Культура 
7.03.2015

Гузель Файзрахманова: «На казанских плакатах почти всегда изображены силуэты труб»

Новая выставка в ЦСК «Смена» посвящена феномену, практически неизвестному широкой публике

«Плакат Советского Востока 1918 - 1940» — так называется выставка, открывшаяся на днях в центре современной культуры «Смена». В экспозиции представлены 60 работ из республик Поволжья, Кавказа и Средней Азии, созданных в период между мировыми войнами. Искусствовед Гузель Файзрахманова считает, что экспозиция позволяет по-новому взглянуть на феномен советского плаката, а также указывает на различия в тематике, характерные, к примеру, для художников из Казани и Баку, работавших почти 100 лет назад.

«ЭТА ТЕМА МАЛО ИЗУЧЕНА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»

В центре современной культуры «Смена» 5 марта открылась новая выставка: «Плакат Советского Востока 1918 - 1940». После целой череды выставок современных в буквальном смысле этого слова художников, молодых, активно работающих и снискавших российскую и международную известность, экспозиция плакатов в большом зале «Смены» выглядит необычно, практически «музейно».

На самом деле, в этом нет ничего удивительного: современное, самое современное искусство тоже имеет свои традиции, и связаны они с экспериментами первых десятилетий XX века, с искусством раннего модернизма, в том числе и с искусством русского авангарда, который имел сильное влияние на полиграфический дизайн, на искусство книжной иллюстрации и плаката.

Плакаты Советского Востока, представленные на выставке, — из коллекции хорошо известного в Казани по многочисленным выставкам и культурным мероприятиям московского фонда Марджани. Именно представитель фонда, куратор проекта Мария Филатова выступила инициатором проведения выставки в центре «Смена» — искусствовед была покорена небанальным подходом к организации выставочного пространства, аурой места, а также высоким профессионализмом и компетентностью команды «Смены».

В экспозиции представлены 60 плакатов республик Поволжья, Кавказа и Средней Азии, созданные в период между двумя мировыми войнами. Выставка позволяет по-новому взглянуть на феномен советского плаката, открыть его проявления в восточных республиках СССР. Эта тема мало изучена на сегодняшний день, и практически неизвестна широкой публике.

«ПЛАКАТЫ НЕ ХРАНИЛИСЬ — ВРЕМЕНА МЕНЯЛИСЬ»

В советское время были распространены выходившие огромными тиражами работы классиков плаката — Дмитрия Моора, Виктора Дени, Александра Родченко, творческого коллектива «Кукрыниксы». При этом плакаты, выпущенные центральными издательствами, при всей их высокой художественности, были не всегда понятны публике «на местах» по причине их универсальности, не учитывавшей местную национальную специфику, местный менталитет.

Поэтому плакаты, созданные периферийными художниками и отпечатанные в типографиях «на местах», представляют особый интерес благодаря своей национальной образности в сочетании с распространенным в первые послереволюционные годы языком конструктивизма. Особую выразительность придают им тексты написанные на азербайджанском, кыргызском, татарском и узбекском языках, а также шрифты в 1920-х годах еще использовалась арабская вязь, а вот в 1930-х годах — уже латиница.

Мария Филатова — куратор выставки, рассказала о том, как создавалась эта выставка и издавался альбом.

— В экспозицию вошли «сливки» коллекции фонда Марджани — наиболее яркие, наиболее запоминающиеся плакаты. На примере этих плакатов можно увидеть, какой разной была плакатная графика на Кавказе, в Средней Азии и Поволжье. Выставка очень интересна и необычна тем, что плакатов сохранилось очень немного. Они издавались в те годы многотысячными тиражами, но очень быстро уходили в небытие из-за того, что темы переставали быть актуальными. Плакаты не хранились — времена менялись, появлялись новые плакаты, а старые либо утилизировались, либо использовались в быту в качестве оберточной бумаги, либо из-за дефицита бумаги использовалась их оборотная сторона. К документам времени не относились тогда как к произведениям искусства. Поэтому нам с большим трудом в букинистических магазинах, в антикварных лавках удалось найти очень необычные, очень авангардные плакаты того времени, нарисованные неизвестными художниками. Плакаты поступали в коллекцию часто во фрагментированном виде, в обрывках, их приходилось реставрировать.

«АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПЛАКАТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ»

Собрание плакатов фонда, насчитывающее сейчас примерно 1 тысячу единиц, формировалось постепенно с 2009 года. Оно состоит в основном из среднеазиатских плакатов, также в коллекции много плакатов военных лет — примерно 300, послевоенных, выпущенных большими и малыми тиражами. Большинство плакатов вошло в альбом, дизайн которого выполнен также в духе 1920-х годов (альбом представлен в книжном магазине «Смены»). Затем возникла идея выставки и решение провести ее в московском Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Музее революции), где она и была открыта осенью 2013 года.

«Большинство плакатов, представленных на выставке в «Смене» — из Средней Азии. Так получилось, что здесь в Казани мы почти не нашли плакатов того времени, в Азербайджане почти ничего не сохранилось. А в Средней Азии нам удалось собрать интересную подборку. Все плакаты очень разные по стилистике, по художественным особенностям, которые проявлялись в каждом регионе специфическим образом», — говорит Филатова.

Так, плакаты среднеазиатских художников отличаются яркостью красок, многообразием текстов, плакаты казанских художников, наоборот, неярки, отличаются малым количеством цвета и небольшим форматом — что нисколько не умаляет их смысловой насыщенности. Тогда в Казани появилась целая плеяда замечательных художников-графиков, среди которых выделялся знаменитый Фаик Тагиров, умевший, как никто, работать со шрифтами. Несомненно, его влияние отразилось и на плакатной графике.

Азербайджанские плакаты отличаются повышенной эмоциональностью, выразительными запоминающимися персонажами.

«ПЛАКАТЫ КАЗАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ОТОБРАЖАЮТ ТЕМУ ТРУДА»

Экспозиция выставки была выстроена по региональному принципу, так как по временному, по словам куратора, ее сложно было бы сформировать — самые яркие плакаты появились в переломное время, в революционное. Тогда еще не возникло определенной и традиционной иконографии. В 1930-е годы она уже появилась, а в самом начале стилистика плаката была самая разнообразная. Каждый художник рисовал по-своему, особенно не в столицах, Москве и Петрограде, а на периферии.

В экспозиции выделяется один из среднеазиатских плакатов: кишлачный художник нарисовал свое видение пролетария, используя сочетание ярких оттенков желтого и зеленого. Абсолютно безумные цвета, отсутствие красного, лишь позже красный стал самым главным традиционным цветом у советских художников.

Региональные отличия прослеживаются и в тематическом плане: плакаты казанских художников отображают тему труда, посвящены возрождению фабрик и заводов, укреплению отношений крестьянства и фабричного люда. Поэтому в основном на казанских плакатах на фоне почти всегда изображены силуэты труб.

Среднеазиатские плакаты посвящены разнообразно и великолепно представленной теме освобождения восточной женщины, снятию паранджи. Другие важные темы, отображенные на плакатах Средней Азии, — тема сбора хлопка и земельной реформы.

Несколько азербайджанских плакатов кроме темы добычи нефти воплощают тему профилактики несчастных случаев на производстве. Например, посредством следующих призывов: «Посыпай песком лестницу и площадку!» или «Не продувши, не зажигай форсунок!»

В конце экспозиции размещены яркие и эмоционально насыщенные киноплакаты. С большим мастерством и изобретательностью художники не только передали особенности физиогномики героев картин, но и воплотили темы кинопроизведений. Так, очень яркие и драматичные женские образы представлен на афишах фильмов «Трижды проданная» и «Укразия».

Экспозиция выставки на вернисаже была дополнена фильмом, проецируемым прямо на кирпичную побеленную стену — очень удачное и оригинальное решение. Фильм, создающий собирательный образ советского послереволюционного Востока, замечательно передающий атмосферу времени, был смонтирован режиссером Денисом Камушкиным из множества анонимных кинофрагментов, которые Мария Филатова собрала у своих коллег-искусствоведов. Его показывали и на первой выставке в Москве в 2013 году. Фильм прекрасно передает атмосферу того времени, создает собирательный образ Востока. В обычном режиме выставки фильм будет демонстрироваться на плазменном экране.

Кроме того, коллектив «Смены» формирует программу лектория, которым будет сопровождаться выставка, завершающаяся в середине мая. Кирилл Маевский, арт-директор центра, сообщил, что программа лектория будет включать три направления: в рамках первого будет представлено изобразительное искусство Казани 1920 - 1930-х годов, прежде всего, искусство печатной и книжной графики, второе направление затронет тему распространения суфизма в нашем регионе — от его дореволюционной истории до возрождения в наши дни, и третья линия затронет историю архитектуры и краеведения Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.03.2015 11:17

    Среди знакомых о руководстве центра "Смена" знакомые отзывались как о зазнавшихся и вычурных людях: мол, они себя считают этакой андеграундной элитой, богемой. Недавно казанский журналист Андрей Морозов описал у себя в Фейсбуке очень подробно, как он общался с руководством этого центра современной "культуры" по поводу возможности презентации своей книги казанских интервью. И вот теперь сам столкнулся с их демонстративным снобизмом, они считают себя высшим сортом среди интеллигенции Казани. Прямо тошно, зазвездились ребята

  • Анонимно
    7.03.2015 12:05

    Два с половиной человека. кг/ам

  • Анонимно
    7.03.2015 13:10

    А дайте, пожалуйста, ссылку на пост Морозова?

  • Анонимно
    8.03.2015 11:18

    Господа, журналист Морозов - это эстетика советского периода эпохи 70-х и 80-х. Там кроме яканья ничего нет. Да и книги его - это вместе собрание интервью, вышедшие в непонятных газетах.

    В Смене его было бы видеть странно, там другая публика. Там эксперимент, творчество и поиск. А Морозов - это клише. Правильно что отказали.
    А в плане надутости Андрей фору даст всем сменовцам вместе взятым.
    Казанец

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль