Общество 
22.11.2014

Ильдар Ягафаров: «В Татарстане немало одноразового кино: покажут на мусульманском фестивале, а потом оно исчезает»

Местным телеканалам уже сейчас нужно задуматься о наполнении своего контента перед грядущей эрой цифрового эфирного телевидения

В Татарстане сложилась парадоксальная ситуация в кинематографе: с одной стороны, денег на документальные фильмы не хватает, с другой — на свет появляются игровые одноразовые картины, которые после показа на фестивалях бесследно исчезают. Режиссер Ильдар Ягафаров в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает, как музеи могут помочь документалистам, чем местные каналы могут заполнить свой эфир и как вывести татарстанские сериалы на мировой рынок.


7535.jpg
Ильдар Ягафаров

В ТАТАРСТАНЕ МАЛО АРХИВНЫХ СЪЕМОК С 90-Х ГОДОВ

Со временем выяснилось, что в 90-е годы документалистами мало что снималось на кинопленку. Документальное кино ушло на телевидение, и записи на видеокассетах с того времени сохранились в очень плохом качестве. Когда начинаешь работать над новыми проектами и нужны кадры того времени, то материала, который можно было бы достойно использовать в документальном кино, очень мало.

Когда я начинаю работать с интересными и известными людьми, мне бы хотелось сделать хороший документальный фильм. Но я не могу найти материалы летописи. Это касается писателей, художников, ученых, значимых энергетиков и нефтяников. Не остались многие выдающиеся люди в кинематографической истории. Потому что у нас была разрушена система производства хорошего документального кино. И это кино может не заметное, но оно — важная часть нашей жизни. Не зря по всему миру созданы документальные архивы. Есть Красногорский архив, американский визуальный архив, где хранятся фото- и видеокадры выдающихся людей. У нас в Татарстане тоже есть подобный фото-, видеоархив, он постоянно пополняется. Проблема в том, что сами работники архива не делают видео-, фотосъемку. Они просят нас отсылать им побольше материалов. А часто нам и предоставить нечего. Потому что снимать «документалку» в современных условиях совсем непросто.

Тем не менее документальным кино нужно заниматься, потому что те традиции, которые оставила за собой казанская школа кинохроники, никуда не делись. Поменялась только технология производства. У нас есть достаточно сильные студии, которым по силам этим заниматься. Это и «Инновация», и «Иман», и «Татфильм», и т.д. Есть частные производители, которые, может быть, не образовали студии, но имеют хороший кинематографический опыт. Однако есть ощущение, что некоторые студии тратят на фильм не весь выделенный бюджет, часть денег оставляют себе. Поэтому часто на свет рождаются «середнячковые» картины…

«КОНТЕНТНЫЙ» ГОЛОД УЖЕ БЛИЗКО

Документальное кино могло бы стать хорошим подспорьем для телеканалов. Многие каналы, особенно местные, страдают нехваткой контента. Люди устали от этой свистопляски, от бесконечных клипов, от пустых передач, от заказных программ про автомобили и медицину, где часто торчит неприкрытая рука спонсора. Это нормально, когда производством документального кино занимаются не телеканалы, а продакшн-студии. В Москве этот процесс отлажен очень хорошо. Подобное нужно практиковать и у нас.

В Татарстане есть конкурсы от министерства культуры, которые проводит «Татаркино», но этого крайне недостаточно, потому что в год производится 10 - 11 фильмов максимум. Если их разместить на телевидении и показать все сразу, то и на полдня вряд ли хватит.

У нас как-то каждый сам по себе. Канал варится в собственном соку, считая, что он может сам снять для себя любую «документалку». Есть, конечно, приятные открытия в этом направлении. К примеру, на ТНВ замечательный документальный сериал «Черное озеро», очень хорошо сделан. Опять же у канала есть хороший проект «Татары», в котором рассказывают, как живут наши соотечественники по всей России. Там повествуется, чем живут наши соотечественники, о чем думают… Также есть отличный цикл по изучению татарского языка. Остальные каналы пока, видимо, не сильно задумываются о своем местном контенте.

Продакшн-студии существуют сами по себе. И часто встает вопрос: может ли канал профинансировать создание картины «на стороне»? Пока, скорее, нет. У телевидения есть свои спонсоры. Генеральный, как правило, дает деньги на производство новостей, есть прибыль от рекламы, которые канал тратит на свои стратегические проекты. Но не за горами момент, когда эфирное телевидение отключат, счастливчики получат лицензию на вещание в цифровом аналоговом формате, а остальные местные каналы уйдут в кабельные сети и вынуждены будут полностью заполнять эфир своими программами. Но мне кажется, есть очень эффективный треугольник производства. Канал — генеральный спонсор — продакшн-студия. Мы могли бы помочь в производстве хорошего видеоконтента.

НОВЫЙ ТРЕНД: «ДОКУМЕНТАЛКИ» ДЛЯ МУЗЕЕВ

Есть еще один новый способ, как документалисты могут найти для себя работу. У нас готовится к выходу часовая документальная картина про композитора Софию Губайдулину. Это фильм о периоде ее жизни в Татарстане, о ее корнях. Мы уже сняли этот фильм, oн находится в черновом монтаже, месяца через два, скорее всего, увидит свет.

Картину полностью спонсировала администрация Казани, потому что у них было понимание, что с такой картиной делать. Она будет показываться в центре Софии Губайдулиной. Чтобы у тех, кто придет на экскурсию, была полная информация о жизни и творчестве непростого композитора. У нас сегодня множество музеев, начиная от крупных комплексов, как в Кремле, заканчивая маленькими частными. И каждый мог бы иметь свое кино в тему экспозиции или своей специфики, почему бы и нет?.. Мы, к примеру, делали кино про остров Свияжск — «Град воскрешенный». И теперь картину берут везде, где только руководство музея и чиновники встречаются с представителями ЮНЕСКО. Картина переведена на три языка: русский — за кадром читает Виктор Сухаруков, татарский — Равиль Шарафеев, английский – журналист из BBC. Мы бы и раньше этим могли заниматься, только вот заказов на такой продукт крайне мало. Поэтому приходится снимать коммерческое видео. Создание презентаций для заводов и пароходов. Это сегодня наш основной бизнес, наш хлеб. Ни одна студия в Казани сегодня не может полностью перестроиться на создание «документалок». Просто не хватит внутреннего бюджета содержать студию.

Конечно, много режиссеров старой формации, они до сих пор не перестроились на современные требования. Если современному режиссеру понадобится снять картинку 60-х - 70-х годов, можно смело обращаться в Татарстан. Манера винтажной съемки обеспечена. Для меня важно не смотреть в прошлое, а идти вперед. Смотреть на молодежь. Она наступает на пятки. В таких условиях получается, что нужно просто быстрее бежать. Есть, конечно, ребята, закончившие ВГИК. Они приезжают на родину, у них новое мышление. Хочется все и сразу. Такае система координат. Не найдя себе применения, многие возвращаются обратно в Москву. Но и там часто не могут себя найти.

ТАТАРСКИЕ СЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕГО МИРА

Да, сегодня есть татарстанские фильмы, которые принимают участие в различных фестивалях. Но это больше бонус для режиссера и сценариста, которые на халяву могут посетить другую страну или новые города. Картина может даже завоевать какой-нибудь приз, однако о ней так никто толком не узнает. То есть основная цель фильма — дойти до массового зрителя — провалена.

В Татарстане сегодня создается много одноразового кино. Выпускается некий фильм, устраивается презентация внутри сообщества, еще одна глобальная презентация для общественности, из своего кармана устраивается фуршет, дальше картину демонстрируют на казанском международном фестивале мусульманского кино, затем она исчезает. А денег на производство потрачено не один миллион. Если есть такой потенциал в производстве игрового кино, так, может быть, его сублимировать в создание сериалов? По крайней мере огромная аудитория зрителей сможет это оценить. Тем самым можно было бы усилить и телевизионный канал, и отношение режиссера к самому себе. Одно дело, когда твое произведение видят 100 человек, включая родственников и друзей, другое, когда вся республика и даже за ее пределами. Сегодня есть потребность в создании сериалов особенно на татарском языке. Жители глубинки часто просят об этом как нас, так и телевизионщиков. Не все же смотреть Малахова…

При этом рынок для сбыта подобной продукции огромный. Кроме наших бывших соотечественников сериал можно продать еще на различных кинорынках, где телеканалы набирают себе контент. Я бывал на подобных мероприятиях пару раз. Что там только не продают… Африканские, китайские сериалы — все идет в ротацию. У нас как-то осталось ощущение, что по большому счету существуют только центральные каналы. В Европе и на других континентах сегодня большое количество местных кабельных каналов, которым тоже нужно чем-то заполнять эфир. Мир огромный, нужно развивать систему продаж. Да, возможно, цена на продукт будет небольшая, но выиграть тут можно за счет количества стран, куда можно продать свою лицензию. Теперь осталось только начать производить эти сериалы…

Ильдар Ягафаров

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.11.2014 14:12

    Какой умный, редкостного откровения показ показухи в нашем любимом Татарстане! Ильдар, спасибо вам за смелость, вы обнажили все язвы киношного и телевизионного мира.Очень часто бывает так, что в дни фестиваля Мусульманское кино - не удается попасть туда. И что дальше? Дальше они пропали! Исчезли. Татарское телевиденье, коли само не может производить хороших фильмов, хоть дублировало бы на татарский язык знаменитые сериалы типа 17 мгновений весны и др.Наша семью наполовину русская, учить татрский в общении детям трудно, а вот если бы затягивал сюжет фильма, постепенно постигали бы и язык. Но нет, нет и нет ничего цепляющего на тарском языке

  • Анонимно
    22.11.2014 14:15

    Все музеи республики обязать показывать документальные фильмы бесплатно и каждый день в определенное время - вот было бы здорово! Да и фильмы фестиваля Мусульманское кино - тоже.Но это явно останется мечтой. У нас даже в ночь музеев вход платный, а в Мосвке бесплатный. Музейщики не понимают, что их главная задача - просветительство, а не нажива.

  • Анонимно
    22.11.2014 14:17

    Свияжск - «Град воскрешенный». Где посмотреть этот фильм? Очень хочу!

  • Анонимно
    23.11.2014 11:53

    У автора совершенно дилетантское представление (или намеренно искаженная подача) о возможностях региональных продакшенов заполнить эфир телеканалов или хоть как то внятно повлиять на их контент - у местных продакшенов нет ни опыта работы в сжатые сроки как в москве, ни технологии производства как в москве, ни ресурсов творческих, технических и технологических как в москве - раз уж про москву зашла речь! Тем более, что казанские продакшены совершенно не способны выдавать требуемый объем и конкурентноспособную стоимость этого контента, а местные телеканалы совершенно не готовы платить за "индивидуальный" контент, т.к. эти деньги они никогда не отобъют на местной рекламе, и единственный вариант для продакшена - это действовать через дистрибьютеров федеральных. Но федералам "татарское кино" совершенно не интересно, они тем более на этом не заработают, потому как это кино дальше татарстана никому не итересно, ибо там есть спрос на документалку совершенно иного уровня! Одним словом, продакшену надо разобраться в конкурентных предложениях на рыке и изучить существующую модель дистрибуции, а затем действовать согласно уже сложившейся практике, а не жаловаться на расхождение интересов ТНВ и личных интересов продакшенов, пытаясь учить тв как верстать контент в условиях якобы "голода" и "момента, когда эфирное телевидение отключат" - последнее утверждение еще более дилетантское, автор совершенно не в теме перспектив и угроз для регионального тв.

  • Анонимно
    23.11.2014 14:46

    Вот и Куликов считает, что казани не светит:"— А что можно сделать на местах, например, в Казани, чтобы начать снимать хорошее кино?— Нужно, чтобы сюда приехали несколько страстных профессионалов. Или хотя бы один страстный профессионал.— Из Москвы?— Необязательно. Все люди, которые приехали в Москву, сначала были где-то не в Москве. Просто нужно, чтобы этот страстный пассионарий-профессионал остался в Казани и так всех загипнотизировал, что все вместе с ним стали делать его кино, воплощать его галлюцинации. И тогда все происходит. И очень важно при этом делать фильм не про Казань. Если ты поставишь перед собой задачу сделать фильм про Казань, ты проиграл. Нельзя делать фильм про что-то местечковое. Ты можешь сделать фильм, который происходит в Казани, но история должна быть общечеловеческой." - см. Статью http://www.business-gazeta.ru/article/118737/

  • Анонимно
    25.11.2014 10:47

    Ильдар Ягафаров талантливый режиссер. Работать и общаться с ним всегда интересно и познавательно! Успехов! С ув., Лукин Вадим.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль