Строительство и недвижимость 
24.01.2015

Как курс доллара влияет на рынок жилья Казани?

В чем отличие столицы Татарстана от столицы России

Происходящее на рынке жилья продолжает будоражить умы сограждан, которые именно в этой сфере видят реальную возможность вложения средств, чтобы если не приумножить, то хотя бы сохранить их в нынешней непростой экономической ситуации. Генеральный директор ООО «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров специально для «БИЗНЕС Online» решил посмотреть на животрепещущую тему с позиций валютной стоимости квадратного метра.

ELG_8143.jpg
Мурат Ахмеров

ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

С интересом прочел блог Анастасии Гизатовой «Вторичка» возросла по стоимости квартир настолько, что проще выбрать новостройки». Соглашусь со многими мыслями коллеги — о декабрьском ажиотаже, зафиксированным застройщиками по итогам все того же конца года космическими ценами (на волне паники некоторые компании умудрились поднять цену на 20 тыс. рублей за кв. метр) и рост потребительских цен. Но все же хотелось взглянуть на будущее рынка жилой недвижимости с другой стороны — валютной стоимости квадратного метра.

Обвал рубля научил всю страну считать курсовую разницу и пополнил словарный запас страшным словом «ключевая ставка», но при этом в воздухе повисает вопрос: как курс доллара влияет на рынок жилья Казани?

В Москве, как известно, долларовые цены на недвижимость — дело привычное. С одной стороны, есть масс-маркет (знаменитая московская панелька выпуска какого-нибудь ПИК или СУ-155), который измеряют в рублях, а для жилья элит- и бизнес-класса, коммерческой недвижимости, рассчитанные на иностранный бизнес используется доллар (иногда евро). В то же время, независимо от сегмента, стоимость квадратного метра в долларовом выражении — это индикатор, который помогает понять капитализацию жилья.

Так, столичное агентство «ИНКОМ-Недвижимость» еще в декабре подсчитало, что долларовые цены на вторичное жилье в Москве снизились в 2,5 раза по сравнению с пиком в августе 2007 года. При этом рублевые цены достигли исторического максимума, говорится в отчете агентства. По словам директора департамента вторичного рынка компании Сергея Шломы, в дальнейшем недвижимость «будет формально расти в цене, только если продолжится существенное ослабление рубля».

ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ

А как дела обстоят в Казани? Повторяется ли у нас столичный сценарий? Отмечу, что компания «А Девелопмент» ранее специализировалось исключительно на коммерческой недвижимости, но сейчас мы открываем для себя сегмент жилой недвижимости, оказывая услуги брокериджа по ЖК «Видный». Поэтому возник и интерес, что же будет дальше. Мы попытались посчитать, как менялась цена в долларовом выражении в столице Татарстана за последние 7 лет.

Для анализа был взят период с января 2007 года по декабрь 2014 года. Проанализированы средняя цена кв. метра как первичного, так и вторичного рынков.

Колебание цены на кв. метр в долларовом выражении на первичном и вторичном рынке Казани с 2007 по декабрь 2014 годов (чтобы загрузить график полностью, нажмите на него)
Колебание цены на кв. метр в долларовом выражении на первичном и вторичном рынке Казани с 2007 по декабрь 2014 годов (чтобы загрузить график полностью, нажмите на него)

Оказалось, что пиковых значений рынок Казани в отличие от Москвы достиг не в 2007 году, а в 2013 году. По нашим подсчетам, максимум в долларовом выражении на «вторичке» был достигнут в феврале 2013 года — это $1891/кв. метр, а на «первичке» в январе того же года — $1786/кв. метр. В целом в период с декабря 2012 года по февраль 2013 года (накануне проведения студенческих игр) отмечается максимальный рост кв. метра по отношению к американской валюте.

Исторический минимум в валютном выражении пришелся на февраль 2009 года. Тогда вторичка упала до $1090/кв. метр, а первичка до $1033/кв. метр. То есть тогда жилье в обоих сегментах подешевело в 1,7 раз. А что же теперь? По итогам декабря 2014 года цена на вторичном рынке составила $1145/кв. метр и $1055/кв. метр.

По отношению к пиковым значениям 2013 года новостройки подешевели на 41%, а вторичное жилье — на 39,5%. Одним словом, первичный и вторичный рынок декабря 2014 приблизился к худшим показателям кризисного 2009 года. Правда, в том же 2009 году жилье обесценилось по отношению к доллару чуть больше: на 42,3% на «вторичку», 42,1% — на «первичку».

Интерес представляет, что произошло с рублевыми ценами в Казани. Здесь, как и следовало ожидать, исторический максимум был достигнут в декабре 2014 года — 63 838 рублей за кв. метр на вторичном рынке и в апреле того же года на первичном — 59 949 рублей за кв. метр. Минимальные значения были в январе 2010 года.

СУХИЕ ЦИФРЫ И ЭКСПЕРТНЫЕ МНЕНИЯ


Какие выводы можно из этого сделать? Рублевые цены пойдут вниз только в том случае, если итоговое ослабление рубля относительно доллара будет меньше величины падения долларового индекса недвижимости (то есть отношения курса рубля к стоимости кв. метра). А он, напомним, упал в Казани до 40%.

Средняя цена кв. метра в долларах в Казани
Средняя цена кв. метра в долларах в Казани

В нынешний кризис курс доллара в 2014 году начал свой отсчет с отметки 32,6587 рубля за доллар и к 31 декабря достиг отметки 56,2584 рублей за доллар США, то есть рост с начала года составил около 72%. Одним словом, осталось национальной валюте отыграть у «зеленого» каких-то 30 - 40%...

Как известно, в кризис в 2008 - 2009 гг. итоговое ослабление рубля относительно доллара было меньше величины падения долларового индекса, поэтому рублевые цены некоторый период (2009 - 2010) снижались, а вот в кризис 1998 года было все наоборот. Тогда курс «деревянного» снизился больше, чем долларовая цена на квартиры. Отсюда жилье тогда дорожало.

Средняя цена кв. метра в рублях в Казани
Средняя цена кв. метра в рублях в Казани

Эксперты говорят, что существуют и некоторые нюансы в зависимости от сегмента и характеристики недвижимости. Наиболее ликвидные активы рынка в долларах подешевеют меньше всего. По оценкам аналитиков IRN, не более на 20%, причем снижения цены в рублях может вообще не происходить. Это, к примеру, нежилые помещения на первой линии или однокомнатные улучшенки. А вот хуже всего кризис переносят недвижимость, находящаяся в отдалении от мегаполиса — загородные поселки с развивающейся транспортной доступностью, земельные участки и т.п.

Мурат Ахмеров

Для анализа использовались данные Metrinfo и Reportal.ru.

Справка

Мурат Ахмеров — генеральный директор и единственный учредитель собственной компании ООО «А Девелопмент», которая оказывает услуги по профессиональной консультации по вложению средств в коммерческую недвижимость, брокерскому обслуживанию объектов недвижимости. С 2014 года «А Девелопмент» является партнером по продажам жилого комплекса «Видный».

Имеет степень CPM (Certified Property Management) института IREM (США), а также также является постоянным спикером секции «Офисная недвижимость» ежегодного Рождественского саммита, проводимого Гильдией управляющих и девелоперов (ГУД).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.01.2015 09:46

    чушь какую-то посчитали. Поясните смысл рассчета в долларах? Мы все живем в России, зарплата ни у кого не изменилась, а цены на недвижимость выросли (в рублях).Единственным смыслом расчета цен в долларовом выражении может быть, то что иностранцам будет выгоднее покупать у нас недвижимость, но вы же материал не для иностранцев готовите.

  • Анонимно
    24.01.2015 09:52

    Импорт в стоительстве составляет всего 5%. Интересно чем девелоперы объясняют повышение стоимости квадратного метра?

    • Анонимно
      24.01.2015 11:00

      Возможно валютные кредиты ?Или просто "деньги очень нужны"(с)

    • Анонимно
      24.01.2015 11:01

      На строительную арматуру цены сильно повысились. Монолитные дома рискуют стать долгостроями.

      • Анонимно
        24.01.2015 11:30

        Процент арматуры в стоимости строительства не выходит за не сколько единиц

    • Анонимно
      24.01.2015 11:08

      Хотелки все импортные, вот и надо повышать...

    • Анонимно
      26.01.2015 10:12

      1. Кредиты в банках выросли в 2-2,5 раза.2. Все строительные материалы подорожали - именно по тойже причине, т.к. ключевая ставка выросла до 17%.3. Стоимость рисков выросла. Завтра может все в 3 раза подорожает, никто не знает, что будет...И т.д. и т.п.

  • Анонимно
    24.01.2015 10:58

    Когда доллар растет , все повышается в цене ! Материалы для стр- ва изготавливаются на импортом оборудовании , которое надо обслуживать , чинить и т. д.! К сожалению мы очень пока связаны с валютой !

    • Анонимно
      24.01.2015 11:31

      Каков процент обслуживания в себестоимости производства? Правильно, менее 1%.

  • Анонимно
    24.01.2015 10:58

    никак!!!!!! все остальное очередная наглая лож, что бы задрать цены!

  • Анонимно
    24.01.2015 10:59

    да поднимайте хоть в 10 раз цены на недвижимость, и чего добьетесь!

  • Анонимно
    24.01.2015 10:59

    Пальцем в небо. А если по существу - стогнация и торг очень уместен. Кстати загородное жилье не подорожали. Конечно это другое, но некоторые могут посмотрет и на этот вариант.

    • Анонимно
      24.01.2015 14:53

      стогнация... загородка никому не нужна будет в кризис. самый сложный сегмент в кризис как и нежилая и дольше всех восстанавливается

    • Тагир
      24.01.2015 22:15

      Загородка упала. Но там больше беда, что хороших домов можно по пальцам пересчитать. Под хорошими я имею ввиду окна от пола, потолки от 4 метров, студийные, да и просто добротно сделанные, а не тяп-ляп. http://bit.ly/1ydpqaBhttp://bit.ly/1yWi7YR99%; сделаны, как будто 21 век еще не наступил ни по вкусам, ни по технологиям.Многие готовы продать со скидкой 15-20%

  • Анонимно
    24.01.2015 11:00

    Ипотеки нет, продуктовая корзина подорожала, АМ подорожали, депозиты выросли. Всё в рублях.Мы живём в провинции, вряд ли имеет смысл сравнивать наш рынок с рынком МСК, сомневаюсь что 1комнатную улучшенку купит себе заезжий немец, а вот парень из ближайших регионов может, но зп он получает в рублях.Расчёт стоимости кв.м в долларах нашими строителям предполагает что они построили и свалили из России(закрыли бизнес) ?Зачем тогда ?Или строительная отрасль предполагает нескончаемый поток инвесторов в бетон ?

  • Анонимно
    24.01.2015 11:02

    сейчас вылезут умники которые начнут разъяснять, что макро и микро экономич обстоятельства, в купе с финансовой волотильностью влияют на повыше цен на недвижимость!
    все вранье!
    просто это Россия - здесь в любом ситуации повышают цены. никакой экономики и здравого смысла

  • Анонимно
    24.01.2015 11:13

    Застройщики повышали цены на ажиотажном спросе, снимая на волне паники дополнительные сливки. Вообще-то, рынок недвижимости он сам по себе спекулятивный, он подвержен циклам, перегревам и падениям. Что касается доллара и рынка недвижимости Казани, то связь есть. Это все равно, что отрицать, что после девальвации рубля население обеднело в 1,5-2 раза. Недвижимость как валюта это способ сохранения сбережений. Поэтому с выводами Мурата можно согласиться, что ПОКА рублевые цены падать скорее всего не будут, а если будут то на переоценные активы. Как-то новостройки низкой готовности.Мы в начале пути, наверное, если проводить аналогию с прошлым кризисом где-то в 2008 году. Но все может измениться, если рынок встанет. А поводов более, чем достаточно. Декабрьский всплеск вытащил огромный объем сбережений населения, выбрав отложенный спрос: число сделок за последние 2 недели взлетели вдвое. Помимо этого накладывается, что, по сути, банками установлены заградительные ставки на ипотеку. А это, как минимум, половина сделок на рынке с участием жилищных кредитов. Одним словом, мы в начале пути

    • Анонимно
      24.01.2015 11:27

      В тексте уже указывается, что скидки могут доходить до 20% только на ликвидную недвигу, а неликвидная упадете еще больше, наверное, процентов на 50%, если смотреть прогнозы москвичей по своему рынку

    • Анонимно
      24.01.2015 11:42

      соглашусь, что первый квартал будет непонятным. Все будут присматриваться и ожидать. Поэтому резких колебаний не будет с падением/ростом. По сути, участники рынка понимают, что все завязано на геополитику и валюту. К вопросу о связи валюты и квадрата: участники рынка в текущей ситуации единственным резервом роста видят в валютных инвесторах. То есть многие люди хорошо вложились в валюту и ждут, что будет дальше. Понятно, что чудеса бывают и, если ВДРУГ доллар начнет дешеветь, люди начнут фиксировать прибыль и выходить в кэш. Эта ликвидность направится в том числе на рынок недвижки, закрепив его на текущем уровне. Так, что господа следите за курсом доллара.

  • Анонимно
    24.01.2015 11:26

    Год назад проанализировал цены на авито и выставил на продажу свою 2-шку за 3500000, до сих пор не продал, постоянно звонят риелторы и предлогают 2700-2800 тыс., ч-б потом перепродать(ничего себе думаю перекупы как на авто рынке - халявщики развелись!).Реальных покупателей мало приходят смотрят пробуют 100-200 тыс скинуть. Последние 2 мес тишина.

    • Анонимно
      24.01.2015 11:35

      Сейчас покупатели готовы рассматривать варианты только после 10% и дальнейшего торга. Если пойдете на это, то продадите

    • Анонимно
      26.01.2015 08:51

      С большим трудом продал 1 ккв большой площади за 4,1 в 21 веке. Висела на продаже с весны. Переложился в депозиты доллар/рубль 75/25. Посмотрим как будет развиваться ситуация

  • Анонимно
    24.01.2015 11:33

    Другая интересная деталь в исследовании Ахмерова: посмотрите какая цена в декабре 2014 года. Графики очень говорящие. По итогам декабря 2014 года, цена на вторичном рынке составила $1145/ кв. метр и $1055 / кв. метр. и на первичке. А какой и когда исторический минимум в Казани был? В тексте указано в феврале 2009 года вторичка упала до $1090/кв. метр, а первичка до $1033/кв. метр. То есть значит есть куда падать недвижке. Чтобы достигнуть минимума прошлого кризиса декабрьская цена должна упасть еще на $65 за кв. метр, а первичка на $12за кв. метр.Вообще, график валютной стоимости квадратного метра очень интересен. Там видно, что кривая достигнула максимума в 2013 году, а в 2014 году только начала свое падение. Так, что спасибо за пищу для размышлений

  • Анонимно
    24.01.2015 12:17

    Цены на все виды недвижимости плавно снижаются и это факт. Если пару лет назад получить ипотечный кредит не составляло проблем то реалии сегодняшних дней совершенно другие.
    Рынок рост на ипотеке и других видах кредитов и бесконечно расти количество квартир и цен на них не могло.
    Цены на недвижимость в Казани очень высокие а з/п сами знаете какие. Квартира в Казани стоит столько же сколько и в Подмосковье.
    В Казани очень много предложений по продаже квартир и коммерческой недвижимости и это тоже понижает цены,добавьте к этому проблемных ипотечников и отсутствие ликвидности на рынке.
    Кто реально хочет купить квартиру надо подождать до осени 2015 года...

  • Анонимно
    24.01.2015 12:36

    "на волне паники некоторые компании умудрились поднять цену на 20 тыс. рублей за кв. метр" - наверно тут имелось в виду 200 тыс.руб...

  • Анонимно
    24.01.2015 12:38

    2700-2800 такие же цены как и в Челнах все правильно.

    • Анонимно
      24.01.2015 15:14

      в Челнах картина еще интереснее, КАМАЗ возможно перейдет на трехдневку, Расстал тоже об этом объявил, денег у населения нет, так что цены явно пойдут вниз.

      • Анонимно
        9.02.2015 21:06

        Камаз стоит,кризис в россии больше всего ударил по Челнам,ипотеку не дают,а цены на жилье не падают,как так?Видимо надо подождать месяц другой.

    • Анонимно
      24.01.2015 19:15

      ты что так дорого для челнов! челны это неликвид -это полная труба от туда все валят!

  • Анонимно
    24.01.2015 12:46

    Полагаю, что необходимо рассматривать все составляющие спроса и предложения. Ипотека закрылась запредельными ставками, доходы не вырастут, а расходы увеличаться. Банки будут продовать квартиры полученные от заемщиков. Застройщики ...

    • Анонимно
      24.01.2015 12:59

      нет шул "В декабре многие застройщики традиционно повышают цены, однако на этот раз росту стоимости квадратного места поспособствовал и огромный спрос. Газета «БИЗНЕС Online» обзвонила отделы продаж различных ЖК. Так, например, стоимость 1 кв. метра в жилищном комплексе Clover House (Вахитовский район, застройщик — ООО «Мегаполис») выросла на 25 тыс. рублей. «Сейчас стоимость 1 квадратного метра у нас начинается от 95 тысяч рублей, хотя еще две недели назад он стоил 70 тысяч рублей, — сообщила по телефону консультант отдела продаж. — Повышение произошло после скачка курса евро — мы напрямую привязаны к валюте».http://www.business-gazeta.ru/ article/ 122784/

  • Анонимно
    24.01.2015 13:10

    Спасибо автору за анализ. Понятно, что от падения цен на недвигу в долларовом выражении выигрывают только те, кто имеет доллары и готов конвертировать их в рубли для совершения покупки. Но есть один нюанс: по факту, в долларом выражении цены снизились на все - на продукты питания, ГСМ, жилье, автомобили и т.д., причем почти в 2 раза (с учетом некоторого повышения цен в рублевом эквиваленте). Равным образом упал уровень доходов населения. Можно, конечно, заявить, что, мол, причем тут цена в долларах, когда расчеты ведутся в рублях, но, по факту, и при прочих равных условиях, снижение цены в глобальной экономике дает повышение спроса на подешевевшие ресурсы (вспомним эпичный пример покупок машин, быт.техники жителями Казахстана и пр.). ИМХО, нас ждет двухзначная инфляция в ближайшее время, которая будет "закрывать" сложившийся дисбаланс и возвращать цены на товары и услуги к пре-кризисному долларовому эквиваленту. Возможна и обратная ситуация, если доллар упадет до 35-40 рублей, тогда особого изменения рублевых цен не будет. Теперь что касается цен на недвижимость в нашей стране. Комментаторы, которые говорят о падении цен на недвигу могут оказаться правы лишь в краткосрочной перспективе, тогда как долгосрочным трендом является рост цен на недвигу в рублях. В стране со значительной инфляцией и высокими ипотечными ставками иначе быть не может. К сожалению, формальная логика, которой руководствуются те, кто считает, что недвига будет дешеветь, для анализа российской экономики не работает. И еще небольшая ремарочка: сказанное выше не рассматривает форс-мажорные случаи, например, военные действия. В случае военного конфликта по типу ДНР и ЛНР, недвига рухнет.

    • Анонимно
      24.01.2015 15:10

      2006-2007 гг. требование строителей к марже по новостройкам: 100-300% рост цены квартиры с этапа котлована до сдачи 10%2014: рентабельность строителей 10%, рост цен новостройки 30-50% поэтому соглашусь к предыдущим комментатором. Инфляцию никуда не уберешь (причем, она двухзначная), себестоимость строительства не снизить. Если бы это было возможно, то из желающих построить по путинском программе жилье за 30 тыс. рублей/кв. м была бы очередь. ее нету. цена в рублевом эквиваленте будет расти на уровне текущей инфляции, количество проектов/жк будет сокращаться. будет расти число долгостроев, отсюда живые проекты в новостройке не будут падать. Пы.Сы. Порадовался, наличию адекватных комментаторов

  • Анонимно
    24.01.2015 13:19

    Автор не учел наличие долларовой инфляции. Этот фактор также значим при периоде в 7 лет. Доллар 2007 и доллар 2014 - не одно и тоже.

  • Анонимно
    24.01.2015 14:48

    В цене все только вырастет не будет никакого падения цен

    • Анонимно
      24.01.2015 14:57

      если бы россия была цивилизованной страной то цены недвиж упали бы! нл злесь цены будут рости! просто так!

  • Анонимно
    24.01.2015 15:02

    Что за ерунду пишет автор?На сайте Свобода была статья доказывающая обратное. В Москве цены на жилье на вторичном рынке падают, и в долларовом выражении и в рублях. И будут падать минимум на 40 %-в в течение этого года. Цены на жилье в Москве - это пузырь, которое вот-вот лопнет.

    • Анонимно
      24.01.2015 16:49

      радио "свобода" это суперисточник по макроэкономике России, они пишут все объективно

      • Анонимно
        24.01.2015 17:29

        Я не сторонник этого радио, но против цифр не попрешь, а цифры как раз показывают, что цены на квартиры в Москве падают, и не только на вторичном рынке, да и сдача квартир стала там намного дешевле.

        • Анонимно
          25.01.2015 01:10

          Если уж обращаемся к американским СМИ, то вот Ведомости (совместный проект The Wall Street Journal и Financial Times) и американские аналитики: В первой половине 2015 г. потребительский спрос сократится на 2-3%, в целом за год — на 2,2%, прогнозировали в ноябре аналитики Goldman Sachs. Пострадает и спрос на жилье, в том числе из-за снижения доходов населения и дорогих ипотечных кредитов, писали они. На вторичном рынке сделок может стать на 10% меньше, прогнозирует Шлома: отложенный спрос будет уже удовлетворен, а платежеспособность населения падает.Цены же если и пойдут вниз, то несущественно, считают аналитики Goldman Sachs. «Рынку двигаться вниз нельзя, — говорил на конференции “Ведомостей” гендиректор “НДВ-недвижимости” Александр Хрусталев. — Если же кто-то пойдет на это и начнет давать скидки в 10-20%, скорее всего он будет продавать себе в убыток». Иной прогноз у irn.ru: c конца лета 2014 г., когда падение рубля ускорилось, долларовые цены снизились на четверть, а в кризис 2008-2009 гг. снижение достигало 37%. В ближайшие месяцы цены в валюте продолжат падать, рынок начнет стабилизироваться с середины 2015 г., делает вывод Репченко.

  • Анонимно
    24.01.2015 15:59

    Квартиры внезапно и сильно подорожали!Знакомая сразу подняла на полмиллиона свою квартиру, но с июля никак не может продать,но цена явно очень даже завышеная на ее квартиру. плюс еще риэлтор добавляет свои проценты, это считайте 200-300 тысяч! как легко делаются деньги!

  • Анонимно
    24.01.2015 16:29

    В конце 2014 квартиры подорожали. Люди, спасая свои деньги, ринулись покупать недвижимость. Тот у кого были деньги-купили недвижимость. В настоящее время многие продавцы держать цены на квартиры на уровне конца 2014 года. Но покупать их никто не спешит. У людей нет денег, кредиты не дают ( из трех заявок, удовлетворяют одну). Тем, кому нужно продать квартиру, вынуждены будут снижать цены.Посмотрим, что будет к сентябрю 2015 года.

  • Анонимно
    24.01.2015 16:43

    Столько категоричных мнений. Тема недвижимости всегда вызывает полемику и разделение комментаторов на два лагеря. Одна стороны отстаивает все это пузырь и все упадет, другая - недвига это объект инвестиций и никому не выгодно ее падение. Я так понимаю автор попытался представить один из сценариев развития, а не просто занятное сборище фактов. Точнее даже представил пищу для размышления. Развитие рынка может пойти по разным путям, оно многовариативно и разновекторно. Просто к сведению за последние семь лет снижалась только в 2009 году, а остальные времена она укреплялась и повышала капитализацию.

  • Анонимно
    24.01.2015 16:57

    В выводами можно согласиться, а сценария два: 1. если сегодня долларовый индекс достиг дна, то рынок сохранится на одном уровне и в среднесрочной перспективе начнет восстанавливаться; 2. если это еще не дно, то дешеветь будет и в долларовом и рублем эквиваленте. Экономические условия сейчас все же ближе к кризису 1998 года

  • Анонимно
    24.01.2015 17:00

    в столице всегда в основном распространен бакс и не только поэтому там спрос не упадет-как всегда тяжелее переферии и чем дальше тем безнадежней

  • Анонимно
    24.01.2015 17:20

    Если недвижимость в Москве дешевеет то с чего ей в регионах дорожать???
    Основная часть денег России находится в Москве.

    • Анонимно
      24.01.2015 18:06

      ну да, в тексте приводится аналогия с кризисом 1998 года, но далее идет следующий отсыл к сегментации рынка:"Эксперты говорят, что существуют и некоторые нюансы в зависимости от сегмента и характеристики недвижимости. Наиболее ликвидные активы рынка в долларах подешевеют меньше всего. По оценкам аналитиков IRN, не более на 20%, причем снижения цены в рублях может вообще не происходить. Это, к примеру, нежилые помещения на первой линии или однокомнатные улучшенки. А вот хуже всего кризис переносят недвижимость, находящаяся в отдалении от мегаполиса — загородные поселки с развивающейся транспортной доступностью, земельные участки и т.п."

  • Анонимно
    24.01.2015 17:35

    пока все непонятно, но в начале 2015 года московские застройщики пишут о том, что надо повышать цены на новостройки на 10-15%, т.к. валютная стоимость упала и подорожали кредиты для бизнеса. Одновременно выходит публикация в АИФ о росте себестоимости строительства на 30% (это и металл, и импортные лифты, вентиляционное оборудование и т.п.

  • Анонимно
    26.01.2015 20:10

    - Динамика цен зависит всегда от спроса. Там, где спрос на недвижимость высок, цены будут держаться на высоком же уровне, а там, где он будет падать, будут снижаться и цены. Высокий спрос держится в тех городах, где высока деловая активность, есть крупные работающие предприятия, высокий уровень жизни населения. В тех городах, где низкий спрос на недвижимость, в связи с низкой деловой активностью, недостатком рабочих мест, низким уровнем доходов и жизни, в моногородах с закрывающимися производствами цены будут снижаться, - рассказал генеральный директор федерального портала «МИР КВАРТИР» Павел Луценко.По его мнению, в этом году не стоит ждать снижения цен на квартиры в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Казани, Уфе, Тюмени, Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль