Общество 
18.11.2014

Мусор на четверть миллиарда: Челны готовятся к новой битве за рынок ТБО

В автограде активизировались игры лоббистов вокруг перспектив развития городских свалок

Федеральная субсидия в размере 168 млн. рублей, которую Набережные Челны недавно получили на рекультивацию Тогаевской свалки, пошатнула перспективные позиции Поволжской экологической компании (ПЭК) на челнинском рынке переработки ТБО. Распутывая клубок интересов вокруг многомиллионных платежей челнинцев, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что муниципальные лоббисты видят ПЭК единственным оператором в автограде, но, в пику идеологии минэкологии, не хотят принимать мусор из других городов. Депутаты активно лоббируют идею муниципального полигона и апеллируют к общественному мнению. А в правительстве республики тем временем никто и не думал отказываться от стратегической концепции создания мегасвалки.

ДЕПУТАТЫ ХОТЯТ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

Федеральный бюджет оплатит Набережным Челнам рекультивацию Тогаевской свалки. Город получит 168 млн. рублей. Об этом в начале ноября объявил начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения исполкома Рафаиль Киямов.

Этих денег Челны ждали давно. Проект рекультивации свалки прошел все экспертизы еще в 2012 году (цена вопроса составляла тогда 150 млн. рублей.) Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», долгожданная субсидия может сильно осложнить ситуацию на челнинском рынке переработки твердых бытовых отходов (ТБО).

Дело в том, что в настоящее время в Челнах идут жесткие споры между коммунальщиками и городскими депутатами. Предмет конфликта — решение вопроса о выводе за черту города территории трех полигонов: Тогаевского, камазовского (арендатор — Поволжская экологическая компания) и собственного полигона картонно-бумажного комбината. В этой игре федеральные 168 млн. рублей были козырным тузом на руках управления ЖКХ — Киямов, в частности, утверждал, что денег по условиям госпрограммы не дадут, если Тогаевскую свалку не вывести за черту города, отправив туда же заодно и полигон, контролируемый ПЭК.

В автограде образуется 1 млн. кубов мусора в год. Из них 700 тыс. кубов принимает полигон ТБО, а 300 тыс. кубов — компания «Мехуборка»

Депутаты же наотрез отказываются сдвигать городские границы в угоду интересам ПЭК — потенциального монополиста рынка. Как и полтора года назад они решили спровоцировать протест населения, инициировав на конец ноября публичные слушания о черте города. Если общественное мнение «не позволит» вывести ПЭК с муниципальной земли, арендованный ими камазовский полигон тем самым останется вне правового поля. Согласно новому законодательству, с августа этого года производить захоронение ТБО в городской черте нельзя.

Именно этого и хотят депутаты — причем как ярый оппонент ПЭК коммунист Владимир Васев, так и единороссы во главе с заместителем главы города на непостоянной основе Максимом Федоровым. Согласно их логике, если полигон ПЭК закроется, город вынужден будет создать новый, уже муниципальный полигон.

«Это был бы идеальный вариант, — считает Васев. — И Наиль Гамбарович [Магдеев], кстати, уже озвучил такую идею. Муниципальный полигон — это контроль ввоза и захоронения отходов. Переработкой могут заниматься коммерсанты вокруг, допустим, созданного МУП. Если же мы все свалки выведем за город, это развяжет руки ПЭК, а мы не хотим видеть его монополистом на рынке Челнов».

ДОКУМЕНТ, ОТ КОТОРОГО ОТРЕКЛИСЬ ЧИНОВНИКИ

Между тем именно на ПЭК делает серьезную ставку управление ЖКХ в трехсторонней игре за челнинский рынок, где одним из его оппонентов выступает депутатский корпус при поддержке населения, а другим — республика со своим стратегическим проектом межмуниципальных полигонов.

Владимир Васев
Владимир Васев: «Муниципальный полигон — это контроль ввоза и захоронения отходов. Переработкой могут заниматься коммерсанты вокруг, допустим, созданного МУП»

Вопрос о грядущей монополии ПЭК на рынке Челнов и, более того, о реанимации проекта мегасвалки силами компании возник в результате информационной утечки — в руки депутата Васева попал некий странный документ. Ознакомившись с бумагой (25 листов с приложениями) — постановлением о проведении конкурса на право заключить с городом концессионное соглашение, «БИЗНЕС Online» убедился, что требования муниципалитета действительно способен удовлетворить только ПЭК. Компания достигла с коммунальщиками полного взаимопонимания, город обязуется обеспечить победителю тендера весь мусор города — миллион тонн челнинских ТБО. Сегодня исполком отрицает существование документа — в картотеке он не зарегистрирован, под фамилией экс-руководителя исполкома Фархада Латыпова подписи тоже нет, однако печать управления делопроизводством присутствует.

В документе, который в нынешнем его статусе можно считать неким черновиком или проектом постановления о концессии, в общем комплексе сортировки, переработки и утилизации ТБО изначально рассматривается именно камазовский полигон, арендуемый ПЭК у завода. По условиям концессии, город отдает победителю конкурса 3 га земли под цех сортировки и склады и 10 га — под площадку дозревания компоста. Концессионер же должен вложить 400 млн. рублей, по большей части в строительство сортировочного завода. Окупиться проект должен за 9 лет, а срок действия соглашения истекает 1 января 2030 года.

«Только у ПЭК сегодня есть именно 13 гектаров земли, и на 3 гектарах они уже строят сортировку, как и указано в условиях конкурса, — отмечает Васев. — Я не сомневаюсь, что этот документ писали юристы ПЭК. Но что интересно, завода нужной мощности на сегодня нет, а мусор-то они хотят забрать сейчас! А где гарантии? Даже если ПЭК построит когда-нибудь завод, давайте посчитаем, что получается. Сегодня у ПЭК сортировки нет, в чем депутаты убедились на месте. Между тем с 1 сентября 2013 года ООО «ПЭК Регион 2» получает платежи населения, сумма превысила 30 миллионов — по 6 рублей с человека в месяц за сортировку. Захоронение плюс сортировка стоит челнинцу 20 рублей в месяц, это порядка 120 миллионов в год, а с коммерческим мусором — уже 250 миллионов. То есть при вложении 400 миллионов в завод бизнес реально окупается менее чем за два года и эти деньги уже поступают, пока завод строится. Вывод: можно два года работать без сортировки и получать деньги, как это происходит сейчас, и вообще ничего не вкладывать. А потом иметь гарантию ежегодной выручки в 250 миллионов. Красиво? В любом бизнесе сначала деньги вкладываешь, потом зарабатываешь, а здесь — сначала украду деньги, потом их вложу, а потом уже буду работать».

Ролан Шамсутдинов
«И вообще, если завод уже есть, зачем делать город заложником на 400 миллионов?» — удивляется Ролан Шамсутдинов, имея в виду завод «Мехуборки», построенный в свое время на бюджетные средства

«КАКОЙ ЖЕ ЭТО ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС, ЕСЛИ В НЕМ ПРОПИСАН ПОЛИГОН ПЭК?»

В управлении ЖКХ не стали комментировать содержание и происхождение документа, рассекреченного Васевым. В самой же ПЭК на запрос «БИЗНЕС Online» по поводу платежей за сортировку и дальнейших планов компании также отказались отвечать. Исполнительный директор челнинского филиала ПЭК Сергей Дородонцев сообщил только, что компания запустила в тестовом режиме первый цех сортировки, обещанный депутатам на выездной комиссии.

Зато содержание планируемого концессионного соглашения подробно прокомментировали конкуренты ПЭК. Директор по региональному развитию ООО «Мехуборка Групп» Ролан Шамсутдинов утверждает, что систему концессий, в принципе, разработала именно «Мехуборка» и что в челнинском исполкоме ее механизм истолковали превратно. «И межмуниципальные полигоны, и концессионные соглашения — это все наши проекты, мы их реализовали и в Нижегородской, и в Саратовской областях, и сюда притащили, — заявил Шамсутдинов. — Система простая: есть деньги — участвуешь. Здесь же с первой страницы выставлен барьер — четко прописан камазовский полигон, арендуемый ПЭК. Концессия предусматривает, что регион или муниципалитет дает землю, мы строим за свой счет объект, отдаем его в собственность государству и временно эксплуатируем, собирая утилизационный тариф. Так вот городу, чтобы стать концедентом, сначала надо вернуть полигон КАМАЗа и внести его в список объектов муниципального участия, тогда и конкурс будет открытый, и регламент концессии соблюден».

SAM_0004.jpg
Сортировку мусора на полигоне можно назвать условной

Шамсутдинов отмечает и такой хитрый момент в «черновике» о концессии: речь в нем идет не об утилизации, а о сортировке ТБО, которую должен обеспечить победитель в обмен на платежи населения. Но если муниципалитет не предоставит 90% оговоренных объемов мусора, он обязуется компенсировать потери концессионера живыми деньгами из бюджета города. Однако ответственность эта возникает за объемы утилизации, которая не является предметом концессии, ведь под нее город не дает участка — есть только полигон ПЭК.

«И вообще, если завод уже есть, зачем делать город заложником на 400 миллионов?» — удивляется Шамсутдинов, имея в виду завод «Мехуборки», построенный в свое время на бюджетные средства. Завод работает и платит налоги в республике, на этом фоне неясно, почему город рассматривает ПЭК как безальтернативного оператора на рынке ТБО Челнов.

В этой связи интересно посмотреть на состав конкурсной комиссии, которая должна была определить муниципального партнера в концессии. К примеру, в комиссии прописан не кто иной, как глава татарстанского управления Росприроднадзора Фарит Хайрутдинов, который, по логике, может выступать в городском тендере не более чем наблюдателем. Стоит ли напоминать, что Хайрутдинов является креатурой Бориса Петрова — руководителя управления Ростехнадзора в ПФО, отца гендиректора ПЭК Сергея Петрова и бывшего министра экологии РТ. В свое время Хайрутдинов возглавил Росприроднадзор, поработав заместителем Петрова-старшего в министерстве, куда тоже пришел в составе команды Бориса Германовича... От депутатского корпуса в состав комиссии вошел только Владислав Гаврилов — депутат от КАМАЗа, «генерального» арендатора единственного городского полигона.

«КАК НИ КРУТИ, ОТХОДЫ ЧЕЛНОВ НИКУДА НЕ УВЕЗЕШЬ...»

Пока в Челнах операторы воюют за рынок правдами и неправдами, у республики есть свой взгляд на место автограда в системе обращения с ТБО. Во время своего визита в Челны в конце октября министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров заявил, что строительство больших межмуниципальных полигонов ТБО остается стратегической позицией руководителей республики. Подобных полигонов планируется построить не менее 6, и размещаться они должны в районах, дающих наибольший объем ТБО. «По Закамью этот проект давно обсуждается, — напомнил Сидоров. — Сейчас вопросами межмуниципальных полигонов и концессионных соглашений занимается межведомственная группа под руководством первого вице-премьера Алексея Песошина. Вокруг Челнов рассматривается несколько вариантов размещения — это либо сами Челны, либо Елабуга, либо Нижнекамск». Министр подчеркнул, что других экономически целесообразных вариантов он не видит.

Из разговора корреспондента «БИЗНЕС Online» с первым заместителем министра экологии Рустамом Камаловым стало ясно, что Елабуга и Нижнекамск упоминаются в этом контексте скорее для сдерживания негативных общественных настроений, чем в качестве реальной альтернативы «богатым» на мусор Челнам. «Мы поездили по субъектам и увидели, что если все нормально организовать, то получается вполне рентабельная система, которую республика должна освоить, — рассказал Камалов. — Взять Саратов — там при администрации создана специальная структура, которая входит в концессию и все вопросы регулирует. Концессия предполагает, что республика или муниципалитет участвует землей, а инвестор строит мусороперерабатывающий комплекс. Где именно? Сейчас никто не хочет открыто говорить о Челнах из-за скрытой информационной войны между операторами. Но если бы все это открыто обсуждалось, я думаю, и бизнес, и люди поняли бы, что, как ни крути, отходы Челнов никуда не увезешь».

Замминистра, кстати, сообщил, что челнинский проект концессии обсуждали в минэкономики РТ и пришли к выводу, что это не концессия, а просто инвестиционный проект, поскольку действительно неясно, чем именно в предложенной схеме участвует муниципалитет. Фактически на сегодня схема сотрудничества между городом и оператором остается неопределенной, хотя позицию управления ЖКХ «черновик» концессии отражает предельно ясно.

«В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛНОВ РЕШЕНИЕ ОСТАЕТСЯ ЗА НОВЫМ ГЛАВОЙ ГОРОДА...»

В то же время Камалов удивил своим заявлением о том, что ПЭК вовсе не грезит об управлении межмуниципальным полигоном. «На самом деле ПЭК никогда не хотела межмуниципальным полигоном заниматься, — считает Камалов. — Но компании интересны Челны сами по себе, как отдельная территория. Привязка к одному оператору нескольких районов — это наша задача, республики. Мы посчитали и увидели, что самый высокий тариф там, где меньше абонентов — там никогда не обеспечат нормальную эксплуатацию полигона. Поэтому мы отдаем концессионеру жирный кусок, например, Челны, Нижнекамск, Елабугу, но в нагрузку он получает несколько районов не в лучшем состоянии. Конечно, мы понимаем, что передача ПЭКу всех объемов города инициирует вопросы со стороны УФАС и многие другие».

По словам Камалова, в столице всем известно, что сортировка у ПЭК в Челнах сейчас организована условная, хотя в тарифах они ее учитывают. Однако вопрос сортировки вообще сложный — республика, к примеру, должна выбирать 23% ТБО по нормативам, спущенным Москвой, но экологи считают, что если при существующей системе сбора мусора (без сортировки по фракциям на уровне жильцов) удастся добиться хотя бы 15% — это уже было бы здорово. Хайрутдинов, в примеру, на круглом столе с Сидоровым однозначно заявил, что сама по себе сортировка априори нерентабельна. Да и контроль сортировки со стороны экологов невозможен в нынешних условиях.

«Естественно, экологи не могут контролировать процент сортировки на полигоне — мы можем зайти на предприятие лишь раз в три года, — поясняет Камалов. — Поэтому мы и говорим о видеонаблюдении, весовом контроле, четком, не бумажном учете процента утилизации. Но сегодня порядка 50 полигонов в РТ не имеют весового контроля (всего в РТ 108 полигонов, по словам Хайрутдинова). Почему? Потому что лицензионные условия не предусматривают весовых. Это обсуждалось на федеральном уровне, и сложилось впечатление, что это продуманная схема, настроенная сделать бизнес максимально непрозрачным. Мое мнение: муниципалы и республика должны выработать прозрачные правила игры: если ты строишься, тариф должен быть заранее лимитирован. Иначе монополист придет с одним тарифом, а потом в 10 раз его увеличит, и город остается с проблемами. В любом случае в отношении Челнов решение остается за новым главой города — только у него есть право заключать муниципальную концессию».

Федеральный бюджет оплатит Набережным Челнам рекультивацию Тогаевской свалки. Город получит 168 млн. рублей

«Я БЫ ВООБЩЕ НЕ ОТДАВАЛ ПОЛИГОНЫ ЧАСТНЫМ КОМПАНИЯМ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнениях о перспективах рынка ТБО.

Максим Федоров — гендиректор компании «Конкор-Оптика», заместитель главы Набережных Челнов на непостоянной основе:

— Когда мы ездили на свалку, поняли, что сортировка у ПЭК показушная — люди, которых там выгнали разгребать мусор, физически не смогли бы сортировать сколько-нибудь адекватный объем. Сейчас частная компания ПЭК эксплуатирует полигон, а реальные переработчики выживают на грани. Возможности есть у «Мехуборки», созданные, между прочим, на бюджетные деньги, но после сортировки компания все равно остатки должна утилизировать на полигоне. ПЭК их к себе не пускает, и «Мехуборка» вынуждена возить мусор в Менделеевск, это дорогая логистика. Они держатся, потому что у них есть филиалы по России.

По постановлению горсовета, по правилам благоустройства, мусор не должен идти после вывоза на утилизацию, он должен перерабатываться. ПЭК деньги за сортировку и утилизацию с горожан берет, а реально услугу не оказывает. После публичных слушаний мы попросим руководителя исполкома поставить перед президентом республики вопрос об организации муниципального полигона. Что касается муниципальных границ, то мы, депутаты от «Единой России», сформировали предложение оставить полигон ПЭК и карьер КБК в черте города.

Николай Атласов — председатель комиссии по экологии и ЖКХ Общественной палаты РТ:

— На сегодня есть два варианта развития системы обращения с отходами. Первый — это 4 - 6 межмуниципальных полигонов, привязанных к крупным городам. Альтернативный вариант подразумевает, что у крупных городов будут свои полигоны, а у небольших — объединенные межмуниципальные. Я склоняюсь ко второму варианту — не надо крупным городам увеличивать и без того серьезную экологическую нагрузку. У нас в городах выбросы от машин, промышленность, и если еще свозить мусор с других районов, сами понимаете, что получится.

На месте властей я не отдавал бы вообще никакие полигоны частным компаниям, они должны быть полностью в руках государства. Владельцы полигонов часто отказываются заключать договоры с перевозчиками ТБО: я же монополист, почему я должен с кем-то заключать договор? У меня своя техника, штат, нормативно-разрешительная документация — сам буду возить. Это нормальная конкуренция, но с муниципальными полигонами таких проблем не будет.

Владислав Гаврилов — депутат горсовета Набережных Челнов:

— Cтоит ли вообще создавать межмуниципальные полигоны? Руководство ПЭК заявляет, что может снизить процент утилизации до 10. При таком показателе, я считаю, полигон ПЭК Челны могли бы эксплуатировать еще лет 50. Конкуренция на этом рынке нужна только среди перевозчиков, чтобы при необходимости можно было сменить слабого оператора. Кроме того, технологическую цепочку надо замкнуть с помощью перерабатывающих вторсырье предприятий. С экономической точки зрения переработка дает какую-то прибыль, себестоимость работ уменьшается. Тогда может встать вопрос и о снижении тарифа за вывоз ТБО. Сегодня это 45 рублей с человека, государство позволяет ежегодно поднимать тариф на 6 - 8 процентов. Наша задача — снижение этого бремени для населения. В целом для системной работы нужно всех заинтересованных собрать за одним столом, где муниципалитет определит правила игры.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.11.2014 09:02

    " мехуборка" здраствуйте!

  • Анонимно
    18.11.2014 09:09

    интересно, кто и как воюет за миллионы рынкаТБО в Казани - тема то похоже как нон грата

  • Анонимно
    18.11.2014 09:12

    Началось. Заканчивается эпоха лоббизма со стороны исполкома. Так держать, гнать в шею этих чинуш

  • Анонимно
    18.11.2014 10:46

    Опять Челнам навязывают статус мусорной столицы??? До коле это будет продолжаться? Пока горожане не соберут этот ценнейший груз и привезут его в Казань, прямо к Кремлю? Экологической революции ждете? И так воздух загажен , так теперь вообще наших детей хотите генетическими уродами, заложниками ваших-бизнес-интересов сделать?

  • Анонимно
    18.11.2014 10:59

    когда же реально запустят программы по раздельному сбору мусора?

  • Анонимно
    18.11.2014 11:18

    В Йошкар-Оле есть своя ПротивоЭкологическая Компания (ПЭК). В августе 2013 г на публичных слушаниях профессиональный эксперт, он же руководитель ПЭК доказывал, что в РМЭ должен быть один объект - мегасвалка поближе к столице РМЭ. Даже при условии, что Горномарийский район, самый густонаселенный, будет возить за сотни км. через Чувашию или паромную переправу через широченное Чебоксарское водохранилище. Модель от ПЭК -мегасвалки.

  • Анонимно
    18.11.2014 12:28

    А Атласов для себя всегда найдет заброшенную ферму для "случайного" сжигания отходов. Пора бы уже задуматься такой серьезной компании как Соллерс и другим агентам СЭЗ Алабуга с кем они имеют дело.

  • Анонимно
    18.11.2014 12:29

    Интересно, какие интересы у Васева... Мехуборка неспроста продвигается им.

  • Анонимно
    18.11.2014 12:44

    у всех свои интересы, только пользы от их интересам нашему здоровью сомнительная, однозначно никакой мегасвалки в Челнах быть не должно, мы сидим в промышленном котле: с одной стороны КАМАЗ, с другой - Танеко, скоро все синими станем.А чиновникам все не почем - чахоточное гетто хотите из нашего края сделать?

  • Анонимно
    18.11.2014 12:47

    у пэк железобетонаня крыша. так было всегда и надеюсь когда нибудь прекратится

  • Анонимно
    18.11.2014 14:36

    Жёсткая привязанность межмуниципального полигона ТБО к центру образования отходов (крупному городу) при современных технологиях транспортировки совершенно не обязательна. Правила игры должна устанавливать государственная власть посредством установления технических требований к объекту концессионного соглашения. Всё остальное решается в ходе открытого конкурса.

  • Анонимно
    18.11.2014 19:11

    Несколько раз смотрел по ТВ организацию свалок в Европе и США. Вывод один: мы живем в эпоху полиалита.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль