Шаляпинский фестиваль 
8.02.2015

Шаляпинский фестиваль-2015: «Кармен» лишили «Мнения», но не голосов

Опера Бизе прошла на сцене ТГАТОиБ им. Джалиля с существенными изменениями в режиссуре. Часть 5-я

«Кармен» в постановке Георгия Ковтуна казанская публика впервые увидела еще в 2011 году, на открытии XXIX Шаляпинского фестиваля. Тогда действие оперы, по мысли режиссера, протекало на съемочной площадке одноименного фильма-оперы. К нынешнему фесту в ТГАТОиБ им. Джалиля от кинематографической темы отказались. О том, «хорошо это или плохо» и «стоило ли искажать режиссерский замысел», специально для «БИЗНЕС Online» задумалась музыкальный критик Елена Черемных.

22.jpg

ФИЛЬМ-ОПЕРА

Даже незнакомым с привычной продукцией Георгия Ковтуна что-то в представленной накануне «Кармен» покажется не из «этой оперы». Почему на героине, выбежавшей на улицу с табачной фабрики с подругами, не белая нательная рубашка, как у них, а красное платье? Чаровница, к тому же, обвязана красным шелковым платком, который, наподобие красного шарфа Джулии Лэмберт из «Театра» Сомерсета Моэма, на протяжени всей оперы будет разворачиваться и обратно скручиваться вокруг ее торса, иллюстрируя сперва глубину привязанности к Хозе, а потом и глубину отвязанности от него.

Оказывается, Ковтун придумал действие «Кармен» так, словно этот фильм-оперу снимают в кинопавильоне. Кармен — героиня фильма, разумеется, не равна Карменсите — первой среди равных: хулиганке, обольстительнице, цыганке, злодейке и т.д. Хотя ровно в такой прогрессии развил этот образ Бизе. Развил вслед за автором одноименной новеллы Мериме, переписанной либреттистами Галеви (это был кузен жены композитора) и Мельяком для оперы не только с куплетами Тореадора, но и с разговорными диалогами. В казанском спектакле диалогов нет, т.к. в его основе версия Эрнеста Гиро — друга Бизе, созданная уже после смерти композитора. Стало быть, вторая редакция оперы «Кармен».

Заглянув на сайт Шаляпинского фестиваля, несложно убедиться, что идея съемок фильма о Кармен была главенствующей в постановке. Есть фото с черно-белыми кадрами, висящими на заднике сцены и, видимо, образующими к происходящему нечто смыслово-полифоническое. Разработчиком видеоизображения в прежнем спектакле названа казанская творческая группа «Мнение». Нынче «Мнение», видимо, сочли устаревшим, как и главную ковтуновскую идею, увлеченно формулированную на сайте шаляпинского в 2011 году довольно шумными словами: «Действие спектакля перенесено в огромный павильон, где происходят съемки фильма-оперы «Кармен». Режиссер-постановщик активно использует кинематографические приемы: крупные и общие планы, необычные ракурсы съемки... Интересные декорации (где виды Севильи начала XIX века перемежаются с атрибутами современного голливудского съемочного павильона), с одной стороны, усиливают ощущение условности происходящего, а с другой, подчеркивают вневременность сюжета. Гармония между природой и социумом, между свободой и долгом, между «люблю» и «надо» невозможна. История беглого солдата и цыганки приобретает поистине античный масштаб».

11.jpg

Оставив последние три из вышеприведенных предложения на совести их автора, театр поступил в своем роде авторитарно, т.е. просто отсек от спектакля все кинематографическое. Осталось то, что осталось. В общем, нынешняя «Кармен» оказалась о красном цвете соблазна, о дымном угаре таверны Лиласа-Пастьи, о злых контрабандистских ночевках с кошмариками карточной игры и, конечно, о «крови-любови», контрастом к которым проводится белый образ идеальной девы — Микаэлы. Некоторые сомнительные съемочные «ракурсы» в поведении испанских красавиц, увы, сохранились. В постановке они, пожалуй, самое вульгарное. Но, раз съемки никакой нет, забудем и об этом.

НАКОНЕЦ-ТО РАСПЕЛИСЬ

Вокальная кондиционность «Кармен» сомнений не оставила. Главную партию уверенно спела Елена Максимова. Бывшая прима московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко ныне впервые атрибутирована на Шаляпинском фестивале посланницей Венской оперы, что чистая правда. С нынешнего сезона в родном «стасике» она числится «приглашенной солисткой». А количество спетых ею за сезон в Вене партий — от Марфы («Хованщина») и Розины («Севильский цирюльник»), до Полины («Пиковая дама») и Маддалены («Риголетто») — выглядит посолидней, чем у иных западных звезд.

С Карменситой-Максимовой не без приятности партнерствовал Ахмет Агади (Мариинский театр), чей Хозе был хоть и не без ритмических огрехов звучен, страстен, ревнив и темпераментен сверх всякой меры. Голос его — порой с хрипотцой — выдержал все испытания «верхами», силой подачи в зал и просто-напросто верностью образу. Так что наблюдать за вокальными поединками этой четы оказалось переживанием куда более оперным, чем накануне за вокальными кошмарами приглашенных на «Аиду» итальянцев.

Непонятно когда в предыдущий раз шедшая в Казани «Кармен» на Шаляпинском довольно быстро «разогрелась» благодаря дирижеру-киевлянке Алле Москаленко. По ее уверенному жесту вступали и солисты, и оркестр. Разве что хористы в силу какой-то особенности лишь ко второй половине оперы начали вступать вовремя и не так сильно мять нотный текст, как это было вначале. У оркестра тоже проблемы решались, так сказать, по ходу их поступления. Если в первой арии Микаэлы арфа не выигрывала половины arpeggio, то потом все наладилось. А уж знаменитый симфонический антракт к четвертому акту был (с учетом нехорошей акустики) сыгран просто на ура.

33.jpg

Самой постановке, увы, хочется попенять за избыток выдуманных где надо и не надо танцев с забивающими музыку Бизе прихлопами и притопами. Ладно бы хореография была внятная, а то один жест — фламенко, второй — цыганочка. Кроме того, слишком много мельтешни на сцене и цирковые трюки: то квазиребятня на бочку вскакивает у Лиласа-Пастьи, то контрабандисты начинают волейболить коробку с «товаром», а то вокруг Карменситы кружат какие-то мыши из «Шелкунчика» — понимай как образ смерти, действительно предсказанной ей в сцене гадания на картах.

Впрочем, чем сосредотачиваться на неумных аспектах полуциркового и одновременно полусимволистского шоу, отметим лучше превосходную Гульнору Гатину (Фраскита), благодаря которой в квинтете контрабандистов искрометно прозвучали все сопрановые «макушки»; похвалим бескомпромиссное качество двух выходов Микаэлы — Екатерины Гончаровой (Мариинский театр) и настроимся на грядущего 11 февраля «Евгения Онегина», где эту прекрасную певицу нам дано будет увидеть в образе Татьяны. Да еще и в окружении потрясающих Онегина (Василий Ладюк из столичной «Новой оперы») и Ленского (Сергей Семишкур из «Мариинки»).

Фото: art16.ru

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.02.2015 13:00

    Максимова - лучшая Кармен всех времен и народов.

  • Анонимно
    8.02.2015 15:24

    Ну не надо так обобщать. Недавно по, увы, печальному поводу на ТВ много показывали Кармен-Образцову. Так что зачем уж преувеличивать?

  • Анонимно
    8.02.2015 16:40

    Блеск резензия. Оперному сделали подарок, ему надо меняться как то

  • Анонимно
    8.02.2015 18:27

    \\...переписанной либреттистами Галеви (это был кузен жены композитора)...\\ - Кузена моей жены тоже Галяви зовут, какое совпадение! Но, к сожалению, он никаких либретто не пишет, а только торгует книгами.

  • Анонимно
    8.02.2015 18:54

    Госпожа Черемных, ваш текст блистателен, как и творение неземного Бизе. Также загадочен. Подчеркиваете достоинства разных исполнителей, подписываете хореографию и сценографию. Я, как ваш благодарный поклонник, хотел бы спросить: ответьте четко и просто - Шаляпинский в Казани - это провинциальное действо, банальное и обычное в сравнении с другими известными площадками России? Или нечто выдающиеся, высокого полета искусства? В предвкушении профессионального разбора полета.Казанец

    • Анонимно
      8.02.2015 19:58

      Извините, что вмешиваюсь, но оч интересно: если Вам скажут, что фестиваль - так себе... ерунда провинциальная - Вы сразу начнете хуже к нему относится? А если скажут, что ДА! Круто и международненько - будете уважать сверх меры?

      • Анонимно
        9.02.2015 01:45

        Что уж Вы так драматизируете, человек всего лишь интересуется мнением московской музыкальной критикессы относительно шаляпинского фестиваля в целом, так сказать, в контексте мирового музыкального процесса. Если судить по мировому счету и объективным показателям ( 600 оперных спектаклей в России за год, против 9000 оперных постановок в Германии!), то даже московские или питерские фестивали - это глубокая провинция.

  • Анонимно
    8.02.2015 20:05

    Хорошие у вашей газеты фото. Почему так мало?

  • Анонимно
    8.02.2015 21:12

    Зачем вы так уж на Черемных равняетесь? Вам нравится? Или вы ходите в театр от того, что престижно ? Радуйтесь если ваша душа ликует от музыки! Музыка- вот , что главное и , конечно главные исполнители. Все остальное- прилагательное. Волшебная сила искусства на самом деле в вас. Только один уже готов к волшебству, а другой пока нет . Это же не Басков, может сразу и не понравится, даже , если Черемных напишет восхищенную рецензию. Понять сразу музыку эту- большой труд.

    • Анонимно
      9.02.2015 01:48

      \\Понять сразу музыку эту- большой труд\\ - Зачем понимать, важно получать удовольствие!

  • Анонимно
    8.02.2015 21:16

    Айрат, дорогой, это опять я пишу. Вообще ты мне очень нравишься, потому что ты неравнодушный! Равнодушие- это смертельная болезнь. А ты здоров! Ты хочешь , чтобы было лучше! Это очень здорово!

  • Анонимно
    8.02.2015 22:00

    Айрат, я вообще не специалист по музыке. Я коллекционер редких цветов. Но благодаря своему однокласснику, музыканту, очень полюбил музыкальную классику. Очень долго шел к этому. Спал на концертах в консерватории. Спал на опере и балете. Но продолжал ходить. Вдруг, в какой то момент я понял, что только эта музыка меня не оставляет быть равнодушным. Я понял, что влюбился в эту музыку. Теперь я счастлив и пытаюсь поделиться своим счастьем со всеми и с вами Айрат!

  • Анонимно
    8.02.2015 22:07

    Я не знаю Т. Бареева, но уверен, что он то же неравнодушный человек. Я готов вам устроить встречу с руководством театра и вы выскажете все. Директор театра, Рауфаль Сабирович, человек, влюбленный в музыку. Это не чиновник. Это очень замечательный музыкант. Я уверен, вы сможете найти общий язык- язык любви к музыке.

  • Анонимно
    9.02.2015 20:56

    кармен блондинка - это нечто!

    • Анонимно
      10.02.2015 11:35

      Да уж, странно, нужно было парик одеть. Хотя один раз, по-моему, в 2007 году мне удалось увидеть на казанской сцене чернокожую Кармен-это была и итальянская певица с африканской фамилией Мпунга.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль