Шаляпинский фестиваль 
17.02.2015

Гала-концерт Шаляпинского фестиваля: Шагимуратова? Приходите завтра!

Главным героем вечера оперных голосов стал джазовый пианист

Первый из двух гала-концертов «Шаляпин-феста-2015» прошел накануне в ТГАТОиБ им. Джалиля. Зрителей неприятно удивило отсутствие заявленной Альбины Шагимуратовой, просто удивило присутствие в программе главного вечера фестиваля им. Шаляпина всего одного баса, но искренне порадовало явление народу джазового пианиста Даниила Крамера. За почти четырехчасовым шоу наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

эту-фотку-обязательно-поставить!!!.jpg
Сегодня вторым гала-концертом Шаляпинский фестиваль-2015 завершает свою программу. Больших событий и открытий он не принес, впрочем руководство театра это уже давно не смущает

ОДИН БАС В ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА

Сегодня вторым (и заключительным) гала-концертом Шаляпинский фестиваль-2015 завершает свою программу. По-настоящему больших событий и открытий он не принес, впрочем руководство ТГАТОиБ им. Джалиля это уже давно не смущает, а директор Рауфаль Мухаметзянов на пресс-конференции в самом начале оперного форума заявил: «Каждый год меня спрашивают: «Что будет нового на фестивале?» Но сами подумайте, что может быть необычного в проверенной столетиями классике?» Стабильность — вот главное кредо ведущего театра республики, где в фойе публику «Очами черными» развлекает обязательный струнный квартет Захара Штейнберга, а на сцене — непременный конферансье Эдуард Трескин. Даже буклет Шаляпинского фестиваля, который в оперном накануне продавали с дисконтом за 100 рублей под видом «концертной программы» (хотя непосредственно последняя состояла из одного распечатанного на принтере листочка с описанием концертных номеров и порядком выхода артистов), не меняется из года в год. Некоторые из фотографий приглашенных певцов, которые поют в Казани уже много-много лет, кажется, сделаны еще на их выпускных школьных вечерах пару десятилетий назад. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не поленился найти аналогичный прошлогодний буклет и затруднился обнаружить 10 различий между этими «шедеврами» полиграфии. В обоих заявлялось о 140-летии Казанской оперы, оба начинались с приветственных слов министра культуры РФ Владимира Мединского и президента РТ Рустама Минниханова...

Режиссером мероприятия значилась заведующая оперной труппой ТГАТОиБ Светлана Смирнова, хотя то, что особых постановочных изысков ждать не стоит, было понятно заранее. Хрестоматийный фотопортрет Федора Шаляпина на весь задник и цветы, которыми была задекорирована сцена, включая дирижерское место, только подтверждали это предположение. Если бы не стулья и пюпитры для оркестрантов, то несведущему легко можно было подумать, что намечается церемония прощания с усопшим, изображенном на том самом громадном фото. Вспомнилась даже последняя по времени скандальная постановка «Бориса Годунова» в Мариинском театре британца Грэма Вика, проходившая по разряду «режоперы», где в сцене смерти царя-президента тело Годунова накрывали многочисленными похоронными венками. Но, слава богу, вчера вечером в столице Татарстана никого «хоронить» не пришлось, да и вообще репертуар великого уроженца Казани был представлен очень скудно, поскольку организаторы умудрились на гала-концерт Шаляпинского фестиваля пригласить только одного (!) баса.

IMG_5330.jpg
Первым из солистов на «гала-фестивале голосов» вышел единственный из заявленных в программе басов Алексей Тихомиров, исполнивший «Серенаду Дон Кихота» Кабалевского

ЗА ЧТО ТАКАЯ «СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ»?

В самом начале вечера, вслед за появлением оркестра и главного дирижера ТГАТОиБ Рената Салаватова, на авансцену вышел хор театра, который, после того как закадровый голос конферансье Трескина продекламировал стих Самуила Маршака о Шаляпине, исполнил хрестоматийное «Эй, ухнем!». А самым первым из солистов на «гала-фестивале голосов» вышел тот самый единственный из заявленных в программе басов Алексей Тихомиров, исполнивший «Серенаду Дон Кихота» Кабалевского. Кстати, многие зрители наверняка впервые увидели этого певца в «штатском», поскольку на родной казанской сцене выпускник местной консерватории, солист «Геликон-Оперы» и приглашенный солист Большого театра пока пел только Пимена в «Борисе Годунове», превращаясь на сцене в глубокого старца. А вообще, двухметровый обаятельный и не лишенный артистизма красавец Тихомиров, недавний гость редакции «БИЗНЕС Online», кажется, легко бы мог сыграть в кино своего выдающегося земляка Шаляпина.

Василий-Ладюк.jpg
А лучшим номером на старте шоу, бесспорно, стало выступление выдающегося баритона Василия Ладюка, исполнившего арию Родриго из оперы Верди «Дон Карлос»

Правда, далее о певце, именем которого назван фестиваль и культ которого в данном театре носит оттенок религиозного, мало что напоминало, кроме все той же фотографии на заднике, которая появлялась в паузах между концертными номерами. Надо отдать должное устроителям — они отошли от формата оперных Greatest Hits, и радость узнавания той или иной арии в зрительном зале чувствовалась далеко не всегда. А лучшим номером на старте шоу, бесспорно, стало выступление выдающегося баритона Василия Ладюка, исполнившего арию Родриго из оперы Верди «Дон Карлос». Показалось даже немного странным, что появления на сцене самого именитого из всех заявленных на вечер певцов пришлись на середину первого и второго отделений (ария Роберта из «Иоланты»). Видимо, было решено, что народ больше любит теноров.

Затем целый блок номеров был посвящен опере Масканьи «Сельская честь». Почему такая «честь» выпала итальянскому композитору, так и осталось загадкой. Конферансье Трескин, который постепенно стал немного утомлять своими частыми выходами, неоправданно затягивая концерт, рассказал, что в этом году исполняется 125 лет со дня первой постановки «Сельской чести». Но при чем здесь Казань и Шаляпинский фестиваль? Возможно, в ТГАТОиБ задумались о постановке этого шедевра музыкального веризма? В таком случае исполнители заглавных партий Сантуццы и Туридду для потенциальных премьерных спектаклей уже подобраны: Агунда Кулаева (Большой театр) и наше казанское «теноровое все» Ахмед Агади удачно справились как с сольными номерами из «Сельской чести», так и пылали страстями в дуэте. Кстати, Агади, действительно, стоит задуматься о расширении своего репертуара на оперной сцене в столице Татарстана, ведь конкуренты наступают: накануне Георгий Ониани — тенор с грузинской фамилией и немецким паспортом — даже «отжал» у любимца казанской публики арию Калафа.

К удачным находкам первого отделения стоит отнести вальс Джульетты в исполнении участницы проекта «Большая опера» Василисы Бержанской, а также финал оперы «Турандот» в исполнении хора театра, который, как известно, не звучит в самом спектакле ТГАТОиБ.

Агунда-Кулаева-и-Ахмед-Агади.jpg
Агунда Кулаева (Большой театр) и наше казанское «теноровое все» Ахмед Агади удачно справились как с сольными номерами из «Сельской чести», так и пылали страстями в дуэте

«НИЧЕГО, ОН ЕЩЕ РАЗ СПОЕТ»

В антракте, пока три шикарные блондинки делали селфи в центре зрительного зала, публика задавалась вопросом: а где Альбина Шагимуратова? Главная оперная суперстар из Казани изначально была заявлена на гала, но в программе вечера ее имя не значилось. Оказалось, что в этот день певица в концертном зале Мариинского театра исполняла заглавную партию в своей коронной «Лючии де Ламмермур» . Любопытно, что нигде (к примеру, на сайте ТГАТОиБ) не было информации о том, что Шагимуратова приедет лишь на второй день гала-концертов. Так что часть публики была заметно разочарована. Но, конечно, кто знал, тот знал, поэтому именно отсутствием главной звезды можно объяснить тот факт, что в зале было мало узнаваемых лиц. Корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил лишь главного разработчика стратегии «Татарстан-2030» Бориса Жихаревича и, кажется, гендиректора КВЗ Вадима Лигая. Позже в ложе был замечен и мэр Казани Ильсур Метшин.

IMG_5315.jpg
В ложе был замечен и мэр Казани Ильсур Метшин

Во втором отделении блеснули дуэтом из «Любовного напитка» солисты Мариинки Сергей Скороходов и Оксана Шилова. На фоне российских оперных красавиц — Кулаевой и Шиловой — откровенно потерялась турчанка Дениз Йетим. Во время ее исполнения колыбельной Клары, знаменитой Summertime, значительную часть внимания перетянул на себя джазовый пианист Даниил Крамер, шаманствовавший над инструментом. Вообще, явление Крамера на сцене стало едва ли не главным событием вечера: его джазовые импровизации и раскованное поведение на сцене выглядели сколь диковинными, столь и яркими для чопорного Шаляпинского фестиваля. Выступление Крамера не испортили даже сентенции конферансье Трескина вроде «джаз подобен теплому Саргассовому морю» или «джаз — это жизнь, ведь наша жизнь — это импровизация». За такие речи на каком-нибудь крутом джазовом open air ведущего могли бы просто стащить со сцены и попросить тихо посидеть на травке и не мешать музыке. Работой с Крамером были очень довольны и дирижеры — традиционно сменявшие друг друга Салаватов и итальянец Марко Боэми: у обоих рты были до ушей.

Естественно, вышел и британец Рональд Самм, который, как и в прошлом году, феерически исполнил куплеты Спортинг Лайфа из оперы «Порги и Бесс». Как и в прошлом году, появился на сцене кларнетист и артистический директор «Арена ди Верона» Джампьеро Собрино. Как и в прошлом году, после исполнения одного из номеров солист подарил бутылку с неизвестным напитком дирижеру Боэми. Все-таки полет творческой мысли руководства казанской оперы поражает...

Вечер был немного утомительным, и в начале четвертого часа концерта зрители стали по одному или по два покидать зал. И как же было много Агади, даже состоялся ироничный диалог на эту тему с соседом по амфитеатру: «О, Агади! Сейчас арию Калафа споет. — Но ее уже пели сегодня. — Ничего, он еще раз споет».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.02.2015 09:18

    Скучный гала, скучная статья...

  • Анонимно
    17.02.2015 09:33

    Нет, статья не скучная, а , как обычно, язвительная, но зато со знанием дела. Молодей Айрат! Продолжай в том же духе. Может быть вообще этот дурацкий и никому не нужный фестиваль не проводить?

  • Анонимно
    17.02.2015 11:05

    А где статья Елены? Айрат же, как бы так сказать, вовсе не разбирается ни в голосах ни в музыке. Я вчера был на концерте и с увереностью могу сказать, что много чего было откровенно плохо. А центральными номерами в первой части было "Сельская честь" трио, во второй "Порги и бесс" Спортинг Лайф. Это если оценивать все аспекты.А Биржанская - это просто ужас, девушке всего 21, а звук как у тетки 35и летней, а это говорит о неправильной постановке голоса. В общем ей учится надо, а не по концертам разьезжать, а то "тьфу, тьфу" потерять может голос. Можно конкретно каждого разбирать, например у тенора Ониани Калаф был провальным, ни одного верха он так и не взял. Агунда Кулаева тоже не проявила заявленного мастерства, её голос терялся и тонул в зале ТГАТОиБ и это при том что передний край сцены активно подзвучивался. Даже вышедшая на вторую роль, Лолы, казанская студенка звучала лучше и сочнее, хоть ее и не пустили на передный край. Агади же, Ваш любимчик, вовсе не выучил полностью отрывок из "Сельской чести", поэтому и мы услышали урезаную версию, хотя оно и понятно партию он не поет, только концертные номера. Хоть сам статью пиши...

    • Анонимно
      17.02.2015 11:26

      Айрат разбирается в музыке, владеет словом, обладает вкусом, пишет по сути темы и при этом не брызжет желчью, как г-жа Черемных. Айрат ироничен, но не истеричен, и не самоутверждается за счет читателя. Критика субъективна по определению ("хоть сам статью пиши" - к слову, в БО для экспертов есть блоги), но должна быть критикой по теме, а не демонстрацией кругозора критика и экскурсов в историю на добрую половину статьи. Так держать, Айрат!

      • Анонимно
        17.02.2015 12:18

        Вы можете с какой угодно страстью любить автора и быть ему в любой степени близким человеком, но зачем уж так в лоб его воспевать? это же все-таки не его юбилей, и текст абсолютно среднего уровня... А кругозор и компетентность - это как раз показатель уровня журналиста. Не просто - пришел, увидел, написал - а пришел, увидел, сравнил, проанализировал, написал.Прошу прощения, что повторяю азы, но ни одно культурное явление не существует само по себе. его можно оценивать только в контексте.

  • Анонимно
    17.02.2015 11:48

    Спасибо Айрат, что напечатал мой коммент про язвительность. Конечно, это было ерничество. А , если серьезно, то видишь у нас и свои критики есть не хуже московских. Критика такая вот нужна, а не ангажированная как было у Черемных. У нее критика ради критики. Себя ей хотелось больше в статье показать. Однако прав директор театра- самое главное это стабильность. Мы все уже привыкли к фестивалю, любим его, ждем его как день рождения в детстве. Зрители разные- одни заранее наполнены счастьем и радостью, а другие скептицизмом. Ну, что же разные и должны быть мнения. Но аншлаг и аплодисменты для завистников всегда раздражение! Умейте радоваться господа, гадостей в жизни и так хватает!

  • Анонимно
    17.02.2015 12:09

    Почему столько сарказма? Что нибудь Вам понравилось? Часто ли посещаете оперу? По высказываниям, Вы ходите только за негативом.

  • Анонимно
    17.02.2015 12:23

    Ну что же ты Айрат, ерничество мое печатаешь, а то что я от души пишу- нет. Здесь же Гайд парк, без цензуры, если законы РФ не нарушаются. Вообще непонятно для кого эти статьи? Те, кто пришел, стоя аплодировал и радовался, им чихать на ваше мнение. Их то большинство! Вот в чем суть. Где же ты был раньше уважаемый Айрат, когда БО было не в ссоре с руководством театра? Что то раньше я не припомню такой желчи. Будь честным до конца, Айрат.

  • Анонимно
    17.02.2015 14:02

    "К удачным находкам первого отделения стоит отнести вальс Джульетты в исполнении участницы проекта «Большая опера» Василисы Бержанской" А в чем находка-то?

  • Анонимно
    17.02.2015 17:55

    Прочитала все комменты и поняла главное: правильно, что не пошла в этом году на Шаляпинский. В прошлом году я ужаснулась возрасту Кармен и ушла, зевая, после первого действия премьеры "Евгения Онегина". К сожалению, ничего не изменилось и в этом году. Стабильность стабильностью, но зрителей Шаляпинский теряет с завидной регулярностью.

    • Анонимно
      17.02.2015 23:07

      Теряет зрителей? А откуда аншлаги?

      • Анонимно
        18.02.2015 02:26

        А Вы посмотрите на первое фото, в зале полно пустых кресел, а на сцене идет "шаляпин-гала".

  • Анонимно
    17.02.2015 18:31

    Вот такие зрители не должны участвовать в обсуждении. Не ходила, но уверена. Вас потерял театр и хорошо, зато десять других нашел. Кармен в Евгении Онегине даже не старая, а прямо на сцене умерла!)). К. Райкин: " Не помню с кем мы играли тогда в футбол, но помню, что итальянцы в синих майках бегали". Вы бы выспались как следует, а потом писали. А аншлаг в театре есть и дай Бог будет и дальше!

  • Анонимно
    17.02.2015 18:33

    Откуда вы знаете, что ничего не изменилось? Из статей? Вы смотрите " Пусть говорят" и тогда вообще можно никуда не ходить!

  • Анонимно
    17.02.2015 22:58

    О том, что Шагимуратовой не будет на первом дне гала, было сказано на той самой "пресс-конференции в самом начале оперного форума", и было подробно объяснено, почему.

  • Анонимно
    18.02.2015 05:36

    Абсолютно согласен с критикой. Фестиваль выродился. Когда сияла Нуржамал Усынбаева - на гала-концерт можно было билет в кассе купить. Никому этот фестиваль, из номенклатуры, был не нужен. Теперь это статусное мероприятие, как подъем флага над баней. И чем быстрее бюджет республики рухнет, тем быстрее Фестиваль перейдет с территории чванства на территорию творчества

  • Анонимно
    19.02.2015 07:42

    Фото жутковатые. Но ведь не в фотографе дело. Примитивно, в театре на сцене свет не был выставлен. Не то, чтобы плохо выставлен, а вообще его не было.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль