не сильнее ПК от них толку вообще никакого, так побаловаться на пару дней

    • Анонимно
      18.10.2014 13:44

      софт есть, например, google cardboard.

      • Анонимно
        18.10.2014 19:36

        Да я говорю год назад еще его смотрел, это не софт а говно мягко говоря) если сравнивать с VR на ПК. Вообщем как минимум год эта штука будет валять без дела. Пока не появится более мощно железо на андроид, по уровню ПК, и соответствующий качетвенный софт. Googlecarboard не качественный софт) все идеи ограничиваются системными требованиями нынешних смартфонов.А вообще из Китая я такие заказывал давно и помимо китая в Европе: vrAse, Durovis Dive, Xcope, vrelia VReye GO, Gear VR. Homido, VR Travel HMD, Cmoar, Vrizzmo, Carl Zeiss VR One - это европейского качества продукты, а уж в Китае аналогов таких очков немеренно) В России кстати тоже они появились недавно в производстве под названием VR Travel. Посмотрите кому интересно. Сам с ребятами думали год назад такие производить, так как сделать чертеж и печатать на 3д принтере не сложно, но факт их абсолютной бестолкованности ближайшие пару лет остановил нас) и слава Богу. Могу сказать что это вовсе не такое значимое новаторство на рынке как это приподносится самим Ильёй Флаксом. Нету спроса на это и не будет ближайшее время, если конечно у нас люди адекватные) Эти очки совсем не похожи на шлемы VR для ПК как Oculus Rift.

  • Анонимно
    18.10.2014 18:29

    а что собственно они сделали?прямоугольник с 2мя дырками, или изобрели смартфон samsung?в чем инновациия?на первый взгляд это шарлотанство и чушь

  • Анонимно
    18.10.2014 18:30

    да и глаза скорее всего быстро придут в негодность

  • Анонимно
    18.10.2014 22:41

    Очень спорная вещь.Полноценного погружения в виртуальную реальность такой шлем не потянет.Если бы в нашей стране кто нибудь создал прямой аналог окулус рифт на котором можно было бы гамать скажем The Elder Scrolls и не только вот тогда другое дело.

    • Анонимно
      19.10.2014 14:51

      ВЫ полностью правы, это тупо возможность продать ерунду и заработать бабок))) Аля "Пипл хавает")))

    • Анонимно
      2.12.2014 19:40

      Нахрен нужен ваш аналог рифта такая дорагущая хрень и тежолая нам и фибрум дешоввй падойдет кто им вечно будет пользоваться недели две используешь патом забудишь про него,у нас че деньги пачками в карманах лежать разные окулусы покупать за 40 тыс.

  • Анонимно
    19.10.2014 07:50

    Класс! Молодцы ребята, браво!

    • Анонимно
      19.10.2014 14:55

      Браво что именно? то что они скопировали эту ерунду с Европы где тоже такие же маркетологи аферисты сделали) и хотят у нас впаривать) что браво то???? Я понимаю они бы софт бы сделали, или полноценный VR шлем для ПК по типу Oculus Rifts с гироскопом и акселерометром.Да такие вещи делать намного сложнее и нафиг надо вкладывать усилия и мозги) мы тут в России все хорошие бизнесмены продовать ерунду) хотя скопировать ерунду тоже талант)))) короче было бы чем хвалиться ребят, я бы опладировал но это совсем не конструктивно, пойду напечатаю сам такую хрень на 3д принтере и закажу линзы)

  • Анонимно
    19.10.2014 11:21

    Так шлем Fibrum еще круче окулуса, на конфе в Ит парке можно было сравнить, DK2 имеет картинку сильно хуже фибрума, dk1 само собой тоже. Ну и отсутсвие проводов и универсальность тоже радует. Успехов Вам ребята!

    • Анонимно
      19.10.2014 14:50

      Илья Флакс не очень то и компетентно с вашей стороны тут в коментариях анонимно пиарить свою пластмассовую хрень))) Эта ластиковая хрентень по качеству уж никак не может быть лучше Oculus rifts DK2, а уж пользовательской верисии тем более, при чем тут вообще качесвто? это обычная пластмасса. Тут разговор идет о софте, о том как её можно использоват, аргументируете хоть одно полезную программу под неё, качественную, дающую возможно полностью погрузиться в виртуальную реальность на андроид не хуже чем на ПК??? давайте назовите)) вот эта картонка не имеет никакого смысла)) еще один способ втюхать говно потребителям и заработать бабок а не развить рынок))) Сам изобретатель Oculus rifts Джон Кармак говорил на конференции что когда они разрабатывали Samsung gear VR то он был в ужасе от качества андроидных приложений, что они не имеют никакого смысла, просто кто купит такую пластиковую хрень, сильно впоследствии пожалеет, ребята у кого лишние бабки идите потратьте 3 тысячи, отдайте бедным и нуждающимся, вместо того что бы кормить аферюг)

      • Flaks
        19.10.2014 16:29

        Мне одному кажется, что аноним пишет от разных анонимов одно и тоже, пытаясь утешить свои слабые познания в теме и амбиции которые не удалось реализовать? То, то Вы боитесь написать от себя абсолютно Вас не красит :)Касательно мнения, что в нашем шлеме отсутствует погружение и что он не может быть круче окулуса, оно является заблуждением. Мы только, что вернулись с игровой конференции в Минске Devgamm, где наш шлем оценило сообщество гейм индустрии и мы получили полное признание аудитории, как в плане продуктов, которые мы разработали, так и в плане самого шлема. Все кто до этого смотрели окулус DK1 и DK2 сказали, что у нас лучше картинка, нет проводов, не нужен компьютер. Поэтому для Уважаемых персонажей, которые пытаются порассуждать на тему качества, совет, для начала оцените сами наш шлем, игры и приложения, после этого я с удовольствием выслушаю Ваше уже объективное мнение.Касательно комментариев о копировании, они также беспочвенны. Мы полностью разработали свой шлем с нуля, а также ПО к нему. У нас в команде есть оптики, инженеры, разработчики и другие талантливые специалисты. Форма шлема, линзы и SDK погружения в виртуальную реальность абсолютно уникальны.Еще раз ответственно заявлю: мы не сделали аналог окулуса, мы сделали продукт, который может использовать не узкая аудитория геймеров с крутыми компами и видиокартами, а любой человек имеющий телефон. Касательно продуктов для шлемов VR действительно их не много, именно поэтому мы делаем не только сам шлем, но и ПО к нему. Скоро выйдет наш стор приложений (Fibrum Store). А после игровой конференции Devgamm для нашего шлема уже готовы разрабатывать игры более 40 команд разработчиков. Мы сделаем новую игровую нишу.Всем в любом случае спасибо за Ваши коментарии ;)

        • Анонимно
          19.10.2014 18:54

          А что за 40 команд разработчиков если не секрет?Есть среди них такие как Blizzard Entertainment или Electronic Arts?Которые создают и продают игры на миллиарды долларов ежегодно.Или все таки ваш продукт предназначен не для геймеров?Просто не совсем понятна ниша которую вы хотите занять.

        • Анонимно
          21.10.2014 00:44

          Если рассматривать ваше заявление в рамках порядочности, то можно с уверенностью сказать что вы сейчас себе излишне льстите) говоря что разработали своей шлем и сделали продукт) вы его просто хорошо скопировали с западных новаторов, а сейчас пытаетесь втюхать как прорыв века у нас в России держа видимо потребителей за дураков))))

  • Анонимно
    19.10.2014 22:55

    на 4pda рекламировали? какие комментарии от основных потребителей?

  • Анонимно
    20.10.2014 10:11

    http://tech.onliner.by/2014/10/17/archos-4/

  • Анонимно
    20.10.2014 14:46

    Не первый форум уже читаю, и везде одно и тоже. Считаю некорректно сравнивать кусок пластмассы, с полноценным набором электроники. Летом попробовал так называемый аттракцион в очках Oculus rift DK2...ни намека на укачивание, о котором так усердно говорят разработчики.P.S. 2 недели как заказал себе DK2 =)))

    • Анонимно
      21.10.2014 00:30

      Мало того что сравнивают кусок пластмассы) так еще настаивают с серьезным видом что их пластмаска лучше Oculus rift)) ну и юмор у нас в стране господа, сплошные амбиции без намека на правду.

  • Анонимно
    19.01.2015 19:13

    Я не понимаю откуда тонкая озлобленность или жизнь у ВСНХ не удалась. Каждый из вас не задумываясь тратит на сигареты по три куска в месяц и почему-то не орёт о боже мне от них нит полка только задвхатьсч начал, а тут стока ора ,что можно подумать у вас эти деньги из Армана вытащили.

  • Анонимно
    5.06.2015 23:12

    Привет всем.есть тут кто имеющие фибрум?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль