Шаляпинский фестиваль 
19.02.2015

Шаляпинский фестиваль-2015: современная разновидность потемкинской деревни

Оперный фасад республики без точек опоры. Часть 11-я

Гала-концертами в ТГАТОБ им. Джалиля завершился XXXIII фестиваль им. Шаляпина. Повторное после прошлого года посвящение фестиваля 140-летию казанской оперы, не самый представительный международный контингент, постановки не первой свежести и удручающее качество оркестра ТГАТОБ, по мнению музыкального критика и эксперта «Золотой маски» Елены Черемных, не столько отрекомендовали современный уровень работы театра в оперном сегменте, сколько заострили внимание на копившихся и накопившихся проблемах.

71297.jpg
В театре им. Джалиля завершился XXXIII фестиваль им. Шаляпина

ДВА ОПЕРНЫХ «М»

Апеллируя к дореволюционной оперной истории Казани, ТГАТОБ им. Джалиля решительно распахнул эпоху казанской оперы времен оперного антрепренера Петра Медведева, который работал в Казани с 1874 года, в наши дни. Конкретнее — в эпоху руководства театром Рауфаля Мухаметзянова. Похвальное уважение традиций, явленное вторичным посвящением Шаляпинского фестиваля 140-летию казанской оперы, в то же время демонстрировало уязвимость самой возможности подобных параллелей.

При Медведеве в Казани была создана регулярно действовавшая оперная труппа, которая за обозримый срок «сколотила» солиднейший репертуарный корпус, представив на своей сцене за 18 лет 38 опер и 13 оперетт отечественного и зарубежного репертуара. Примерно половину этого корпуса составляли произведения современных авторов (Серов, Чайковский, Мусоргский, Бизе, Верди и др.), тогда как другую половину — работы не только отдаленно «классические» (Россини, Глинка, Даргомыжский), но и сравнительно недавние, как сочинения, к примеру, Жака Оффенбаха. Созданием разветвленной системы антреприз под названием «Казанско-Саратовская ось» Медведев поспособствовал оперному информированию всего средневолжского региона. Так что достававшийся казанской опере (даже в виде обломка от славы Медведева как серьезного, к тому же «весьма нестяжательного антрепренера») репутационный дивиденд был на редкость солидным.

222.jpg
Петр Медведев

Несмело проецируя деяния Медведева в наше время, логично вообразить на сцене ТГАТОБ оперы ныне живущих Филиппа Гласса, Джона Адамса или хотя бы Родиона Щедрина с произведениями Шостаковича, Прокофьева, Вайнберга — крупнейшних относительно недавних оперных композиторов, чье оперное творчество теперь уже не новость для Америки и Европы, как, собственно, и для отечественных оперных театров. «Пассажирка» Вайнберга в нынешнем сезоне была представлена на сцене Пермской оперы в концертном исполнении под руководством молодого, к слову, обучающегося в Казани дирижированию Артема Абашева, тогда как театры Мангейма и Ольденбурга один за другим ставили оперу Вайнберга «Идиот». А вот «Сатьяграху» Гласса ныне можно услышать в единственном месте мира — в Екатеринбургском оперном причем под руководством специализирующегося именно на музыке Гласса дирижера Оливера фон Донаньи.

В Казани этих авторов и их произведений в помине нет и, по всей вероятности, не будет. Как нет в ней современного композиторского компонента, на который ныне активно ориентирован Якутский театр оперы и балета. Как нет в ней и опер Моцарта в том качестве, в каком они уже возможны на сцене Бурятского театра оперы и балета. Уж тем более в той форме высшего пилотажа, в какой они предстают в Перми. Там их даже лейбл Sony Classical записывает. А рецензии на диски потом выходят на первых страницах The New-York Times, The Times и т.д.

Рауфаль Мухаметзянов
Рауфаль Мухаметзянов

ФЕСТИВАЛЬНО-КАМСКОЕ, НО НЕ ВОЛЖСКОЕ

Шаляпинского фестиваля в Перми нет. Есть Дягилевский, на котором Пермский оперный театр заодно со свежайшей сезонной продукцией дает неординарные инструментальные гала, уникальные сольные программы столичных и иностранных музыкантов. Самое любопытное даже не в том ощущении как бы «спрессованной» информации, которая метеоритным дождем обновляет слух и чувства людей, а в том, что ведущие мировые продюсеры, как недавно почивший интендант Зальцбургского фестиваля Жерар Мортье (руководил и брюссельским театром La Monnaie, и Opera de Paris, и мадридским Teatro Real) или нынешний глава оперного Зальцбурга Маркус Хинтерхойзер, ездят туда как за откровением. И впрямь, еще ни разу посетители Дягилевского не были обмануты теми горизонтами, которые на Каме открывает художественный руководитель Пермской оперы — дирижер Теодор Курентзис.

Чудо, творимое музыкальным перфекционизмом Курентзиса, влечет на Урал музыкантов не только отечественных. Никого уже не удивляет, что каким-нибудь промозглым октябрем, скажем, на записи моцартовых Cosi fan titte, La nozze di Figaro или Don Giovanni в Перми за наушники держатся Симона Кермес, Симоне Альбергини, Малена Эрнман или другие реальные звезды мировой оперы. Это работа, которую людям не приходит в голову называть «фестивалем голосов». За пять лет там и собственных голосов вырастили столько, что любая оперная премьера оборачивается настоящим «фестивалем». В конце января на оффенбаховских «Сказках Гофмана» плюс к уже именитым пермским голосам Надежды Кучер, Натальи Кирилловой, Натальи Буклаги добавились Наталья Ляскова, Надежда Павлова — недавние солистки хора MusicAeterna (Вечная музыка). В 2014 году этот пермский коллектив Виталия Полонского вторично номинирован как «Лучший хор» на Opera Awards.

Ахмед Агади
Ахмед Агади

Помимо запредельных художественных качеств этот коллектив Пермской оперы является функциональной «кузницей кадров». Он подобен Академии певцов Мариинского театра или программе «Молодые голоса» в Большом театре.

Педалируя концепцию «фестиваля голосов», на Шаляпинском свои — казанские — голоса используют во второстепенных партиях, именуемых на музыкантском сленге «моржовыми». Никакой «фабрикой голосов» тут не мыслят, точнее, ею не озабочены. Важной любому оперному театру серьезной воспитательной институции в ТГАТОБ нет еще и потому, что, ссылаясь на европейскую практику staggione (кастинга солистов, набираемого на каждую премьеру специально прим. ред.), тут верят, что в мире сейчас все театры работают однозначно по контрактной системе. Это правда. Как правда и то, что никакая система staggione не освобождает нью-йоркский Metropolitan Opera или миланский театр La Scala от ориентированности на высококачественный художественный результат, это во-первых. И, во-вторых, в обоих этих театрах (и не только в них) молодежные программы воспитания певцов все-таки имелись и имеются.

111.jpg
«Аида»

ДОНОРСТВО КАК ОНО ЕСТЬ

Странно, что, с одной стороны, ссылаясь на систему staggione, с другой стороны, на Шаляпинском как раз старательно атрибутируют приглашенных отечественных певцов теми театрами, откуда они вызваны. В 2015 году это были Василий Ладюк, Оксана Яровая и Алексей Татаринцев («Новая опера»), Наталья Бирюкова (Михайловский театр), Сергей Семишкур, Екатерина Гончарова, Екатерина Сергеева, Оксана Шилова (Мариинский театр), Михаил Казаков, Алексей Тихомиров и Агунда Кулаева (Большой театр).

Солистам, приглашаемым из-за рубежа, вроде трех итальянцев в «Аиде», которыми иная провинция и побрезговала бы, такая честь не оказывается — им приписывается лишь страна обитания. В своеобычно «отбиваемой» международности Шаляпинского-2015 таким образом были отмечены (помимо Аиды — Сусанны Бранкини, Радамеса — Дарио ди Виетти и Амнерис — Аннунциаты Вестри из Италии) еще Баттерфляй — Сишенг Йи (Германия), Пинкертон — Георгий Ониани (Германия).

В недавнем прошлом солистка московского Театра Станиславского и Немировича-Данченко Елена Максимова впервые представительствовала от лица Венской государственной оперы, как давний гость фестиваля Михаил Светлов-Крутиков — от Metropolitan Opera. Правду сказать, выступил он отнюдь не в главных партиях Базилио («Севильский цирюльник») и Варлаама («Борис Годунов»). Но выступил.

Екатерина Максимова
Елена Максимова в «Кармен»

Картина «международности» на Шаляпинском до странности растрепана и неоднородна. Давнишнее фестивальное сотрудничество с голландским агентом не первой руки (в Казани он присутствует регулярно), как и с еще одним агентского цеха лицом, откровенно говоря, не очень-то к лицу фестивалю, приветствуемому на страницах буклета первым лицом Республики Татарстан. Оба агента-поставщика «вокального импорта» сидели в ТГАТОБ как добрые зрители, в шестом ряду, либо перемещались в надсценическую ложу первого яруса. За свой низкосортный «товар» они не сильно краснели.

Заглянем-ка еще раз в далекую дореволюционную историю оперы в Казани. Еще в 1852 году открывшийся в Казани первый Городской театр был удостоен такого описания романистом Петром Боборыкиным: «... казанский Театр краше московского Малого, о Нижегородской хоромине и говорить нечего». Дело в том, что писатель поприветствовал казанский театр в смысле его продвинутости, означавшей, что вкусы казанского театрально-оперного сообщества — всяко не чета вкусам аж столичным, не говоря о Нижнем Новгороде, где театр обслуживал потребности купцов знаменитой нижегородской ярмарки. В Казани-то итальянская оперная труппа блистала, привезенная одесским импресарио.

СЛУЧАЙНОЕ МЕНЮ

В фестивальном меню нынешнего Шаляпинского значились, как и обычно, произведения хрестоматийные, к тому же вчерашней и позавчерашней свежести — в смысле даты выпуска и качества режиссуры. Постановки «Аиды», «Севильского цирюльника», «Любовного напитка», «Травиаты», «Кармен», «Мадам Баттерфляй» ничем, кроме сочинения «рамки» для исполнения всем известных арий и хитов, кажутся не занятыми. В сценографии некоторых (как «Аида» и «Баттерфляй») актуальным предстает нечто географически либо вещественно узнаваемое: в «Аиде» — египетское, в «Баттерфляй» — японское.

«Баттерфляй»
«Баттерфляй»

«Травиата» и «Любовный напиток» апеллируют к мнимой «шикарности» как некоему буржуазному качеству. «Кармен», наоборот, убога. Но там и без сценографии много узнаваемой музыки, и публика ей радуется. Смеяться там, где смешно, и страдать там, где грустно — самое извлекаемое из постановок Юрия Александрова, Жаннет Астер, Георгия Ковтуна. Все они не замахиваются на что-то неповторимое. Наоборот, словно руководствуются среднестатистическими представлениями среднестатистического человека из публики. Тоже своего рода логистика.

Более-менее свежая по картинке постановка Михаила Панджавидзе «Евгения Онегина» оказалась оправдана великолепными солистами (Гончарова, Сергеева, Ладюк). Но в ней и близко не было попытки докопаться до той сокровенности, до какой докопался Андрий Жолдак, за своего «Онегина» в Михайловском театре удостоенный на «Золотой маске-2014» приза как «лучший режиссер».

Впрочем, за афишу Шаляпинского фестиваля авторы представленных спектаклей ни малейшей ответственности не несут. Не несет ее перед ними, в свою очередь, и фестиваль, на котором позволительным считается отсечь исходную придумку постановщика «Кармен» Ковтуна, вообще-то сделавшего спектакль о съемках фильма-оперы в голливудском павильоне. Причем явленному на сцене не пойми чему в результате кастрации все же остались некие детали «киношной» эстетики: белокурая, словно Мерлин Монро, героиня и нестандартный финал с ее удушением (вместо зарезания).

Режимные обязательства приглашенных певцов не слишком огорчают хозяев шаляпинских торжеств. В том же «Онегине» Ленского не самым удачным образом спел Сергей Семишкур, хотя идеальный Ленский Алексея Татаринцева был бы уместнее с партнером по сцене «Новой оперы» Онегиным Ладюка. Но нет, Татаринцев после Неморино («Любовный напиток») и Линдора («Севильский цирюльник») уехал, поэтому слушали то, что было. Может, стоило покорпеть над датой «Онегина» с более выигрышным составом? Впрочем, концепция «фестиваля голосов» самодостаточна и всех устраивает: можно и не корпеть.

Устраивает Шаляпинский фестиваль и пугающий дисбаланс в составе каждого спектакля. Ну разве можно было с никудышными итальянцами в главных ролях выпускать на сцену во второстепенной роли сверхъестественно идеального Рамфиса-Казакова в «Аиде», а «почти Нетребко» Оксану Шилову (Виолетта) дополнять агрессивно громким Борисом Стаценко (Жермон) в «Травиате»?

«Любовный напиток»
«Любовный напиток»

ОПЕРА НЕ ДЛЯ СЛУШАЮЩИХ, А ДЛЯ ГЛЯДЯЩИХ

Человеку, попавшему на один спектакль Шаляпинского фестиваля, системные упущения в оперной методе ТГАТОБ, конечно, не видны. Но, посещая один за другим фестивальные вечера, трудно удержаться от бросающейся в глаза повторяемости излюбленных постановочных приемов не самого, простите, изящного вкуса. В «Любовном напитке», «Севильском цирюльнике», «Кармен» хор, особенно его женская часть, действует по одному рисунку: оперетточно-канканный шажок плюс вульгарное покачивание бедрами. Миманс используется во всех постановках для забивания пауз и прочих тихих мест танцами. Никто не ставит вопрос: предусмотрены эти теловращения текстом партитуры или нет?

Бедой стоит признать и маловыразительное расходование видеоэффектов. Во втором акте «Баттерфляй» заело дождь (диск с исходником пообносился). В начале «Севильского» зачем-то проецируются тусклые калейдоскопические разводы. В «Травиате» трехъярусный торт-подиум — оттуда Виолетта включается в «Арию с шампанским» — видеоструями характеризован, вообще-то, как фонтан. То и дело присаживаясь на мокрое, падшая женщина в итоге и заболевает чахоткой.

ЯМА. В ТОМ ЧИСЛЕ И ОРКЕСТРОВАЯ

А сколько бережно хранимых недодуманностей! Почему в сцене бала в «Онегине» четверо людей иллюстрируют игру на духовых, хотя по партитуре Чайковского из оркестровой ямы слышны совсем другие инструменты? В «Севильском цирюльнике» под звучание струнной группы оркестра сцена изобилует уличными музыкантами с дудками в руках, а при появлении двух бразильцев с гитарами на серенаде Линдора из ямы слышен только один гитарист.

Ренат Салаватов
Ренат Салаватов

В самой яме тоже неблагополучно. После знаменитого симфонического антракта к четвертому действию «Кармен» свои рабочие места покинули сперва два тромбона, потом — две трубы. А как же без них финальные tutti — спросят знатоки? Никак. Потому что оркестр в ТГАТОБ — вообще на последнем месте.

Против трех контрабасов в «народной драме» Мусоргского «Борис Годунов» изощренным аргументом, конечно, можно выдвинуть: в 1990-е на «Аиде» в московской «Геликон-опере» было вообще два контрабаса. Но ведь и зрительный зал занимаемого «Геликоном» бывшего «Клуба медработников» вмещал в пять раз меньше, чем вмещает ТГАТОБ. Ударные тут — тоже проблема. Литавры ли не отлажены или исполнитель просто забыл, чем его звуковысотный инструмент отличается от деревянной баклашки? А кто видел, куда засунут «тарелочник» в партитуре «Кармен»? Под сцену справа. Даже непонятно, стоит ли он, сидит или в три погибели аккомпанирует хору, возможно, как раз ему и адресующему: «Тореадор, смелее!»

Оркестр ТГАТОБ, усиленно именовавшийся в предоперных словесах Эдуарда Трескина «симфоническим оркестром Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля», конечно, никаким «симфоническим» не является. Когда в последний раз в Казани слышали симфоническую программу этого коллектива, как слышали в Перми уже три симфонии Малера, Скрипичный концерт Чайковского и многое другое от оркестра Теодора Курентзиса или как слышат в Петербурге, а за его пределами, в частности, на «Пасхальном фестивале», симфонические программы оркестра Мариинского театра?

Эдуард Трескин
Эдуард Трескин

На санитарный уровень оркестр ТГАТОБ едва дотягивается. Он недоукомплекстован. Играет, как говорят музыканты, на «дровах». Важно добавить к этому акустическое нездоровье ТГАТОБ, вынужденно пользующегося микрофонной подзвучкой в над- и подсценических уровнях. Но самое плохое, что в театре принципиально перевернута с ног на голову картина музыкального руководства (она же — картина музыкального соподчинения). Если Тосканини, согласно легенде, запускал в оркестрантов тяжелыми предметами, то лишь от сознания личной и непререкаемой ответственности за каждый из производимых ими звуков. Казанским Тосканини номинально считается главный дирижер театра Ренат Салаватов.

АНТИМУЗЫКАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО

Судя по представительству главного дирижера ТГАТОБ на Шаляпинском фестивале (Салаватов дирижировал лишь 2 из 11 спектаклей — «Турандот» и «Евгений Онегин»), все как-то совсем грустно. В том смысле, что личную ответственность за оперы, идущие на сцене ТГАТОБ в фестивальные (и не только) дни, непонятно кто несет. Возможно, итальянский дирижер Марко Боэми, который с разной долей внятности дирижировал на фестивале успешным у публики, но юридически уязвимым исполнением оперы Гершвина «Порги и Бесс», а также «Аидой» и «Севильским». Но это лишь предположение. В адрес привлеченного к сотрудничеству с ТГАТОБ Винсента де Корта — дирижера из Нидерландов и человека весьма неопределенной профессиональной локации, даже и такое предположение не работает. Унылый вариант дирижера ремесленника. Ну а киевлянка Алла Москаленко не первый год ведет на фестивале «свои» женские спектакли — «Кармен» и «Травиату». Страшно и представить, как она высказывает какое-то дирижерское пожелание своей Кармен из Вены (Елена Максимова) или Виолетте Валери из Мариинки (Оксане Шиловой). Подстраиваться под приглашенных солистов — единственная специализация дирижеров на Шаляпинском «фестивале голосов». Так задумано.

Марко Боэми дирижировал на фестивале успешным у публики, но юридически уязвимым исполнением оперы Гершвина «Порги и Бесс»
Марко Боэми дирижировал на фестивале успешным у публики, но юридически уязвимым исполнением оперы Гершвина «Порги и Бесс»

Подобная разновидность сервилизма, разумеется, не имеет никакого отношения к функции «музыкального руководства», на которой до сих пор настаивают все оперные театры мира, как и российские театры. Можно лишь сожалеть, что к этой музыкально-театральной лиге ТГАТОБ не относится. Не снисходит он и к производственно-творческим проблемам собратьев по театральному делу, которые обновляют инструментарий оркестров и работают с безусловными звездами (как в Перми), заключают договоры о копродукции с Opera de Paris (как это удалось Новосибирскому театру оперы и балета в связи с постановкой «Макбета» Верди), обогащают репертуар раритетными, в том числе и современными, опусами (вроде «Сатьяграхи» в Екатеринбурге или постановкой Dido — оперы Наймана по мотивам Перселла в «Новой опере»), осваивают вагнериану на немецком и ставят Моцарта в узнаваемых байкальских реалиях («Летучий голландец» и Cosi fan tutte в Бурятском театре оперы и балета), сотрудничают с композиторами-современниками (как это сделал Якутский театр оперы и балета, заказав оперу «Александр Македонский» екатеринбуржцу Владимиру Кобекину, лауреату «Маски-2014»), открывают новые композиторские, дирижерские и режиссерские имена и, конечно, продолжают растить новые голоса.

Вот Ирина Чурилова из Новосибирска так отметилась в декабрьской постановке «Тангейзера», что Мариинка и Большой приглашают ее на «итальянцев» или «французов» (Маргарита из «Фауста» Гуно), еще и не догадываясь о вагнеровском потенциале этой меццо. Другая дива из Новосибирска Вероника Джиоева вовсю покоряет мировые сцены, но и в «Сибирском Колизее» поет не время от времени, а регулярно, за что и чтима директором Борисом Мездрием и главным дирижером Айнарсом Рубикисом.

«Джалиль» Жиганова, Татарский театр оперы и балета, 1957
«Джалиль» Жиганова, Татарский театр оперы и балета (1957)

БУДУЩЕЕ В ПРОШЛОМ

В 1934 - 1938 годах костяк будущей труппы Татарского государственного оперного театра создавался в Татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1939 году, когда Татарский оперный был открыт оперой Жиганова «Качкын», параллельно шла работа двумя составами над операми Чайковского «Евгений Онегин» и «Фауст» Гуно на татарском и русском языках. В 1941 году к Татарской декаде в Москве готовилась премьера оперы-сказки Жиганова «Алтынчеч» (осуществлению помешала война). В 1959 году на сцене Большого театра режиссер Борис Покровский осуществил постановку оперы Жиганова «Джалиль», которая параллельно была записана музыкальным руководителем постановки — дирижером Борисом Хайкиным на Всесоюзном радио. Эту постановку Большой вскоре показал в Праге — городе, в свое время первым ставившем у себя первую русскую оперу, это была «Жизнь за царя» Глинки. Хорошее название, в нем слышны и жертвенность (оперная) и кипучесть жизни (оперной).

После XXXIII фестиваля им. Шаляпина ТГАТОБ покажет разогретой им казанской публике только одно оперное представление — «Джалиль» Жиганова. Потом на целый месяц уедет на оперную гастроль. За насыщенность «гастроли» на сайте театра отвечает одно-единственное название — «Кармен» Бизе и много-много названий голландско-брюссельских поселений. Там, вероятно, хорошо знакомы с именем Кармен, так что спрос будет. Но понимают ли эти люди, какую затрапезную работу везет им некогда славный Татарский государственный театр оперы и балета?

С другой стороны, опыт нынешнего Шаляпинского фестиваля, возможно, следует отнести всего лишь к этапу того большого пути, который театр в качестве соискателя президентского гранта за 2014 год мотивировал весьма нетривиальным обоснованием: «Театр наций как новый этап существования музыкального театра в современном мире». Возможно, ситуация мартовского гастролирования ТГАТОБ с «Кармен» в не самой свежей постановке 2011 года даст театру серьезный шанс оправдать и свежеполученный президентский грант 2015 года с еще более острой мотивацией: «Новый этап интеграции Татарского государственного театра оперы и балета в мировое пространство». Но, положа руку на сердце, ни о каких «новых этапах существования современного театра» и уж тем более «новых формах интеграции в мировое пространство» в Казани, похоже, просто не знают. На «Золотую маску-то» последний раз представлялись несколько лет назад. И то лишь потому что возник шанс быть отмеченным за работу Альбины Шагимуратовой (Лючия ди Ламмермур).

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.02.2015 09:13

    Кто придумал и зачем разукрасили весь в прошлом Академический театр под узбекскую чайхану??

  • Анонимно
    19.02.2015 09:38

    Блестящий разбор, браво!К руководству Оперного и их учредителю - МК РТ 3 вопроса:1. Где аккумулируется выручка от зарубежных гастролей театра? Какова его доля в общей смете доходов/расходов учреждения.2. Какова средняя зарплата в театре и годовая зарплата директора театра?3. Почему оперу "Джалиль" ни разу не показали на "открытую кассу"?

    • Анонимно
      19.02.2015 12:12

      А Вы свои зарплаты не хотели обнародовать?

      • Анонимно
        19.02.2015 12:27

        Да, запросто! Моя зарплата журналиста составляет 15 тыс рублей.

      • Анонимно
        19.02.2015 12:33

        Никаких проблем. Ежемесячный доход соответствует средней з/п по Казани. Себя сам кормлю, производство почти свое, налоги отчисляю исправно. С бюджетными деньгами не связан.

  • Анонимно
    19.02.2015 10:42

    Логичным завершением данной статьи было бы: "и по причине всего вышесказанного фестиваль прошёл при пустом зрительском зале...". Однако как нигода ранее в этом году попасть на фестиваль было ещё сложнее, потому что многие ценят качество театра, и хотят смотреть его постановки. К слову автор статьи указывает на очевидную популярность театра ещё и на зарубежных гастролях, вот она объективная оценка. А сравнение с Бурятскими, Пермскими театрами очень простое - на их гастроли в Европе интересно посмотреть как будут ходить. И примеры их разового освоения бюджета ни о чём не говорит. Очень интересна была бы оценка эксперта какой то маски оперных театров по критерию бюджет/качество, включая гастрольную деятельность, тем более в условиях кризиса, начать предлагаю с Большого и Мариинского.

    • Анонимно
      19.02.2015 12:12

      У телепрограммы "Аншлаг" тоже большая зрительская аудитория.

    • Анонимно
      19.02.2015 13:35

      Многие смотрят постановки, потому что другого оперного театра в городе нет. В музыкальной среде к Шаляпинскому уже лет двадцать относятся, как пустышке.

  • Анонимно
    19.02.2015 10:42

    Был когда то фильм" Семь стариков и одна девушка". Там один герой все время повторял одну и ту же фразу: " А женщины то, вон уже с шестом прыгают!". Вот и Черемных пытается сравнивать репертуар нашего театра с другими.Зачем всем быть одинаковыми? У них свои фестивали и спектакли, у нас свои. Главный показатель работы любого театра- это количество зрителей. В нашем театре самая большая заполняемость в России после Большого и Мариинки. Дальше можно говорить сколько угодно. Другие критерии- все субъективные.

    • Анонимно
      19.02.2015 12:44

      \\Главный показатель работы любого театра- это количество зрителей. В нашем театре самая большая заполняемость в России после Большого и Мариинки\\ - Полагаю, это объясняется тем, что в разгар театрального сезона Театр им.Джалиля отчаливает к берегам Нидерландов и подолгу там пребывает. Естественно, соскучившийся зритель (пипл) потом хавает все, что не преподнесут. Сегодня халтурный уровень работы казанской оперы совершенно очевиден. Спасибо музыкальному критику Елене Черемных за профессиональный "разбор полетов" Шаляпинского фестиваля. А руководителям театра им.Джалиля надо бы быть требовательнее к себе, а не почивать на лаврах, давно уже увядших и засохших. Думаю, прозрачность в немалых расходах Театра из бюджета Татарстана (почти полмиллиарда рублей!) заметно отрезвила бы зарвавшееся руководство этого "храма искусств".Т.Б.

    • Анонимно
      19.02.2015 13:41

      Да неужели? И других критериев нет, кроме заполняемости? Ну может это минкульт так иезуитски воспитал наши театры, ставя во главу угла количество проданных билетов, а не качество спектаклей? Все остальное субъективно потому что профессионалов нет. А тут вот нашелся профессионал, так его сейчас помидорами закидают, ибо не смей наш огород хаять.

  • Анонимно
    19.02.2015 10:45

    Вот вопрос по поводу зарплат и прочее, это да, должно быть прозрачно.

  • Анонимно
    19.02.2015 10:50

    Эксперт "золотой маски" должна знать, что в финале оперы "кармен

  • Анонимно
    19.02.2015 11:12

    Экспертам в наше время не обязательно ходить в театр для написания рецензий, есть интернет и фотографы знакомые, главное чтобы заказчику понравилось.

  • Анонимно
    19.02.2015 11:15

    С каких пор заполняемость зала является главным критерием? К сожалению уровень постановок с каждым годом снижается. Поэтому смотреть древние постановки в этом году( как и в прошлом) не пошла. А в прежние годы фестиваль был большим праздником для любителей оперы! В прошлом году сильно разочаровал и балетный фестиваль... Что-то не то в нашем королевстве.

  • Анонимно
    19.02.2015 11:52

    А вы сами какой критерий можете подсказать? Моя знакомая перед фестивалем мне говорит: " Я на " Бориса Годунова" не пойду. Я его в прошлом году смотрела". Так и вы говорите. Это же не кино " Три мушкетера". Один раз посмотрел и все. Нет других критериев, уважаемая! Все остальные критерии- это выступления критиков. Ну, как могла Черемных приехать из самой Москвы(!) и написать что то хорошее о провинциальном театре? Какой же тогда она критик? Она тогда должна зваться не критик, а похвалист. Даже хор ей не понравился. От него в восторге даже самые противные скептики, а она нет. Вот после отрицательной оценки хора, дальше можно не читать. Спасибо. Кстати, я обыкновенный зритель, не имеющий музыкального образования. Я давно хожу на фестивали и посещаю почти все постановки. Очень люблю слушать музыку и оперное пение. Сам не знаю почему. Люблю наш театр, где собираются очень приветливые, вежливые и празднично настроенные люди. В наши не самые светлые дни, очень хочется окунаться в атмосферу радости, которая встречает тебя сразу при входе. Красивый театр, красивые люди, волшебная музыка. Вот, что хотят зрители. Именно это они и получают в нашем оперном театре. Спасибо ему за это! А кто то видит только как два тромбона ушли!))). Шутка!

  • Анонимно
    19.02.2015 11:56

    Концепцию менять пора, дать дорогу молодежи, креативной, с идеями и новыми идеями!

  • Анонимно
    19.02.2015 12:10

    Заполняемость зала действительно не всегда показатель качества. На фоне совершенно серых и безликих постановок драматических театров Казани Оперный дарит хоть какие-то эмоции. На безрыбье и рак рыба, как говорится. Хочется верить, что ситуация в казанских театрах изменится. А пока приходится ездить в Москву и Питер.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:13

    Взяв на себя смелость анализировать критически то, что нравится многим, автор должен быть абсолютным профессионалом во всем и не делать элементарных фактических ошибок. Здесь их сразу две. Опера Алтынчеч" была показана за несколько дней до войны, а в Праге был свой спектакль. Перенос "Джалиля" был, но в Москве, с малой сцены Большого театра на основную.Трудно доверять рецензенту, который не знает, что такое - заглавная партия. Данный материал выделяется из всей серии убедительностью анализа. Проблемы у театра, действительно, есть, и их надо аккуратно и грамотно сформулировать (такая попытка здесь есть), уважая театр за то, что он делает, актеров, музыкантов особенно. Ведь решать проблемы в первую очередь им. Журналист и критик - не прокурор и тем более не судья. Особенно в этом случае, когда в театре на каждом фестивале аншлаг.Есть еще одна сторона - рецензенту понравился "Севильский цирюльник", а мне и многим, кто его видел, нет. Как будем выяснять, кто прав, кто нет? В кулачном бою? Хлесткость оценок - не лучший аргумент в таком случае. Даже если эти оценки справедливые. Любовь Агеева

    • Анонимно
      19.02.2015 13:28

      "Актеров, музыкантов особенно". А что с музыкантами не так?

    • Анонимно
      19.02.2015 13:30

      Прочитал статью с интересом, как и предыдущие, неуважения, не почувствовал, зато увидел широкую осведомленность автора.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:15

    Театр давно превратился в праздничную трясину.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:15

    "Эфир" осенью прощлого года показал несколько репортажей про гастроли балетной труппы нашего ТГАТО и Б им.Джалиля в городах Европы.Меня поразило в каких залах дают балетные спектакли.Размеры сцены не дают возможности танцевать артистам балета.Такие сцены я видела в районных ДК Татарстана.Это просто издевательство над балетныи искусством !Гастроли,о которых так громко заявляет руководство театра,это просто чёс по западным провинциальным городкам!А на Шаляпинский и Нуриевский я давно уже не хожу.Разочарована .Хочется чего-то нового и более качественного...

    • Анонимно
      19.02.2015 12:29

      После таких заявлений хочется спросить, куда же Вы ходите на концерты? Возможно и нет.

      • Анонимно
        19.02.2015 13:22

        Вы знаете, сейчас благодаря ютьюбу есть возможность послушать хороших музыкантов.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:35

    А как вам зал в Брегенце, Роттердаме,, Зальцбурге, Амстердаме? Тоже разочаровывают?

  • Анонимно
    19.02.2015 12:49

    Так и дальше не ходите. Смотрите " Аншлаг". На него билеты не надо покупать. Очень смешное название праздничная трясина! Ладно хоть праздничная. Это лучше чем унылое озеро. Праздник, праздник нужно устраивать иногда для себя. Жизнь- это подарок. Подарку радоваться нужно, а то и обидеться могут, те кто подарил. Самое главное - это свобода, свобода выбора! Не нравится- не ходи, не смотри. Не бубни, не злись. Просто не ходи. Если уровень не устраивает, через интернет заказывай билеты в любой театр мира и езжай, смотри, радуйся. Правда, это называется иллюзия счастья. Если ты здесь брюзжишь и тебе все не нравится, то и там тебе в итоге не понравится. Счастье то оно внутри тебя, а ты его ищешь где-то в стороне. Всем счастья желаю!

    • Анонимно
      19.02.2015 14:06

      Радоваться мешает грант в несколько сотен миллионов рублей. Народных денег. Если таков результат за ТАКИЕ деньги, может пригласить людей, которые смогут изменить соотношение цены/качества? Пример ГСО тому наглядный пример.И еще момент "не дающий покоя": доколе будет длиться совершенно не укладывающаяся в рамки здравого смысла ситуация, когда за счет татарстанского бюджета, осчастливливается и радуется голландский зритель? И Вам желаю не хворать.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:50

    Как вы люди вообще умудряетесь покупать билеты на Шаляпинский? Их же нет в кассе уже в первый день...

    • Анонимно
      19.02.2015 13:20

      Правильно, в первый день их раскупают перекупщики, а затем продают вдвое дороже. Благодаря такому вот дельцу попали на "Аиду". Спектакль красивый, но итальянцами разочарованы.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:54

    По поводу малых сцен и удобства выступать на них вы у артистов спрашивайте. Если бы не гастроли в 90 годы, когда все разваливалось, театр не сохранил бы артистов.

    • Анонимно
      19.02.2015 13:17

      Так этих заслуг никто и не отменяет, но 90-е уже давно прошли, а театр в них застрял.

  • Анонимно
    19.02.2015 12:57

    Чего нового вы хотите увидеть? Шаляпин умер уже давно и за основу взяты оперы , где он пел. Вы хотите, чтобы у нас пел Коля Басков? В Пирамиду ходите, там постоянно новые артисты выступают.

    • Анонимно
      19.02.2015 13:50

      Возможно вы не в курсе, но опер гораздо больше, чем десяток в афише театра Джалиля. Причем сочиняют их до сегодняшнего времени.

      • Анонимно
        8.03.2015 12:10

        Вы хоть представляете, что значит поставить оперу в театре? это вам не кино крутить в кинотеатре!

  • Анонимно
    19.02.2015 13:43

    Как других критериев нет? Автор верно приводит критерий - участие в "Золотой маске". Пермяки каждый год кучу масок получают.

  • Анонимно
    19.02.2015 14:03

    Маски получают, а в театр людей ходит меньше.

    • Анонимно
      19.02.2015 16:17

      А с чего вы это взяли? На пермские постановки люди из других городов приезжают. Зачем же напраслину возводить?

    • Анонимно
      19.02.2015 16:19

      Если так рассуждать, то писатель всех времен и народов Джоан Роулинг со своим "Гарри Поттером".

  • Анонимно
    19.02.2015 14:14

    Театр- это зрелищное место. Для всех, а не только для профессионалов. У каждого своя музыкальная среда. У кого то Ваенга, а кого то оперные и балетные фестивали. Музыковеды ходите на конкурсы, если вам не нравится. Мне вот нравится. Да, я любитель. Видно по вашему я неправильный любитель, раз люблю то, что не должен оказывается любить. Я верю профессионалам из театра, а не здешним обиженным комментаторам. Вот и вся правда. Так же видно верят театру и другие зрители, кто постоянно ходит и радуется.

    • Анонимно
      19.02.2015 16:22

      Так и любите на здоровье, вам никто не мешает пребывать в вашей дремучести. И не огорчайтесь из-за таких пустяков.

  • Анонимно
    19.02.2015 14:59

    Тоже присоединяюсь к тому журналисту у которого зарплата 17 тысяч-у нас она еще меньше имею в виду фотожурналиста получаю на основной работе\а это газета Мадани Жомга\7 тысяч рублей вместе с гонорарами и при этом в последние время с большими опозданиями...раньше выручали другие газеты и там все остановилось так например в Республиканской газете Ватаным Татарстан-в 2014 году один раз выдали гонорары в размере 2000р и все и в этом году тоже самое будет-они просто так и тараторят накопим и дадим....а вообще-то наш шеф ОАО\ТАТМЕДИА\даже рад что многие журналисты сами добывают деньги....вот лично мне известно что недавно в одной из газет вышел огромный материал о нашем СОЛОВЕИ САЛАВАТЕ в качестве рекламы-вот интересно деньги дошли до кассы или как всегда осели кармане предприимчивого журналиста.....нет чего не думай все толк не могу понять в каком измерения жизни МЫ сейчас живем-тот кто ворует тот заслуженный работник а кто честен и порядочный тот просто нищий...

  • Анонимно
    19.02.2015 16:48

    Спасибо Черемных еще и за то, что иторию татарской музыки одна знает получше некоторых комментаторов, которые пишут о том, что "Алтынчеч" была поставлена. В Казани - да, была. А на Татарской декаде в Москве в 1941 году - нет. В тексте об этом как раз и написано черным по белому.

  • Анонимно
    19.02.2015 16:51

    Кто-то умный написал "а как вам зал в Брегенце, Амстердаме, Зальцбурге, Роттердаме?" Вы правда уверены, что в этих городах всего один зал и именно в нем выступает славный казанский театр?))))

  • Анонимно
    19.02.2015 16:53

    Действительно,хоть раз Счетная палата или КРУ Минфина проверяли зарубежную шабашку театра ?

  • Анонимно
    19.02.2015 17:17

    Мы все ждем новых эмоций и впечатлений от старых вещей. Классика - это история, которую можно в укромном уголочке перечитывать(прослушивать). Так, что претензии к театру, ИМХО, безосновательны. Этот театр - музыкальный музей. Пришел - посмотрел - вспомнил былые годы - пошел дальше.

  • Анонимно
    19.02.2015 18:07

    Все это здорово что богат он духовно-но нем без денег ни туда и не сюда особенно в таком кризисе

  • Анонимно
    19.02.2015 20:57

    Сейчас ШАБАШКА стала нормой ЖИЗНИ.....ею занимаются почти 80 процентов взрослого населения и это кстати приносит им миллионные прибыли и причина одна никто не контролирует это-в СССР ловили и сажали и страна была могучей -а сейчас куда не кинь взор одно кумовство и поэтому и нет никого порядка и наверняка в театре Оперном не все так чисто если уж сам Министр Культуры ничего не может и повлиять на упрямство некоторых лиц который себя чуть ли ГЕНЕРАЛИСИМУМА считают......

  • Анонимно
    20.02.2015 00:37

    Елене Черемных - браво! "БО" - отдельное спасибо, что пригласили профессионального критика из Москвы для "разбора полётов" в оперном театре. Было бы здорово такой же "разбор полётов" провести в Качаловском театре, где практически весь репертуар построен на жену и сына главного режиссера-директора. И про зарплату в театре тоже не забудьте спросить!

  • Анонимно
    20.02.2015 01:12

    Музей, говорите? А вы музей оперы от просто музея - живописного или краеведческого - способны отличить? Оперный музей - не одно и то же с названием опер, знакомых вам из дет. передачи "Ребятам о зверятах".Музеем оперы еще Метрополитен-оперу можно назвать. А уж наш оперный шалман даже на заброшенное фондохранилище не тянет.

  • Анонимно
    20.02.2015 07:37

    В анализе оперных спектаклей Шаляпинского фестиваля совершенно справедливо отмечалась некачественная игра оркестра. Это, действительно, давняя и серьезная проблема ТГАТОБ. Плохую игру оркестра можно объяснить только отсутствием постоянного тренинга (репетиций) и регулярных выступлений перед публикой. При той основной ориентации театра на зарубежную "шабашку", можно предположить, что для сокращения возможных расходов, менеджмент не вывозит оркестрантов на свои гастроли. Ну, разве что, концертмейстеров основных групп инструментов вывозят, а сам оркестр компонуют на месте из тамошних музыкантов "на подхвате". Иначе, чем объяснить, из года в год, плохую игру оркестра? Между тем, это положение надо исправлять, оно уже становится нетерпимым. Вообще, на мой взгляд, оздоровление ТГАТОБ им. Мусы Джалиля надо начинать с оркестра, ибо при его плохой игре ситуацию не спасают даже самые лучшие вокалисты. Во многих оперных театрах страны оркестры не только обслуживают спектакли, но и выступают с самостоятельными концертными программами. А как же иначе, только так можно совершенствоваться в исполнительском мастерстве. Я вижу в этом общую пользу и для музыкальной жизни Татарстана: возникнет определенная конкурентная среда между оркестрами ТГАТБО и ГСО РТ. И, конечно, оперный фестиваль должен способствовать открытию новых талантов из местной молодежи, что полностью игнорируют нынешние организаторы мероприятия. Поскольку фестиваль финансируется из бюджета Республики Татарстан, то он, очевидно, должен служить, в том числе, и развитию национального оперного искусства татарского народа. И певцов татарских, поющих на лучших сценах мира, надо приглашать. Все таки они слава нашего народа и республики, нам есть кем гордиться.Талгат Бареев.

    • Анонимно
      8.03.2015 12:16

      "При той основной ориентации театра на зарубежную "шабашку", можно предположить, что для сокращения возможных расходов, менеджмент не вывозит оркестрантов на свои гастроли. Ну, разве что, концертмейстеров основных групп инструментов вывозят, а сам оркестр компонуют на месте из тамошних музыкантов "на подхвате"" Полный бред! Не верьте этим "аналитикам" , готовым обгадить все и всех, не зная ничего!

  • Анонимно
    20.02.2015 16:37

    Безусловно, что критика толковая необходима. Но только хорошо бы, чтобы за ней не чувствовалось чьей-то руки, управляющей, направляющей... Тогда это честно. И здорово, если это принесет пользу. Во всяком случае эти материалы выглядят профессионально, чего я не сказала бы о прошлых материалах БО, безудержно и не профессионально восхваляющих оперный театр..Так что - флаг вам в руки.

  • Анонимно
    22.02.2015 04:11

    Татаринцев всегда идеальный Ленский? И в отличие от Семишкура никогда не ошибается?

  • Анонимно
    2.03.2015 00:46

    "В самой яме тоже неблагополучно. После знаменитого симфонического антракта к четвертому действию «Кармен» свои рабочие места покинули сперва два тромбона, потом — две трубы. А как же без них финальные tutti — спросят знатоки? Никак. Потому что оркестр в ТГАТОБ — вообще на последнем месте"Смешно) Уважаемая госпожа Черемных) "Эксперт" не знающий про банду в финале Кармен,но серьезно рассуждающий что,музыканты отправились по домам. Стыдно) так же стыдно,как неумение отличить первый колокольный звон в Годунове,исполняемый музыкантами от второго,являющегося фонограмммой) И таких огрехов вагон и тележка. Такие они "эксперты"

  • Анонимно
    17.03.2015 11:38

    Мне очень нравились оба фестиваля. Ждала и восторгалась. Но однажды на гала концерты были приглашены выступать студенты всего лишь- мне это было оскорбительно слушать и смотреть. Наверно так было дешевле театру. Теперь не хочется этих фестивалей. Обман не могу простить

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль