Общество 
6.12.2014

Рафаэль Хакимов: «Почему в пасть китайского дракона Россия движется с таким патриотическим наслаждением?»

Воспользуется ли Поднебесная крымским прецедентом?

История — занимательная штука. Правители могут использовать одни и те же уроки по-разному. Одни будут внедрять демократию и доверять народу управление золотым запасом страны, другие — восхвалять свое величие, ради которого можно поставить на карту очень многое. Вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», на исторических примерах размышляет, почему Китай никогда не будет равноправным союзником России, а вовсе наоборот, может стать агрессором.

ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН ВЫШЕ БАНКОВСКИХ СПЕКУЛЯЦИЙ

Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь, –

Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты — третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.

...

О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

Владимир Соловьев. Панмонголизм. 1 октября 1894

Философствовать нынче не модно, можно попасть в разряд динозавров. Зато входит в моду русская старина, а потому попробуем заняться любомудрием, из чего «прямого благополучия ни один смертный не только получить, но и вообразить не может». Иначе говоря, займемся, казалось бы, бесполезным, но в чем-то занимательным делом. Занимательность сводится к извлечению уроков истории, а это весьма актуально, учитывая какая путаница наступила в российской историографии, какие мучительные поиски идут своей исторической основы в странах СНГ. Подмена исторической правды героизацией прошлого приводит к непониманию природы России и политическим ошибкам. Поэтому время от времени не мешает вспомнить некоторые промахи прошлого с тем, чтобы упредить возможные ошибки в настоящем, хотя бы в нашей республике.

Глядя на европейские страны, которые теперь положено ругать, остается удивляться, как бережно они следуют советам своих великих мыслителей. В Швейцарии прошел очередной референдум, на этот раз по вопросу продажи и хранения золотого запаса страны. Швейцарцы озабочены курсом своей валюты и их решение будет окончательным для правительства. Ни президент, ни парламент, ни центральный банк не могут изменить решение населения. Все комментаторы просто удивляются, какая, мол, странная федерация эта Швейцария, там народ с помощью прямого голосования решает государственные вопросы. Как можно доверять столь важные вопросы непрофессиональной толпе?

Мало кто знает, что эта традиция идет от женевского мечтателя Жан-Жака Руссо. Его маленькая книжечка в 100 с небольшим страниц «Об общественном договоре» стала основой политической и правовой культуры страны. Руссо, «защитник вольностей и прав», по словам Пушкина, осуждал принцип представительства, заменивший прямую демократию античности. «Идея представительства, — писал он, — идея современная; она идет от феодального правления, этого несправедливого и абсурдного правления, в котором род человеческий унижен и в котором самое имя человека обесчещено». Он не видел альтернативы непосредственному правлению народа. Суверенитет для него был представлен общей волей, а воля не могла быть кем-либо представлена. «Народные депутаты не суть и не могут быть представителями народа, они только его комиссары; они ничего не могут постановлять окончательно; всякий закон, которого народ не ратифицировал самолично, недействителен; это даже не закон. Английский народ считает себя свободным; он горько ошибается; он свободен только во время выборов членов парламента; как только они выбраны, он становится рабом, он ничто». Идеи Руссо, в частности, роль референдумов, стали важной частью политической системы Швейцарии. Кое-что от его идей досталось и нам, например, право отзыва депутатов избирателями.

Исторически прямая демократия была заменена на представительную по техническим причинам, поскольку трудно собрать весь народ в одном месте и тем более позволить ему решать такие вопросы как судьбу золотого запаса страны. Это якобы должны делать опытные финансисты, профессионалы, ответственные руководители страны, а не народ. В Швейцарии считают иначе. Референдум позволяет преодолеть недостатки представительной демократии, а электронное общество в будущем и вовсе сделает возможным возврат к прямой демократии. Что же касается компетентности народа в финансовых вопросах, то Руссо считал, что «слово финансы есть слово рабское; оно неизвестно в гражданской общине». Для него интересы граждан были выше банковских спекуляций, поэтому граждане должны решать судьбу золота, но не наоборот.

«Полтавская баталия» (фрагмент мозаичного панно М. Ломоносова)
«Полтавская баталия» (фрагмент мозаичного панно М. Ломоносова)

ЕСЛИ БЫ НЕ ПИТЕР, СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ СТАЛО БЫ РУССКИМ

Любопытно, что Руссо одним из первых и весьма критично оценил деятельность Петра I: «Петр имел только подражательный гений; истинного гения, который создает и делает все из ничего, у него не было. Некоторые из проведенных им реформ были сделаны хорошо, большая же часть была неуместна. Он видел, что его народ — народ варварский, но он не видел того, что он не зрел для истинного управления; он хотел его цивилизовать, когда его надо было обучить войне. Он хотел сначала сотворить из своих подданных немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы сделать из них русских. Он помешал им стать когда-либо тем, чем они могли бы быть, убеждая их, что они то, чем они в действительности не были; он поступил, подобно французскому учителю, который старается, чтобы его ученик блистал в детстве, а затем оставался бы навсегда ничтожеством». Деятельность Петра была не только подражательной, но и не дальновидной. Он «прорубил окно в Европу» всего лишь продолжая дела своих предшественников, сам же не обладал стратегическим видением и просто, говоря словами Пушкина, «Россию поднял на дыбы». Будь Петр I дальновиднее, он не растратил бы все силы страны на постройку одного-единственного города на финских болотах с целью выйти на мелководье Финского залива. Он бы все силы бросил на юг, к Черному морю, полному жизни и мирового значения. Если бы у него было стратегическое чутье, он еще при жизни получил бы доступ к Босфору и Дарданеллам и, в конце концов, Россия завоевала бы Стамбул, вернув Константинополю статус православной столицы. И тогда не только Черное, но и Средиземное море стали бы русскими. В результате просчетов Петра Россия не смогла доминировать ни на Балтике, ни на Черном море и тем более оказалась далека от Средиземного моря, где вершилась основная политика Нового времени.

Петр вспомнил о южном направлении после успехов под Полтавой, и не потому, что понял значение Черного моря, а потому, что погнался за своим вечным врагом Карлом XII, который скрылся от своих разъяренных соотечественников в Турции. Петр был лишен чувства реальности, а после Полтавской битвы, которая стала не столько победой Петра, сколько поражением взбалмошного Карла, у русского императора началось головокружение от успехов. Он точь-в-точь повторил все ошибки шведского короля. Вместо того, чтобы закрепить свою победу над Швецией, он оставил северный фронт. В Швеции с удивлением наблюдали, как русские войска добровольно ушли с их границ и повернули в сторону Дуная. Без всякой разведки, без подготовки армии к длительному переходу, в ходе которого от голода и жары погибло людей больше, чем во время боевых действий, без союзников, он пошел войной на огромную турецко-татарскую армию, превосходящую российскую почти в два раза в расчете на «авось». Он верил, что его появление всколыхнет угнетенные народы, «визирь не посмеет перейти через Дунай, большая часть его войска разбежится, а может быть, и бунт поднимут», — так мечтательно писал он в своих депешах. Самоуверенность сыграли злую шутку с императором, не только его войска, он и сам оказался в окружении. Петр послу Шафирову давал указания, как вести переговоры: «Ставь с ними на все, кроме шклафства [рабства]». В результате позорного Прутского похода русские потеряли выход к Азовскому морю, отдали Азов, сожгли весь свой флот на Черном море, срыли Таганрог и Каменный Затон и обещались впредь не вмешиваться в дела Правобережной Украины.

Старую песню мне сердце поет,
Старые сны предо мной воскресают,
Где-то далеко цветы расцветают,
Голос волшебный звучит и зовет.

Чудная сказка жива предо мной,
В сказку ту снова я верю невольно...
Сердцу так сладко, и сердцу так больно.
На душу веет нездешней весной.

Владимир Соловьев.

У КИТАЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКИХ СОЮЗНИКОВ

Почему же современные политики так глухи к своей истории? Они с завидным упорством вновь и вновь повторяют старые ошибки. Объяснение простое: они не знают правдивую историю, они знают только реестр военных побед, им историю написал Карамзин под «диктовку» немецких ученых, выполнявших политический заказ. Обычное дело. Историки по сей день нередко занимаются подобной шабашкой.

Все любят рассуждать об уроках истории, но никто не любит их учитывать. Правители, как правило, предпочитают начинать новую эпоху с чистого листа, будто до них не было настоящей истории. Они приходят к власти как вершители судеб, не способные на ошибки. Раньше эпохи начинались с императоров, монархов, новой династии. Императоры Поднебесной в древние времена даже переписывали все хроники с воцарением новой династии. Кое-кто присваивал себе новые титулы, как например, Петр I, который не удовольствовался длиннущим списком великокняжеских и царских титулов, но захотел добавить императорский. Сталин провозгласил себя генералиссимусом, как и Чан Кай Ши. Брежнев цеплял на грудь ордена. В наше время стали скромнее — просто отменили название «президент» применительно к республикам, оставив только для одного истинного президента. Новые правители любят заново делать старые ошибки.

«Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок».

Конфуций

Почему в пасть китайского дракона Россия движется с таким патриотическим наслаждением? Наблюдая восторг от возрождения великой дружбы, оптимистические комментарии об успехах сотрудничества с Поднебесной, хочется крикнуть: «Господа хорошие, вспомните историю!» У Китая никогда не было никаких союзников, у нее во все времена была только своя собственная политика, с которой она ни с кем не делилась. И это понять можно — Поднебесная самодостаточна. Она не нуждается в союзниках, единственно, что ей не хватает территории и энергетических ресурсов. Очень кстати Россия создала международный прецедент с Крымом. Посмотрим, воспользуется ли Китай этим случаем для решения своих проблем со спорными территориями.

Конфуций говорил: «Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов». Какие могут быть общие планы России с Китаем? Все что нужно в части технологий в атомной промышленности и вооружений, Китай уже взял, отдав взамен бытовую технику и продукты потребления. А сейчас уже продает автомобили, станки и даже копии «КАМАЗов». По экономическим показателям Китай скоро станет мировым лидером, по военным расходам вышел на второе место и тратит на агрессивную модернизацию военной техники и армии почти в два раза больше, чем Россия. При этом российской армии требуется тотальное перевооружение. (Кстати, военные расходы США в 7 раз превосходят российские). Китай сейчас примется за переоснащение своего флота. А чем может похвалиться Россия? Отечественные корабли нередко похожи на музейные экспонаты. Вот и оказывается, что огромная территория России вовсе не преимущество и не предмет гордости, ибо газ и нефть для Китая далеко тянуть, а протяженную границу некому охранять. Китай не будет союзником России в противостоянии с США. Ей нужны дармовые энергетические ресурсы России и куда-то нужно девать избыточное население. Если Россия готова стать провинцией Китая, тогда политика верна. У Татарстана, по крайней мере, есть стартовая площадка — Синьцзян, где уйгуры говорят с татарами практически на одном языке.

Китай прислушивается не к чужим голосам, а следует мнению своих философов, как, впрочем, и Швейцария, и другие страны. Если для России в отечестве пророков нет, то, может быть, она послушает Конфуция, который сформулировал одно из постоянств праведного человека Чжи — здравый смысл — умение просчитать следствие своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Чжи противостоит глупости. Прежде чем заглянуть в пасть дракона, надо спрогнозировать последствия своих шагов.

«Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей».

Конфуций

ИСТОРИЯ ТАТАР — ЭТО ИСТОРИЯ ЕВРАЗИИ

Когда я вижу, какая путаница наступила в российской историографии, идут мучительные поиски своей исторической основы в странах СНГ, то радуюсь, что мы успели подготовить 7-томную фундаментальную «Историю татар с древнейших времен», в работе над которой приняли участие более 500 ученых разных стран. Это максимально возможная объективная история (кстати, за минимальные средства). Неубиваемый труд. Теперь никто нам не сможет сказать, как в адрес Украины или Казахстана, мол, у вас не было своей государственности. Но главное даже не в этом, хотя это уже само по себе достаточное оправдание и предмет гордости историков. Главное в другом, это не этническая история, в этом труде отразилась значительная часть истории Евразии. В отличие от истории Государства Российского, которая, начиная с Карамзина, писалась как история колонизации, в нашем труде отразилась судьба многих народов страны. Такая многотомная история нужна не только для поднятия духа многонационального народа Татарстана, обоснования своих претензий на сохранение республики, но это еще и база для философии, которой фактически у татар не было. Здесь я услышу хор возражений и увижу длинный список достойных богословов и выдающихся общественных деятелей. На эти возражения я отвечу в следующей статье.

Сумерки бледные, сумерки мутные
Снег озарил перелетным мерцанием.
Падают хлопья — снежинки минутные,
Кроют всё белым, как пух, одеянием.

Снежно... бело, но проходят мгновения –
Снова не видно ковра белоснежного...
Грезы так падают, грезы сомнения,
В сумерки бледные сердца мятежного...

Константин Фофанов. 1888

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.12.2014 11:16

    Да,не угодил Петр Хакимову... Прямо беда...

  • Анонимно
    6.12.2014 11:59

    Бред.. Китай даже Вьетнам не калонизирует, с коим у него весьма сложные взаимоотношения... А ведь мог бы..

    • Анонимно
      6.12.2014 12:22

      очевидно что модель государственного устройства основанная на либерастах и на наидичайшем подобии капитализма прямиков ведёт Россию в кровавую гражданскую войну, где итоги этой гражданской войны могут быть плачевны для всех жителей России... в какой то степени России надо равняться на Китай с его жесточайшей непримиримостью с коррупцией , но конечно без памперсов на рабочем месте... Китай может быть нашим союзником и должен быть... у татар есть такая поговорка что ты можешь стать врагом со своей роднёй , но со своим соседом ты должен и обязан жить в мире и в согласии, Китай наш крупнейший сосед и по моему убеждению развязывать войны Китай не собирается... но в нынешнем положении вещей в России когда либерасты и наидичайшее подобие капитализма диктуют свои условия всем россиянам нормальные добрососедские отношения с Китаем невозможны и более того возможна даже и война... я даже знаю причину возникновения этой войны, как только дешёвая рабочая сила из Китая попадёт в руки к нашим наидичайшим капиталистам , то сразу же автоматом в России начнётся дикое сопротивление этому... дешёвые гастарбайтеры из Китая и будут причиной войны... поэтому прежде чем говорить о добрососедских отношениях с Китаем надо сначала снести либерастов, без этого всякие разговоры бессмысленны...

      • Анонимно
        6.12.2014 13:23

        А либерасты - это кто? И, вообще, кто "враги народа"? Огласите весь список, пжлста.

        • Анонимно
          6.12.2014 16:02

          Ну, во-первых, автор верхнего комментария, как непримиримый враг текущего правительства и линии партии.

        • Анонимно
          8.12.2014 14:25

          А вы погуглите слово "либераст" и узнаете чем он отличается от либерала, познакомитесь с их "творчеством" и разновидностями. А еще программа в интернете гуляет позволяющая в автоматическом режиме генерировать либерастские статьи.

      • Анонимно
        6.12.2014 13:45

        Может обоснуете свои голословные утверждения "Китай может быть нашим союзником и должен быть".Ваш аргумент "Китай наш крупнейший сосед и по моему убеждению развязывать войны Китай не собирается" просто не выдерживает никакой критики. Из истории видно, что войну начинают всегда соседи.

    • Анонимно
      6.12.2014 13:12

      Китай приверженец мягкой силы-зачем воевать если можно калонизировать другими методами?

      • Анонимно
        6.12.2014 19:11

        таджикистан с казахстаном уже лишились части своих территорий в пользу поднебесной и еще часть территорий заселены китайцами на основе различных схем, по которым казахи и таджики там больше ни когда не появятся.

      • Анонимно
        6.12.2014 23:25

        Черт возьми, перестаньте писать "калонизировать". Один раз еще можно прочитать, но потом уже плохо становится

    • Анонимно
      6.12.2014 17:33

      Так во вьетнаме плотность населения ещё больше. Нахер это китайцам надо. А вот малолюдные сибирские просторы самое то.

  • Анонимно
    6.12.2014 12:00

    Мы в далеком прошлом выходцы из Китая, наша давняя родина идет к нам.

    • Анонимно
      6.12.2014 13:52

      Если быть точным, то из южной Монголии и Китай завоёвывали вместе с Чингиз ханом. Китайцы это помнят и еще не раз напомнят вашу родину.

  • Анонимно
    6.12.2014 12:09

    Все мы пилигримы в этом мире....Угро-финские племена пришли из Сибири в Европу.......10 000 лет назад....

    • Анонимно
      6.12.2014 13:54

      Угро-финские племена ниоткуда не пришли, они изначально заселяли северные территории РФ, начиная с Балтийского моря. Мы сами живем на их землях.

      • Анонимно
        6.12.2014 14:11

        Не правда. Изначально здесь жили укры, а потом динозавры.

      • Анонимно
        6.12.2014 15:59

        Я думал, первые люди появились в Африке, а оказывается - в Прибалтике. И сразу стали Угро-финами.

        • Анонимно
          7.12.2014 07:43

          К вашему сведению на земле живет уже 7 человеческая цивилизация, не думать надо, а учится, прежде чем писать ерунду.

  • Анонимно
    6.12.2014 12:24

    Вы должны хорошо знать, что в истории нет сослагательных наклонений. И Петр вряд ли смог бы взять Средиземное море и покорить Турцию. Этого не могло быть по одной простой причине, обстоятельства того времени не позволили. И решения Петра и его действия диктовались именно этими обстоятельствами. Это ведь также можно рассуждать, почему Наполеон не вооружил свои войска автоматами и танками. Тогда он смог бы завоевать весь мир. Конечно, это грубый пример. Но любые действия в истории не могут совершаться произвольно. Также как шарик, который катиться вниз по желобу, он может совершать какие-то действия, отклоняясь от прямолинейного пути, но конечная точка, куда он катиться, уже определена. Только в реальной истории мы не знаем и не сможем определить эту точку. Так и с Китаем. Стремление сблизиться с ним продиктовано не одним желанием российской элиты и его руководителей попасть в пасть китайского дракона, а теми обстоятельствами, в которые они попали. Тут шаг за шагом проявляется та историческая неизбежность, которая двигает и руководителей, а вслед за ними и страны, которыми они руководят. В истории вроде можно определить те точки ветвления, когда процесс мог бы пойти по другому пути. Но это только в теории? а в реальности в истории процессы происходят не спонтанно. И вряд ли тут пройдут аналогии с фазовыми переходами. Наш путь в будущем уже определен, но только мы его не знаем. А когда путь уже пройден, бесполезно оборачиваться назад и рассуждать на тему, а что было бы. Также сложно предугадать и предстоящие события. Шелдон

    • Анонимно
      6.12.2014 12:54

      Тот случай, когда комментарий интереснее статьи.

    • Анонимно
      6.12.2014 15:57

      Людям, твердящим об отсутствии сослагательного наклонения, остро необходимо заглянуть в учебник по методологии исторического исследования. Хотя большинство из них слишком умные для этого :).

    • Анонимно
      6.12.2014 15:57

      Вот тут коротенько, полистайhttp://www.dissercat.com/content/problema-alternativnosti-istoricheskogo-razvitiya-istoriograficheskie-i-metodologicheskie-as

    • Анонимно
      7.12.2014 14:14

      Все верно. В те времена Россия не смогла бы захватить Османскую Империю - она была сильна. Спустя 100-150 лет она окончательно ослабла и ее раздербанили. Но тем не менее в ходе первой мировой войны хорошую территорию Турция себе сохранила и Босфор с Дарданеллами отстояла. Позже Сталин также посягал на проливы и территорию Турции, но ничего не получилось. А так конечно хорошо было б отдыхать в Анталье за рубли.

  • Анонимно
    6.12.2014 12:27

    Очень и очень убедительно! Восторгаюсь!

  • Анонимно
    6.12.2014 12:48

    Как всегда, Рафаэль Сибгатович дает пищу для ума. Трезво, интересно и без обид. Всегда читаю его статьи с удовольствием и пользой. Спасибо за подборку стихов- метафор( многие незнакомы).

  • Анонимно
    6.12.2014 13:29

    Просто молодец, а количество злопыхателей велкодержавников только подтверждает правоту автора.

  • Анонимно
    6.12.2014 13:58

    Уважаемый Хакимов, вы должны бы знать, что у России была своя республика в средиземном море,Республика семи островов,где Ушаков написал конституцию для этой республики.

  • Анонимно
    6.12.2014 13:58

    Уважаемый Шелдон, перестаньте так писать, в противном случае вы оставите Хакимова без хлеба. Вам начнут заказывать статьи для БО. А Хакимов на самом деле пусть хоть немного прояснит взаимоотношения Булгарского ханства с Золотой Ордой. И почему у нас , у булгар, появилось прозвище татары, а у башкир их историческое название осталось прежним. Ведь по сути у нас одно прошлое, соседское расположение, почти одинаковый язык. В исторических башкирских документах описывается как они одними из первых дали отпор татарскому нашествию. Впрочем, я уверен как и булгары, мои предки.

    • Анонимно
      6.12.2014 15:14

      татарове, кто ж нас так назвал и когда? А ведь горжусь я этим названием.

  • Анонимно
    6.12.2014 14:50

    Когда-то наши предки создали письменный язык для Китая на основе руницы. Остатки пегой орды были вынуждены уйти туда и создать цивилизацию Китая. Потому нет ни одного письменного источника ранее тех времен. А воевать с соседями не записано в смысловых полях китайцев.Они это делают идеей множественности, доказательство-Великая китайская стена-как символ детородного органа.Змий, который искусил Еву...

  • Анонимно
    6.12.2014 14:58

    Ждем следующую статью . Отличная публикация !!! Зуфар.

  • raf
    6.12.2014 15:18

    Интересный факт,китайцев победили вьетнамцы,в войне.Размер сравните.И американцы драпали от них,и французы.

  • Анонимно
    6.12.2014 15:26

    Насчет философии! Философы-те же ученые, до новой эры они и олицетворяли всех ученых, любителей размышлять (Аристотель, Диоген и др.). Очевидно, что мусульманские ученые Омар Хайям, Абу ибн Сина, Улугбек и еще множество великих мусульманских мыслителей достойно продолжили учения Аристотеля, Сократа и др. Они создали алгебру и другие разделы математики. То есть довели процесс мышления, теорию познания до высочайшего уровня. Дальнейшее развитие науки, философии, как говорят шахматисты, уже дело техники. Тут уже, хочешь-не хочешь, будешь философствовать, особенно за деньги. Очевидно, что вся мусульманская, татарская философия зиждется на Священном Коране. По Которому все люди равны, следовательно демократия (власть народа) наиболее соответствует этому.

  • Анонимно
    6.12.2014 15:45

    Китай ежегодно расстреливая не менее 1.5 тысяч своих чиновников, лишь по подозрениям в связях с коррупцией, получил самую эффективную экономику в мире,Россия имея 65% мировых запасов пашни, в угоду своей коррупции поставила свой народ на 40% в зависимость от импорта продовольствия. Если Россия хотя бы частично переймет китайский опыт профилактики своей коррупции, то при её огромной территории и неисчислимых природных богатствах она сможет диктовать свои экономические санкции всему миру, не только США или Европе.

  • Анонимно
    6.12.2014 15:53

    Наши предки создали письменность для Китая??? А вы простите инопланетянин? Или татарин, или русский, которые по деревьям лазили, когда китайцы письма друг другу писали?????

    • Анонимно
      6.12.2014 17:58

      китайцы... информация проходила, что их 5 тысячная история создавалось в течение последних веков. Не надо быть излишне наивными, это удел идиотов.

  • Анонимно
    6.12.2014 16:18

    У автора глубокие знания, а выводы в статье поверхностные.

  • Анонимно
    6.12.2014 17:12

    Наука- это причинное объяснение мира. А причиной являются смысловые поля творца. А закодированы они на двух системных языках РА.И письмо тоже отсюда. Например слово и понятие философия:От обратного прочтения ар. ?? ??? фас?ал фи "различение", т.е. анализ. Различение первое условие познавательного процесса. Известная формула познания "анализ синтез" при букв. переводе на ар. язык, обнаруживает совсем другой смысл: ??? фас?ал – ??? вас?ал "различать и постигать". Получается, что синтез не входит в формулу познания. И это подтверждается практикой: миллионы заголовков научных статей включают слово анализ и почти нет таковых со словом синтез. Синтез - это искажение исконного понятия: "постижение", которое происходит после каждого элементарного акта различения. Если уж синтез, то синтез постигающего мозга с открывшимся фрагментом Истины. Поскольку в Древней Греции с самого начала термин философия был понят неправильно, философия оказалась пустым мудрствованием, способом для философа выпятить себя, своё имя. Любая философская концепция с самых древних времён и до настоящего времени вращается вокруг имени автора. Так, Гераклит (500 г. до н.э.) потому утверждал, что Бытие состоит из огня и холода, что в первой части его имени зашит огонь через рус. слово гореть, а во второй части – холод, опять же через рус. колотун. Маркс (19 век) потому считал счастьем борьбу, что ????? маърака по-арабски как раз и значит борьба. И именно борьба противоречий, как он утверждал, движет эволюцией природы, а борьба классов – развитием общества, при том, что ???? марк?а по-арабски "класс". Исключений из этого простого правила нет. Было бы странным называть подобные конвульсии ума наукой.

    • Анонимно
      9.12.2014 11:07

      У меня предложение к автору этого коммента - написать нечто вроде статьи в БО на тему различений. Будет полезно всем

      • Анонимно
        9.12.2014 16:02

        Для этого надо в совершенстве знать арабский язык, а не шастать по цитатам Н.Н. Вашкевича. Да еще с "привлечением" классиков мировой философии.

  • Анонимно
    6.12.2014 17:36

    "...радуюсь, что мы успели подготовить 7-томную фундаментальную «Историю татар с древнейших времен», в работе над которой приняли участие более 500 ученых разных стран. Это максимально возможная объективная история (кстати, за минимальные средства). Неубиваемый труд".Уважаемый Рафаэль Сибгатович!Спасибо за интересные статьи (и не только в интернете)! Подскажите, пожалуйста, где можно купить все 7 томов "Истории татар с древнейших времен". Первый том купил в год выпуска (прочитал с интересом), а затем заела суета-сует...Заранее благодарю.Ваш читатель Евгений Григорьев.

  • Анонимно
    6.12.2014 18:41

    Фильм документальный про наши отношения с Китаем есть. "Иероглиф дружбы" называется. Много интересного узнаете. Ютуб поможет.

  • Анонимно
    6.12.2014 19:06

    когда миронов только первый раз заикнуля про присоединение крыма мне тоже пришла мысль, что дальний восток уже не наш. два фронта даже гитлер не потянул.

    • Анонимно
      7.12.2014 00:01

      Что значит "даже" Гитлер??? Вы в своём уме?? Гитлер был безумно ограничен в ресурсах!!!

  • Анонимно
    6.12.2014 20:00

    Вот и бредни пошли. Статья действительно вызвала разные отклики, даже такие

  • Анонимно
    6.12.2014 20:01

    Гербы и символы двух стран не поссорятся?

  • Анонимно
    6.12.2014 21:02

    И про референдумы. Надо срочно провести референдум по курсу рубляи навсегда закрыть этот вопрос. Также необходим референдум по банку Казанский, по цене гречки и яиц. При желании и следуя логике автора могу еще накидать десяток тем

  • Анонимно
    6.12.2014 22:09

    Абсолютно согласен с Хакимовым, когда он пишет:"Теперь никто нам[Татарам] не сможет сказать, как в адрес Украины или Казахстана, мол, у вас не было своей государственности." Посмотрите вот на карту Еврупы за 1000 лет, обратите внимание на В. Булгарию и Казанское ханство! Это государства наших предков!https://www.youtube.com/watch?v=MPxXgUPINP8

    • Анонимно
      6.12.2014 22:27

      Не уподобляйтесь великим украм.

    • Анонимно
      7.12.2014 00:11

      Добрый вечер всем! То, что Китай не так прост, как кажется, Хакимов подметил верно. Будучи в Китае и разговаривая с эрудированным переводчиком, узнал, что в музее(к сожалению не запомнил в каком) на картах, значительная часть России обозначена как китайская территория. Выводы делайте сами. При этом никакие заигрывания и уверения в дружбе не будут иметь значения при будущей агрессии. Насчет 7-томных "неубиваемых трудов"...Хакимов, на мой взляд, один из идеологов национализма, не упускает случая , упрекнуть центр в неполноценности. Этот демагогия, наукообразно рассуждать о неправильной стратегии правителей многовековой давности , известный прием. Можно было бы написать и побольше томов, где сообщить непросвященному миру например, что Казани 1200 лет.(в 70-х годах местное руководство пыталось отметить 800-летие Казани, тогда это не прошло, получилось притянуть за уши 1 000 летие при Ельцине) А принятие ислама Булгарами...а что они исповедовали до принятия ислама, находясь в составе Хазарского Каганата... Бумага конечно стерпит всё.Попытки переписать историю и причесать её были и будут повторяться, на то и существуют придворные летописцы. Хочется пожелать читателям не верить на слово таким "историкам" и самим пытаться анализировать любые события. Правду нельзя скрыть, пусть даже исписав гору бумаги!

      • Анонимно
        7.12.2014 13:42

        А булгары до принятия мусульманства исповедовали Тенгриянство, язычество, как соседи славяне и угро-финны. Хазария была расположена на части территории Дагестана, Чечни, Калмыкии, Астраханской области, т.е преимущественно в низовьях Волги. К тому же, иудейской веры в Хазарии придерживались только представители правящей верхушки. Ну никак вам не удастся притянуть за уши вашу"наукообразную" версию, что булгары были иудеями.Прежде чем наклеивать на Хакимова ярлык националиста ,привели бы хоть какие-то этому доказательства. А ваши якобы саркастические характеристики Хакимова, содержат явный оскорбительный подтекст. Это только доказывает голословность ваших суждений, но не скрывает их отсутствие и наличии 100%-й демагогии.А вот имеете ли вы какое-нибудь отношение к истории и право оскорблять человека профессионально занимающегося этой наукой, никаких доказательств не представили.

  • Анонимно
    7.12.2014 08:17

    Ну вот, снова Хакимов вернулся к своим фирменным слаломным виражам в трактовке истории, которыми он частенько грешит. Здесь он с каким-то непонятным сожалением пишет о том, что Истанбул не стал русским Константинополем, сожалеет также, что и Средиземное море не превратилось в русское озеро. Ну прямо, второй Достоевский, который в "Дневнике писателя за 1876 год" тоже с сожалением писал, дескать, зря русские не захватили Константинополь и не покорили турок, так, как они это сделали с татарами, взяв Казань. Дескать, смотрите, как чудесно преобразились воинственные татары под чутким владычеством русского государства, мол, нынче они ведут себя вполне смирно, торгуют халатами, да мылом. Мол, и турки стали бы такими же смирными, как татары, под внимательным руководством русских царей. Еще в одном Хакимов парадоксальным образом перекликается с Достоевским. В упомянутом "Дневнике" Федор Михайлович также пишет, что русские войска захватили Казань и "внесли туда икону божьей матери" (такова настоящая история пресловутой казанской иконы). Спустя 100 с небольшим лет, татарин Хакимов с упорством, достойным лучшего применения, затеял "возвращение" списка-копии упомянутой иконы в татарскую столицу Казань из Ватикана. Учитывая, невероятную начитанность нашего академика, можно предположить, что идею захвата Константинополя и превращения Средиземного моря в русское озеро, он вполне мог почерпнуть у Достоевского. Ну ладно, великому русскому писателю, жившему в эпоху расцвета колониальных империй, простительны его православно-державные заблуждения. Но современному политологу-историку-физику (в одном флаконе) негоже вторить этим заблуждениям, зная уже судьбу колониальных империй в новейшей истории. Британская империя, на которой никогда не заходило солнце, свернулась и вернулась на свои сугубо Британские острова. А ведь именно Британия господствовала на Средиземном море в XVIII-XIX веках. Не думаю, что в ту эпоху Россия могла бы хоть каким-то образом соперничать с Британией на морях. Ведь именно Британию тогда по праву величали владычицей морей. Так что, сослагательные фантазии нашего академика относительно "русского" Средиземного моря не выдерживают никакой критики. Если быть объективным, даже Черное море, вообще-то, не стало русским. В Крымской войне 1853-56 годов Российская империя потерпела сокрушительное поражение от союзных сил Великобритании, Франции и Османской империи. А сегодня Турция, Болгария и Румыния являются членами НАТО, Украина и Грузия стремятся туда вступить. Так что, Россия остается одна в соперничестве с ними на Черном море. О каком возможном "русском Константинополе" можно говорить, если после распада СССР, Россия вынуждена уходить даже из Центральной Азии, на покорение которой она положила столько сил в XIX веке?Шимон Элиасберг.

  • Анонимно
    7.12.2014 08:21

    Уважаемый Рафаэль Сибгатович!Ваши статьи в БО не оставляют читателей равнодушными и надеюсь, будят в них желания познать мир и себя в этом мире.Но мир стоит на пороге очередных социально-политических, социально-экономических потрясений, связанных с необходимостью перехода на очередной технологический уклад. И без просвещения и реформации общества это невозможно осуществить. Для этого есть один путь создания нового исламско- христианского (православного) университета для реформации не только общества, но и самого Ислама и Православия в соответствии со священными писаниями.Очень интересно узнать ваше мнение как историка и актуальность данного проекта.В.Ф. Терзи

  • Анонимно
    7.12.2014 09:38

    Не согласен с Хакимовым. Особенно в той части, как он оценивает роль и политику Петра Первого. Послушать Хакимова, так Петр только и делал ошибки и, видите ли, не завоевал Босфор. Про Китай, также - лишь одни благие рассуждения: нападет на Россию, только и думает, как завоевать нас. А то, что еще 35 лет назад в Китае не было своих грузовиков, не упоминает. Что создавали в Китае сборочное производство автомобиля ЗИЛ. Надо не искать врагов во всех соседях, а уметь дружить быть взаимовыгодными. Миром правит интерес!

    • Анонимно
      7.12.2014 11:10

      Вам тоже необходимо помнить, что и завод, и автомобиль ЗИЛ- это американские изобретения, и созданы американским конструкторами и технологами.

  • Азат Д
    7.12.2014 09:53

    Да ладно байки про Китай травить, они даже с Тайванем разобраться не могут, «Последнее китайское предупреждение» оттуда, знают что США вмешается. Так же и с нами, если война с Китаем(что вряд ли) случится, как «эксперты» рисуют отрабатывая свой паёк, США вступится за тех кто будет терпеть поражение и оставит все на своих местах, т.к. им не нужно мощное двойное государство. Это и называется баланс, которое США поддерживает и поддерживало всё 20-е столетие. Еще у Китая с Индией напряженка.И вообще наши стратеги – политиканы карту мира смотрели, между Китаем и Россией, Монголия и Казахстан, граничим только на Дальнем Востоке, там и захватывать нечего, наше население само от туда уезжает.

  • Анонимно
    7.12.2014 11:21

    Не стоит хвалиться историей своего народа, у каждого народа она своя. достойная. Можно писать 7 томов, ещё больше, или меньше. Нужно гордится тем, кем мы стали, чего достигли.

  • Анонимно
    7.12.2014 13:15

    Колонизация - это не обязательно подчинение какого-то народа другим за счет применения силы. На самом делеКитай на сегодня колонизировал пол мирауже за счет своей экономической экспансиии продолжает это делать дальше. Нас (Россию) это касается более всего. Этомуесть свои объективные причины, в частности на генетическом уровне..Физик.

  • Анонимно
    7.12.2014 13:21

    О чем, собственно, статья Хакимова? Какой-то винегрет, сон разума: Петр, Китай, история татар... Причем, как обычно, автор берет перо, зная, что он хочет сделать: облить грязью Россию, вбить клин между русскими и татарами.Рафаэль Сибгатович, к вашему сведению, Петр не город на финском мелководье построил, а вытаскивал страну и себя лично из варварства к цивилизации! Так в целом можно охарактеризовать его деятельность. Она изобилует копированием, иногда смешным типа стрижки бород, но в целом то, что мы сейчас не китайцы в драных штанах и с плошкой риса - заслуга Петра. То, что мы судимся с ГАИ, отстаиваем свои права, имеем искусство, науку, культуру, а не пять раз в день поголовно читаем намаз или служим обедню, живя по шариату или старообряду - заслуга Петра. Это первое. Второе. Петр делал первые шаги в военном плане, и у него не было в принципе никаких на тот момент возможностей тягаться с Европой в войнах. Он делал то, что было возможно: тягался со шведами. Потому и появился город на Неве. И боролся за короткий торговый путь с Голландией, которая была олним из центров мировой цивилизации на тот момент. Идти непонятно куда за Босфором с Дарданеллами и Константинополем... ну что уж вы пишете? Даже в более мощные времена Россия благоразумно не рисковала лезть в такие авантюры!Насчет Китая... для меня уже аксиома: если человек говорит об угрозе Китая для России, он одно из двух: либо глупец, повторяющий чужие мантры, либо враг России, умом понимающий, что задача сбить лбами русских и китайцев - заманчива! Ну это же полная ерунда, ну сколько можно об этом говорить! Все эти бредни про какую-то карту с Китаем в Сибири, все эти страхи о миллиарде китайцев! Затвердите рубцом на носу: нет дураков воевать с русскими на их территории! А тем более в жутчайших условиях Сибири. А ведь очевидно, что Сибирь никто без боя не отдаст. Посмотрите на наш народ: довольно агрессивный, воинственный, мы в условиях войны оживаем и открываем свои таланты. Посмотрите на китайцев: добрый, кроткий народ в основной своей массе, телосложением тщедушный, привыкший к монотонной работе по приказу начальника. Если не сказали идти - стоят на месте. И Китай ВООБЩЕ НЕ ИМЕЕТ УСПЕШНОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В ПОСЛЕДНИЕ СТОЛЕТИЯ. на этом тему китайского порабощения можео закрыть, хотя есть еще много аргументов: и их разнородность языковая, культурная, социальная, демаграфический коллапс, и то, что гораздо проще для территорий идти не в ядерную ледяную Сибирь, а в жаркие страны под брюхом. Да даже Тайвань, который они считают своим даже больше, чем мы - Крым, у них не хватает духу забрать себе. А вы говорите оттяпать Россию! Там еще Казахстан, Узбекистан и другие станы, об которые можно зубы поломать, а вы сразу про Сибирь!

    • Анонимно
      7.12.2014 20:25

      Ой , ошибаетесь на счет китайцев, они всегда терпеливо ждут своего часа. Запросто могут откусить, если расслабится .

      • Анонимно
        7.12.2014 22:33

        Полное незнание истории Китая или сознательное её искажение 07.12.2014 13:21. Вы хотя бы помните, что НОАК вошла и разгромила армию Тибета в 1950 году. Всего 64 года назад. Это один из этапов полуторатысячелетней борьбы за завоевание Тибета. Примерно такая же картина установления власти ханьцев в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), который просился у Сталина в состав СССР, но "отец народов" трусливо отдал его Мао. Кстати делегация руководителей СУАР, летевшая в Москву на переговоры со Сталиным о вхождении в СССР, "внезапно" погибла в авиакатастрофе в полном составе. В этот список надо добавить так называемую Внутреннюю Монголию, Манчжурию. А уж про Порт-Артур (нынешний Далянь) знают все, кто мало-мальски интересуется историей.Если собрать Тибет, СУАР, Внутреннюю Монголию, Маньчжурию (без других территориальных "мелочей") получится чуть ли не половина территории Китая. Это все территории, которые веками противостояли ханьцам.Между прочим даже из официальной истории известно, с 1260 по 1368 год Китаем управляла династия Юань, которая считается "монгольской". Но непредвзятый анализ "альтернативных" историков показывает, что она была тюркского происхождения, из северных племен Евразии. Поэтому восставшие ханьцы в 1368 году знали своих "поработителей" в лицо: убивали "бородатых и бледнолицых". До сих пор пекинский диалект считается "испорченным" тюркскими заимствованиями и значительно отличается от южнокитайских языков.А ваш упрек Р. Хакимову о Петре, Дарданеллах и проч., претенциозности академика, с одной стороны грешит поверхностным разбором, а с другой - вызывает пожелание, чтобы вы взяли "перо с бумагой" и написали разгромную антистатью. Посмотрите, как "оттянутся" комментёры.

  • Анонимно
    7.12.2014 15:46

    Хакимов - гений. "Трезвые голоса звучали во все времена, но власть предпочитала и предпочитает слушать то, что ласкает слух".

  • orel1951
    7.12.2014 18:10

    Спасибо за эту, и ждем следующую статью.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль