Общество 
17.12.2014

«Ак Барс Аэро» перетряхивает наследие авиакомпании «Татарстан»

5 из 15 татарстанских Cessna Grand Caravan передают другим авиаперевозчикам

Как стало известно «БИЗНЕС Online», государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) переоформляет лизинг 5 самолетов Cessna Grand Caravan, числящихся сегодня за авиакомпанией «Ак Барс Аэро» (АБА), на других российских авиаперевозчиков. В АБА это объясняют необходимостью оптимизации лизинговых платежей и избыточностью парка из 15 Cessna для программы полетов в Поволжье. Эксперты указывают на то, что это было понятно изначально, и, более того, сомневаются в правильности выбора Татарстаном типа самолета.

.
«Ак Барс Аэро» расстается с 5 такими самолетами

CESSNA УЛЕТАЮТ В КРАСНОЯРСК

Об уходе из ОАО «Ак Барс Аэро» от пяти Cessna Grand Caravan «БИЗНЕС Online» сообщил источник в авиатранспортной отрасли Татарстана. По его словам, причина в низкой загрузке бортов и в том, что АБА затруднительно оплачивать лизинг этих машин.

Факт передачи газете подтвердил исполнительный директор авиаперевозчика Васил Каюмов: «Да, сейчас идут переговоры с красноярской региональной авиакомпанией «КрасАвиа» о передаче четырех машин». Также вопрос стоит еще об одном самолете. По словам Каюмова, решение расстаться с 5 из 15 имеющихся у компании Cessna Grand Caravan продиктовано слабой загрузкой некоторых направлений, на которых они летают, и с необходимостью «оптимизации лизинговых платежей». «Сейчас мы используем 7 таких самолетов, и этого вполне достаточно для нынешней программы полетов в Поволжье, — рассказал он. — Остальные машины в обороте: ремонтируются, обслуживаются. Если при нынешней сети маршрутов мы останемся на парке в 9 самолетов, этого вполне достаточно». Исполнительный директор уточнил, что речь идет не о сдаче в аренду, а о переоформлении лизинга. Первые два самолета должны быть переданы «КрасАвиа» в январе, причем не исключено, что в Красноярске на них будут летать (во всяком случае, на первых порах) пилоты АБА.

Напомним, о намерении взять в лизинг 15 Cessna Grand Caravan стало известно в феврале 2013 года — об этом на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ сообщил его глава Ленар Сафин. До этого столько «Караванов» сразу в России никто не заказывал, хотя эти машины летают у нас с 2008 года. Интерес к Cessna Grand Caravan подогревался еще и тем, что они подпадают под условия предоставления субсидий на компенсацию лизинговых платежей. Имеется в виду постановление правительства РФ №1212 от 30 декабря 2011 года «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок». Лизингодателем выступила ГТЛК. При приобретении нового Cessna Grand Caravan (стоит примерно $2,5 млн.) государство возмещает авиакомпаниям 31,05 млн. рублей. При этом ГТЛК, с которой заключили 10-летний договор лизинга, не требовала авансового платежа.

НАСЛЕДСТВО «ТАТАРСТАНА»

Приобретая Cessna Grand Caravan, в то время национальный перевозчик РТ авиакомпания «Татарстан» (АКТ) намеревалась вступить в борьбу за лидерство в организации региональных авиаперевозок в ПФО и соответствующие 600 млн. рублей ежегодной господдержки проекта (в 2014 году субсидия была увеличена до 1,5 миллиардов). Эксперты тогда отмечали, что АКТ в этом случае скорее действует по принципу «надо ввязаться в бой, а там видно будет». Этого не скрывало и само руководство национального авиаперевозчика РТ, указывая на то, что решение о лизинге «Караванов» принималось достаточно быстро. Впрочем, надежды оправдались — в марте «Росавиация» выбрала АКТ консолидатором перевозок в ПФО — они начались в мае 2013-го.

АКТ намеревалась бороться за право возглавлять эти перевозки и в 2014 году, но тут произошла катастрофа «Боинга», и 31 декабря 2013-го авиакомпания прекратила полеты в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта. Но еще 7 декабря заявку на участие в конкурсе на выполнение субсидируемых перевозок в ПФО подала преемница «Татарстана» на посту национального перевозчика АБА и стала победителем. Сегодня полеты в ПФО вместе с ней выполняют авиакомпании Dexter (Москва) и «Оренбуржье».

В 2013 году по программе субсидируемых перевозок в ПФО компании перевезли 90 тыс. пассажиров. АБА выполняет полеты по 18 маршрутам. За первый квартал 2014 года совершено 1152 рейса. Средняя загрузка бортов — 43%. Самые популярные направления: Нижний Новгород — Саратов, Казань — Самара, Казань —Пермь, Уфа — Чебоксары.

«СЛОЖНЫЙ ПРОЕКТ, СЛОЖНЫЙ РЕГИОН»

В ГТЛК факт переоформления лизинга самолетов на «КрасАвиа» предпочли не комментировать. Так же отреагировало на запрос и руководство красноярского авиаперевозчика. Но зато своим мнением с «БИЗНЕС Online» поделились отраслевые эксперты.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— 15 Cessna для этого проекта явно избыточно. Такое ощущение, что в Татарстане увлеклись цифрой 15: 15 CRJ200, 15 Airbus, 15 Cessna. Меньше — никак! Для нынешнего расписания за глаза хватит 7 - 8 самолетов, остальное лишнее, поэтому логично, что «Ак Барс Аэро» отказывается от части машин. И если есть люди, которые их берут, надо еще радоваться. Считаю, ориентироваться на 9-местные однодвигательные самолеты было ошибкой, надо было брать 19-местные двухдвигательные L-410. Они бы перекрыли все потребности, да еще и прибыль с них шла бы. «Оренбуржье» летает на пяти таких самолетах, и у них очень стабильная загрузка. Другие преимущества «элки»: она сделана специально для России, в отличие от Cessna, допущена к полетам ночью, собственник производства российский — «Уральская горно-металлургическая компания». Да, L-410 раза в полтора дороже, но и «выхлоп» совершенно другой.

Магомед Закаржаев — советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие»:

— Конечно, такое количество самолетов изначально было избыточным. Ведь когда принималось решение об их приобретении, еще и программы поволжских перевозок не было, то есть взяли машины спонтанно. И, на мой взгляд, Cessna Grand Caravan вообще не подходит для таких полетов. Пассажиров надо возить на двухдвигательных самолетах, которые могут летать днем и ночью. Для этой программы идеально подошел бы проектировавшийся под российские условия L-410: большее количество пассажиров, два двигателя, способность летать днем и ночью, неангарное хранение.

Алексей Синицкий — главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:

— Трудно сказать, избыточны или нет 15 машин для поволжского проекта, ведь он развивался методом проб и ошибок, условия менялись несколько раз. Сокращение парка «Ак Барс Аэро», возможно, продиктовано нынешними достаточно сложными для авиаперевозчиков временами — вполне вероятно, что образовались избыточные емкости, которые невозможно заполнить. И вообще, сложный проект, сложный регион... Что касается технических характеристик, надо понимать, что 19-местный L-410 и 9-местная Cessna Grand Caravan — разные вещи и рынки. Да, по каким-то эксплуатационным характеристикам L-410 лучше, но найдется ли в Поволжье такая линия, на которой он будет заполнен полностью? Впрочем, надо отметить и такой факт. Если на Западе сертификационные требования к Cessna Grand Caravan допускают перевозку 13 пассажиров при одном пилоте, то у нас емкость ограничивается 9 пассажирами, плюс на них приходятся 2 пилота — экономика рейса получается принципиально другой.

Справка

Cessna Grand Caravan

Разработчик — Cessna Aircraft Company. Однодвигательный турбовинтовой самолет в разных модификациях выпускается с 1985 года. Длина — 12,7 м, размах крыльев — 15,9 метра. Количество пассажиров — 9. Масса пустого самолета — 1922 кг, максимальная полезная нагрузка — 2063 килограмма. Крейсерская скорость — 341 км/ч, дальность — 1900 километров. Длина разбега — 416 м, длина пробега — 290 метров. Cessna Aircraft — мировой лидер в индустрии авиации общего назначения. Со дня своего основания в 1927 году Cessna разработала, произвела и поставила по всему миру более 190 тыс. самолетов. Сегодня Cessna предлагает бизнес-джеты Citation, одномоторные турбовинтовые самолеты Caravan и одномоторные поршневые самолеты.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.12.2014 08:16

    Спросите АРГ и Мусина почему столько их купили и зачем по каждому переплатили 1 млн. сверх каталожной цены. Мало было на CRJ заработать.

  • Анонимно
    17.12.2014 08:28

    На манеже все теже:Латыпов хвалит Хакима, Каюмов сперва проиграл направления с привязанными субсидиями и отказывается платить за даром доставшиеся самолеты, а виноваты всегда другие. Гениально!!!

  • Анонимно
    17.12.2014 08:32

    Да, при цене производителя 2.4 млн, получить субсидии на 1 млн, лизинговый контракт в рублях (особенно при сегодняшнем обвале рубля) и при этом опять плохо?

    • Анонимно
      17.12.2014 08:40

      Субсидии субсидиями, но зачем по завышенной цена закупать? Вопрос.

  • Анонимно
    17.12.2014 08:36

    Как пилот говорю- у Красавиа в условиях экстремального севера с одним пилотом они летают в ночное время, а вот господа Азат И Магомед вместо того чтобы учиться, так и норовят РТ вернуть в прошлый век. Хорошо хоть не на дельтапланах прелагают летать. Умора-легенды авиации!

  • Анонимно
    17.12.2014 08:40

    Алексей Синицкий молодец. Хоть пытается показать и обратную сторону процесса. Краткий, но исчерпывающий анализ. А внутри республики авиаторы сами ничего не умеют кроме как прихватизировать активы (кто Тулпар на этом создал, кто Казанское авиапредприятие), да лаять.

    • Анонимно
      17.12.2014 10:09

      Тулпар создан с нуля, ничего государственного не прихватизировали за всю историю.

  • Анонимно
    17.12.2014 08:45

    Эти субсидии уже давно проели

  • Анонимно
    17.12.2014 08:59

    Насколько говорят они взяты лизинг под программу полетов ПФО в Государственной Транспортной Лизинговой Компанией, являющиеся 100% дочкой Минтранса. А почем их купили это вопрос к ГТЛК, а не к АКТ.

  • Анонимно
    17.12.2014 09:02

    Субсидии целевые, их проесть не могли. Авиакомпании ими не распоряжаются. Это условия Росавиации, выполняющей указ правительства, выдающей субсидии.

  • Анонимно
    17.12.2014 09:09

    Погулял по интернету-цена подержанного Каравана 2013 года с налетом в 200 часов 2.399 млн $. По курсу 2013 года значит из замечаний его можно купить на 45 млн рублей. Было бы неплохо такую машину за такие деньги.

  • Анонимно
    17.12.2014 09:38

    Вроде слышал готовили программу для ночных полетов и в РТ. Да профессионалов успели разогнать при приемке в Ак Барс

  • Анонимно
    17.12.2014 09:51

    За что не возьмутся, не могут завершить до конца. Когда уже можно будет гордиться авиационной отраслью Татарстана!!!?

    • Анонимно
      17.12.2014 10:10

      Когда политики перестанут лезть в нее и помогут профессионалам

  • Анонимно
    17.12.2014 10:07

    С таким аэропортом и авиашколой, Татарстану давно бы пора стать авиахабом, но нет, оптимизаторы/управленцы/прочие присмыкатели как всегда не слушают экономистов, а потом "так получилось". Тьфу.

    • Анонимно
      17.12.2014 11:21

      Прислушиваться нужно к мнению профессионалов-авиаторов, учитывать это мнение и их опыт. А не к советам различного рода консультантов с дипломами института мелиорации Узбекистана, кандидатов философских наук (балаболам) и прочих прихлебателей, у которых один интерес - заработать бабки, а там хоть трава не расти...

    • Анонимно
      17.12.2014 11:27

      Ну экономистов слушать тоже нечего... Сейчас куда не плюнь, точно в экономиста-менеджера попадешь... Вот из них как раз и вырастают всякого рода сомнительные консультанты-оптимизаторы. А вот когда не слушают профессионалов-авиаторов, производственников - ничего хорошего ждать не приходится. Увы, все это оборачивается авариями, трагедиями...

    • Анонимно
      17.12.2014 11:47

      А что хорошего ждать, когда управляют в авиации, да и в любой другой отрасли, не производственники-профессионалы, а мелиораторы и прочие, а консультируют их кандидаты философских наук?!

  • ЧеКа
    17.12.2014 15:12

    Всего десять лет назад аэропорт Казани уступал по пассажиропотоку аэропорту Самары в 2 с лишним раза. И в принимаемой схеме развития аэропортов именно Курумоч планировался как хаб для ПФО. Но энергичные действия местных властей позволили догнать казанский аэропорт по потоку самарский, а по удобству круче..Это я для об"ективности..

    • Анонимно
      17.12.2014 16:29

      Ерунда это. Был цикличный спад всех авиаперевозок. Когда страна немного вышла из экономического пике стали оживать и авиаперевозки. А то действие властей, руководства аэропорта. Сейчас общая экономика пошла вниз, и в частности Казанский аэропорт ничего не может сделать с обвалом пассажиропотока. А могли бы!

  • Анонимно
    17.12.2014 16:19

    Такое ощущение что авиаторами рождаются, а не становятся.

  • Анонимно
    17.12.2014 16:23

    Точно согласен. Авиаторы это какая-то высшая каста, все остальные профессии это отребье, и если человек экономист, мелиоратор, инженер-механик исключено что он может получить второе, третье, четвертое образование и набраться опыта.

    • Анонимно
      17.12.2014 20:45

      Не нужно уподобляться большевикам и принимать на веру их лозунг "всякая кухарка может управлять государством". Возможно и сможет, но только после соответствующего обучения и прохождения всех ступеней профессиональной деятельности, начиная с самых низов. Обучаясь и совершенствуясь на этом пути постоянно. Вы верно сказали, получить второе и т.д. образование, набраться опыта! Только набираться опыта не на ошибках, приводящих к трагическим последствиям. Учтите, что ошибка экономиста может привести лишь к ошибкам в расчетах и т.п. Ошибка мелиоратора может привести к потерям в урожае и засухе. Но это не критично. А ошибка авиатора, в конечном итоге, может привести к потерям человеческих жизней. Есть разница? Вы хотите оказаться в числе тех граждан, потерявших своих родных и близких в авиакатастрофах? Или чтобы ваша фамилия была в списках жертв авиакатастрофы?

      • Анонимно
        18.12.2014 02:17

        Опят таки вы что причисляется авиаторов к высшей касте? Только отсутствие внимания к мнению грамотных экономистов привело страну при профиците бюджета и золотовалютных резервах больше 400 млрд $ на грань дефолта, а отсутсвие внимания к мнению грамотных мелиораторов что при наличии 1/6 все суши на земле мы львиною долю сельхозпродукции импортируем даже из Голландии, которая отвоевывала землю у моря. Поэтому может прекратите наконец унижать людей других профессий!

        • Анонимно
          18.12.2014 09:16

          Где вы увидели причисление к касте?! Все профессии важны, все профессии нужны. Помните такой стишок? Вряд ли... И никто не унижает людей других профессий. Это вы почему-то так решили и навязчиво продолжаете утверждать, что кто-то кого-то разделяет на касты... Отнюдь, не так! В комментарии сказано, что ошибки летчиков обходятся очень и очень дорого! И это так, поскольку самое ценное - это жизнь и здоровье пассажиров! Отсюда и высокие требования, стандарты, предъявляемые к подготовке и квалификации летного состава. И не каждый еще сможет быть пилотом, будь он хоть семи пядей во лбу, но если здоровье не ахти, то путь в пилотскую кабину ему уже закрыт. Когда за спиной у тебя сотня и более пассажиров, желающих долететь до пункта назначения, которых ждут дома родные и близкие... Это вам не в теплом кабинете сидеть с калькулятором и высчитывать макроэкономические показатели, хотя и это тоже нужное дело для экономики страны. Только вот если закончил институт мелиорации, так и занимайся орошением земель, сельским хозяйством, а не садись в кресло пилота и не пытайся управлять самолетом. Хочешь этого, иди учись! В общем, каждый должен заниматься своим делом, портной - шить одежду, повар - готовить еду, и т.д. Хочешь сменить профессию? Пожалуйста, не вопрос, иди учись...

          • Анонимно
            18.12.2014 09:54

            Наконец то признали что хлеб авиаторы не выращивают и не пекут. Какой молодец.

  • Анонимно
    17.12.2014 16:26

    Как раз таки отсутствие нормальных экономистов, понимающих что весь мир уже глобализован и Татарстан не отдельно стоящий столб, а всякие хапуги-деды-авиаторы и привели к текущему состоянию что кроме как закупать гречку и валюту ничего больше не остается!

    • Анонимно
      17.12.2014 21:09

      Вы наверное из "прогрессивной, продвинутой" молодежи?! А что в вашем понимании есть нормальный экономист? В Минфине много экономистов, в правительстве их хватает. И вовсе не деды-авиаторы... И что в итоге?! Профессионализм и опыт не сваливается в одночасье, а приходит со временем. А те люди, которых вы называете хапугами-дедами... Это люди, добившиеся в своей жизни многого, люди, которые сделали себя сами. Это профессионалы, прошедшие путь от курсантов летного училища до руководителей успешных предприятий... И это достойно вызывает уважения. И вам не помешает у них поучиться.

      • Анонимно
        18.12.2014 10:38

        Чему учиться? Достойные уважения ветераны и пенсионеры в том числе из авиаторов не могут похвастаться наличием собственных авиакомпаний, построенных на прихватизированных самолетах, вертолетах и зданиях.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль