Общество 
18.10.2014

Рафаэль Хакимов: «Трезвые голоса звучали во все времена, но власть предпочитала и предпочитает слушать то, что ласкает слух»

Еще в XIX веке было предсказано, что славяне «расцветут» гораздо позже европейцев, но все равно будут сметены Китаем...

100 лет назад Николай II кинулся спасать сербов от немцев, втянув Россию в Первую мировую войну и тем самым предопределив неизбежность революции. Вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов в своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», продолжает сравнивать прогнозы российских мыслителей прошлого с сегодняшними реалиями. По его мнению, ближе всего к пониманию того, что ждет Россию в XX - XXI веках, подошел Константин Леонтьев, который настолько ужаснулся собственным предсказаниям, что решил покончить с мирской жизнью.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ СЛАВЯН НЕВОЗМОЖНО

К началу войны европейской
Изысканно тонкий разврат,
От спальни царей до лакейской
Достиг небывалых громад.
Как будто Содом и Гоморра
Воскресли, приняв новый вид:
Повальное пьянство. Лень. Ссора.
Зарезан. Повешен. Убит.
...
Народ, угнетаемый дрянью,
Безмозглой, бездарной, слепой.
Усвоил повадку баранью:
Стал глупый, упрямый, тупой.
А царь, алкоголик безвольный,
Уселся на троне втроем:
С царицею самодовольной
И родственным ей мужиком.
Был образ правленья беспутен, —
Угрозный пример для корон:
Бесчинствовал пьяный Распутин,
Усевшись с ногами на трон.
...
Как следствие чуши и вздора —
Неистово вверглись в войну.
Воскресли Содом и Гоморра,
Покаранные в старину.

Игорь Северянин. Поэза упадка. 1918

100 лет назад, когда Николай II спасал сербов от немцев, еще сохранялись славянофильские, державные настроения, желание объединить славян во главе с русским православным царем против романо-германского мира. Недалекий и безвольный царь правил в «симфонии» с продажной церковью, о которой Лев Толстой сказал: «Та вера, которую исповедует наша иерархия и которой она учит народ, есть не только ложь, но и безнравственный обман». При этом он воспринимал народ тупым быдлом, готовым своей жизнью защищать его политические амбиции по спасению славян. Однако среди самих славян не было никакой объединительной идеи, даже их общая религия — православие — имела столько оттенков, что носила скорее национальный, нежели вселенский характер. Идея «Третьего Рима» выдохлась, зато зрела идея «Третьего Интернационала».

Не сказать, что только теперь стала понятна сложность славянских отношений накануне Первой мировой войны. Трезвые голоса звучали во все времена, но власть предпочитала и предпочитает слушать то, что ласкает слух, а не то, что отрезвляет. Удивительно, еще в середине ХIХ века Константин Леонтьев провел подробнейший анализ славянских народов и в своей известной книге «Византизм и Славянство» показал невозможность не только объединения всех славян, но даже предсказал распад южных славян, что мы наблюдаем только в наши дни. Для таких открытий в стародавние времена, когда многие славяне были в составе Османской, Австро-Венгерской и Российской империй, недостаточно иметь прозорливость, надо иметь редкое мужество смотреть правде в глаза и не верить в притягательную мечту, которую готов был реализовать русской царь со всей своей военной мощью. Для таких предсказаний нужно было иметь беспощадный ум, освобожденный от всех условностей и научных доктрин, способный увидеть непредвзято то, что для большинства представлялось совершенно в ином благостном свете.

После подробного анализа каждого славянского народа Леонтьев делает следующие выводы: «Итак, мы видим: 1) что ни у чехов, ни у хорватов и далматов, ни у русских Галиции, ни у сербов православных, ни у болгар, ни у черногорцев нет теперь никакого прочного и национального привилегированного класса; 2) что у всех у них почти нет вовсе ни аристократических преданий, ни сословного воспитания; 3) что австрийские славяне во всех делах собственно славянских руководятся национальной буржуазией, купцами, учителями, докторами, писателями и т. д.; ибо у чехов старые дворянские роды не соединили, подобно польским вельможам, своих имен и своих интересов с делом национальной оппозиции; оппозиция чешской знати, как я уже сказал выше, имеет феодальную цель. Словаки смешаны с мадьярами, трудно отделимы от них даже умственно; если же и отделимы умственно от общеугорской жизни, то разве в виде элемента более демократического, чем элемент мадьярский; у русских Галиции аристократия — враждебные им поляки и т. д.; 4) что у турецких славян следы аристократического начала и сословного воспитания еще гораздо слабее, чем у австрийских, и что вообще в Турции все христиане — и славяне, и греки — очень легко переходят из патриархального быта в буржуазно-либеральный, из героев Гомера и Купера в героев Теккерея, Поля де Кока и Гоголя; 5) ни у чехов, ни у хорватов, ни у сербов, ни у болгар нет в характере той долгой государственной выправки, которую дает прочное существование национальной популярной монархии. Они и без парламента все привыкли к парламентарной дипломатии, к игре разных демонстраций и т. п. У всех у них уже крепко всосались в крови привычки и предрассудки так называемого равенства и так называемой свободы». Леонтьев не был мракобесом, хотя терпеть не мог европейское буржуа и нелицеприятно отзывался о лозунгах французской революции.

НАС СНЕСЕТ КИТАЙСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Леонтьев острее и глубже других понимал и характер русского народа, и процессы, протекающие в России, а потому у него было катастрофическое чувство наступления новой эпохи. «Петербургская Россия, — писал он в 1880 году, — эта мещанская современная Европа, сама трещит везде по швам, и внимательно разумеющее ухо слышит этот многозначительный треск ежеминутно и понимает его ужасное значение!» Он не только чувствовал умирание старого, но раньше других почуял гул надвигающейся революции и понял ее смысл: «Русское общество, и без того довольно эгалитарное по привычкам, помчится еще быстрее всякого другого по смертному пути всесмешения, и — кто знает? — подобно евреям, не ожидавшим, что из недр их выйдет Учитель Новой веры, и мы, неожиданно, из наших государственных недр, сперва бессословных, а потом бесцерковных или уже слабо церковных, — родим антихриста». Леонтьев почувствовал что-то роковое для духовного будущего России, он чуял, что в России, в народе есть благоприятная почва для явления антихриста. И он на самом деле появился в образе Сталина.

Леонтьев был противником республики, социализма, но не сказать, что любил монархию или церковь, скорее, он был аристократом духа. У него были свои предпочтения, которые шли вразрез с европейскими устремлениями, но он умел вопреки своим симпатиям смотреть правде в глаза и ужасался от той истины, которая ему открылась: «Либерализм, простертый еще немного дальше, довел бы нас до взрыва, и так называемая конституция была бы самым верным средством для произведения насильственного социалистического переворота, для возбуждения бедного класса населения противу богатых, противу землевладельцев, банкиров и купцов, для новой, ужасной, может быть, пугачевщины. Нужно удивляться только, как это могли некоторые, даже и благонамеренные, люди желать ограничения царской власти в надежде на лучшее умиротворение России! Русский простолюдин сдерживается гораздо более своим духовным чувством к особе Богопомазанного Государя и давней привычкой повиноваться Его слугам, чем каким-нибудь естественным свойством своим и вовсе не воспитанным в нем историей уважением к отвлеченностям закона. Известно, что русский человек вовсе не умерен, а расположен, напротив того, доходить в увлечениях своих до крайности. Если бы монархическая власть утратила бы свое безусловное значение и если бы народ понял, что теперь уже правит им не сам Государь, а какими-то неизвестными путями набранные и для него ничего не значащие депутаты, то, может быть, скорее простолюдина всякой другой национальности русский рабочий человек дошел бы до мысли о том, что нет больше никаких поводов повиноваться. Теперь он плачет об убитом Государе в церквах и находит свои слезы душеспасительными; а тогда о депутатах он не только плакать бы не стал, но потребовал бы для себя как можно побольше земли и вообще собственности и как можно меньше податей... За свободу же печати и парламентских прений он не станет драться». В этом предсказании видно даже описание характера будущей революции. Он пытается противодействовать наступлению революции и республики, одновременно понимая тщетность каких-либо усилий в этом направлении: «Социализм рано или поздно возьмет верх, но не в здоровой и безобидной форме новой и постепенной государственной организации, а среди потоков крови и неисчислимых ужасов анархии... Надо стоять на уровне событий, надо понять, что организация отношений между трудом и капиталом в том или другом виде есть историческая неизбежность и что мы должны не обманывать себя, отвращая лицо от опасности, а, взглянув ей прямо в глаза, не смущаясь, понять всю ее неотвратимость». Под конец жизни (Леонтьев умер в 1891 году) у него звучит зловещее предчувствие, что славяне «лопнут, как мыльный пузырь, и распустятся немного позднее других все в той же ненавистной всеевропейской буржуазии, а потом будут (туда и дорога!) попраны китайским нашествием. (NB. Заметьте, что религия Конфуция есть почти чистая практическая мораль и не знает Личного Бога, а буддизм в Китае, тоже столь сильный, есть прямо религиозный атеизм... Ну разве не Гоги и Магоги?)». Если верить Леонтьеву, то нас впереди ждут непростые деньки.

Кто был он? — Вождь, земной Вожатый
Народных воль, кем изменен
Путь человечества, кем сжаты
В один поток волны времен.
Октябрь лег в жизни новой эрой,
Властней века разгородил,
Чем все эпохи, чем все меры,
Чем Ренессанс и дни Аттил.
Мир прежний сякнет, слаб и тленен;
Мир новый — общий океан —
Растет из бурь октябрьских: Ленин
На рубеже, как великан.
Земля! зеленая планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твое величье — имя это,
Меж слав твоих — прекрасней нет!

Валерий Брюсов. Ленин. 25 января 1924

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОЛА КРЕПКО ЗАСЕЛА В ГОЛОВАХ И ДЕЛАХ

Леонтьева окружали имена весьма авторитетные для российского общества, которые и сегодня удивляют глубиной мысли. Как же он оказался прозорливее более именитых современников, будь то славянофил Николай Данилевский или западник Владимир Соловьев? Беда российской общественной мысли в доктринерстве, в следовании своим убеждениям, а в политике — прихотям. Культура произвола крепко засела и в головах, и в делах. Российские мыслители не боятся следовать однажды избранной вздорной мысли, никогда не сознаются, что в чем-то ошибались, и, конечно же, никогда не скажут правды о своем народе, его анархической природе, его непредсказуемости для власти. Леонтьев тем и отличался, что он вынужденно говорил то, во что не хотел верить, но что должно было наступить неизбежно. Этот ужас от своих предсказаний преследовал его, и он пытался спрятаться от него в греческом монастыре, но вера для него не была надежной опорой. Он и от нее не ждал ничего хорошего: «И под конец не только не настанет всемирного братства, а именно тогда-то оскудеет любовь, когда будет проповедано Евангелие во всех концах земли. И когда эта проповедь достигнет до предначертанной ей свыше точки насыщения, когда при оскудении даже и той любви, неполной, паллиативной, люди станут верить безумно в «мир и спокойствие», — тогда-то и постигнет их погуба... «и не избегнут!». Сам Леонтьев был добрым человеком, но в его острой мысли искрится злость, помогающая ему открыть то, что было закрыто для прекраснодушных мыслителей. Он бежал от действительности не в утопию, он был слишком реалистичен во взглядах, а в Оптину пустынь, где принял постриг и вскоре умер — задолго до тех событий, которые предсказал почти в деталях.

Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй,
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
Я знаю, что вы — правоверные волки,
Пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам.
И, когда председателей земного шара шайка
Будет брошена страшному голоду зеленою коркой,
Каждого правительства существующего гайка
Будет послушна нашей отвертке.
И, когда девушка с бородой
Бросит обещанный камень,
Вы скажете: «Это то,
Что мы ждали веками».
Часы человечества, тикая,
Стрелкой моей мысли двигайте!
Пусть эти вырастут самоубийством правительств и
книгой — те.
Будет земля бесповеликая!
Предземшарвеликая!
Будь ей песнь повеликою:
Я расскажу, что вселенная — с копотью спичка
На лице счета.
И моя мысль — точно отмычка
Для двери, за ней застрелившийся кто-то...

Велимир Хлебников. 1922

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.10.2014 11:10

    А идея «Третьего Интернационала», не есть случайно модернизация идеи "Третьего Рима"?

  • Анонимно
    18.10.2014 11:52

    и тишина

  • Timur
    18.10.2014 12:22

    Ну и что теперь писать? У татар есть шанс стать передовой европейской страной.Вопрос только в том,как избавиться от зомбированного послушного большинства?

    • Анонимно
      18.10.2014 13:01

      Ты тяжелее стакана то держал чего нибудь , цивилизатор?

      • Timur
        18.10.2014 13:19

        Держал в руках молоток кг.на 50-боек называется.Выполнял продовольственную программу страны.

        • Анонимно
          18.10.2014 14:05

          Видать совсем "ушатало" голову..от молотка то.

          • Timur
            18.10.2014 14:21

            Чем недовольны то? Подпадаете под категорию послушных? Успокойтесь,Вашей вины я не усматриваю,вы же под зомбированием...

        • Анонимно
          19.10.2014 01:34

          А что в продпрограмме можно было молотом таким добыть?Бычков "валил" меж рогов что ли?Или на Колыме "горцевал" весь на цырлах окучивая сваи?

    • Анонимно
      18.10.2014 17:05

      отключить тнв)

  • Анонимно
    18.10.2014 12:29

    Достали страшилки экспертов, аналитиков и т.п., а просто жить и радоваться жизни нельзя? Или это слишком просто?

    • Анонимно
      18.10.2014 18:54

      Можно, только трудно очень без денег и защищённости.

  • Анонимно
    18.10.2014 12:53

    Дорогой Рафаэль!!!Я горячо поддерживаю Ваши статьи в конечном счёте направленные на самоосмысление Русского народа смыслом собственного существования и к истокам появления этого народа в России.Необходимо заставить мыслить Русских людей в России ложно причисляемых себя к СЛАВЯНСКОМУ ЭТНОСУ.А ваши статьи именно к этому ведут.Я принципиально считаю Русский народне славянами.Русский народ это коктейль народов (финно-угров и тюрков)созданный природой на просторах древних земель расположенных на территории нынешней России.Единственно нитка связывающая Русский народ со славянами это РПЦ, ИМЕННО НЕ ВЕРА а РПЦ как административный орган.РПЦ можно назвать автором идеологии братства славян и прочих пан-славянских идей.Образованные батюшки сидящие в Печёрской лавре в Киеве яко-бы матери городов Руси а затем в Москве в последствии в Санк-Петербурге,сочиняли базовые принципы искусственно создавая идеологическую и душевную связь для созданной однородной массы коктейля коренных народов живущих на территории Руси под новым названием Русский народ.Так было создано общее национальное идеологическое и расово-племенное ЯРМО.Заинтересованность РПЦ понятна,согнать и побольше сконцентрировать ОВЕЧЬИХ ОТАР с которых можно стричь шерсть и создать душевную связь с единым пастухом РПЦ. Это было на руку и Князьям а в последующем Царям.В СССР в принципе эта идея была по душеединственно поменяли декорации и естественно личность пастуха поменяли.Но идея осталась та же ассимилировать оставшиеся коренные народы в единого СОВЕТСКОГО человека.К этой цели в СССР шли в два этапа.Первый этап постепенно оставшихся представителей коренных народов превратить в Русский этнос а затем на втором этапе в Советского человекаВернёмся к Русскому народу.Посмотрите все советские фильмы про народный Русский фольклор (Казаки и т.д.)Там везде присутствует УКРАИНСКОСТЬ.Это Сталин понимал нужно было создать Русскую фольклорную культуру.Это народные танцы песни и т.д.Поэтому было дано указание развивать тему сбора национальных традиций всех народов России.И поехали молодые композиторы Евреи(почему Евреи да потому что лучше чем Евреи композиторы не писали чисто русские народные мелодии никто)по всем деревням (Татарским,Мордовским,Чувашским и т.д)Они всю информацию собирали систематизировали и писали РЕМЕЙКИ на народные мелодии коренных народов России.Этим и объя

    • Анонимно
      18.10.2014 13:26

      Так появился Народный Русский Хор Пятницкого,Народный Русский ансамбль Моисеева,создали целую индустрию Русских народных песен и танцев.Именно созданные по приказу Сталина РЕМЕЙКИ с народных культур и обычаевкоренных народов России являются основойнынешней проповедуемой культурой Русскогонарода.Поэтому я говорю что Русский народ это братья по крови МОРДВЕ,ТАТАРАМ и др. народам России.Посмотрите на лицо нашего Уважаемого Президента России это лицо 100% фино-угра.Путин сам родом из Тверской области где до войны по стат.данным было около 3000тыс деревень населённых финно-уграми.Затем эти деревни странным образом стали называться Русскими.Куда делись фино-угры????Их просто переназвали то есть создали РЕМЕЙК Русскости из коренного народа.Я глубоко уважаю многострадальный Русский народ но такова реальность.Вы Русские люди не славяне.Вы братья коренным народам России.Коренные народы России это Ваши истоки.Поэтому Русские должны не припятствовать а ценить и любить а так же учить языки коренных народов России.А Вам дорогой Рафаэль пожелания как можно чаще писать и писать.

    • Анонимно
      18.10.2014 14:01

      Согласен. Та же "лезгинка" была поставлена Игорем Моисеевым в 30-е годы. По заданию Сталина этот танец должен был сочинить "воинственный" и "непокорный" дух горцев. А для татар Моисеев создал танец в "лаптях", что и демонстрируем до сих пор. С мелкими суетливыми перебежками.

      • Анонимно
        18.10.2014 14:23

        Ну ка братец расскажи как это ТАТАРСКАЯ народная песня в "ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА"автором которой является ТАТАРКАв СОВЕТСКИЕ время стала называться Русской народной песней?????А как это река под названием ИТИЛЬ или ЭДЕЛЬ стала называться великой рекой Русской рекой ВОЛГОЙ?????СЛОВО ВОЛГА и то не Русское.

        • Анонимно
          18.10.2014 17:08

          про елку,так это не народная ,а детская,а русская река,так посмотри её исток..Да и кама не татарская а ф-угор.

        • Анонимно
          20.10.2014 07:46

          Автор песни Во поле березонька стояла не татарка, а татарин Нигмат Ибрагимов, преподаватель Казанского университета.

      • Анонимно
        18.10.2014 14:26

        А как это название Сибирь с ТАТАРСКОГО переводится как МЕТЁТстало называться Русской Сибирью????

        • Анонимно
          18.10.2014 15:22

          Енисей - Анисэ, Обь- Аби, Иртыш- Ир тыше, Катунь- Хатын. Сибирь - это Татарстан!

          • Анонимно
            18.10.2014 16:23

            Это все Великая Тартария

          • Анонимно
            18.10.2014 16:54

            А как тогда с татарского переводится имя РафаЭль?

          • Анонимно
            18.10.2014 17:48

            Владимир.Енисей в ареале тунгусо-маньчжуров, Эне Су, мать-вода.Амур дословно отец великий.Волга-Биялга, волновая.Герб от тунгусского гэрбэн-иметь имя, звание, быть именитым, упоминаемым и так бесконечное количество однокоренных слов образуемых при помощи суффиксов и окончаний.Альтинг,собрание тунгусов.Куин-королева, Ху Эне- Вы- Матерь наша. Вывод на каком языке говорило население Великой Степи 1000лет назад мы узнаем после изобретения машины времени.

            • Анонимно
              19.10.2014 17:03

              Эне(Эни) по татарский мать, су -вода. Грамоты нет, похоже и не будет. Для размышления(не для адептов ЕГЭ): должна быть система. Слово "система" ключевое.

    • Анонимно
      19.10.2014 00:58

      На комент от 12-53ч. Ну Вы Америку отерыли! Похоже только Вам не известно, что в основе русских заложен как словянский этнос, так и других, коренных народов, заселяющих территорию РФ: восточные словяне, угро-фины, тюрские народы европпейской части и Сибири - уже практически стал единый народ - россияне. Американцы себя тоже называют американцами, а не австрийцами, итальянцами и т.п.

  • Анонимно
    18.10.2014 13:00

    Рафаэль, дорогой, ты же как раз всю жизнь и занимаешся тем, что ласкаешь слух властям - особенно тебя любил слушать "бабай"

  • Анонимно
    18.10.2014 13:04

    1000-летие Казани - это неудобная правда или ласкающий слух миф?

  • Анонимно
    18.10.2014 13:47

    Насколько зависит слово от того, кто сказал.

  • Анонимно
    18.10.2014 14:11

    Властям нужно ввести демократию с избирательным цензом. Самим с новыми властями подписать договор о своей неприкосновенности при несопротивлении прогрессу и развитию. Но это нужно понимать ситуацию и видеть наперед. На веру эти слова не воспримут. Отсюда дальнейший упадок Росимперии-СССР-РФ.
    Тогда да, китайцы или американцы, или и те и другие вытеснят неразумных уже сто лет мучающих себя и других московито-совко-россиян.

    RG

  • Анонимно
    18.10.2014 14:49

    Не историк, конечно, но, по-моему ко времени правления Николая II, идеология "Москва-третий Рим", сформулированная псковичём Филофеем в н.XVI в., уже звучала несколько по-другому..А, именно, модернизировалась в Уваровскую формулу-трезубец - "Самодержавие, православие, народность". Некоторые мыслители ( сейчас уже не вспомню) считали, что если одна из этих составляющих выпадет, то рухнут и остальные. Правильно, в общем-то, предполагали."Бесчинствовал пьяный Распутин"/ Пора избавляться от этих стереотипов. Вполне разумный, сметливый и трезвомыслящий крестьянин. Предсказал революцию, искренне радел за самодержавную, православную Россию.Антихрист - Сталин, это вообще смешно))) Либерастский штамп))

    • Анонимно
      18.10.2014 17:08

      14. 49. Спасибо за грамотный комментарий.Согласен, что образ "Распутина" был специально создан теми кто хотел разрушить империю.Добавлю, что ведущую роль в этом "шабаше" играли англичане. Неслучайно потом главный организатор убийства гомик Юсупов, спокойно дожил свой век на западе.

      • Анонимно
        18.10.2014 17:28

        Ну да, вся Россия на одном Распутине держалась, а татарин Юсупов его убил и целая империя из-за этого развалилась. Скорее поверю в миф о том, что Феликс был гомик, а Рудольф Нуриев натурал. Не лень весь день в БО сидеть?

        • Анонимно
          18.10.2014 18:33

          Грамотею: "татарин Юсупов его убил".Вместо того чтобы с утра до ночи заниматься клавостукачеством и ёрничать своим невежеством, хоть в поисковик загляни. Юсуповы никакого отношения к татарам кроме фамилии не имели уже несколько веков, как и например Урусовы и пр.Читать надо а не "стучать".Есть ведь и гаджет называемый "книга"он из бумаги тоже рекомендую использовать. Не зависает, открывается мгновенно и питания не требует. Попробуй воспользоватся не пожалеешь грамотой дремучий.

          • Анонимно
            19.10.2014 10:24

            Анониму:Тот, кто был объявлен "убийцей Распутина" никаким Юсуповым не был, его настоящая фамилия Эльстон. Юсуповым он стал по приказу царя.Примерно вот так:...Младший сын княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой и графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. В 1885 году его отец получил право именовать себя князем Юсуповым...А кто такой "Сумароков-Эльстон"?А вот кто это такой:...Сын графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстон и графини Елены Сергеевны, второй дочери генерал-адъютанта графа Cумарокова....Итак, мы видим, что это такой же "Сумароков", как и "Юсупов".А кто такой "Феликс Николаевич"? А никто не знает до сих пор:...Как указывает само его имя («Феликс», то есть «счастливый, плодородный»), Эльстон был внебрачным сыном высокопоставленного лица. Фамилию «Эльстон», которую носила его кормилица-англичанка, Феликс получил особым императорским указом. О том, кто именно его родители, в светском обществе не было единого мнения....

        • Анонимно
          18.10.2014 19:24

          Комментарий - более, чем невежественный) Однако, не перевелась ещё в России одна из часто упоминаемых бед))

          • Анонимно
            18.10.2014 20:05

            Специально для всезнающего сикундно-минутного гуру: "Юсу́повы (в старину также Юсупово-Княжевы) — пресекшийся в 1891 году по мужской линии русский княжеский род, происходивший от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа). Одного корня с ними — княжеский род Урусовых. Юсуф-мурза, сын Муса-мурзы, как следует из его переписки с Иваном Грозным, считал своим предком Едигея, ходившего с походом на Москву в 1408 году. У него было два сына, Иль-мурза и Ибрагим (Абрей), которых он отправил в 1565 г. в Москву, а также дочь — великая татарская царица Сююмбике. В кормление потомкам ногайских ханов был предоставлен городок Романов на берегу Волги. Некоторые романовские мурзы из потомства Иль-мурзы и Абрея в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли крещение и писались Юсупово-Княжево".

            • Анонимно
              18.10.2014 21:22

              Хорошо, что "грамотей" заглянул наконец в поисковик и усердно перепечатал всем доступные, и без него, данные.И какое же отношение имел, как он назвал его "татарин", Феликс Юсупов к татарам? Да никакого, кроме фамилии.Если говорить о степени близости по роду то Иван Грозный и Годунов были ближе к татарам, чем этот гомик -долгожитель. Тут кто то вспомнил про две известные беды России. Все верно, но такие "грамотеи"к сожалению еще встречаются.Причем, чем они невежественнее, тем агрессивнее и амбициознее.А дороги, по крайней мере в РТ, по которым мне приходится ездить действительно стали лучше.

              • Анонимно
                18.10.2014 22:20

                Гуру, не гони волну, тебя уже не раз сегодня ставили на место. И не надо так запросто относится к незнакомым людям, а также вопросам крови и родства, они гораздо сложнее чем ты сам

                • Анонимно
                  18.10.2014 23:37

                  Грамотею. Вас уличали в невежестве, а не ставили "на место".Стоите как раз на месте в районе плинтуса к уровню которого в области истории нельзя приближаться.Читаю и комментарии в которых хвалите сами себя. Если это единственное утешение, то жалко вас убогого.

                • Анонимно
                  19.10.2014 12:03

                  согласен,уж он и его подобные себя богами считают,а сами всё в букварь глядят..

            • Анонимно
              18.10.2014 21:27

              "– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!" Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Анонимно
    18.10.2014 14:56

    Смежные государства, расположенные на одной и той же реке, в течение нескольких веков соединенные тесными торговыми связями, проникнутые взаимным культурным влиянием, естественно тяготели друг к другу и имели все шансы на мирное развитие, и тем не менее это равновесие, существовавшее между ними было нарушено, и вместо мирных соседей, после продолжительной и упорной борьбы, оказались победители и побежденные.

  • Анонимно
    18.10.2014 15:06

    очень понравилась статья, все по существу и актуальна, но услышат ли Хакимова власти? про китайскую угрозу не принято говорить, но боюсь не поздно было бы.

    • Анонимно
      18.10.2014 17:05

      Вау!!! все по существу? А не могли бы Вы в двух трех предложениях выразить что именно не власть, а я "по существу" понять из этой статьи? По мне так сэр Хакимов потащил ввиду отсутствия идей аргументы из своего учебника по жизни "краткий курса ВКПб" одно это чего стоит "Идея «Третьего Рима» выдохлась, зато зрела идея «Третьего Интернационала»." Между тем Идея «Третьего Рима» никогда не была государственной идеей в Российской империи. Но коммунист как шулер - передергивание в крови.

      • Анонимно
        18.10.2014 18:33

        Идея Третьего Рима все была присуща династии Романовых, вторым сыновьям всегда (!) давали имя Константин, на тот случай, когда возьмут Стамбул и возродят подконтрольную "Византийскую империю", а Москва конечно последний Рим и четвертому не бывать. вот так мечтали, а Хакимов совершенно справедливо о процессах говорит, хотите факты, учите повествовательную историю с датами.

    • Анонимно
      18.10.2014 17:12

      так её нет этой угрозы,китай давно тут..

  • Анонимно
    18.10.2014 17:55

    разобрались бы сначала со своим этносом -сколько можно русских пилить -или это заказ?

    • Анонимно
      18.10.2014 18:25

      Бедняга, не дают ему покоя РПЦ и русские. И с той стороны зайдет и с этой. Вы лучше про свою нацию напишите, живу а Татарстане, и не могу понять из официальных источников историю татар. Кто, откуда пришли на Волгу, булгары или кто? Все так напутано.

  • Анонимно
    18.10.2014 20:04

    Правду пишет Р.Хакимов.Китайцам за бесценок продали в Сибири месторождения нефти и газа(назло Европе),аж они сами согласны тянуть трубопроводы до Китая.(Истинно,Мы вам трубопроводы,а вы нам газ и нефть!)А сейчас согласны строить за свои деньги жел/дорогу до Казани и Москвы.Как говорил К.Прутков(кстати, которого не было),"Зри в корень!".Так что,ждем китайцев-братьев к нам в Москву и Казань в ж/дорожных вагонах-Добро пожаловать,господа китайцы!...

    • Анонимно
      18.10.2014 20:58

      Китай же всегда был многолюдным, во все века. Военного духа нет в них, нация торговцев, не стоит их бояться. Царская Россия их в черном теле держала.

      • Анонимно
        18.10.2014 23:06

        Вы не знаете, видно, как русские потеряли Манчжурию в начале прошлого века. Там хунхузы - китайские разбойники одолели российских солдат и казаков в конце концов. Так что китайский натиск - это, как говорят, мягко стелят, да жестко спать.

  • тан
    18.10.2014 20:50

    Любая власть, со времён фараонов, считала себя самой трезвой, умной и мудрой. А форму правления самой правильной. Жрецы(идеологи) любой власти, служили опорой этой власти и власти служили опорой жрецов(идеологии). (1)Пирамида власти внутри пирамиды идеологии(религии) или наоборот - (2)пирамида религии внутри пирамиды власти; (3) они сменяют друг друга время от времени. В (1) случае это религиозное гос-во, во втором - светское, и т.д. Внутри могут быть военные ,промышленные, финансовые(банковские), общественные и др. пирамиды. Все они поддерживают (питают,двигают и прочее) друг друга. Но в любой пирамиде "трезвые голоса" "сбрасываются" к основанию пирамиды верхушкой, как покушающиеся (претендующие) на власть(власть,обычно, ошибается. Претендующие льстят.) Это и есть закон пирамид.

  • Ветер
    18.10.2014 21:38

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Под конец жизни со многими происходят странные метаморфозы, кто-то сжигает рукописи, кто-то покидает свое родное поместье и пускается в странствия, есть и те, кто свой личный апокалипсис проецирует на более широкие категории.Вряд ли сегодня кто-нибудь усомниться в существовании американской нации и могущества достаточно молодого государства США, распространяющего свою экспансию по всему миру. Этот исторический и культурный феномен представляет большой материал для современных исследователей. Во времена Леонтьева этого фактора не было, а если бы он был, то и прогнозы пришлось бы пересмотреть. Как мы знаем, при появлении новых данных матрица пересчитывается.Антироссийская консолидация - следствие геополитического усиления России, и эти настроения были предопределены еще до Украинских событий. Это есть нежелание видеть альтернативный полюс власти, а отнюдь не высокий гуманизм.

    • Анонимно
      19.10.2014 03:16

      \\Антироссийская консолидация - следствие геополитического усиления России\\ - Нельзя ли поподробнее разъяснить, в чем конкретно заключается "геополитическое усиление России". На мой взгляд, в современной глобальной "мировой деревне" все геополитические категории и суждения предстают безнадежным анахронизмом. Думаю, нынешние нарастающие трудности России как раз проистекают из не понимания современных реалий и приверженности устаревшей еще в ХХ веке политической архаике.

      • Ветер
        19.10.2014 11:50

        Новое – это хорошо забытое старое, поэтому многие анахронизмы продолжают существовать в закамуфлированном виде. Разве сегодня нет колоний? Они приобрели весьма изощренную форму, неочевидную на первый взгляд. Без военного вмешательства, используя скрытые, в том числе экономические методы можно управлять подчиненным государством. Если само слово «колония» режет слух современному моральному обществу, так оно и не используется как современная характеристика. Все чинно, «благородно» - без формальных анахронизмов. У меня нет идеализации относительной текущих реалий, часть из которых, несомненно была согласована с высокими гуманистами Запада. Однако в большой политике все договоренности условны.

  • Ветер
    18.10.2014 21:38

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Под конец жизни со многими происходят странные метаморфозы, кто-то сжигает рукописи, кто-то покидает свое родное поместье и пускается в странствия, есть и те, кто свой личный апокалипсис проецирует на более широкие категории.Вряд ли сегодня кто-нибудь усомниться в существовании американской нации и могущества достаточно молодого государства США, распространяющего свою экспансию по всему миру. Этот исторический и культурный феномен представляет большой материал для современных исследователей. Во времена Леонтьева этого фактора не было, а если бы он был, то и прогнозы пришлось бы пересмотреть. Как мы знаем, при появлении новых данных матрица пересчитывается.Антироссийская консолидация - следствие геополитического усиления России, и эти настроения были предопределены еще до Украинских событий. Это есть нежелание видеть альтернативный полюс власти, а отнюдь не высокий гуманизм.

    • Анонимно
      19.10.2014 00:09

      "Во времена Леонтьева этого фактора не было, а если бы он был, то и прогнозы пришлось бы пересмотреть. Как мы знаем, при появлении новых данных матрица пересчитывается.Антироссийская консолидация - следствие геополитического усиления России..."Как раз "американский фактор" формировался на глазах К. Леонтьева, если учесть годы его жизни 1831-1891. И синхронность с Россией удивительна. После пугачевщины образовались Штаты и оттяпали российские владения в Америке. Уже урок самодержавию-крепостничеству. После запоздалого упразднения крепостного права в 1861г. американцы в результате гражданской войны преодолели рабство, таким образом усилились и "купили" Аляску (очень "оригинальным" способом благодаря своему фактическому агенту в царской семье). А уж в последней трети 19 века американцы вершили дела по всей планете. Вспомните Японию ("Чио-чио сан"), Латинскую Америку (конфликты с Испанией и странами Южной Америки). К 1891 году островная Британия уже не была мировым лидером в экономической мощи.Геополитическое усиление России - это вообще сегодня ваше прекраснодушие. Вы сегодня слушаете радио, телевизор? Как раз в эти дни передают, что Китай сравнялся по уровню производства с США. Мы со своей необдуманной внешней и внутренней политикой (именно политикой) оказываемся в жерновах между США и КНР, которые даже не заметят наших потуг на лидерство в чем либо.Дело, конечно, не столько в идеях умнейшего философа К. Леонтьева и даже не в современной их трактовке Р. Хакимовым. Трагизм ситуации в том, что в условиях современного постмодерна, идеологической пустоты, глобализации, всеобщей информационной проницаемости мира наши власти апеллируют к мракобесию, архаическим, темным инстинктам нашего народа, к "дружбе братских народов", которую своими руками разрушали по крайней мере последние четверть века. Таким образом стремятся сохранить свою власть, прикрыть свою неспособность дать свободу народу страны и толкают его на очередные жертвы во имя интересов узкого круга неправедной "элиты".

      • Анонимно
        19.10.2014 10:54

        Спасибо за комментарий. Всё верно.Только не понял, при чём здесь "пугачёвщина"? В том, что власти убедились не только в неэффективности крепостного права, но и опасности, которую оно в себе таило? И, смогли бы мы удержать Аляску, если бы обстоятельства сложились несколько иначе? Всё-таки в будущем России пришлось пройти через множество катаклизмов. Как внутриполитических ( революции, гражданская война), так и внешних ( войны, одна из которых мировая). Вряд ли мы бы удержали Аляску за собой. Или, она бы служила постоянным источником для конфликтов.Сугубо личное мнение.

  • Анонимно
    19.10.2014 09:04

    Сталин антихрист???? Рафаэль, ты, антиписатель!

  • Анонимно
    19.10.2014 23:23

    Выключите эфир,тнв,радио булгар уж очень тошно становится от "айти нано светлого настоящего и будущего"

  • Анонимно
    20.10.2014 06:24

    \\Разве сегодня нет колоний?\\ - Колонии-то, конечно, есть, но, думаю, Вы не там их ищете. А вообще, Вы уклонились от ответа на вопрос "в чем конкретно заключается "геополитическое усиление" России?". Ну да ладно, на мой взгляд, современные мировые реалии и глобальные процессы никак не соотносятся с пресловутой "геополитикой". Вот Южная Корея, относительно недавно (первая первая половина ХХ века) отсталая японская колония, ныне является одной самых развитых и высокотехнологичных экономик мира. Начинали со штамповки калош и резиновых кед, а сегодня пользующиеся огромным спросом современные автомобили "Хёндэ" и КИА в миллионных количествах бегают по всем дорогам мира. Корейская электроника "Самсунг" и ЭлДжи тоже заполонила весь мир. Как эти успехи корейцев соотносятся с какой-то геополитикой? Да, никак! Бывшая британская колония Индия так же вполне успешно играет на глобальном рынке, без всяких оглядок на "геополитику". Крупнейшая металлургическая компания мира "АрселорМиттал", с производством в десятке стран, принадлежит индусу. Производство знаменитых "Лэнд Роверов" и "Ягуаров" в Великобритании (бывшей метрополии) ныне контролируют те же индусы из "Тата Моторс". Знаменитый шведский "Вольво" перешел под контроль китайского капитала, и ничего, качество прославленных машин ничуть не ухудшилось. И так во всем, никого в мире не заботит "геополитика", глобализация шагает по планете семимильными шагами. Она у нас дома уже присутствует на каждом шагу, бытовая техника, автомобили, одежда и обувь, пищевые продукты известных мировых брендов стали привычны, как раньше часы "Восток" или ботинки "Спартак". Народ запросто отдыхает в Турции, Таиланде или Испании. Я понимаю, у здешних "геополитиков" одна забота - оставаться, как собака на сене, в необозримых просторах отечества и придерживаться принципа "ни себе, ни людям". У нынешних официальных колоний западных государств есть еще одна парадоксальная особенность. К примеру, британские колонии Гибралтар, Бермудские и Виргинские острова имеют душевой доход больше, чем метрополия. Как все это соотносится с "геополитикой", ума не приложу. В России не прекращаются разговоры, дескать, зачем продали Аляску. Если сравнить территориальную обихоженность нынешней Аляски и Сибири, то сравнение будет явно не в пользу Сибири. Теория геополитики была придумана в эпоху острого соперничества колониальных империй за господство в мире или в отдельных его частях. В условиях глобализации бывшие колониальные империи давно уже отказались от геополитики и дали "вольную" своим колониям, ибо только реальная экономика сегодня определяет вес и влияние того или иного государства в мире. И только в России все увлечены геополитикой. Но это не просто приверженность архаике и анахронизму, такое увлечение по-своему и саморазоблачительно. Оно просто свидетельствует о том, что Россия хочет оставаться империей. А где империя та

    • Ветер
      20.10.2014 10:37

      Процесс глобализации не сводится исключительно к экономике, это более широкое понятие Проезжая мимо деревень Кировской области и в голову не приходит мысль, распространять эту обустроенность по всему миру. Однако могущественность экономики не всегда прямо пропорциональна справедливому устройству общества, да и как его понимать. Пример Китая будет очень показательным, точнее, чьими руками возводили это экономическое чудо. Занимает ли Вторая Экономика Мира соответствующую роль в Глобальной Наднациональной Структуре Управления. И как трактовать желание США контролировать мировые энергопотоки и иметь свои рычаги отсечь Китай в случае необходимости от подконтрольных энергетических ресурсов. Что это геополитика или экономический интерес, называйте как угодно.Видимо сам термин, и феномен глобализации сознательно недостаточно раскрыт и представлен. Гармония глобализации предполагает баланс интересов, как этот баланс соотносится с чудовищным давлением и экспортом своих представлений и порядков во всем мире. Относительно современной России иллюзий тоже нет, но это не повод бежать от действительности.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль