Бизнес 
16.02.2015

Наталья Гудкова, «Астра Декор»: «Мы не масс-маркет, куда можно прийти за одной розочкой»

«В Казани привыкли покупать букеты, где пять килограммов упаковки и три цветка», — говорит директор «Астра Декор» Наталья Гудкова. Уже пятый год она старается изменить привычки казанцев. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о жизни в Германии, корабле, украшенном каллами и вандой для Рустама Минниханова, о том, какие женщины любят только лилии, и о свадебной флористике.

«Мы стараемся предложить людям что-то необычное — у нас всегда есть сирень, пионы, ранункулюсы, анемоны, гортензии»
«Мы стараемся предложить людям что-то необычное — у нас всегда есть сирень, пионы, ранункулюсы, анемоны, гортензии»

«У НАС ВСЕГДА ЕСТЬ ЖЕЛТО-СИНИЙ БУКЕТ И БУКЕТ ИЗ КРАСНЫХ РОЗ»

— Наталья Николаевна, откуда у вас флористические навыки? Вы где-то учились?

— Специально я нигде не училась, это опыт. Говорят, что хороший флорист — не тот, который учился, а тот, который делает то, что ему нравится, и то, что впоследствии понравится людям. Курсы, как правило, загоняют человека в определенные рамки, он думает, что можно только так, а больше никак нельзя. Если людям нравится наша работа, если есть постоянство клиентской базы, значит, мы двигаемся в нужном направлении.

Мы часто покупаем книги о флористике, и одна из них была посвящена лучшим магазинам Германии. И два года назад мы посмотрели лучшие цветочные магазины Ганновера, Гамбурга и Берлина. Мы специально так спланировали путешествие, чтобы попасть во все эти города, забронировали гостиницы и жили в каждом городе по три дня. В одном городе мы успевали посмотреть до пяти магазинов. Это восторг! Все эти салоны разные и уникальные. Там есть огромные цветочные магазины размером с Metro, посвященные флористике. В одном месте видели кофейню, совмещенную с цветочным магазином. Везде цветы вне холодильника, их климат позволяет содержать помещение в прохладе. Цветы в салоне стоят в вазах. Там букеты собирают из веток. Попробуй здесь такой продать, скажут, что вы мне ветки подсовываете? Эта поездка нас очень вдохновила, все-таки Германия и Голландия задают тон во флористике. Можно съездить на курсы, поучиться чему-то одному, но когда ты видишь готовую работу, не надо учиться. Она уже существует — смотри, запоминай, повторяй.

— Как Казань выглядит на фоне Германии?

— Во флористике, как и в моде, есть подиум. Ты же не будешь в реальной жизни носить подиумные вещи — шляпы с перьями, прозрачные платья. Также во флористике: если взрослой женщине подарить композицию из трех веточек, обвитых тюльпанами, она не поймет. Мы надеемся, что люди уйдут от масштабности, что они начнут покупать цветы не по случаю, а просто в дом.

В Германии, например, на рынке есть место, отведенное под цветы. Фермер привозит свою палатку, выставляет свои гладиолусы и торгует ими, как луком или картошкой, выращенной у себя в огороде. А люди помимо того, что они уже купили помидоры и огурцы, шли и покупали цветы домой. Для них это естественно, так же как покушать. Разве сложно купить пять тюльпанов любимой жене, которая тебе в этот вечер приготовит вкусный ужин?

Когда я иду в салон красоты или массажный кабинет, беру с собой 9 - 11 тюльпанов. Женщины удивляются, спрашивают, зачем я это принесла. Говорю, просто так, девочки. Им дарят цветы только на 8 Марта!

— Да, уже давно существуют интернет-мемы: российским женщинам настолько редко дарят цветы, что они с ними фотографируются.

— Да (смеется). Так обидно за наших девчонок.

— Сколько в Казани игроков рынка, если говорить только про салоны?

— Мне кажется, не больше 10, мы занимаем менее 10 процентов рынка. Сложно зарабатывать хорошие деньги, имея один салон. Мы планируем со временем открыть второй салон, просто мы к этому не относимся так, что лишь бы открыться.

Сейчас развелось очень много цветочных, все хотят заработать легкие деньги. Казалось бы, это очень легко — купил цветов, почистил, продал, заработал. Мы считаем, что в это кризисное время с рынка уйдет большое количество случайных людей, которые пришли ради быстрой выгоды. У нас очень много ларьков, они на каждом шагу, на каждом квадратном метре.

«Если взрослой женщине подарить композицию из трех веточек, обвитых тюльпанами — она не поймет»
«Если взрослой женщине подарить композицию из трех веточек, обвитых тюльпанами, она не поймет»

— Можете рассказать про тенденции в цветочном бизнесе, как меняются предпочтения у казанцев?

— Сейчас очень популярны пионы, это какой-то пионный бум! Пять дней в неделю нам звонят и спрашивают пионы. У меня даже появилась теория, почему люди так любят пионы, сирень и нарциссы. Они же, как яблони, цветут одну неделю, их нет целый год. Невесты тоже сходят с ума по пионам: через одну просят пионы или пионовидные розы.

На витрине у нас всегда есть желто-синий или желто-фиолетовый букет. Это букет, который нельзя не сделать, он каждый день продается. А еще каждый день можно делать букет из красных роз. Всегда купят: на юбилей купят, на корпоратив купят, для девушки тоже купят. Искусство искусством, но иногда в обычной жизни приходится идти на поводу у клиентов.

Было несколько клиентов, которые покупали охапки лилий. Мы выяснили, что только лилии любит особенная категория женщин. С чем это связано, не знаю, но все они чем-то друг на друга похожи.

— Какие эти женщины?

— С характером, сильные, строгие и властные. Сам цветок такой. Это невозможно объяснить, но это закономерность.

«ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ОРХИДЕИ НЮХАТЬ, А Я ГОВОРЮ, ЧТО ОНИ ИСКУССТВЕННЫЕ»

— Когда вы стали заниматься вертикальным озеленением?

С самого открытия. Мы и стену в нашем салоне оформили искусственными растениями. Нам наша стена три на три метра в 2011 году обошлась в 200 тысяч рублей. Ведь одно растение может стоить 1,5 тысячи рублей, а мы использовали максимальное количество видов.

— Почему вы отказались от вертикального озеленения из живых растений?

— Во-первых, мы ориентированы на то, чтобы люди этим долго пользовались. Для живого вертикального озеленения нужно дополнительно заказывать уход, чтобы конкретный человек за ним следил. В России такой культуры нет, люди не согласятся платить еще и за то, чтобы цветы поливали. Они хотят потратить 200 тысяч рублей на стену и забыть, а тут надо еще 20 тысяч рублей в месяц платить за уход. Кроме того, для многих растений, например, для калатеи, будет недостаточно обычного освещения. Нужно покупать дополнительное оборудование в среднем за 50 - 60 тысяч рублей. В совокупности — это очень дорого. Как в IKEA. Думаешь, какая красивая и недорогая кровать! А если покупать дополнительно матрас, тумбу и лампу, получается 100 тысяч рублей, вместо 10 (изначального ценника на каркас). Искусственное озеленение выглядит также красиво, но не требует такого тщательного ухода.

Все хотят живые растения, но никто не хочет за ними ухаживать. Привезут в офис фикус, никто его не поливает — в него кто кофе выльет, кто сигарету затушит, и растение погибает. Сейчас мы стали предлагать искусственные деревья, за которыми не нужно ухаживать, тряпочкой протер и все.

— Сколько стоит квадратный метр вертикального озеленения?

— Раньше можно было уложиться в 10 тысяч рублей, сейчас, после девальвации рубля, 15 - 20 тысяч. Цена формируется из стоимости растений, за работу мы берем минимальную сумму.

— Где производятся эти растения?

— В Италии, Германии, Нидерландах и в Китае.

— Какие объекты вы так озеленили?

— Вертикальным озеленением мы оформили бассейн «АквАрена», несколько частных домов, салоны красоты, магазины. Вертикальное озеленение очень эффектно смотрится в частных интерьерах. Можно создать необыкновенно красивую зеленую спальню, гостиную или ванную комнату. Комбинирование растений разного цвета и вида позволяет создавать настоящие живописные панно.

Искусственные цветы почему-то раньше принимали за траурные, чего я только про них не слышала. Но когда я стала объяснять, что это достойные композиции, это замечательное оформление дома, это коллажи, люди стали брать.

— Я тоже считаю, что искусственные цветы — это безвкусица...

— У нас искусственные растения великолепного качества. Люди подходят, начинают орхидеи нюхать, спрашивают, сколько они простоят, а я говорю, что они искусственные. Их можно помыть, высушить, они не выцветут и не поменяют форму.

Из искусственных цветов мы делаем композиции для конференц-залов. Во всех этих залах стоят большие столы переговоров, которые предполагают наличие цветочных композиций. Каждый раз заказывать композиции из живых цветов у людей нет возможности, поэтому они заказывают композиции из искусственных. Такими композициями мы украсили зал в Доме дружбе народов, в «Ак Барсе». Агропромпарк украшали к открытию.

«В салоне должно быть всё хорошо: и парковка удобная, и цена доступная, и обслуживание замечательное. Если всё совпадает — человек наш»
«В салоне должно быть все хорошо: и парковка удобная, и цена доступная, и обслуживание замечательное. Если все совпадает — человек наш»

«ВОТ ВЫ ДУРАКИ, ОТКРЫЛИСЬ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ!»

— Как вы пришли в бизнес?

С 1997 года я занималась распространением косметики Mary Kay, обошла все предприятия Московского района, общалась с успешными людьми, рассказывала им о тенденциях в косметике. Мне было приятно с ними работать, я вовремя выполняла заказы, но хотелось идти дальше. В 2000-м я сделала первую закупку на смешные деньги и стала заниматься оптовой торговлей флористической продукцией — упаковкой, лентами. Закупали в Москве товар из Польши (сейчас главные поставщики это Китай и Германия). Тогда в Казани была только пленка, гофрированная бумага, разноцветные рулоны, ну, и ленты на завязку — все, это весь ассортимент. Через несколько лет появилась сетка, сизалевое полотно, фетр — то, что сейчас кажется обыденным. Мы ездили по городу на «девятке» и предлагали флористам товар. Я учила людей, как можно обернуть цветы новым материалом, как задекорировать. Поэтому сейчас я знакома почти со всеми людьми из цветочного бизнеса. Мне могут позвонить и спросить, можно ли этого человека брать на работу. Через несколько лет мы купили «Газель», это уже мини-маркет, где все разложено по полочкам, и помещение, куда я привезла вазы и кашпо.

— Вы говорите, что первую закупку сделали на смешные деньги. О какой сумме идет речь?

— Три тысячи рублей (смеется). Эту первую партию товара было очень сложно продать — упаковка не соответствовала привычным размерам. У меня был какой-то азарт, желание доказать, что у меня все получится: я все продала и закупила заново. Со временем я наработала клиентуру, нас стали узнавать, стали интересоваться.

— Почему вы решили открыть цветочный салон?

— Это моя давняя мечта, привезенная из Германии. Мой муж был военным, и его на три года отправили в небольшой городок рядом с Дрезденом. Когда я туда приехала, мне было 19 лет, у меня там родилась Юля, и я с коляской гуляла часами, наблюдая за всей этой красотой. Представьте, возле дома растет живая ель, ее никто не срезает, никуда не тащит. На Новый год ее украшают огоньками, игрушками. Никаких фейерверков и сумасшедших пьянок. Весна. Все в крокусах, подснежниках: никаких помидоров и огурцов — очень красиво. Летом цветут кусты азалии. Мы уехали туда в 1990 году: в России происходил ужас, а в Германии была красота. Из этого кошмара, из этого совдепа я попала в рай.

Тогда у меня появилась мечта открыть кофейню, совмещенную с цветочным магазином, — приятное место, куда можно прийти попить кофе и купить цветы домой. У меня никогда не было желания просто заработать на ларьках, которые действительно приносят быстрый доход, мне хочется, чтобы в Казани был достойный магазин, куда можно прийти купить букет, подарок и открытку — все в одном месте. Здесь нет суеты, как в торговых центрах, здесь уютно как дома.

— Почему вы выбрали такое расположение?

— Когда мы только открыли салон, люди говорили: вот вы дураки, открылись в Кировском районе, а сейчас к нам ездят из Горок и Борового Матюшино. Каждый второй клиент салона спрашивает, почему мы не в центре. А в центре города сложно купить такое помещение.

— Насколько сложно? Скажем, это помещение стоит 5 рублей, а в центре оно бы стоило 50?

— Примерно так (смеется), в центре коммерческая недвижимость в 3 - 4 раза дороже. Кроме того, там сложные подъезды. Я сама как клиент, подъезжая в какой-либо магазин в центре города, с ужасом думаю, что у меня за неправильную парковку заберут автомобиль или элементарно наматываю круги в поисках места. Если места нет, ты поездишь-поездишь, и до свидания. В салоне должно быть все хорошо: и парковка удобная, и цена доступная, и обслуживание замечательное. Если все совпадает — человек наш.

— Сколько стоило ваше помещение?

— В 2011 году мы купили его за 4 миллиона рублей, сейчас оно оценивается в 10. Площадь помещения — 70 «квадратов» плюс подвальное помещение.

— Почему вы решили уйти от продажи упаковки?

— Мы закупали товар в Москве и ближайших больших городах. Многие салоны стали сами ездить в Москву и там покупать нужную продукцию. Чтобы развить этот бизнес, нужно было совершать большие поставки напрямую из Китая, чтобы тебе давали хорошую цену, надо брать очень много товара. Ну, и если честно, в торговле были деньги, а здесь — душа.

«Сейчас очень популярны пионы, это какой-то пионный бум!»
«Сейчас очень популярны пионы, это какой-то пионный бум!»

«У НАС ВСЕГДА ЕСТЬ СИРЕНЬ, ПИОНЫ, РАНУНКУЛЮСЫ, АНЕМОНЫ, ГОРТЕНЗИИ»

— Как вы позиционируете свой салон?

— Мы не масс-маркет, куда можно прийти за одной розочкой, этим никого не удивишь. Мы стараемся предложить людям что-то необычное — у нас всегда есть сирень, пионы, ранункулюсы, анемоны, гортензии. Часто звонят люди, которые по всему городу ищут сирень или пионы. В кризис многие цветочники экономят, сейчас один пион стоит 500 рублей, сирень — 300. Сложно каждую неделю держать их в наличии. Мы же в кризис стараемся также удивлять людей, иначе этот рынок просто уйдет от тебя к кому-то другому. Если человек всю жизнь радовал свою жену необычными букетами, у него есть деньги, он не перестанет этого делать.

Можно сказать, что мы прививаем людям европейский стиль. Букеты мы упаковываем в крафт-бумагу. Крафт-бумага — это простая коричневая бумага, ее используют только для того, чтобы донести цветы до дома. В кулек завернули и пошли. Сначала все, особенно люди старой закалки, реагировали на нее негативно, мол, что это за бумага, в нее же посуду заворачивают. В Казани привыкли покупать букеты на 1,5 тысячи рублей — 5 килограммов упаковки, 3 цветка. Через 2 - 3 месяца стали сами просить, заверните в бумагу. То же самое было с рождественскими венками. Все-таки мы живем в Татарстане, и для наших людей украсить дом к Новому году венками дико. В первый год посетители салона косо смотрели на наши венки, на второй и третий год стали покупать. Некоторые покупают весь набор — венок, настольную композицию, букет.

— Сколько в среднем стоит букет?

— От 900 рублей до 3 тысяч.

— Кто поставляет вам цветы?

— Основными поставщиками цветов всегда были Голландия, Кения и Эквадор. Мы честно пытались брать российские цветы, покупали розы, выращенные в Подмосковье в теплицах на голландском корне, но это 10 процентов нашего товара, и то, только ради цены, больше ни для чего.

— Как работает схема поставки?

— У нас один магазин, а не 10, поэтому мы берем товар не напрямую, а на оптовых складах, в Казани их несколько. Свежие цветы мы закупаем три раза в неделю. Во-первых, надо без брака умудриться продать весь товар. А во-вторых, у нас очень маленький процент выброса.

— Какой?

— 5 процентов. Вообще нет такого, что мы за что купили, за то и продаем. Мы всегда подбираем цветы один к другому.

— Сколько дней цветы добираются от производителя до конечного покупателя?

— Где-то 3 суток. До нас от Москвы товар доходит за сутки, но мы не можем знать всей правды.

— А накрутка какая?

— 80 процентов, нам нужно платить зарплату, покупать материалы, сюда же входят списания.

— Как вы можете описать рынок оптовиков?

— Их сейчас очень много, если говорить о крупных поставщиках, их около 5, два более заметных. Есть предприятия, которые берут цветы у них напрямую, потом по несколько штук заворачивают в пленку. Например, на 8 Марта заворачивают по три цветочка. Иногда к нам обращаются люди, которые думают, что они победили весь мир своей хитростью. Привозят цветы по 100 штук и просят упаковать. Мы отказываем. Сами обработайте, сами заверните, упакуйте этот букет и поймите, насколько это сложно. Политически неграмотно брать 300 рублей за то, что я почищу чужие цветы и упакую их. Лучше это время я потрачу на свою витрину и свои букеты.

— Какой была выручка в 2014 году?

— У нас средняя выручка от 10 до 12 миллионов рублей в год. В день мы в среднем зарабатываем 10 - 15 тысяч рублей.

— Какая у вас рентабельность?

— 30 процентов, мы не занимаемся нефтью и не убиваем людей, чтобы заработать больше (смеется).

«Нам совершенно не хотелось зависеть от сезонности, поэтому мы стали продавать подарки»
«Нам совершенно не хотелось зависеть от сезонности, поэтому мы стали продавать подарки»

КОРАБЛЬ ДЛЯ МИННИХАНОВА

— На людей какого достатка ориентирован салон?

— Мы рады любому клиенту. Накануне Нового года к нам пришел дедушка в вытянутых на коленках трико и купил фигуру за 10 тысяч рублей. Сказал, что родилась внучка, и купил статую Афродиты, которая у нас больше года простояла. Мы уже даже смирились с тем, что она не продается. Зато наших черепах уже раз 20 хотели купить (в салоне живут две черепахи прим.авт.) Я говорю, что мы не можем их продать, это же наши друзья.

— Кто ваши клиенты?

— Есть мужчина, который два раза в неделю приходит и покупает по три розы. Такой смешной, такой милый, мы так его любим! Ему лет 60. Он к нам два года уже ходит. Казалось бы, мог зайти в другое место, даже через дорогу у нас есть пара ларьков, нет, он идет сюда. Мы всегда встречаем его с улыбкой. Есть еще несколько клиентов, которые каждую пятницу берут цветы на 3 - 5 тысяч рублей. Покупают или охапку кустовых красивых роз, или охапку анемонов.

Иногда приходят такие, которые привыкли на рынке покупать. Говорят, я сейчас пойду на Московский рынок, давай скидку! С такими сложно разговаривать. Продуктовый магазин, например, воспринимают нормально, а нас — нет. Я тогда привожу примеры. Представьте, что вы стоите на кассе с колбасой или еще с чем-то, продавец вам пробил продукты на 3,5 тысячи рублей. Вы ей говорите: давай колбасу подешевле, какие 3,5? За 3 отдашь — возьму, а нет — сама ешь! Нет, ведь.

— Какой букет был самым дорогим?

— Недавно мы сделали букет из сирени и кустовых роз на 15 тысяч рублей. Каждому напоминаешь, подрежьте дома обязательно срез. А зачем? Давайте, мы вам завернем. Не надо, я же близко. Ну вы же не в трусах до машины пойдете. Почему цветы должны быть раздетыми? Оденьте цветы, они замерзнут, потом вы скажете, что они были несвежими. Это я объясняю каждый раз. Я уже не знаю, как объяснить. Клиенту, который купил букет на 15 тысяч рублей, я подарила секатор. Секатора в домашних условиях никогда не бывает, все мучаются, пилят ножом. Пока ты закончишь, первый срез уже засохнет.

— Чего сейчас хотят люди?

Украсить подарок живыми цветами, чтобы, когда цветы увянут, можно было использовать эту вещь. Однажды я задекорировала живыми цветами корабль, сделанный из пальмового листа, мачты у него были из бамбука, паруса — из ткани. Этот корабль должны были подарить Рустаму Минниханову. Это был 2012 год, приходит человек и говорит, что ему нужен подарок для президента, стало быть, он не может стоить меньше 50 тысяч рублей. Я спрашиваю, а почему вы так считаете? Во-первых, подарок должен человеку понравиться, а во-вторых, он должен украшать его интерьер, чтобы его не выбросили в сарай, как 25 львов или глобусов. Мы пришли к тому, что корабль из пальмового листа и с мачтой из бамбука ручной работы подойдет, такого нигде больше нет. Сам корабль стоил 35 тысяч рублей, мы его украсили фиолетовыми цветами ванды, пучками сирени и калами. Получилось очень красиво!

— Кто ваши корпоративные клиенты?

— Пороховой, вертолетный заводы, кирпичный завод «Ак Барс», Дом дружбы народов, агропромпарк.

Например, кирпичный завод на Новый год выпустил сувенирную башню Сююмбике. Они хотели подарить клиентам что-то, сделанное на заводе, а мы должны были этот подарок задекорировать. Нам привезли 70 таких башен. Думаю, как же задекорировать? Стала вспоминать Кремль, башню Сююмбике, брусчатку, старину... В итоге мы поставили башню на картонку, вымостили ее маленькими камешками, ну, и использовали ленты корпоративного цвета «Ак Барса», зеленые. Подарок получился простой и красивый. Упаковке мы ездили учиться на курсы в Москву. Учились у ребят из фирмы «Современная упаковка», они вообще делают невероятные вещи.

— В упаковке самое ценное — это идея. Как вы ее продаете?

— Все индивидуально. Однажды пришла женщина, купила у нас дорогого слона из дерева за 10 тысяч рублей и говорит, мол, оформите. Так, с барского плеча бросила. Ну, я и оформила на 1,5 тысячи рублей. Этого слона мы поместили в коробку, коробку обклеили настоящими пальмовыми ветками, обвязали канатными веревками, залепили сургучом, как будто этот слон приехал прямо из Африки. За идею я взяла не больше 300 рублей. Она увидела, ей очень понравилось, а когда услышала цену, сразу изменилось выражение лица: «Ско-о-олько?!» Ровно столько, сколько затрачено сил и материала. Мы поняли, что не надо брать инициативу на себя, нужно все проговаривать.

«Сами принимаем заказы, сами делаем, сами продаем. Ни один заказ мимо нас не проходит»
«Сами принимаем заказы, сами делаем, сами продаем. Ни один заказ мимо нас не проходит»

«ГВОЗДИКИ В БУКЕТЕ ВЫГЛЯДЯТ КАК БЕЗЕ»

— А за оформление свадеб вы беретесь?

— Свадебная флористика — это отдельная сфера. Сейчас в Казани появилось много event-агентств, которые занимаются организацией свадеб. Они заботятся обо всем — от ресторана до букета невесты, это очень удобно. В связи с развитием этих агентств от нас ушла часть клиентов.

Если нам закажут оформление свадьбы, мы сделаем красиво, справимся с любой задачей. Кроме цветов мы можем использовать какие-то вещи из нашего салона, например, арку, камин, подсвечники красивые. Мы готовы воплощать смелые идеи наших клиентов, следим за последними веяниями моды. В прошлом году, например, мы оформляли свадьбу сакурой.

— Какие необычные букеты вы можете предложить невестам?

— Хочется ломать стереотипы. Например, гвоздика у нас считается траурным цветком или ассоциируется с 9 Мая. На самом деле, гвоздика — это очень нежный цветок, у него столько цветов! Есть сиреневые, розовые, белые гвоздики, в букете они выглядят как безе. Зимой подобрать цветы для букета невесты — великая проблема. Вышла на улицу, когда минус 20, и букет погибает — никакой фотосессии. Приходится как-то выходить из положения — вставлять корицу, хлопок, шишки, чтобы букет дольше продержался. А гвоздика нормально переносит морозы. Мы их используем в букетах, и люди спрашивают, что это за цветок, не понимают, что это гвоздика. А гвоздика на латыни — это диантус, и мы говорим, это диантус (смеется).

— А какие еще цветы, кроме гвоздики, подходят для зимних букетов?

— Фрезии, альстромерии, ранункулюсы, суккуленты, внешне похожие на артишок. Суккуленты — это вообще вечные растения, им ничего не будет, они еще корешки дадут, можно будет в горшок посадить.

Еще один зимний цветок — это протея, он как бокал раскрывается, это очень красиво! На Новый год мы этот цветок подавали как основное блюдо, кроме того, букеты из него получаются бюджетные. Сам по себе цветок очень дорогой, одна штука стоит 800 рублей. Но в букете хватает его одного, он как брошка — его достаточно обрамить зеленью и упаковать. Букет выходит в среднем на 1,3 тысячи рублей. Согласитесь, это недорого. Протея хороша как для букетов невесты, так и для бизнес-букетов. Что скрывать? В среднем человек готов потратить на букет не более 2 тысяч рублей.

«Если нам закажут оформление свадьбы, мы сделаем красиво, справимся с любой задачей»
«Если нам закажут оформление свадьбы, мы сделаем красиво, справимся с любой задачей»

«ПРИШЛА МАТУШКА, ГОВОРИТ, ЧТО НУЖЕН БУКЕТ ДЛЯ ВЛАДЫКИ»

— Кстати, каким должен быть мужской букет?

— Это экзотические цветы, не розы. Если розы, то каких-то необыкновенных, темных оттенков. Это вертикальные линии, каскадные букеты, вытянутые композиции. Мужской букет должен быть не круглым, как девичий, а серьезным и строгим. В мужских букетах используются каллы, орхидеи, антуриумы, подсолнухи. Мужские букеты очень похожи на бизнес-букеты. Бизнес-букет — это тоже сдержанный букет-комплимент.

— Мужчинам нравится получать цветы?

— Очень, они реагируют как дети. Мы одному клиенту на Новый год подарили ландыши в корзинке. Он как в детство вернулся, был как мальчик, которому на Новый год подарили большой торт или машинку. Говорит, это мне?! Корпоративные клиенты у нас заказывают мужские букеты, да и на день рождения берут.

— Еще одно из ваших направлений — это церковная флористика. Что сейчас заказывают для церкви?

— С церковной флористикой мы столкнулись так же случайно, как и с траурной. Однажды к нам пришла матушка, говорит, что нужен букет для владыки. Мы понять не можем, что ей надо, и в церковной иерархии ничего не понимаем. В итоге выяснилось, что букет нужен большой, даже мощный. Владыка-то крепкий мужчина, букет должен быть презентабельный. Вообще, в церковной флористике букеты должны быть объемные, вытянутые конусом, желтого, белого, синего и зеленого цветов. Они у нас берут цветы на Рождество или на Пасху, но, к сожалению, пока не заказывали оформление. Для нас это очень интересная тема, мы бы хотели оформлять венчание, крещение или церковные праздники, то же Рождество.

«Мы привозим невероятно красивую вещь, она лежит месяц, два, полгода, и, например, через 8 месяцев ее покупает дизайнер»
«Мы привозим невероятно красивую вещь, она лежит месяц, два, полгода, и, например, через 8 месяцев ее покупает дизайнер»

«ТРАУРНАЯ ФЛОРИСТИКА — ЭТО ЧЕТКИЕ, РОВНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ»

— Кроме этого, вы занимаетесь траурной флористикой. Какие правила она предполагает?

— Траурная флористика — это четкие, ровные вертикальные линии. Это четное количество цветов. Нельзя использовать раскидистые композиции, никакого разброса и пышности. Естественно, тут нельзя использовать романтические розовые цвета, для траурной флористики характерны белый, фиолетовый, синий и зеленый. Работает либо два цвета, либо три — не больше. Например, когда мы оформляли дом, нас попросили использовать только синий, белый и зеленый. Это был синий дельфиниум, синие орхидеи, зеленые розы, белые эустомы, белые каллы, беарграсс и зелень цветущей калины.

— Сколько это стоит?

— Цветочные композиции стоят 3,5 - 5 тысяч рублей. Ценник на оформление помещения начинается от 50 тысяч рублей. В среднем мы берем за свою работу 70 - 80 тысяч рублей. При оформлении дома мы уложились в 120 тысяч, там использовали огромное количество цветов.

— Татарстан все-таки религиозная республика. Наверное, для татар такое оформление не совсем свойственно?

— Да, это более характерно для русских. Но среди наших клиентов были и татары, для них мы оформляли сцену. По краю сцены мы сделали низкие композиции в длинных кашпо.

«Все хотят живые растения, но никто не хочет за ними ухаживать. Привезут в офис фикус, никто его не поливает — в него кто кофе выльет, кто сигарету затушит, и растение погибает»
«Все хотят живые растения, но никто не хочет за ними ухаживать. Привезут в офис фикус, никто его не поливает — в него кто кофе выльет, кто сигарету затушит, и растение погибает»

«ЕСЛИ СОБРАТЬ ВСЕ ПРИМЕТЫ, ТО ЖИТЬ ОСТАЕТСЯ МЕСЯЦ В ГОДУ»

— Как проявляется сезонность на продажи цветов?

— Летом у нас всегда затишье — люди уезжают в отпуск или на дачу, где у них растут свои цветы. Весной, например, на дачах цветут тюльпаны. Люди говорят, у нас есть свои тюльпаны, не нужны нам ваши. А вообще между голландскими тюльпанами и российскими огромные различия. Я раньше тоже думала о том, как мы будем их продавать. У меня тюльпан стоит 100 рублей, а у бабушки на улице — 30. Разница, знаете, в чем? Отечественный тюльпан раскрывается полностью, если так можно сказать, так, что лепестки свисают вниз, а голландский открылся и застыл. И он не вянет через три дня, не опадает — неделю стоит и радует глаз.

Нам совершенно не хотелось зависеть от сезонности, поэтому мы стали продавать подарки. Мы деньги вложили, привезли товар. Естественно, он не умрет через неделю, мы его продадим и все равно деньги получим. Для каждого предмета существует свой человек. Бывает, мы привозим невероятно красивую вещь, она лежит месяц, два, полгода, и, например, через 8 месяцев ее покупает дизайнер. Сейчас это частая практика, когда человек приглашает дизайнера для оформления квартиры, а дизайнер обставляет весь дом, вплоть до мыльниц. К нам часто приходят дизайнеры. Мы тоже можем выехать и задекорировать помещение.

— Как часто к вам как к декораторам обращаются?

— Раз в три месяца бывает какой-то интересный заказ. Например, мы оформили бассейн в Боровом Матюшино для директора строительной фирмы. За 200 тысяч мы поставили пальмы, бамбук при входе, задекорировали два столба, нашли гамаки, которые напоминали морскую сеть, наклеили на них морские звезды, камни, как будто это все из моря вынесло. Около бассейна поставили ящики, как с острова сокровищ. Им очень понравилось. Недавно к нам за букетом приходила семейная пара, им примерно по 60 лет, увидели нашу стену и заказали вертикальное озеленение. Мы им оформили полуарку: одна часть была выполнена в камне, другая — из зелени.

Есть люди, которые говорят, что много раз проезжали мимо и не решались зайти внутрь, думали, что у нас все по бешеным ценам. Нет, то же вертикальное озеленение можно заказать и на 40, и на 400 тысяч рублей, и работа всегда будет одинаково хорошо выполнена.

— Где вы закупаете эти вещи?

— Мы берем маленькие партии подарков, делаем вручную многие вещи и этим отличаемся от других. Бывает так, что человек выбирает какой-то предмет, но ему не подходит цвет, мы можем перекрасить, зашкурить, изменить до неузнаваемости. Все находит себе место.

Люди сейчас насытились одинаковыми вещами — глобусами, шахматами. Мы стараемся избегать таких вещей. Народное творчество мы тоже не берем. Человек сам должен продавать то, что сделал. Только он сможет рассказать, как увидел бревно, а получился Буратино.

У нас много вещей для интерьера: часы, зеркала, лампы. Если совсем боятся запутаться, берут сертификаты. У нас подарки попутные, они могут быть маленькими приятностями вдобавок к букету — это шкатулки, вазы. Мы клиентам часто предлагаем купить букет вместе с вазой. Как это удобно! Бывает же, купил букет, а поставить некуда — ставят в ведро. Ну, зачем, спрашивается, покупал букет?

— Сколько стоят ваши подарки?

— От 500 рублей до 20 тысяч рублей. Кстати, у многих есть предрассудки, что часы нельзя дарить, что это к расставанию. Мы выяснили, что не дарят наручные часы, и у нас все спокойно покупают их для дома. Вообще, если собрать все приметы, то жить остается месяц в году. Давайте не будем зацикливаться. Поверьте, для расставания столько причин, что часы вам не помогут. Все, все сомнения рассеиваются, человек успокаивается и начинает выбирать.

— Какая доля выручки приходится на подарки, а какая — на цветы?

— 50/50. Иногда бывает так, что только цветы продаются в течение дня, иногда — подарки. Например, Новый год — это сплошные подарки.

«Нам наша стена три на три метра в 2011 году обошлась в 200 тысяч рублей»
«Нам наша стена 3 на 3 метра в 2011 году обошлась в 200 тысяч рублей»

«МЫ ВО ВСЕ ЛЕЗЕМ, ВМЕШИВАЕМСЯ, И ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НАХОДИМСЯ ЗДЕСЬ»

— Сколько у вас сотрудников?

— Четыре человека, если считать меня и Юлю. Я считаю, что работник, какой бы ни была зарплата, относится к делу с меньшим трепетом. Поэтому нам хочется все контролировать, мы во все лезем, вмешиваемся, и целый день находимся здесь. Сами принимаем заказы, сами делаем, сами продаем. Ни один заказ мимо нас не проходит. Если я сама не могу украсить фигурку цветами, как я буду требовать это от флориста. Нет такого, что ты обязана, должна, я сейчас спишу на тебя брак, ты будешь отвечать за списания. Бедные девочки рабами себя чувствуют в этих ларьках и магазинах. У нас такого нет.

— Вы открылись в 2011 году, прошло 4 года, сколько человек через вас прошло?

— Где-то 10, но это нормально, у нас не было текучки.

— Какую зарплату получают флористы?

— От 21 тысячи рублей, зарплата формируется из оклада и премии, которая зависит от продаж. Это нормальная стартовая зарплата среди флористов. Мы ищем сотрудников, которые разделяют наше миропонимание: нужно уметь общаться, учиться чему-то новому, заниматься самообразованием.

— Расскажите о себе. Где вы учились?

— У меня нет высшего образования. Я росла в скромной семье, после школы пошла учиться на портного. Моя профессия — портной верхней женской одежды. Я могу шить, в Германии я даже шила на заказ, и на Новый год мы шили игрушки. Я понимаю, что мне бы пригодилось финансовое образование или знание языков, но не случилось.

Как вы проводите свободное время?

— Я люблю путешествовать. Но первую поездку за рубеж я себе позволила после 10 лет работы без выходных. Очень люблю Германию, мне понравилось на Бали. Бали — это красивые люди, прекрасный океан и невероятный парк орхидей, у них они растут как сорняки. Все время проходит на работе и в мыслях, как ее улучшить. На отдыхе я всегда подглядываю за природой. Из всех стран, где бы я ни побывала, я привожу альбомы и журналы. Сейчас и друзья дарят книги о флористике. В отпуске я не побегу покупать очередное кольцо, я лучше куплю вазу какую-нибудь красивую или книгу. Может быть, это неправильно, но мне это приносит больше удовольствия.

Одновременно с работой мы пытаемся развиваться. В прошлом году мы с Юлей ходили на курсы рисования, чтобы научиться делать эскизы акварельными маркерами. Обожаю кошек. Мы с подругой были первыми, кто в Казани провел выставку кошек, это был клуб «Казанская легенда». Но тогда у нас еще не было салона и было много времени.

— В чем на ваш взгляд заключаются три секрета успешного бизнеса?

— Это желание, труд и терпение, может всякое случится, надо идти вперед. Терпение необходимо, нужно любовь к своему делу пронести через все испытания.

На правах рекламы

Справка

Адрес салона «Астра Декор»: г.Казань, ул. Серова 22/24

Контактный тел.: 237-70-70; 8 (917)-237-02-02

Сайт: http://astradekor.ru/

Визитная карточка компании

ИП Гудкова Наталья Николаевна

Сфера деятельности — флористика, декор, подарки.

Годовой оборот — 10 млн. рублей.

Общее количество сотрудников — 4 человека.

Средняя зарплата — 20 тыс. рублей.

Визитная карточка руководителя

Генеральный директор — Наталья Гудкова

Дата и место рождения — 25.09.1970, Казань.

Образование — среднее.

Семейное положение — не замужем, воспитывает дочь.

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.02.2015 10:21

    букеты и вправду там хорошие

  • Анонимно
    16.02.2015 10:36

    какая приятная женщина! Удачи Вам, Наталья, в Вашем красивом бизнесе!

  • Анонимно
    16.02.2015 10:49

    Прогресс в предложении цветов сейчас заметен. Сирень, пионы, нарциссы с хорошим запахом, поэтому и пользуются спросом. Даже на рынках стало меньше этих ярко малиновых с золотом оберток с волнами. Правильно она говорит- три метра бумаги с золотом и три цветочка. Люди превращаются потихоньку из совсем безвкусных в понимающих цветы и " вкусные" букеты.

  • Анонимно
    16.02.2015 11:02

    Салон действительно хороший! В Казани конкуренции им не нашел пока. Очень дружелюбный и приветливый персонал,с полуслова понимают желание клиента. Правда то, что люди с другого конца города едут к ним за красотой, так держать! Желаю новых творческих идей, реализации всех намеченных планов, успеха во всех начинаниях! С вами очень приятно и комфортно работать!

  • Анонимно
    16.02.2015 11:50

    Очень умная женщина.

  • Анонимно
    16.02.2015 11:52

    Очень пожелаю выжить в такое непростое время такому красивому бизнесу! Удачи! И надо бы сходить в это красивое место, да только точного адреса не нашла в статье, кроме как Кировский район...

  • Анонимно
    16.02.2015 12:35

    Очень мало мест, практически и нет!!! Где любят клиентов, а не содержимое их кошельков!!! Это место именно такое!))) Удачи и процветания!)

  • Анонимно
    16.02.2015 12:51

    Зашла на сайт, какая красота! Чудесные букеты, композиции, игрушки и другие подарки. Волшебно!

  • Анонимно
    16.02.2015 13:40

    Очень редкая женщина, с чувством достоинства и спокойной уверенности в собственных силах, удачи бизнесу и счастья.

  • Анонимно
    16.02.2015 15:18

    Отличный салон!

  • Анонимно
    16.02.2015 15:27

    Прекрасный магазин!советую всем!всегда индивидуальный подход к каждому клиенту, есть подарки и букеты на любой случай, очень удобная служба доставки.регулярно пользуемся ею. Спасибо Вам, что вы есть!

  • Анонимно
    16.02.2015 16:08

    Молодец. Удачи!!!

  • Анонимно
    17.02.2015 16:55

    Хотела бы я получить корзинку ромашек, предлагаемую данным магазином, на сайте просто чудо букеты.

  • Анонимно
    22.02.2015 15:44

    Наталья, желаю успехов и процветания ! Замечательное интервью! Рада за тебя!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль