Культура 
19.11.2014

Лучший балалаечник мира показал в Казани, как нужно правильно кусать струны

Алексей Архиповский превратил свой инструмент в арфу, скрипку и гитару

На сцене филармонии им. Тукая накануне состоялся концерт всемирно известного «Паганини с балалайкой» Алексея Архиповского. Далекий от общепринятого стандарта «народника», он резко выделяется среди музыкантов-консерваторов — прежде всего свободой от стилевых и жанровых рамок. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на выступлении, услышала, как на трех струнах звучат народные мотивы, нестареющая классика и рок-н-ролл.


AMO_2512.jpg
В 2011 года Архиповский попал в российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник»

ЗАКРЕПЛЕННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Первые эксперименты в области новых возможностей балалайки-соло начались у музыканта Алексея Архиповского в Смоленском русском народном оркестре, где он работал солистом в начале 90-х годов. После многочисленных концертов в стране и за рубежом — уже с русским народным ансамблем «Россия» под руководством певицы Людмилы Зыкиной — он начал сольную карьеру, которая продолжается и по сей день.

В 2011 года Архиповский попал в российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник». В одном из своих интервью он признался, то уже пять лет как забросил ноты и смело экспериментирует. То, что он играет, не фиксируется в нотных знаках — все остается в голове, в руках, получается некая закрепленная импровизация. «Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле... И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», — так говорит о себе исполнитель. Музыкальные критики не раз отмечали, что Архиповский также создал другой стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приемы извлечения звука с революционным новшеством — «электрификацией» инструмента. О таланте виртуоза-балалаечника упоминал в эксклюзивном интервью газете «БИЗНЕС Online» и певец Александр Розенбаум, отметив, что Архиповский — один из тех исполнителей, кто по-настоящему удивил его.

AMO_2446.jpg
Архиповский не просто перебирал струны — он кусал струны, ударял по деревянному корпусу, притоптывал ногами в такт, порой даже кричал: «Ээээх...»

Невероятная скорость игры и эмоциональность Архиповского с первых минут захватили внимание казанской публики. Первая композиция концерта представляла собой энергичное попурри, вторая — меланхоличную зарисовку, где звучание балалайки почти неотличимо от звучания арфы. В третьей — ритмичной и быстрой — ясно слышалась гитара. Архиповский не просто перебирал струны — он играл на инструменте одной рукой, а потом двумя руками за головой. В шутку переводил дыхание — будто от усталости — и снова начинал играть. Казалось, что возможностей инструмента ему недостаточно, он пытался извлечь из него все больше и больше звуков. Он кусал струны, ударял по деревянному корпусу, притоптывал ногами в такт, подпевал себе, порой даже кричал: «Ээээх...» «Ты посмотри, что творит! Нет ощущения, что это один инструмент, совсем нет», — шептались зрители в соседнем ряду. Они же, зрители, тихо радовались, когда слышали в струнном переборе знакомые мелодии из классики или русских народных песен. Встречались и современные вкрапления — плавная традиционная мелодия Nokia, «Розовая пантера», Jingle Bells и мотив из советского «Шерлока Холмса».

НЕ СПЕШИТЬ И НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ

В течение всего концерта по залу передвигался молодой человек в очках, вежливо прося слушателей не снимать артиста. «Съемка запрещена, отключите, пожалуйста», — сказал он сидящему рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пожилому мужчине с цифровым фотоаппаратом. Тот послушно убрал его в сумку. Впрочем, на каких основаниях съемка была запрещена, оставалось загадкой — об этом ничего не говорилось ни в билетах, ни при входе в зал. Так или иначе, фотографу «БИЗНЕС Online» все же удалось остаться незамеченной.

Прозвучала в концерте и знаменитая «Шарманка», во время которой Архиповский, как бедный уличный музыкант, протягивал руку к залу в надежде получить вознаграждение за игру. Не обошлось и без самой популярной композиции фантастического артиста «Дорога домой», в которой ясно слышался мерный стук колес.

Архиповский был полностью поглощен игрой. Настолько, что во втором отделении он начал играть еще до того, как зрители вернулись на свои места — хождение по залу его ни капли не смущало. Когда его в завершении концерта попросили сыграть на бис, он сел на край сцены и затянул длинную и плавную мелодию, очень похожую на колыбельную. Некоторым торопливым слушателям, опрометчиво приготовившим номерки для гардероба, пришлось задержаться еще на несколько минут. Архиповский же никуда не торопился — он как будто пришел ненадолго из другого мира, мира большой музыки, где вообще не нужно никуда спешить и ни о чем волноваться.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.11.2014 08:58

    Вот спасибо, хороший репортаж, отличный артист!

  • Анонимно
    19.11.2014 09:28

    Это обычный гений.

  • Анонимно
    19.11.2014 10:16

    Это скорее относится к области очевидного-невероятного, то есть к цирку, чем к музыке.

  • Анонимно
    19.11.2014 10:39

    Мне кажется, давая такие громкие оценки "всемирно известный" и т.д. (никак не подтверждая это), журналист оказывает музыканту медвежью услугу и ставит его в неловкое положение. Все-таки его известность и, скажем, Лучано Поваротти или Владимира Горовица - не одно и то же. Ну, или, как верно подмечено в других комментариях, почетче определять жанр работы артиста. Уж если речь о цирке, то Паганини здесь ни причем)).

  • Анонимно
    19.11.2014 10:39

    Очень жаль что вчера не удалось попасть на концерт :-( слушал Архиповского еще в 2009 в Крыму в Коктебеле, он нереально крут. это признает и мой друг-балалаечник с брендом Crazy balalayka.

  • Анонимно
    19.11.2014 11:04

    Класском в игре на этом струнном инструменте был Шавкат Амиров. В Казани ему не нашлось достойного места и занятия, а жаль! Где он сегодня, жив ли здоров ли.?..А так у нас любят привечать приезжих и заезжих, зато свои мыкаются по всему свету.Воистину справедлива мудрость, гласящая что имеем не храним, потерявши плачем. Чингиз Ахмеров выдающийся художник, Ирек Мухамедов артист балета, Алмаз Монасыпов композитор, Гай Тагиров педагог танца по таланту не уступающий знаменитову Игорю Моисееву вот только несколько имен из этой обоймы.А сколько их еще!? Не счесть...Дауд

    • Анонимно
      19.11.2014 11:57

      "у нас любят привечать приезжих и заезжих, зато свои мыкаются по всему свету".Именно! В своем отечестве пророков не бывает.В день Республики заезжей артистке Голубкиной (дочь) оказывали внимание, дарили цветы, а с местными даже не поздоровались

  • Анонимно
    19.11.2014 12:09

    А Рафик Тазетдинов ?

  • smr
    19.11.2014 22:25

    Большевики играют на балалайках!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль