Общество 
29.10.2014

«Ак Барс» меняет лицо: клубу готовят дизайн-операцию

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказались эскизы и готовые варианты нового логотипа казанского хоккейного клуба

«Ак Барс» решил, наконец-то, сменить эмблему клуба, которая служит ему уже почти два десятилетия и явно устарела. Клуб задумался об изменениях в надежде превратить свой главный символ в более современный и сделал попытку повысить интерес к команде, неумолимо снижавшийся в последние годы. Эти действия предпринимаются в рамках обновленной маркетинговой стратегии, которая подразумевает среди прочего и изменения внешнего облика команды. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» сдержанно оценили готовящиеся варианты нового логотипа казанского клуба.

ИМИДЖ — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НИЧТО

Маркетинг «Ак Барса», никогда не считавшийся лучшим в хоккейной лиге, в новом сезоне наконец-то стал работать по-настоящему. Доказательством тому служат полные трибуны на домашних матчах. Скептики могут сказать, что большие цифры посещаемости — результат всевозможных акций, направленных на резкое снижение цен на билеты. Но по большому счету заработок на билетах для хоккейного клуба стоит обсуждать при условии полной заполняемости трибун на протяжении всего сезона. Пока же «Ак Барс» успешно создает ажиотаж и всячески пытается привлечь интерес горожан к хоккейной команде. На улицах столицы можно увидеть рекламу матчей, а на официальном сайте клуба регулярно появляются отличные видеоролики с красочными обзорами игр или интересными интервью прямо из раздевалки команды. Ведется работа и в социальных сетях.

При этом в клубе стали понимать необходимость изменения внешнего вида атрибутики клуба и формы хоккеистов (не спортивной формы, а игровой). Игровая форма была изменена, правда, по ряду отзывов, крайне неудачно, но лиха беда начало. И наконец, в «Ак Барсе» началась работа по разработке нового логотипа. На двух прошедших заседаниях общественного совета «Ак Барса», сам факт создания которого также можно отнести к мерам по «сближению» команды и публики, обсуждалась необходимость изменения эмблемы казанского клуба.

«Старый логотип кому-то нравится, а кто-то подвергает его критике. Вообще, мы находимся в республике, где все то, что много лет служило, так просто никто не меняет. Да, есть мнение специалистов клуба, которые считают, что клуб должен идти по пути модернизации логотипа. Есть некие варианты его модернизации. Мы пока пробуем, и, в принципе, мысли такие есть. Мы пока делаем выводы из ошибок, которые допускают другие клубы. Могу сказать, что мы не будем принимать каких-то принципиальных решений без учета общественного мнения. В принципе, логотип же у нас неплохой», — сказал на одном из заседаний совета директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов.

СИМВОЛЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Отметим, что найти людей, которым бы нравился нынешний логотип «Ак Барса», очень нелегко. Для обычных зрителей эмблемой команды уже давно является герб Татарстана, а федеральные издания называли лого «кошкой, выпрыгивающей из телевизора», а зачастую подбирали и вовсе некорретные характеристики. Нынешняя эмблема используется клубом с 1995 года, то есть будущим летом логотипу будет уже 20 лет — он старше, чем некоторые игроки казанской команды. Небрежные линии, непонятные штрихи, шрифт с тенями, совершенно необъяснимая форма... И все это усугубляется еще и тем, что в эмблеме «зелено-бело-красной» команды использован голубой цвет. Этот вариант устарел во всем, в чем мог устареть, но его все так же активно размещают и на форме хоккеистов, и на официальных документах клуба. Нет его только на фронтальной части игровых свитеров, где и должно располагаться лого, — на протяжении 20 лет с небольшими перерывами хоккеисты казанского клуба играют с гербом республики на груди. По легенде, это было личным желанием многолетнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, для которого на протяжении долгих лет «Ак Барс» был главным спортивным клубом всего региона. Решение себя полностью оправдало, заодно сняв проблему неудачной эмблемы. Но сегодня проблема заключается уже в том, что в континентальной хоккейной лиге (КХЛ) запрещено использование символа региона как логотипа команды. Более того, такого права нет больше ни у одной команды, ни в одном виде спорта в РТ.

К тому же, это несправедливо по отношению к другому татарстанскому клубу — «Нефтехимику». Но стоит признать, что герб Татарстана вполне хорошо выглядит в качестве эмблемы для «Ак Барса» — здесь в наличии и полное соответствие цветов, и барс, пусть и крылатый, и национальный орнамент, и идеальная круглая форма. Тем не менее для всех будет лучше, если клуб начнет играть под своим собственным гербом.

Понятно, что консерватизм в вопросе смены логотипа связан отчасти с тем, что именно под ним «барсы» добились всех своих побед, и этот логотип ассоциируется с золотым временем команды. Но время диктует новые требования. К примеру, клубы НХЛ не стесняются менять или реформировать свои эмблемы чуть ли не ежегодно. Если оставить в стороне сложные маркетинговые комбинации, то следует признать, что одна из основных причин смены логотипа в спорте — это создание новой линии атрибутики и обновление ассортимента клубного магазина. Рынок диктует свои условия. Безусловно. болельщики могут ходить на матчи своей команды в старой экипировке, но с точки зрения продаж «фанатской» атрибутки нет ничего хорошего в том, что игровой свитер, шарф или кепка 2006 года и 2014 будут идентичны. В России пока таких стимулов к постоянному обновлению имиджа нет, зарплаты игроков и расходы на содержание клубов таковы, что выйти на самоокупаемость или просто заработать на фанатах крайне сложно. Цена билетов, уровень спроса на фирменную символику и благосостояние зрителей никак не соотвествуют масштабу затрат на содержание команды. Таковы реалии российского профессионального спорта, но это не причина прекращения попыток по самостоятельному зарабатыванию денег спортивными клубами. К слову, у «Ак Барса» всего лишь один «фирменный» магазин.

СМОТРИМ И ОБСУЖДАЕМ?

Тем временем разговоры о необходимости обновить бренд «Ак Барса» ходят уже давно. Об истории названия «Ак Барс» в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказывал бывший вице-президент клуба (1995 - 1997), основатель судостроительной компании «Панбот» Булат Яушев, участвовавший в переименовании «Итили» в «Ак Барс».

«Название «Ак Барс» появилось больше из утилитарных соображений. Моторостроительный завод уже тогда не мог содержать клуб, и формы финансирования были совершенно непонятны. Мы боролись за выживание клуба. Тогда и появилась идея навести мосты с новым банком «АК БАРС». И мы решили, что если поменяем название клуба с «Итиля» на «Ак Барс», нам будет легче договориться с банкирами, — рассказал Яушев. — Расчет оправдался. Потом все стало хорошо, какое-то время клуб был собственностью кабинета министров РТ, потом его передали нефтяникам».

Очевидно, что логотип клуба устарел и морально, и с профессиональной точки зрения — технологии маркетинга и рекламы кардинально изменились с прошлого века. Но до последнего времени фирменный стиль главного хоккейного клуба Татарстана был столь же незыблем, как символика республики, герб которой красуется на форме хоккеистов.

На данный момент у «Ак Барса» в разработке два варианта новой эмблемы. Проблема обоих в том, что они совсем не новые. На заседании общественного совета были представлены эмблемы, уже давно используемые клубом.

ВАРИАНТ 1

2.jpg
3.jpg
Процесс создания логотипа
4.jpg
Старый клубный автобус

Барс похож на мультипликационного персонажа, в логотипе использовано чересчур много цветов, обрамления как такового нет — космы гривы торчат в разные стороны. Собственно, что-то похожее уже было...

5.jpg

Вариант 2

6.jpg
Дополненная версия с леттерингом
7.jpg
Используемый с 2013 года автобус
8.jpg
Основной вариант, которым пользуются в роликах «Ак Барс Инфо»

Недостаток этого логотипа в том, что его будет очень тяжело разместить на форме — он не симметричный и слишком сильно вытянут в длину. Хотя в целом смотрится симпатично и свежо, если не смотреть на шрифт. Отметим, что логотип сильно напоминает эмблемы легендарного клуба по американскому футболу «Нью Ингланд Пэтриотс». Оба этих логотипа подготовила команда Ильи Фомина — сына известной в Татарстане бизнес-леди Ларисы Фоминой. Однако в хоккейном клубе решили не торопиться с принятием окончательного решения, тем более что практически параллельно завязывалась новая мыльная опера под названием «ребрендинг «Рубина».

Также клубом были представлены еще два концепта, которые явно включены в список для количества. Говоря откровенно, ничего стоящего из себя они не представляют.

9.jpg
10.jpg

КУДА БАРСУ ПРЫГАТЬ ДАЛЬШЕ?

Обобщая, можно сказать, что «Ак Барсу» следует как можно тщательнее проработать новые варианты логотипа и привлечь к работе максимально возможные ресурсы. Небедный клуб может себе позволить один раз потратить хорошую сумму на грамотных дизайнеров и приобрести хорошую символику на долгие годы.

Чего точно стоит избегать, так это уклона в ретро, потому что казанская публика уже дала понять, что она видит в зиланте с герба Казани. Важно отметить, что «Ак Барс» сейчас действует довольно осторожно — все новые идеи изначально тестируются в качестве альтернативных и проходят проверку публикой. В этом отношении хоккейный клуб поступает более дальновидно, чем футбольный «Рубин», который свою затею с ребрендингом абсолютно провалил во многом из-за волюнтаризма тех, кто принимал итоговые решения и затеивал всю эпопею со сменой образа клуба. Как минимум нужно прощупать почву перед резкими переменами, чем «Ак Барс» сейчас и занимается. В клубе обещают общественную дискуссию, и это, в отличие от обещаний «Рубина» образца лета 2013 года, не пустые слова.

Но полагаться на мнение публики целиком и полностью тоже нельзя. Например, если бы не вмешательство руководства магнитогорского «Металлурга», новым символом клуба стал бы угловатый сталевар с кочергой, которого выбрали болельщики, а не оригинальный лис.

11.jpg
Эмблема казанского хоккейного клуба с 1987 по 1993 годы, которая практически идентична нынешней рубиновской

«ВИДНА ТВОРЧЕСКАЯ РАСТЕРЯННОСТЬ»

Михаил Антипин — автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала» и «Автомобилиста»:

— Удивительно, что такой клуб, как «Ак Барс», до сих пор имеет худший логотип в лиге. Необходимость ребрендинга была очевидна с первого сезона КХЛ. Жаль, что потеряно столько времени, но хорошо, что работа по ребрендингу все же идет. Полагаю, что после провального опыта футбольного «Рубина» клуб проводит смену «айдентики» более осторожно и планомерно, анализируя обратную связь.

Те варианты логотипа, что мне довелось посмотреть, по умолчанию лучше действующего, но еще недостаточно хороши, чтобы стать основным лого «Ак Барса». Возможно, они стали бы спасательным кругом, для социального проекта «Сочи», но у Казани должен быть более серьезный подход.

Из двух потенциальных претендентов, одному из которых лет пять, мне более симпатичен вариант номер два.

Василий Иванов — автор идеи логотипа магнитогорского «Металлурга»:

— В первую очередь хочу поздравить клуб и болельщиков с приближающимся ребрендингом. Последнее время все больше и больше команд лиги решаются поменять логотип и форму. Если честно, не думал, что такая консервативная команда, как «Ак Барс», решится на этот непростой шаг в ближайшем будущем, и я очень рад, что ошибался!

Первый вариант лично мне не очень нравится. Много лишних деталей (усы, странные линии под глазом и на лбу), невыразительные глаза, явный перебор с зубчиками справа, странная круглая челюсть и форма рта, и самое главное — очень уж доброе лицо. Тут, конечно, можно спорить, но хоккей — жесткий и агрессивный вид спорта, и здоровой агрессии в логотипе не помешает, как мне кажется.

Второй мне намного ближе. Сначала о хорошем: качественная отрисовка и агрессивный настрой греют душу, очень радует прыгающий барс. Теперь о том, что не понравилось. Очень смутило отсутствие нижнего ряда зубов на челюсти. Но это мелочь. А вот леттеринг совсем никуда не годится и портит все впечатление от логотипа, такое ощущение, что барса и название команды делали разные люди.

И тот и другой вариант имеют право на существование. Но первый требует существенных доработок. Боюсь, что после всех преобразований он просто превратится во второй

Андрей Горбунов — арт-директор портала «Чемпионат.com», дизайнер и создатель фирменного стиля ХК «Атлант», арт-директор ХК «Спартак»:

— Эмблемы и логотипы по уму строятся не с «головы», не с визуальной части, а со смысловой — как должен работать логотип? Для кого он? Что должен обозначать? О чем должен рассказать логотип? Что должен почувствовать человек, когда увидит этот посыл? И так далее, вопросы и цели у всех разные. Пока не будет этой основы, четкого понимания и направленности, ничего хорошего не выйдет.

У «Ак Барса» все варианты очень формальные и, по сути, ничем друг от друга не отличаются. Я вижу творческую растерянность и беспомощность дизайнеров: «Вот барс, и вот название. Что с этим делать?» Ведь смысл не в том, как бы прикольнее барса нарисовать, а как вложить характер и уникальность. Непонятно, почему нет никакого намека ни на Казань, ни на Татарстан — в ту же шрифтовую часть можно было вплести какую-то историю, какие-то намеки или те же банальные национальные узоры (тут сам бог велел). Сейчас же все элементы случайные. Например, треугольник в одной из версий. К чему он? О чем говорит? Я так понимаю, что это отсыл к «хоккейным традициям» в общем и к Pittsburgh Penguins в частности. Но, в отличие от «Ак Барса», у энхаэловцев треугольник со смыслом — он символизирует центральный район Питтсбурга, «Золотой треугольник», и даже окрашен в соответствующий цвет. Это не просто фигура.

А у казанцев сейчас просто барс и просто бесхарактерная надпись. И их случайные комбинации. Нужно работать дальше, эти варианты не тянут даже на концепт.

Александр Карпухин — руководитель направления клубной символики ХК «Сибирь»:

— Начну с первого логотипа. В принципе, нарисовано неплохо, но не на пятерку. Логотип имеет динамику, но мне несколько непонятно завершение, то есть очевидна недоделка шеи барса. Взгляд устремлен куда-то в пол, это тоже минус. Все-таки такой агрессивный зверь должен смотреть в глаза. С симметричностью у логотипа тоже проблемы. Считаю, что симметричность — это один из основных факторов удачного логотипа. Приведу в пример лого «Флориды Пантерз» и хабаровского «Амура». Просто, четко, симметрично, и очень агрессивно выглядит. Как раз то, что нужно и «Ак Барсу».

12.jpg

Теперь ко второму логотипу. Проблемы те же: симметричность и шея. Вариантов с шеей на пол-логотипа уже предостаточно. Ниже примеры «Магнитки» и «Рэмс» из американского футбола. Тем более в КХЛ есть «Барыс», у которого тоже барс в пол-оборота на эмблеме. Вторичность, думаю, никому не нужна.

13.jpg
Баран — «Рэмс», барс — «Барыс», лис — «Металлург»

Если подвести итог всему вышесказанному, то оба логотипа не дотягивают до оценки 5. Но то, что они на порядок лучше существующего лого, это бесспорно. Считаю, что такому клубу, как «Ак Барс», нужно искать свой путь. Хочу предложить проработать подобный вариант компоновки лого, не исполнение, а именно компоновки. Или же что-то подобное, но обязательно с лапами или вообще все тело. Тогда получится и оригинально, и симметрично, и агрессивно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.10.2014 08:14

    Давайте не будем писать английским буквами татарские слова, это издевательство над алфавитом!

  • Анонимно
    29.10.2014 08:15

    Группа "Казан егетлэре" написали мощный гимн хоккейному клубу, лучше бы о них сделали статью, тем более за 15 лет в этой группе произошли большие изменения.

  • Анонимно
    29.10.2014 08:25

    Может использовать как образец форму и лого Minnesota Wild

    • Анонимно
      29.10.2014 17:28

      признаться откровенно, были в миннесоте, зашли в один из местных баров, взяли спиртное. ещё не выпили. Смотрим на интерьер - ёлки-палки, везде акбарс. Сидим, думаем, пиво то ещё не пили даже, смотрим внимательнее - по раскрасу ну один в один ак барс, только присмотревшись увидели, что лого и название другое. А в первые минуты в шоке были просто, что в Миннесоте за барсов болеют =)

  • Анонимно
    29.10.2014 08:34

    Тоже ближе к концу прочтения статьи на ум пришел логотип Флориды. Самое главное, что симметричный лого смотрится действительно на порядок лучше. И еще про надпись названия клуба. Смотрим на команды НХЛ. Впереди лого и никаких надписей вообще. Детройт, Филадельфия, Чикаго ... да у всех только лого. И никаких спонсоров!Кстати, даже на рукавах чисто и без спонсоров. И сзади тоже.Для спонсоров есть борты и лед.

  • Анонимно
    29.10.2014 08:47

    Что тут думать-дорисовать клюв Барсу и все готово

  • Анонимно
    29.10.2014 08:58

    ничего впечатлительного. еще хуже эскизы

  • Анонимно
    29.10.2014 09:05

    Наконец то!

  • Анонимно
    29.10.2014 09:15

    Оба варианта полное убожество. С фантазией видимо туго.

  • Анонимно
    29.10.2014 09:25

    Вирус Эбола выглядит гораздо симпатичнее. Интересно сколько бабла выкинут за смену логотипа??? А не проще ли объявить конкурс на рисунок ??? Вам простые школьники такое нарисуют, не говоря уж о людях, которые хоть немного умеют карандаш в руках держать. Или все таки отмыть бабло важнее ??!!!! Судья Dredd.

  • Анонимно
    29.10.2014 09:34

    Из всех представленных лучший вариант - третий, т.к. изображение барса на нем живое, а не кукольное как на остальных и второе: данный логотип вырывается из всей линейки кукольных голов и надписей в логотипах лиги еще и за счет шрифта написания, эдакий олд линейный шрифт 90-х, исходя из этого данный экземпляр логотипа будет хорошо запоминаем и выделяем сознанием человека на фоне других.

  • Анонимно
    29.10.2014 09:44

    у флориды самое то!

  • Анонимно
    29.10.2014 09:56

    я перестала интересоваться нашим хоккеем,т.к. перестала верить в честную игру

  • Анонимно
    29.10.2014 09:57

    форму тоже не мешало бы обновить, сделать более лаконичной. в прошлом и этом сезоне в КХЛ появилось много приятных глазу форм,не стоит отставать от конкурентов!..а по поводу эмблемы надо учиться у североамериканцев там давно уже все придумано!

  • Анонимно
    29.10.2014 09:59

    Все новые откровенно хуже старого, где барс действительно стремителен и яростен. На певом варианте у барса вообще глаза ИСПУГАННЫЕ . что за фигня?

  • Анонимно
    29.10.2014 10:00

    Главное - это содержание игры, воспитание и взращивание своих казанских игроков для команды вместо легионеров, а не разработка логотипов. Форма никогда не заменит содержание. Ну, а дизайнерам лишь бы чего-нибудь разрабатывать, это их работа.

  • Анонимно
    29.10.2014 10:36

    Почему мы должны идти по НХЛму пути и придумывать эти мультяшные логотипы, притом в КХЛ уже существует однотипный Барыс? Соглашаясь с автором последнего комментария в статье, логотип должен начинаться со смысла. Ак барс - 1 команда и почетный носитель герба Татарстана, а клуб "визитная карточка" на межд. уровне. Считаю, если герб убрать с титульника формы,то клуб станет в один ряд с новомодными командами с красивыми аппликациями, а Ак Барс утратит символ татарстанской идентичности. Данное "партнерство" клуба и герба самым лучшим образом воспитывает патриотизм к своей республике, служит объединяющей идеей. Когда вы слышали о конфликте в фанатской среде Ак барса? Предлагаю незначительно подкорректировать герб в логотип, тем самым обойти ограничения лиги, но стилистику оставить такой же. Без палитр цветов, и фантазий с "рожей" барса. Марсель.

    • Анонимно
      29.10.2014 11:40

      ВОТ ИМЕННО! НАРОД! ПОДДЕРЖУ!!!

    • Анонимно
      29.10.2014 13:24

      1. По правилам КХЛ на форме должен быть логотип, а не герб субъекта федерации.2. Нет никакого международного уровня, единственный клуб который может выходить на международный уровень это Рубин, потому что в Лиге чемпионов играть может.КХЛ это отечественный чемпионат, с несколькими зарубежными клубами, финансируемыми нашими же компаниями или олигархами.

      • Анонимно
        29.10.2014 18:45

        1. Это и будет логотип, представляющий собой герб с небольшими вариациями2. Вообще-то КХЛ - это международная лига, а не отечественный чемпионат. И в рамках этой лиги разыгрывается как звание чемпиона России (в регулярном чемпионате), так главный трофей КХЛ - Кубок Гагарина (в плей-офф)

  • Анонимно
    29.10.2014 10:45

    Почему опять все на коленке силами клуба делается? Почему нельзя заказать у опытных в этой области?Тот же Михаил Антипов отличные лого и фирменные стили сделал Адмиралу.Второй аспект почему вся форма в рекламе наших же татарских компаний?Что такое "Корпорация спорта"? Просто ООО которое держит клуб? Ну так зачем лепить логотип и портить форму?Самый бред конечно же логотипы "Татнефть АЗС-Запад" и "Татнефть АЗС-Центр".Кто нибудь из аудитории понимает в чем их разница? Налепите один аккуратный логотип Татнефти и все.А про то что в ТНА в центральном круге тоже одни надписи подразделений Татнефти, вместо лого Ак барса- это вообще за гранью.Еще бы конкретные номера АЗС написали.

  • Анонимно
    29.10.2014 10:48

    Еще бы свет нормальный сделали в Татнефть арене.Новейшая арена, а свет один из позорнейших в лиге - темные трибуны и засветы на льду.Про заливку и покраску льда клуб додумается лет через 10 только. У нас же такая республика, что резко менять не принято.

  • Анонимно
    29.10.2014 11:25

    объясняю.у названных вами компаний Корпорация спорта, Татнефть АЗС-Запад и Татнефть АЗС-Центр заключены договора на рекламные услуги с хоккейным клубом.в отсутствие логотипов и наименований конкретных этих организаций на форме, будет крайне тяжело отчитаться перед налоговой инспекцией о том, на что пошли деньги на "рекламные услуги"

    • Анонимно
      29.10.2014 11:38

      А что нельзя прикрепить красиво логотипы не портя форму?Или ролики крутить на арене. На борт наклеить?

    • Анонимно
      29.10.2014 12:03

      То есть борта и видеокуб -это не реклама. Поддерживаю, рекламы на форме слишком много. Один Мегафон на пол-шлема чего стоил.

  • Анонимно
    29.10.2014 12:48

    Представленные здесь "варианты" - это какой-то детский лепет! В России куча отличных дизайн-студий, которые специализируются на логотипах. Деньги есть - ну выделите вы раз в двадцать лет нормальный бюджет на айдентику, закажите лого одновременно трем студиям, а по результатам организуйте онлайн и офлайн голосование среди болельщиков. И будет вам отличный результат!Для того, чтобы сделать это и воплотить, не надо быть семи пядей во лбу - просто делать и все!!!

  • Анонимно
    29.10.2014 13:29

    Лишь бы "ребрендинг" не вышел, как у "Рубина", до сих пор на петуха тошно глядеть.

  • Анонимно
    29.10.2014 13:35

    Если постоянно менять бренды, то каждый раз это будут уже новые. Какой в этом смысл? У нас новая команда?! Название сменили?! Считаю пустой тратой времени и денег. Изначальный и без изменений - признак "стабильности", "надежности" и уверенности в собственных решениях.

  • Анонимно
    29.10.2014 15:30

    Еще бы Татнефтьарене сайт и систему WEB-бронирования билетов сделать нормальными, работоспособными... Постоянно проблемы с бронированием и выкупом билетов.

  • Анонимно
    29.10.2014 16:42

    Кто-то из менеджмента клуба решил денежков по легкому срубить,вот и затеял компанию по смене(ребредингу) эмблемы,имиджа,ещё чёрти чего,а ведь цель-половить рыбку в мутной воде,команда же,в это время,превращается в заурядную и плохо узнаваемую компанию,скрепленную не общей идеей и целью,а финансовыми интересами

  • Анонимно
    30.10.2014 08:05

    А сколько Татнефть тратит на Якобы рекламу Ак Барса? Страшно озвучить что только на ракетах нет бил бордов! Может хватит воздух Гонять!

  • Анонимно
    30.10.2014 09:41

    Неееееет!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль