Общество 
7.03.2015

Рафаэль Хакимов: «Центр тяжести экономических решений будет смещаться в регионы»

В конце 90-х годов именно субъекты федерации спасали страну, брошенную Москвой на произвол судьбы

У правительства РФ, похоже, остается все меньше рычагов влияния на рост экономики, даже резервы на «черный день» пойдут на поддержку пенсий и социалки. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в своей статье, написанной для «БИЗНЕС Online», утверждает, что именно дееспособные регионы определят точки роста и возможности выхода из экономического кризиса. По его мнению, сегодня больше имеет смысл собирать эффективных губернаторов для выработки экономического курса, нежели писать «Стратегию-2030».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСТОРИЮ

И ты, о Русь! моя страна родная,
Которую люблю за то, что тут
Знал сердцу светлых несколько минут,
Еще за то, что, вместе изнывая,
С тобою я и плакал, и страдал,
И цепью нас одною рок связал, —
И ты под свод дряхлеющего зданья,
В глуши трудясь, подкапываешь взрыв
?
Что скажешь миру ты? Какой призыв?
Не знаю я! Но все твои страданья
И весь твой труд готов делить с тобой,
И верю, что пробьюсь — как наш народ родной
В терпении и с твердостию многой
На новый свет неведомой дорогой!

Николай Огарев. «Упование», 1848

В советское время народы автономных республик рассматривались как первые претенденты на исчезновение. Если в союзных республиках сохраняли национальное образование и культура, то в отношении автономий велась политика ускоренного «слияния наций». Конечно, и среди союзных республик были те, которые должны были стать в ближайшее время русскими — Белоруссия и Украина, и были те, к которым относились с особым пиететом, как Прибалтика, где разрешили даже латиницу. На фоне союзных республик Татарстан терялся, про татар вспоминали очень редко и то в конце длинного списка братских народов. Этот перечень напоминал мемориальную доску на братской могиле.

Советский конструктивизм был грамотно построен в отличие от современного политического дилетантства — пропаганда работала отменно, на эту цель была брошена вся мощь советского аппарата, куда отбирались лучшие кадры, вертикаль была без коррупции, хотя и с привилегиями, похожими с высоты сегодняшнего дня на детские шалости. Власть уважала людей знания, учителей, писателей. Профессор университета получал зарплату как директор крупного оборонного завода или секретарь обкома. В то время умели платить и требовать. У любого конструктивизма, включая советскую идеологию, есть один коренной недостаток — он желаемое выдает за действительное. Трудно честных людей винить за это, ведь они искренне стремились осуществить свою мечту. Честные коммунисты вовсе не стремились уничтожить народы СССР, они верили в братскую дружбу, а вот державники всячески подогревали «плавильный котел» советских наций.

Конструктивизм — один из тупиковых направлений российской общественной мысли, привлекательный из-за своей простоты, на первый взгляд безвредный, но при соединении с властью опасный. Для конструктивистов народы живут по воле правителей, а власть в России всегда вела себя так, будто ей предстоит реванш за татаро-монгольское иго. Перманентная мифическая Куликовская битва стала частью русской ментальности и она из года в год призывает на поле брани новых бойцов.

Но вот прошло время и все конструкции по ассимиляции татарского народа не сработали. Конечно, удалось закрыть многие татарские школы по стране, ликвидировать целый ряд очагов татарской культуры, тем не менее народ жив. Ни Столыпин, ни Сталин, ни Брежнев не смогли покончить с татарами. Громадные усилия царской и советской государственной машины оказались бесполезны, причем не помогли не только идеологические рычаги, но и репрессивные органы, даже крымских татар не сумели сломить — они все равно возвращаются на родину. Татары, вроде бы (в отличие от горцев Кавказа) открытая нация, охотно сближаются с русскими и другими национальностями, учатся в одних школах и университетах с русскими, смотрят те же телеканалы, легко впитывают современные веяния культуры, живут общей жизнью со страной, которая державная и православная, но остаются татарами. Почему же они не исчезают? Задают себе вопрос конструктивисты и не находят ответа. А в это время татары вновь объявились на политической сцене, и чувствуют себя субъектом исторических событий. Возвращение в историю — это ответственность в отведенном тебе судьбой пространстве и времени.

Павильон Татарской АССР на ВСНХ в Москве
Павильон Татарской АССР на ВСНХ в Москве

ПРОКЛЯТИЕ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Справедливости ради надо признать, что многие татары обрусели — мы знаем сотни знаменитых русских фамилий татарского происхождения, но это те татары, которые делали карьеру и добровольно шли на русскую службу. До появления капитализма в конце ХIХ века национализм и шовинизм не был так силен, как сегодня, а потому факт перехода татар на государственную службу не воспринимался как предательство. Это сегодня всех поделили на «наших» и «чужих». Российская идеология выстроена по принципу системы опознавания: если не «наш», то можно сбивать — пусть не маячит перед глазами. В прошлом не было столь резкого противостояния русских с малороссами или инородцами, только с Петра I активно насаждались шовинистические настроения, давшие «плоды» к началу ХХ века в виде черносотенной ненависти «наших» к «чужим».

Среди татар немало оказалось тех, кто волею судеб уехал с насиженных мест и служил верой и правдой тем, кто им помог в трудную минуту. Но когда дело касалось насильственной ассимиляции, татары сопротивлялись, как могли. При этом многие теряли собственность и звания, лишь бы сохранить традиции предков. Даже те, кто перешел в православие не стали русскими. Кряшены дадут фору любому татарину в знании татарского языка и традиций. Они самые что ни на есть истинные татары.

Наверное, не случайно среди татар практически не было крепостных. Кое-где появлялись сильные хозяева. Они устраивали в деревне жесткую вертикаль и подминали под себя крестьян. Вследствие этого у людей терялась всякая инициатива, и деревня через какое-то время начинала умирать. Крепкая рука имела поддержку в лице клерикалов ханафитского мазхаба, чьей задачей было насаждение невежества. Выжили те деревни, которые сумели вырваться из этой паутины, основав новую деревню на более демократических основах вместе с джидидскими имамами и учителями.

После революции Сталин попытался сделать всех крестьян рабами, но в результате в стране рухнуло сельское хозяйство. Сегодня новоявленные помещики в лице «Вамина» и молодых латифундистов пытаются закрепостить крестьян. Ничего не выйдет! Они банкроты по жизни, если даже находятся в верхней строчке списка самых богатых. Верх безумия противопоставлять себя народу, грабить и насиловать его, делать вид, что не слышишь проклятия родной земли. Ты, вроде бы хозяин, но уже никому не нужен. Татарское село никогда не будет помещичьей усадьбой, оно не будет копировать голландские или американские хозяйства. Оно может развивать фермерство в финском стиле, сохраняя форму общины как страхового полиса, ячейки татарского мира, из которого может вырасти агрохозяйство, или промышленное предприятие, или даже город.

ПРОКУРАТУРА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ НЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЦЕН, А ЛОВЛЕЙ ЖУЛИКОВ

«На свете есть великое множество людей, воображающих, что они наделены талантом править, только по той причине, что они стоят у власти».

Наполеон Бонапарт

Внешнее давление на татар будет продолжаться, и оно не остановится, пока Россия не станет реальной федерацией. Скорее всего, страна будет переходить к федерализму отдельными регионами, кусками, по факту. Сегодня Чечня имеет особый статус, как впрочем, и Татарстан. Появятся еще такие же регионы в силу экономического кризиса. К сожалению, из-за давления современных конструктивистов, которые мечтают слепить российскую нацию из русских, чеченцев и татар, права субъектов оказались урезанными, навыки самостоятельного управления утеряны или их не успели приобрести в годы ельцинской «оттепели». В результате государственное устройство страны приобрело химерический характер, оно идет не в сторону укрепления вертикали власти, а к стихийной экономической децентрализации, где сильные олигархи и монопольные корпорации становятся самостоятельными игроками. Но даже если установится анархической федерализм, все равно это будет лучше вселенского разгула воровства, возникшего благодаря безответственности коррумпированной части вертикали власти.

Сегодня отсутствует какая-либо ясно изложенная модель государства. Это удивительно, но это так. В посланиях президента страны перемешаны принципы федерализма и унитарного государства. Управляемая демократия, управляемая оппозиция на поверку оказываются обыкновенным политиканством, в ответ появляется неконтролируемая митинговая стихия. Все замечательные инициативы федерального правительства разбиваются о простое неисполнение, отсутствие финансов или же коррупцию. Политикой считаются волевые решения, порой исходящие из самых добрых пожеланий, но без опорных точек. Дом строится без фундамента или же забывают его покрыть крышей, или вместо окон врезают двери, или же вместо отопления ставят водопровод, освещение оказывается на полу, и т.д. и т.п. Отсутствует цельное представление об архитектуре государства.

Ручное управление в условиях частной собственности не состоятельно, оно уже привело к стихийному росту цен. Прокуратура не должна заниматься регулированием рынка продовольствия и лекарств, ее задача ловить жуликов. Вопрос сговора цен — это дело антимонопольной службы. Но уж если прокуратуру заставляют проверять аптеки, то пусть начнут с выяснения доли поддельных лекарств. Пусть поставщиков фармакологии ловят также как фальшивомонетчиков. Прокуратуре бесполезно пытаться тормозить рост цен на продовольствие, ведь крестьяне и без того бедные и беззащитные, их работа зависит от стоимости бензина, газа, электричества. Пусть попробуют органы потрясти монополии — основных виновников роста цен и падения уровня жизни. Монополии ушли в сектор несистемной экономики, их не взять голыми руками.

Фото: tatneft.ru

Другая болевая проблема — курс рубля также не поддается ручному управлению, к тому же банковская система не производственная, а спекулятивная сфера, у нее свои интересы. Дутым банкам не нужна конкурентоспособность товаров, но зато они ловко банкротят доверчивых вкладчиков. Единственный надежный рычаг укрепления рубля — это рост производства и производительности труда, но нынешняя процентная ставка по кредитам не содействует этому. Регулирование курса рубля с помощью мер Центробанка — всего лишь оттяжка грустного итога: медленная девальвация валюты, уход бизнеса в тень, деградация экономики с сопутствующими неплатежами и ростом бандитизма.

Надежды на рост цены на нефть невелики, причем они связаны с ростом экономики США, Германии и Китая, как потребителей энергоносителей. Порой цена повышается из-за войны в Ливии и других арабских странах, однако на этом не выстроишь Стратегию. Сегодня ОПЕК не регулирует рынок нефти, поскольку США стали крупнейшим производителем углеводородного сырья и решающим образом влияют на уровень его добычи. Российские эксперты надеются, что США остановятся на разумной цене в силу разорения сотен производителей сланцевой нефти. Действительно, такой процесс наблюдается, так ведь их открывается не меньше (время для регистрации компании в США составляет около 4 часов). Процесс разорения компаний — это всего лишь процесс отбора из них жизнеспособных, к тому же технология нефтедобычи с каждым днем улучшается. В любом случае себестоимость сланцевой нефти, хоть и высока, но соизмерима с российскими показателями. В России нет дешевой нефти, поскольку требуются значительные затраты на разведку и транспортировку, слишком высоки «накладные» расходы, а там где уже существует инфраструктура, нефть стала трудно извлекаемой. Что же касается добычи на шельфе, то там себестоимость запредельная. В то же время в США себестоимость добычи нефти традиционным способом, скажем в Техасе, где давно существует инфраструктура, меньше $20. Это и есть нижняя планка, которая подкрепляется политическими факторами.

США заинтересованы в низких ценах на нефть, поскольку они не только производят, но и потребляют нефть. Благодаря низкой цене на бензин, растет покупательная способность населения и оживает вся экономика. И в Германии наблюдается такая же картина. Вся Европа радуется снижению цены на бензин. Сегодня ОПЕК может всего лишь наблюдать за этой грустной для нее картиной, а Россия пожинает плоды сырьевой зависимости и готова распродать свои месторождения китайским компаниям. Осталось отдать им военные технологии и тогда Китай сможет продекламировать, как в рекламном ролике: «Мечты сбываются»... В 90-е годы точно также раздавали нефтяные разработки американцам, а с 2000 года их стали отбирать. История похоже повторяется, пока что в своей первой фазе, вторую фазу будет трудно повторить — невозможно создавать второй фронт...

У России не остается рычагов влияния на рост экономики, даже резервы на «черный день» пойдут на поддержку пенсий и минимального уровня жизни, но это никак не стимулирует экономику, а потому, как и в 1998 году, регионы начнут отчаянно искать способы выживания. Мы все это проходили, но этот урок не пошел впрок. В 90-е годы экономические проблемы усугубила чеченская компания. Сегодня таким же фактором выступает война на Донбассе. Экономика капитально переплелась с политикой.

СПАСЕНИЕ СТРАНЫ ОТ КРИЗИСА ЛЯЖЕТ НА РЕГИОНЫ

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Василий Осипович Ключевский

Конечно, Россия на Украине показала Западу «кузькину мать», а братьям-украинцам — кто «старший брат», российское население вполне вдохновлено победами на фронтах. Однако рано радоваться. Позитивное отношение к успехам в Крыму и Донбассе — это фантомная реакция. Она неадекватна экономическому состоянию страны, а потому выполняет функцию замещения болевых точек маленькими радостями. Нынешние военные успехи помогают забыть старые раны от унизительного ослабления страны со времен распада СССР, они удачно сочетаются с 70-летием Победы, но не могут вдохновить на напряженный и производительный труд, не могут стать оправданием неизбежного затягивания поясов. Сегодня весь энтузиазм уходит на митинги, причем порой в поддержку довольно радикальных элементов, которые имеют свойство выходить из-под контроля, в то время как нужна идея, которая оправдала бы обнищание масс и обогащение богатых.

Постепенно центр тяжести экономических решений будет смещаться в регионы. Наиболее успешные руководители субъектов станут играть более значимую роль, чем федеральные министры, да и в целом правительство страны. Причина не в людях, а в ситуации — какой бы премьер ни сел в кресло, какой бы состав кабинета ни был назначен, ничего не поможет, проблемы перешли с экономического на политический уровень. Невозможно экономику страны выправить без кардинальных политических решений, а они сводятся к расширению самостоятельности регионов и к борьбе с коррупцией. На столь радикальную смену курса страны центр не готов, а потому остается надежда на активные регионы. В конце 90-х годов именно субъекты спасали страну, брошенную Москвой на произвол судьбы. История похоже повторяется. Именно дееспособные регионы определят точки роста и возможности выхода из экономического кризиса. Сегодня больше имеет смысла собирать эффективных губернаторов для выработки экономического курса, нежели писать «Стратегию-2030». В свое время был Совет глав республик при президенте России, как совещательный орган, в нем участвовал также представитель областей. На этом Совете предлагались разумные решения по перераспределению полномочий между центром и субъектами, при этом отталкивались от насущных проблем, а не доктрин конструктивистов. Совет не стал влиятельным органом, потому что в Москве было острое желание забрать все полномочия в центр. Федерализм обозвали анархией и ринулись укреплять централизм, забрали у субъектов все денежные потоки, наделили Москву невиданными полномочиями — теперь даже постовой в казанском переулке стал «федералом». В результате коррупция выросла в разы, а управляемость упала, и наступил очередной кризис, который вновь будут разгребать регионы. Теперь нам всем нужно держаться за республику и объединяться с регионами-донорами.

Наряду с общим экономическим кризисом, республику подстерегают внутренние угрозы. Они связаны не с макроэкономикой, а с неизбежным изменением характера бизнеса. Частные предприниматели республики, как всякий начинающийся бизнес, связаны с семейными узами. По мере расширения бизнеса и вместе с приходом на смену молодого поколения собственников, наступает кризис. Все страны мира проходили через эту стадию роста, и это реальная проверка на прочность созданных структур. В большинстве своем успешный бизнес, начатый главой семейства, оказывался под угрозой по ряду причин: дети проматывали активы отцов, бизнес делился между наследниками или становился неконкурентоспособным из-за некомпетентности новых хозяев. Выживали те компании, которые меняли принципы менеджмента, но об этом — в следующей статье.

Пускай минувшего не жаль,
Пускай грядущего не надо —
Смотрю с язвительной отрадой
Времен в приближенную даль.
Всем равный жребий, вровень хлеба
Отмерит справедливый век.
А все-таки порой на небо
Посмотрит смирный человек, —
И одиночество взыграет,
И душу гордость окрылит:
Он неравенство оценит
И дерзновенья пожелает...
Так нынче травка прорастает
Сквозь трещины гранитных плит.

Владислав Ходасевич. Лето 1920

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (78) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.03.2015 11:05

    круто

  • Анонимно
    7.03.2015 11:18

    Полностью согласен, что для всех этносов и стран важнейший вопрос современности "Возвращение в историю — это ответственность в отведенном тебе судьбой пространстве и времени". И очень остро эта проблема стоит перед исламским и православным миром. Вместо развития и движения в будущее, мы пятимся назад. В этом вся проблема!!!

    • Анонимно
      7.03.2015 11:28

      Энергия народа уходит, нет обьеденяющей силы, идеи.Почему при Чингисхане были сильными и полмира было нашим? Потому что не пытались быть на кого то похожими, думали своей головой,молились своему Тэнгри.Каждый этнос (нация) имеет своего этнического, природного, на генетическом уровне определенного и определяющего Бога (примем в качестве термина - хотя, в отличие от Творца Единого, речь идет о Духе Нации). К примеру, у семитов это - Яхве. Евреи зовут его Элохим, арабы - Аллах (один этнос, один Бог - хотя, внешне, разные народы и разные религии!). У индусов - Тримурти или Троица богов (Брахма, Шива, Кришна). Есть также пророки, возведенные в статус Бога самими людьми (Заратуштра, Будда, Христос). У казахов (тюрков) бог - Тенгри или Великий Аруах (с женской ипостасью - Умай).Об энергообмене. Что происходит, когда человек, находясь в своем этносе (нации) и этнической религии, молится на своем этническом языке своему этническому (природному, генетическому) Богу? Например, казах (тюрок) поклоняется Тенгри (оставим пока в стороне вопрос о догматах, ритуалах, пророках, Священных книгах и т.д. - ибо истинная вера находится только в сердце человека!). В этом случае казахский (тюркский) бог Тенгри, получая импульс мистической энергии сердца из казахского (тюркского) этноса, т.е. из собственной паствы - автоматически откликается (связь Человек - Бог абсолютна и универсальна!) и посылает свою энергию-благость целиком на свой казахский (тюркский) этнос, т.е. на свою религиозную общину, паству. При этом важно подчеркнуть: не на отдельного человека (молящегося), а целиком на весь этнос (в этом суть всех магических ритуалов - просьба к Всевышнему во имя коллектива!). Потому, чем сплоченней этнос (нация) и сильнее религиозно-национальный дух - тем более он получает энергии-благости от своего этнического Бога.Что же происходит, когда человек, находясь в своем этносе (нации), но чужой религии - молится на чужом языке чужому Богу? Например, казах (тюрок) поклоняется арабскому (семитскому) богу Аллаху (Яхве)? Арабский Бог, получая импульс мистической энергии сердца из своей паствы, автоматически откликается и посылает свою энергию-благость целиком на свою паству или этнос (арабский или, шире, семитский).Таким образом, чем больше казахов (тюрков) молятся казахскому (тюркскому) богу Тенгри - тем больше получает казахский (тюркский) этнос энергии-благости от своего этнического бога Тенгри.И, наоборот, чем больше казахов (тюрков) молятся арабскому (семитскому) богу Аллаху (Яхве) — тем больше получает арабский (семитский) этнос энергии-благости от своего этнического бога Аллаха (Яхве). И тем слабее становится сам казахский (тюркский) этнос, ибо выход мистической энергии сердца в данном случае невосполним!Это - универсальный Закон Энергетики во Вселенной.Именно в нем - тайная и главная причина всех мировых войн. Завоевателям нужна не столько чужая территория и богатства (хотя и это немаловажно!) - сколько людской потенциал в виде тонкой, мистической энергии человеческого сердца. Эта энергия по своей эффективности превосходит все виды атомной энергетики и ядерного оружия! Потому завоеватели всегда стремятся любыми путями (см.выше) обратить побежденных (как физически, так и духовно!) в свою религию, веру, культуру, язык, этнопсихологию! Ибо только в этом случае их этнический Бог насыщается мистической энергией человеческого сердца и автоматически посылает свою энергию-благость на свою этническую паству.

      • Тенгрианец
        7.03.2015 12:19

        Тенгри, не только казахский, это общетюркское Верховное божество и к татарам оно имеет не меньшее отношение чем к казахам.Л. Н. Гумилев называет тенгрианство законченным религиозныммировоззрением с онтологией, космологией, этикой и демонологией,восходящим к глубокой древности и отточенным не менее, чем буддизм,ислам, зороастризм, манихейство и христианство. Истоки тенгрианства уходят в глубины истории Центрально-азиатских тюрко-монгольскихнародов, в языке которых слово тенгри (казахи - танир, татары - тэнгри,алтайцы - тенгри, тенгери, хакасы - тигир, тувинцы – денгер, дээр, якуты -тангара, турки - танри, балкаро-карачаевыцы - тейри, кумыки - тенгири,монголы - тэнгэри, и др.) употребляется для обозначения верховногобожества. «Тенгри – есть продукт общественной мысли не какого-нибудьотдельно взятого, даже мощного этнического массива. Он феноменпостепенного развития различных культов, верований и воззрений,преимущественно культа природы, продукт олицетворения ее стихийныхсил… Мировоззренческой основой тенгри является натурфилософскийголозоизм, рассматривающий чувственные явления природы и явления мираодушевленными, что и составило в конечном счете фундамент пантеизма обоге-природе».Тенгрианство сформировалось как учение о естественной гармонииприроды. Оно стало государственной религией Древнетюркского каганата(545 - 745 гг.).

  • Анонимно
    7.03.2015 11:20

    у меня один вопрос: если бы не известные события в отношение губера Сахалина , то этот губер вошёл бы в этот "совет региональных лидеров"??

    • Анонимно
      7.03.2015 11:42

      А как же? Еще и комиссию какую-нибудь возглавил бы, по финансам или развитию отдаленных территорий.

  • Анонимно
    7.03.2015 11:33

    Утверждение Хакимова "Татарское село никогда не будет помещичьей усадьбой, оно не будет копировать голландские или американские хозяйства. Оно может развивать фермерство в финском стиле, сохраняя форму общины как страхового полиса, ячейки татарского мира, из которого может вырасти агрохозяйство, или промышленное предприятие, или даже город"- в корне не правильно, нельзя искать решение сегоднящих проблем в прошлом, даже в недавнем и справедливом -финском фермерстве. Будущее за "смарт виладж" и "экопоселениями" на основе конвергенции современных коллективных социальных и производственных умных технологий. В какой форме они приживутся в РТ зависит от компетенций, в том числе социальных, основных проектировщиков будущего для РТ в лице власти, элиты (включая Хакимова) и технопредпринимателей, которых к сожалению пока нет.

    • Анонимно
      7.03.2015 11:44

      Совет, меньше читай фантастики. "... которых к сожалению пока нет" - вот это и есть реальность. Goody

      • Анонимно
        7.03.2015 11:50

        Пока нет в РТ, в мире то их полно, например, только только в Израиле ежегодно появляются более 100 высокотехнологических стартапов. Могли бы что-нибудь почитать, прежде чем тыкать.

    • Анонимно
      7.03.2015 19:58

      Село уже принадлежит агрохолдингам. Не надо наивно смотреть на вещи.

      • Анонимно
        7.03.2015 20:51

        Если точней. то земля, включая пашню, пастбища принадлежит агрохолдингам, а села никому не принадлежат, отчасти людям без земли.

        • Анонимно
          7.03.2015 22:28

          А зачем людям село без земли? Им даже на своем участке не разрешают свой магазинчик открыть или чипок. Нельзя пеканю сделать. Нельзя яйца и молоко без бумажек продавать. Ничего нельзя. Только работать забесплатно. Вот они и уезжают за деньгами туда, куда платят.

  • Анонимно
    7.03.2015 11:41

    Оставим в стороне этическую оценку статей Хакимова, вносящих сумятицу в умы и русских, и татар. По существу статьи скажу следующее: в США, "оплоте федерализма и демократии", вы, господин Хакимов, можете себе хотя бы на миг представить такие названия административно-территориальных единиц, как Черокский штат, Ирокезский штат, Сиусский штат, Эскимосский штат? А ведь это отражало бы принадлежность данной территории коренным народам, издавна населяющих ее. А в СССР и РСФСР практически все территориальные автономные единицы были названы по национальностям - Башкирская АССР, Татарская АССР, Еврейская АССР. Вас это не удивляет? Для вас даже этот факт будет подтверждать теорию о том, что власти СССР хотели всех ассимилировать и сделать быстренько русскими? Вот если бы у нас были сейчас, названные еще в СССР, Казанский край, Уфимская область, Грозненский район, Ижевская республика - вот это было бы истинным федерализмом, да? Настоящему ученому его идефикс не должна закрывать свет истины.

    • Анонимно
      7.03.2015 11:52

      Согласен. Если бы я хотел развалить США то начал бы с индейцев, организовать их борьбу за возврат своих территорий ,организовать республику, подписать договор с обамой, потом мексиканцы, поляки, французы, каждому свою республику, валюту, армию, и через 10 лет от сша ничего не останеться.

      • Анонимно
        7.03.2015 17:23

        А вы знаете, что в США есть штат, который называется Республика Калифорния? А в Германии есть Свободное Государство Бавария, Свободное Государство Саксония, Свободное Государство Тюрингия. Так и называются.Полномочия Центра и штатов-республик(земель) жестко разграничены, президент или губернатор зависит от своих избирателей, хотя рекламу себе организуют с помощью избирательных фондов. Но если нарушил законы - шансов избраться мало. Если вам нравятся декоративные названия, подайте предложение назвать субъекты федерации Смоленской республикой, Тверским княжеством, Московским наместничеством и далее по вкусу. И тогда узнаете, чего стоят ваши дилетантские фантазии на шовинистическую тематику.

        • Анонимно
          7.03.2015 19:57

          Внимательно читайте комментарий, прежде чем писать ответы, и не передергивайте, речи о том, что нравятся декоративные названия, не было. Никто не спорит, что в США сильно развит федерализм, он как раз является образцовым, наверное. Но вот о том, чтобы сохранять в названии территориальных единиц названия национальности там и речи быть не может. А в СССР это было сделано. Что мешало сохранить название Казанской губернии? Ничего. Никто бы не пикнул даже по тем временам. Однако в названии многих республик была подчеркнута коренная национальность. А господин Хакимов этого в упор не видит. Ему всё плохо, и противные русские в СССР только и делали, что спали и видели, как бы побыстрее ассимилировать остальные народы. Так же как и сейчас. Простите, что пишу таким обывательским языком, но статьи Хакимова я не могу рассматривать как заявки на серьезные научные изыскания. Всё, что им пишется, пишется в угоду его же собственным маниям и фобиям, извините.

    • Анонимно
      7.03.2015 19:02

      А какова этическая оценка отождествления татар с индейцами?Тем временем формы индейских автономий в США и особенно Канаде развиваются. Статус индейцев как "first nation" охраняется достаточно хорошо. Самая крупная территориальная единица в Канаде - индейский штат Нунавут (образован в 1999 году, занимает 21% территории Канады, основной закон - Акт о Нунавуте, основный язык инуитский). 1999 год это совсем недавно, но вряд ли официальные российские СМИ хотя бы мельком упоминали о создании такого штата. Я лично таких новостей не помню, а вы даже не можете представить что такое возможно. Странно, да?Сейчас самая большая проблема во взаимоотношениях с республиками экс-СССР заключается именно в страхе перед тем, что Хакимов называет "конструктивизмом". Без этого страха у советских республик не было бы стимулов разбежаться.

      • Анонимно
        7.03.2015 20:00

        Простите, а чем плохо отождествление татар с индейцами? Опять наступили на ваше больное самолюбие? Я могу говорить о русских, индейцах, узбеках с одинаковым уважением, у каждого народа своя история, культура, традиции, развитие. Почему нельзя в этот ряд ставить татар? Вот для таких людей с болезненным ощущением уникальности одной национальности (естественно, своей) и пишет академик свои статьи. Теория чистокровных ари

        • Анонимно
          8.03.2015 15:05

          Плохо тем, что индейцы в свое время подвергались этническим чисткам и были поражены в правах. При том техническом превосходстве европейцев истреблять индейцев считалось чем-то вроде истребления бизонов. Поэтому сравнение какого-либо народа с индейцами имеет очень неприятный душок.

          Но как уже говорилось, времена уже не те, и индейцы сейчас - first nation или native americans. То есть "первый народ" или "коренные американцы". Причем эти определения пошли с подачи белых американцев, поэтому индейцев не приходится упрекать в "арийскости".

    • Анонимно
      7.03.2015 20:29

      В Америке другой случай . Там пришлые истребили местное население а остатки загнали в Резервации.Вы в России также хотите?

  • Анонимно
    7.03.2015 11:45

    Утверждение, что "Внешнее давление на татар будет продолжаться, и оно не остановится, пока Россия не станет реальной федерацией" также связано с прошлыми ассоциациями. Весь мир уже развивается в виде особых технологических территорий развития в виде кластеров и проектных Консорциумов, включая Финляндию, Китай и США с Англией, Турцию, не говоря уже про Сингапур и Южную Корею. Нам больше надо уделять внимание к развитию своих Иннополисов и ОЭЗ, не только как источнику освоения бюджетных денег, а как формированию социально-производственных комплексов будущего, которые по эффективности должны приближаться к международным аналогам, а не играть роль муляжей.

  • Анонимно
    7.03.2015 12:14

    С утверждением Хакимова о том, что "Наиболее успешные руководители субъектов станут играть более значимую роль, чем федеральные министры, да и в целом правительство страны" можно было бы согласиться, если эти руководители регионов смогут найти инвестиции на новые технологические проекты. К сожалению ситуация совсем не похожа на середину 90-годов. Сейчас весь мир переходит на новые технологии, и мы не можем дальше имитировать инновационную деятельность на бумаге.Нужны специалисты с международными компетенциями, нужны новые технологические инновации в виде автоматизированных заводов, а не попытки модернизации старых производств.

  • Анонимно
    7.03.2015 12:21

    А вот с этим утверждением Хакимова нельзя согласиться полностью "Сегодня больше имеет смысла собирать эффективных губернаторов для выработки экономического курса, нежели писать «Стратегию-2030». Напомню, в 90-годы и в РТ и г. Казани были и стратегии, и программы, и планы, которые утверждались на федеральном уровне.Резко упало качество управления не только в РТ, но и в других регионах РФ. Поэтому надежды на регионы не очень большие.

  • Анонимно
    7.03.2015 12:25

    Можно согласиться с утверждением Хакимова, что "Частные предприниматели республики, как всякий начинающийся бизнес, связаны с семейными узами. По мере расширения бизнеса и вместе с приходом на смену молодого поколения собственников, наступает кризис".Однако, необходимость перехода на новые технологии, это гораздо более глобальный кризис, чем семейные разборки.

    • Анонимно
      7.03.2015 23:00

      Cудьба подарила нам нефть и разумных руководителей. Будет стабильность - будут и новые технологии. В России медленно запрягают - зато потом очень быстро всех перегоняют.

  • Анонимно
    7.03.2015 13:29

    В самых богатых странах и самое большое количество самоубийств и пороков. Материальные богатства не самоцель.Все что ставиться умом-эго в виде целей, то это не приносит счастья.Мягкий знак в словах(цель и т.д.) указывает на эфимерность ставящихся целей.Настоящее нутро человека мыслит метами-предназначением жизни, раньше звали Скумой.К нему ставились меты или метки и был важен сам процесс, а не цель.Цель всегда захватывает ум человека и тогда он становиться белкой в колесе.Видит только морковку в виде экономического роста и тому подобному.Гораздо правильнее было бы говорить о смысле жизни и предназначении жизни .

    • Анонимно
      7.03.2015 13:55

      Очень содержательный комент. Хотелось-бы прочитать у кого-то,что делать при наступающем кризисе(процесс) с бандитизмом,уводом денег в офшоры и коррупцией?

  • Анонимно
    7.03.2015 13:31

    Национальности это разрушительная сила для любого государства. Умелые политиканы в нужный момент вытаскивают туза в виде титульной нации. А карманные псевдоученые напускает туману на решение умы. Г-н харлов из их числа. Как практическую пользу несут его статьи? Никаких. Для него главное обосновать значимость татары республике. К сожалению в республике ему нет оппонента. Сам факт ущемления русских в нашей республике никого не интересует.на каком основании президент обязан знать татарский язык? Основание одно местный клан не хочет пускать конкурентов во власть. А харлов в этом им помогает. Уверен что в республике важнее не знание языка, а профессиональные и личностные качества.

    • Анонимно
      8.03.2015 05:29

      Предлагаете Президентом России поставить какого-то англичанина? Или может быть немца или японца? Среди них очень много достойных с хорошими профессиональными и личностными качествами.

  • Анонимно
    7.03.2015 13:45

    СПАСЕНИЕ СТРАНЫ ОТ КРИЗИСА ЛЯЖЕТ НА РЕГИОНЫ??? Нет, спасение страны ляжет на простых граждан этой страны! Как это уже бывало!

    • Анонимно
      8.03.2015 17:10

      Не спасение страны от кризисов, а не созидание их прежде всего покоится на выработку обществом тех законодательных норм поведения, которые служат благу большинства .Общественные институты должны обслуживать справедливое распределение
      результатов труда, а также меры потребления.

    • Анонимно
      8.03.2015 18:05

      Не спасение страны от кризисов, а не созидание их прежде всего покоится на выработку обществом тех законодательных норм поведения, которые служат благу большинства .Общественные институты должны обслуживать справедливое распределение
      результатов труда, а также меры потребления.

  • Анонимно
    7.03.2015 13:49

    Рафаэль Хакимов - спасибо Вам за силу, что даёте своим сторонникам!

  • Анонимно
    7.03.2015 14:13

    Все прошедшие века были отрезком времени, в котором доминировали личности(хотя за ними всегда стояли заинтересованные группы). Иногда некоторых судили(наказывали),но истинные выгодополучатели остовались нетронутыми. Пока община народов не станет основным носителем и хранителем смысла жизни на Земле,нам предстоит наказываться за невыученные уроки.Может в 21 веке повезет пересдать?

    • Анонимно
      7.03.2015 14:38

      Общины уже существуют во всех развитых странах мира -называются старт-апами. Пора уже такие же создавать в РТ, а не только болтать об этом. Никто их за нас не будет создавать.

  • Анонимно
    7.03.2015 14:46

    Как же он слаб в религиозных вопросах. Только коснется Ислама и все его достоинства нигилируются. Слишком плоская систеиа получается в координатах: экономика-бытие.

    • Анонимно
      7.03.2015 16:05

      Как же ты силен в вопросах критики тех, кто слаб в религиозных вопросах. Только ты укажешь своим перстом на тех, кто в этом слаб, как все его достоинства и нивелируются. Как тебе не стыдно ...

      • Анонимно
        8.03.2015 08:41

        Наши муллы дали образование всему татарскому народу, были оплотом татарского народа, что послужило мощнейшему ренессансу в начале 20 века.

  • Анонимно
    7.03.2015 14:53

    - Начался кризис.- Какой кризис?- В том-то и дело, что непонятно. В этот раз даже объяснять ничего не стали. Раньше в таких случаях хотя бы мировую войну устраивали из уважения к публике. А теперь вообще никакой подтанцовки. Пришельцы не вторгались, астероид не падал. Просто женщина-теледиктор в синем жакете объявила тихим голосом, что с завтрашнего дня все будет плохо. И ни один канал не посмел возразить. (с)В. Пелевин. Т.

  • Анонимно
    7.03.2015 15:17

    Может все дело в том, что на уровне федерации никто и не заинтересован в развитии России? Одно дело -пустые слова и декларация намерений, и совсем другое- реальные дела и целенапрвленное разрушение экономики, под соусом прихватизации.Иначе как объяснить отсутствие развития в стране по всем направлениям? За 24 года Россию сделали европейским рынком сбыта, разрушив собственную промышленность.

    • Анонимно
      7.03.2015 18:19

      Никто не заинтересован в развитии России -ни Америка, ни Китай, ни Москва и самое главное этого не хочет народ российский. Что, это для вас открытие?

      • Анонимно
        7.03.2015 22:26

        А начальство заинтересовано в развитии подчиненных?

        • Анонимно
          8.03.2015 15:04

          Тоже нет , скорее наоборот. И получается ведь дебилизировать народы до уровня популяции.

          • Анонимно
            8.03.2015 16:44

            А вот почему Москва ,как столица государства ,не заинтересована в развитии России? Пока складывается ощущение, что все 24 года она усиленно стягивала все ресурсы страны и развивала исключительно себя, наплевав на регионы.Главная проблема -отсутствие идеологии ,мотивирующей людей на саморазвитие и развитие страны. Отсутствие иделогии нам записали в Конституцию ,после переворота в 1991 году, с подачи советников их госдепа.

            • Анонимно
              8.03.2015 17:56

              Если Госдеп такой хитрый и сильный и даже нам конституцию пишет и мы не можем её переписать- значит капут.

  • Анонимно
    7.03.2015 16:30

    Совершенно правильная,отвечающая на вопросы современности статья.Спасибо Р.Хакимову за это...

  • Анонимно
    7.03.2015 17:18

    "...Сам факт ущемления русских в нашей республике никого не интересует.на каком основании президент обязан знать татарский язык?..." "ДНР" "ЛНР" ничему не учит? Если нет уважения к родному языку соседского народа нет, то и соседей не уважают. Это шовинизм или умственная отсталость...

    • Анонимно
      7.03.2015 18:22

      Вот и объясните на каком основании я должен учить татарский язык? Есть язык межнационального общения это русский. А национальные республики это сознательное расскалывание россии на удельные княжества. Моими соседями так же являются башкиры, удмурты, чуваши, разницы и т.д. мне что все языки изучить? Все эти темы национальностей и религий на руку политикам для прихода к власти

      • Анонимно
        7.03.2015 18:42

        а я русский учить не хочу! почему вы объявили русский языком межнационального общения? я считаю, что татарский язык в Татарстане - это номер один и также английский язык должен больше развиваться!

        • Анонимно
          7.03.2015 19:13

          русский язык теряет свою актуальность в современном мире. В Татарстане будущее за татарским языком, а в мире за английским и за китайским, конечно.

          • Анонимно
            7.03.2015 19:33

            Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает необходимым преподавать предметы в старших классах на английском языке. Правильно делают казахи, молодцы! За английским и китайским будущее, а в Татарстане в первую очередь это Татарский язык! http://news.nur.kz/358583.html

          • Анонимно
            7.03.2015 20:06

            То есть вы действительно считаете, что, проживая в России, не надо учить русский язык? Как бы вы прожили в США без английского, в Германии без немецкого, в Китае без китайского и так далее? Что за ерунду вы несете в угоду своим националистическим настроениям? А если вы считаете, что Татарстан должен быть отдельным государством, то это уже призыв к нарушению целостности страны. Но у нас "смелые" все только в интернете. Пригласи вас в суд, вы там от своих слов быстро откажетесь.

        • Анонимно
          7.03.2015 19:50

          Русский язык де-факто является языком межнационального общения. Он признан и в международном общении наряду с французским и немецким и другими языками. Активно изучают русский язык в Китае, в странах Латинской Америки, в Сирии введено преподавание русского языка.

          • Анонимно
            7.03.2015 20:05

            Вы выдаете желаемое за действительное. Китайцы изучают английский язык и получают образование на Западе, в той же Америке. Тоже самое и в Латинской Америке. Английский занимает первое место и значение китайского растет с каждым годом. А в Татарстане это Татарский язык. Я свободно говорю и на татарском, русском и английском языках, но мой родной язык - это Татарский, и туган тел и матур тел! Он самый красивый и богатый язык!

          • Анонимно
            7.03.2015 20:11

            Кабинет министров Украины, состоящий из украинцев, грузин, прибалтов, евреев и т.д. вынужден общаться на ненавистном им русском языке. Английский они не одолели, учить язык друг друга им не с руки. Так что было плохого, когда огромное количество людей сотни национальностей свободно понимало в СССР друг друга? как сейчас понимает друг друга вся Европа? Почему никто не истерит насчет английского языка и не считает зазорным его учить, не называет англичан захватчиками, поработителями и так далее? Люди, очнитесь! Такая ваша установка постепенно приведет к гражданской войне. Вы этого хотите?!

  • Анонимно
    7.03.2015 18:15

    Он правильно пишет: "Но вот прошло время и все конструкции по ассимиляции татарского народа не сработали. Конечно, удалось закрыть многие татарские школы по стране, ликвидировать целый ряд очагов татарской культуры, тем не менее народ жив. " Татары и Татарстан будут всегда!!!

  • Анонимно
    7.03.2015 18:21

    Уважаемые Татарстанцы!!!Россия богатая страна богата она и ресурсами и коренными народами.Тяжесть и надрыв в жизни обычных граждан заключается в том что где-то начиная с 17-19 века из-за войн с Турцией за земли Краснодарского и Кубанского региона, Идеологи при Царях совместно с СИНОДОМ(РПЦ) которому это было выгодно разработали и внедрили в Российское общество теорию СЛАВЯНСКОГО БРАТСТВА то есть Царизм завоевательные войны направленные против Турции оправдывало защитой БРАТЬЕВ СЛАВЯН.А они же не благодарны.Так например писал Великий Русский писатель Достоевский о СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕНАХ:"Не будет у России, и никогда еще не было, таких НЕНАВИСТНИКОВ, завистников, КЛЕВЕТНИКОВ и даже явных врагов, как все эти СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!"Это писал великий Русский писатель аж в 1877г.Как прав Достоевский эти СЛАВЯНСКИЕ народы-государства даже воевали на стороне Фашизма против России СССР.(Болгары,Словаки,Чехи,Хорваты,)Хорват МАРШАЛ ТИТО глава Югославии предал СССР как только подружился с Американцами и Европой.Сейчас нет войны с Турцией даже почти дружба.Тогда зачем нужны нам народам России эти славянские народы сегодня???(Поляки,Украинцы,Белорусы,Болгары,Словаки,Сербы и др.)Белорусы ладно пока подчёркиваю ПОКА нам друзья потому что помощь им от России составляет около 15 миллиардов в год.Я имею ввиду по всей экономической линейке.Зачем нам Российским народам это ФИНАНСОВОЕ бремя,помогать этим народам???Я думаю СССР надорвался не из-за того что помогала всему миру и низкой цене на нефть а потому что безоглядно помогала СЛАВЯНСКИМ НАРОДАМ в том числе входящим в состав СССР.Одна Украина ныне должна России по разным проектам 25 миллиардов долларов.А сколько должны Белоруссия,Словакия,Сербия и др.БРАТЬЯ СЛАВЯНЕ??????Это безумие.Что будет если Украина объявит ДЕФОЛТэто значит Россияне не увидят этих денег 25 миллиардов НИКОГДА.Регионы стонут нет денег на нужды Российских народов а Мы видите держимся мёртвой хваткой за Славян.Что это такое???Может надо прекратить это безумный проект???C УважениемПростой человек

    • Анонимно
      7.03.2015 20:18

      Российские народы должны быть сплочены в совокупности своей общности, а не утруждаться на поиски схожести с иными народами , это касается как крупнейшей нации, так и других народов входящих в совокупность Российских народов!

  • Анонимно
    7.03.2015 18:24

    Красиво,понятно,доступно,ЧИСТО,ОТКРОВЕННО,ЧЕЛОВЕЧНО!,всё прочитал,ЛЕГКО ЧИТАЕТСЯ,как и каждую субботу читаю эти статьи..-МОЛОДЕЦ!Сразу видно,человек глубоко осознал,что КРЕСТЬЯНСТВО НЕ СЛОМИТЬ НА СЕЛЕ всяким необуржуа-агрохолдингами,как и татарский дух в татарском народе))--НАДО ТОЛЬКО,ЧТОБЫ ВОЖАКИ СТАИ ЭТО ПОНЯЛИ)).Спасибо!.С ув. скотник.

  • Анонимно
    7.03.2015 18:29

    Моему Татарскому народу не хватает свободномыслящих людей , которые искренне и безвозмездно защищают его интересы где бы то ни было! И еще нам не хватает одной главной вещи, вот отрывок из фильма "Храброе Сердце" и то что нам нужно можно услышать на 2.20!https://www.youtube.com/watch?v=_2nXzssw0gk

    • Анонимно
      7.03.2015 20:40

      А моему Татарскому народу очень часто не хватает денег, чтобы просто покушать

      • Анонимно
        8.03.2015 10:02

        Уважаемый !!!А Вы зря так.Начну с того что в России большая проблема найти отличных каменщиков облицовщиков.Русской национальности уже почти нет куда то исчезли и всё.При строительстве дома мне под Москвойочень нужны были каменщики облицовщики очень хорошие скажем так.Плохих и средненьких каменщиков гастарбайтеров полно из Средней Азии и Молдавии,Украины,Белоруссии.А вот классные каменщики почти пропали.В поисках таких специалистов звонили в Татарстан и предлагали нескольким бригадам Татарам приехать и строить дом предлагали очень хорошие условия.Однако!!!Я вам скажу так и не смогли уговорить.Кстати ГАСТАРБАЙТЕРОВ в Москве из Татарстана ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ.Есть только в МЭРии Москвы и высших Архитектурных строительных сферах.А вот представителей других ПОВОЛЖСКИХ республик полным полно.Там видимо жизнь не САХАР.Это к слову о яко-бы хорошей организации экономики в соседних братских Чувашской,Башкирской,Мордовской,Мари-Эл республиках а так же Кировской и др.областей России Это довод на ответ Уважаемого земляка с тюркским именем АЗАТ.Татары живут хорошо.Не надо нагнетать и преувеличивать.Так что Вы зря.С УважениемПростой человек

        • Анонимно
          8.03.2015 15:38

          глупость!Могу ложить камень в любом стиле,в т.ч.и шамотный,со всеми зазорами в печи,выполнять пилястры и др. навороты.Ничего там такого нет)

        • Анонимно
          9.03.2015 18:49

          А вы не простой человек !

  • Анонимно
    7.03.2015 21:41

    Очень умно и убедительно излагает Хакимов ситуацию в стране и мире.Побольше таких честных и смелых граждан.По нефтянке дал точную картину.Сильно.Два раза перечитал.Молодец.Настоящий мужик.

  • Анонимно
    7.03.2015 22:05

    Я бы поставил Хакимова как минимум премьером РФ. Почему в федеральной власти нет не оджного такого мудрого чиновника?Что ждать от этих Грефов, Федоровых, Мединских и прочих дилетантов?

  • Анонимно
    8.03.2015 14:17

    Ну а насчет деятельности Сталина, автор не прав, не удержался, что бы проходя мимо не лягнуть советскую власть, как это модно сейчас!«Старая деревня,— говорил товарищ Сталин,— с ее церковью на самом видном месте, с ее лучшими домами урядника, попа, кулака на первом плане, с ее полуразваленными избами крестьян на заднем плане — начинает исчезать. На ее место выступает новая деревня с ее общественно-хозяйственными постройками, с ее клубами, радио, кино, школами, библиотеками и яслями, с ее тракторами, комбайнами, молотилками, автомобилями». Ну и для развития кругозора для вновь взращенных антисоветчиков:Цель лозунга-штампа про «работу за палочки» в том, чтобы вызвать примитивную ассоциацию в мозгу слабоумных по принципу – «работает забесплатно только раб.» Рабы и правда не получают оплаты за свой труд и работают исключительно из-за страха наказания или смерти, при этом хозяин должен их кормить иначе рабы погибнут в течение нескольких недель и незадачливый рабовладелец просто останется ни с чем. Так работали ли крестьяне в СССР по принуждению надсмотрщиков? Такого не утвреждали даже Геббельс с Солженицыным. Нет, этого не было. В чём ещё отличительная черта раба? В том, что он не обладает никакой собственностью, абсолютно всё, что у него есть – собственность хозяина и хозяин имел право в любое время забрать всё, ничем не обосновывая свою прихоть. Обладал ли колхозник собственностью? Безусловно – личным подворьем и другой собственностью, эта собственность была защищена законом. Отбирали ли в СССР у колхозных крестьян дома? Нет. Отбирали ли произвольно личную собственность? Тоже не отбирали. То есть колхозный крестьянин вообще ничего общего не имеет с положением раба. Тем не менее, идиоты продолжают это утверждать, как обычно, не понимая даже близко значения произносимых слов.

  • Анонимно
    8.03.2015 17:25

    Бытье определяет сознание.Во время афганских событий мне лично очень помогло знание татарского языка, оно позволило снять напряжение в непростые моменты, а можеть быть и сохранить нечто большее.Тогда я зауважал свой родной язык, хотя до этого особо и не задумывался-знаю да и ну ладно.Одно я знаю-знание языков это сила , это твои другие возможности.Только беда в том, что их учить надо, для этого надо трудиться.А здесь нужна мотивация, привитая родителями или необходимостью.

  • Анонимно
    8.03.2015 21:52

    Рафаэль Сибгатович, спасибо за статью. По сути, все верно. Я бы только внес одно уточнение. Оно связано с республиканской элитой. Она-то слышит голос народа? Нет, увы, она занято самовоспроизведением. Элита компрадорская, социальные лифты давно не работают, вот в чем основная беда. Элита Вас не услышит, только сделает вид, будто понимает. Ее надо эволюционно менять, без потрясений, но неуклонно, вдумчиво. Какая сила на это сейчас способна (Москва не в счет)?

  • Анонимно
    9.03.2015 08:50

    "социальные лифты давно не работают, вот в чем основная беда." почему так говорищь?

  • Анонимно
    9.03.2015 09:03

    КАМАЗ и Челны сорок лет Москва спасает ,Казань тоже на кредитах оттуда ...то, что не поддерживается - разваливается

    • Анонимно
      9.03.2015 10:21

      Не мелочитесь. Татнефть пятьдесят лет свой продукт валютный на экспорт поставляет. Экспортные выгоды, разумеется, в основном оседают в союзном-федеральном бюджете.

  • Анонимно
    9.03.2015 12:19

    "Татнефть пятьдесят лет свой продукт валютный на экспорт поставляет. " при такой низкой цене на нефть оправдывает ли добыча и транспортировка через всю страну и особенно через Украину? не выгоднее ли развивать нефтянку на востоке страны?

    • Анонимно
      9.03.2015 16:41

      Вы с темы "съехали". Тезис 09:03 был о другом совсем. И ответ ему был соответствующий. Если вы хотите рассуждать о выгодности сегодняшней торговли нефтью, то это совсем другая тема. А во времена Союза (тем более полвека назад) надо просто знать, какое значение имела иностранная валюта в нашей зарубежной торговле. Кто тогда "под стол пешком ходил", не представляет степени контроля валютных операций при покупке импортного оборудования и других товаров.

  • smr
    10.03.2015 21:55

    Вся статья в точку.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль