Культура 
26.12.2014

«Люцерн странным образом похож на Казань»

Неизвестные подробности из жизни уличных плакатов от «головы профессора Доуэля»

В центре современной культуры «Смена» накануне вечером открылась выставка «Weltformat: швейцарский плакат в Казани». Экспонаты, привезенные в Татарстан, участвовали в одном из крупнейших европейских биеннале современного искусства Manifesta 10. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на открытии и узнала, в чем особенность швейцарской школы типографики и чему казанские дизайнеры могут поучиться у художников Люцерна.

.

66 ПЛАКАТОВ И ГОЛОВА КУРАТОРА

В швейцарском Люцерне существует развитое сообщество графических дизайнеров, более известное как «Ассоциация Weltformat». Вот уже 6 лет каждую осень они организуют международный фестиваль плаката. В этом году выставка «Weltformat: швейцарский плакат из Люцерна» была представлена в рамках параллельной программы европейской биеннале современного искусства Manifesta 10, в ней участвовали экспоненты из Германии, Японии, России, Франции и, конечно, из разных городов Швейцарии. В Казани выставлены 66 современных плакатов от 17 швейцарских графических дизайнеров и студий объединения Weltformat.

Куратор проекта, искусствовед Егор Ларичев открывает выставку из Москвы по Skype: «Для меня это первый опыт дистанционного открытия выставки, — с улыбкой признается он и обращается к зрителям. — Будете моими глазами в определенном смысле».

Публика не спеша прогуливалась по залу, щелкали затворы фотоаппаратов, диджей менял пластинки. Голова Ларичева на большом экране попросила организаторов развернуть камеру к экспозиции и показать, как все расположено. Так и сделали. Куратор остался доволен, но не преминул иронично указать на свое нынешнее сходство с профессором Доуэлем из знаменитого фантастического романа.

.

«В ШВЕЙЦАРИИ ПРОСТО БУЙСТВО ФАНТАЗИИ»

«Люцерн странным образом похож на Казань — в двух городах есть удивительное гостеприимство творческой тусовки, чего я не наблюдаю, к сожалению, в Москве, — сказал Ларичев. — Выставка содержит очень разные плакаты: есть авторы, которые работают с классическим наследием швейцарского дизайна — кто-то продлевает его во времени, разрабатывает, кто-то с ним борется.... Важно для «Смены» и для Казани, что на выставке присутствуют и дизайнеры старшего поколения, и дизайнеры поколения молодого».

Один из представителей старшего поколения, художник Рашид Тухватуллин отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что выставка представляет собой часть визуальной городской культуры Швейцарии, которую неплохо было бы сравнить с Казанью: «Казалось бы, территория у нас в стране довольна «острая», все время происходят какие-то катаклизмы, а Швейцария — страна спокойная и умиротворенная. А если взять плакаты и сравнить с тем, что мы видим на улицах Казани, то в Швейцарии просто буйство фантазии. Иногда это весело и неожиданно, иногда «цепляет». Видно, что наследие искусства ХХ века (в широком смысле слова) не прошло даром для людей, которые творят в этом жанре. У нас в России тоже была культура рисованного плаката и довольно богатая, даже если взять дореволюционную и советскую рекламу и афиши. Но для нас это как-то прошло мимо. То, что мы видим здесь, — это тоже реклама, афиши концертов, выставок. У нас же это выглядит достаточно бедно, стандартизованно, не чувствуется в визуальном и хорошем смысле буйства. Думаю, нашим дизайнерам было бы интересно посмотреть на это».

.

«ДИЗАЙНЕРЫ ПОЙМУТ...»

Weltformat — полиграфический термин, обозначающим самый большой размер печатного плаката — 90,5×128 см, распространенный в Швейцарии. Дизайнеры, представленные на выставке, принадлежат разным областям и жанрам искусства — от специализирующейся на оформлении книг студии Hi до преданного музыкальным афишам дизайнера Рето Лойтхольда. Один из авторов выставки Амадеус Вальтеншпюль — магистр в области иллюстрации, анимации и короткометражных фильмов с музыкальным прошлым, чьи проекты часто сопровождают концерты, вечеринки и различных исполнителей. Другой дизайнер — Мельхиор Имбоден — посвящал свои плакаты в первую очередь темам, связанным с культурой, и в течение многих лет был приглашенным профессором в Высшей школе дизайна в Карсруэ и в Университете искусств в Берлине.

«Швейцарский плакат есть швейцарский плакат: каким был лет 15 назад, таким и остался, — сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» дизайнер Илья Овсянников. — У них своя устоявшаяся школа, этот плакат узнаваемый. На выставке классическая швейцарская типографика, дизайнеры поймут. Приятно ощущать, что где-то на улице эти работы действительно висят, что это существует не только в форме биеннале, как, например», «Золотая пчела». Ну походили там дизайнеры, и те, кто случайно там оказался, — потом все это закрылось. Здесь же — работы, которые реализуются на улице — то, что реально работает. Это не просто авторские плакаты, которые делались в единственном экземпляре и пошли на какой-нибудь конкурс, чтобы взять первое место... В Казани это первая такая выставка в плане дизайна, я не помню, чтобы что-то подобное привозили».

Председатель татарстанского отделения союза дизайнеров России Дмитрий Кошкин подчеркнул, что швейцарская типографика всегда отличалась лаконичностью и функциональностью. «Швейцарская типографика — это основа типографики вообще, — заверил он. — Она развивала весь графический дизайн прошлого века. Сейчас есть очень похожие по стилистике локальные плоскостные решения, вроде бы ничего похожего на постмодернизм нет... Но на самом деле все кончается тем, что постмодернизм все-таки появляется. То, что здесь представлено, — это классика».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль