Общество 
21.11.2014

Сергей Шахрай: «Татарстан прав, что не педалирует тему переименования президента – не надо рвать тельняшку на груди»

Договор Татарстана и РФ мог бы быть полезен для урегулирования отношений между Киевом и Донбассом

Один из основных авторов российской Конституции Сергей Шахрай уверен, что регионы должны сами решать, как должны называться их руководители — так гласит Основной закон РФ. Об этом политик заявил накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». По его мнению, недавняя инициатива думских депутатов-единороссов, которые предлагают отложить решение вопроса до 2016 года, идет в русле конституционного законодательства... Кроме того, Шахрай рассказал о некоторых страницах российской политики 90-х: по его словам, совбез ни разу не рассматривал в 90-е годы вопрос о вводе войск в Татарстан. Раскрыл секрет, как в середине 90-х Россию спас Совет Федерации, в который тогда входили первые лица регионов. Удивил малоизвестным фактом о том, что договор между Москвой и Казанью родился в Грозном. А еще подсказал рецепт спасения Украины…


Сергей Шахрай: «Это мало кто знает, что формула татарстанского договора родилась в Грозном... Но там она не сработала»
Сергей Шахрай: «Это мало кто знает, что формула татарстанского договора родилась в Грозном... Но там она не сработала»

КАК НАЗЫВАТЬ ГЛАВУ — ЭТО ПРАВО РЕСПУБЛИКИ

Накануне вечером известный политик, один из основных авторов российской Конституции Сергей Шахрай более полутора часов отвечал на вопросы читателей и журналистов «БИЗНЕС Online».

Самый горячий вопрос касался названия «президент Татарстана», вокруг которого в последнее время идут активные дискуссии. Как известно, наша республика — на сегодня единственный регион России, где эта должность не была переименована. Так должен ли сам регион решать, как называть должность первого лица?

«Абсолютно верно! — заявил гость редакции. — Это право региона. Это статьи 91, 92, 93 и 77 Конституции России. Как называть главу — это право республики. Ни Конституционный суд, никто другой это не опровергнет. Во всяком случае, я как автор Конституции на этом настаиваю... Решайте сами! Для России это только на пользу».

Было интересно узнать, как Сергей Михайлович относится к недавней инициативе депутатов Госдумы РФ, которые подготовили законопроект, разрешающий главе Татарстана именоваться президентом до 1 января 2016 года. Вообще, зачем нужен такой закон? «Владимир Плигин (один из авторов законопроекта — прим. авт.) в данном случае действует как председатель думского комитета по конституционному законодательству. У него, с одной стороны, лежит закон, принятый Думой, но, с другой, он должен искать выход из ситуации. Как говорил Ходжа Насреддин? Либо шах умрет, либо ишак умрет. Надо время выиграть…»

«Татарстан прав, что не педалирует эту тему, — не надо рвать тельняшку на груди, — считает Шахрай. — Живите по Конституции».

КОНВЕРТАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Еще один важный вопрос был о договоре между Москвой и Казанью о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. «Была очень тонкая грань с 1991 до конца 1993 года. И хватило мудрости тогда Шаймиеву, Ельцину, нашим командам — мы эту грань вместе не перешли. И в феврале 1994-го был подписан договор, — напомнил Шахрай. — Удивительный документ! Это не разовый продукт, — уверен он. — Этот документ нужен и в Каталонии, и в Шотландии... И пригодится для урегулирования отношений Донбасса и Луганска с Киевом — надо просто, чтобы остыла голова политическая, чтобы к нему подошли как к технологическому инструменту. И он сработает один в один как методика разрешения конфликта между центром и регионом. Когда неразрешимые вопросы откладываются на завтра, а документ регулирует те вопросы, которые нужны сегодня, путем разграничения предметов ведения, полномочий, ответственности».

Сергей Михайлович также заявил, что «Татарстан смог огромную политическую и экономическую самостоятельность, которую он приобрел с помощью этого договора, конвертировать в экономику и качество жизни».

Фарид Мухаметшин, Сергей Шахрай и Минтимер Шаймиев на конференции по проблемам федерализма (1993 г.)
Фарид Мухаметшин, Сергей Шахрай и Минтимер Шаймиев на конференции по проблемам федерализма (1993)

Шахрай сообщил также удивительный факт: «Хочу сказать, это мало кто знает, что формула татарстанского договора родилась в Грозном... Но там она не сработала». Он пояснил, что в 1993-м Рамазану Абдулатипову, тогда председателю совета национальностей Верховного Совета РСФСР, Валерию Шуйкову, заместителю председателя Госкомитета РФ по национальной политике, и самому Шахраю, который был министром по делам национальностей и региональной политики России, удалось подписать соглашение с парламентом Чечни насчет договора о разграничении предметов ведения и полномочий. И Дудаев не возражал. Формула договора была на двух страницах — «мы нашли 9 позиций», уточняет Шахрай. Но, говорит он, потом в Москву прилетел Зелимхан Яндарбиев в ранге вице-премьера и привез бумагу о том, что Чечня свои подписи под этим документом отзывает. «Мы с ним пили чай в Белом доме на Краснопресненской набережной, — рассказывает Шахрай. — Он долго извинялся, интеллигентный, интересный человек по-своему. Но одна его фраза меня до сих пор в дрожь бросает: «Сергей Михайлович, мы разрываем сейчас парафированный договор, потому что республике нужна война как способ построения демократического общества». Он говорил тогда, что у них родовое, отсталое, тейповое общество, род Дудаева один из самых захудалых, его ни старейшины, ни депутаты не слушают. Но в пламени, в горниле войны с Россией все это будет переплавлено, вырастет новое гражданское общество, и Чечня подпишет с Москвой самый современный, демократический договор»…

«Я УДИВЛЯЮСЬ МЕРКЕЛЬ И ЕЕ СОЮЗНИКАМ»

Немало вопросов от читателей были про Украину. Сергей Михайлович сказал: «Если бы кто-то хотел, чтобы Украина была стабильной, динамично развивающейся, то давно бы приняли несколько простых, технологических, политических решений. Первое: ликвидировать пост президента. Только парламентская республика по немецкой модели. Второе: запретить выборы депутатов по мажоритарным округам. Почему? Потому что если по мажоритарным — президента нет, но депутаты [разделятся] пополам, одни с Востока, другие с Запада. Конфликт воспроизводится и транслируется. Выборы — только по партийным спискам, по общенациональным. Главное лицо — премьер, если хотят президента — только представительская фигура. И по немецкой модели — федерация. Без политики, без этноса. Организация системы управления. Федерализм нужен территориальный, могут называть слово «федерализм», могут не называть. Я удивляюсь Меркель и ее союзникам — вот что вы должны посоветовать. Но я для себя делаю вывод: значит, никому стабильная Украина не нужна. Не нужна!»

«Я для себя делаю вывод: никому стабильная Украина не нужна. Не нужна!..»
«Я для себя делаю вывод: никому стабильная Украина не нужна. Не нужна!»

Гость редакции уточнил: «Никто же не верил, что могут украинцы, русские… славяне воевать. Но воюет не регулярная армия, воюют эти батальоны. Им-то обещана земля, жизненное пространство: эти все беженцы пусть уезжают в Ростовскую, Воронежскую и другие области, вы получаете землю. Если земля не плодородная, получаете сланцевый газ под этой землей. И они воюют за свое пространство, за свою экономику, за свою землю — совсем другое качество войны. Не понимая, что и они, и мы — заложники совсем другой игры. Это цветная революция с сопредельной территории. Не с центра, не с майдана — вирус можно по-разному распространить. Это против нас, безусловно. А дальше от нас зависит и от них».

Насчет Крыма Шахрай сообщил вообще потрясающую информацию: «Когда создавалась Организация объединенных наций, Сталин предложил всем 15 союзным республикам дать статус члена ООН. Рузвельт сказал: хорошо, тогда все штаты тоже войдут. В результате вот такой перепалки договорились, что в ООН войдут СССР в целом, Белоруссия и Украина как республики, наиболее пострадавшие от оккупации, от войны… А первая и вторая статья устава ООН говорит, что если меняются границы между членами ООН, должен быть договор. Поэтому передача Крыма в 1954 году без договора между двумя членами ООН — СССР и Украиной, — это чисто партийное, политическое решение, но не юридическое (!)».

«В КАЗАНИ В КАМУФЛЯЖЕ НЕ БЫЛ НИ РАЗУ»

Шахрай рассказал о том, что принятая в 1993 году Конституция России спасла страну, что тогда вообще был «впервые в мире написан документ, который не фиксировал достигнутое, а проектировал». Напомнил, что с 1992 года 6 лет был в совете безопасности России, и подтвердил, что там ни разу не рассматривался вопрос о вводе войск в Татарстан, только вопросы защиты нефтяных месторождений, химических производств и транспортных предприятий в РТ. Сделал ретроспективный анализ, какой была бы Россия, если бы в октябре 1993 года не случилось расстрела Белого дома. Сообщил, что в середине 90-х Россию спас Совет Федерации, в который тогда входили первые лица регионов, благодаря чему сработала модель «коллективного правительства». Высказал свое мнение, что делать России в условиях западных санкций и почему так важно проанализировать плюсы и минусы двух прежних периодов изоляции нашей страны: после Гражданской войны и после ввода советских войск в Афганистан. Похвалил Счетную палату РТ как передовую в России. В ответ на один из читательских вопросов заявил, что «в Казани в камуфляже не был ни разу». А еще заверил, что Татарстан — лучший в стране регион по бадминтону (Шайхрай активно занимается развитием этого вида спорта), и сообщил о патенте, который свидетельствует, что занятия бадминтоном лечат зрение…

Подробности — в стенограмме, которая вскоре будет опубликована на нашем сайте.

Справка

Сергей Шахрай родился 30 апреля 1956 года в Симферополе. С отличием окончил юридический факультет РГУ по специальности «государствоведение» (1978), аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1982), Финансовую академию при правительстве РФ (2004). Кандидат юридических наук(1981). Доктор юридических наук (2005).

1982 - 1987 — ассистент юридического факультета МГУ им. Ломоносова.
1987 - 1990 — заведующий лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ.
1989 — общественный консультант комитета по законодательству Верховного Совета СССР.
1990 - 1992 — народный депутат РСФСР. Председатель комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству, член президиума Верховного Совета РСФСР.
1991 - 1992 — государственный советник России по правовой политике, член Госсовета РСФСР, заместитель председателя правительства РФ, руководитель государственно-правового управления президента РФ, глава временной администрации на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики.
С 11 ноября 1992 — заместитель председателя правительства РФ, председатель Государственного комитета РФ по национальной политике, с 23 декабря 1992 — заместитель председателя совета министров правительства РФ, председатель Госкомитета РФ по национальной политике.
1992 - 1996 — член совета безопасности РФ.
1993 — представитель совета министров — правительства РФ для участия в конституционном совещании, председатель Госкомитета РФ по делам федерации и национальностей.
В декабре 1993 года избран депутатом Госдумы.
20 января 1994 - 16 мая 1994 — министр РФ по делам национальностей и региональной политики.
1994 - 1996 — член президиума правительства РФ, заместитель председателя правительства РФ.
С 24 августа 1995 — член совета по местному самоуправлению при президенте РФ.
Декабрь 1995 - 22 января 1997 — депутат Госдумы II созыва.
7 декабря 1996 - 29 июня 1998 — полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ.
С 19 сентября 1997 — член межведомственной комиссии совета безопасности РФ по федеральной конституционной безопасности.
С 14 октября 1997 — член совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
1997 - 2000 — член совета директоров ОАО «Газпром-Медиа». В течение некоторого времени входил в руководство АФК «Система».
С 29 мая 1998 — член совета по местному самоуправлению в РФ.
С 20 октября 1998 — советник председателя правительства РФ по юридическим вопросам.
С 22 ноября 2000 года — заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ, директор НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С декабря 2003 — заместитель председателя совета — ответственный секретарь российского союза налогоплательщиков.
С 12 ноября 2004 — руководитель аппарата Счетной палаты РФ, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С 5 сентября 2008 — член совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
С 5 ноября 2009 — член межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования.
С 21 января 2011 — член научного совета при совете безопасности РФ.
Профессор МГИМО МИД РФ и Московского университета МВД России.
И. о. декана Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.11.2014 11:32

    Человечище! Дай Бог ему здоровья на долгие годы плодотворной жизни и работы!

  • Анонимно
    21.11.2014 11:39

    Не ври...танки стояли на "Казаньоргсинтезе", прямо на территории. А то что не дошло до войны, скажите спасибо менталитету татар, которые привыкли договариваться а не воевать.

  • Анонимно
    21.11.2014 12:42

    Про танки это правда. Сам видел. А еще в Татарстане срочно разрушали военную структуру, что бы не было ка в Чечне. Теперь еще и на Украину это демократ со своими советами лезет... может хватит врать. Как сейчас 30 августа называется. Что... без комментариев. Я русский, но живу в Татарстане

  • Анонимно
    21.11.2014 12:55

    Какой войны? Вы видно не можете отличить театральные действия от реальных. Ваши парни с зелеными повязками- это что ли армия? Не несите бред. Никакой мудрости татар не было. Просто руководство, воспользовавшись ситуацией, решило по рулить без Москвы. А для этого и ставили эти устраивающие спектакли на площади Свободы. Вон как завиляли хвостом, когда Путин стал гайки заворачивать.

    • Анонимно
      21.11.2014 13:48

      Зря вы так про парней с зелеными повязками,в Наб.Челнах были целые формирования боевиков,с автоматами и гранатометами,готовые в любой момент выехать в Казань,в случае вторжения федеральных войск.Была большая угроза,если бы даже пять танков вьехало в Казань,была бы затяжная война,так как авиация не смогла бы бомбить татарстанские города,в которых половина населения были русскими.Была бы наземная городская война,слава Богу этого не случилось.

      • Анонимно
        21.11.2014 14:39

        Если бы один один татарский ополченец был убит федералами в то время,началась бы большая война против России,и чем бы это закончилось никому неизвестно.

    • Анонимно
      21.11.2014 19:32

      Натуральные театральные действия. Бездельникам из местных деревень Н.Челнов чины из Казани заплатили. А им какая разница?. Нагнетали напряженность вороватые кланы чиновников.Когда хаос- им легче воровать

  • Анонимно
    21.11.2014 13:03

    Я своими глазами видел как письменные команды от ГКЧП в 1991 году, от Хасбулатова из Белого Дома в 1993 году принимались Шаймиевым с его подписью на этих документах- "К исполнению". Какая мудрость? Какое желание воевать? Одно только было- любыми путями остаться у власти, поддерживая если надо, и "белых" и " красных".

  • Анонимно
    21.11.2014 13:44

    Неважно как было.. Важно как есть.. По факту- Татарстан один из самых развитых и продвинутых регионов по всем направлениям..Все познается в сравнении. Возьмите Башкирию чей экономический потенциал в 90-е был повыше. Видите что с Башнефтью творится, как элиты перегрызлись. А в Татарстане самый щекотливый вопрос как передача власти от Шаймиева к Минниханову и та прошла образцово..

  • Анонимно
    21.11.2014 14:04

    Москва обманула Казань. Этот договор, который нахваливает Шахрай нужен центрам чтоб присмиреть недовольные регионы, а в дальнейшим вводить политику децентрализации. То есть выиграть время для уничтожения всех прав регионов. Такой договор будет полезен Мадриду и Киеву, а Донбасс и Каталония в дальнейшим останутся с носом. Про которых будут говорить что мол "вы что самые умные чтоли?, это Испания(Украина) сидите не вякайте". Татарстан увы обманут.

  • Анонимно
    21.11.2014 14:08

    Я надеюсь дело о "Президенте" не дойдет до конституционного суда. Готов сам как гражданин обратится в этот суд. Хочется почитать решение которое они по этому делу вынесут.

    • Анонимно
      21.11.2014 18:47

      Как какой гражданин, какого государства вы надумали обращаться?

  • Анонимно
    21.11.2014 14:45

    Какая разница как будет называться? Нужно понижение цен. Остальное народ не интересует

  • Анонимно
    21.11.2014 14:59

    Зачем тиражировать выборы депутатов по партийным спискам? Народ не знает за кого голосует, кто купил себе место в партии для лоббирования своих интересов и никто персонально ни за что не отвечает. Причем двже не живет в регионе, который представляет. Профанация и иммитация якобы народного представительства в органах власти.Почему же Шахрай считает, что украинцы должны забыть свои национальности? Это их земля и не надо ни там ,ни в России делать страну иммигрантов.

  • Анонимно
    21.11.2014 15:51

    почему-то из биографии шахрая удалены начальные части..что родился в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии в семье знатного председателя колхоза и по окончании института был направлен в прокуратуру Советского(Черекского) района,но отец быстренько перевел его в Москву в аспирантуру...

  • Анонимно
    21.11.2014 17:03

    Да, кто знает, тот знает как" образцово" была проведена передача власти, как возникла новая должность Госсоветника. Если уж не знаете точно, не пишите.

    • Анонимно
      21.11.2014 18:04

      Сказали А скажите Б . Просветите раз вы знаете "точно"..

      • Анонимно
        22.11.2014 11:05

        Не порите чушь про то,"кто то кому то власть передавал".В клановой системе управления никто никому "не передает".Все остаются на своих местах.До самой кончины,если нет войны и передела.

  • Анонимно
    21.11.2014 17:32

    Правильно, нужно жить по конституции! он не просто так говорит ведь это сейчас.

  • kaz_orphan2
    21.11.2014 22:07

    Не педалирует? Ну ну...

  • Анонимно
    22.11.2014 06:58

    Правильно, только Татарстан может решать быть ли Президенту Республики. Москва сейчас в роли Киева выступает.

  • Азат Д
    22.11.2014 09:48

    Лучше уж пусть будет глава, раз назначается из Москвы и утверждается здесь «едром» которое и отменило президентство в регионах, так правдивей. И Минниханов верный единорос, идет вместе с курсом партии. Назначенный президент – это смешно.

  • Анонимно
    22.11.2014 09:53

    Будет или не будет президент, этот вопрос интересует тех, кто стоит у кормила власти или дураков, а давайте назовем доцентом, доцент Татарстана-звучит?

    • Анонимно
      22.11.2014 11:37

      А приближенные к кормушке боятся из-за того,что творить беззаконие больше не смогут и обирать народ РТ безнаказанно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль