Машиностроение 
9.01.2015

Не нефтью единой...

10 главных событий 2014 года в промышленности Татарстана

«Импортозамещение» — это популярное в последнее время понятие стало лейтмотивом промышленного 2014 года. И проекты производителей Татарстана — корабелов, вертолетостроителей, радиоэлектронщиков и других — позволяют сказать, что, хотя заявленный правительством России для тотального импортозамещения срок в 3 - 3,5 года и смахивает на фантастику, в целом ничего нереализуемого нет. Да и нацеленные на сотрудничество с Россией иностранные компании, судя по всему, не испытывают особой нервозности от геополитических потрясений, открывая в республике одно предприятие за другим.

58919.jpg
Шеф минпромторга РТ Равиль Зарипов должен быть доволен успехами корабелов (слева — Ренат Мистахов — гендиректор зеленодольского завода им. Горького)

№1

«ПИРАТЫ» ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

Присоединение Крыма весьма своеобразно отразилось на промышленности Татарстана. 25 августа СМИ облетела информация о том, что народная самооборона полуострова вместе с представителями ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» заблокировала керченский судостроительный завод «Залив», принадлежащий украинскому олигарху Константину Жеваго, и не пускает на территорию руководство. Оно, в свою очередь, заявило о рейдерском захвате предприятия зарегистрированным в Москве ООО «Судостроительный завод «Залив», которое возглавляет представитель зеленодольского завода Андрей Жердев. 25 августа на собрании коллектива он, по заявлению ОАО, объявил о том, что ООО взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности «Залива». В Зеленодольске силовые методы решения вопроса отрицают, заверяя, что у завода им. Горького есть только один интерес — законно приобрести «Залив» и разместить на нем заказы, которые на сегодня уже законтрактованы. Отметим, что 25 же августа министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник заявил о необходимости кардинальных решений для стабильной работы предприятия, которое находится в неудовлетворительном состоянии. А еще в апреле вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму.

В Зеленодольске подтверждают, что для «Залива» у них есть и гражданские, и военные проекты (любопытно, что эта коллизия разворачивалась на фоне новостей о том, что часть заказов минобороны зеленодольскому заводу переориентируется с Каспийского моря на Черное). Эксперты положительно оценили новость о том, что «Залив» попадает под влияние ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в него входит зеленодольское предприятие), а не ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Впрочем, они заодно предупреждают, что любые действия в отношении керченского предприятия могут грозить зеленодольскому предприятию международными санкциями. Сообщалось, что прежние руководство и акционеры завода подготовили иски в судебные органы Крыма, Российской Федерации и Великобритании (по месту нахождения основного акционера «Залива»). Также они обратились к профильным структурам ЕС и США с просьбой внести причастных к рейдерскому захвату юридических и физических лиц в санкционный лист.

2. В Казани должно появиться невиданное по уровню оснащ
Николай Колесов заявил, что в Казани должно появиться невиданное по уровню оснащенности научно-производственное объединение

№2

РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ ОРГАНИЗМ

Продолжает удивлять масштабностью замыслов генеральный директор ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологи» (КРЭТ) Николай Колесов. В начале января он заявил о том, что на базе нескольких местных предприятий концерна — ОАО «Радиоприбор», ОАО «Радиоэлектроника им. Шимко» и ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» — будет создан единый производственный организм. Рабочее название объединения — научно-производственный кластер по разработке и производству средств опознавания и идентификации (также интегрируемые предприятия занимаются созданием аппаратуры радиоэлектронной борьбы). Предполагается, что к 2017 году они переедут на одну площадку, где к этому времени появятся корпуса невиданного в Казани по уровню оснащенности научно-производственного объединения. Изучается несколько вариантов размещения, но в любом случае новые корпуса поднимутся на территории одного из казанских предприятий КРЭТ. По словам Колесова, сведение производств на одну площадку диктуется стремлением максимально эффективно использовать выделенные казанским предприятиям по ФЦП по техническому перевооружению 9,5 млрд. рублей. «Такие деньги дают один раз в 100 лет!» — констатировал генеральный директор.

№3

ЗАМЫКАЯ ВНЕДОРОЖНЫЙ РЯД

Поклонники кроссоверов (а таких людей в России все больше) могут радоваться. В Набережных Челнах после масштабной реконструкции открылся бывший завод микролитражных автомобилей — ныне завод Ford-Sollers, который будет выпускать две модели — Ford Fiesta и Ford EcoSport. На последнюю модель возлагают особые надежды — она должна расширить выпускающуюся в РТ линейку фордовских внедорожников до четырех (EcoSport, Kuga, Edge, Explorer) и, таким образом, сформировать внедорожный ряд всех размеров. Малый внедорожник EcoSport в России ранее не продавался. Предполагается, что он будет конкурировать в сегменте автомобилей типа Juke и Qashqai. Цену авто в базовой комплектации обещали щадящую — 699 тыс. рублей, а с учетом утилизационной программы — 649 тысяч. В ближайших планах компании — открытие (в декабре 2015 года) в «Алабуге» завода двигателей.

№4

«ТУПОЛЯ» БУНТУЮТ В КАЗАНИ

В середине октября ропот коллектива конструкторского отдела казанского инженерного центра ОАО «Туполев» (ранее — казанский филиал КБ «Туполев») по поводу планов его присоединения к казанскому авиазаводу им. Горбунова вылился в открытое недовольство. Конструкторы направили гендиректору «Туполева» Николаю Савицких, председателю российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николаю Соловьеву и министру обороны России Сергею Шойгу открытое письмо. Их предупредили о том, что реформа приведет среди прочего и к срыву гособоронзаказа по модернизации самолетов дальней и стратегической авиации, а также негативно отразится на одном из самых амбициозных оборонных проектов — разработке нового стратегического бомбардировщика, перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Напомним, что ранее президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян объяснил готовящуюся реформу тем, что интеграция «Туполева» и авиазавода, объединив ресурсы разработчиков и производителей, сократит время принятия решений. Руководство инженерного центра предпочитает не комментировать конфликт, но, по данным «БИЗНЕС Online», планы реформирования оставлены без изменений.

№5

ПЕРВЫЙ «РОДНОЙ» ДВИЖОК ЗА 10 ЛЕТ

В октябре ОАО «КАМАЗ» продемонстрировало опытный образец своего собственного двигателя — первого за последнее десятилетие. Он пойдет в серию в 2016 году и будет соответствовать требованиям «Евро-5». Как заявляет руководство предприятия, «двигатель не уступает «мировой элите» — европейским аналогам». Отметим, что, вопреки традициям последних лет, КАМАЗ избежал создания каких-либо СП с иностранцами. Партнером по разработке двигателя выступает международная корпорация Liebherr со штаб-квартирой в швейцарском Бюлле, но сотрудничество ограничится консультациями по проектированию, закупке, монтажу и пуску в эксплуатацию производственного оборудования — новые двигатели КАМАЗ будет производить самостоятельно. Закупаться будут только блок управления и система впрыска, которые, в случае чего, легкозаменяемы на рынке.

6. ЗПКБ участвует в грандиозном проекте по созданию нов
ЗПКБ участвует в грандиозном проекте по созданию нового атомного ледокольного флота

№6

«9-ЭТАЖНЫЙ ДОМ» ВО ЛЬДАХ

Охватившая мир «арктическая лихорадка» добралась и до Татарстана. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ) получило контракт на участие в грандиозном северном проекте. Речь идет о создании новых самых больших и мощных в мире ледоколов (шифр проекта — 22220 ЛК-60Я), которые заменят легендарные суда проекта «Арктика». ЗПКБ привлечено к работе головным проектировщиком — петербургским ОАО «ЦКБ «Айсберг». Причем зеленодольцам досталась весьма существенная часть работы — проектирование гигантской надстройки, в которой находятся жилые и вспомогательные помещения, рулевая рубка и так далее. «Нам достался район жилого блока надстройки: каюты, спортзалы, рестораны, лазарет и так далее, — рассказывают в ЗПКБ. — И рулевая рубка. Чтобы было проще представить, это такой 9-этажный дом шириной 25 метров и приличной длины. Там даже два лифта есть. Разрабатываем полный комплект документации по всем специализациям, начиная от корпуса и заканчивая последним кабелем». Для бюро это своего рода экзамен — оно впервые сталкивается с арктической спецификой. Головной ледокол — «Арктика» — должен быть сдан в конце 2017 года, два первых серийных — в 2019-м и в 2020-м. Стоимость каждого — примерно 40 млрд. рублей. ЗПКБ должно выполнить задание в 2015 году.

7. Старт производства на заводе Джошкуноз - одно из ряда
Старт производства на заводе «Джошкуноз» – одно из ряда серьезных событий, произошедших в ОЭЗ «Алабуга»

№7

ОТ УГЛЕРОДНОЙ НИТИ ДО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ

То и дело перерезали красные ленточки в ОЭЗ «Алабуга». 14 мая открылся завод по производству трубозапорной арматуры немецкой компании RMA Pipeline Equipment, среди клиентов которой — BASF, «Газпром», Chevron и BP. Инвестиции — 1,7 млрд. рублей. Будет создано 645 рабочих мест... Осенью завод «Алабуга-Волокно» дал первую тестовую продукцию — углеродную нить, которая потом используется в композитных материалах. Стоимость проекта — 3,3 млрд. рублей. На заводе будут работать 200 человек... 29 августа открылось производство турецкой компании «Джошкуноз», которое будет изготавливать кузовные детали для заводов Ford Sollers в Елабуге и Набережных Челнах. Создано 160 рабочих мест, а будет 260. Инвестиции — $70 млн. в перспективе увеличатся до $100 миллионов. 24 сентября был запущен завод турецкой компании «Кастамону Энтегре» по выпуску МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий. Это 2,5 тыс. рабочих мест (сегодня — 500) и $300 млн. инвестиций в первый этап проекта, на вторую очередь планируется потратить еще столько же. 13 октября заработал завод российской компании «Интерскол», выпускающей электроинструмент... И наконец, в сентябре в Елабуге открылась международная школа Alabuga International School для детей иностранных специалистов «Алабуги», а также для ребятишек из Елабуги и соседних городов.

8. В 2015 году КВЗ должен выпустить шесть Ми-38.jpg
В 2015 году КВЗ должен выпустить 6 вертолетов «Ми-38»

№8

ВЕРТУШКА, КОТОРУЮ НЕ ЛЮБИТ ГОСДЕП США

Казанский вертолетный завод (КВЗ) отправил на испытания в Москву предсерийный прототип вертолета «Ми-38», который называют едва ли не главной надеждой предприятия на будущее. Например, в отчетности предприятия за 2012 год сообщается, что уровень конкурентоспособности вертолетов «Ми-8»/«Ми-17», которые уже долгие годы генерируют прибыль компании, «конечно же, ограничен во времени». Эксперты отмечают, что «Ми-38» — хороший базис, чтобы завод был загружен. Начало поставок «Ми-38» запланировано на 2015 год, выход проекта на окупаемость — в 2018-м. Самым болезненным местом проекта стали двигатели. Изначально на вертолет решили ставить PW 127/TS от Pratt&Whitney Canada, с ними и взлетел первый прототип. Однако в мае 2010 года было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt&Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, который очень беспокоит, что двигатели будут использоваться на военно-транспортных машинах. Впрочем, сегодня «Ми-38» решено оснащать двигателем ТВ7-117В от питерского ОАО «Климов». Согласно заявлениям руководства холдинга «Вертолеты России», в 2015 году на КВЗ должно быть выпущено 6 вертолетов «Ми-38». По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигая, над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Эксперты уже говорят об экспортных перспективах «Ми-38», а российским военным уже предложили установочную партию этих вертолетов.

9. Ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокре
Ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокрекинга – ключевой этап в реализации мегапроекта ТАНЕКО

№9

ТАНЕКО УХОДИТ В ГЛУБИНУ

Пройден ключевой этап в реализации мегапроекта «ТАНЕКО» — получено положительное заключение Ростехнадзора на ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокрекинга. Это позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн. т дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. т авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. т прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел. Следующим этапом ТАНЕКО станет строительство завода глубокой переработки нефти. Это позволит увеличить глубину переработки нефти с 73,54 до 97%.

№10

КАЗАНЬ ПОСТАВИТ СЕЛЬХОЗСАМОЛЕТЫ НА ПОТОК

Не каждый день в небо поднимаются новые типы воздушных судов. В конце октября в Казани состоялся первый полет специализированного сельскохозяйственного самолета «МВ-500». Как заверяет руководство разработчика и производителя машины — ООО «Фирма «МВЕН», заказы на «МВ-500» уже есть. Сегодня идут заводские сертификационные испытания. Параллельно закончилась (во всяком случае на сегодня) тягостная история с попыткой создать производство этого самолета в Казахстане: решено, что «МВ-500» будет выпускаться в Казани. Мощность производства — до 50 машин в год. Посмотрим, что ответят на это предложение аграрии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.01.2015 09:32

    Зарипов молодец! Настоящий производственник!

  • Анонимно
    9.01.2015 09:59

    что то не вписываеться в прогноз выхода из кризиса за 2 года

  • Анонимно
    9.01.2015 10:00

    Иностранцы начали строить в России когда еще санкциями и не пахло. При таком курсе валют будут закрывать. И дело даже не в высоком курсе, а в его волатильности. Планировать бизнес нельзя. Иностранцы так не работают.

    • Анонимно
      9.01.2015 11:03

      Прежде чем развернуть производство в Татарстане американцы года три все просчитывали, почти 3 года готовили само производство и думаете из-за кризиса они все забросят? Нет конечно. Об"емы выпуска подкорректируют и все.

  • Азат Д
    9.01.2015 10:23

    Импортозамещение? А это что - «Американский нападающий Мэттью Андерсон, в конце октября расторгнувший контракт с казанским «Зенитом», на этой неделе вернулся в состав чемпиона и обладателя Кубка России» - http://sport.business-gazeta.ru/article/114021/ ? Зачем американца берут, он будет газпромовские деньги -народного достояния, получать(именно получать, не зарабатывать т.к. это не рыночное ценообразование платы за оказываемые услуги, а государство покрывает расходы через своего монополиста) и вывозить а Америку(которая мутит в Украине , поддерживает бандеровцев, которые распинают детей на досках объявлений, как мне говорят по «первому» каналу). Причем уверен, ему будут платить в долларах. А еще Набиулину ругают что доллар растёт и рубль валит. Интересно, кто это решение принимал? Кантюков? Народ должен знать своих героев, кто им повышает цену на народное достояние, кормя басурман.И вот в новостях, «Роснефть»(которой государство даёт миллиарды) закрывает свой проект а Мурманске на 1,5 тыс рабочих мест, из-за кризиса , а Радулова в ЦСКА содержать у неё деньги есть. Сюрреализм какой-то.

  • Анонимно
    9.01.2015 10:44

    Не сумеет КАМАЗ делать хорошие двигатели,ума не хватит.

  • Анонимно
    9.01.2015 11:44

    Приятно читать статью о таких успехах Татарстана в сфере производства!

  • Марат Ш
    9.01.2015 12:12

    Чем больше разговоров об импортозамещении, тем больше зависимость от продаж сырой нефти. Что мешало в "тучные годы" диверсифицировать экономику?

  • kaz_orphan2
    9.01.2015 12:33

    Почему то импортозамещение опять начинается с продукции военного и двойного назначения.А колготки? Тапочки? Презервативы наконец?!

    • Анонимно
      9.01.2015 21:36

      Производство презервативов (морально-нравственный аспект здесь не обсуждается) сложнейшая технология.Малейшее нарушение технологии производства изделия № 2 (№ 1 менее сложен) приводит в лучшем случае к лишению "удовольствия" в худшем к СПИДу и аллергии.Создание производства презервативов в Татарстане поможет пережить кризис. Секс - это предпоследнее от чего отказывается человек.

  • Анонимно
    9.01.2015 13:14

    С удивлением узнал что за все годы и усилия прввительств России и Татарстана на ОЭЗ "Алабуга" достигли объема производства вмего лишь 25 млрд. руб. Гора родила мышь!

  • Анонимно
    9.01.2015 13:21

    никакого импортозамещения нет! казанские заводы опк собираются тратить миллионы долларов на покупку американских программ для проектирования. И это при наличии российских аналогов которые имеют сертификаты ФСБ по работе с гос тайной.
    Американскик программы естественно таких сертификатов не имеют, но с них откаты жирнее! вот вам и импортозамещение!

  • Анонимно
    9.01.2015 13:49

    Про импортозамешение презервативов хорошо написано. Если учесть что в России ничего толком не умеют изготавливать то есть вероятность что одна проблема выравнит другую,возможно повысится рождаемость)))

    • kaz_orphan2
      9.01.2015 14:28

      Да ладно, презервативы, это какая никакая технология. А вот например мельничка для перца? Есть отечественное? Дайте три.

  • Анонимно
    9.01.2015 13:56

    КБ Туполева давно надо в Казань переместить. А КВЗ не хватает производителя движков под боком.

  • Для все нытиков хочется сказать - дорогу осилит идущий и дорога в тысячу километров начинается с первого шага. Если вы настолько круты, что можете без всяких доказательств и сравнений с другими подобными проектами в РФ, критиковать, то может пойдете и сделаете лучше? А так всех с Новым годом и Рождеством!

  • Анонимно
    9.01.2015 15:25

    Никто не говорит о том, что импортозамещение будет оплачивать конечный потребитель, т.е. мы с вами. Другими словами, мы будем покупать местное по мировым ценам, но гаражного качества.

  • Анонимно
    9.01.2015 15:47

    "...В 2015 году на КВЗ должно быть выпущено 6 вертолетов «Ми-38»! " Сколько Ми-8 не сказано, но наверное не более 50-ти. На КАПО вроде тоже что-то собирают, вероятно в пределах десятка. А тепернь напомню, что корпорация "Боинг" на своем сборочном заводе ежедневно собирает по 1,5 самолета разной модификации (в год - 500 самолетов). Кто-то скажет, что не нужно сравнивать мышь со слоном. Но давайте все же мыслить категориями современной экономики. Про малый бизнес мы даже не вспоминаем. В ведь на аутсорсинге того же "Форда" более тысячи малых компаний, не считая поставщиков комплектующих. Если министерство Р.Зарипова все же шевелится, то чем занимается минэкономики РТ вообще непонятно. (о так называемом "лизинг-гранте" или "других" программах т.н. "господдержки" лучше не заикайтесь. Уровень сотрудников-специалистов и руководителей министерства не выше начинающего преподавателя в СПТУ).

    • Анонимно
      9.01.2015 17:40

      аутсорс по американски и аутсорс по российски это две разные вещи. те фирмы , которые на аутсорсе у форда всё равно так или иначе связаны с этим фордом через менеджмент или через советников а также курируются всякими спецслужбами . за своё качество и сроки эти аутсорсеры отвечают в прямом смысле этого слова своей головой и своими мужскими причандалами. в российском же варианте аутсорсер это однодневка ооо "рога и копыта" срубил бабла и отскочил или того хуже ликвидировался, в итоге имеем то что имеем...

    • kaz_orphan2
      10.01.2015 00:11

      В советское время КВЗ выпускал до 30 МИ8 в месяц.

  • Анонимно
    9.01.2015 18:29

    Пан в авто слабо разбирается. Экоспорт и Джук субкомпактные кроссоверы. Вполне конкуренты, кому что нравится, ценник на Экоспорт адекватный. Кашкай -модель классом выше, но и ценник уже другой, намного выше. Пан, больше позитива, всю веру в лучшее растеряли )

    • Анонимно
      9.01.2015 21:33

      Кашкай - это старая альмера в новом кузове по цене бизнес-класса.

    • Анонимно
      10.01.2015 16:54

      Не любят у нас правдорубов. Только ленивый не проехался по Пану Алексу и Сиразину. В мелочах Пан Алекс ошибается, а в целом он прав - автопроизводство в Татарстане создается ради чего угодно, но не ради производства. Вот в Калуге Фольксвагены и Шкоды выпускались, выпускаются и будут выпускаться, а за Форды в Татарстане и гроша ломанного никто поставит, потому что неизвестно сколько они будут производиться...

      • Анонимно
        12.01.2015 16:00

        Азат Д

        Точно. Шевролет блейзер, Опель вектра, фиаты, сейчас Форды.

  • Марат Ш
    9.01.2015 19:09

    А за бочку Brent тем временем дают уже меньше 50 долларов.

  • Анонимно
    10.01.2015 00:56

    Нефтегазовые доходы России составляют не 40 %-в бюджета, как нам обманывают, а целых 82 %-а. Читайте на сайте "Ирекле суз" ("Свободное слово" статью "Потенциаль Детройт" (на татарском языке, на русском будет: "(Россия -) потенциальный Детройт"). Там наши нефтегазовые доходы расчитаны математическим путем и с высокой точностью. Вообще собственная наша реальная экономика дает всего-навсего 12 %-в поступлений в стране и способна прокормить всего 18 миллионов человек, а остальные доходы – финансовые средства от продажи углеводродного и прочего сырья и деньги, поступившие от приватизации. Статья очень хорошая, надо перевести её на русский язык и поместить на Бизнес-онлайн.

  • Анонимно
    10.01.2015 07:46

    Зарипову необходимо подобрать более компетентные сотрудников или обучить имеющихся, еще поднять зарплату! А в целом стратегия грамотная и правильная, но тактика в большинстве случаев страдает: - переговорщики слабые на начальных этапах. Давайте честно скажем, если бы РНМ не разруливал на высшем уровне, многие проекты сорвались бы!А по сравнению с другими регионами РФ , наша промышленность и малый бизнес - котируется на международном уровне( это показывает цифры по экспорта).Удачи всем НАМ, процветания Татарстану и нашим компаниям!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль