Машиностроение 
26.02.2015

КАМАЗ и Daimler «отъехали» от санкций?

Сговорчивость Еврокомиссии взвинтила капитализацию автогиганта на 40% за один день

Акции КАМАЗа накануне стали лидерами роста на Московской бирже. Взрыв энтузиазма вызвал вроде бы мелкий повод — решение Еврокомиссии, одобрившей сделку по слиянию двух СП, давным-давно созданных челнинцами с Daimler AG. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что таким образом из Европы послан сигнал — КАМАЗ избежит санкций. Правда, ради этого ему пришлось «очиститься от скверны» в виде заказов Российской армии.

Осенью 2008 года Daimler стал акционером КАМАЗа, купив 10% акций
Осенью 2008 года Daimler стал акционером КАМАЗа, купив 10% акций

ЛЕГКАЯ РУКА ЕВРОКОМИССИИ

Акции КАМАЗа вчера росли сумасшедшими темпами: c 31,9 рубля за бумагу на закрытии предыдущей торговой сессии до 44,6 рубля к полудню среды. Из-за такой сильной динамики биржа была вынуждена даже на какое-то время приостановить торги инструментом. При этом бумаги КАМАЗа шли в гору против рынка — рублевый индекс ММВБ вчера снизился на 1,46%. Отметим, что с начала года акции челнинского предприятия выросли на 70%.

Впрочем, до рекордных показателей семилетней давности еще далеко: в апреле 2008 года обыкновенные акции КАМАЗа торговались по 155,4 рубля за штуку. А капитализация, хоть и увеличилась на 9 млрд. рублей, по-прежнему выглядит ничтожной — 31,5 млрд. рублей.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

По общему мнению аналитиков, взрыв энтузиазма инвесторов спровоцировала Еврокомиссия. Такой точки зрения придерживаются и в самой компании. «Надо полагать, что рост цены акций — это отголосок вчерашнего одобрения Еврокомиссией нашего совместного предприятия с Daimler. У нас много точек пересечения с этой компанией не только в производстве, но и в плоскости менеджмента», — прокомментировал руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

ЭКОНОМИЯ НА УПРАВЛЕНИИ

Присмотримся к сделке. Формально все выглядит так, как будто Брюссель одобрил создание нового германо-российского совместного предприятия по производству грузовых автомобилей. Как подчеркивается, «новая компания будет выпускать грузовики исключительно для российского и белорусского рынков, но не для ЕС». А потому, мол, для Европы нет и никакой угрозы конкуренции.

Однако на практике речь о создании каких-либо новых мощностей и даже их реструктуризации не идет. Стороны договорились лишь об объединении управления двух уже давно существующих СП КАМАЗа и Daimler AG — «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (MBTV) и «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» (FKTR). Единственный смысл слияния, как официально было объявлено, — сокращение издержек.

По итогам 2013 года выручка «Мерседес-Бенц Тракс Восток» составила 18 млрд. рублей, управленческие расходы — 328,1 млн. рублей. У компании «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» показатели скромнее: 2,37 млрд. рублей и 100,3 млн. рублей соответственно. Часть этих «костов» и решено подрезать.

Не слишком ли много шума для такой рутинной операции?

Сейчас Daimler владеет 15% КАМАЗа
Сейчас Daimler владеет 15% КАМАЗа

КАМАЗ ОЧИСТИЛСЯ ОТ ОБОРОНКИ

И все же реакция рынка может быть вызвана более глубокими причинами. Обращает на себя внимание то, что Еврокомиссия не просто «проштамповала» решение, а держала его у себя с лета 2014 года. По мнению аналитика «Финам» Анатолия Вакуленко, новость можно воспринимать как сигнал о том, что к КАМАЗУ как участнику СП не будут применяться какие-либо санкции со стороны Евросоюза, а значит, компания может рассчитывать и на привлечение финансирования из-за рубежа, и — чем черт не шутит! — на европейский рынок сбыта. И действительно сделку по слиянию СП можно рассматривать как пробный шар, а полученный ответ — как одобряющий жест к продолжению сотрудничества челнинцев с немцами. Раз одобрили одно новое СП, значит, одобрят и другие?

Безимени-1.jpg

В этой связи необходимо отметить, что санкции применяются в первую очередь к компаниям с госучастием — особенно к тем из них, которые связаны с ОПК. Вероятно, предвидя такую возможность, Daimler AG еще до обострения геополитического положения настаивал на том, чтобы его главный российский партнер дистанцировался от военных бизнесов. И тут менеджмент КАМАЗа приложил немало усилий.

Безимени-2.jpg

Так, на 40-м месте в нашем рейтинге Топ-300 по итогам 2013 года дебютировало ОАО «Ремдизель». 97,61% акций предприятия контролирует ООО «Специализированная сервисная компания», которое, в свою очередь, принадлежит ООО «Синерджи». Конечными же бенефициарами являются... ведущая телепередачи «Вести КАМАЗа» Людмила Трейстман (75%) и Яков Карпов (25%), фигурировавший в СМИ как замдиректора склада ТФК «КАМАЗ».

Безимени-3.jpg

А в ноябре 2014 года Афанасьев рассказал газете «Ведомости», что компания продает свой последний военный актив — 100% завода специальных автомобилей, который выпускает бронированные автомобили семейства «Тайфун» и который должен был достаться «структуре, связанной с менеджментом этого предприятия». При этом Афанасьев подчеркивал, что с санкциями против России планируемая сделка никак не связана, просто «военная техника — рискованное и ресурсоемкое направление».

Но подобное объяснение выглядит очень странно на фоне резкого падения коммерческого спроса на грузовики и стабильного гособоронзаказа, в лучах которого купаются многие оборонные предприятия Татарстана. По-видимому, выгоды от «нейтрального» статуса менеджмент КАМАЗа оценил выше, да и отказ от военных денег, скорее, носит полуформальный характер.

Что означает стремительный рост акций КАМАЗа? (26.02.15-27.02.15)
47%Это лишь игры спекулянтов и аффилированных игроков
10%Это сигнал Европы о ее настоящем отношении к введенным по указке США санкциям
7%Продукция КАМАЗа действительно становится все лучше
8%КАМАЗ вовремя дистанцировался от оборонки
9%У челнинского завода есть сильное лобби в Европе
19%Фондовый рынок в России неразвит, поэтому это непринципиальная информация
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.02.2015 08:16

    КАМАЗ отделился формально от оборонных заводов. На тех же станках и те же люди делают детали. Даймлер закрывает глаза. Пока там мадам канцлер грозит Путину санкциями, немецкий бизнес времени не теряет. Понимают ребята, что американцы хотят стравить Евразию, и между делом сами залезть и в ЕС и в РФ. Не забыли штаты как было им сладко во Второй Мировой войне: когда заказы от всех стран получали, жар голыми руками загребали, потом еще ученых Гитлера к себе пригласили "науку и технику поднимать".

  • ДавлетХАН
    26.02.2015 08:29

    не пропорциональны доходы и управленческие расходы у немцем и россиян.сразу же видно кто как работает и получает.кто не работает, тот ест! и этот нынче истина!

    • Анонимно
      26.02.2015 11:04

      Да, соотношение доходов и расходов сильно разниться. Интересно узнать структуру расходов

  • Анонимно
    26.02.2015 08:34

    а кому Камаз нужен,кроме оборонки?Европе тем более

    • Анонимно
      26.02.2015 09:21

      Камаз выпускает сейчас автомобили полностью конкурирующие с любыми европейскими грузовиками. А цена ниже, а если цену считать в евро, то значительно ниже. Так что вполне он нужен европе.

      • Random
        26.02.2015 09:44

        Не надо лукавить! По качеству сборки, уровню безопасности, комфорту, КАМАЗ застрял в 20-м веке. Просто данный класс грузовиков у нас более востребован, чем в Европе.

        • Анонимно
          26.02.2015 10:45

          Да, камазы ругали, ругают и будут ругать. Но при этом - покупали, покупают и будут покупать.

          • Анонимно
            27.02.2015 08:13

            Отмена пошлин показала бы что готовы покупать потребители. А в отсутствии альтернативы невелика заслуга.

          • Random
            27.02.2015 11:23

            Никто и не спорит! Если бы ВАЗ 2107 производились, то и они бы покупались!Здесь вопрос в другом...Миллиарды бюджетных рублей выли влиты в обновление и производство, а по сути, ничего не изменилось то! Одна только пресловутая "кабина" чего стоит... а показали давно сошедшую с конвейера мерседесовскую, которую и то не могут наладить производство (хотя специалисты то есть).

        • Анонимно
          26.02.2015 11:49

          Я имею в виду не тот камаз, который с 1975 года, а тот, который начал выпускаться в прошлом году, новый модельный ряд.

  • Анонимно
    26.02.2015 08:35

    рост стандартно спекулятивный. Реального интереса к этим акциям нет. Они даже не способны быть интересными по дивидендам ! Спекуляции и только. К тому же почему вы не рассматриваете валютную стоимость акций ? ведь ранее при цене в 30 рублей это был 1 доллар. Сегодняшние 4 рубля это всего лишь 70 центов ! Так о каком реальном росте вообще может идти речь ? А если вам важны цифры то, пройдет немого времени и акция будет вновь стоить дешевле 30 рублей (да и вообще уйдет на 10 центов ) А сегодня акция просто спекулятивно закроет старый гэп на 49-51 рублях.

  • Анонимно
    26.02.2015 08:39

    А как теперь со скверной?

  • Анонимно
    26.02.2015 08:47

    Рост 40 процентов не каждый день случается. Не менеджмент, соскучившийся по докризиным ралли, играет? Наиль

    • Анонимно
      26.02.2015 09:12

      да какой еще менеджмент !это выстреливают акции после валютной переоценки ! два месяца назад акция камаза по 30 рублей это был 1 доллар. Сегодня один доллар это уже цена в 60 рублей. да и рост был не взрывной а лишь когда подключились спекулянты - обратите внимание как написано в публикации - на обед цена акции 44 рубля. То есть автор был не уверен что такая цена продержится до конца дня. А теперь вспомните недавний рост акций Разгуляя - они выросли с 5 до 18 рублей - вот где был рост ! К сожалению весь этот рост лишь валютная переоценка вкупе с игрой спекулянтов. Настоящий рост на рынке акций смогли сделать лишь западные деньги которые приходили в страну в девяностых годах. Как они ушли - всё. реального роста нет. есть лишь валютная корректировка и то далеко не во всех эмитентах. и страшно представить какие цены будут при нефти в 25 долларов ( через год)

  • Анонимно
    26.02.2015 09:08

    Пан, наверное, озолотился вчера на акциях Камаза )

  • Анонимно
    26.02.2015 09:10

    Некоторые любят тяфкать на наш Камаз, нет, чтобы гордиться таким уникальным заводом. Завидуют, видимо

    • Анонимно
      26.02.2015 09:33

      Смотри на капитализацию, друг мой. Какая-нибудь развивающаяся сеть пиццерий в штатах стоит столько же. Уникальная в плане неэффективности - это да:)

      • Анонимно
        26.02.2015 10:08

        Капитализация Гудвила пиццерии, это круто, но сколько она стоит без оборудования, рабочих, площадей и какой-никакой продукции, без учета раздутой оценки гудвила капитализация машиностроения будет больше. Спекулянты определяют стоимость, как она рождается, так она и умирает. Плавает только курс акций и еще кое-что, а корабли ходят,КамАЗ будет жить. Ему бы качество подтянуть, а то последние движки больше 250 тыс. км не живут без капиталки, а это обидно. Даешь миллионики, КамАЗ.

        • Анонимно
          26.02.2015 15:58

          Тесла автопроизводитель, лет 5 на рынке, капитализация 25 ярдов, Камаз примерно 0,5 ярда:) Комментарии излишни. Просто у рулевых челнинских (как и у всех "рулей" в стране) и нет задачи строить современное конкурентно-способное производство. Да если б задача и стояла, они просто не умеют, нет компетенций. Задач основных две: пилить и ползти на кладбище как можно медленнее. Все.

          • Анонимно
            27.02.2015 09:44

            Вы не понимаете что для нвестора главное перспективы !!! Вот ваш камаз сколько платил дивидендов ? Два раза за всю историю в 20 лет ???Тогда и рассматривайте строго СПЕКУЛЯТИВНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ !! А она такова, что у камаза трехдневка и его акции спокойно висели на бирже по 27-30 рублей ПОЛГОДА что подчеркивает его практически НУЛЕВУЮ ПЕРСПЕКТИВУ! Если вы берете западного производителя неважно пицерия это или автопроизводитель и сравниваете его с камазом то почему вы не сравниваете самое главное для инвестора - ДОХОДНОСТЬ АКЦИЙ ? СРЕДНЕГОДОВОЙ РОСТ АКЦИЙ ?КОЛИЧЕСТВО АКЦИЙ В ОБРАЩЕНИИ ? ПЕРСПЕКТИВЫ САМОЙ СТРАНЫ ????? (по последнему пункту разговор особый - лучше разваливающаяся пицерия но в США, чем непонятно что но в центре страны с обременениями под триллион долларов и мутнейшими перспективами жизни с дешевой нефтью !!! ) У камаза без оборонзаказов нет ни одного шанса и когда акции будут стоить по 10 центов вы в этом убедитесь. Весь его потенциал это успеть сыграть на дешевом рубле, а когда курс рубля станет весомым его грузовики станут НЕКОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫМИ как и Ваз и Газ и что там еще осталось

  • Анонимно
    26.02.2015 09:15

    Кто-то из российских крупных держателей акций пролоббировал этот подъем чтобы их успешно слить

  • Анонимно
    26.02.2015 09:20

    Мы присутствуем при историческом моменте - крах КамАЗа путем поглощения конкурентом.

  • Анонимно
    26.02.2015 10:45

    Сергей Когогин не зря смотрит в монитор. Может, заработал вчера пару миллионов с помощью своего зама Урманова. Конечно, это не долгожданный выкуп немцами кипрского портфеля, но хоть что-то.

  • Анонимно
    26.02.2015 10:50

    Господи, две СПшки в одну объединились, а сколько шума. Какие далеко идущие выводы. А всего-то немцы сэкономить решили.

  • Анонимно
    26.02.2015 12:00

    Везде интерес Когогина и его родственников. Ну скажите каким боком вдруг ведущая телеперадачи "Вести КАМАЗа" Людмила Трестман ,стала конечным бенефициаром "Ремдизеля". Может от того, что просто племянница Генерального директора....

    • Анонимно
      26.02.2015 13:35

      От того, что она спортсменка, комсомолка и просто красавица.

  • Анонимно
    26.02.2015 14:10

    Не смешите меня про качество сборки и его конкурентноспособность.

  • Анонимно
    26.02.2015 16:10

    Азат Д

    Вы лучше на акции Мечела п посмотрите. За месяц в 3 раза выросли, а с середины декабря в 6.5 раза. Вот это я понимаю бизнес.

  • Анонимно
    26.02.2015 17:14

    КАМАЗ - это лучшимй грузовик в мире. А что процессы плохие - улучшим! А что люди глупые - научим! А что зарплаты маленькие - увеличим! Будем работать на благо нашего КАМАЗа. Это наш хлеб и наша гордость!

  • Анонимно
    26.02.2015 19:01

    Молодцы Камазовцы!!!

    • Анонимно
      27.02.2015 07:23

      Будет наш русский камаз собираться из комплектующих маде ин чина!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль