Общество 
9.03.2015

Михаил Щелкунов: «Почему СССР уже давно нет, а 8 Марта до сих пор существует?»

Если в России не займутся своими праздниками, их могут вытеснить западные аналоги

Несмотря на смену эпохи, многие советские праздники до сих пор популярны в народе. Однако им на пятки наступают западные celebration-образцы. Директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает, почему 8 Марта и 9 Мая будут жить долго, а также почему россияне столь падки на Хэллоуин и День святого Валентина.

Хотя в основе 8 Марта лежит борьба за женскую эмансипацию, у нас этот праздник больше ассоциируется с преклонением перед женщиной

КАЛЕНДАРНАЯ БРОНЬ

Праздник является культурно-историческим феноменом, сопровождающим человеческую историю с самых древних пор. Его изучают антропологи, культурологи, историки, психологи, социологи. Существует несколько причин, объясняющих необходимость и значимость праздника для людей.

Самая очевидная причина — социальная. Это желание продемонстрировать свой общественный статус перед другими. День учителя, День строителя, День медицинского работника — способ заявить окружающим, что соответствующая профессиональная корпорация существует, действует, заявляет об общественном признании.

Другая причина — стремление человека к перемене своего состояния. Рутинный, повторяющийся изо дня в день порядок действий, гражданских обязанностей, социальных отношений требует перерыва, пусть временного. Рутину хочется нарушить, «выпрыгнуть» из нее, побыть хотя бы ненадолго в другом общественном состоянии. Вспомним знаменитые дионисии и вакханалии античности. Это своеобразное «открытие клапана», компенсаторная функция праздника.

Еще одна причина — неотъемлемое для человека стремление к игре: «понарошку» воспроизвести необычные формы поведения, деятельности, развлечься, посмотреть на жизнь с «обратной» стороны, посмеяться над привычным порядком вещей. Возьмем, к примеру, древнеримские сатурналии, когда господа прислуживали за столом своим рабам, или средневековые карнавалы с их элементами антицерковности и антирелигозности. В этом отношении, по мнению известного российского философа Михаила Бахтина, праздник есть выражение «смеховой культуры» народа.

Наконец, праздники, помимо прочего, являются маркерами жизненного времени. Установка «живем от праздника до праздника» глубоко заложена в человеческом подсознании с давних времен.

Дискуссии по поводу того, сколько же должно быть праздников в году, ведутся с регулярным постоянством. В России число ежегодных праздников перевалило за полторы сотни и постоянно растет, правда, не все праздники являются выходными днями. Основной прирост — за счет профессиональных праздников. Их отмечают работники кадровой службы, транспортной полиции, налоговой службы, бухгалтеры, спасатели, риелторы и т.п. Создается впечатление, что каждая профессиональная корпорация стремится один из дней в году зарезервировать за собой. Дело дошло до того, что на некоторые дни календаря выпадают несколько профпраздников.

Без специальной государственной поддержки в современной России сохраняются праздники, которые несут общечеловеческое содержание. Они отмечались еще в советскую эпоху, хотя были тогда изрядно идеологизированы. Это Новый год, 23 февраля и 8 Марта, 1 и 9 Мая. Общечеловеческие ценности, заложенные в них, неподвластны никакой идеологии. Встреча Нового года — смена одного периода жизни на другой. Май ассоциируется с приходом весны, грядущим началом летнего отдыха — это тоже общечеловеческое состояние. День Победы говорит сам за себя — освобождение человечества от фашистского нашествия. Хотя в основе дня 8 Марта лежит борьба за женскую эмансипацию, у нас этот праздник больше ассоциируется с преклонением перед женщиной. Точно также 23 февраля неслучайно выходит за рамки Дня защитника Отечества. Это праздник всех мужчин, поскольку общественное сознание настаивает на равном признании социальных статусов женщины и мужчины. Сегодня завоевывает популярность некий симбиоз этих дат — праздник «23+8», который еще больше подчеркивает равенство двух полов и в противовес модным западным трендам артикулирует естественность их взаимного тяготения.

ЛЮБОВЬ И ЧЕРНЫЙ ЮМОР НЕ ДЛЯ «СОВКА»

Появились новые праздники — день святого Валентина, Хэллоуин, всемирный день поцелуев и др. Они вызывают противоречивое отношение у россиян. Одни видят в них вызов национальной культуре, другие, напротив, отдаются празднованию с головой.

Не стоит отвергать праздники, которые находят отклик у массовой аудитории. Важно лишь помнить, чтобы они не несли ущерба для других, особенно если дело происходит в мультикультурной поликонфессиональной среде. Известно, что одни и те же явления в разных культурах или религиях могут оцениваться по-разному. Поэтому здесь необходимо проявлять осмотрительность и деликатность, чтобы не задеть чувств тех, кому праздник не по душе. В этом отношении наша республика может служить примером. Большинство праздников — Рождество, Курбан-байрам, Пасху, Сабантуй и др. — татарстанцы отмечают вместе, невзирая на культурные и конфессиональные различия.

Да, Валентинов день, Хэллоуин — праздники нероссийского происхождения. Тем не менее они удовлетворяют естественные потребности людей. Разве влюбленность противоестественна человеку? Разве не свойственно людям стремление поиграть в «страшилки» так, чтобы это было очень смешно, ведь юмор — обязательная часть Хэллоуина. На Западе эти праздники имеют давнюю традицию, к нам же пришли совсем недавно под влиянием глобализации. Желание молодежи отмечать их в России есть, а опыта проведения, увы, нет.

Понятно, почему. Во-первых, в недавнем советском прошлом такого рода праздники были запрещены. О каких страшилках из сказок можно говорить в условиях строительства коммунизма? Что за влюбленность должна сопровождать борцов за дело пролетариата? Во-вторых, если искать подобные по смыслу праздники в более далеком (языческом или православном) нашем прошлом, то таковые, может, и были. Но времени с тех пор прошло столько, что восстанавливать их сегодня — маловыполнимая задача. Не проще ли брать напрокат Валентинов день и Хэллоуин у западной культуры?

«НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ»...

Очевидная тенденция проведения праздника в наше время — его коммерциализация. Праздники являются хорошими драйверами продаж соответствующих атрибутов. Представьте, что были бы отменены 8 Марта, Новый год, Валентинов день. Для многих компаний это обернулось бы существенными финансовыми потерями.

Бытует мнение, что покупать подарок на праздник или не покупать, дело добровольное. В конце концов подарки можно делать и недорогие. Но если праздник массовый, то, как говорится, с миру по нитке — бизнесу доход.

В принципе бизнес готов организовать любой праздник по любому поводу, лишь бы человек приобретал соответствующие товары и услуги. Поделюсь свежим примером. Я держу кота. И вот совсем недавно узнал, что 1 марта отмечается Всемирный день кошек. Ну, раз праздник, значит, своих братьев меньших нужно как-то радовать, например, угощать их в этот день дорогим кормом. Более того, производители кошачей продукции навязчиво намекают, что уж в этот-то день можно побаловать своего любимца лосьоном, зубной пастой и даже специальной косметикой (есть и такая!) И хотя мы прекрасно понимаем, что животным вся эта «мишура» не нужна, тем не менее «западаем» на маркетинговые «фишки», идем в магазин и делаем бизнесменам кассу. Для них праздник — золотая жила.

Один из немногих праздников, который остается некоммерциализированным, — День Победы. И только потому, что он со слезами на глазах. Привкус этих слез настолько чувствуется россиянами, что до сих пор отбивает охоту оформлять эту дату дорогими подношениями. Героям Победы не до гламурных открыток, дорогих шампуней и легкомысленных фенечек. Думаю, что и в будущем, когда уйдут из жизни и ветераны войны и труженики тыла, а сам праздник наверняка примет новую форму, он останется вне поля интересов бизнеса и маркетинга.

ГДЕ ЖЕ ПРАЗДНИКИ, КОГДА ВОКРУГ ГЕДОНИЗМ?

Современную цивилизацию не зря называют эрой развлечений, эпохой наслаждений. Элементы праздничной атмосферы становятся атрибутом почти любой сферы жизнедеятельности — в сфере обслуживания, торговом центре, банковском секторе, на транспорте, в образовательном учреждении. Куда ни приди, везде тебя встречают улыбками, праздничной эстетикой, атмосферой комфорта. Если в советское время воздушные шары, салюты, напитки на халяву предлагались обывателю 3 - 4 раза в году, по большим государственным праздникам, то сейчас в любом банковском офисе, автосалоне, приличном магазине вам «покажут мультик» и «подарят шарик». Только купи, только воспользуйся услугой! Интернет буквально пестрит от предложений celebration-менеджеров (по-старому — массовиков-затейников). Праздники умудряются организовать даже по таким совсем непраздничным поводам, как семейный развод или дорожно-транспортное происшествие.

В этом свете встает вопрос: каким должен быть настоящий, памятный праздник, в чем его суть? Наверное, в том, что он должен укорениться в сознании человека благодаря значимым для него событиям и ценностям, которые не зависят от каких-то привходящих обстоятельств, — общественного строя, политического режима, места проживания и т.п. Так, свой главный праздник — день рождения — человек отмечает вне зависимости от того, какая в государстве власть, кризис в стране или процветание, хорошая на дворе погода или нет. В этом смысле Новый год, 8 Марта и День Победы имеют шансы на долголетие в качестве праздников.

Все остальное форматируется значимостью событийного ряда и его ресурсной поддержкой. Если, предположим, со стороны Запада или Китая будет усиливаться ресурсное обеспечение Дня святого Валентина или азиатского Нового года, организовываться массированный PR и продвижение данных праздников в рамках открытых границ и культур, то не исключена вероятность, что импорт зарубежных праздников может стать преобладающим над нашими. Тут придется противопоставлять соответствующие ресурсные условия, чтобы пропагандировать отечественные праздники. Но об этом — в следующей статье.

Михаил Щелкунов

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.03.2015 09:46

    Вывод: если продолжается борьба с мифическим западом с помощью даже праздников- значит СССР еще жив. Тогда статья построена на ложных предпосылках.

  • Анонимно
    9.03.2015 09:54

    В самой германии где жила немка придумавшая этот праздник знать не знают что за день 8 марта...

    • Анонимно
      9.03.2015 11:14

      Потому что он идеологический изначально. И даже Новый год использовался как идеологический советской властью, чтобы перешибить Рождество. А 23 февраля совсем идеологический.
      Народ их упростил и превратил в народные- вопреки давлению идеологии и проходимцев (коммунистов).

    • Анонимно
      10.03.2015 08:54

      "Женский день" придумали американки-суфражистки в начале ХХ века.

  • Анонимно
    9.03.2015 11:30

    Интересен комментарий Эмиля Гатауллина на другую статью автора.
    http://m.business-gazeta.ru/article/123717/#comment1127213

    • Анонимно
      9.03.2015 13:28

      Да, еще одна статья "ни о чем"... или очередной "крик о помощи"? Уверен - первое.Университетские профессора-философы (и не только) достигли верха совершенства - в их статьях все слова знакомые, а что хочет сказать человек непонятно. Смысл отсутствует. Набор словесных штампов, банальностей или ссылки на тексты предшественников-профессоров предыдущих веков. Про кота начал хорошо: "Я держу кота". Но закончил опять "никак". Что получил кот и получил ли хозяин удовольствия от того, что получил кот? Не ясно.Ждем продолжение. Может там будут новые мысли, рассуждения, выводы по поводу современных праздников.

  • Анонимно
    9.03.2015 11:54

    Праздник-праздно-значит каждый день должен быть праздник.То есть жить здесь и сейчас-счастье.к сожалению нас специально вводят в психологическое время или в прошлое, либо в будущее.НаСтоящее редко кому доступно, разве только женщины на это способны.Кто находиться в состоянии вселенской любви.

  • Анонимно
    9.03.2015 13:26

    А почему автор предлагает смириться и перенимать западные праздники? Почему ни словао том, что Россия может и обязана возродить свои национальные праздники-русские и национальные праздники коренных народов страны? Может кому-то очень не хочется , чтобы коренные жители России вспомнили о своей истории и корнях?

    • Анонимно
      9.03.2015 13:49

      Нет, автор как раз скорее подводит к тому, что пора запрещать иностранные несоветские праздники. Вот у вас уже смог вызвать ненависть к таким.. На Вас сработало значит.

      • Анонимно
        9.03.2015 14:41

        Автор статьи не сотрудник спец.служб, который "подводит" мысли читателей в нужное идеологическое русло, а профессор федерального университета, который обязан научно, точно, логично и доступно излагать свое мнение по разбираемому вопросу.

  • Анонимно
    9.03.2015 13:45

    Увеличение большого количества ненужных праздников обесценивает истинные праздные дни...

  • Анонимно
    9.03.2015 15:02

    Клара Цеткин придумала праздник 8 марта вместо Пурима- веселого праздника иудеев. Вернее не вместо, а рядом, чтобы можно было легально в атеистической России праздновать от души свой праздник. Поэтому нигде в мире об этом не знают. Везде в эти дни празднуют Пурим!

    • Анонимно
      9.03.2015 17:49

      Впервые Международный женский день отпраздновали в США в 1910 г; в Российской империи - в 1913 г. До Великой Социалистической Октябрьской Революции все религиозные праздники можно было отмечать всем желающим.8 марта выбрано Международным женским днем в честь демонстрации женщин 23 февраля (8 марта нового стиля), положившей начало февральской революции в России.

    • Анонимно
      10.03.2015 10:09

      Поздравляю братьев-иудеев с праздником Пурим!Хороший праздник - настоящий карнавал. Надо так его отмечать вином, чтобы на утро ничего не помнить плохого. Здорово!

  • Анонимно
    9.03.2015 23:25

    Для меня эта статья интересна. При этом замечаю [Платон мне друг, но истина дороже], что чистая философия для многих читателей БО скучна. Вот если её разбавлять отступлениями типа "я держу кота", то вероятен успех... Аудитории всегда нравится когда ученый с юморком...ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ: "Да, кстати, я вообще заметил, что профессора- гуманитарии любят держать котов. Эта мода, как мне представляется, пошла от известного многим профессора-иностранца у которого был кот - громадный как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Звали кота Бегемот. Моего кота зовут "..." и , в отличие от некоторых читателей БО, кот любит мои статьи, особенно когда я при их чтении чешу его за ухом." (и далее обыграть переход от уха к серьезному разговору)Михаил Дмитриевич, спасибо за статью. Твой Б.Г.

    • Анонимно
      10.03.2015 09:16

      Уважаемый Б.Г., защитник уважаемого Михаила Дмитриевича (последний, уверен, ни в чьей защите не нуждается)!А что такое "чистая философия"? Что - есть "грязная философия"?Почему современный человек устраивает "праздники" для любимых животных, в том числе и котов, и крыс, и змей? Тратит на эти "праздники" огромные деньги. С чем это связано? И капиталисты здесь не при чем. Капиталисты вторичны. Сначала владельцы животных стали самостоятельно устраивать "праздники" своим любимцам, а затем уж подключились капиталисты и сделали свой бизнес."Праздники для животных" - разве это не достойная тема для настоящего философа?Кстати, текст о коте профессора М.Д.Щелкунова гораздо интереснее текста о коте его защитника Б.Г.

  • Анонимно
    10.03.2015 09:44

    В настоящее время праздники потеряли своей значимости. Нет уже того волшебства в новый год, радости от единения одной цели 1 мая, сплоченности за дело Ленина 7 ноября. Одна суета сует.

    • Анонимно
      10.03.2015 10:03

      Согласен с Вами полностью!У меня ощущения от перечисленных Вами праздников те же самые, что и Вы описали.В молодости все было иначе...Видать старею...Философия молодости....Философия старости...Но молодежи праздники нужны. Но какие праздники, и как их праздновать в условиях глобализации?Довспоминался, старый дурак, макароны подгорели...Нечего "философствовать"..., когда готовишь "еду".

  • Анонимно
    10.03.2015 13:23

    Мне пошел седьмой десяток лет. Праздники для меня сейчас не менее волнительны чем в детстве или юности. Я жду их, я готовлюсь к ним и потом дарю праздники близким. И от того, что родные и друзья и я вместе с ними счастливы в такие моменты, мое переживание праздника еще более восхитительное, чем в детстве или юности... 2015 год я встречал в роли Деда Мороза, а моя 87-летняя мама была счастлива в роли Снегурочки. А за окном стояли сказочно красивые ели, которые сам сажал когда-то, а рядом взрослый сын, который всухую обыгрывает Деда Мороза на биллиарде, стильно повязав кашне, которое я ему в этот праздник подарил... Самый лучший праздник - тот, который ты сделал сам в кругу близких людей, а дата в календаре - это только хороший повод. Б.Г.

    • Анонимно
      10.03.2015 19:45

      Вы счастливый человек!От всего сердца поздравляю!Большая Семья - большое Счастье!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль