Бизнес 
23.10.2014

Рафгат Алтынбаев: «Есть люди, которым слово «хозяин» вообще нельзя говорить, их несет»

Экс-мэр автограда высказал свои мысли о наследстве Василя Шайхразиева

Общественным инициативам и социальной ответственности бизнеса посвятил свое выступление экс-мэр Набережных Челнов Рафгат Алтынбаев на вчерашнем традиционном деловом обеде в Челнах. На его взгляд, это ключевые факторы формирования «народной вертикали власти». Он первым вспомнил инициативу бывшего мэра Василя Шайхразиева о создании структуры местного самоуправления, которая вместе с его отставкой начала было уже подзабываться. Между тем, как услышал на встрече корреспондент «БИЗНЕС Online», на пост председателя координационного совета общественности Алтынбаев прочит нового руководителя исполкома города Наиля Магдеева.


Рафгат Алтынбаев (в центре)
Рафгат Алтынбаев (в центре): «Вместе с полномочиями нужны и средства»

«ПОЛНОМОЧИЯ БЕЗ СРЕДСТВ — ПУСТОЙ ЗВУК...»

Рафгат Алтынбаев — глава администрации Набережных Челнов в 1990 - 1999 годах, накануне в рамках проекта «Деловой обед для первых лиц» поделился с челнинскими предпринимателями своими соображениями по поводу системы местного самоуправления и места в ней бизнеса. Главным посылом встречи со стороны Алтынбаева и второго гостя встречи, начальника отдела поддержки предпринимательства исполкома Радмира Беляева, стал механизм взаимопомощи между местным самоуправлением и бизнесом. Тема эта получила резонанс после того, как на сентябрьском заседании координационного совета общественности теперь уже бывший мэр Василь Шайхразиев заявил о планах по связке бизнеса с созданным им советом территорий.

ТОСы, по плану Шайхразиева, будут финансироваться бюджетом, но при этом выстраивать взаимоотношения и с предпринимателями на своих территориях, для чего им дается некий мандат от муниципалитета с неопределенными полномочиями. Алтынбаев как член координационного совета общественности тогда сместил акцент в вопросе финансирования в направлении от бюджета к средствам предпринимателей. Он призвал четко разграничить полномочия народной и муниципальной власти и заявил, что «хозяев на территориях должно быть как можно больше, но каждый должен знать свои роль и место». Также он отметил, что для движения в любом случае придется «скидываться по копейке» — так устроено во всем мире. На деловом обеде Алтынбаев, по сути, развил свои суждения.

«Всякая власть тем или иным образом пытается втянуть людей в общественную жизнь, — начал Алтынбаев. — В свое время Василь Гаязович вышел с инициативой о создании территориальных органов самоуправления. Я эту идею, естественно, поддержал. Она, в общем-то, не нова, в России достаточно городов, которые педалируют эту тему так или иначе. Мы в Совете Федерации пытались все это внедрять, я, по сути, был родоначальником закона о местном самоуправлении. Но вся проблема в том, что вместе с полномочиями нужны и средства. Иначе все — пустой звук. Поэтому я был категорически против принятия последней редакции без закона о финансовом обеспечении местного самоуправления. Сейчас вроде есть попытка каким-то образом из бюджета города финансировать эти органы. Но, конечно, на местах активные люди должны сами помогать обустраивать жизнь. Потому что можно день, другой походить с лопатами, а на третий возникнет вопрос: что дальше?»

Напомним, что после руководства городом и поста замминистра сельского хозяйства РФ Алтынбаев стал представлять в Совете Федерации Татарстан (а позже — Рязанскую область) и в 2001 - 2003 годах возглавлял комитет СФ по вопросам местного самоуправления.

Координационный совет
Координационный совет

«КОГДА Я БЫЛ МЭРОМ...»

Отметим, что после ухода Шайхразиева из Челнов созданный им координационный совет остался без председателя. Выступая на вчерашней встрече, Алтынбаев, по сути, подхватил упавшие вожжи, и можно было бы увидеть в его лице преемника Шайхразиева в вопросах самоуправления. Однако на прямой вопрос он ответил, что, по его мнению, эстафету суждено принять руководителю исполкома Наилю Магдееву. «Наиль Гамбарович — достаточно инициативный и творческий человек, я давно его знаю. Я думаю, у него получится. Думаю, так и будет».

Говоря о финансовой ответственности предпринимателей перед жителями города, спикер аккуратно настраивал аудиторию на осознание некого компромиссного баланса. С одной стороны, он говорил, что нельзя видеть в предпринимателях «дойных коров», как сегодня обстоит, поскольку человек, организовавший свой бизнес, уже дает социальную поддержку своим работникам. C другой стороны, для органов самоуправления ждать денег от власти тоже неправильно. При том, что задачей самоуправления является воспитание хозяйского отношения к своей территории, говорить людям, что они хозяева, строго воспрещается.

«Если говорить председателям ТОСов, что они хозяева, это ни к чему хорошему не приведет. Есть люди, которым слово «хозяин» вообще нельзя говорить, их несет. Поэтому я считаю, что задача координационного совета — в первую очередь пообщаться по-человечески с бизнесом. Когда органы местного самоуправления создавали, им сразу сказали: вы будете приглашать директоров, обсуждать перспективы взаимодействия, — напомнил Алтынбаев. — Но я говорю, что прежде всего люди должны прийти к мнению. Предприятие само должно изъявить желание что-то сделать. Когда я работал мэром, все было так же, денег всегда не хватает — у вас, у нас, у города. И было время, когда возникли серьезные проблемы с обеспечением старшего поколения и инвалидов. Довольно много людей остаются в старости без помощи детей, и для них в республике появился дом ветеранов. Как-то я туда приехал посмотреть, как они живут. Меню скудное, телевизора нет. Тогда я собрал автобус руководителей, привез их туда, показал и говорю: «Что будем делать дальше?» Вот тогда они и сказали: «Рафгат Закиевич, это святое». Два или три телевизора сразу появились. И потом, когда приезжал Минтимер Шарипович (Шаймиев — первый президент Татарстана — ред.), мы съездили, посмотрели. У них там и молельные комнаты появились и для мусульман, и для православных. У людей появилась возможность жить созидательно».

Вторым примером Алтынбаев привел дом ребенка. Он рассказал, как ответственность за сирот распределил по предприятиям, как были открыты сберкнижки на каждого ребенка, чтобы по выходу из школы они могли одеться-обуться, доехать до института, поступить и какое-то время прожить на средства благотворителей. Но чтобы это реализовать, Алтынбаев точно так же показал бизнесменам, для чего нужны их средства, и это решило вопрос.

«Мне всегда хотелось, чтобы городские предприятия были равны — что малые, что гиганты, — рассказывал Алтынбаев. — Еще до того, как КАМАЗ сгорел, я думал о том, как выстроить отношения с малым бизнесом, чтобы увеличить поступления в бюджет. Я поставил себя на место бизнесмена и написал все, что мне нужно для развития. Затем перевернул лист и ответил как мэр, что из этого я могу дать. Когда я все продумал, то решил на три года освобождать от налогов начинающих предпринимателей. Для тех, кто запустил бизнес, но затрудняется перевалить через пик рентабельности, — то же самое. Таким образом предприятия были разделены на 10 категорий по принципу их потенциального роста. Но мы не просто так льготы давали, а подписывали соглашение о том, что предприниматель на эти деньги покупает оборудование, еще что-то, необходимое для развития производства, и требовали отчет по расходам. Первой задачей было увеличение числа рабочих мест. Время показало, что эта цель была верной, потому что, когда КАМАЗ сгорел, 54 тысячи работников в одночасье оказались без работы. И таким образом, когда я уходил, бизнес-сообщество давало городу 25 процентов налогов, а когда сгорел КАМАЗ, финансовый провал в бюджете оказался не столь катастрофическим для города, каким мог бы стать».

ПРЕИМУЩЕСТВО МОСКВЫ — ДЕНЬГИ, ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛНОВ — ЛЮДИ

Более предметно к теме благотворительности спикеры подошли вместе. Беляев, в частности, сообщил, что в городе по факту проходит много благотворительных мероприятий и живет много скрытых благотворителей, которые наотрез отказываются заявлять о себе.

«Бывает и наоборот, человек построился, дорогу ко входу проложил, а вокруг хоть трава не расти, — обратил внимание Беляев. — Говорит: это не мое, идите в муниципалитет, а моя территория кончается на крыльце. К таким предпринимателям другое отношение. Вот мы сейчас работаем над программой развития в Челнах делового туризма. У нас рядом свободная экономическая зона, КИП «Мастер», КАМАЗ, деловой туризм для нас — актуальная тема. Согласитесь, ведь чтобы под строительный проект привлечь деньги, нужно иметь прежде проектно-сметную документацию. Также и здесь — если есть городская программа, можно средства привлечь, нет программы — нет и денег. Так разве создание инфраструктуры для комфорта деловых партнеров не помощь бизнесу? Поэтому работа должна быть совместной. Именно для этого мы создаем различные отраслевые ассоциации и общественные объединения».

Почин подхватил и Алтынбаев, напомнив, что власть часто ругают за сбор средств на городские праздники. Он отметил, что под эти цели отдельные средства не выделяются, в бюджете нет ни Сабантуя, ни Нового года. «Я бы рекомендовал участвовать, ведь твои же люди на праздник придут, — сказал Алтынбаев. — Зато ты придешь на елку и будешь знать, что ты тоже принял в этом участие. Это не значит, что тебе письмо прислали, требуют 100 тысяч, ты бежишь платить. Все должно быть соизмеримо. Но в этом городе жить, и в нем надо создавать правильную атмосферу. Социальная помощь бизнеса помогает стимулировать морально-психологический климат в городе».

К теме благотворительности подготовились и другие участники встречи. Так, Алтынбаеву представили оригинальную идею посредничества между нуждающимися в лечении детьми и руководителями компаний. Проект предпринимателя Юлии Ахметзяновой «Солнце внутри. Благотворительный магазин» вызвал аплодисменты экс-мэра. Авторы проекта совместно с культурно-образовательной платформой «Метро» разработали и выпустили рекламный календарь, который они предлагают покупать за 500 рублей в готовом виде или за 5 тыс. рублей — с разработкой на базе имеющегося макета корпоративного календаря на 2015 год. Все вырученные средства организаторы передают на лечение детей.

Интересно, что тема социального климата в городе вызвала у предпринимателей не только вопросы относительно границ собственной финансовой ответственности, но и общего характера. Так, Алтынбаева как жителя не только Челнов, но и Москвы попросили оценить разницу в состоянии гражданского общества в этих городах. В ответ он рассказал, что в Москве сегодня 11 префектур с миллионным населением и бюджет каждой составляет порядка 100 млрд. рублей. Бюджет полумиллионных Челнов — 7 млрд. рублей. Соответственно, в Москве люди более лояльные и выдержанные, поскольку деньги решают многие вопросы — к примеру, той же личной ответственности.

«Однако у Челнов тоже возможностей много, у этого города есть свое уникальное преимущество, — считает Алтынбаев. — Здесь в прошлом поколении сконцентрировались люди самостоятельные — те, кто оторвался от мамки и решил устроить свою жизнь. Вес этого человека совсем другой, и отношения к себе он требует другого. Он пережил строительство КАМАЗа и города, как минимум создал семью, вырастил детей. Это достояние Челнов. Кроме того, люди, которые жили здесь в 1960 - 1970 годах, воспитывались на новых технологиях. То, что они видели на КАМАЗе, можно было увидеть далеко не в каждом городе Центральной России, на юге, в Сибири. Мы с вами носители высоких технологий и другого сознания. Все это нужно учитывать управленцам города».

Справка

Рафгат Закиевич Алтынбаев родился 21 сентября 1948 года в селе Сарабикулово Лениногорского района РТ
Образование: Казанский химико-технологический институт им. Кирова (1971). Доктор социологических наук.

Этапы карьеры
1971 - 1975 — старший инженер СМУ-4 управления строймеханизации УС «Камгэсэнергострой», секретарь комитета ВЛКСМ управления строительства города ПО «Камгэсэнергострой», Набережные Челны.
1975 - 1990 — занимал административные и партийные должности: от инструктора организационного отдела горкома КПСС в Набережных Челнах до второго секретаря Брежневского горкома КПСС.
1983 - 1985 — второй секретарь Автозаводского райкома КПСС, Набережные Челны.
1985 - 1987 — председатель исполкома Автозаводского райсовета народных депутатов, Набережные Челны.
1987 - 1990 — второй секретарь горкома КПСС, Набережные Челны.
1990 - 1991 — председатель исполкома горсовета, Набережные Челны.
1991 - 1999 — председатель городского совета народных депутатов, глава администрации города Набережные Челны.
1990 - 1999 — глава исполнительной власти города Набережные Челны: председатель исполкома набережночелнинского городского совета народных депутатов, глава администрации города Набережные Челны.
1999 - 2001 — заместитель министра сельского хозяйства РФ.
2001 - 2003 — представитель в Совете Федерации ФС РФ от правительства РТ, председатель комитета СФ по вопросам местного самоуправления, член комиссии CФ по контролю за обеспечением деятельности СФ.
2003 - 2005 — советник председателя Совета Федерации ФС РФ.
С сентября 2005 года по октябрь 2012 года — представитель в Совете Федерации ФС РФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области, председатель комитета по делам Федерации и региональной политике.
Председатель наблюдательного совета банка «Камский горизонт».
С 30 октября 2010 года — президент федерации «Комбат самообороны России».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.10.2014 08:40

    Алтынбаев молодец! Приятно читать умного и достойного человека! Если свое время он стал руководителем республики однозначно хуже не было бы.

    • Timur
      23.10.2014 09:14

      Гармонист...)))Человек впадающий в тавтологию,выдающий желаемое за действительное.Дитя своего времени.Сколько не читал его интервью и выступления по телевизору,пустой треп не заполненный содержанием.Условно,опасные люди для власти в России у которых хотелки бегут быстрее паровоза.Шаймиев во время его раскусил и по этому прикрыл ему "кислород".В то время он уже был прибран к рукам людьми типа Коломойского,поэтому и был не хило пристроен в Москве.Теперь является их рупором в Татарстане.Магдееву мой совет,опасайся таких помощников.

    • Анонимно
      23.10.2014 09:15

      Вы очень плохо информированы.

    • Timur
      23.10.2014 09:30

      С многими разговаривал,расспрашивал про него,никто не сказал что он патриот Татарстана.Говорят что не плохо на гармошке пиликает...но этого мало.Все его выступления,интервью как правило не наполнены большой любовью к татарскому народу,республике.Мне лично он не симпатичен.

      • Анонимно
        23.10.2014 14:22

        дорог точно не было в зимний период!До сих пор помню выезд с местной дороги по колено во льду КОЛЕЯ,и с полным газом..-ИНАЧЕ ТРУБА,ТАМ ЛЕЖАТЬ В КОЛЕЕ И БУДЕШЬ!!!)))

  • Анонимно
    23.10.2014 09:04

    Проверить бы диссертацию этого "доктора" не помешало

  • Анонимно
    23.10.2014 09:06

    Алтынбаев забыл как работал против Республики Татарстан. Пенсионер а все власть нужна . Может пора успокоиться и дать рулить молодым более умным и продвинутым. Вы как остались при деревянных счетах так и остались . Времена и технологии другие господин Алтынбаев. Наиль Гамбарович сам разберется , на то и глава избран депутатами и одобрен Президентом Татарстана.

  • Анонимно
    23.10.2014 09:37

    Что-то не помнится, чтобы при Алтынбаеве была помощь начинающим предпринимателям.Наоборот, давили всех и подряд.

  • Анонимно
    23.10.2014 09:43

    будучи мэром города в 90-е годы он создал хороший банк камский горизонт. умно поступил.хорошая прибавка к пенсии сейчас

    • Анонимно
      23.10.2014 10:34

      А что в этом плохого? Создал человек банк и молодец!

      • Timur
        23.10.2014 10:45

        Что лучше для людей для республики, создание новых рабочих мест с организацией производства, или банк, который займется ростовщичеством грабя и так бедных и униженных Челнинцев на заре 90х? У татар нет в крови заниматься процентным ссудом.Это, все идет от тех, с кем он связался.

        • Анонимно
          23.10.2014 11:57

          Вас что на аркане в банк тащат? Не устраивает-не ходите! И для справки: банк это не только выдача кредитов, это еще много другой и нужной работы!

          Даже если говорить, о так называемом, ростовщичестве- как в современном Мире жить без кредитов? Я вот например лично пользуюсь кредитными продуктами и очень активно, могу даже сказать, что очень рад этой возможности..

          • Timur
            23.10.2014 12:13

            Допускаю,что банки занимаются трансфертами,проводят операции со счетами.Но и здесь они берут проценты.Дело в том,все банкиры жируют в нищей стране.Значит изначально Вы настроены на грабеж.Уменьшайте процентные ставки,зачем Вам сверхприбыли в нищей стране?Вчера здесь писали про жену Богачева,такое ощущение что она что то полезное сделала в стране.Уверен,токарь 6 разряда который 20 лет проработал возле станка, принес стране больше пользы ,чем весь Богачевский банк вместе его женой.

            • Анонимно
              23.10.2014 14:06

              Все организации работают за вознаграждение... В банках тоже работают своеобразные "токари" это кассиры, операционисты, бухгалтера..у вас изначально не правильное сравнение.. Я так понимаю, в вашем представлении банкир, это владелец банка, так вы его сравнивайте с хозяином завода, где работает токарь..

              А польза стране, это утопическое понятие, как вы можете оценивать пользу, которую приносит банк, если не разбираетесь в теме? Если бы имели малейшее понятие об экономике, наверное воздержались бы от таких категоричных оценок! Пытаетесь мыслить стереотипами: банкир это жадный пузатый буржуй?

              • Timur
                23.10.2014 15:09

                Именно так,народ обманутый так думает.Кто то кого то объегорил,мало того -убил ради наживы.Это и есть первоначальный капитал для раскрутки.Согласитесь,работая честно в России кроме хондроза,геморроя ничего не заработаешь.

              • Анонимно
                23.10.2014 15:22

                Зато вы очень разбираетесь в теме.) Вы даже и близко не поняли, о чем пишет Тимур. Недавно прочел в жж Кунгурова слово "потребитель" по сути, он термин Пелевина продвигает. Прекрасное слово, попадание в яблочко. Поищите, не ленитесь, прочитайте.

    • Анонимно
      23.10.2014 13:35

      Стоматологию еще :)

  • Анонимно
    23.10.2014 14:10

    Наверное скоро Алтынбаев возглавит опозиционное движение против правящего режима,он сейчас зуб точит.

  • Анонимно
    23.10.2014 14:19

    извращенцы!В недалеком прошлом были горсоветы и сельсоветы...,и они не куда ТЕПЕРЬ не делись!!!Хочет очередную кормушку организовать...Кто мешает собрать всю кучу бездельников-депутатов РАЗ В НЕДЕЛЮ,и организовать приемный день???))))))

  • Анонимно
    23.10.2014 14:33

    Даже бабай понял,что бай был лучшим для непростого города.

  • Анонимно
    23.10.2014 16:03

    Насчет банков Тимур правильно сказал.Раньше, когда дали добро на бизнес, банки за ведение расчетного счета денег не брали. Денег не брали за перечисления по платежным поручениям.Теперь берут отдельно за перечисления,отдельно за ведение счета ежемесячно 800-1500 рублей берут. И это при том, что они "играют" твоими деньгами.Порядочные наоборот платили бы хотя бы небольшую сумму, за то, что твои деньги у них в банке.

  • Анонимно
    23.10.2014 17:19

    Похоже, нашла коса на камень. Личные счеты у Тимура с Алтынбаевым так и просвечивают сквозь брызги критиканства. А между тем Алтынбаев в свое время стал эталоном демократичного руководителя. В Татарстане, если кого назначали на руководящую роль, достаточно было сказать: Он работал с Алтынбаевым... Репутация у человека сразу как из воздуха росла. Шаймиев потому и перкрыл кислород, как метко заметил кто-то, что молодого конкурента заметил.

  • Анонимно
    23.10.2014 18:04

    Ну народ у нас! Лишь бы кости перемыть. А Вы достигли уровня Алтынбаева? Вы знаете, что Челны в современном понимании- это Алтынбаев, что первая в истории оппозиция- солдидная, достойная и внятная- это Алтынбаев. Мы- челнинцы. И знаем его работу не понаслышке. Это личность в истории, такие люди не могут быть долго в подполье. В нужное время и в нужное русло! И не опоздать! Много чего для республики моджет сделать! Его голова, знания, опыт- бесценны и для людей и для власти РТ.Авокадо.

  • Анонимно
    23.10.2014 19:59

    Тимур так держать, про Алтынбаева ты в точку.

  • Анонимно
    23.10.2014 20:51

    Не знаю как там насчёт политики, но могу утверждать, что Алтынбаев грамотный и толковый руководитель, точно не самодур.

  • Анонимно
    23.10.2014 23:04

    Когда слышу о нём, сразу вспоминаю страшную аварию с гибелью молодых ребят на пр.Хасан Туфана. И никакие его заслуги не перекроют этого случая, когда он отмазал братишку

  • Анонимно
    24.10.2014 11:38

    Похоже, Тимур то под своим ником пишет, то анонимно -Тимур ты прав!Разумные слова Фандаса только подтвержадют, что Алтынбаев "мешал" Шаймиеву.

  • Анонимно
    24.10.2014 12:49

    Рафгат Закиевич- это Человек с большой буквы. Согласен с комментом в 18:04. Он нужен республике, и именно сейчас. Молодежи то понабрали, а о людях думать- забыли. Он всегда не только думал о людях, верил им, но и поддерживал талантливых и перспективных. Лучшие умы республики- всегда тянулись к нему. очень тонкий политик.Возле него никогда не было случайных людей... разве...самые близкие соратники, которые его предали. А потом они предали и других, и еще других....

  • Анонимно
    24.10.2014 14:55

    Раз Фандас ага сказал,значит точно.Все этапы организаторской работы прошел Алтынбаев.И в СФ видные должности занимал,длительное время,видно умный был,не мог Бабай быстро отправить в небытье.Умный деятельный человек всегда мешал и мешает посредственным вождям.Хорошо бы если оставят Алтынбаева в покое,и дадут работать общественником .Он уже человек Российского масштаба,не старайтесь его не замечать!

    • Анонимно
      25.10.2014 01:21

      Вы теперь Шаймиева называете посредственным вождем?

  • Анонимно
    25.10.2014 01:24

    А путч глав помните? Сколько тогда полетело голов? Только за то, что Алтынбаева поддержали. Кого из них потом поддержал Рафгат Закиевич? Ни кого! Вы о каком предательстве речь ведете?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль