Культура 
3.11.2014

Гузель Файзрахманова: «Не должно быть монополии одного скульптора на весь город»

Какие архитектурные сооружения должны быть в каждом казанском дворе

В жилом комплексе «Солнечный город» состоялось открытие Шахматного сквера — детской площадки с декоративной скульптурой из бетона, воспроизводящей силуэты шахматных фигур и других элементов настольных игр. Решенные в модернистской стилистике яркие геометрические объемные формы, по замыслу авторов проекта, должны стать центром притяжения для жителей комплекса. Казанский искусствовед Гузель Файзрахманова в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает о том, почему этот опыт жизненно необходимо сделать обычной городской практикой.


DSC_0323.jpg

ДЕФИЦИТ МАЛЫХ ФОРМ

В Казани, несмотря на обновление облика города, связанное в том числе и со строительством крупных спортивных объектов Универсиады, существует явный дефицит малых форм — сооружений, несущих функционально-эстетическую нагрузку. Ну а советская градостроительная традиция, включавшая этот компонент, по известным причинам была прервана. Последние два десятилетия новая жилая застройка в Казани, как, собственно, и в других российских городах, возводилась по принципу максимального освоения территории без учета создания не только комфортного, но и эстетически привлекательного пространства. И открывшийся недавно Шахматный сквер — первый в Казани за многие годы пример возвращения художественной составляющей в процесс проектирования города. Это детская площадка с эстетической функцией — наполовину арт-проекты, наполовину игровые объекты. Это место для отдыха, для детских игр.

Кстати, открытие также стало финальным мероприятием фестиваля малых архитектурных форм «Архстоун», который прошел в конце лета. Этот фестиваль организован компанией «Ак Барс Девелопмент» совместно с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, его цель — продвижение в соответствии с современными тенденциями актуального дизайна малых архитектурных форм в Казани. Я и сама участвовала в организации и подготовке этого фестиваля, и вообще эстетика городской среды меня очень интересует, так что я всячески способствовала тому, чтобы проект завершился реализацией. Поэтому для понимания того, какой дизайн сейчас актуален для городской среды, фестиваль посетили известные российские художники: Андрей Люблинский из Санкт-Петербурга и Олег Татаринцев из Москвы.

Шахматную тему для сквера подсказал советник по архитектуре и градостроительству компании «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев. Он увлечен шахматами и часто принимает участие в корпоративных соревнованиях. Ну а в процессе творческих изысканий стилизованные шахматные фигуры были дополнены новыми образами: в композицию были включены силуэты домино и компьютерного джойстика. Усиливают художественное воздействие яркие локальные цвета, в которые окрашены декоративные скульптуры. В темное время суток эффект усиливается благодаря светильникам кубической формы, излучающим фиолетовый, зеленый и белый свет. Но не только декоративные формы, выполняющие при этом и игровую функцию, присутствуют на площадке: в ансамбль включены скамейки с сиденьями из деревянного бруса. Весной композицию сквера дополнят зеленые насаждения.

DSC_0324.jpg

«ПРОЦЕНТ НА ИСКУССТВО»

Подобные архитектурные украшения должны быть в каждом дворе, и говорить о перспективах такого явления в Казани нельзя. Это просто должно быть! Это компонент городского пространства. В советское время образ новых районов разрабатывали совместно с архитекторами художники-монументалисты и скульпторы. Эта практика до сих пор процветает за рубежом, где существуют специальные государственные программы, обязывающие девелопера-застройщика выделять средства на художественное решение среды, так называемый percent for art — «процент на искусство». Благодаря этой практике западные города насыщены как малыми архитектурными формами, так и современной скульптурой: любая уважающая себя корпорация обязательно устанавливает рядом со своим офисом декоративный или тематический монумент. А муниципалитеты регулярно объявляют грантовые конкурсы на проведение паблик-арт фестивалей.

У нас же в Казани дела с этим обстоят плохо. Во-первых, скульптор — единичная профессия. Во-вторых, советские скульпторы, которые трудились в свое время, уже пожилые и не работают. У нас сейчас вообще один скульптор — Асия Миннуллина, известная по работе над памятником возле «Водоканала» и над памятником Благотворителю на Ярмарочной площади. Но она продвигает как бы академическую, но на самом деле социально-реалистическую эстетику. И получается, что это вся та же советская пропаганда в новом изводе. Конечно, все это идет вразрез с тем пониманием искусства, дизайна, архитектуры, которые сейчас существуют, такой анахронизм.

DSC_0319.jpg

Выход здесь в том, что не должно быть монополии одного скульптора на весь город, пусть и при поддержке управления архитектуры. Должно быть множество разных течений, и, конечно, должна быть современная, абстрактная линия. Молодые архитекторы-дизайнеры, принявшие участие в фестивале «Архстоун», вдохновленные реальным воплощением их проекта, планируют продолжить сотрудничество с девелоперами не только на следующий год в рамках фестиваля «Архстоун-2015» — они готовы в ближайшее время разработать новые предложения, создать концепцию средового дизайна для Казани.

Гузель Файзрахманова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.11.2014 10:18

    Напротив КГСА у дома 51 по ул. Чехова есть запущенный сквер. Какие будут у студентов предложения по его оформлению ?

  • Анонимно
    3.11.2014 10:37

    чудовищные сооружения - место похоже на кладбище... очередной позор нашего города

  • Анонимно
    3.11.2014 10:47

    Заброшенных сквериков много, например во дворе д.76 по Ул.Баумана. Может засчитывать облагораживание ландшафта в виде дипломной работы студентов КГАСА?

    • Анонимно
      3.11.2014 11:36

      Нашел дураков, сколько по вашему это вложений по баблу? Может пойдете подъезд перекрасите свой, в рамках так сказать, активной гражданской позиции.

      • Анонимно
        3.11.2014 15:48

        Умник, я давно живу в своем доме, а в детстве жил на Баумана. Деньги на ландшафт исправно выделяют Горзеленхозу, их свести только надо со студентами. И на покраску подъездов тоже деньги есть, только воруют их, поэтому и переехал я. Советую расширять кругозор за пределы подъезда, а если получится, то и двора

      • Анонимно
        3.11.2014 20:02

        Может быть, нам еще и скульптуры во дворах ставить? В принципе, можно и поставить, лишь бы городские службы не снесли их как нарушающие план города.

  • Анонимно
    3.11.2014 12:10

    Сразу видно, что изготовитель этих бетонных силуэтов не общался с детьми. Детям надо безопасно залезть и безопасно слезть с объекта. На другом - повиснуть на руках или даже на согнутых ногах вниз головой. На третьем - скатиться по гладкой наклонной плоскости и т. д. и т. п. в бесчисленных вариациях. А в данном "произведении" предлагается вариант японского сада камней, где дети-старички от 3-х лет будут размышлять о смысли жизни, устройстве вселенной и других проблемах философии, религии, этики, эстетики...

    • Анонимно
      3.11.2014 14:14

      Вы правы. Помню, как мы отдыхали в Анапе в детском санатории. Там была бронзовая скульптура медведя в натуральную величину. Так все ребята, в том числе и я, все время крутились около этого медведя, то залезали на него верхом, то слезали. В конце смены каждый сфотографировался на этом медведе. До сих пор иногда смотрю на эти фотки и вспоминаю. А как бы я в детстве играла с бетонными шахматами-пока не могу придумать. Хотя, конечно, дети-народ креативный, с чем угодно могут играть:))) в родной Казани мы даже на стройке играли:))) хоть и доставалось нам за это от родителей (и правильно доставалось):)))

  • Анонимно
    3.11.2014 12:31

    творчество большинства местных скульпторов не понятно местному населению. Часто задаю себе вопрос: Для кого это сделано... То ли народ глупый, толи скульпторы бездарные, творчество которых увековечивается по непонятным принципам местных властей.

    • Анонимно
      3.11.2014 14:14

      Есть хорошие скульпторы, но они, действительно, работают в жанре соц реализма, делают памятники известным людям. Кто-то же делал памятники Нуриеву, Минуллину и.т.п.?

  • Анонимно
    3.11.2014 13:50

    Один скульптор-Асия Минуллина? А как же Махмуд Гасимов? И другие есть.

  • Анонимно
    3.11.2014 18:52

    Что за опасное уродство? Такая хорошая задумка и ужасное воплощение

  • Анонимно
    3.11.2014 19:42

    Выглядит как декорация для пейнтбола

  • Анонимно
    5.11.2014 02:03

    А много ли в городе достойных скульпторов?Прошли те времена, когда в Казани были такие люди как Маликов, Урманче...

  • Анонимно
    5.11.2014 08:32

    Думаю, что критикуют те, кто ничего не сделал в своем доме и дворе:)а ждет , что это сделают другие , так проще критиковать ...У каждого арх.сооружения свое назначение-сквер интересен детям, гуляющим в сопровождении родителей, которые помогут узнаванию фигур и расширению кругозора ребенка, как в архитектуре, и как повод рассказать о шахматах ...Была на открытии - выглядит все интересно!А еще это может быть новым местом встреч - на вопрос:"где мы встречаемся?" - "в 18.00 у шахматного короля":)Разве это плохо?

  • Анонимно
    7.12.2014 14:59

    .....бывала как то в мастерской Асии...и видела много ее работ, не только из вышеуказанных. О каком "соц реализме" и тем паче "советской пропаганде" в новой интерпретации хотел сказать автор., не понятно и не уместно. И уж совсем загнули с какой то монополией, тем более упоминая данного скульптора. А альтернативу предложила изрядно непродуманную и чудовищную.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль