Общество 
4.11.2014

Игумен Евфимий: «Приход Антихриста – радостная весть для христианина»

Ректор Казанской духовной семинарии — об отношении к Куликовской битве, сходстве во внутренней организации православия и ислама, а также духовно-нравственном упадке Запада. Часть 2-я

За последнюю четверть века Россия пережила духовный подъем невиданной силы — такое мнение высказал ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Он рассказал, что думает о влиянии Ватикана на нынешнюю ситуацию на Украине, объяснил, как в свое время пришел к принятию монашества и почему невозможна общечеловеческая религия. Кроме того, игумен Евфимий дал согласие в будущем стать одним из постоянных авторов нашей газеты.


«Я ЧАСТО ЕЗДИЛ В ОПТИНУ ПУСТЫНЬ...»

— Отец Евфимий, из истории духовного образования в Казани известно два интересных случая. Один из ректоров Императорского Казанского университета принял монашество, стал епископом, профессором, ректором Императорской Казанской духовной академии. А один из профессоров Казанской духовной академии оставил монашество и посвятил себя светской науке. Есть ли примеры подобных случаев тесного переплетения духовного и светского образования в современной истории КазДС? (Григорьев Евгений Иванович, краевед-любитель)

— В качестве примера могу привести свою историю: я окончил МГУ, а стал ректором Казанской духовной семинарии (смеется). Если серьезно, то традиционно ученые-гуманитарии всегда проявляли большой интерес к церковной науке, некоторые из них принимали священный сан и даже становились монахами. И сейчас таких примеров довольно много.

Если брать конкретно Казанскую духовную семинарию, то у нас трудятся много преподавателей из КФУ и других вузов Казани. Например, у нас есть священник отец Кирилл Бухараев, который одновременно является преподавателем КФУ и нашей семинарии, а его супруга заведует кафедрой религиоведения в КФУ. Вот вам пример, когда целая семья трудится на благо и светской, и духовной науки.

— Как вы сами пришли в религию, почему решили стать монахом? (Булат)

— В детстве я не был крещен, поэтому задумался о вечных вопросах уже в сознательном возрасте. В Московский университет я поступил в 1989 году. Там мы, с одной стороны, изучали историю КПСС, а с другой — уже тогда слушали лекции священнослужителей и богословов. За эту возможность я навсегда останусь благодарным университету. Впервые священника я увидел не в церкви, а именно в университетской аудитории. Это были открытые лекции, конечно, не обязательные для посещения, на которые студенты приходили абсолютно добровольно, поскольку им это было интересно. После того как я послушал эти лекции, пообщался с людьми, которые их читали, у меня сформировалось желание принять крещение. А по окончании МГУ я принял решение продолжить образование в Московской духовной семинарии.

— Но не все, получившие духовное образование, становятся монахами. Почему вы пошли именно по этому суровому пути?

Мусульманский, христианский православный и христианский католический духовные лидеры Татарстана
Мусульманский, христианский православный и христианский католический духовные лидеры Татарстана

— Господь каждого человека ведет особым путем и через обстоятельства нашей жизни, через людей, которые встречаются на нашем жизненном пути, дает нам понять, в каком направлении нужно двигаться. Так сложилось, что с первых лет своего пребывания в церкви я больше общался с монахами. Я часто ездил в Оптину Пустынь, меня очень интересовала жизнь православных обителей. Желание связать свою жизнь с монастырем возникло еще в середине 90-х годов, а в 2001 году, когда я был студентом выпускного курса Московской духовной академии, это желание было воплощено в жизнь.

— Вы ведь и преподавали в Московской духовной академии. Какой предмет?

— Я преподавал и филологические предметы, и богословские. Мои дисциплины — немецкий и русский языки, католическое богословие, история католицизма, общецерковная история. По истории западной церкви первого тысячелетия я специализировался за границей, два семестра учился на богословском факультете Бернского университета в Швейцарии.

— Выбрав путь монаха, не жалели потом, что лишили себя многих житейских благ?

— Если честно, глядя на многих своих сверстников, которые живут в миру, не пожалел. К сожалению, в наше время понятие семьи уже больше не отождествляется с благополучием — не только духовным, но и житейским. Счастливые семьи сегодня — исключение. В обществе практически утрачено христианское понимание семьи, и люди сами от этого очень сильно страдают...

— «Почему некоторые люди принимают для себя такое решение — стать монахом? В советское время про таких говорили, что таким образом люди убегают от жизненных трудностей, что это слабаки. А как вы считаете?» (Марина Гришина) Кстати, и в комментариях к анонсу о встрече с вами было высказано такое же «советское» мнение. Что вы на это скажете?

— Да, был такой штамп советской атеистической пропаганды, даже удивительно, что кто-то еще его помнит. Если серьезно, могу сказать только одно: любой христианин, а тем более монах, ведет непрерывную духовную брань — постом, молитвой и совершением христианских добродетелей борется с грехом, гнездящемся в его сердце. Как говорил Достоевский, диавол борется с Богом, а поле битвы — сердце человека. Эта брань и есть тот духовной труд, часто незримый миру, но столь необходимый и для личного спасения человека, и для спасения мира, как о том говорил преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

«КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — ЭЛЕМЕНТ ПРЕДАНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»

— Вы видите какие-то особенности в православной общине в Татарстане?

— Это в первую очередь неподдельное уважение к людям иных взглядов и религиозных убеждений. Думаю, что это в крови у жителей Татарстана вне зависимости от того, православные они или мусульмане. Когда я прибыл в Казань, то с некоторым удивлением и, конечно, с большой радостью отметил доброжелательность по отношению к духовенству со стороны жителей Татарстана независимо от их национальности.

Мне кажется, что татары даже как-то подчеркнуто уважительно относятся к православным священникам, что для меня и приятно, и необычно как для человека, который большую часть жизни прожил в Москве. Отношение москвичей к священнослужителям сегодня в большей степени индифферентное, равнодушное. В этом смысле я очень рад, что переехал в Казань. Мне здесь очень нравится во многом благодаря тому, что здесь доброжелательная атмосфера.

— Почему РПЦ поддерживает и поощряет до сих пор крестные ходы на Куликовом поле, понимая, что Куликовской битвы как таковой на том месте не было и что это лживая дата? (Равкат)

— Я знаю, что есть такая точка зрения, но насколько мы можем считать ее доказанной и принятой абсолютно всем научным сообществом — это большой вопрос. Я могу сказать только одно: Куликовская битва является элементом предания русской церкви. В житии преподобного Сергия Радонежского мы читаем, что он благословил иноков своей обители на участие в этой битве.

— А в каком веке написано это житие?

— В XV столетии.

— Может, могли дописать в XIX веке?

— Думаю, мы не вправе сегодня ставить под сомнение всю церковно-историческую школу, которую развивали до революции четыре духовные академии. Тем более что среди церковных историков были и те, кто имел очень критический взгляд на многие события, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то отрицал факт Куликовской битвы.

Хотел бы обратить внимание на то, что сам факт военного конфликта, имевший место в истории, не может бросать тень на сегодняшние отношения между русскими и татарами. В Гражданскую войну русские с русскими воевали, а сейчас воюют русские и украинцы. Это весьма печально, но неужели нам теперь не нужно искать путей примирения? Если проблема Куликовской битвы кого-то серьезно волнует, то нужно собраться, привлечь специалистов, спокойно обсудить эту тему и найти какие-то приемлемые для всех подходы.

«ПО ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВИЕ БЛИЖЕ К ИСЛАМУ, ЧЕМ К КАТОЛИЧЕСТВУ»

— Некоторые ученые считают, что ислам и православие намного ближе, чем православная и католическая ветви христианства. Вы знаете эту версию?

— Да, есть такая геополитическая версия. Дело в том, что католицизм очень жестко структурирован: во главе стоит Папа, который обладает исключительными полномочиями и даже, согласно доктрине римско-католической, является непогрешимым в вопросах вероучения, ему подчиняются все епископы и вообще все католики по всему миру.

А в православии и исламе это не так. В православии есть сообщество поместных церквей, возглавляемых предстоятелями, которые являются равными в своем достоинстве. Есть патриарх Константинопольский, которому принадлежит первенство чести, но не власти. Мы отдаем ему дань уважения, так как мы получили крещение от Константинополя, но административно русская церковь с середины XV столетия совершенна независима. Так что действительно в плане своей внутренней организации православие ближе к исламу, потому что мусульманская умма тоже не имеет жесткой централизации.

— Мне непонятно, в чем основное отличие православия от католиков и что вас объединяет? (Семен Николаев)

— Основное отличие в том, что с православной точки зрения в католицизме Папа Римский подменяет собой Христа. Согласитесь, если земной человек наделяется свойством непогрешимости, возникает вопрос: а зачем тогда Бог?

— Это его позже наделили таким свойством, а раскол-то произошел раньше.

— Это учение было принято официально в 1870 году, но до этого на протяжении многих столетий по факту оно уже существовало и имело распространение. Уже к середине XI столетия, когда западная церковь отделилась от восточной, претензии римского епископа на господство над вселенской церковью и стали, по сути, главной причиной разделения.

— Кстати, в Казани есть католическая церковь. Она была открыта после 2005 года. Вы удивились этому?

— Действительно, несколько необычны были обстоятельства ее открытия. Насколько мне известно, она была открыта в знак благодарности за передачу в Казань чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери.

— В России, наверное, не так много католических церквей?

— Думаю, что и не так мало. Может быть, не везде есть католические храмы — костелы, но, наверное, в каждом крупном городе есть община римско-католической церкви.

— Костел Воздвижения Святого Креста — это форпост католицизма в Казани, как считаете?

— В каком-то смысле, наверное, да, если учесть, что исторически русские немцы проживали несколько южнее — на территории нынешней Саратовской области, а в 1990-е и 2000-е годы в основной своей массе выехали на историческую родину. Впрочем, лучше спросить об этом настоятеля прихода отца Диогениса. Как бы то ни было, Казань — это столица Поволжья, и наличие здесь величественного костела, несомненно, подчеркивает весомый статус католической церкви в регионе.

— В католической церкви вы видите врага, конкурента, друга?

— Думаю, что в Татарстане ничто не должно препятствовать нашим вполне дружественным отношениям с католиками. Но вообще очень многое зависит от того места, где встречаются представители православия и католицизма. Если вы приезжаете в Западную Европу, то различия в вероучении и практике церковной жизни не воспринимаются как абсолютные. Более того, многие католики искренне помогают русской православной церкви, например, совершенно безвозмездно предоставляют свои храмы для совершения богослужений. Совсем другое дело — Западная Украина или Польша. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о неразрывной связи религиозной и национальной традиций. Сегодняшние события на Украине во многом имеют и религиозную подоплеку.

— Вы не считаете, что на Украине чувствуется рука Ватикана?

— Во многом, несомненно. Влияние Ватикана проявляется там в первую очередь в усилении позиций греко-католической церкви в традиционно православных областях — в так называемой левобережной Украине. Не так давно в Киеве, именно на левом берегу Днепра был построен кафедральный собор украинской греко-католической церкви. Это, очевидно, символический шаг, ведь левый берег традиционно всегда был православным.

— Католическая церковь — это же сила?

— Это очень серьезная церковно-общественная и церковно-политическая сила, с которой у православной церкви много общего, в том числе и общая тысячелетняя история. Но последнее тысячелетие было ознаменовано многими противоречиями. Но следует иметь в виду, что католическая церковь очень неоднородна: есть католические деятели, которые весьма дружественно настроены к православию, но есть и такие, которые занимают прямо противоположную позицию.

— Можно сказать, что православие и католицизм — это две параллельные линии?

— Пожалуй, что можно, хотя у нас много общих интересов, например, в социальной, научной и образовательной сферах. Но в плане богословия, в плане понимания ключевых вопросов духовной жизни, думаю, наши пути разошлись весьма далеко.

«УМЕЮ ЖИТЬ В СКУДОСТИ, УМЕЮ ЖИТЬ И В ИЗОБИЛИИ...»

— Почему в православных церквях такое пышное убранство, а служители РПЦ разодеты в золотом шитые одежды?! И в мечетях то же самое! Вы не считаете, что это мало вяжется с основными постулатами религии? Люди от вас слышат одно, а видят в церквях совсем другое. Вам не кажется, что и поэтому в том числе сегодня молодые люди уходят к ваххабитам? (Ильнур) Религия сейчас поставлена на коммерческую основу. Высшие духовные лица как среди православия, так и мусульман разъезжают на служебных джипах стоимостью несколько миллионов рублей в то время, когда немало людей влачат жалкое существование. А ведь Христос призывал к бедности. К чему такая показуха? И какой пример мы показываем? (Мифтах Сагиров)

— Хотел бы в этой связи напомнить об одном факте нашей истории. Когда киевский князь Владимир, ныне почитаемый как равноапостольный, выбирал веру для своего народа, он, как гласит предание, отправлял послов и к иудеям, и к мусульманам, и к христианам. Так вот окончательный выбор в пользу христианства был сделан именно под воздействием удивительной, неземной красоты храма Софии Константинопольской. Как сообщает летопись, послы князя Владимира, оказавшись в этом храме, не знали, где находились — на земле или на небе. То есть момент эстетического воздействия оказался решающим в духовном выборе!

Таким образом, в основе традиции благоукрашения храмов лежит идея свидетельства о горнем мире, о красоте и величественности жизни с Богом. Если рассматривать вопрос о том, на какие средства благоукрашаются храмы, то чаще всего это делается благодаря добровольным пожертвованиям верующих людей. Как правило, эти пожертвования делаются в качестве благодарности Богу за какую-то помощь в жизни. Мы не можем запретить людям выражать эту благодарность в тех формах, которые представляются им наиболее приемлемыми.

— Ну и строили бы на эти пожертвования больницы и школы!

— Могу сказать, что за последнее время в России построено большое количество церковных больниц, социальных учреждений и православных школ. Однако реализация подобных проектов лежит в церковно-общественной сфере, а иногда даже и в церковно-политической сфере. Иными словами, не всегда церковь, даже если у нее есть необходимые средства, способна одна решить вопрос создания больницы или школы. В этом смысле сделать прямое пожертвование на храм проще прежде всего для самих верующих: заказать оклад на икону, сделать иконостас, починить крышу, наконец. Но, повторюсь, в основе любого пожертвования лежит именно благодарность Богу за то или иное благодеяние.

— Но в вопросе читателя вопрос осуждаются не верующие, а церковь...

— Но ведь церковь — это не только священнослужители, но и миряне! Кстати, это тоже один из элементов, который отделяет православное учение от католического: согласно католическому учению, церковь делится на учащую и учащуюся, то есть на духовенство и мирян. Миряне практически не имеют права голоса при решении церковных, тем более богословских вопросов, соответственно, не несут и ответственности за эти решения.

Православная церковь такое учение не разделяет и исходит из того, что за судьбу церкви ответственность несет вся ее полнота, то есть все верующие вне зависимости от того служения, которое они исполняют. С этой точки зрения служением считается не только, собственно, священнослужение. Есть свои служения и у мирян. Например, материнство с точки зрения церкви — это тоже очень высокое и ответственное служение.

О духовном смысле традиции благоукрашения храмов я уже сказал выше, но при этом хотел бы отметить, что далеко не каждый храм может похвастаться богатым убранством: посмотрите, например, на сельские храмы, на деревянные церкви Русского Севера. Для христианина в вопросе об отношении к материальному богатству ключевыми являются слова апостола Павла: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:12-13). В греческих или сербских храмах вы, кстати, не увидите такого богатого убранства...

— Может быть, у них более чистая вера?

— Не знаю. Скорее всего, у них просто золота меньше (смеется)...

«ИДЕЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ТРЕНДОМ»

— Каждая религия призывают к добру, к любви к ближнему, но почему тогда религия не объединяет людей разной веры, а разобщает и даже делает их врагами?

— Давайте посмотим на этот вопрос с другой стороны: если распадаются семьи, разве мы должны ставить Господу Богу в вину, что он создал мужчину и женщину? По крайне мере у нас в Татарстане традиционно между мусульманскими и православными священнослужителями всегда были хорошие человеческие, дружеские отношения.

С другой стороны, и между единоверцами порой вспыхивают жестокие конфликты, свидетелями чему мы все сегодня являемся, наблюдая ситуацию на Украине. Нужно понимать, что любая религия предлагает некий свод духовно-нравственных требований — заповедей, но заповеди Божии — это своего рода дорожные знаки, указывающие нам путь, но пойдет ли человек этим путем, он должен решить сам.

— Ваша точка зрения: к Богу сколько тропинок — одна или несколько?

— Пути Господни неисповедимы, но, несомненно, о каждом человеке, который приходит в этот мир, есть особый замысел Творца. Согласно учению православной церкви, Господь благ, Промысл Божий является благим и всесовершенным, он устраивает все обстоятельства жизни человека наилучшим образом с точки зрения его духовной пользы.

Конечно, нам не дано знать всех глубин Промысла Божия. Но как православные христиане мы верим, конечно, и в благость Божию, и в премудрость Божию. Надо исходить из того, что Страшный суд Господь будет вершить на основании конкретных поступков человека и обстоятельств его жизни.

Благость Божия непостижима и неизмерима, и я думаю, что нам самим надо стремиться к этой благости, уподобляясь по мере своих сил Творцу, и не осуждать тех людей, которые, возможно, не разделяют наших убеждений, имеют другие взгляды.

Возможно ли, что в будущем основные религии объединятся и будет одна общая религия, которая возьмет все самое лучшее ото всех? (Дервиш)

— Это старая утопическая идея, в основе которой лежит синкретизм. Но я думаю, что такого формального объединения религий никогда не будет, эта идея по сути своей обречена на провал по многим причинам. Ведь религии живут благодаря не богословским изысканиям, а духовному горению простых верующих людей, для большинства из которых важна связь религии и национальной, семейной традиции. Иными словами, я делаю так, потому что так делала моя бабушка. Это и есть религиозная мотивация подавляющего числа приверженцев любой религии.

У идеи объединения религий, как и у любой другой идеи, могут быть и, наверное, есть свои последователи, как есть, например, любители эсперанто. Но как эсперанто никогда не станет общечеловеческим языком, так и идея создания единой общечеловеческой религии никогда не станет трендом общечеловеческой религиозности.

«В РОССИИ ДУХОВНЫЙ ПОДЪЕМ НЕВИДАННОЙ СИЛЫ»

— Можно ругать большевиков за то, что они разрушили церкви и мечети, но ведь и народ своих пастырей не защищал... Может быть, народ в основной своей массе отвернулся от духовенства по той причине, что оно слилось с властью и бизнесом?

— В этом суждении есть доля правды. До революции церковь была государственным институтом, почему во многом и подверглась репрессиям наряду с представителями царской власти.

— Как вы считаете, сегодня вера в России осталась?

— Если сравнивать с современным Западом, то несомненно. Наша страна за последние 25 лет пережила духовный подъем невиданной силы. Возможно, что-то не получилось, а что-то можно было бы сделать лучше. В эти годы мы шли во многом наощупь, часто не имея опытных духовных руководителей, совершая ошибки, допуская просчеты. Но надеюсь, что в очах Божиих очень многое покрывалось искренностью людей, стремлением возродить основы духовности, веры. В целом это были очень светлые, хотя и непростые годы. И этот процесс возрождения веры в душах людей в России проходил на фоне очевидного религиозного декаданса на Западе.

— А у вас есть объяснение, с чем это связано?

— Я считаю, что это связано практически с полной утратой традиционных христианских ценностей, благодаря которым Европа стала той Европой, которую мы знали еще не так давно, — с ее достижениями в культуре, технике, в сфере общественного устройства. Такое впечатление, что европейцы рубят сук, на котором они сидят (и сидят пока еще очень хорошо!), с упорством, достойным лучшего применения.

— Может, Европа стала технически передовой благодаря тому, что преодолела вековые традиции? Ведь в восточных странах, где по-прежнему сильно влияние религии, таких успехов нет.

— Ну это как посмотреть. Вообще-то недавно, если я ничего не путаю, совокупный объем ВВП стран БРИКС, где Индия и Китай играют значительную роль, превысил соответствующий показатель «Большой семерки». Да и Россия с Бразилией считаются весьма религиозными странами. Так что получается, что в стратегическом плане страны, сумевшие сохранить свою религиозность, оказываются лидерами мирового прогресса.

«ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТА — ЭТО РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА»

— Строится все больше церквей и мечетей, но становятся ли люди лучше и добрее? В чем причина? (Ришат Нурутдинов)

— Я знаю бесконечное множество случаев, когда искреннее обращение к вере заставляло человека измениться к лучшему, расстаться, например, с вредными привычками, вернуться в семью. Обратных случаев, когда отход от веры влиял бы на человека положительно, я, если честно, не знаю, как не знаю и того, что было бы с нашим обществом, если бы в последние годы многие люди не открыли для себя мир веры. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли наше общество в этом случае стало бы лучше. Косвенным подтверждением этого является опять же духовно-нравственная ситуация на Западе — она более чем плачевная.

— В чем все-таки смысл строительства все большего и большего количества мечетей и храмов?

— Смысл в том, что люди получают возможность через участие в богослужении, через молитву укреплять свои духовные и нравственные силы. Сам факт того, что в России, несмотря на все экономические сложности, строятся храмы, а в Европе эти храмы закрываются, говорит о многом — хотя бы о том, что людям в России небезразлично будущее их детей.

— Как считаете, антихрист уже пришел?

— Может быть, и пришел, я не знаю. В Евангелии сказано, что о времени пришествия антихриста нам не дано знать, только Господь об этом знает. Но церковь Христова с первых лет своего бытия живет мессианскими ожиданиями, то есть ожиданиями второго пришествия Христа, которому будет предшествовать приход антихриста. В этом смысле пришествие антихриста — это радостная весть для христианина, поскольку она означает близкую встречу со Христом.

«БИЗНЕС ONLINE» ЧИТАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

— Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?

— Читаю практически каждый день. Первое интервью в Казани я дал корреспонденту вашей газеты Татьяне Мамаевой — так началось мое знакомство с «БИЗНЕС Online». Воспринимаю ваше издание как авторитетный источник информации о политической, экономической и общественной жизни Татарстана. Поскольку я здесь живу и работаю, то, естественно, интересуюсь происходящим в республике. Ваше издание меня до сих пор меня не разочаровывало.

— Пожелания газете есть?

— Мне было бы приятно, если бы среди ваших постоянных авторов был и православный богослов или священнослужитель.

— Мы предлагаем вам вести свой блог в нашей газете. Думаю, нашим читателям будет интересен взгляд православного человека на события, происходящие в мире, стране и республике.

— Я с благодарностью принимаю ваше предложение, только прошу некоторое время, чтобы распределить свою нагрузку. Честно говоря, в последнее время я больше занимаюсь административными вопросами, но я люблю писать и скучаю по этому занятию.

— На хобби, спорт время у вас остается?

— Как я уже сказал, президент республики построил нам спортзал, и я уже мечтаю о том, как после рабочего дня буду заниматься в тренажерном зале, тягать штангу. Еще люблю кататься на лыжах — беговых и горных, поэтому с нетерпением жду зимы. Я слышал, что в Татарстане есть хороший горнолыжный комплекс.

Интересуюсь культурной жизнью. Познакомился с руководителем симфонического оркестра Александром Сладковским и со своей стороны содействую организации в Казани концерта видного церковного иерарха и композитора митрополита Волоколамского Иллариона. Надеюсь, что симфонический оркестр Республики Татарстан исполнит его произведения уже весной будущего года.

— Отец Евфимий, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!

— Спасибо «БИЗНЕС Online» за внимание к Казанской духовной семинарии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.11.2014 11:08

    Все-таки про Куликовскую битву автор ушел от ответа. Битва ,конечно была, но не в том месте и не по тем причинам, которые изложены в учебниках истории. А почему на иконе посвященнойй этой битве, на флагах с обеих сторон Спаситель?

    • Анонимно
      4.11.2014 13:25

      не только ушел от ответа,еще ловко выдал желаемое за действительное

      • Анонимно
        5.11.2014 09:46

        Куликовская битва несомненно важный вопрос. других то нерешенных вопросов не осталось.

  • Анонимно
    4.11.2014 12:05

    Хотелось бы обратить внимание игумена на то ,что вселенский храм уже существует и находится он в ст. Аракчино ,рядом с Казанью и построил его татарин-мусульманинВеликий Ильдар Ханов .Построил он этот храм по велению Исуса Христа..... Посетите этот храм ,может новые мысли придут ....

  • Анонимно
    4.11.2014 12:33

    Европа заняла передовые позиции в мире благодаря не христианским ценностям,а благодаря грабежу целых континентов.Маленькие страны типа Бельгии имели колонии в 50-80 раз больше сеья самой!!!Христианская Америка не только грабила Африку и Азию,но и миллионы людей превратила в рабов,вывезла на свои плантации.Вот и весь секрет успеха.Христианские священнослужители ничего против этого не имели,мало того,поддерживали работорговлю.Не надо создавать мифы.Православная церковь в Российской империи тоже не роптала против рабовладельчества,даже сама рабов имела,хотя и называла рабов по-другому.Если человек не имеет права уехать в другое место,он раб.Остальное-демагогия.

    • Анонимно
      4.11.2014 14:27

      Согласен с Вами, здесь игумен провалился. Европа на редкость жестокие и грабительские методы применяла для обогащения. Ну а позже стала намного гуманней и технически передовой как раз таки отказавшись от влияния католицизма. Но атеизм тоже тупик, что по нынешней гейропе видно.

  • Анонимно
    4.11.2014 13:35

    Куликовской битвы не было а было наведение ТЕНИ на ПЛЕТЕНЬ.В интересах РПЦ и поднятия духа патриотизма во время войны с турками.

  • Анонимно
    4.11.2014 14:00

    Уважаемый Игумен Евфимий, мне кажется Вы неудачно ответили на вопрос о семье. В Казани к этой теме относятся все же серьезней чем в легкомысленной Москве.

    • Анонимно
      4.11.2014 14:32

      А что именно вам не понравилось в ответе представителя церкви?

      • Анонимно
        4.11.2014 15:05

        В его ответе я не то что не увидел пропаганды семейных ценностей, но даже показалось некая безнадежность в этом вопросе, что близко к неверию. Дл удобства отдельно приведу отрывок из беседы:— Выбрав путь монаха, не жалели потом, что лишили себя многих житейских благ?— Если честно, глядя на многих своих сверстников, которые живут в миру, не пожалел. К сожалению, в наше время понятие семьи уже больше не отождествляется с благополучием — не только духовным, но и житейским. Счастливые семьи сегодня — исключение. В обществе практически утрачено христианское понимание семьи, и люди сами от этого очень сильно страдают...

        • Анонимно
          9.03.2015 18:14

          "К сожалению, в наше время понятие семьи уже больше не отождествляется с благополучием — не только духовным, но и житейским. Счастливые семьи сегодня — исключение. В обществе практически утрачено христианское понимание семьи, и люди сами от этого очень сильно страдают..." Как же все пессимистично изложено о семейном быте!!! Можно подумать, монашество отождествляется сегодня с духовным и житейским благополучием. Хотя .. споследним - вполне реально, а вот с духовным - надо еще потрудиться не хуже, чем в семье.

  • Анонимно
    4.11.2014 15:24

    Зачем нужна единая религия? Кто хочет иметь вместо Божественного разнообразия, отформатированный одинаково неудобный вариант? Это все равно что создать единственный фрукт или цветок. Даже если они вкуснейшие или красивейшие все равно захочется еще чего то еще.

    • Анонимно
      5.11.2014 11:41

      Вы религию с бабами не путайте, пожалуйста.Людям нужна единая Вера - четкое понимание Бога, и четкое понимание греха и наказания за него - за убийства, обман, мошенничество и т.д.А вот во что одеваться, что кушать, и какую музыку слушать - вот вам и религия. Она разная у разных культур и национальностей, просто потому что не могут люди за полярным кругом ходить в хиджабах и белых рубашках до пяток. Наказание за грех должно быть единое для всех людей. А внутренние нормы общества - это у каждой религии свое.

  • Анонимно
    4.11.2014 21:01

    Интересная статья!

  • Анонимно
    5.11.2014 08:11

    Спасибо за статью. Общение очень важно. Батрова явно не достаточно. Нужна общественная дискуссия, дружелюбный обмен мнениями верующих людей. Поэтому, как обычный человек-мусульманин, выражаю свою точку зрения. Сатана кроется в мелочах. В этой связи, правильно ли обосновывать вероучение заблуждениями предков, даже любимых нами бабушек (да пребудут они в раю). Нам нужно тщательней изучать вероучения друг друга, знать и понимать определения, заимствованные из других языков Священных Писаний, и их трактовок (арамейского, арабского, греческого, латинского). Не открою тайну, но, тем не менее, чувствую обязанность дать пояснения (хоть я не священнослужитель, но рядовой мусульманин, "отказавшийся" от двух высших светских образований в милость духовности). Мусульманин - это подчиненный Единому Богу. Бог Один, Он Един, Он не родил и не рожден, Никто и ничто не может равняться ему. Ислам - это вера в Единого бога, в Его Ангелов во всех Его Пророков, во все Его Писания. Мусульмане признали всех Пророков, включая последнего Божьего посланника-раба Божьего, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Единого Бога), и последнее Божье послание-Коран. Мир нам всем и понимание.

    • Анонимно
      5.11.2014 11:32

      Кто Вы и сколько Вам лет????Вы счастливы или у Вас жизнь не удалась????Вы самостоятельны или кто то Вам указал это написать?????

  • Анонимно
    5.11.2014 08:59

    Да, действительно хорошо что появляются статьи от наших православных лидеров. Интересней если Батров не один будет, хотя на данный момент он один из сильнейших спикеров и игумену надо бы подтянуться и глубже тему раскрывать, у нас в Татарстане (а в особенности на БО) народ искушенный. А так конечно же нам (думаю и татарам и русским) интересно слушать разные точки зрения, особенно от интеллигентных и знающих людей.

  • Анонимно
    5.11.2014 12:36

    Судя по риторике последнего времени!!!Вирус "Глобализация для всего мира"тронул и ЦЕРКОВЬ ХРИСТА.Которая начала продвигать тему единого БОГА.Священники РПЦ разного ранжира ОТ и ДОфилософствуют на эту тему охотно.Таким ползучим способом влияют на настроения людей других вероисповеданий, грубо говоря занимаясь откровенным ПРОЗЕЛИТИЗМОМ.Этим занимается именно РПЦ.Не знаю МОДЕРАТОР и эти вполне толерантные размышления может не пропустить.В последнее время антиисламская риторика захлестнула не только Российские СМИ но и СМИ ЗАПАДНЫХ странИдёт ТОНКАЯ ЛОБОВАЯ атака СМИ на ИСЛАМ.Все эти ИГИЛЫ на Ближнем востоке которые вообще не имеют отношение к ИСЛАМУ приписывают к ИСЛАМУ.Когда в Ирландии ТЕРРОРИСТЫ Христианской течения совершают преступления МИРОВАЯ пресса в том числе Российская не кричат на каждом шагу что это Террористы Церкви Христа.А как понимать негласный запрет на строительство МЕЧЕТЕЙ в Москве и Санкт-Петербурге где проживает не менее 2 млн. мусульман ????Я не разжигаю межрелигиозную рознь.Я излагаю ФАКТЫ.Как на эти факты ответит господин ЕВФИМИЙ????Или опять промолчит?????

  • Анонимно
    5.11.2014 13:10

    а от ответа на вопрос про дорогущие машины "духовных лидеров" он тоже уклонился...

  • Анонимно
    5.11.2014 14:49

    Приятный человек. Хоть татарин, но к священникам право славным тоже уважительно отношусь, это не националисты ОРК

  • Анонимно
    5.11.2014 15:33

    Может все-таки не так надо было статью назвать? Смысл же о другом!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль