Энергетика 
14.11.2014

Энергетики Татарстана ищут спасения у Дворковича

Большая часть электростанций республики оказалась выдавлена с федерального рынка энергомощностей

5 из 8 генерирующих станций Татарстана не прошли конкурентный отбор на 2015 год, проводимый системным оператором ЕЭС. Урон, который, по оценкам, понесут энергетики, весьма существенный — свыше 2 млрд. рублей. Единственный шанс избежать потерь — это получить особый статус «вынужденного генератора», который присваивает правительственная комиссия во главе с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем. Однако, как стало известно «БИЗНЕС Online», вчерашнее заседание комиссии закончилось ничем. Ситуация в очередной раз высветила трудное положение, в котором оказалась татарстанская энергетика.


Иван Грачев, как член комиссии Дворковича, выразил готовность «замолвить слово» за татарстанских энергетиков
Иван Грачев как член комиссии Дворковича выразил готовность замолвить слово за татарстанских энергетиков

«ДУМАЛИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЕМ»

Напомним, что в рамках оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) электростанции получают деньги за два товара — за саму электроэнергию и за готовность ее предоставить в случае пиковых нагрузок, то есть за поддержание генерирующей мощности в рабочем состоянии. Право получать плату за мощность дается не всем поставщикам, а только тем, кто пройдет конкурентный отбор (КОМ), который каждый год проводит системный оператор Единой энергосистемы (СО ЕЭС). Он собирает заявки всех поставщиков энергоресурсов, затем отбирает наиболее эффективные и дешевые предложения, формируя оптовую цену мощности, которую затем пропорционально оплачивают все потребители.

Итоги такого конкурса на 2015 год были подведены в конце сентября. Для энергетиков Татарстана его результаты оказались шокирующими: 5 из 8 генерирующих станций республики не выдержали конкуренцию с поставщиками электроэнергии из других регионов. Это две станции ОАО «Генерирующая компания» (казанская ТЭЦ-1 и казанская ТЭЦ-2), уруссинская ГРЭС, нижнекамская ТЭЦ-2 (принадлежит ОАО «Татнефть») и казанская ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-16»). Прошли через сито только заинская ГРЭС и нижнекамская ГЭС (обе станции входят в состав Генерирующей компании), а также нижнекамская ТЭЦ-1 (ТГК-16).

«Станции Генерирующей компании КОМ не проходили и ранее, потому что они реально дорогие, — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора Генерирующей компании Айрат Сабирзанов. — Но то, что не прошли Нижнекамская ТЭЦ-2 и Казанская ТЭЦ-3, — такое случилось впервые. Особенно поражает, что не прошла станция «Татнефти» (Нижнекамская ТЭЦ-2 ред.), где вводят два дополнительных блока, и вот эти новые блоки не отобраны!»

По его оценке, общий совокупный убыток энергетики Татарстана из-за непопадания в КОМ составит более 2 млрд. рублей. И это еще «повезло», что отбор был проведен только на год, а не на пять лет, как это предполагалось ранее, добавляет замдиректора Генерирующей компании.

По словам Айрата Сабирзянова, не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции будут претендовать на статус вынужденного генератора
По словам Айрата Сабирзанова, не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции будут претендовать на статус вынужденного генератора

Похоже, неожиданными оказались результаты конкурса и для других выбывших. Так, именно в конце сентября, когда стали известны результаты отбора, внезапно ушел на пенсию 60-летний директор Нижнекамской ТЭЦ Владимир Будилкин. Его сменщик на посту рулевого не назначен до сих пор.

В ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС» были уверены в том, что отбор пройдут, как и в прошлом году, когда станция вошла в квоту так называемых «дорогих» генераторов. «Это очень неприятно, что не прошли КОМ, думали, обязательно пройдем, — рассказал нашему изданию руководитель по работе на ОРЭМ Руслан Хабибуллин. — Стоимость заявили в пределах тех затрат, которые существуют у нас на сегодня».

СПРОС ПАДАЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ

Пострадал, впрочем, не только Татарстан. В целом по России объем «выпавших» мощностей на 2015 год, по данным СО ЕЭС, составил 15,4 ГВт, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. На Татарстан приходится чуть больше десятой части — у нас за бортом остались 1,67 ГВт мощности. А, например, в Ленинградской области — 2,7 ГВт, в Ростовской — 1,9 ГВт, в Мурманской — 1,4 ГВт и так далее.

Произошло это в основном по двум причинам. Во-первых, из-за тяжелой экономической ситуации в России СО ЕЭС скорректировал прогноз по энергопотреблению — вместо роста предвидится спад на 1,8%. А это порядка 5 ГВт. Во-вторых, что более существенно, вводится в эксплуатацию 7,3 ГВт новых мощностей. И подавляющая часть из них — по программе ДПМ (договоры на предоставление мощностей). Участники этой программы, напомним, из конкурентного отбора выведены — их мощности оплачиваются в рамках ОРЭМ в обязательном порядке по установленному при подписании договора тарифу.

А раз спрос падает, а предложение растет, выход один — «сократить число пайщиков». «Отлетели» все те, кто просто по уровню цены, предполагаю, был в хвосте. Экономика не растет так, как предполагалось раньше, до всех политических событий, и потребность в энергии не растет, как предполагалось раньше. И это не может не найти отражения в конкурентной ситуации по продаже мощности на рынке», — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» международный эксперт в области электроэнергетики Борис Механошин (в 2010 - 2012 годах он был технически директором холдинга «Межрегиональная распределительная сетевая компания»).

ПОЧЕМУ НАША ЭНЕРГЕТИКА ОКАЗАЛАСЬ В ХВОСТЕ?

Почему же татарстанские энергетики со своими ценами оказались неконкурентоспособными при отборе и позволили себя выдавить? Первая причина очевидна — предельный износ и моральное устаревание татарстанских энергомощностей. Две казанские ТЭЦ Генерирующей компании построены в 30-х годах прошлого столетия, а благополучными до последнего времени считались ТЭЦ-3 (1968 год запуска) и Нижнекамская ТЭЦ-2 (1980 год). Итоги конкурсного отбора показали, что и они в своем нынешнем состоянии не отвечают требованиям рынка.

О второй причине кризиса татарстанской энергетики «БИЗНЕС Online» писал неоднократно. Эта та самая программа ДПМ. В рамках этого механизма в стране планируется до 2030 года ввести 40 ГВт новых мощностей. Программа реализуется в 44 регионах РФ и оценивается в 5,4 трлн. рублей. Однако Татарстан в число регионов, которые получают гарантированный возврат инвестиций, не вошел — проект распространялся только на структуры, возникшие на базе РАО ЕЭС, куда «Татэнерго» не входило. В результате только в 2013 году татарстанцы инвестировали в другие регионы порядка 11 млрд. рублей, в 2014 году — уже 17 миллиардов. А до 2027 года потребители республики профинансируют создание энергомощностей за пределами Татарстана на 161 млрд. рублей.

«Если нам не платят, зачем нам тогда нужен этот оптовый рынок? Если оптовый рынок нам невыгоден, значит, мы могли с него уйти, конечно, юридически это оформив», — с негодованием комментировал эту тему на прошлогодней коллегии минэкономики и минпромторга президент РТ Рустам Минниханов.

В 2011 году программа ДПМ была свернута — поезд ушел. Но Татарстану все же удалось запрыгнуть на подножку — структуры Виктора Вексельберга переуступили Генерирующей компании право ввести в рамках ДПМ новые блоки на казанской ТЭЦ-2 и Елабужской ТЭЦ общей стоимостью порядка 20 млрд. рублей. Эти проекты пока находятся в стадии реализации, но и они по сравнению с цифрами, приведенными выше, — слабое утешение.

Не войдя в систему ДПМ, республика пошла своим путем — путем передачи энергоактивов крупным потребителям в обмен на обязательство их модернизировать. Так, «Татнефть», которой досталась Нижнекамская ТЭЦ-2, инвестирует в ее модернизацию порядка 10 млрд. рублей. Примерно столько же вкладывает ТАИФ, который на казанской ТЭЦ-3 строит газовую турбинную установку мощностью 389 МВт. Проблема, однако, в том, что стоимость модернизации ложится в тариф, а он вне тех нерыночных льгот, которые дает ДПМ, оказывается неконкурентоспособным.

ВСЯ НАДЕЖДА НА ДВОРКОВИЧА

Пролетевшие мимо кассы энергокомпании выход видят в одном — получить статус вынужденного генератора. Его получают станции, которые не могут быть выведены с рынка, так как помимо выработки электричества обеспечивают теплоснабжение потребителей, либо от них зависит энергобезопасность региона. Для таких станций устанавливается спецтариф на мощность, действующий два года. По словам Сабирзанова, на этот статус попытаются претендовать все не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции.

«Нам деваться некуда, другого варианта нет. Надеемся, что пройдем, потому что мы же не можем оставить город без тепла, — подтвердил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе на ОРЭМ ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Александр Доброхотов.

С ним солидарен и его коллега с Уруссинской ГРЭС Руслан Хабибуллин: «Все теплоснабжение поселка Уруссу завязано на нашей ГРЭС. Если откажут в режиме вынужденной генерации, для нас это будет очень большой потерей. Станция не только станет убыточной, она может встать. Но я думаю, что такого не допустят, потому что у нас население — 10 тысяч человек».

Все эти надежды обращены к правительственной комиссии по развитию электроэнергетики под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Но далеко не факт, что она пойдет навстречу. По информации «БИЗНЕС Online», заседание состоялось вчера, но вопрос был признан сложным, поэтому решение отложили до следующей недели.

Есть у татарстанских энергетиков и еще один, правда, довольно призрачный шанс отыграться. Компания «Лукойл-Волгоградэнерго» обратилась в суд с требованием признать итоги КОМ на 2015 год недействительными. В качестве обеспечительной меры суд заморозил ситуацию, запретив заключать договора с победителями отбора. «Если вопрос с признанием итогов КОМ не будет решен в ближайшее время, работа рынков электроэнергии и мощности будет парализована», — комментировал эту ситуацию в середине октября председатель правления НП «Совет рынка» Максим Быстров.

ГРАЧЕВ: «КОЛЛЕГИ, ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ ЗАРАНЕЕ»

Председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев с удивлением узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online», что татарстанские компании оказались в такой неприятной ситуации и намерены просить вынужденный статус. «В 2012 году ко мне обращались с аналогичной проблемой, — напомнил он (Генерирующая компания попросила думского лоббиста татарстанских энергетиков помочь Казанской ТЭЦ-2, которую хотели отлучить от оптового рынка мощности; тогда Грачев пояснил, что в КТЭЦ-2 вложены огромные средства на модернизацию и «отбивка» этих денег серьезно влияет на стоимость вырабатываемой электроэнергии, поэтому оптовый рынок и не принимает ее продукцию), — и у Дворковича на комиссии вопрос решили. Нынешней весной я говорил: «Коллеги, обращайтесь ко мне заранее». Но обращений не было. Поэтому детально понять, кому и что нужно, довольно трудно», — сокрушался в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Грачев. Тем не менее он как член комиссии Дворковича выразил готовность замолвить слово за татарстанских энергетиков.

При этом Грачев подчеркнул, что в том числе и на примере татарстанских компаний мы наблюдаем противоестественность выстроенной в России электроэнергетической системы: «Механизмы системы ценообразования уродливые, они в принципе не стимулируют обновление мощностей. Эти фантастические представления о том, что рынок все разрулит, привели к куче никому не нужных ходульных механизмов, в том числе предоставления режима вынужденной генерации... Надо начинать с признания реформы провальной, что очевидно любому практику, потом — определить, как ее перереформировать, а далее смотреть, что на себя государство возьмет в части инвестиций, как сделать так, чтобы не пострадал потребитель. Но этого делать не хотят».

Кто несет ответственность за отставание татарстанской энергетики? (14.11.14-15.11.14)
29%Не справляется нынешнее руководство отрасли
20%Во всем виноваты Чубайс и федеральные власти
44%Причины были заложены, еще когда всем рулил Ильшат Фардиев
7%Татарстанская энергетика на подъеме, все будет хорошо
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (139) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.11.2014 08:10

    Меньше жадничать надо! Такой обираловки, как в у нас нет нигде.

    • Анонимно
      14.11.2014 08:56

      Прошли тучные времена, сейчас сразу становится ясно, кто что делал, и на сколько эффективно в кресле сидел. Было много денег - никто не шевелился, а сейчас как-то поздно пирог резать - поезд промчался мимо.Конкурентоспособность местных товаров? - если в РТ во всех вопросах такая "победа", то при подобных тарифах у производителей не будет никакой конкуренции с соседними областями. Так и будут бабосы из РТ утекать, а руководство будет стараться сюда их привлечь. Пора шерстить кадры - самое время.

    • Анонимно
      14.11.2014 15:40

      Разруха в головах топ-менеджеров генерирующей и ничего с этим не поделаешь

  • ДеД
    14.11.2014 08:22

    Пока гром не грянет...А раньше чем руководство энергокомпаний думало? :(

    • Анонимно
      14.11.2014 09:37

      О чем думало? О том, что структуры Вексельберга как говорят в наших просвещенных интеллигентных кругах, кинет татарстанских энергетиков.

  • Анонимно
    14.11.2014 08:28

    Тарифы сбавьте и все будет хорошо. Довели население до того, что уже каждый киловатт считают.

    • Анонимно
      14.11.2014 08:56

      А как боролись за независимость от России в энергообеспечении! Хотели как лучше, а получилось как всегда.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:08

      Ну и считают, ну и что? Во всем мире этим занимаются.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:08

      И это правильно - считать нужно каждый киловатт

  • Анонимно
    14.11.2014 08:28

    Системно надо мыслить. В СССР была ЕДИНАЯ энергосистема, для населения были одни плюсы в виде перекидывания свободных мощностей из одной части страны в другую, цена была символической. Сейчас СИСТЕМУ раздербанили по сотням собственников, создали т.н. рынок, и каждый сидит на своем участке. Цену не снижу, одни убытки считают, другие сверхприбыли. Рыночная экономика губительна т.к. цель ее извлечение прибыли, а не обеспечение жизнедеятельности населения, как в СССР.

    • Анонимно
      14.11.2014 08:37

      Глаза то распахните, у нас и нет рыночной экономики, у нас как в СССР: централизованное управление и распределение ресурсов всем и вся.

      • Анонимно
        14.11.2014 08:57

        Вы видимо в параллельной реальности живете

      • Анонимно
        14.11.2014 15:53

        И не только у нас. В США тоже монополия среди генерирующих и доставляющих энергию. Там тоже одни монополисты

    • Анонимно
      14.11.2014 08:47

      да надоели уже с Советской империей, прошло уже, все нет ее. Нужно дальше жить и развиваться, в стране в экономике развалины.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:18

      Сколько лет нужно вам, чтобы лично убедиться в неэффективности советской экономики? Все остальные за 70 лет убедились вроде!

      • Анонимно
        14.11.2014 09:44

        Видимо очень забавно так считать,доедая остатки советской экономики.Раньше тепло ничего не стоило,от ТЭЦ и даже приходилось платить штрафы за его недобор.Тепло -это охлаждение,побочный продукт при выработке электроэнергии и его стоимость уже заложена в тарифах на электричество.А ныне это отдельный продукт ,за который еще и платить нужно,очень эффективная экономика получается для отдельных карманов,куда уж советской тягаться

        • Анонимно
          14.11.2014 12:13

          Раньше и девки были красивее, солнце краше. Тепло должно чего то стоить! так сейчас в э/э ничего не "сидит". Пример стоит деревообрабатывающий завод! Я закупаю лес на выходе продаю два товара доски и опилки(отходы) и продаёт оптовикам. Тут оптовики говорят нафиг нам твои опилки это отходы производства значит отдавай их задаром! При неизменной цене покупки леса придётся поднять цену на доски, опилки отдавать бесплатно! Так же собственно и тепло.

          • Анонимно
            14.11.2014 13:43

            Конечно радиаторы и охлаждающая жидкость имеют цену,но оплачивая бензин для авто вы не оплачиваете его по частям-за ехать и обогрев воздуха.Следуя вашей логике электроэнергия должна стоить зимой меньше,чем летом,летом за тепло никто платить не будет.С опилками пример не удачный,их цена всегда включена в стоимость доски(как и утилизация тепла на станциях) и если их кто-то покупает,то это дополнительный бонус,а не обычная проблемма для переработчиков.

            • Анонимно
              14.11.2014 15:19

              Зимой электроэнергия стоит дешевле это факт! не заплатив за тепло! Вы заплатите эту же сумму уже в электрике вот что я хочу сказать! Тоесть баланс затрат по газу=сумме выручке от тепла и электроэнергии+10 рентабельность! Исключив один из компонентов(приравняв выручку по теплу 0) вы увеличите объем от электрики(соответственно стоимость э/э)! Ваш пример по обогреву салона автомобиля не переменим, а если это автобус и тепла от двигателя уже не хватает тогда вы будете дополнительно жечь топливо для обогрева салона! И опять же баланс сведется стоимость бензина на затраты на путь и затраты на тепло!( очень показательно обогрев ж/д вагонов)

        • Анонимно
          15.11.2014 08:14

          Учите матчасть. ТЭЦ в первую очередь работают на крупных промышленных потребителей острого пара. В случае Казани - это оргсинтез, нефис тд. При комбинированной выработке электричество всегда является побочным продуктом.

          • Анонимно
            16.11.2014 11:16

            О как теперь оказывается.При производстве пара теперь электричество вырабатывается,это что за новый тип машин и почему с населения, за утилизацию побочного продукта-электричества,денюжку дерут,а не приплачивают?С такими специалистами видимо недолго ждать полной разрухи

  • Анонимно
    14.11.2014 08:30

    Вот и местную энергетику подвинули. Власть как вода-утекает сквозь пальцы.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:51

      Правильно говорит Минниханов, не нужет Татарсану Такой рынок, который ущемляет интересы Татарстана. ДПМ были для всех, кроме Татарстана. Привелегии для станций Русгидро и Росатома, а для остальных рынок, которые разделили КЭС Холдинг, ИнтерРАО и Газпромэнергохолдинг, а остальным объедки с барского стола. Если они уничтожат Татарстанскую энергетику, то цены станут такими, что мама не горюй. Тепло будем покупать не от дешевых ТЭЦ, а от котельных, электричество будет течь из центра и урала тоже по другим ценам.

  • Анонимно
    14.11.2014 08:30

    У нас вроде как снижение потребления элэнергии по стране, при рынке это приводит к снижению стоимости киловатта, у нас же он растет.

    • Анонимно
      14.11.2014 10:27

      Странная логика. Вы не задумывались, что чем меньше единиц товара, тем он дороже? А чем массовее, тем дешевле. Оптом, товар с большого конвейера всегда дешевле.

      • Анонимно
        14.11.2014 12:35

        Только не в случае с энергоресурсами. Здесь структура затрат остается относительно неизменной, невзирая на количество потребления.

    • Анонимно
      14.11.2014 11:06

      У нас любое изменение на рынке ведет только к росту цен. Как при любых колебаниях цен на нефть цена на бензин только растет

      • kaz_orphan2
        14.11.2014 23:48

        Логично же. Если нефть дорожает, то и бензин дорожает. Если нефть дешевеет нужно чем то компенсировать выпадающие доходы.

        А в целом - иначе и быть не может, если мы потребляем больше чем производим.

    • Анонимно
      14.11.2014 11:55

      Помнится несколько лет назад на одном из ТЭЦ за бугром купили б/у турбину по цене новой. Помпезно все это происходило: инновация, развитие и т.д. На практике оказалось, что турбина практически выработала свой ресурс. Вот так ..- Кто-нибудь вспомнит подробности?

  • Анонимно
    14.11.2014 08:36

    а набережночелнинская тэц где?

  • Анонимно
    14.11.2014 08:41

    Странно, а где НЧ ТЭЦ (ТЭЦ Камаза)?

    • Анонимно
      14.11.2014 09:19

      Странный вопрос. Вы хотите, чтобы и ТЭЦ Камаза была в списке непрошедших КОМ?) Раз ее в статье не упоминают, наверное, с ней все хорошо.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:26

      Набережночелнинская ТЭЦ входит в структуру Генерирующей компании, посмотрите не сайте Генкомпании, она заявлена как филиал компании.

      • Анонимно
        14.11.2014 09:41

        Набережночелнинская ТЭЦ, Нижнекамская ТЭЦ-1, Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС прошли КОМ.

  • Анонимно
    14.11.2014 08:41

    Сами виноваты. Недавнюю историю с ночным тарифом достаточно вспомнить. Сейчас если население поооловно перейдет на светодиоды вообще кирдык будет.срижайте цены и все у вас будет хорошо

    • Анонимно
      14.11.2014 08:49

      ВЫ грамотей))))) ведь у нас 90% электроэнергии лампочки потребляют))))

      • Анонимно
        14.11.2014 09:53

        Поставил светодиоды, потребление сократилось в 4 раза. Вот и посчитайте, какую долю рынка занимает население и поделите ее на 4. А если еще и на предприятиях перейдут на освещение светодиодами, то потребление существенно рухнет.

        • Анонимно
          14.11.2014 10:19

          дилетант- одним словом! население(и потребители приравненные к ним) потребляет около 9-11% от всей выработки . Доля э/э отнесенная на свет для средней квартиры около 30 % иначе говоря поставив все светодиоды в своих квартирах потребление снизится на 3 %.

          • Анонимно
            14.11.2014 13:12

            Проверьте все это на практике, а не в теории. Платил 800 рублей в месяц, сейчас чуть более 200.

        • Анонимно
          14.11.2014 10:19

          Я тоже поставил светодиоды! Подтверждаю, что снижение потребления в 4 раза + освещение человеческое!

          • Анонимно
            14.11.2014 10:33

            В светодиодах спектр излучения узковат - глаза устают в монохроме все видеть ..

            • Анонимно
              14.11.2014 13:11

              Глаза устают только первую неделю

              • Анонимно
                14.11.2014 15:21

                Я тоже буду маргарин вместо масла есть! ну и пусть что вкус не тот, за то дешевле и калории те же!))))

  • Анонимно
    14.11.2014 08:51

    Бардак в энергетической отрасли виден невооруженным взглядом - должен быть гос.монополист в данной отрасли, а не кучка ребят тянущих каждый в свой карман.

  • Анонимно
    14.11.2014 08:55

    у Камаза ТЭЦ нет. Как скоро и не будет самого Камаза.

  • Анонимно
    14.11.2014 08:59

    Скоро частный сектор начнёт переходить на ветер и солнце, выхода не останется.

    • Анонимно
      14.11.2014 09:54

      Уже переходит, правда пиндосовское оборудование с доставкой, стоит гораздо дешевле, чем наше.

    • Анонимно
      14.11.2014 10:21

      Нет, не перейдет. Я считал для себя. Самая большая проблема в аккумуляторах. Их нужно много (особенно зимой), они очень дорогие и раз в 5-7 лет их нужно менять. Внедренцы таких систем утверждают, что 1кВтч, пропущенный через аккумулятор, т.е. зарядить/получить, стоит 10 руб. Еще раз, стоимость 1кВтч - 10 рублей. Это только на аккумуляторах. Т.е. это в принципе не окупается НИКОГДА.

      • Анонимно
        14.11.2014 11:03

        Технологии в этой области уверенно бегут вперед (в "загнивающей" Европе и США), так что скоро будет другая себестоимость. 5-10 лет пролетят незаметно.

        • Анонимно
          14.11.2014 11:08

          Я лично был бы рад. Но, к сожалению, в перспективе лет на 25, стоимость "аккумуляторной" ЭЭ вряд ли упадет более чем на 25-30%. А это все равно ОЧЕНЬ дорого.

          • Анонимно
            14.11.2014 12:28

            Говорят, товарищ Маск в проклятущщей Америке ведет строительство огромного завода по производству батарей нового поколения для своих Тесл, поживем-увидим, осталось недолго.

        • Анонимно
          14.11.2014 11:08

          И будем закупать там, а идиоты у руля будут ставить ввозные пошлины, а люди все равно начнут переходить на "альтернативу". Человек всегда стремиться сделать так, как ЕМУ лучше, вот чего красные теоретики-утописты никогда не поймут.

      • Анонимно
        14.11.2014 11:27

        Ну тогда нас спасёт генератор Росси, очень надеюсь что это не "фейк".

        • Анонимно
          14.11.2014 11:39

          Переходите сразу на вечный двигатель.

          • Анонимно
            14.11.2014 12:34

            Ну когда-то на изобретателей парового двигателя смотрели как на чудаков, а тех кто заявлял что можно двигаться со скоростью выше 30км час, вообще за сумасшедших считали, так что ваш сарказм отдаёт средневековьем.

            • Анонимно
              14.11.2014 13:40

              Появление парового двигателя не сопровождалось многолетними обещаниями сделать такой чудо-двигатель и сомнительными экспериментами. Его взяли и сделали.

              • Анонимно
                14.11.2014 14:01

                Да неужели? Практически любое изобретение сопровождалось и сопровождается десятками неудач. Просто раньше интернета не было, чтобы мусолить каждую неудачную попытку. А обещаний было предостаточно и раньше.

        • kaz_orphan2
          15.11.2014 00:05

          Все же очень просто. Достаточно посмотреть счета которые Росси оплачивает за электричество.

          • Анонимно
            15.11.2014 12:46

            Пусть генератор Росси "утка", но посыл-то он даёт ясный - углеводородная энергетика на закате, цель автономная энергия. Погуглите, тысячи людей заняты магнитными и т.п. "вечными" двигателями, многие исходят с позиций теории эфира, а не теории относительности. В конце концов у кого-то да получится.А сетевая энергетика как я считаю, должна быть готовой, т.е. конкурентоспособной, а пока что она, наоборот, только стимулирует к созданию конкурентной энергетики.

  • Анонимно
    14.11.2014 09:01

    Вопрос:Зачем .....тогда ФИШ трогали?!!!!

    • Анонимно
      14.11.2014 10:56

      Трогали чтобы на него все свалить.

    • Анонимно
      14.11.2014 16:05

      Кому то это было нужно. Но трюк не удался. Канат порвался и все летит не в нужном направлении.

  • Анонимно
    14.11.2014 09:05

    Федеральные власти создали условия, когда старая генерация выдавливается с рынка. Это должно стимулировать ввод новых мощностей и останов старых блоков. Ситуация, когда на КТЭЦ-2 работает (или еще недавно работал) блок поставленный по Ленд-лизу, абсурдна. По-моему всё правильно. Ну нельзя вечно работать на этом старье. Другой вопрос, откуда взять финансирование. Была бы к месту масштабная федеральная программа, но у нас ведь олимпиады важнее.

    • Анонимно
      14.11.2014 10:24

      Финансирование? У каждого предприятия есть статья амортизационные отчисления, за такое количество лет использования оборудования (даже за постсоветский период) можно было бы и накопить на модернизацию данного оборудования + были гос. программы, которые субсидировали модернизацию (в бытность РАО ЕЭС, которые пролоббировали эти программы), только вот наши "товарищи" проморгали, так как некому делать проекты по модернизации (инвест. проекты). А теперь опять деньги из бюджета клянчить будут?

      • Анонимно
        14.11.2014 10:58

        Татэнерго никогда не относилось к РАО ЕЭС так что не надо сплетен товарищ!

      • Анонимно
        14.11.2014 11:01

        Энергетика долгие перестроечные годы была "дойной коровой". Тарифы всегда были такие, что бы только работало. Кроме того, большую часть амортизации съела перестройка, инфляция и т.д. Там очень длинный цикл, а в нашей стране все слишком не стабильно.

    • Анонимно
      14.11.2014 16:09

      Опять дождь виноват. Вас друзья как не садитесь, все ж в музыканты не годитесь

  • Анонимно
    14.11.2014 09:13

    Зато члены СЕМЬИ в Форбсах и в начале списков первых богачей РТ и РФ.

  • Анонимно
    14.11.2014 09:21

    Мдаа... Вот надо чем было заниматься, а не искать фантастические точки роста

  • Анонимно
    14.11.2014 09:24

    Ждите повышение цен на электричество и тепло

  • Анонимно
    14.11.2014 09:28

    Скоро я приду а ген компанию и наведу там порядок

  • Анонимно
    14.11.2014 09:48

    Чубайс.

  • Анонимно
    14.11.2014 10:09

    Не зря Есенин плакал по поводу того, что Россией управляют троцкие. Бедная страна, расхищаемая ими

  • Анонимно
    14.11.2014 10:21

    Надо строить генерацию!

  • Анонимно
    14.11.2014 10:36

    Да в Татарстане самые высокие тарифы на все и налоги самые высокие чем в других регионах России. Нашим чинушам все мало. Но энергетики они на нас этот убыток и закроют.

    • Анонимно
      14.11.2014 11:01

      не надо лукавить, цены везде примерно одинаковые ссылка http://www.ais.np-sr.ru/information/IASE_0V_R66_CONSUMPTION#0/66/CONSUMPTION

  • Анонимно
    14.11.2014 10:48

    Азат ДА-га, вот почему он лампы накаливания проталкивал населению, чтобы загрузить местные генерирующие компании, цены у которых по максимуму, а ещё народный депутат называется.Как бюджет осваивать, там мы впереди России всей – даже Челябинская область в этом на нас ровняется - а как конкуренция, так ор, все не правильно и заговор. А руководители все те же , из клана, только местами меняют.Татэнерго кого там спонсирует , Рубин? Ну и как, есть польза от вложений? А еще Грачев жалуется , на уродливую схему, при которой не обновляются мощности.

    • Анонимно
      14.11.2014 11:59

      Правильно было бы спросить так: "Татэнерго через кого там "спонсирует", Рубин? "

      • Азат Д
        14.11.2014 17:18

        Может теперь и не напрямую, а через рекламу. Всегда удивлялся их рекламе на стадионеэ. Зачем «Татэнерго» себя рекламировать?

  • Анонимно
    14.11.2014 10:54

    Ну очень большой пламенный привет вам от Татарской атомной электростанции и жителей Камских Полян.

    • Анонимно
      14.11.2014 15:50

      Так может это как раз реализация медведевского плана постройки атомной станции в Камских Полянах, которую пока заморозили на начальной стадии строительства? Дескать сами захотите её построить ,если без нее энергия будет дорогая. А Дворкович как раз из медведевской команды.

  • Анонимно
    14.11.2014 10:55

    БО надо прикинуть какие статьи писать! на данный момент самые обсуждаемые всегда энергетика! Спасибо материал хороший!

  • Анонимно
    14.11.2014 11:14

    В Татарстане в пост советское время,да и сейчас ни в правительстве,ни в мериях не было и нет компетентных специалистов,которые квалифицировано курировали бы энергетику Республики.Руководство "татэнего" успакаевало и усыпляло лозунгами;-флагман энергетики...,самое мощное в РФ и Европе,самодостаточное,избыточное и т.д.,мало,что вкладывая в развитие. Развал энергетики был предрешен,настоящие энергетики были не услышаны и даже вытеснены. Пожинаем плоды.А ведь был девиз:"Руководить значит предвидеть"

  • Анонимно
    14.11.2014 11:36

    Однако Татарстан в число регионов, которые получают гарантированный возврат инвестиций, не вошел — проект распространялся только на структуры, возникшие на базе РАО ЕЭС, куда «Татэнерго» не входило. В результате только в 2013 году татарстанцы инвестировали в другие регионы порядка 11 млрд. рублей, в 2014 году — уже 17 миллиардов. А до 2027 года потребители республики профинансируют создание энергомощностей за пределами Татарстана на 161 млрд. рублей.-по моему такое шулерство надо решать в Европейском суде. Почему мы должны спонсировать частные компании от РАО ЕЭС или пусть эл.сети в РТ возвращают под юрисдикцию РТ. И вообще столько денег уходит в центр(в разные фонды благосостояния, акцизы на нефть и т.д.)-пусть они планово(хотя бы в процентном соотношении) возвращались в РТ, сейчас разрабатывают программу по импортозамечению, так пусть пару десятков заводов построят и в РТ.

    • Анонимно
      14.11.2014 11:48

      ".. сейчас разрабатывают программу по импортозамечению, так пусть пару десятков заводов построят и в РТ".Боюсь, что на местах кто-то удащно прососется к проекту и тем самым увеличит себестоимость продукта. В Москве, видимо, это понимают ..

  • Анонимно
    14.11.2014 11:44

    Проблема, однако, в том, что стоимость модернизации ложится в тариф, а он вне тех нерыночных льгот, которые дает ДПМ, оказывается неконкурентоспособным. - как раз все наоборот ДПМ - это нерыночный механизм, подразумевающий очень высокую цену для потребителя, который обязан купить мощность, по цене в 5 - 6 раз выше рыночной, для того чтобы ген компании вернули вложенные деньги на строительство. А нижнекамская ТЭЦ-2 и ТГК-16 вкладывают заемные деньги, которые им кроме рынка ни кто не вернет. Можно вернуть только через цену КОМ, с которым их успешно "прокатили" более ушлые конкуренты.

    • Анонимно
      14.11.2014 14:42

      Ровно то же самое и говорится в статье.

      • Анонимно
        14.11.2014 15:51

        А я прочитал в статье обратное. Согласен с тем, что у НКТЭц-2 и ТГК-16 проекты должны окупаться за счет рыночных механизмов долго и мучительно, а ГК будет окупать проект за счет высоких цен на мощность по ДПМ, где опять прокатили нас, потребителей

        • Анонимно
          17.11.2014 15:21

          ГК просто отбила часть ДПМ, который Вы так и так бы оплачивали, только в другом регионе.

  • Анонимно
    14.11.2014 11:45

    Чего так разволновались? Ну, не будут давать денег энергетикам Татарстана из Москвы. Ну, перестанут работать некоторые энергостанции в республике. И что? Будем покупать энергию у других, к которым более благосклонна Москва. Как пишут, это даже будет дешевле. Так в чем проблемы-то? Или, если не сможем купить энергию, будем производить у себя, но в два раза дороже. Вот, если не сможем купить дешевле, а у самих не будет мощностей для генерации, то да, вот тогда проблемы. Ну, тогда надо будет обвинять Москву за ее политику в области поддержки энергетики. Что могут наши из Татарстана сегодня сделать? Бегом в Москву с чилобитной, в ноги упасть и просить. А зачем? Пока мы живем в едином экономическом пространстве и Москва определят в ней политику и правила. Не хотят давать денег и развивать энергетику в Татарстане, значит на это есть указание свыше. Развалиться энергетика, и что? Думаю, цель тут более чем ясна. Надо все более или менее свободные энергетические мощности, имея в виду те, которые еще не принадлежат московским группировкам, пристроить по своим из Москвы. Так и будет созданы большие энергетические компании. Вот и отжимают энергетиков Татарстана. Потом отожмут Татнефть, да и все остальные лакомые куски из экономики Татарстана. Проще отжать, чем что-то новое строить. Когда отожмут, все будет о"кей. Упс

    • Анонимно
      14.11.2014 13:07

      Вы правы их жадность и жлобство причина всех бед, в том числе и возможного распада страны.

  • Анонимно
    14.11.2014 11:51

    Собственную параллельную энергосистему делать.

  • Анонимно
    14.11.2014 12:08

    Малая энергетика спасет! В разы дешевле производство, стабильно и свое! Мы этим занимаемся. Не реклама, а реальность.

    • Анонимно
      14.11.2014 15:27

      У меня дома бегает хомячок и крутит генератор! Скажите пожалуйста отношусь ли я к малой энергетике? И сколько я могу заработать на этом если средняя мощность хомячка 8 Вт?

      • Анонимно
        14.11.2014 16:00

        Предлагаю Татэнерго перейти к инновациям и совместно с минС/Х разработать и внедрить эти баНАНОтехнологии в большую энергетику!

      • kaz_orphan2
        15.11.2014 00:31

        С учетом количества офисных хомячков в целом по стране... никаких генераторов росси не нужно

      • Анонимно
        17.11.2014 08:15

        завести пару млрд. хомячков и выходить на Российский энергорынок

  • Анонимно
    14.11.2014 12:42

    Это давление за отказ от АЭС?

  • Анонимно
    14.11.2014 12:55

    А если Дворкович заболеет и не будет выходить на работу ,то все рухнет что ли? Школьник.

  • Анонимно
    14.11.2014 13:03

    Плоды отсутствия суверенитета у Татарстана. Теперь ТЭЦ разорят и возьмут москвичи по дешевке. Основная причина в том что жадность москвичей безгранична.

  • Анонимно
    14.11.2014 13:32

    Статья получилась однобокая. Одни молодцы - получили ДПМ. Другие вроде как халявщики. А деньги в ДПМ по Вашему откуда беруться, с Марса? В конечном раскладе за всё платим мы, обычные потребители.Вот мол газ покупали через лево и т.д. Кто то думает что система изменилась? Почему тогда некоторые строят за такую цену, что она в два раза выше получается чем на соседней стройке?

    • Анонимно
      14.11.2014 15:20

      2 года назад еще БО написал, что закупка газа для всей энергосистемы - жульничество в чистом виде. С тех пор ничего не изменилось. Так и жучат миллиарды и прикрываются суверинитетом...

      • Анонимно
        14.11.2014 21:00

        Если б не было суверинитета, то в данном случае был бы перерасчет и этот миллиард вернули бы населению, как в любом другом регионе

  • Анонимно
    14.11.2014 15:06

    Тариф на тепло в Москве 1172 руб/ гкал, в Казани у ГК 1380! Эффективные манагеры Минстроя рулят!

    • raf
      14.11.2014 18:01

      "Тариф на тепло в Москве 1172 руб/ гкал, в Казани у ГК 1380! Эффективные манагеры Минстроя рулят!"Если начал обзванивать русский алфавит,то дочитывай до "Я".Весь Татарстан работает на Москвабад.Точнее напишу,разница в цене,что ты описал,пречисляется по вышестоящей.

    • Анонимно
      17.11.2014 12:45

      А в Альметьевске РТ почти 1800 руб. Заложены прибыли местных и казанских чиновников.С 2010 по 2013г подняли с 607 руб до 1800руб. ( 300%)А это система создана еще в Советское время.

  • Анонимно
    14.11.2014 15:45

    Скажите спасибо бывшему руководству татэнерго. Где они сейчас, с какими портфелями ходят, какие фонды возглавляют. Выжали всё себе в карманы и выкинули. Знаю что не опубликуют. Люди знающие меня поймут о ком и о чём я говорю. Просто всё это называется воровство бессоветное и наглое.

    • raf
      14.11.2014 18:13

      "Просто всё это называется воровство бессоветное и наглое."Дорогой и честный человек,ты до сих пор пребываешь в советских иллюзиях.За воровство,ныне есть статья в УК.Теперь,что ты описал называется Предпринимательство.Видишь,какие мы не предриимчивые.

    • Анонимно
      14.11.2014 18:20

      Все бывшие руководители твтэнерго в сетевой компании , Сетевая получила прибыль за 2013 год огромнейший, куча инвест проектов . Подняли зарплаты. Так в чем проблема? Почему руководство генерирующей так не может? Хочется сказать , а вам слабо!

    • Анонимно
      14.11.2014 21:35

      А два-три года назад обещали, что тарифы упадут. Кричали коррупция, неэффективное управление, всех смешали и разделили. А где результат. Тарифы стали выше чем в Родной Москве. Кто там напутал?

  • Анонимно
    14.11.2014 15:47

    ну чё енергетики...халява бетте?

  • Анонимно
    14.11.2014 17:29

    Сегодня в ИТ-парке на обсуждении Стратегии-2030 эксперты сказали что в татарстане сложидись конкурентоспособные кластеры, в т.ч. и в энергетике. На фоне кого они интересно конкурентоспособны исходя из того, что в статье написано, что 70% станций по эффективности не конкурентоспособные в стране))

  • Анонимно
    14.11.2014 22:08

    погодите маненько,скоро крыши будут строить на солнечных батареях,вот тогда тэцы мэцы вообще закроют,-вчерашний день...

  • Анонимно
    15.11.2014 08:59

    Скоро Сетевую присоединят к ГК.И в сетевой станет неинтересно.

  • Азат Д
    15.11.2014 14:33

    «Если нам не платят, зачем нам тогда нужен этот оптовый рынок? Если оптовый рынок нам невыгоден, значит, мы могли с него уйти, конечно, юридически это оформив», — с негодованием комментировал эту тему на прошлогодней коллегии минэкономики и минпромторга президент РТ Рустам Минниханов. -- Кому «нам»? Местному потребителю дешевой электроэнергии или местному производителю дорогой? Вон, по теплу нет конкуренции и как видно цены высокие.- Т.е. Минниханов хочет закрыться и избавить республику от дешевой оптовой электроэнергии? Будем брать нашу, по «конской» цене, где заложено не эффективное руководство и не профильные расходы. Думаю, «Татэнерго» ждет судьба «Татспиртпрома» , когда открыли рынок республики для федеральной алкогольной продукции. В реальной конкуренции у нас слабо.

  • Анонимно
    15.11.2014 22:44

    Генерирующие компании Татарстана уже не хило конкурируют между собой. Генерирующие компании Татарстана вводят новейшие мощности, цель которых удешевить конечный продукт и остаться конкурентоспособными.. Ну что вы раскудахтались?

  • Анонимно
    15.11.2014 23:07

    Неужели в 144 миллионной России нет людей кроме Дворковича? Ведь никому не секрет чей ставленник этот человек и чью интересы он представляет. Он - прямой ставленник мирового олигархата, и с первых же дней своей должности работает против экономики России. Почему такие одиозные фигуры как Чубайс и Дворкович все еще у нас во власти? Почему такие люди решают наши судьбы?

  • Маарр
    16.11.2014 01:04

    Как же любят поплакаться наши татарстанские энергетики при нашей избыточной электромощности. Нижнекамская ГЭС весь свой ресурс продает в РОссию,7 энергоблоков Заинской ГРЭС стоят,цену в республике взадрали до небес, ну и что это значит ?

  • Анонимно
    16.02.2017 22:33

    Инфо. из СМИ, - продаем Китаю по 40 копеек за один киловатт/час, своему населению(т.е. нам) в районе3х рублей !!!) себестоимость производства эл. энергии ГЭС, от 3 до10 копеек за один кв/час.
    Осталось немного потерьпеть до того времени, когда волна альтернативной энергетики накроет всех этих "бизнэсменов"
    Ох и заживем тогда,ребята.!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль