Общество 
9.03.2015

Прогнозы без иллюзий-2

Будущее российской экономики: что будет с теми, кто плывет на «нижних палубах»?

Месяц назад автор «БИЗНЕС Online» Дмитрий Прокофьев очертил контуры будущего российской экономики, сосредоточившись на прогнозах инфляции и материального положения россиян. Месяц — недостаточный срок, чтобы подтвердить или опровергнуть его долгосрочный прогноз, однако февраль оказался сравнительно богат и на экономические события, и на политические действия. При этом самое интересное, как водится, спряталось «между строк».

РОССТАТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Обратившись к официальным статистическим данным, опубликованным в феврале, трудно увидеть промышленный рост и успехи импортозамещения, которые, как нам многократно и в разных вариантах повторял телевизор, непременно должны будут наступить в случае девальвации рубля и опоры на собственные силы. Однако Росстат, опубликовавший индексы производства января 2015 г. по отношению к январю 2014 г. предупреждает, что с промышленными успехами придется повременить. В целом производство машин и оборудования сократилось на 9,3%. Производство транспортных средств и оборудования потеряло 12,8%. Легковых автомобилей было выпущено меньше на 25,7%, автобусов — на 29,1%.

Хорошо, возразят нам, машины и станки — техника сложная, ее производство требует времени, инвестиций и затрат, и родные «Жигули» непременно придут на смену враждебному «Форду», дайте срок. Но легкая промышленность также не продемонстрировала энтузиазма. Текстильное и швейное производство — минус 26,1%, говорит статистика. Производство платьев сократилось на 71,6%, а производство брюк — на 59,4%. Обуви также стало меньше — на 17,6%. Эту статистику следовало бы внимательно изучать жителям и руководителям регионов, где сильны позиции машиностроительной и текстильной отраслей — еще полгода такого «роста» и у них начнутся серьезные проблемы.

Тем не менее общий экономический рост составил 0,6%, что отдельные скептики назовут статистической погрешностью, а оптимисты — манипуляцией. Но мы не будем слишком строги к статистикам, а просто посмотрим, в каких отраслях мы наблюдаем этот рост.

На 3,6% выросло производство продуктов питания. Лучше всего получилось с мясом — его производство выросло на 21%. Не очень понятно, как такое могло произойти с точки зрения законов биологии, но допустим, что мы имеем дело не с привезенным в обход санкций зарубежным продуктом, и что фермеры, обрадованные неожиданным спросом, не перерезали все стадо до последнего теленка. На четверть выросло производство макарон и почти на треть увеличилось производство кофе. Последнее обстояельство не может не радовать, с поправкой, что кофейное дерево в России, скажем так, не растет. Но лучше всего чувствуют себя владельцы ликероводочных заводов, поскольку производство водки — продукта, чрезвычайно нужного потребителям — выросло на 26%. Жители аграрных регионов и хозяева агропромышленных холдингов могут выдохнуть с облегчением.

Правда, все эти продукты россиянам приходится покупать по значительно более высоким ценам, чем год назад. В январе 2015 года цены росли в четыре раза быстрее, чем годом ранее, а в годовом выражении инфляция в России уже превысила 16%, и если не произойдет чего-то экстраординарного, то ключевая ставка ЦБ РФ в 15% будет выглядеть совсем подозрительно.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

Кроме того, та же самая статистика, которая показывает «рост» в аграрном секторе, несет в себе и тревожные цифры. Во-первых, год назад сельхозпроизводители готовились к «сезону» в иных финансовых и кредитных условиях. Кроме горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и семян (оговоримся: в производстве зерновых), в сельском хозяйстве — все импортное. Удобрения российского производства, горюче-смазочные материалы сильно подорожали. По сравнению с прошлым годом, цены на семена выросли почти вдвое. Техника в зерновой отрасли также импортная (или собирается в России из импортных комплектующих). В соответствии с падением рубля выросла цена и на запчасти для иностранных сельхозмашин (включая, разумеется, и те, что собираются в России). Кто скажет точно, насколько вырастут затраты на весенние полевые работы? Заметьте, мы не говорим еще ни про амортизацию техники, ни про проценты по кредитам. Дело не только в деньгах, но и в технологиях. В России, к примеру, есть производство пестицидов, но нет производства действующих веществ для них. И таких узких мест можно найти много. Скептики скажут: допустим, в продовольствии мы не зависим от импорта, но производим его на импортных средствах производства. Тогда что именно и как мы замещаем? И какую цену за такое «замещение» россиянам придется платить уже осенью?

Логично предположить, что в августе, когда истечет срок продуктового эмбарго, решение о его продлении (или прекращении) будет приниматься исходя из ситуации на продовольственном рынке. К тому времени на пути импортных товаров встанет заслон посильнее таможенника — валютный курс и прогрессирующая бедность. В этой ситуации настаивать на продолжении эмбарго не будет особого смысла — проще будет заявить, что все задачи, которое оно было призвано решить, уже решены, а его отмена — шаг навстречу «зарубежным друзьям» с позиции силы.

Бесконечные рассуждения об импортозамещении, скорее всего, были призваны замаскировать истинные причины продуктового эмбарго. Их, на самом деле, было две. Первая — попытка «надавить» на европейское аграрное лобби, которое по замыслу инициаторов эмбарго, должно было надавить на европейские правительства. С этим не получилось, потому что фермеры Евросоюза поняли, что речь здесь идет о вещах поважнее, чем мешок или даже вагон яблок. Впрочем, и «запрещенные» яблоки, и другие продукты все равно продолжают попадать в магазины и на столы россиян, только называются они сербскими или белорусскими. Вторая причина — стремление любой ценой сохранить в России валютную выручку, необходимую для поддержки закредитованных госкомпаний. Этот вариант удался намного лучше, хотя золотовалютные резервы ЦБ значительно сократились в течение осени и начала зимы.

СЛОВОМ И ДЕЛОМ

Отметим, что резких колебаний курса рубля мы в феврале не увидели. Стоило нефти подняться к $60 за баррель, как рубль тут же отреагировал «укреплением». Правда, укрепление это довольно сомнительное, но тем не менее оно вполне устраивает российские монетарные власти, ведь для исполнения бюджета баррель нефти должен стоить около 3,6 тыс. рублей. Правда, сокращение импорта также отражается на доходах бюджета, поскольку налогообложение импортных товаров составляет немалую часть доходов казны, однако прибыли от нефти — важнее. Бюджет России рассчитывался исходя из предпосылок, что нефть будет стоить $100 за баррель, а доллар — 35 рублей. И при цене нефти в районе $55 - 60 за баррель и цене доллара в 60 - 70 рублей, математика бюджета не изменится.

А вот осуществляемые правительством антикризисные меры представляют собой любопытнейшее зрелище — не потому, что они неправильные, а потому что дела правительства расходятся со словами. На «словах» кризис продлится всего год, быть может, два, а избавление от него должно будет принести повышение цен на нефть (а что же еще, мой дорогой капитан очевидность?)

Но если власть считает, что этот кризис временный и краткосрочный, то не следует резко сокращать бюджетные расходы, а, наоборот, нужно увеличивать их. Однако, если в правительстве исходят из того, что все происходящее надолго, то в этом случае есть смысл сокращать расходы бюджета. Так, как это и делается сейчас. В целом с учетом инфляции и отсутствии индексации зарплат, можно сказать, что снижение инвестиционных и закупочных возможностей государственных бюджетных предприятий и организаций составит не 10%, а около 40%. Но это сокращение имеет свою российскую специфику.

Ни о каком либерализме, разумеется, здесь нет речи. Здесь имеет место ультрапрагматизм, который, перефразируя высказывание средневекового владыки, можно выразить в таких словах: «Если кто-то не наполняет наш бюджет, то он лишний. Если кто-то не защищает наш бюджет, то он тем более лишний. И в том, и в другом случае бюджетных денег ему не видать!»

Так вот, «лишних» за государственным столом оказывается очень много. Добыча ресурсов формирует 35% ВВП и 50% федерального бюджета. Но в этой отрасли работает не более 1% населения. Еще 4% работников добавляют к бюджету порядка 30% (речь идет о налогообложении импорта). В силовых структурах, обеспечивающих «суверенитет трубы», занято порядка 5% населения, а если добавить к ним всех иждивенцев, то и все 10%. В целом же бюджет напрямую «кормит» около трети трудоспособного населения и порядка трех четвертей нетрудоспособного.

Сложная ситуация и в регионах. К декабрю 2014 года общий региональный долг вырос до 2,1 трлн. рублей и достиг трети от собственных доходов бюджетов регионов (без учета трансфертов). В половине регионов долговая нагрузка еще выше — от 50 до 130% собственных доходов. Только самые богатые регионы (Москва, Тюмень, нефтегазодобывающие автономные округа) пока способны проводить сбалансированную бюджетную политику.

Правительству предстоит сделать сложный выбор. Можно сокращать социальные расходы (не индексировать зарплаты бюджетников и соцвыплаты). Можно снижать объем резервного фонда (но это страшновато делать, вдруг деньги закончатся совсем). Можно урезать «инвестиционные» программы вроде БАМа, Транссиба, футбольных стадионов, а также трубопроводов в Арктике. Но от «лишних» будут избавляться безжалостно.

КТО ТУТ ЛИШНИЙ?

Кто тут лишний? В первую очередь — здравоохранение и образование. В нем занято примерно столько же людей, сколько в силовых структурах и военно-промышленном комплексе, и финансируются эти отрасли практически полностью из бюджета. Но, в отличие от военных заводов и военно-полицейских подразделений, школы и больницы не создают спроса на продукцию отечественного производителя. Медицина ориентирована на закупки импорта, что бы там ни заявляли изобретатели волшебных таблеток и народные целители. А образование — услуга в чистом виде — вообще закупает ничтожно мало отечественной промышленной продукции.

В прагматической логике, которой одержимы «эффективные менеджеры государства», финансирование этих секторов никакого стимула экономике не дает — то ли дело строительство моста через море или противоатомного бункера. А деградация образовательной системы — не та цена, которая может напугать власти. В конце концов, еще великий прагматик кардинал Ришелье говорил, что «нужные государству солдаты воспитываются в грубостях невежества, а не в изяществах науки».

Таким образом, истинный «план» заключается в том, чтобы шаг за шагом снять с государства все субсидионные и социальные обязательства, отдав их на откуп «малому и очень малому бизнесу». Государство же продолжит финансирование «социально близких» секторов — нефтянка, ВПК и «силовики», которые, в свою очередь, и обеспечат платежеспособный спрос на услуги бизнеса, а также — врачей и учителей, если те, конечно, окажутся востребованы новыми заказчиками. Как недавно выразился высокопоставленный чиновник, женщины-учительницы могут найти себе мужей с достатком. Другими словами, в случае проблем на корабле «Россия» спасаться будут пассажиры первого класса и команда. Те, кто плывет вперед на нижних палубах, могут спасаться, как хотят. Как на «Титанике».

Человек, знакомый с основами институциональной экономики, скажет, что экономическая политика, направленная на стимулирование агрегированного спроса, будет иметь весьма краткосрочный эффект и не позволит обойти внутренние препятствия к устойчивому росту экономики и благосостояния экономических агентов. В переводе на русский это будет означать, что для роста того самого предложения потребуется инвестиционная и деловая активность. А с этим у нас будут большие проблемы. Никто не запретит человеку открыть «малое предприятие», но никто и не попытается ослабить хватку государственных людей на горле предпринимателя.

Инвестиции начали снижаться еще в 2013 году. В 2014 году темпы спада ускорились, составив −2,4% за год. В январе 2015 года спад инвестиций также продолжился −6,3%.

Отсюда можно сделать два вывода. Первое. Увеличение государственного спроса приведет не к росту предложения, а к росту цены. Второе: кризис быстрее всего и ощутимее всего скажется на тех регионах, где прослойка «условно лишних» для государственного бюджета людей самая большая, то есть в больших городах. В промышленных городах ситуация будет напоминать 2008 - 2009 годы, власти готовы их поддерживать, знают, как это делать, и средств в бюджете на это должно хватить. Тем более, что люди, занятые в промышленности, будут согласны и на длительные простои и снижение заработной платы, лишь бы не потерять работу.

О благосостоянии же российских налогоплательщиков в целом никто не задумывается, потому что для этого не видят оснований: люди и так ведут себя «на словах» так, как им советует телевизор.

ОНИ НАЧАЛИ ЧТО-ТО ПОДОЗРЕВАТЬ

Тем не менее наши сограждане, охотно соглашающиеся с телеведущими, начали замечать, что в экономике происходит «что-то не то». Еще бы! Инфляция 2014 года составила около 15%, инфляция 2015 года уже превышает 16%, так что с учетом композиции реальной потребительской корзины снижение покупательной способности бюджетников окажется в районе 30%. При этом мы уже знаем, что индексации зарплат не будет.

Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение», доля россиян, считающих, что в стране есть экономический кризис, выросла до 71% против 62% в январе (опрос был проведен 14 - 15 февраля среди 1,5 тыс. жителей 100 населенных пунктов 43 субъектов РФ). Соответственно, не увидели признаков кризиса 14% респондентов (в январе — 20%), а 15% затруднились с ответом.

Говоря о том, в чем конкретно проявляется этот кризис, респонденты указывают прежде всего на рост цен и инфляцию (45%), снижение уровня жизни (11%), безработицу и сокращения на работе (12%). По словам 34% россиян, их семейные расходы увеличились. Больше всего опрошенных беспокоит именно продовольственная инфляция, ведь в расходах россиян затраты на покупку еды составляют очень большую долю. Двое из пяти домохозяйств тратят на питание от четверти до половины семейного дохода, а 30% расходует на продукты уже от половины до трех четвертей семейного дохода. В 12% семей на еду уходит более 75% дохода.

Однако проблемы личного экономического положения не отражаются на политических предпочтениях. Так утверждают социологи.

Но социологи имеют дело со словом, а экономисты могут обращаться только к делу, то есть к цифрам и действиям. Ответом на вопрос «Одобряете ли вы...» для экономиста служит действие респондента, сделанное респондентом лично, без всяких вопросов. Судя по тому, сколько денег было потрачено в декабре на товары, цена которых еще не успела измениться, судя по скачку курса доллара, население уже сделало свои выводы о состоянии экономики и поняло, что происходит. Бизнес тоже здраво оценил ситуацию и рассчитал инфляцию, не дожидаясь данных Росстата. Граждане «начали что-то подозревать», но в какие действия могут обратиться их подозрения, предсказание слишком рискованное.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.03.2015 09:14

    в трюме поплохеет

  • Анонимно
    9.03.2015 09:21

    Не совсем корректно приведена статистика: "производство машин и оборудования сократилось на 9,3%. Производство транспортных средств и оборудования потеряло 12,8%. Легковых автомобилей было выпущено меньше на 25,7%, автобусов — на 29,1%". Надо было привести показатели по импорту - насколько он снизился или повысился по этим позициям. Скорее всего тоже упал. Приобретение просто откладывается до лучших времен.

  • Анонимно
    9.03.2015 09:43

    Армия чиновников-вот кто лишние.Депутаты раньше исполняли функцию "исполнения воли народа" так как избирались.Мэры избирались.Сейчас они все назначаются и выполняют одну роль-освоение(трата)народных денег.При этом коммерсантов,мелких налогоплательщиков,они гнобят.УСахалинского губернатора нашли наликом миллиард.Всего встранп 89 регионов,это 89 миллиардов.И это только то что нашли.А еще есть министры федеральные,министры региональне,мэры,руководители ведомств.Вот кто лишний.

    • Анонимно
      9.03.2015 10:16

      А вы наверно будете по справедливости "отнимать" и так же по справедливости "поделите"?

      • Анонимно
        12.03.2015 12:40

        Можно подумать сейчас по справедливости отнимают. Евтушенко отдал башнефть и через пару дней из сизо уже на совещании у президента сидел с остальными как ни в чем не бывало

  • Анонимно
    9.03.2015 09:47

    Жить надо по средствам. Как писал Лев Толстой, чтобы лучше жить есть только два пути. Один- больше зарабатывать, второй- меньше тратить. Вот и вся формула. От величины громкости крика "Караул! Горим!" пожар не кончается! Надо каждому на своем месте думать как гасить пожар свой. Кому они нужны ваши выводы о том, что все плохо? Каждый на себе должен прочувствовать и принять необходимые решения. От неудачи к неудаче надо стараться идти без потери энтузиазма.

    • Анонимно
      9.03.2015 10:24

      Правильно обозначили позицию , хотел добавить -не смотреть TV, не обращать внимания на всякие СМИ,будем подождать пока сильные верха съедят непослушных князьков, почему подождать? потому как глас инстанций никто не слышет а призывать на улицу незя!! Будем сажать картоху.

    • Анонимно
      10.03.2015 09:11

      неверная позиция. сейчас мы находимся в роли рыбака, который целый день сидит и ловит рыбу,складывая ее позади себя в ведро, чтобы вечером забрать. Да только заберет он не все, так как хитрая лиса каждый раз подбегает и забирает две рыбины из пяти, а со временем и больше начинает забирать. Сработает ли совет этого богатого и никогда ни в чем не знающего нужды человека в наших реальных условиях?

  • Анонимно
    9.03.2015 09:49

    Правильно написано в статье слова расходятся с делом у власти. Население реально становится беднее,это видно всем и многие просто не хотят это осознавать.
    Санкции имеют отложенный и долгосрочный эффект,они действуют не сразу но то что они разрушают экономику России это факт. Можно сколько угодно говорить о поддержке местных производителей но "сегодня" с них больше требуют чем помогают.
    Чтобы производить дешёвые,качественные продукты питания нужны "длинные и дешёвые" финансы. Деньги вложенные в производство не возможно отбить за 3-5 лет,
    нужно время и никакие требования,угрозы со стороны власти не помогут и не заставят бизнес работать по правилам власти.
    Ничего не вкладывая в малый бизнес а только требовать от него результат -вот чем занимается власть.

    Пример "Магнит". : до новогодних праздников в БО была заметка что крупнейшие банки России повысили % по кредитам по моему до 35% годовых.
    Естественно ритейл переложит это повышение на потребителя,это бизнес !!! он по природе не может работать в убыток,это не ГОС.корпорация.
    Потом удивляемся почему бабушки умирают в магазинах и люди элементарно воруют еду !!!

  • Анонимно
    9.03.2015 10:18

    Да. Если разрешают публиковать чистую информацию без примесей пропаганды и пиара, значит Мск уже не сантиментов. Это хорошо: чем быстрее вызреет в обществе трезвое понимание ситуации, тем больше шансов пережить распад старой парадигмы (системы) и придти к качественному послойному обновлению. Если бы такие материалы печатались еще и в центральных изданиях печатных и проходили по ТВ! - но это только через год минимум.
    Поздравляю татарстанцев за прогресс!
    Спасибо автору и БО.
    RG

    • Анонимно
      9.03.2015 10:35

      Сейчас главное - сохранить преемственность и стабильность. Благополучие нашего общества зиждется на традициях и врожденном уважении к старшим. Мы должны сплотиться вокруг них и недопустить раскачивания лодки.Где бы мы сейчас были, если бы в 90 поддалисть на уловки либералов и демократов ? У какого разбитого карыта бы мы рыдали ?

      • Анонимно
        9.03.2015 13:32

        А представьте, где бы мы были, если бы не социалистическая революция в 17 году.

      • Анонимно
        10.03.2015 08:37

        С тех времен "элита" правящая не поменялась. Все лица те же.

      • Анонимно
        10.03.2015 10:57

        Представляю, как должны сплотиться вокруг своего губернатора жители Сахалина

  • Анонимно
    9.03.2015 10:50

    Судя по парковке к кабмина республики,голод ничто,имидж -всё

  • Анонимно
    9.03.2015 11:08

    В споре телевизора и холодильника всегда побеждает холодильник... Народ долго не выдержит такого положения дел... Он уже перестал радоваться за КРЫМНАШ, поддерживать ДНРы и ЛНРы. Властям срочно нужно опомниться

    • Анонимно
      9.03.2015 12:24

      у народа не осталось практически ничего. а вот у путина есть неслыханная поддержка у силовиков... миллиард рублей наликом очень тяжёлое испытание даже для самым самых честных. и судя по тому что ощинь успешный сахалинец не смог никого купить и успешно удалиться на яхте до берегов Аляски , то есть ещё люди в России.

    • Анонимно
      9.03.2015 12:42

      Говорите за себя, пожалуйста. Наш народ не такой как на западе - не мягкотелый и не продажный. Нам нужна стабильность и ради нее я согласен затянуть свой пояс. Думаю, многие поступят также. Уже и руководство снизило себе зарплаты на 10 прст - теперь наша очередь потерпеть !

      • Анонимно
        9.03.2015 14:40

        Во-первых, самое стабильное место - это кладбище. И это, видимо, ваше желание - похоронить нас всех там со своей стабильностью. И во-вторых, у вас не возникало мысль, что при зарплате в 1 млн. рублей в месяц потеря 100 тысяч не так уж и заметно, а когда вам при зарплате в 10 тысяч и прожиточном минимуме в 12 тысяч сократят зарплату на 1 тысячу до 9 тысяч, то это означает, что вам реально придется затянуть пояс, и возможно перейти на сухари и воду. Думаю, такой мысли вас не возникало, потому как думаю, вы из той категории служащих, кому те, кто получает 1 млн. рублей в месяц платят 100 тысяч, чтобы вы отрабатывали их, призывая остальных затянуть пояса ради стабильности. Goody

        • Анонимно
          9.03.2015 14:51

          махровая совковая пропаганда не может работать в принципе в условиях наидичайшего капитализма и в условиях наидичайшего расслоения общества. все работающие лозунги советского периода превращаются в банальную дешёвую пиарщину и балаган...

        • Анонимно
          9.03.2015 18:47

          Мне кажется что пред-пред идущий комментатор написал просто саркастический коммент. а вы так все возбудились, стали оппонировать ему .

      • Анонимно
        9.03.2015 14:46

        *Говорите за себя. Где Ваша программа "Стабильность" для "не такого народа"? Инфляция вашу зарплату разве ещё не снизила? Берите повышенное обязательство и снизьте зарплату свою на 30% и больше(а на ремне побольше дырок) и не анонимно.В очередях не настоялись? (Вам в Думу, любите думать).

      • Анонимно
        9.03.2015 16:42

        Трудовые коллективы всей страны должны выступить с ответной инициативой - даешь минус 20% от зарплаты. Так победим!

      • Анонимно
        11.03.2015 18:25

        Чиновники наверно недавно узнали что им ещё и зарплату платят

    • Анонимно
      9.03.2015 12:59

      вы правы . если без девайсов и машин в кредит прожить можно годами, то без жратвы максимум можно протянуть месяц , а далее голодная смерть. кроме воров и бандитов всем остальным россиянам жратва достаётся за счёт работы на работе. так что тут у россиян выбор не велик , либо голодная смерть либо рекрутинг в воры и бандиты...

  • Анонимно
    9.03.2015 12:27

    Год переживали от всего сердца за Украину. Не видели своих трудностей, своего завала. Очнемся ли? Пока мы пялились на телевизор, принимая к сердцу Донбасс, наши олигархи делали дела. Вот элементарно: мост в Крым предложили построить китайцы за 24 месяца. Так ведь куда там, друзьям своим отдали подряд! Как? Почему? Это только то, что известно. А кто ответит За губера Сахалинского? Кто подписывал указ о его назначении? у него ручка за 36 млн!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    9.03.2015 12:32

    Пан правильно говорит. Рынок - Россия - это не пшик. Это огромный рынок для Европы. Чем богаче посетители рынка( население России) тем больше прибыли для продавцов. Вон у нас попробовали закрыть вьетнамский рынок. Чуть до посольства Вьетнама скандал не докатился. Попробуйте закрыть в России рынки, где главные хозяева азербайджанцы. Такой поднимется шум, какой и не снился. В данном случае азербайджанцы - это европейцы. Они не хотят деньги терять ради выдуманной политики. Деньги все поставят на место. Европа все отменит и начнет как и раньше торговать и давать нам деньги, чтобы на них мы у них же и покупали.

    • Анонимно
      9.03.2015 14:53

      Богатство посетителей рынка возникает из-за того, что Запад покупает по сверхзавышенной цене, точнее покупал, нефть, природное богатство, подчеркиваю, природное, а не созданное этим "посетителем" рынка. Вот Запад и решил, что этот "посетитель" - дармоед, который ничего не делает, а просто используя шантаж и сговор пытается надуть тех, кто реально что-то производит и может продать свой товар. У него реально нет денег, и всем уже стало ясно, отсюда и кризис. Даже не Украина и санкции, а то, что все реально поняли это. В том числе и власть в России, которая безумно тратила деньги на всякие олимпиады, кто о них вспоминает, а затратили почти 50 млрд. долларов, а сколько еще и увели. Так что не надо про огромный рынок. И не будет больше Европа давать деньги, чтобы вы что-то там покупали. Кончились те времена, благодаря новым технологиям разработанным на Западе, да и сговор нефтепроизводителей сдох. Больше они не смогут диктовать цены на нефть. Все резервуары переполнены, нефти добывают намного больше потребностей. Скоро опять все грохнется. Свободной "тары" для заливки лишней нефть на сегодняшний день осталось 10% в США, Японии, около 20% в Европе и Китае. Еще чуть чуть, и за край нефть прольется. Это вообще рекорд по заполняемости нефтехранилищ во всех странах. Такого в США не было уже 80 лет. Даже все танкеры свободные заполнили нефтью. А нефти добывают все больше и больше. Goody

      • Анонимно
        9.03.2015 20:49

        Успокойтесь, пожалуйста. Не нефтью единой велика наша страна. Главное ее богатстов это люди и человеческий потенциал. Много раз паникеры предрекали крах нашей державе и каждый раз как птица-феникс она взлетала выше прежнего. Будет также и на этот раз. И на следующий тоже. Надо просто немного потерпеть.

        • Анонимно
          9.03.2015 22:15

          Речь идет о другом. О том, что европейцы опять будут покупать нефть из России за 120 долларов за бочку, а в России на вырученные деньги будут опять строить стадионы и покупать Бентли и Мерсы для чиновников, строить дворцы на Рублевке и покупать замки в Лондоне. Вот больше не будет этого. Да и в чем преуспел этот "человеческий потенциал", если оно наше основное богатство? Создали новые телевизоры, компьютеры, бытовую технику, краски, ткани и т.д. Перечень очень большой. Goody

          • Анонимно
            9.03.2015 23:11

            Чиновники, олигархи и богатые россияне покупать Бентли и Мерсы, строить дворцы на Рублевке и покупать замки в Лондоне будут продолжать и дальше, - это мы будем жрать меньше и тратить меньше.

            • Анонимно
              10.03.2015 08:54

              Ну, тогда это вам нужно призывать не к спокойствию, а более справедливому дележу нефтяного пирога. Например, ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц, прогрессивный налог на наследство. Налог на роскошь. Тут или так или социальный взрыв. Goody

              • Анонимно
                10.03.2015 13:13

                Вы понимаете, с прогрессивной шкалой - палка о двух концах. Если с граждан начать брать больше денег на гос дела - они будут больше интересоваться - куда идут их деньги, переживать, кричать иногда будут - это все может раскачать лодку. А сейчас все привыкли к текущей ставке - и все было стабильно. Шуметь не надо и все опять устаканится.Руководство в курсе наших проблем и плотно работает над их решением.

              • Анонимно
                10.03.2015 13:22

                Лучше регрессивная шкала для РФ в текущей ситуации. Парадоксально, но эта шкала приведет к большей собираемости налогов (и наполнение бюджета)и улучшению инвестиционного климата в стране. По факту уже есть регрессивная шкала: налоги платят бедные и средние, а богатые не платят вообще, как правило. Только это даже не регрессивная шкала, а ,скажем, условно "феодальная".

        • Анонимно
          9.03.2015 22:21

          Ага, по щучьему велению, по моему хотению, что ли?

  • Анонимно
    9.03.2015 12:39

    Доигрались наши менеджеры на гос.службе

  • Анонимно
    9.03.2015 12:44

    Путин сначала с Меркель в обнимку ходил и по всем федеральным каналам показывали как Европейские монстры вливают деньги в Россию и создают рабочие места... Всё это время про Китай ни слова !!! Хотя Китай в плане инвестиций будет поинтереснее Европы и Америки вместе взятых.
    "сегодня" постоянно про Китай и дружбу сюжеты.
    Вопрос: где деньги Россиян которые якобы лежат на депозитах в ГОС.банках и почему их не используют в реальном секторе. Совсем недавно говорили что депозиты около 17 трл.рублей !!! Сумма огромная но видимо она только на бумаге?

  • Анонимно
    9.03.2015 13:18

    Исправьте если я ошибаюсь. Конфеты фереро Роше, которые постоянно рекламируют по центральным каналам, с той самой фабрики Порошенко?

    • Анонимно
      9.03.2015 18:50

      Исправляю: ферреро Роше производятся итальянским кондитерским концерном. У Порошенко марка Рошен - это плиточный шоколад ( низкого качества с моей вкусовой точки) и конфеты весовые .

  • Анонимно
    9.03.2015 13:25

    Усё хорошо хватит ныть

  • Анонимно
    9.03.2015 17:18

    Занимательные игры "Подсиди ипотечника" - скоро в каждом трудовом коллективе страны.

  • Анонимно
    9.03.2015 19:11

    Уважаемый! Пусть и не такие богатые как раньше, но посетители должны быть на рынке. Они будут, рынок откроется все равно. И европейцы( азербайджанцы) торговцы на этом рынке будут давать нам дешевые кредиты снова и мы будем у них покупать. Не могут торговцы жить без рынка, тем более такого огромного как Россия и рядом с Европой. И это не зависит от цены на нефть. Я недавно был во Франции и Италии. Все коммерсанты ужасно недовольны, ругают Америку и уверены, что добьются возврата на наш рынок. Они не хотят терять деньги из за капризов США.

  • Анонимно
    9.03.2015 21:33

    Кто вы? Уважаемый пан, который пойдет по другому пути? У нас ловко могут бегать даже , а не ходить от дивана до туалета или холодильнике и обратно. В остальное время ворчать и ждать золотую рыбку, причем даже не пытаясь рыбачить. Мы живем как умеем. Раз так плохо живем, значит лучше и не умеем.

    • Анонимно
      9.03.2015 22:29

      Уважаемый, а вы уверены в том, что если в татарстан привезти 10 предприимчивых американцев, то у них здесь всё получится? И подозрительно, что даже предприимчивые американцы сюда денежки не вкладывают-сколько бы их не уговаривали.. Не ответите-почему..? И в чём причины?

  • Анонимно
    9.03.2015 23:05

    Так привезите этих 10 американцев! попробуйте! Ну хоть что нибудь делайте уже!

    • Анонимно
      10.03.2015 01:58

      Так президент татарстана кого тока сюда не привозил - начиная от арабов, заканчивая предприимчивыми америкосами. Всё мимо кассы. Видимо всё дело не в отсутствии предприимчивости у местного населения, а в чём то другом..

    • Анонимно
      10.03.2015 08:10

      Их зовут, они не едут. Не догадываетесь - почему..?

  • Анонимно
    9.03.2015 23:08

    Птица-феникс страна. В 1917 году потеряла Польшу и Финляндию. В 1919 году - Прибалтику. В 1991 - 14 союзных. Феникс?

  • Анонимно
    9.03.2015 23:23

    Все мы тут лишние. Для добычи и транспортировки за границу нефти и других полезных ископаемых достаточно 30 миллионов людей. Остальные все - лишние. Вообще, Россия нужна всем, нужны её ресурсы, её земля - но только без людей, которые там проживают. Если федеральная власть с такими же темпами и дальше будет раздавать богатства России, - то лет через 10 вся Россия станет китайской.

  • Анонимно
    10.03.2015 00:57

    зачем приплетать зарубежье. в африке тоже рынок большой. санкции на 10-15 лет минимум, если подумаете. а вообще думайте как выживать, а не как там заграница из-за нас страдает. они там, a мы-то здесь и сейчас живем

  • Анонимно
    10.03.2015 12:14

    Африка- это не рынок. Это паперть. Вот Россия- это рынок! Да, денег стало меньше, вернее они стали дешевле. Ну и что? Будут давать нам кредиты дешевле- лишь бы мы у них покупали, хоть в долг. Как в деревне, под запись в тетрадке у продавца- до получки. А дальше опять в долг.

    • Анонимно
      10.03.2015 13:24

      Если РФ уже грозится не отдавать долги, какая думаете будет реакция на протянутую руку за новыми деньгами?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль