Общество 
27.10.2014

«Стратегия-2030»: что нужно Альметьевску кроме нефти?

Эксперты Леонтьевского центра считают одной из главных проблем нефтяной столицы Татарстана то, что она является закрытой системой

Вторая сессия проектной площадки «Развитие Альметьевской экономической зоны» (АЭЗ) в рамках разработки стратегии «Татарстан-2030» состоялась в минувшую субботу в альметьевском нефтяном институте. Обращаясь к собравшимся, разработчики подчеркнули важность того, чтобы каждая территория вносила свой кирпичик в глобальную конкурентоспособность республики. Затем они представили альтернативу существующей ситуации в экономике региона, озаглавленную «АЭЗ — это конкурентоспособный устойчивый регион нефтедобычи, интеграции и умной экономики — Южные ворота Татарстана». Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, что в ходе ее обсуждения главы некоторых районов юго-востока Татарстана попытались «перетянуть одеяло на себя», однако разработчики напомнили им, что проект направлен на развитие всего Татарстана и на него «надо смотреть с точки зрения президента».


В альметьевском нефтяном институте прошла вторая сессия проектной площадки «Развитие Альметьевской экономической зоны» (АЭЗ) в рамках разработки стратегии «Татарстан-2030»
В альметьевском нефтяном институте прошла вторая сессия проектной площадки «Развитие Альметьевской экономической зоны» в рамках разработки стратегии «Татарстан-2030»

«В ТАТАРСТАНЕ ЛЮДИ НЕ ОЧЕНЬ ОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ...»

Как сообщил в самом начале сессии идеолог проекта, директор ресурсного центра стратегического планирования Леонтьевского центра Борис Жихаревич, первую редакцию стратегии «Татарстан-2030» разработчики должны представить президенту Татарстана Рустаму Минниханову 16 декабря.

«Наша разработка длится уже около года, и это уже вторая встреча в Альметьевске, — напомнил Жихаревич. — У нас была довольно интересная сессия здесь, на которой мы зафиксировали любопытные первые подходы. С того момента наша разработка продвинулась вперед довольно основательно, она конкретизировалась. Сейчас мы приехали для того, чтобы показать результаты, близкие к фиксации. Это, во-первых. А во-вторых, мы хотели бы получить от вас дополнения, замечания и новые идеи, которые еще можно будет включить в стратегию».

Кроме того, Жихаревич попросил присутствующих не стесняться высказывать свои идеи и мысли. «В Татарстане мы столкнулись с таким феноменом, что люди не очень охотно высказываются, — посетовал он. — Говорят что-то, только если есть указание сверху, боятся сказать что-то лишнее. Мне бы хотелось попросить вас не стесняться, поскольку тот документ, который мы делаем, важен для развития этой территории, этих городов. Участие в разработке стратегии — это прямой канал к центру принятия решений в республике, которым является президент Рустам Минниханов. То, что мы сегодня в ходе общения с вами зафиксируем, в итоге придет в центр принятия решений, поэтому очень важно высказаться здесь, поскольку мы соберем эти соображения воедино».

Затем с докладом выступил председатель правления AV Group Алексей Крыловский, который подчеркнул, что разработчики стратегии большое время проводят в республике для того, чтобы не смотреть со стороны, а в ходе общения с представителями разных групп попытаться найти те решения, которые обеспечат стратегическое развитие всего Татарстана. Большая часть его доклада звучала в унисон тому, что Крыловский уже говорил в Набережных Челнах, выступая на дискуссионной площадке, состоявшейся по проблемам Камской экономической зоны. «БИЗНЕС Оnline» писал, что они связаны с трудностями перехода от четвертого экономического уклада к более высокому, в идеале сразу к 6-му укладу, который подразумевает развитие нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта и других новых форм. Однако участники круглого стола тогда высказали скепсис, поскольку, по их мнению, к таким серьезным переменам бизнес не готов, в особенности крупный.

Крыловский напомнил, что Татарстан является драйвером полюса роста «Волга-Кама» и играет в нем одну из главенствующих ролей. Поэтому важно, чтобы каждая территория внутри республики почувствовала себя в рамках интеграции и больших межрегиональных возможностей и вносила свой кирпичик в глобальную конкурентоспособность республики.

НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ ЖИВУТ ВНУТРИ ЗАКРЫТОЙ СИСТЕМЫ

Переходя собственно к Альметьевской экономической зоне (далее — АЭЗ), Крыловский заявил, что на сегодняшний день это зона устойчивого развития, которая лидирует в республике по ряду показателей. Например, средняя зарплата АЭЗ составляет более 24 тыс. рублей, в то время как в Камской экономической зоне — более 22 тыс. рублей, в Казанской — около 20 тыс. рублей. Однако кроме развития топливно-энергетического кластера с акцентом на добычу и переработку нефти, нужно четко представлять себе развитие еще ряда кластеров, которые должны получить рост в целом по республике, — АПК, туристического, логистического и некоторых других.

 Алексей Крыловский
По мнению Алексея Крыловского, есть риски, связанные с сокращением в долгосрочной перспективе объемов добычи нефти и газа

Какие же ключевые вызовы на сегодня имеет АЭЗ? По мнению Крыловского, есть риски, связанные с сокращением в долгосрочной перспективе объемов добычи нефти и газа. «Да, они, возможно, незначительны, но тем не менее совсем не учитывать их нельзя», — считает Крыловский. Он также назвал такие проблемы, как отсутствие стратегии экономики именно как обособленной зоны; закрытость общества (несколько поколений живут и работают внутри закрытой системы); нехватка рабочих кадров и в ряде случаев специалистов высокой квалификации (из Альметьевской зоны уезжает молодежь); недостаточная связь образовательных учреждений с производством, а также высокая стоимость электроэнергии, отрицательно влияющая на привлечение инвестиций в проекты, не связанные с топливно-энергетическим комплексом.

Проанализировав их, разработчики стратегии «Татарстан-2030» предложили альметьевцам ключевые направления, которые необходимо развивать. Это, безусловно, добыча и переработка нефти, АПК (удовлетворение внутреннего спроса, экспортирование наиболее конкурентоспособных видов продукции, развитие местных брендов на основе природной чистоты), научно-образовательный комплекс, туристко-рекреационный комплекс (должны быть объекты, где люди могут отдохнуть, набраться сил и оздоровиться, одно из направлений — пока такой экзотический вид для России, как агротуризм), комплекс обрабатывающей промышленности и, как сказал Крыловский, потенциально сильный транспортно-логистический комплекс.

Крыловский считает, что одной из стратегических задач АЭЗ является развитие транспортно-логистического комплекса. «Альметьевск фактически находится на старте глобальных нефтяных потоков. Достаточно вспомнить нефтепровод «Дружба». Стратегическими вызовами являются развитие транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, разработка единых механизмов управления транспортными потоками АЭЗ. В этом свете мы видим цели: создание современных терминалов (погрузка-разгрузка), складские помещения, отраслевые распределительные центры, увеличение протяженности дорог. Одно из видений стратегической гипотезы: мы считаем, что четырехугольник, состоящий из Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска и Азнакаево, способен стать южными воротами Татарстана. У нас родился вот такой бренд, тем более что все мы говорим о том, что Азия сегодня является одним из драйверов развития. Соответственно, очень выгодно находиться на дороге между Китаем и Европой и пригласить к индустриализации наших соседей именно в этом ромбе. Такой подход создает альтернативу: «АЭЗ — это конкурентоспособный устойчивый регион нефтедобычи, интеграции и умной экономики — Южные ворота Татарстана», — сообщил эксперт.

ВСЯ НАДЕЖДА НА КОРИДОР «ЕВРОПА — КИТАЙ»

Выступившая следом главный архитектор проектов ООО «ЛабГрад» Римма Воронкова рассказала о пространственном развитии региона. По ее словам, главная задача ее части разработки «Стратегии-2030» — это обеспечение качественным пространством для жизнедеятельности для прогнозируемой численности населения. «Потому что человеческий капитал — самое главное, — пояснила Воронкова. — И для создания для него условий и строится определение качественности пространств для жизнедеятельности». Впрочем, как следовало из доклада, главным в этой сфере является все же транспортное обеспечение региона.

Римма Воронкова и Борис Жихаревич
Римма Воронкова и Борис Жихаревич

«Сегодняшняя фаза развития АЭЗ — это сырьевая зона. Но с перспективой на 2030 год мы рассматриваем здесь появление индустриального развития, включающего четыре ядра: Альметьевск, Азнакаево, Бугульму, Лениногорск. И мощный сельскохозяйственный пояс. Как мы видим трансформацию в дальнейшем? Это отраслевая диверсификация и производственная кооперация. Это создание единого рынка труда, недвижимости, сферы услуг и так далее с упором на качественный фактор», — сказала Вронкова.

Она также поделилась, что в стратегии рассматривается целая система скоростных связей и стратегических мостов. Речь идет в первую очередь о том, что часть мостов уже заложены в документах разного уровня планирования. В частности, это мост в Соколках, мост через Волгу и мост в Тетюшах. Стратегия предлагает также строительство нового моста в Елабуге, который соединит транспортный коридор от аэропорта Бегишево до ОЭЗ «Алабуга».

Кроме того, «Стратегия-2030» подразумевает строительство автодороги Шали — Бавлы (в идеале реконструкцию автодороги Альметьевск — Набережные Челны, в обход Заинска) и реконструкцию трассы М7 от Елабуги до Ижевска. А так же реконструкцию железной дороги Лениногорск — Альметьевск — Набережные Челны — Агрыз — Ижевск, плюс введение ускоренного пассажирского сообщения. «Мы все прекрасно понимаем, что сегодня есть дорога, которая не вполне обеспечивает скоростное движение между двумя зонами — Казанской и Альметьевской, — признает Воронкова. — Но сегодня строится транспортный коридор Европа — Китай, что позволит обеспечить транзитное перемещение грузов».

Отдельно она остановилась на линейных зонах развития транспортной инфраструктуры. По ее словам, Альметьевская агломерация интересна тем, что создает достаточно активные линейные зоны развития между существующей транспортной системой и строящейся магистралью Европа — Западный Китай. Формируется структура, в рамках которой можно размещать специализированные объекты, индустриальные площадки, парки.

Далее докладчица перешла к предложениям по конкретным районам РТ, при этом обозначила формирующийся аграрный пояс вокруг агломерации. Это в большей степени сельскохозяйственные районы — Сармановский, Черемшанский, Ютазинский и Бавлинский. Далее в Ютазинском районе предлагается создать энергетический центр, а в дополнение к нему развить переработку сельхозпродукции. Здесь же предлагается сделать этнографический центр и лечебницу. Бавлы, по прогнозам разработчиков стратегии — это логистический центр. Бугульма — мясокомбинат, переработка, хранение, производство мяса, а также машиностроение. Лениногорск — машиностроение, спортивно-оздоровительный центр и технопарк. Карабаш — центр нефтедобычи, оздоровительный центр, центр сельского хозяйства. Альметьевск — логистический центр, нефтехимический, образовательный центр, машиностроение. Черемшан — нефтедобыча и культурно-исторический центр. Азнакаево — агропром, агротуризм и сельхозмашиностроение.

Нафис Закиров
Нафис Закиров: «У нас есть уникальные медные рудники XVIII века. Там собираются профессора. Почему это не учитываются в вашей стратегии?»

«Но при этом, учитывая то, как сегодня развиваются Бавлинский и Ютазинский районы, мы позволили себе предложить зону трансграничного сотрудничества с соседними центрами Башкортостана — Туймазами и Октябрьским, — расширяет сферу действий регионов Воронкова. — Эта стратегия подразумевает усиление самостоятельности районов, что позволит увеличить бюджетообразующую базу не только самих районов, но и республики в целом».

Отдельно Воронкова остановилась на туристическом кластере. Это, по ее словам, особая тема, которая интересна сегодня не только Татарстану, но и России в целом. Альметьевская зона является частью туристического каркаса РТ. Активность туристической отрасли будет зависеть от качества туристических маршрутов. «Мы прекрасно понимаем, что эта сфера в АЭЗ сама по себе не будет активно использоваться, если мы не включимся в общую систему республики. А вообще, здесь можно развивать этнотуризм, агротуризм, историко-культурный, экстремальный, оздоровительный, спортивный и другие», — считает Воронкова.

«МЫ НЕ АГРАРИИ, МЫ ПРОМЫШЛЕННИКИ»

По плану после выступления Воронковой пленарная часть должна была закончиться, но слово взяли главы районов. И тут уже собственно «высокая поэзия» уступила место «суровой прозе». В частности, глава Ютазинского района Рустем Нуриев возмутился тем, что его район назвали «преимущественно сельскохозяйственным».

— У нас 5 миллиардов валового территориального продукта составляет промышленность, — заявил он. — У нас единственная ТЭЦ на юго-востоке Татарстана, единственный элеватор. Ничего этого я не услышал. На сельское хозяйство приходится 700 - 800 миллионов валового продукта. Мы не являемся преимущественно сельскохозяйственным районом. Я бы рад, но нет этого. Мы же львиную долю зарабатываем на переработке, производстве и на электрической энергии. Вы что хотите? У нас ГРЭС убрать, все остальное, и довести сельское хозяйство до 5 миллиардов?

Воронкова ответила просто.

— Замечание принимается, нам очень важно вас послушать и внести поправки в то видение, которое мы разрабатываем.

Рягат Хусаинов
Рягат Хусаинов: «Мы заинтересованы и в том, чтобы создавать хоть какие-то малые формы»

Далее слово взял глава Лениногорска Рягат Хусаинов.

— Сегодня, когда мы говорим об экономических площадках, каждый глава заинтересован в том, чтобы у него развивалась промышленность. Юго-восток — нефтяной регион, мы это прекрасно понимаем. Там идет модернизация. И мы заинтересованы и в том, чтобы создавать хоть какие-то малые формы. Но нам нужно производить такую продукцию, чтобы она находила рынок сбыта в Татарстане или в соседних регионах. Такую бы помощь хотелось от вас получить. Чтобы мы могли, встречаясь с малым бизнесом, что-то конкретное им предлагать.

Глава Сармановского района Нафис Закиров перешел и вовсе в конкретную плоскость.

— У нас есть уникальные медные рудники XVIII века. Там собираются профессора. Почему это не учитываются в вашей стратегии? А спелеологи устраивают свои лагеря именно там. Я эту идею протаскиваю уже несколько лет. Это должно иметь место в ваших программах.

Владимир Грицких
Владимир Грицких: «От вас мы хотим получить ту помощь, которую он [президент РТ] должен был получить с точки зрения управляющих территориями, что может быть ему не видно»

Наверное, главы районов могли бы часами продолжать свои высказывания, но их осадил начальник проектно-экспертного отдела НКО «Фонд Туган Иль» Владимир Грицких.

— Я позволю себе внести некоторую ясность, — начал он издалека. — Все вы правы. Но проект направлен на развитие Республики Татарстан. Это точка зрения президента. А вы говорите о внутренней стратегии, семейной. Но надо смотреть с точки зрения президента. Возможно, в какой-то части он может пренебречь интересами какого-то района. Но с другой стороны, его точка зрения, сверху, может быть ошибочна, не учитывать ваши интересы. Но от вас мы хотим получить ту помощь, которую он должен был получить с точки зрения управляющих территориями, что может быть ему не видно. А дальше мы уже будем более конкретно писать. И там уже будет все на уровне районов. А сейчас давайте попробуем встать на позицию президента и не будем конкурировать между собой. Пока. Самая главная идея разработанной нами стратегии, это та, что Татарстан — конкурент в глобальной экономике. И в этом смысле мы должны сотрудничать со всеми областями, близлежащими регионами.

«РАЗВИВАТЬ ЧТО-ТО, ЧТОБЫ ПРОСТО ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАНЯТОСТЬ, НЕ ОЧЕНЬ ПОЛУЧИТСЯ»

По окончании пленарного заседания Жихаревич ответил на вопросы корреспондентов «БИЗНЕС Online».

— Борис Савельевич, как бы вы определили особенности Альметьевской экономической зоны в сравнении ее с Камской и Казанской ЭЗ?

— Прежде всего, это самая маленькая экономическая зона по численности населения. А если по экономическому потенциалу, то она тоже на третьем месте, но опережает всех по уровню средней зарплаты. Понятно, что здесь более выраженная специализация именно на нефти. Этот регион на ней вырос и пока на ней живет. Пока нефть здесь есть, каких-то серьезных стимулов заниматься чем-то еще не так много. Но есть перспектива: диверсификация, о которой мы говорим, дополнение в области туризма, сельского хозяйства, то есть те резервы, которые есть у муниципальных районов, которые пока, может быть, не очень нужны, мы хотим все-таки их проявить. И поскольку речь идет на перспективу, надо задуматься, что же надо развивать. Естественно, развивать что-то, чтобы только занятость обеспечить, это не очень получится. Но сельское хозяйство — это же только одно из предложений, за которое мы, можно сказать, зацепились. А другие, это и развитие образовательных функций, нужно расширить их специализацию. Говорилось и о том, чтобы машиностроение здесь больше развивалось. Специфика еще и в том, что эта агломерация как бы немного в стороне, удалена от других экономических зон. И транспортные связи, они тут важнее.

Борис Жихаревич: «Здесь по динамике развития все эффективнее. Но только в одной отрасли, связанной с нефтью и ее переработкой. Другие отрасли не очень развиты»

— По образовательному кластеру можно узнать несколько подробнее?

— Альметьевский государственный нефтяной институт является базовым для всей отрасли здесь. Компетенции, которые здесь наработаны, востребованы нефтяными предприятиями, в том числе и из других регионов России. Они же могут быть востребованы и в других отраслях. Поэтому то, что сделано в области системы управления, можно применять и для машиностроения. И в этом смысле город Альметьевск достаточно удобный, компактный. И студенту здесь нормально жить. Конечно, в Казани лучше. Но и дороже. А тут качество образования весьма неплохое.

— Вы когда были в Набережных Челнах, там прозвучало, что оборудование на крупных предприятиях Камской агломерации на два поколения отстает от того, что используется в Европе. В этом плане Альметьевская ЭЗ как выглядит?

— Здесь по динамике развития все эффективнее. Но только в одной отрасли, связанной с нефтью и ее переработкой. Другие отрасли не очень развиты. Очень актуально то, что предприятия очень крупные, поэтому не слишком поворотливые. Они привыкли работать в определенной номенклатуре и с крупным потребителем. А на современном рынке нужна другая продукция, ориентированная вплоть до конкретного человека. И если мы на этом остановимся, то через какой-то период мы начнем отставать. Поэтому переход на 5 - 6-й технологический уклад остается актуальным. И к нему надо подталкивать. И созданием стимулов, и созданием антистимулов.

— Вы имеете в виду выпуск новых законов и издание постановлений правительства?

— Нет, скорее всего, это создание условий, чтобы развивалась кооперация между отраслями. Научных разработок довольно много, а вот довести их до уровня, когда они станут интересны промышленности... базы для этого нет. Если государство направит средства, которые избыточно тратятся на поддержку фундаментальной науки, на создание площадок, где будут инженерно-конструкторские разработки, это узкое место ликвидируется, и быстрее инновации начнут продвигаться.

После пленарного заседания стратегию обсудили на секциях
После пленарного заседания стратегию обсудили на секциях

— С точки зрения кадрового потенциала, как выглядит Альметьевская агломерация? И каковы пути решения кадрового голода?

— Проблема кадрового голода относительная. На предыдущих обсуждениях, которые касались рынка труда, было сказано, что на предприятиях все еще неэффективная занятость. 25 - 30 процентов работников можно было бы достаточно легко высвободить. И предприятие вынуждено держать этих людей из-за своей социальной ответственности. Понимая, что это моногорода, что людей некуда будет перераспределить. То есть в принципе сейчас новые технологии малотрудоемкие, и кадровый голод может быть удовлетворен за счет внутренних резервов республики. Не говоря уже о мигрантах, которые потянутся туда, где есть экономическое развитие.

— Кроме добычи и нефтепереработки предлагается развивать в том числе и транспортную логистику под брендом «Южные ворота Татарстана»?

— Знаменитая дорога из Санкт-Петербурга в Китай проходит по территории Татарстана. Вокруг дороги можно всегда попытаться организовать деятельность. Часть грузов остановить для переработки, построить центр, где они будут упаковываться. Крупные партии будут становиться более мелкими. То есть на входе в Татарстан такой логистический узел выглядит вполне естественно. Но тут есть конкуренция — Свияжский мультимодальный узел.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.10.2014 09:34

    Весь Татарстан развивается только за счет нефти и Альметьевска. И это не справедливо.

    • Анонимно
      27.10.2014 09:55

      Вся Россия развивается за счет нефти и нескольких регионов доноров, где справедливость?

    • Анонимно
      27.10.2014 10:06

      но когда там закончится нефть то те альметьчане которые смогут что то накопить за оставшиеся годы - переедут в настроенную на нефтяные деньги казань (или Москву). вот вам и концепция развития.но практичные люди переводят в столицы своих детей уже с 2000 года - вот это настоящая концепция.

    • Анонимно
      28.10.2014 08:02

      Не говорите только про Альметьевск, там есть еще и Лениногорск, Бугульма и т.д.

  • Анонимно
    27.10.2014 10:59

    Не трогайте Альмет! Они там живут себе тихо спокойно без всякого развития. У них клуб в воскресенье даже до 12 работает, так как завтра на работу.Все подчинено одной цели - качать нефть. Шаг в сторону - инициатива будет пресечена.

    • Анонимно
      27.10.2014 10:27

      За них обидно.

      • Анонимно
        27.10.2014 11:48

        Я тоже поначалу так думал. Но потом пообщался с ними самими (альметьевцами, которые качают нефть) - их все устраивает. Они вообще без амбиций на лучшую жизнь. Батрачат по 12 часов в сутки на морозе и получают 30-ку максимум со всеми надбавками и премиями. И никто даже вопросом не задается, что он приносит прибыль компании на 2-3 млн. в месяц... Все четко и ровно, стабильность превыше всего. Рост зарплаты на 7% в год. Отлично. Все всем довольны.В принципе, тот уровень жизни, который есть сейчас там вполне годится для домашних семей, для долгосрочного проживания. Вроде все есть, а если ты с нужной фамилией и в правильном кабинете работаешь, то вообще считай, что жизнь удалась. Те же у кого амбиции, те уезжают в Казань или Москву за поиском активной жизни и саморазвития не только в профессиональном плане (как я например).

        • Анонимно
          27.10.2014 13:49

          не согласен, у меня однокашник в аппарате татнефти работает чистыми 107 тыс в месяц, плюс соцпакет, плюс при рождении ребенка списывается часть ипотеки, плюс субсидия на мебель, так что все там шоколадно.

          • Анонимно
            27.10.2014 16:28

            А с чем Вы не согласны? Я же написал, что если у него подходящая фамилия и он работает в нужном кабинете (а в аппарате 80% кабинетов "правильные"), то его жизнь удалась. При этом, половина из этих ребят действительно этого заслужили, а другая половина - это подрастающее поколение первых, которым власть передается по наследству, а не за заслуги (второе здание аппарата Татнефти так и называется - "детский сад".

            • Анонимно
              27.10.2014 17:20

              пустых детишек в головном офисе пару человек, остальные нормальные и умные ребята которые пашут наравне со всеми, а уж дети со всем громкими фамилиями давно руководят УКшками таграса и малыми нефтяными компаниями.

              • Анонимно
                27.10.2014 17:50

                Вопрос не в том, как они пашут, а в том, почему именно они пашут, когда есть полно не менее достойных. Вы, видимо, один из счастливых обладателей удачного нефтяного родства в системе Татнефти, раз не улавливаете разницы суждений по данному вопросу. Я говорю от лица простых тружеников, как это выглядит с их стороны так сказать...Понятно, что совсем пустых не поставят - могут завалить дело и опозорить фамилию, но почему они должны иметь преимущество при назначении на руководящие позиции? Почему один папа идет к другу и говорит возьми моего сына замом главного технолога какого-нибудь и тот берет? А другой просит, чтобы дочь взяли в экономисты и ни кем-нибудь, а сразу ведущим и опять-таки берут...Отпираться бесполезно - я там проработал 8 лет прошел путь от оператора до начальника отдела самого крупного НГДУ без фамилии и родственных связей. Всю внутреннюю кухню знаю.

                • Анонимно
                  27.10.2014 18:40

                  только не надо за простых труженников говорить, вон Альметьевцы уже второй созыв депутатом госсовета республики мастера-буровика Николая Кольгина выбирают, а потом перед компьютером жалуются что проблемы не решаются, так вот всеми цехами нгду соберитесь и задайте вопрос Кольгину когда он как депутат нормально работать начнет, а не штаны просиживать. А среди детей начальников 70% реально умные и работящие.

                  • Анонимно
                    27.10.2014 19:40

                    1. Вы действительно верите в то, что кто-то кого-то добровольно выбирает? Он такой же избранник, и также работает на "благо" своего избирателя, как и все наши остальные избранцы, причем на всех уровнях. Выборы в Альмете - это отдельная песня. Я организовывал работу избирательного штаба, могу рассказать историй на тоненькую книжку хватит...2. Не встречал ни одного альметьевца, который бы жаловался у компа. Чтобы жаловаться, нужна активная жизненная позиция (хочу, чтобы стало лучше), определенная смелость (многие из них настолько зашуганы, что думают, что их отследят и уволят за подобные высказывания. Ни того ни другого у простых альметьевцев не наблюдается, да и как я уже говорил - их все устраивает. Не говоря уж об открытом выражении недовольства. Это в принципе невозможно - эта часть гипоталамуса у них подавлена.3. Еще раз говорю - никто не ставит под сомнение умственные способности детей начальников (хотя Ваша оценка, что у 30% нет способностей меня порадовала). Речь идет о том, что в 9 случаях из 10 на освободившуюся "хорошую" должность сначала будут искать ребенка друга-начальника, и лишь в 1 случае предложат действительно заслуживающего и не менее одаренного специалиста. То есть просто идет прокачка качеств, навыков и опыта узкого круга семей. Они учатся и становятся хорошими специалистами и получают большие деньги. Вот и вся система. А обычные люди в своей массе не имеют возможность развиваться и получать больше благ, чем им отведено.

                • Анонимно
                  27.10.2014 20:18

                  Это же хорошо. Пусть ставят пустышек больше, доиграются и рынок тогда и их поставит на правильные места. Что из себя Татнефть представляет сейчас? Около 26 млн. тн нефти в год "пойдетовского качества". Истощенность своих месторождений. Посредственная нефтепереработка. Качество бензина такое, что сами они - "нефетяники" едут заправляться на Лукойл. Отсутсвие полноценной нефтехимии.При высоких ценах на нефет (свыше 90 $US) компания худо-бедно будет существовать, при настоящих - время покажет.Думаю, что консолидация, при отсутсвии политики работы с запасами, не избежна.

                  • Анонимно
                    27.10.2014 20:57

                    Это все так, только есть один момент. Своими действиями они губят залежи и тем самым лишают будущие поколения шансов на безбедное существование. У них сейчас цель одна - больше бабла выкачать из недр Земли.

  • Анонимно
    27.10.2014 11:29

    Альметьевск уникальный город, где все так или иначе завязано на Татнефти. Почти все висит на балансе нефтяников и со всеми вытекающими отсюда последствиями… Сервиса и сферы обслуживания нет и не надо. Все как в союзе, по разнарядке тебя отправляют кататься на лыжах, записывают в бассейн, выписывают тебе газету, предварительно вычев деньги из твоей зарплаты (к нам семью приходит три никому не нужных выпуска газеты "Нефтяник Татарстана"). Бизнеса нет и он никому не нужен, кроме армян и азербайджанцев. Частная инициатива находится в зачаточном состоянии, пол города одевается на рынке в китайское дешевое шмотье, но зато покупают машину «за миллион» и квартиру в Казани. На центральной улице кроме сетевых банков, аптек и Евросетей смотреть не на что. Идеальный город чтобы провести детство и спокойно встретить старость.

  • Анонимно
    27.10.2014 11:47

    Как альметьевец, хоть и не коренной, отмечу:-в первую очередь надо ж/д сообщение. С Казанью. Это выведет нас на ГЖД. Такая логистика даст сутки по сравнению с КуйбЖД.-Дорогу строит г-н Комаров, давно бы уж сделали все вместе.-Бугульминский аэропорт нафик не нужен. 2 рейса и все в Москву. Лучше поделить Бегишево между ТН и Камазом.Что еще? Город слаб в области развлечений и покупок. Малые предприниматели еле влачат существование. Привлекательность ноль. Сами ездим в Челны и Казань.

  • Анонимно
    27.10.2014 11:54

    Нужна стратегияч? Да всем нужна стратегия. Ни у кого ее нет. Отсюда и проблемы.

    • Анонимно
      27.10.2014 12:15

      Альметьевск грабит весь Татарстан, оставляя в городе мизер от проданной нефти.

      • Анонимно
        27.10.2014 13:16

        что значит грабит? не знаете, не пишите!!!ИЗ 323 МЛРД. РУБЛЕЙ НАЛОГОВ, ВЫПЛАЧЕННЫХ «ТАТНЕФТЬЮ» В 2013 ГОДУ, ТОЛЬКО ОКОЛО 20 МЛРД. ПОСТУПИЛО В БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНАhttp://www.business-gazeta.ru/article/108089/Ну и кто после этого грабитель?

        • Анонимно
          27.10.2014 14:08

          А сколько еще помимо этого? Строительство Ак Буре, Дворца спорта, содержание команды АК Барс и т. д.

      • Анонимно
        27.10.2014 15:27

        Грабит? А вы знаете, что такое отрицательный трансферт? Да Альметьевск недополучает сотни миллионов налогов, уплаченных его гражданами! Вы думаете жизнь в Альметьевске дешевая? Поверьте, подороже, чем в Казани. Единственное, что жилье там дешевле. А бытовые расходы, цены на коммуналку (еще 5 года назад в Алмэт трешка стандартная обходилась почти в 4 тыс. рублей, в то время как в Казани была - около 2-х) , на те же спортивные клубы намного дороже. А ведь там живут и работают далеко не все нефтяники, да и из нефтяников далеко не все начальники. - Это к посту про одноклассника, работающего в аппарате Татнефти за 100 тыщ и а-а-громный соцпакет.

        • Анонимно
          27.10.2014 16:40

          странные эксперты - не то зафиксировали про дешевую жизнь... гонорар у них московский?

  • Анонимно
    27.10.2014 14:49

    Будьте вы хоть семи пядей во лбу. Если у вас нет мохнатой ноги, которая придаст вам волшебного ускорения, то , будете, имея хороший диплом ,хорошего вуза, наблюдать, как по социальному лифту поднимаются другие менее образованые люди.Это называется аульная демократия.и как при таком отношении к человеческим ресурсам можно ожидать какого то развития.

    • Анонимно
      27.10.2014 15:19

      "Рука Аллаха над их руками......." Коран

    • Анонимно
      27.10.2014 15:23

      Как можно устроиться в Татнефть? Вакансий нет размещенных за исключением одной (Ведущий инженер-распорядитель работ по строительству скважин), отдел кадров не отвечает. Что за закрытая корпорация такая? Это же компания пренадлежащая государству, а не частным лицам.

  • Анонимно
    27.10.2014 19:48

    Узнать бы еще, зачем в Татнефти столько народу и чем они все занимаются...работяги копейки получают, а в раздутом аппарате и во всех прилипалах дочерних - ужас- сколько денег туда уходит на содержание всего????

    • Анонимно
      27.10.2014 21:02

      Моногород, чего Вы хотите? Все должны быть при деле, безработица не допускается.

    • Анонимно
      27.10.2014 21:41

      Нужна люстрация,как на украине,всех чиновников от производства,провести через мусорный бак,и это не фантазия,в Китае уже было,на Украине процесс пошел,очередь за нами.

  • Анонимно
    27.10.2014 22:26

    Весьма интересные и показательные комментарии.
    Феодализм какой-то получается

    • Анонимно
      28.10.2014 12:29

      Я бы назвал это ментальным феодализмом. Так как выбор у них в принципе есть, но они не хотят лучшей жизни на ментальном уровне.И это болезнь целого поколения. Их возраст сейчас: 35-55 лет...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль