Общество 
28.01.2015

Прогнозы без иллюзий

«БИЗНЕС Online» очерчивает контуры экономического будущего

Первые недели 2015 года не подтвердили надежд на преодоление кризисных трендов в российской экономике. Напротив, опубликованная статистика Росстата, ЦБ РФ и минфина позволяет предположить, что этот год окажется одним из самых сложных для отечественного бизнеса. О том, почему не сбываются бравурные прогнозы и каковы реальные шансы экономики РФ, рассказывается в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».

ТОГДА И СЕЙЧАС

Все, как известно, познается в сравнении. Год назад, в январе 2014, цена нефти незначительно колебалась у отметки $100 за баррель, за доллар давали 34 - 35 рублей, а, по прогнозам министерства экономического развития, инфляция не должна была превысить 5%. Правда, следует отдать должное прозорливости (без всяких шуток!) министра Алексея Улюкаева, очень точно указавшего на слабое звено российской экономической цепи. По словам министра, оценку инфляции можно было дать «исходя из динамики денежной массы, исходя из роста тарифов, который будет в 2 - 2,5 раза меньше, чем прежде, исходя из динамики продовольственных цен, если не будет продовольственного шока». Случился именно продовольственный шок, разогнавший инфляцию более чем вдвое по сравнению с министерским прогнозом. Как соообщил Росстат, в 2014 году инфляция в России составила 11,4%. К слову, в январе цены продолжили свой разбег — согласно информации росстата, с 13 по 19 января текущего года цены в России увеличились на 0,7%, а с начала года — на 1,5%. Для сравнения: в прошлом году за весь январь инфляция составила 0,6%.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ШОК

По итогам 2014 года инфляция более чем в 2 раза превысила целевой уровень Центробанка, рассчитывавшего, что рост цен удержится в пределах 5%, минэконоразвития, регулярно повышавшее свой прогноз инфляции, также не угадало с прогнозом, рассчитывая на 9%. Таким образом, прошлогодний рост цен стал максимальным с кризисного 2008 года, когда инфляция достигла 13,3%, и максимальный вклад в этот печальный показатель внес именно «продовольственный шок», об опасности которого справедливо предупреждал министр. Шок этот был спровоцирован российским эмбарго на поставку продовольствия из стран Европы, которое, по мысли инициаторов этого решения, должно было убить сразу двух зайцев: нанести удар по европейскому сельскохозяйственному производству, спровоцировав возмущение местного аграрного лобби, и — во вторую очередь — продемонстрировать заботу об отечественном производителе, который должен был заместить на прилавках запрешенную продукцию. Третьим, дополнительным эффектом должен был стать рост капитализации ряда российских активов, принадлежащих предпринимателям, размеры состояний которых сократились в результате санкций. С этим третьим эффектом получилось очень хорошо, а с двумя первыми — не очень.

Именно рост цен на продукты питания внес основной вклад в российскую инфляцию прошлого года, продовольственные товары подорожали на 15,4% (7,3% в 2013 году). По итогам года мясо (включая мясо птицы) подорожало на 20,1%, в то время как в 2013 году было зафиксировано его удешевление на 3%. Цены на рыбу поднялись на 19,1% (против 7,6% в 2013 году). Макаронные изделия в прошлом году подорожали на 8,4% (в 2013 году — на 4,7%)

Резко выросли в цене и крупы. Они подорожали на 34,6%, в то время как в 2013 году («крупяная» инфляция составила всего 3,2%.) Темпы роста цен на гречневую крупу побили все рекорды в ноябре 2014 года, подорожав на 54,4%, и только в декабре «притормозили» рост, прибавив к цене «всего» 22,4%.

С гречкой вообще получилось «как по учебнику». Это ведь самый что ни на есть отечественный продукт, который в России в основном и производят, и тут же едят (на гречку здесь приходится 20% потребления всех круп). Ей то было с чего дорожать вопреки заявлениям министров и пастырей, утверждавших, что ни рост курса доллара, ни эмбарго никак не отразятся на сугубо российских товарах, да еще имеющих социальное значение.

На самом деле этот феномен давно известен экономистам, первым на него обратил внимание британский статистик Роберт Гиффен еще в XIX веке. Изучая динамику цен на картофель в Ирландии, Гиффен заметил, что при повышении цены на «второй хлеб» его потребление заметно увеличивалось, провоцируя новый подъем цен.

Упрощенно объяснить это можно так. В ситуации так называемой «относительной бедности» (когда покупка еды отнимает 40% ваших расходов, а таких покупателей в России около 30% населения) инфляция на продовольственном рынке оборачивается отказом от покупки дорогих продуктов в пользу более дешевых, да еще и таких, которые могут долго храниться. Гречка вдобавок популярный диетический продукт, к таким, к слову, относятся мясо и рыба, но они-то по цене гораздо менее доступны. А поскольку живой россиянин мыслит чрезвычайно рационально, ничего нет удивительного в том, что он начал запасаться крупами, той же гречкой. Наши сограждане хотя и стали очевидно жить лучше, богатыми так и не стали — согласно опросам Левада-центра, более половины респондентов уверенно отвечают, что не испытывают затруднений с покупкой еды и одежды, однако этим и ограничиваются. На одежду и еду население тратит порядка 60% своих доходов — это структура потребления бедного домохозяйства. В странах Западной Европы эти расходы не составляют и 20%. А сейчас покупка и одежды, и еды будет вызывать все большие затруднения.

Впрочем, инфляционной волне, связанной с двукратной девальвацией рубля и повышением цен на импорт, еще только предстоит докатиться до российских прилавков. А мы пока попробуем очертить контуры экономического будущего, с которым нам предстоит столкнуться в 2015 году, сосредоточившись для начала на нефтяных ценах и курсе рубля. Сделаем это в форме вопросов и ответов. У такого подхода есть еще хорошее свойство — вы сможете легко увидеть, сбудется наш прогноз или нет.

ВЫРАСТУТ ЛИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ?

Ответ отрицательный. То, что все российские антикризисные планы строятся из предположения, что черное золото в ближайшей перспективе должно подорожать, не означает, что это предположение правильное. На нефтяные цены давит сразу несколько факторов, важнейшие из которых носят, так сказать, технологический характер. Во время нефтяного бума были сделаны очень большие инвестиции в добычу и производство, а также в технологии переработки нефти и использования нефтепродуктов. По дорогам уже ездят машины, потребляющие 4 - 5 л бензина на 100 км — показатель немыслимый всего 15 лет назад.

Для того чтобы произвести тот же самый объем нефтепродуктов, теперь требуются меньшие объемы нефти. На рынке ее стало больше, чем требуется ведущим игрокам, в точном соответствии с законами спроса и предложения нефть начала дешеветь. Темпы падения нефтяных цен относительно быстрые, но плавные, свидетельствуют в пользу предположения, что мы наблюдаем не спекулятивный отскок, а именно долгосрочный тренд.

Тот, кто утверждает, что низкие цены на нефть приведут к коллапсу нефтяную отрасль США, скорее всего, не отдает себе отчета в том, что добыча нефти важная, эффектная (именно эффектная, политизированная), но не ключевая отрасль американской экономики. Вклад этой отрасли в экономику США не превышает 2%. Эта отрасль знала и взлеты, и падения, и высокие, и низкие цены, но бюджет США никогда критически не зависел от доходов нефтеэкспорта, да и сам этот экспорт разрешили лишь недавно. О том, что американская нефтяная отрасль устроена как-то иначе, чем российская, свидетельствует динамика цен на бензин. Дешевеет и российская, и американская нефть, только в Америке дешевеет и бензин, по данным Вloomberg, он достиг самого низкого уровня цены за последние пять лет. В России бензин дорожает или в лучшем случае сохраняет уровень цены.

Кроме того, «себестоимость» барреля, о которой постоянно рассуждают конспирологи, зависит и от объемов добычи: чем больше удается выкачать из месторождения, тем дешевле каждый «отдельный баррель». Низкие цены — неприятно, однако в сырьевых отраслях приходится выбирать не между «большими» и «маленькими» деньгами, а между деньгами и их отсутствием. Кажется тебе маленькой биржевая цена, значит, не продашь ни по какой, а хочешь больше денег — предложи больше товара. Выбирая между продажей по низкой цене и потерей доли рынка, Саудовская Аравия предпочла сохранить рынок. Но ни одна российская компания пока не заявляет об увеличении объемов добычи в отличие от американских, где есть как те, кто считает, что уже сняли все сливки с дорогой нефти, так и те, кто готов качать нефть до последнего. Но ни проблемы, ни успехи любой из этих компаний не могут стать критичными для экономики Штатов.

Прогноз: цена на нефть не превысит $50 за баррель в ближайшее время и начнет новый этап снижения весной. Можно считать удачей, если цена не опустится ниже $35, хотя автор думает, что черное золото окажется еще дешевле.

БУДЕТ ЛИ РАСТИ КУРС РУБЛЯ?

С чего бы ему расти? Дороже рубль не будет, дешевле — наверняка. По данным того же ЦБ РФ, за первые две недели января рубль уже потерял 17% своей стоимости, и любое колебание цен на нефть вниз заставит цену доллара перейти 70-рублевую отметку.

Но с отечественной валютой ситуация сложная, и не ценой на нефть единой определяется курс рубля. Цена рубля и динамика его курса зависит от трех факторов: объема притока валюты в страну (шире — состояния платежного баланса), объема золотовалютных резервов, а также динамики и принципов их расходования, и — last, but not least — объемов и темпов выплаты внешних долгов российским компаниями.

Приток валюты в страну сократился вслед за нефтяными ценами, более того, высокий курс доллара на самом деле отвечает интересам российского правительства не по импортозамещению, конечно же, а по улучшению платежного баланса. Дороговизна импорта и соответствующее сокращение потребления импортных товаров гораздо вернее сохранят валюту на счетах Центробанка, чем ограничения на конвертацию рубля. В свою очередь, валюта нужна для выплаты долгов. В ближайшие три года российским корпорациям предстоит погасить в общей сложности $130,4 млрд. займов, а рефинансировать они могут их только из валютных резервов ЦБ РФ. Вообще, российских государственных должников условно можно разделить на две группы: те, кто имеет собственную валютную выручку, и те, кто вынужден покупать валюту на рынке.

Первые будут в той или иной форме получать от государства рубли, для того чтобы экономить собственную валюту и направлять ее на выплату долгов или продавать внутри страны по высокому курсу. Для этих компаний дорогой доллар не проблема. Последствия такой политики мы могли видеть в декабре 2014 года.

В интересах второй группы должников Центробанк будет с большим или меньшим успехом осуществлять валютные интервенции, периодически сбивая курс, для того чтобы те могли приобрести валюту по льготной цене. Продолжительность практики такого ручного управления будет определяться размерами резервов Центробанка, которые сокращаются — тут уж ничего не поделать. Желающие могут посетить сайт Центробанка и узнать, что объем золотовалютных резервов РФ в декабре 2014 года уменьшился на $33,42 млрд., или на 8,0%, до $385,46 млрд. с $418,88 миллиарда. Снижение резервов в декабре было максимальным по абсолютной величине в 2014 году, превысив на 30% октябрьское снижение ($25,650). Оно уступает только снижению резервов в январе 2009 года ($39,389 млрд.) и в октябре 2008 года ($72,223 миллиарда).

Статистика ЦБ, посвященная внешнему долгу, вообще представляет собой крайне занимательное чтение. Учитывая, что по курсу на 1 января 2015 года ВВП России в долларовом выражении сократился до уровня 2007 года — менее $1,3 трлн. в год (по последним данным мифина, ВВП РФ составляет 72,3 трлн. рублей), весь валовой внешний долг достиг уже 56% ВВП, в том числе госдолг — 29%. Много это или мало? В США такой показатель составляет 35%, правда, внешний долг Америки — это совсем не то, что российский, он застрахован от курсовых колебаний, поскольку номинирован в национальной валюте и фактически служит хранилищем международной ликвидности других стран, включая Россию. Перспективы рубля в этой ситуации каждый может оценить сам, блажен, кто верует в его волшебный рост, убедиться в мощи отечественной валюты нам предстоит совсем скоро — в феврале, когда очередные долговые транши будет погашать «Роснефть» ($12,38 млрд.) и «Газпром» (2,51 с учетом займа «Газпром нефти»); не исключено, что на несколько дней в обменниках появятся трехзначные числа.

Сколько будет стоить российская валюта в ближайшие месяцы? Логика требует предположить снижение курса до 75 - 80 рублей за доллар в лучшем случае, если цена на нефть останется на уровне, предсказанном нами ранее, курс легко пробьет отметку в 90 рублей. В этом случае ВВП России (даже без учета его снижения, в рост не верят даже самые продвинутые оптимисты) снизится до $800 млрд., что сопоставимо с ВВП такой страны, как Турция, и составляет чуть меньше двадцатой части экономики США.

ПРОСТЫЕ ПРОРОЧЕСТВА

Негативные прогнозы, да еще основанные на открытой статистической информации, — дело неблагодарное. Куда интереснее читать пророчества блогеров, легко проникающих мыслью в тайные замыслы Ротшильдов и «мирового правительства». На мой взгляд, человеку, знающему планы Ротшильдов и ставящему на место Барака Обаму, нет нужды делиться своими тайнами с читателями газет, но это мое частное мнение. Впрочем, провести несложный анализ грядущего может каждый, для этого не требуется многого. Взять хотя бы модную тему импортозамещения. Постарайтесь забыть рассуждения комментаторов о чудо-оружии и супертоварах, которые тайно куются в глубоких шахтах и на засекреченных заводах. Устройте для себя мини-тест, задав вопрос в такой формулировке: «Я лично знаю российское предприятие, которое выпускает продукт, превосходящий по своим потребительским характеристикам импортный и одновременно доступный по цене целевым потребителям. Да или нет?» Подсказка — «превосходящий по потребительским характеристикам» означает «присутствующий в свободной продаже и увеличивающий долю рынка при одинаковой цене с западным аналогом? «Присутствующий в свободной продаже» означает, что вы сами этот продукт видели и, возможно, даже покупали. Если вы найдете положительный ответ (интересно, что это будет за товар), задайте себе следующий вопрос: «Этот продукт производится без всякого привлечения каких бы то ни было западных технологий» — да или нет? К слову, «лично знаю» означает «работаю на этом предприятии» или «владею им». Никаких «по телевизору сказали» или «все знают, что». Возможно, что положительные ответы найдутся, и тем, кто их найдет, имеет смысл порассуждать о будущей судьбе этих товаров на российском или на международном рынке. А вот если отрицательных ответов окажется много больше, то это повод усомниться в чудесах импортозамещения. Впрочем, вопросы перспектив российского бизнеса в текущей ситуации, а также грядущих изменений в уровне жизни россиян — это тема для отдельной статьи.

В чем причина кризиса в российской экономике? (28.01.15-29.01.15)
17%В падении цен на нефть
31%В неудачном распоряжении бюджетными средствами
31%В излишней зависимости экономики от государства
15%В заговоре
6%Нет никакого кризиса
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (141) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.01.2015 08:24

    Рука ГосДепа - никак не иначе :)) А если серьезно - спасибо за статью. Но вопрос о будущем экономики России у здравомыслящих людей уже не стоит, вопрос стоит выведит ли кризис на улицу людей или они так и будут бороться с бездуховным Западом.

    • Анонимно
      28.01.2015 12:39

      Где вариант ответа в опросе - "неумелое государственное управление" и "политические ошибки руководства страны"?

    • Анонимно
      29.01.2015 17:05

      "На одежду и еду население тратит порядка 60% своих доходов — это структура потребления бедного домохозяйства. В странах Западной Европы эти расходы не составляют и 20%" - зато у нас духовность!

      • Анонимно
        29.01.2015 18:04

        Самое главное то, что подтверждение своим словам про "20%" никто не приводит.

  • Анонимно
    28.01.2015 08:39

    Отличная статья! Это сейчас такая редкость тут, слишком много квасного патриотизма, внушения ненависти к США и Европе и т.д.. Очень понравилось

    • Анонимно
      28.01.2015 16:45

      Я могу сказать вам правду - вы все наконец то будите жить именно на заработанные (подчеркнуто) деньги. И жить скромно. Собес закончился. Начинается реальность. Можете бегать, крушить мебель, бить стекла, "пить уксус, крокодилов есть", но халява все.

      • Анонимно
        28.01.2015 22:49

        И вам тоже не тужить

      • Анонимно
        29.01.2015 13:34

        Я тоже могу сказать вам правду. Народ России не успокоится пока те, кто ограбил страну в 90 -е, не получат по заслугам и не вернет награбленное.

  • Анонимно
    28.01.2015 08:41

    Хороший анализ, без истерики, приукрашиваний и обвинений мира в наших проблемах. Проблемы только от действий нынешней власти (не региональной), это становится все очевиднее для широкого круга людей. Война с Украиной просто так не пройдет, если ее не прекратить...

  • Анонимно
    28.01.2015 08:42

    +1000 Здравые рассуждения. Статья очень понравилась.

  • Анонимно
    28.01.2015 09:12

    В статье затрагиваются только финансы. И не ни слова о том, что в России зафиксирован рост промышленного производства!Росстат объявил о том, что за последний месяц 2014 года объемы промышленного производства в России выросли в годовом исчислении на 3,9%. Рост стал неожиданностью: ранее аналитики предсказывали, что промышленность, сократившая в ноябре выпуск продукции на 0,4%, продолжит ухудшать показатели.Введенное правительством России эмбарго на ввоз в Россию ряда продовольственных товаров из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии привело к росту объемов производства в пищевой промышленности, перед которой была поставлена задача по импортозамещению. В результате производство сыров в декабре 2014 года выросло в годовом исчислении сразу на 32,7%, а производство говядины, свинины, баранины и субпродуктов – на 20,1%. Кроме того, серьезно увеличилось производство красителей (+65,8%), телевизоров и видеомониторов (+47,1%), тракторов (+44,8%), стиральных машин (+40,1%) и стальных труб (+38,8%). Неожиданно сразу в полтора раза выросло в декабре число выпущенных прицепов к легковым автомобилям, за год их выпуск увеличился на 14,8%, перевалив за 55 тыс. штук. При этом выпуск самих легковых автомобилей в декабре в годовом исчислении сократился на 3,5%, а за год в целом уменьшился на 9,7%".Даже РБК был вынужден с этим смириться и согласиться: http://top.rbc.ru/economics/26/01/2015/54c6512e9a79472a2bf2c4c6

    • Анонимно
      28.01.2015 09:23

      приятная новость!

      • Анонимно
        28.01.2015 13:56

        Приятная наивность.все просто тупо избавлялись от цветной бумаги. Лично мы набрали заказов вплоть до апреля по обычным складским позициям и это продолжается до сих пор.посмотрим что будет к концу второго квартала.

    • Анонимно
      28.01.2015 09:40

      надо в штуках смотреть статистику.либо из-за эмбарго под маркой нашиих начали считать импортные,либо посчитали по деньгам (т.е. это тупо рост цен).

      • Анонимно
        28.01.2015 10:11

        Так вы посмотрите по ссылке, там всё приведено, а так можете сколько угодно гадать.Индекс измеряется в натуральных единицах.

        • Анонимно
          28.01.2015 11:03

          Вы можете еще здесь посмотреть. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/8.htm.При росте ранее названных показателей ничего не сказано о значительном падении производства в легкой промышленности(до 50% по некоторым позициям), вагонах, автомобилях, особенно грузовых, молока, кефиров и еще много другого.Как всегда статистика лукавит - надо показать успехи - берем что выросло, надо критиковать - берем что упало.

          • Анонимно
            28.01.2015 13:23

            Это так вы только можете. При расчете индекса же, используются все группы товаров.

            • Анонимно
              29.01.2015 17:38

              думается, если исключить рост пром.производство на оборонку, цифры станут сильно плачевнее.А зачем обывателю танковые газотурбиновые двигатели, очень большой вопрос

    • Анонимно
      28.01.2015 09:54

      Эмбарго и контрсанкции привели к росту цен на продукты и инфляции. И этот рост только начался... Рост промпроизводства это остаточное инерционное явление, основной спад будет в 2015-2016гг.

    • Анонимно
      28.01.2015 09:57

      а станки? А не связано ли увеличение этой продукции с тем, что доллар поднялся и теперь мы, как Китай. У нас теперь выгодно производить, а продавать можно и в другие страны?

      • Анонимно
        28.01.2015 10:13

        Ну когда русские будут готовы работать как работают китайцы, то думаю да. А пока...Вы никогда не пробовали искать работника?

    • Не обольщайтесь, показатели Росстата традиционно содержат долю творчества. Объем внутреннего производства не достаточен для достаточного импортозамещения, а ввод новых производств ограничен отсутствием доступа к адекватным кредитным ресурсам и снижением инвест-привлекательности нашей экономики. Именно в этих условиях грамотная регулирующая роль государства была бы крайне необходимо, а не в условиях насыщения экономики ликвидностью при увеличении влияния госмонополий на рынок. Именно они затащили экономику в долговую яму, выкосили здоровую конкурентную среду.Вангую: в ближайший год рост среднего показателя использования ненормативной лексики (применительно к экономическим показателям страны) пробьет исторический максимум приблизится к трехзначным показателям.

      • Анонимно
        28.01.2015 10:16

        Согласен с тем, что у Росстата своеобразная статистика, но в этом случае с ним согласны даже РБК и др. прозападные вещатели.

    • Анонимно
      28.01.2015 10:46

      В России не производят сычужных ферментов в промышленных объемах, которые необходимы для производства настоящего сыра. То, что у нас называется сыром - это молоко сброженное хлористым кальцием.

      • Анонимно
        28.01.2015 11:22

        Согласен, это не сыр, а ерунда, которая портится за неделю. Я к, примеру, объявляю санкции этому продукту, отказываюсь его покупать. Лучше я вообще буду жить без так называемого сыра.

  • Анонимно
    28.01.2015 10:08

    Единственный вариант выхода из кризиса в России- восстанавливать производство и сельское хозяйство, очень много плодородной но не возделываемой и заброшенной земли в России,единственная проблема - работать на земле никто не хочет, все кто живут в городах хотят работать в офисах, а в деревнях 80% переехало в город или спилось...

    • Анонимно
      28.01.2015 10:14

      единственный плюс в том,что земля за пару десятилетий что ее не возделывали "отдохнула" и восстановилась

    • Анонимно
      28.01.2015 13:21

      В общем то, для этого и нужен кризис, чтобы поставить все с головы на ноги. Просто указом людей работать не заставишь.

  • инженер
    28.01.2015 10:09

    продовольственное эмбарго в первую очередь было направлено для удара по наиболее антироссийско настроенным странам Прибалтики, Польши и Молдовы, где основным импортером традиционно являлась РФ.Да и хватило бы аннексии Севастополя, а не всего Крыма, по примеру американской базы Гуантанамо на Кубе, проще была бы геополитическая обстановка.Подымать экономику некому,пространство не только на высшем уровне, но и на местах зачищено от грамотных и порядочных руководителей, которые всегда представляли собой главную угрозу нынешней коррупционно-воровской системе, основанной на личной преданности, родственным связям и активной лояльности системе.Для выхода из кризиса Путину, раз он так любит своих друзей,можно было бы раздать каждому по среднему предприятию и банку для дальнейшего безбедного их существования ( где в дальнейшем проявилась бы их действительная эффективность как менеджеров), а в Правительство и госкорпорации поставить настоящих грамотных деполитизированных профессионалов,не замешанных в коррупции и клановой принадлежности,способных восстановить эффективную работоспособность во вверенных им отраслях и предприятиях.

    • Анонимно
      28.01.2015 10:43

      Системный кризис совпал с ментальным и кадровым, не говоря о финансовом. Мне сложно представить выход из кризиса без смены руководства страны. Это практически не реально - быстро вылезти оттуда, куда мы лезли 2 десятилетия.

    • Анонимно
      28.01.2015 11:04

      Радио свобода почитываешь небось? аннексия.

    • Анонимно
      28.01.2015 13:20

      "Независимые и грамотные профессионалы" обычно и строят свои подходы к кормушке.

  • Анонимно
    28.01.2015 10:12

    пора господа офисный планктон живущий от зарплаты до зарплаты от кресел отрываться и по весне сажать картошку и прочие овощи в огородах, чтобы в голодный год себя и свою семью хоть овощами обеспечить...

    • Анонимно
      28.01.2015 10:49

      Я хоть и принадлежу к разряду "офисный планктон", но не чураюсь физического труда весной и летом на даче. Тем более, продукты, выращенные на собственном участке, гораздо вкуснее, чем продаются в Бэхетле или в Магните.

      • Анонимно
        28.01.2015 12:57

        Был недавно на колхозном рынке: картошка - 40р, морковь - 40р, капуста - 40р, лук - 40р. Такой вот прайс))

        • Анонимно
          28.01.2015 14:00

          Забыли добавить еще (средние цены) - говядина 400 р (макс - 480), свинина 300 ре (макс - 350), помидоры и огурцы 200 ре (макс - 225), фрукты тоже подорожали. Воскресенье. Агропромпарк.

  • Анонимно
    28.01.2015 10:15

    Так кто победит - холодильник или телевизор?

  • Анонимно
    28.01.2015 10:17

    где вариант ответа на опрос из разряда "некомпетентность лично Путина и его приятелей"?

  • Анонимно
    28.01.2015 10:23

    Лидер нации говорит - нет никакого кризиса, кризис есть в головах паникеров и либералов мечтающих прийти к власти чтобы погубить традиционные семейные ценности, духовность! А ещё они хотят сделать народ России рабами Запада.Россия фашизм победила, а уж экономический кризис - выстоит и поднимется по новому, ещё раз.Не забудем, не простим!

    • Анонимно
      28.01.2015 11:51

      О да, каждый день только о том и думают Обама, Меркель и Олланд, как о подрыве ценностей, ну, и заодно уж и скреп. Без подрыва скреп никак нельзя, они Обаме спать не дают, по ночам мучают :-).

  • Анонимно
    28.01.2015 10:31

    Молодчик автор. Доходчиво мифы развевает.Россияне сами себе внушили, что мы великия, и уже на основании этого пытаемся горзить миру и кузькину мать показывать, а когда реальность отказывается вписываться в наши доморощенные мифы и небылицы мы очень расстраиваемся. Печалька, как говорят.Воистину, если господь хочет наказать, то он лишает ума.RG

    • Анонимно
      28.01.2015 13:18

      Россия вроде никому не грозила кузькиной матерью, и вроде никто не расстраивается, за исключением пары десятков штатных комментаторов.

      • Анонимно
        28.01.2015 14:39

        А санкции зачем тогда вводят. Вспомните про радиоактивный пепел и прочее-прочее. Рано или поздно все узнаете, если глаза откроете.

        • Анонимно
          28.01.2015 16:38

          Радиоактивный пепел у вас в голове. Официальные лица ни разу не угрожали никому атомным оружием.

          • Задумчивый
            28.01.2015 17:53

            Официальные - нет! А вот рупор власти и совесть россиян.. Дмитрий Киселев: "Россия способна превратить США в радиоактивный пепел" ))

            • Анонимно
              28.01.2015 19:58

              Слушайте,ну вы еще Псаки вспомните с белорусским морем...

      • Россия в 60х грозила кузькиной матерью (тогда было чем грозить), а сейчас по центральным СМИ грозимся обрушить доллар и порвать Евросоюз как тузик грелку. Однако на практике чувствуем спад уровня собственной экономики, и потому все мы, россияне, расстраиваемся, кроме пары десятков штатных комментаторов.

        • Анонимно
          28.01.2015 18:01

          России в 60х годах не было. Был СССР, который под руководством хрущевцев маялся такими вот вещами. По "центральным" каналам никто доллар обрушить не грозил. Интернет-журнальчики это не центральные сми.

  • Анонимно
    28.01.2015 10:38

    в таких случаях первые лица обычно устраивают пресс конференцию... и первыми словами на этой пресс конференции должны стать слова что первые лица абсолютно здоровы как в физическом плане так и и психическом и что нет никаких предпосылок для суицида или для внезапной смерти . далее должны пойти слова о том что Россия стоит на пороге развала и гражданской войны и что конечными целями этой войны должны стать разделение России и переход всех недр и полезных ископаемых в руки определённых ТНК так как традиционные энергоносители будут актуальны ещё как минимум сто лет... далее должно пойти не самобичевание , но покаяние в собственных ошибках и просчётах и призвать Россиян к порядку законности . вопрос уничтожения России и россиян уже должен говорится открыто. молчком у них ничего не получится лишь ускорит деградацию и регресс

  • Анонимно
    28.01.2015 10:55

    голосовал "нет никакого кризиса". Ему обосноваться то не на чем, нет экономики - нет кризиса.

  • Анонимно
    28.01.2015 11:38

    Осталось найти ответ, кто же довел страну до такого состояния? Кто не использовал время высоких цен на нефть для развития производства в стране? Кто не проводил структурные реформы в экономике? Кто монополизировал власть, используя ее для обогащения узкого круга лиц и госкорпораций? Скажите как его зовут...? Ждем от БО статью с ответами на эти вопросы!

    • Анонимно
      28.01.2015 13:14

      А чтобы вы производили?
      В 14 году был максимальный ввод жилья за 40 лет. И что?

  • Анонимно
    28.01.2015 12:19

    Молитесь на экспортноориентированные предприятия (крупный бизнес) Татарстана.

  • Анонимно
    28.01.2015 12:29

    Правительству Медведева сейчас важно продержаться до мая,чтобы народ не вышел на улицу.А там лето,половина уйдет отдыхать,сады-огороды,часть уйдут в административные отпуска,из этих ушедших 90% фирм в сентябре уже не откроются.А вот в октябре-ноябре может наступить просто финиш.

  • Анонимно
    28.01.2015 12:45

    Дайте свободу малому и среднему бизнесу и не мешайте ему и он вытянет экономику страны из ямы

  • Анонимно
    28.01.2015 12:51

    Хорошая статья! Автору - 5 баллов!

  • Анонимно
    28.01.2015 13:06

    Отличная статья. Аффтар, пеши исчо!

  • Анонимно
    28.01.2015 13:27

    Дилетантская статья. Впрочем, для вызова брожения достаточная.

    • Анонимно
      28.01.2015 14:02

      шенген уже открыл?

      • Анонимно
        28.01.2015 14:47

        Он у меня 5летний. Не напрашивайся, с собой не возьму.

        • Анонимно
          28.01.2015 15:33

          с открытым шенгеном в России действительно все хорошо!
          а если не открыт?
          то уже страшно.

          • Анонимно
            28.01.2015 16:32

            Да ладно. Вы как нибудь гуляя по парижу, поглядите прямо в глаза алжирцу более 0,5 сек. Следующие 15 минут будут самыми запоминающимися в вашей жизни. Меня то сразу встречающие по приезду предупредили. Вот я теперь вас...

    • Уважаемый! Напишите сами профессионально на эту тему. А читатели оценят. Или слабо и можете только критиканством заниматься?

      • Анонимно
        28.01.2015 15:30

        Если я напишу профессионально,то половина читателей БО будет расстроено. Я давно считаю, что мы незаслуженно пользуемся теми благами,которые Путин отобрал у нефтяников (точнее вы,т.к. я уже 12 год в нефтянке и нефтехимии), чтобы раздать прочим, превратив страну в огромный собес (и сафари для игроков-"инвесторов").

        • Анонимно
          28.01.2015 17:49

          Расшифровываю по тексту, "нефтяник" - полный обладатель недр, хозяин земли, распорядитель и узурпатор народного достояния, который несправедливо пострадал от ограничения в получении сверх-сверх прибыли.

          • Анонимно
            28.01.2015 18:17

            Да, а что? А вы - ничего путного сделать немОгущие иждивенцы "трубы", считающие, что вам кто то должен сделать "красиво", только потому, что якобы недра принадлежат "народу". Ну принадлежат, вот и отбирают и делят, делят. Что тогда воете как кошки, когда пайка иссохла?

        • По поводу расстройства читателей - отмазки. А по поводу собеса, по Вашему надо было все оставить нефтянникам? А собственно по какому праву, только из-за того, что они добывают нефть из недр, которые по Конституции принадлежат народу?

          • Анонимно
            28.01.2015 18:27

            Тут еще и кризиса как такового нет, кроме как повышение цены в среднем на 10ку, а уже вой стоит как на улицах в марте. А каково будет узнать, что единственные производители добавленной стоимости для международного рынка нефтянники, оружейники,атомщики и отчасти хлеборобы, а остальные просто прожигают впустую заработанное ими? И только потому, что это написано в какой то "конституции"?
            Даже вы, называя себя "практикующим инвестором" по сути оказываетесь Клиентом собеса. Я ведь не утверждаю, что перераспределение нефтяной ренты плохо. Нет, но при этом надо принимать и все риски этого состояния.

            • Какая-то "конституция". Отлично. Давайте жить без всяких "конституций и законов". Кто сильнее, тот и прав. Но Вы такой же клиент собеса как и 99,99% остального населения, только ближе "к телу", работаете в нефтянке.

              • Анонимно
                29.01.2015 12:39

                Ну да,так и есть - я тоже. Но я и понимаю все риски и принимаю их. А большинство не понимают о чем речь, а уж о принятии рисков нет и речи - вон как всех в расколбас пустило.

          • Анонимно
            28.01.2015 19:56

            Тут кризиса еще как такого нет, а вой стоит вселенский. Вы же мните себя "практикующим инвестором", а рассуждаете как заядлый клиент собеса.

          • Анонимно
            28.01.2015 22:29

            99% населения так и не заметили, что конституцию меняли и вдоль, и поперек. Нет уже там народной нефти в недрах.

            • Анонимно
              29.01.2015 00:43

              На 70% народная - ровно столько отдается народу в виде налогов, пошлины и акциза.

  • Анонимно
    28.01.2015 13:40

    Откуда вы такие "умные"?А у автора есть более ранние прогнозы сбывшиеся? Можно ссылку? А то болтать, не мешки ворочать.Роснефть и газпром имеют валютную выручку, с какого черта, по мнению автора, им придется скупать эту валюту на рынке? И тем самым снижать курс рубля. У них есть валюта, и они ей расплатятся.И да я знаю продукт на рынке и далеко не один, превосходящий и продающийся. Это оружие, вертолеты, ракетные двигателя и боевые самолеты и двигателя к ним, С400, комплекс Панцирь С1.

    • Анонимно
      28.01.2015 14:07

      Динамику продаж воружения приведите тоже плиз. Если будет в сравнении с конкурентами то еще лучше.

      • Анонимно
        28.01.2015 14:59

        Какую динамку, Дима?Как ты собираешься сравнивать самый распространненый в мире автомат Калашникова, и с чем? У него аналогов нет. Автоматы есть, но они стоят дорого и ТТХ у них другие. А в той нише, безотказного убойного и дешевого автомата в принципе никого нет. Никто ничего лучше не придумал.Зачем тебе цифры, для чего, "поумничать"?Cам принцип ЭКПОРТА наших товаров, говорит об их КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ с зарубежными аналогами. Тут и без цифр понятно что "могем"!

        • Анонимно
          28.01.2015 19:10

          -Могем, могем. Вот только управлять этим не могем. Два десятка лет разваливали промышленность, сх, образование и науку, хвалились потребительской стабильностью, "львы" в международной политике, безальтернативные гении управления, эталоны патриотизма.
          Ну и где результат, блин? Очередной кидок и полный фэйк.

          • Анонимно
            28.01.2015 19:48

            Ничего, скоро за чашку супа начнете работать, вот тогда дело пойдет!

            • Анонимно
              28.01.2015 22:56

              Спасибо, вы так добры и последовательны. Не из Китая ли комменты шлете?

    • А что вся это техника в свободной продаже имеется? Или Вы статью не до конца прочитали? Судя по вопросам так оно и есть.

      • Анонимно
        28.01.2015 15:11

        Антивирус Касперского равной или ниже цены, но превосходящий по потребительским свойствам.

        • smr
          28.01.2015 15:46

          />> Антивирус Касперского равной или ниже цены, но превосходящий по потребительским свойствам./Пользуйтесь различными видами виртуализации вместо антивирусов. Намного эффективнее, надёжнее и безопаснее.

  • Анонимно
    28.01.2015 13:44

    Статья понравилась.

  • Анонимно
    28.01.2015 13:47

    Рубль с начала года снизился на 15% и бла бла блаТак и нефть снизилась на те же 15% в тот же период.Тоже мне бином ньютона.С чего вдруг нефть будет дешевле 35 к весне? Ну где хоть какое-то логическое обоснование этой мега гипотезе?Мой прогноз, к лету вырастит до 60-70$, почему? Да потому что в 2009 так было.

    • Анонимно
      28.01.2015 18:18

      Сейчас не 2009й год. Тогда было падение цен на нефть из-за банкротства инвестиционных банков, а в Штатах начали печатать деньги, чтобы другие банки не обанкротились. Теперь лишних денег нет, зато нефти много. А правильный прогноз или нет - мы все увидим, очень скоро

      • Анонимно
        28.01.2015 19:49

        И сейчас будут печатать. Без этого наркотика в штатах начнется ломка.

  • Анонимно
    28.01.2015 14:11

    Кроме роста цен на ТНП, происходит резкий рост цен на услуги.

  • Анонимно
    28.01.2015 14:59

    "... Устройте для себя мини-тест, задав вопрос ... знаю российское предприятие, которое выпускает продукт, превосходящий по своим потребительским характеристикам импортный ... " К сожалению мы не хотим признаться себе в том, что проблемы в экономике РФ - это следствие, а не причина. И дело не в Крыме и не в Украине. (Здесь лично я согласен с Президентом РФ: Крым НАШ!, и бандеровским не будет. И Америка - это территория лжи и мракобесия.) Вопрос однако в том, что реального, гражданского общества в нашей стране так и не стало. Отмена 6-ой ст. конституции СССР "о руководящей и направляющей роли КПСС" не изменила систему. Партия власти, партия бюрократов только сменила название на "ЕР". Реальная экономика осталась криминально-дерективной, где нет места таким понятиям как конкуренция, равные права, примат ПРАВА. Этого как мы видим у нас НЕТ!

  • dornbrok
    28.01.2015 15:11

    По поводу пророчества: Вспомился один только продукт Йотафон

    • Анонимно
      28.01.2015 16:06

      Никакого экономического чуда в Татарстане не будет, т к предприятия продаются чужакам. А они и их хозяева не заинтересованны работать на Татарстан.

      • kaz_orphan2
        28.01.2015 19:49

        Почему? Раздачу хлеба и зрелищ организовывать конечно не заинтересованы, а наладить прибыльную работу - еще как. А большего и желать не нужно.

        • Анонимно
          28.01.2015 20:03

          Одни убытки у Казанского компрессорного завода после продажи его Группе ГМС Москва. 2 квартал-253 млн руб, 3 квартал- 263 млн руб, 4 квартал- 400 млн руб. А раньше завод работал всегда только с прибылью.

          • Анонимно
            28.01.2015 20:26

            При производстве за год продукции на 2,6 млр руб компрессорный завод при новых хозяевах сработал с убытками 400 млн руб,

  • Анонимно
    28.01.2015 16:00

    Елизавета Петровна, ну в быту императрица Елизавета, дочка первого императора. ее годы правления: 1741-1762, ничего говорят кроме развлечения не знала и ничем не занималась. но империя расширялась на восток (Казахстан нынешний) Финляндии кусок отхватили у шведов. С Пруссией и Англией воевали не плохо. Восточную Пруссую (нынешний Калининград) к присяге императрице привели, тогда кажется в первый раз захватили Берлин. Конечно старообрядцев по прижала, зато буддизм разрешила, признала его государственной религией.и это все за двадцать лет, ничем не управляя.неужели по данному примеру максимум два года не продержимся нечего не делая? не оставим о себе светлую память?

    • Анонимно
      28.01.2015 16:59

      Хаха. Тонко кольнули, респект.

    • Анонимно
      29.01.2015 09:57

      Артподготовка в ютуб , слушаю пол года все предсказывают ! Реальность надо менять , я за все , и за Крым , но это товарищи) не сталин !Про которого даже враги говорилиОн взял страну с колхозной сохой ,а оставил ядерной ДЕРЖАВОЙ !ЧерчильСмена власти неминуема ! Или это уничтожения нашей цивилизации.которая называлась СССР. Не коммунист . живу в Москве

  • Анонимно
    28.01.2015 16:24

    Думается что для россиян сам по себе кризис будет в целом полезен,чтоб познать настоящие ценности жизни,такие как,любовь,братство,равенство.И что важно,как говорят эксперты,голода как в Африке точно не будет.

    • Анонимно
      28.01.2015 16:41

      "Равенство, брат, исключает братство... В этом следует разобраться" Иосиф Бродский, 1967 год

    • Анонимно
      28.01.2015 16:51

      Как будто 08-09 года не было... все проходили, никто с голоду ни пух.

      • Анонимно
        28.01.2015 20:51

        Нынешний кризис в России уникален.
        Америка растет (+4%), Китай растет (+7,4%) и даже Евросоюз закончил год с плюсом (+1,8%). А в этом время в России разразился кризис: рейтинговые агентства снижают рейтинг России, а S&P уже объявило его мусорным. Инфляция, судя по началу 2015 года может достигнуть 30%.

  • Анонимно
    28.01.2015 16:55

    Хорошая статья! Глоток правды!

  • Анонимно
    28.01.2015 22:39

    Давно хотел узнать, а где лупус эст и другие "патриоты", с пеной у рта доказывавшие правильность и непоколебимость нынешнего курса?
    Отработали своё жалованье, шестая колонна и трутни?!

    • Анонимно
      29.01.2015 00:57

      Легко. Правильность или неправильность старого и нового курса вы ощутите на себе - когда почувствуете отмену пенсий (которые на треть покрывались доходами от нефтегаза) соц пособий и 2,5х кратное повышение (экономически, между прочим,обоснованное) тарифов на все. И у вас будет возможность сравнить. На самом деле надеюсь,что путинский собес кончится,и вы все узнаете,сколько на самом деле вы стоите. Этого понимания, что наступила "осень" ни у кого у вас нет. Но будет.

      • Анонимно
        29.01.2015 15:26

        Замглавы бюджетного комитета Верховной Рады Виктор Кривенко 29 января:

        "Мы считаем, что одна из основных проблем – это требование МВФ в 7 раз повысить тарифы."

        Год назад:

        "Но когда Азаров говорит о том, что МВФ требует повышение тарифов – он врет".

        Арсений Петрович Яценюк.

        Как обмануть толпу и прийти к власти.

  • Анонимно
    28.01.2015 23:06

    Уважаемые,читатели,посоветуйте доллары еще не поздно прикупить?

    • Анонимно
      29.01.2015 00:05

      Вы готовы довериться анонимам?
      Были бы средства, я бы взял.
      Доллары были. Но спустил все на поддержку бизнеса, буквально в последние месяцы года. Казалось бы, закройся сразу. Не так все просто, всегда есть обязательства и др.
      Не быстро это. "Вход в бизнес рубль, выход два."
      Есть риски, типа Игил захватит Вашингтон и цена на нефть подымется...

    • Анонимно
      29.01.2015 00:58

      Покупайте. Или не покупайте. И так, и так проиграете.

  • Анонимно
    28.01.2015 23:26

    нельзя такое печатать вдруг кто задумываться начнет. нехорошо это

  • Анонимно
    29.01.2015 09:03

    КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ОПРАВДАНИЙ ЧТО БЫ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

  • Анонимно
    30.01.2015 14:42

    Тут были те, кто сомневались в его прогнозе - сегодня доллар выше 70 на торгах. Что скажете если остальные так же сбудутся? Человек, похоже знает свою тему

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль