Общество 
14.03.2015

Рафаэль Хакимов: «Семейность в бизнесе плохо влияет на экономику Татарстана»

Скоро старшее поколение уйдет. Способна ли молодежь продолжить дело отцов?

Клановость, исторически присущая не только татарам, но и России в целом, сегодня дружно осуждается без понимания сути дела. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в своей статье, написанной для «БИЗНЕС Online», утверждает, что навязанная Петром I прусская модель управления бизнесом, страсть к британскому образованию, неэффективная гигантомания — все эти традиции хрупки в быстро меняющемся современном мире и не подходят для нашей страны.

РУССКИМ В ГАРВАРДЕ УЧИТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО

Великая вокруг меня пустыня,
И я великий в той пустыне постник.
Взойдет ли день я шторы опускаю,
Чтоб солнечные бесы на стенах
Кинематограф свой не учиняли.
Настанет ночь поддельным, слабым светом
Я разгоняю мрак и в круге лампы
Сгибаю спину и скриплю пером,
А звезды без меня своей дорогой
Пускай идут.
Когда шумит мятеж,
Голодный объедается до рвоты,
А сытого (в подвале) рвет от страха
Вином и желчью, я засов тяжелый
Кладу на дверь, чтоб ветер революций
Не разметал моих листов заветных.
И если (редко) женщина приходит
Шуршать одеждой и сиять очами
Что ж? я порой готов полюбоваться
Прельстительным и нежным микрокосмом...

Владислав Ходасевич. 1924 - 1925

Успехи первоначального накопления всегда связаны с энергией и нередко авантюрностью основателя бизнеса. Характер накопления тоже влияет на продолжение бизнеса. Например, те, кто нажился в годы золотой лихорадки в США, как правило, быстро спустили все свои сбережения. Известные американские фирмы выросли благодаря упорному труду, а не счастливой удаче на золотых приисках. Особенно отличились в этом плане пуритане, для которых упорный труд был служением Господу, накопление шло на расширение дела, а излишнее потребление и роскошь считались грехом. Если бы наши имамы гибадат (служение) понимали как упорный труд на благо народа, а не ходили разряженные наподобие средневековых арабов от одного застолья к другому и не навязывали чужие традиции татарам, республика стала бы маленькой Силиконовой долиной.

В период первоначального накопления во многих странах законодательство оказывается столь неопределенным, а нравы — столь дикими, что мораль отходит на второй план. Собственность приобретается или силой, или властью, или изворотливостью и мошенничеством. Гораздо реже в основу бизнеса ложатся изобретения. В такой ситуации соотношение законности и незаконности накоплений, а также доля теневого (во многом криминального) сектора экономики становятся столь значительными, что некоторые государства идут на амнистию активов для вывода капиталов из тени. Но не это было главным испытанием, а наследование собственности.

Естественно, глава семейства строит не столько свое, сколько благополучие детей и мечтает, чтобы они продолжили его дело. Практика показывает, что лишь небольшой процент детей имеют способности отца по ведению бизнеса. Если дети оказываются включенными в совместный труд вместе с родителями, если деньги накапливаются кропотливым трудом и каждый понимает свой вклад, тогда у наследников появляется ответственность за продолжение семейного бизнеса. Далеко не у всех народов, включая русских и татар, семейные традиции столь прочные, как у китайцев, которые могут заставить детей продолжить начатое дело. Во многих странах дети богатых родителей просто проматывают семейные накопления. Во втором и особенно в третьем поколении скупость основателей бизнеса становится предметом насмешек, роскошь превращается в фактор престижа, а капитал — в источник потребления. С тем, чтобы дети захотели продолжить дело отцов, нужно соответствующее воспитание, которое не сводится к нотациям или учебе.

В России появилась мода отправлять детей учиться в Англию. Думать, что обучение в британских университетах поможет успешно работать в условиях России, — верх наивности. Практики Британии и России не имеют ничего общего. В Британии законы не просто устойчивы, многие из них не менялись с ХII века. В России депутаты Госдумы меняют законы так часто, что, например, Налоговый кодекс так и не могут опубликовать. В Британии законы принимаются по принципу прецедента, исходя из жизненной потребности. В России же инициаторами законопроектов выступают правительство или партии, подконтрольные администрации, а также отдельные олигархи, группы бизнесменов. При этом принятый закон может противоречить интересам большинства населения. Некоторые нужные для народа законы оказываются заблокированными, как Бюджетный кодекс, на который ежегодно накладывается мораторий из-за его выгодности субъектам Федерации.

В Британии механизм свободного рынка отрабатывался со времен Адама Смита, а либерализм стал основой основ британской политической системы и ментальности граждан. В России же рынок поделен между монополиями, криминалом и олигархами, при этом ручное управление считается нормой, а антимонопольные службы следят за неугодными структурами. Понятие свободного рынка в России — нонсенс, а потому все теории знаменитых экономических школ Лондона, как, впрочем, Гарварда и Стэнфорда, в наших условиях непригодны, их некуда приложить. Да, и либерализм в России стал почти ругательным словом. Сами же российские либералы очень избирательно относятся к вопросу понимания прав и свобод, выступая за гражданские права человека и отвергая права народов, для них все люди — обезличенные индивиды без национальности, религиозной принадлежности, языка и культуры. Для российских либералов федерализм — тормоз свободного рынка, который должен работать на обогащение богатых. В России не только рынок, но даже либерализм представлен навыворот. Россия и Англия — антиподы. Чему же наши родители хотят научить детей в британских университетах? Хотят, чтобы они стали людьми мира и не были патриотами своей родины? Дети, воспитанные в либеральном духе, будут думать, как с активами родителей уехать на Запад и поселиться в Лондоне.

ОТЦЫ И ДЕТИ

«Законы подобны паутине: мелкие насекомые в ней запутываются, большие — никогда».

Джонатан Свифт

Как показывает практика стран, прошедших все стадии становления современного капитализма, наряду с детьми, которые быстро и легко проматывают сбережения родителей, есть немало детей, не желающих иметь что-либо общее с бизнесом отцов. Западная литература полна примеров, когда дети отказываются от собственности родителей и уходят в иную сферу жизни. России не удастся избежать подобных случаев, так что надо ожидать появления целого направления в художественной литературе на тему отцов и детей, где драма будет вращаться вокруг отказа детей от богатого наследства, неприятия способа обогащения родителей или, наоборот, разбазаривания отцовского имущества.

Обобщая зарубежный опыт, можно сделать тревожный вывод: удачных продолжений первоначального накопления оказывается гораздо меньше банкротств. Такая картина наблюдалась в России до революции. Татары не были исключением, у них повторились все язвы раннего капитализма. Насколько удачным и массовым был взлет татарских предпринимателей в ХIХ веке, столь же стремительным было их разорение при наследовании состояния потомками.

Определенный вклад в эту печальную картину вносит наследственное право. До революции многие успешные предприятия татар рассыпались из-за следования нормам шариата, которые требовали справедливого раздела имущества между всеми детьми. Перед предпринимателем стоял выбор: быть правоверным мусульманином и не надеяться на продолжение семейного дела или же нарушить шариат, но сохранить предприятие для потомства в рабочем состоянии. Даже в последнем случае не было гарантии успешного продолжения детьми хозяйства родителей, ибо и прилежные дети сталкиваются с проблемой расширения бизнеса, его адаптации к меняющимся условиям.

Итак, существует ряд причин, ведущих к распаду предприятия при передаче собственности от родителей к детям: 1) наследники не обладают теми навыками, которые были у родителей и предприятие начинает терять конкурентоспособность, нередко при этом присутствует гонор, присущий всем легко разбогатевшим, он мешает трезво взглянуть на будущее своей «империи»; 2) имущество делится между наследниками, бизнес рассыпается; 3) дети отказываются продолжить дело отцов по принципиальным соображениям; 4) дети проматывают отцовские сбережения на свои прихоти; 5) при расширении бизнеса глава семейства начинает расставлять родственников по ключевым должностям, независимо от их способностей. На практике только незначительная часть родни оказывается полезной, большинство становится просто обузой — их трудно уволить из-за родственных отношений, а эффективно управлять они не могут.

Любой успешный бизнес доходит до тех размеров, когда его продолжение требует смены парадигмы. Владелец, хозяин не всегда оказывается успешным менеджером при расширении дела. Для укрупнения бизнеса, без чего нельзя рассчитывать на конкурентоспособность, нужно переходить к иным механизмам организации дела, а это болезненная процедура, поскольку связана с вероятностью потери контроля над бизнесом. Переход к профессиональному менеджменту тоже не панацея от проблем, ибо зависит не только от знаний и навыков специалиста, но и его степени ответственности. Адам Смит предупреждал: «Однако от директоров подобных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем своими собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом». К тому же на топ-менеджеров сильное влияние оказывает образование с модными экономическими теориями, оторванными от реалий жизни.

Все эти и другие причины наблюдались во всех странах и привели к серьезному кризису в становлении экономики. Поэтому и в Татарстане следует ожидать подобную ситуацию. Это скажется не только на внутрисемейных отношениях, но может привести к потерям в темпах развития республики. Скоро старшее поколение собственников начнет отходить от дел. Кому они передадут свой бизнес? Право собственности не гарантирует успех в будущем. Важнее оказываются совершенно иные факторы: переход бизнеса на профессиональный менеджмент, укрупнение бизнеса через создание сетевых структур или через вмешательство государства и т.д. Пожалуй, только Италия в северной и центральной части показала успешное сохранение семейного бизнеса путем формирования сетевых структур, позволяющих соединять преимущества малых форм с высокотехнологичным производством. Остальные страны испытали тяжелый кризис семейного бизнеса.

Как показывает практика, страны, быстро догоняющие в развитии передовые экономики с давними традициями капиталистических отношений, активно используют государственные рычаги. Достаточно упомянуть Samsung или Hyundai. При этом укрупнение организаций по примеру вертикально интегрированных западных компаний оказалось далеко не единственным способом расширения масштаба деятельности. Альтернативой стали сетевые системы по типу японской кэйрэцу. В этом случае интегратором выступало не государство, а банк, члены которого оказывались связанными перекрестным держанием акций и предпочитали вступать в горизонтальные экономические отношения друг с другом. Подобные сетевые организации достигали того же экономического эффекта, что и ведущие вертикально интегрированные западные фирмы. При этом свободная форма давала им большую независимость и гибкость, нежели иерархический способ управления.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДОЖДЬ ИЗ ЧУДЕСНЫХ ДВОРЦОВ

«Хорошие законы порождены дурными нравами».

Публий Корнелий Тацит

Здесь напрашивается историческое отступление. Вертикальные структуры управления вышли из недр европейской оседлой культуры, когда каждый человек был четко привязан к земле, к сословию, своему месту в социальной структуре. Положение в обществе не менялось в течение жизни, а сословная принадлежность передавалась по наследству. Землевладельцы во главе с монархом правили страной, крестьяне пахали землю и пасли овечек, клерикалы стригли свою паству под неусыпным контролем папской курии, воины добывали победы под командованием дворян. Во всем торжествовала вертикаль власти: светская, духовная, воинская. В условиях мало меняющейся жизни вертикаль создавала прочность общества и надежность карьерного продвижения.

В ХХ веке вместе с быстро меняющейся экономикой, прозрачностью границ, передвижением финансов и рабочей силы неприступные «феодальные замки» различных корпораций перестали быть преимуществом. Стоэтажные офисы крупнейших фирм и банков зашатались от энергии диковатых молодых конкурентов, превративших частные гаражи в лаборатории новой техники и современных технологий управления с гибкими структурами. Чудесные дворцы — символы столетних консервативных традиций капитализма — рассыпались великолепным хрустальным дождем под напором таких компаний, как Microsoft с «плоской» структурой управления. Многие фирмы заимствовали новые модели управления и преуспели в повышении своей конкурентоспособности. Сетевые структуры из того же разряда «плоских» структур. Их восприняли как новейшие изобретения менеджмента, но многим невдомек, что они изначально были присущи номадам.

Кочевая культура, над которой издевались и продолжают насмехаться как недоразвитой, строилась без привязки к конкретной земле, с завидной дисциплиной, но без иерархии «феодальных крепостей». Это не отсталость, это другая культура. В конце концов, дикая культура не смогла бы завоевать полмира, а главное, не справилась бы с управлением сотней народов в течение сотен лет. Хватит оправдываться за татаро-монгольское иго, разрушение Багдада и завоевание Китая! Нужно увидеть прежнее величие наряду с прошлыми ошибками с тем, чтобы извлечь пользу от достижений и не повторить промахи. Бату-хан не просто хорошо знал особенности оседлой культуры, он основал 110 (по другим источникам, более 140) городов. Копните фундаменты поволжских городов — все они стоят на ордынских основах. Золотая Орда соединила преимущества вертикально выстроенного управления с «плоскими» структурами кочевой культуры. Номадизм не терпел искусственных границ, его превосходство заключалось в быстром сосредоточении сил и энергии в нужном месте и в нужное время, а гибкие структуры позволяли менять тактику и перестраиваться на ходу. Соединение вертикальных структур с горизонтальными стало в ХХI веке мировым трендом. Кстати, неслучайно «плоские» структуры первыми ввели американцы, сами склонные к миграции и глобализации, как номады.

В кочевых культурах отсутствие иерархии управления компенсировалось ролью вождя клана, который не только обеспечивал сбор налогов, но и гарантировал боеспособность собранных им воинских частей. Успех кочевых орд проистекал не от их свирепости, а благодаря системе отбора кадров — повышение по рангу в военной структуре зависело не от принадлежности к знаменитому роду, а от личной доблести. Клановость, исторически присущая не только татарам, но и России в целом, сегодня дружно осуждается без понимания сути дела. Клановость проистекала из потребности сбора налогов и военного призыва в условиях огромного пространства Золотой Орды, к тому же со значительным кочевым населением, постоянно перемещавшимся по степи. Спрашивается, как собирать налог с кочевника, у которого нет прописки? В условиях больших территорий с разнообразным населением невозможно было организовать управление по европейскому (читай римско-византийскому) типу. Кланы обеспечивали управляемость страной без громоздкого чиновничьего аппарата. Поэтому в Золотой Орде были хорошо известны ведущие кланы. Неслучайно некоторые наиболее известные из них сохранились в России как ведущие дворянские роды: Ширинские, Туган-Барановские, Юсуповы, Глинские и др., а некоторые имена стали этнонимами: ногайцы (от князя Ногая), узбеки (от хана Узбека). Клановая система сохранилась в России до сегодняшнего дня не только потому, что наша политическая культура отсталая, но также в силу громадного пространства, которое может управляться или с помощью федеративных отношений, или же благодаря клановым структурам.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТАК ЖЕ ВАЖНА, КАК И ФИНАНСИРОВАНИЕ

«Никогда так не было, чтоб никак не было. Всегда так было, чтобы как-нибудь да было!»

Ярослав Гашек

Петр I начал ломать евразийскую природу России под европейские стандарты. Он плясал под дудку немцев и голландцев, обучавших его премудростям государственного правления. В силу этой традиции в стране восторжествовала прусская модель управления, описанная Максом Вебером в теории «абсолютной бюрократии». В ХХ веке эта модель себя изжила, но сохранилась в России благодаря милитаристскому духу страны. Приверженность вертикали власти стала частью российской ментальности. Теперь даже татар трудно переубедить в необходимости использовать иные способы управления. Всем кажется иерархическое управление не только лучшим, но и единственно возможным.

Сегодня основные экономические битвы идут в сфере новых технологий, включая изобретение лучших форм организации производства. Мало кто помнит, что одним из источников победы СССР над фашизмом стало конвейерное производство танков и самолетов, внедренное американскими инженерами. Такая инновация изменила баланс сил в пользу Красной армии. Всего лишь одно изобретение Форда, и какой эффект для всего мира! Структура управления оказалась столь же важным ресурсом, как и финансирование, подготовка кадров, обеспечение сырьем. Мы все еще живем представлениями о том, что предприятию нужен настоящий хозяин с крепкой рукой, наводящей порядок. Но есть порядок и порядок. Можно восторгаться российско-прусским порядком ХVIII - XIX веков, сталинскими чистками и советской исполнительской дисциплиной. Но есть другой порядок, далекий от прусских традиций, который наводит канцлер Германии Ангела Меркель. Это ответственность госструктур за результаты, неприятие коррупции, подчинение спекулятивной банковской сферы задачам производства. Есть видимость внешнего порядка в виде предупредительного послушания: «Лэббей» — «чего изволите?!», есть законопослушность всех граждан, включая первых лиц государства. Есть порядок неэффективной и коррумпированной вертикали, с которой никто не решается бороться, и есть порядок эффективных гибких структур, определяющих конкурентоспособность компаний.

Теоретики вертикальных структур ничем не рискуют, навязывая обществу запутанные системы, непригодные в быстро меняющемся мире. Они апологеты всего грандиозного, как небоскребы газпромов, роснефтей, сбербанков, живучесть которых искусственно поддерживается властью. И все это хорошо ложится на традиции пруссомании. Россия удивительным образом сочетает реликты прусской системы, страсть к британскому образованию, неэффективную гигантоманию с кремлевской мишурой. Насколько привлекательна вертикаль, настолько же она хрупка в быстро меняющемся мире. С тем, чтобы вертикаль стала эффективной, надо кому-то остановить динамику жизни...

(Продолжение следует)

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (120) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Азат Д
    14.03.2015 11:07

    Капитан Хакимов: «Семейность в бизнесе плохо влияет на экономику Татарстана»

    • Анонимно
      14.03.2015 11:41

      Если он, человек близкий власти, представляющий её научно интеллектуальную прослойку сказал - значит верхи хотят - ждём перемен.

      • Азат Д
        14.03.2015 12:06

        А я уже вижу перемены, раз проводятся реальные общественные слушания, как с тарифом на тепло в Набережных Челнах.В продвижении демократии в республике, считаю в том числе и своей заслугой. Остальное путь в не куда, когда не используется коллективный разум. "Одна голова хорошо, а две лучше".

  • Анонимно
    14.03.2015 11:19

    Вывод: вся надежда на денщика - бравого солдата Швейка.Только он поможет выжить в мире вертикальной власти "начальников".

    • Анонимно
      14.03.2015 11:34

      Не берут они Швейков. Сами с усами

      • Анонимно
        14.03.2015 12:57

        Без "денщиков" "генералы" не проживут и дня!Не даром слово "денщик" произошло от слова "день". Каждый день "денщик" должен обслуживать "генерала".

    • Анонимно
      14.03.2015 11:56

      Не успел Ярослав Гашек написать продолжение про бравого солдата, желая назвать будущее произведение " Швейк в Бугульме".На всё Проведение Всевышнего.Йозеф Швейк пусть останется на железнодорожном перроне Бугульмы. Он там очень органично смотрится и приветливо встречает и провожает гостей.Нам нужны другие герои.Казак Поволжья

      • Анонимно
        14.03.2015 12:13

        А чем Вам, уважаемый Казак Поволжья, не понравился бравый солдат Швейк?Изо всех героев бессмертной книги Гашека только ему удалось в условиях Мировой войны сохранить человеческие качества, "человеческое лицо". Остальные герои - "начальники" - "оскотинились" и превратились в жалкие подобия людей, думающих лишь о деньгах и удовлетворении своих скотских желаний.Какие герои нужны в наше время?

        • Анонимно
          14.03.2015 13:54

          Уважаемый Аноним, я вас уже узнаю по стилю, лексике и псаковской антилогике. Вы постоянно пытаетесь найти черную кошку в комнате, где её нет.С чего вы решили, что мне не нравится солдат Швейк? «Похождение бравого солдата Швейка» моё любимое произведение, и не только моё, но и многих бугульминцев, которые гордятся, что в годы Гражданской войны Ярослав Гашек был помощником коменданта города и написавший целый цикл бугульминских рассказов.Люблю эту книгу и Швейка, но мне не нравятся:- Полковник Фридрих Краус фон Циллергут, «редкостный болван, что признавали даже его офицеры» - очень узнаваемый персонаж современной российской жизни; - Подпоручик Дуб, жестокий, мстительный дурак из тех, кого Швейк называл «идиотами в квадрате»; - Вахмистр Фландерка, сочиняющий липовые отчеты и пропивший казённые деньги. Таких вахмистров можно найти в каждом городе и районе;- Тайный агент полиции Бретшнейдер, ищущий как и вы черную кошку в комнате, где её нет. И не найдя которую, «вешающий всех черных кошек» на Швейка; - грубиян и сквернослов Паливец, очень похожий на многих работников госучреждений, транспорта и торговли; - Католический армейский священник, фельдкурат Отто Кац, который по словам Швейка «мог свой собственный нос пропить… Мы с ним пропили дароносицу и пропили бы, наверно, самого господа бога, если б нам под него сколько-нибудь одолжили» - очень, к сожалению, узнаваемый персонаж;- Кадет Биглер по прозвищу «Крыло аиста с рыбьим хвостом» - недалекий мальчишка, рОмантик и начётчик, «самый большой дурак в роте» - прообраз многих представителей сегодняшних диванных бойцов клавишных войск.Любя как персонаж Йозефа Швейка, я понимаю, что он очень гротескный, карикатурный, гиперболизированный персонаж и он не может быть прототипом реального героя для движения вперёд.Нам нужны не клоуны – их итак очень много во всех эшелонах власти: учреждениях, проверяющих и контролирующих органах, предприятиях, компаниях, СМИ и, особенно, телеканалах.Казак Поволжья

          • Анонимно
            14.03.2015 14:51

            Уважаемый Казак Поволжья!Рад, что узнаваем Вами. Наличие стиля и лексики уже что-то значит. Спасибо.Насчет "псаковской антилогики".Разве это не Вы написали : "Нам нужны другие герои" по отношению к солдату Швейку в 11.56.Если не Вы, то прошу извинить за мои слова "А чем Вам, уважаемый Казак Поволжья, не понравился бравый солдат Швейк?".Если написали все же Вы, то, извините, в Ваших высказываниях логика отсутствует - даже "псаковская", как Вы пишите (надеюсь таким образом Вы не хотите обидеть и оскорбить женщину).Швейк действительно вымышленный герой, собирательный образ простого человека, поставленного Мировой войной в нечеловеческие условия.Юмор и шутки позволяют ему сохранить человеческое достоинство.Не могу согласиться с Вами, что "гротескный, карикатурный, гиперболизированный персонаж" не может способствовать "продвижению вперед".Знаю одного " реального героя" - "сына юриста", который "гротескный, карикатурный, гиперболизированный персонаж", но "продвижению вперед" он очень способствует.Что за "черную кошку" Вы все время всуе "поминаете"? Да еще в придачу с "тайным агентом полиции Бретшнейдером"? Последний за "черных кошек" получал жалованье. А Вам то зачем их поминать?Можно ли будучи "во всех эшелонах власти" оставаться "не клоуном" (не актером) отдельный интересный разговор.

            • Анонимно
              14.03.2015 15:37

              Ботаник, что вы всё кружите? Казак написал по делу и классно. А про черную кошку, которую вы ищите вместе со шпиком вообще шедевр.

            • Анонимно
              14.03.2015 15:40

              Одни наскоки обиженного. Никакой пользы от вас. А атамана почитать столько интересного. Поеду в Бугульму пивко со Швейком попью.

            • Анонимно
              14.03.2015 18:18

              Кадет Биглер по прозвищу «Крыло аиста с рыбьим хвостом» - недалекий мальчишка, романтик и начётчик, «самый большой дурак в роте» - прообраз сегодняшних диванных бойцов клавишных войск.

            • Анонимно
              14.03.2015 18:39

              Предложение для новорусского словаря: псаки — глупость псакнуть — сглупить псаковать — нести бред опсакаться — каждый додумает сам.Дополнения приветствуются

              • Азат Д
                15.03.2015 10:07

                Напишите пожалуйста ваше предложение:песков-пескануть-песковать-опесковаться-Дополнения приветствуютсяВы выглядите , как глупый школьник. Надеюсь вы не из агитконторы государства, а то очень печально, какие такие умы на государство служат.

                • Анонимно
                  15.03.2015 16:07

                  Азат, а как выглядите вы глупее задиры или ябеды из детского сада мы уж промолчим.Надеюсь вы не из госдеповского обкома, а то уж весело, какие кумы госдепу прислуживают.

                  • Анонимно
                    15.03.2015 17:17

                    Азат Д

                    Я патриот, в российской армии служил. Мы вместе с Путиным, за Конституцию - основной закон страны.

                • Анонимно
                  15.03.2015 16:11

                  Напишите пожалуйста ваше предложение:азат -азатнуть-азатовать - азатнуться-Дополнения приветствуютсяВы выглядите глупее псаки.

                  • Анонимно
                    15.03.2015 17:08

                    Азат Д

                    Шутка хороша один раз, произнесенная второй раз - это глупость.

                  • Анонимно
                    15.03.2015 17:13

                    Азат Д

                    Тем более, вы опять перешли на мою скромную личность.

            • Анонимно
              14.03.2015 18:46

              О, Джейн...Мне хочется всплакнуть, но я лишь псакну: О, Джен, нам без тебя уже нельзя! Лишь ты способна жару дать спектаклю, Чесать, трепать, да просто — гнать гуся. А, впрочем, в сапоге пройтись без пары На брифингах — уже не моветон. Игривый шарм, лукавство — для пиара, Естественный, как тупость, лексикон. Детальный взгляд на принцип «карусели», Логичный вывод — детский беспредел. Язык ведь не помеха в спорной теме, Где Путин виноват — причём везде! Лейкоз на мыслях — вовсе не диагноз, Ума добавит шедеВРАЛЬный текст. Про газ есть гениальная синтагма, Цитат по географии не счесть. А лучшая подружка — Вика Нуланд, Загадка европейского арго, Американским матом как загнула? Мол, fuck нашла у русских берегов… Ей-богу, Джен, спроси у дяди Мэтта: Нет в мире лучше Псаки никого, А то, как вдохновляешь ты поэтов? Мне без тебя придётся нелегко. Уйти в декрет на пике звёздной славы, Допрыгалась… Зачем тебе залёт? Родишь ведь рыжих янки для забавы, Один из них когда-нибудь соврёт… С улыбкой — по наследственному праву. Ты загрустишь: О, молодёжь, о нравы, И вспомнишь тот четырнадцатый год…

  • Анонимно
    14.03.2015 11:25

    Какой выход предлагает господин Хакимов?

  • Анонимно
    14.03.2015 11:27

    Семейственность в политике плохо влияет на экономику

    • Анонимно
      14.03.2015 16:17

      Вспомните США.Именно "семейственность" помогла стать США мощным процветающим государством.Фамилии "семей" называть не буду - они и так на слуху.

      • Анонимно
        16.03.2015 13:05

        К сожалению, там семейственность совсем другая и из другого теста. Если бы у нас было бы так, мы бы уже давно были "Соединенные Штаты России" а не наоборот

  • Анонимно
    14.03.2015 11:38

    Неубедительно!

    • Анонимно
      14.03.2015 11:50

      Ревизия республиканских проектов, выявление эффективных руководителей и т.д.

    • Анонимно
      15.03.2015 13:10

      Семейный бизнес в Америке создавался поколениями,а в России,особенно в Татарстане кучка родственников прибрала к рукам бесплатно все созданное 3 поколениями и приносившее прибыль в советское время. Прибыль тратили на свое обогащение,только и всего. И ,что имеем в итоге: бывшие горкомовские болтуны и их кланы,ничего не создававшие в советское время, оказались самыми состоятельными. Прибрать прибрали ,а создавать ,что либо не умеют. Так ,что сравнивать с настоящим американским бизнесом нечего. Это чистое воровство.

  • Анонимно
    14.03.2015 11:54

    РУССКИМ В ГАРВАРДЕ УЧИТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО-это что за высказывание??? Это что за оскорбление?

    • Анонимно
      14.03.2015 12:06

      Они должны учиться в МГУ. Лечиться у себя в своих клиниках, ездить на своих авто, рожать в своих роддомах. Это разве оскорбление?

  • Анонимно
    14.03.2015 12:05

    Бату хан не просто хорошо знал особенности оседлой культуры, он основал 110 (по другим источникам более 140) городов. Копните фундаменты поволжских городов — все они стоят на ордынских основах.Фундаменты не ордынские, а булгарские. Он не основал, а разрушил Булгарские города, цветущее государство превратил в дикое поле.

    • Анонимно
      14.03.2015 12:49

      Многое говорит в пользу того, что царь Батый был личностью неординарной!

      • Анонимно
        14.03.2015 14:13

        Что именно?

        • Анонимно
          14.03.2015 14:57

          Личность и впрямь выдающаяся . Только не татарин , и даже не монгол. В миру - Иван Данилович русский князь из Ярославля обьединивший разрозненные княжества. А воинский чин имел - хан ( пахан ) и прозвище- Батя ( Батый с ударением на а ). Ну вот такая в то время сложилась система управления - светско - военная . Иначе нельзя было. Более подробно прочитайте на сайте " новая хронология".

          • Анонимно
            14.03.2015 16:26

            Только не Иван а Данко- хохол по матери, еврей по деду, поляк по бабке, китаец по прабабке. В детстве любил сладкие леденцы сосать, как вырос увлекся единоборствами и араком.
            Вообщем, грибы надо с осторожностью употреблять.

            • Анонимно
              14.03.2015 18:28

              Не юродствуйте! Правнук Батыя - русский святой преп. Петр Ордынский ...племянник и сын Батыя Сартак были христианами ...это же факт!

              • Анонимно
                14.03.2015 19:08

                Это, если это так, только подтверждает, что он скорее был монголом а не викингом.
                И что грибы есть нужно осторожно.
                И кто тогда юродствует?
                Тогда я вам тоже скажу обидное: Изыди!

                • Анонимно
                  15.03.2015 18:42

                  и будет Диавол рядиться в одежды божьи и велит речь себя Господом! ... всё это хорошо знакомо! ..можете расслабиться!

          • Анонимно
            14.03.2015 19:43

            Маразм в коротких штанишках:"Только не татарин , и даже не монгол. В миру - Иван Данилович русский князь из Ярославля обьединивший разрозненные княжества. А воинский чин имел - хан ( пахан )..."Укропских книг по истЕрии начитались?Таких истЕриков , на кого вы ссылались, ученные откровенно посылают ... рыть и дальше Черное море, которую , как ими выяснилось, выкопали великие протоукры.

            • Анонимно
              15.03.2015 10:27

              Я же вам не про укропов предлагаю почитать. А про русских и только факты , а уж как их трактовать сами подумайте. Если лень читать , то посмотрите фильм . Там все очень популярно показано, как нас с вами европа вместе с Ватиканом опустила до уровня дикарей всего лишь переписав историю и внедрив ее в нарождавшиеся тогда первые университеты. ( Кстати там два фильма по 12 серий )

              • Анонимно
                15.03.2015 17:10

                Хрень редьки не слаще. То что вы тут предлагаете уже 100 раз видел, поэтому всё это стоит на одной позиции, что и укропские истЕрики. Ненучная фантастика - вот ей настоящее определение.

          • Анонимно
            15.03.2015 13:02

            Более подробно прочитайте на сайте " новая хронология"Новая хронология- это бред математика -неудачника, полезшего в историческую науку. Читать носовских-это всё равно что сказки былью признавать

            • Анонимно
              15.03.2015 14:58

              Можно считать это бредом. Но если ты реально знаешь историю то не заметить несостыковки в истории не возможно. Посмотри на историю последних лет. Посмотри на украину. Каждый вертеит историей со своей выгодой. А ты рассуждаешь о том что сотни лет назад было. Я уверен что там столько неточностей, что Во все верить точно нельзя. И основываясь на неточных данных делать выводы тоже нельзя.я уж не говорю про татаромонгольское иго. Только такой пример что в этот период был расцвет строительства христианских церквей и христианства в целом.и совсем непостежимо что за триста лет ига каким то чудом не сохранилось ничего от татаромонгол А уж приписывать русским генетическую особенность быть не способными к управлению государством так это вообще махровая русофобия.

              • Анонимно
                15.03.2015 19:57

                Не было никакого ни татаро, ни тем более монгольского ига! Это понятно даже козе и ежу! За весь этот бред (диверсию) надо строго спросить с Ватикана! И до этого обязательно дойдёт!

                • Анонимно
                  15.03.2015 21:50

                  И я про тоже. Иго не было. Да много чего небыло. И было то о чем мы не знаем. Поэтому рассуждения Хакимова основываются на недостоверных исторических событиях. Следовательно и выводы которые он делает мягко говорится сомнительны.

        • Анонимно
          14.03.2015 15:15

          много! ...и единственный в мире кому удалось вторгнуться зимой на Русь ...и проникновение многих учений остановил лет на 300, инквизицию наказал ........Внук Хана Чингиза - шутка ли!

  • Анонимно
    14.03.2015 12:05

    Хакимов теоретически обосновывает сложившуюся ситуацию во власти республики, проводит исторические параллели.

  • Анонимно
    14.03.2015 12:07

    Мысль Хакимова о номадах безусловно правильная, но она никак не опровергает наших беспредельно скромных и беззаветно служащих Аллаху и людям татарских мулл. Человечество в своем развитии создало великолепный инструмент-науку под названием "диалектика-наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей ..." Когда-нибудь скромный мулла будет хоронить нас, возможно под проливным дождем в стужу, и будет совершать "гибадат", молить Аллаха о прощении наших грехов, чтобы мы попали в рай.

  • Анонимно
    14.03.2015 12:09

    Природа отдыхает в детях. Это не поговорка, это биологический закон.

    • Анонимно
      14.03.2015 12:23

      Правильно звучит:"природа отдыхает в детях гениев",если она отдыхала во всех детях ничего бы не было.

      • Азат Д
        14.03.2015 12:26

        Поэтому Хакимов против семейной преемственности во власти. Как и я.

      • Анонимно
        14.03.2015 12:41

        Я это без Вас знаю. Но не согласен с этим узким толкованием. Мой жизненный опыт показывает, что этот закон относится и более или менее заметным личностям, в частности руководителям, ученым, творческой интеллегентции и т.д. Примеров уйма.

  • Анонимно
    14.03.2015 12:15

    Цитата:В Британии законы принимаются по принципу прецедента, исходя из жизненной потребности.***Раскрыт один из секретов успешности англо-саксов. Политики записывайте в блокноты.RG

  • Анонимно
    14.03.2015 12:19

    Цитата: В Британии механизм свободного рынка отрабатывался со времен Адама Смита, а либерализм стал основой основ британской политической системы и ментальности граждан. ***Это секрет (совсем не секрет на самом деле) успешности в экономике (и политике, так как сила военная должна базироваться на хорошем фундаменте развитой экономики.

  • Анонимно
    14.03.2015 12:27

    Не «Силиконовая Долина», а Кремниевая Долина.

    Неужели так трудно додуматься логически академику?

    Слово "silicon" переводится как «кремний». А назвали так из-за того что кристаллы соединений кремния широко применяются в производстве полупроводников и микропроцессоров, из которых состоит электронная техника и компьютеры.

  • Анонимно
    14.03.2015 12:32

    Цитата:Соединение вертикальных структур с горизонтальными стало в ХХI веке мировым трендом. Кстати, не случайно «плоские» структуры первыми ввели американцы, сами склонные к миграции и глобализации, как номады.***Современный мир, состоящий из торгующих и процветающих стран под флагом либерализма (с национальным характером для каждой страны и внутри стран по делению) во многом есть повторение принципов империи под эгидой монголов:либерализм, верховенство закона, меритократия, равенство, космополитизм, мультикультурализм, свобода совести, перемещения и другие.Мое мнение такое пока, иначе как объяснить такие пространстваимперии (орды),такое количество заложенных городов, храмов, развитую торговлю и прочее?!RG

  • Анонимно
    14.03.2015 12:41

    .... А в Татарстане — еще одной республике, в которой русское население составляет меньшинство, а рождаемость традиционно была выше средних показателей по стране — уровень рождаемости снизился на 8%. Это пришет "Форбс",США. ПРОКОМЕНТИРУЙТЕ пожалуйста у экспертов БО?!http://inosmi.ru/russia/20150314/226857798.html

  • Анонимно
    14.03.2015 12:58

    Анекдот:Сидит плачет большой начальник. Его спрашивают, почему?-- Столько хороших должностей осталось, а родственники уже закончились!

    • Анонимно
      14.03.2015 16:20

      Маленькая семья - надо было больше "работать" в молодости над проблемой рождаемости.Молодые, не ленитесь побольше делать детей и не попадете в дурацкое положение "большого начальника" с маленькой семьей.

  • Анонимно
    14.03.2015 13:15

    А татарам в гарварде учиться полезно?

    • Анонимно
      14.03.2015 22:11

      Татары везде учатся, естественно, от этого польза всем, даже русским и России. А относительно русских Хакимов хотел сказать: "Ученого учить - только портить". Я так его понял.

  • Анонимно
    14.03.2015 13:52

    Клановость в нынешних реалиях -тормоз развития. Когда баи это поймут? Их поколение не поймет, дети не смогут. Клановость вымрет лет через 150

    • Анонимно
      14.03.2015 15:34

      США мощно развивались благодаря нескольким десятков кланов. Называть фамилии не буду (бесплатная реклама). Уверен Вы уже сами вспомнили фамилии американских миллиардеров, которым США обязаны своими многочисленными достижениями.Клановость и капитализм слова синонимы.

      • Анонимно
        14.03.2015 16:09

        Не согласен.

        • Анонимно
          14.03.2015 16:18

          Приводите аргументы, на которых основано Ваше несогласие.Будет интересно их (аргументы) узнать и прочитать.

          • Анонимно
            16.03.2015 23:50

            Капитализм и развитие мсб -слова синонимы. А вы путаете капитализм в условиях либеральной модели и клановый феодализм при госкорпоративных монополиях, т.е. бюрократия в бюрократии в соусе феодализма.
            Все это - мощный тормоз развития МСБ, а соответственно развития капитализма и свободной конкуренцией. И вообще, вы хрен с джемом смешали и выдали за умозаключение. Примите душ, войдите в трезвость!

  • Анонимно
    14.03.2015 13:57

    Уважаемый Хакимов! если сами мало знаете, то прочитайте сегодня БО в 11.57час, где Президент РТ дает указание главам районов расширить фермерство, т.е семейный бизнес, как основа всего сельского хозяйства мира. Как вице Президент Академии наук РТ надо же вам договорится сначала с властями, а потом выступать единым фронтом. А не разными идеями. Ветеран труда Н.Н.

    • Анонимно
      14.03.2015 15:31

      В фермерстве это не клановость. Это нормально для фермерства. И для ремесел тоже. Автор пишет о власти - причем о власти в стране, где её не выбирают фактически. Она как бы навсегда зацементировалась там куда проникла.

  • Анонимно
    14.03.2015 14:00

    Согласен с Хакимовым .Одежду мулл надо менять .Считаю нам нужен свой татарский дресс код для священослужитилей ,с уклоном на простоту . Всеобщее обсуждение обязательно и согласие большинства . Логика очевидна и аллах не отвернется от татар. Зуфар.

  • Анонимно
    14.03.2015 14:04

    Старики уйдут на покой а их дело продолжат "родные,близкие молодые" и никаких пришлых в хорошие места не пустят и не пустим.
    С Москвой договоримся,что скажут сделаем в лучшем виде.

    Рождённый ползать летать не должен. Каждый должен заниматься своим делом,советовать и ругать все мастера.

  • Анонимно
    14.03.2015 14:17

    соВРЕМЕННЫЙ мир не совсем правильно понимает иерархию власти.Это не есть жесткая подчиненность.Это когда правителей специально выращивали в обителях пустоши(пустоты ума, то есть незашоренное мышление), в монастырях и в том числе в Египте,где под тяжестью пирамид сжигали гордыню будущих правителей, и которых там же за заслуги и хоронили.По сути правитель освобожден особыми практиками от кощея в голове.Это были ДОНы, Муллы(му этот обратно земному уму-эго)-мудрость по сути.; ЛИКи; Ходжы Насретдины(хождение на середине) и т.д.Кто источник всех проблем-это наш земной ум, который не хочет умирать.Каковы его законы: быть выше, сильнее, правее, могучее, богаче и т.д. Какими средствами наши предки становились ДОНами? Александр МакеДОНский; Дмитрий ДОНской; ЛИК Рюрик; Вещий ОЛЕГ? Умели соединить левое и правое, них и верх, внутренне и внешнее, по сути при жизни становились дваждырожденными, как иСУС Христос.СУс это внутренне наполнение, суть человека при превращении в любовь. Крест место соединения мужского УМНа и женского неума-МУдрость.Наработки живы,но кому они нужны?Время всегда соединяет эти умы, для того оно явлено в наш мир.Семейность это передача этих сокровенных знаний детям и потомкам.А если передавать нечего?

  • Robert
    14.03.2015 15:04

    о чем спорим дамы и господа?В Германии естественные потребности перестали удовлетворять ("ходить на улицу") еще в 60-х годов, и пытаться ставить ставить на чаши весов две совершенно разные по уровню развития общества и экономики слишком рано. Если на то пошло в той же Германии семейность еще та - мама не горюй. Большинство чиновников занимающих доходные места уйдут только тогда, когда свое чадо усадят на свое место. А если говорить о бизнесе, то он выстроен там вообще на семейности. От деда к сыну, от сына к дочери или внуку и т.д. На этом держится вся экономика называемая устойчивой. Только какую суровую школу проходит пасынок до того! В гламурной России/РТ это просто не представляется возможным. Насколько я знаю дети раз выехав в США или Европу на учебу уже назад стараются не возвращаться под любыми предлогами

  • Ветер
    14.03.2015 17:59

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.В условиях нарастания противоречий сама История вынуждает использовать более эффективные механизмы. Воспроизводство архаичного вотчинного уклада с принципами автократии есть отмирающая историческая инерция. Система глобальной мировой кооперации и современные достижения прикладной науки высвечивают всю Неэффективность патронажных иерархий, или говоря упрощенно кланов.Решение этой задачи может стать прорывом во многих отношениях. Однако в стане внутренне капитулирующей элиты это вызовет нелицеприятные эмоции. Да и заскорузлая ментальность с закрепощенным сознанием нам как бы всегда нашептывает «Не кукарекуй!».

  • Анонимно
    14.03.2015 18:29

    Mожет быть все же не в бизнесе, а во власти?Это еще больше вредит экономике.

  • Анонимно
    14.03.2015 20:14

    У хакимова как всегда во всём русские виноваты, Вот чё вот Пётр 1 начал "бузить" и татар научил всякому? Да татарские тырики весь мир тырить научат, не вали со своей больной башки на здоровую!

  • Анонимно
    14.03.2015 21:47

    \\Если бы наши имамы гибадат (служение) понимали как упорный труд на благо народа, а не ходили разряженные наподобие средневековых арабов от одного застолья к другому и не навязывали чужие традиции татарам, республика стала бы маленькой Силиконовой долиной\\ - Имэндэ икэн чиклэвек! Наконец-то найдены виновники наших бед...

    • Анонимно
      15.03.2015 10:42

      А ведь территория Татарстана позволяет стать и большой Силиконовой долиной. Да итак она дала миру больше 3 млрд. тонн нефти, что составляет примерно: 3000000000х5х60= 900 млрд.долларов или 54 трлн. рублей по нынешним ценам.

    • Анонимно
      15.03.2015 11:32

      Да уж, такое на трезвую голову не сказать.

  • Анонимно
    14.03.2015 22:24

    Ой большое вам спасибо Рафаэль Сибгатовичза такую чрезвычайно умную статью.Семейственность и кумовство это порок.

  • Анонимно
    14.03.2015 23:04

    Пусть "бабаю" статью отправит почитать. он с ним лично знаком

  • Анонимно
    15.03.2015 00:13

    Молодец Хакимов!

  • Анонимно
    15.03.2015 09:51

    Я не понял смысла о чём пишет Хакимовно всё равно молодца.Главное человек хороший.

  • Анонимно
    15.03.2015 11:13

    "академик" знает какой именно танец плясал Пётр Первый под голландские и немецкие дудки?

    • Анонимно
      15.03.2015 11:57

      Отвечу от себя ,а не от академика. Не подскажете, после каких плясок,и под чью дудку ,русский народ прозвал Петра 1, "Антихристом"?

    • Анонимно
      15.03.2015 12:05

      Вы не знаете, что такое метафора?

      • Анонимно
        15.03.2015 18:18

        Знаю,и что такое гипербола:))),и вижу что "академик" риторику сменил,русских огульно не "поносит".

  • Анонимно
    15.03.2015 12:28

    Али.

    Прав во всём Р. Сибгатович.
    Имею бизнес , не могу научить родное чадо управлением семейного бизнеса - лентяй.
    Это , при наличии классического , не западного образования.

  • Анонимно
    15.03.2015 13:27

    Что то про особую роль трюков не пишут? Скучно:-(

  • Анонимно
    15.03.2015 15:02

    Просто бизнес старперов потерпит крах, а на их место придет новый бизнес, с новыми лицами у руля, никаких проблем.В данное время подобная тенденция уже наблюдается.

  • raf
    15.03.2015 17:15

    Статья носит актуальный характер.Если в период дележа собственности СССР,РТ оказалась в правильном выборе,капиталистического курса,а именно Госкапитализма.Под идею Суверенитета подстраивалась экономика и политика госуправления,то теперь наблюдается естественный кризис.Что делать?Отказ от суверенитета не решает задачу,выбора дальнейшего курса движения.Просто,РТ встроили в политику москвабадцев.Казань всегда будет битым и нести ответственность,за навязанные решения.К примеру,череда всех ЧП,катастров,пожаров из этого ряда.Ни руководство,ни население ничего не может поделать,все в долгах и повязаны клановостью,местничеством,землячеством.Даже религиозные конфессии служат одной цели,быть лояльным решениям Кремля,не казанского.Управление государствами,через механизм ссудного процента привёл в глубокий кризис современный капитализм.Если мы думающий народ,должны разорвать порочный круг повторения прежних ошибок.Нужна иная концепция управления государством и обществом.Она есть,и работает.Это Концепция Общественной Безопасности и Достаточно Общая Теория Управления.Чем быстрее в РТ перейдут,тем быстрее избежим полного распада.В КФУ,следует,буквально с этого года создать факультет по указанной дисциплине.Не каждое тысячелетие появляются научно выверенные Теории Управления государством и обществом.

    • из тетюш
      16.03.2015 13:17

      Не слишком ли много ЧП? "Булгария", обстрел НКНХК, поджог христианских храмов и реальные "исламские боевики", "Адмирал", вьетнамский рынок,беспредел милиции в Казани,крах "Вамина",фактическое банкротство банков из РТ! Наверное рука Москвы? Потопили за "Столичную" "Булгарию" с санкции РФ, а в РТ то все сопротивлялись, подожгли пару рынков московские конкуренты, подослали московских татар жечь и взрывать, ограбили честнейших предпринимателей, потому чтобы скомпроментировать "титульную нацию", а ведь уже такое название ставит введших такое понятие в один ряд с "Правым сектором".

  • Анонимно
    15.03.2015 23:08

    Разве он не был членом семьи?

  • Анонимно
    16.03.2015 08:30

    Автор в своем амплуа. Любую тему постоянно подводит под тему национальностей. Это комплекс наверно. Здравомыслящему ученому давно уже пора понять, что там где деньги, жадность, кумовство и прочие человеческие пороки, национальность роль не играет. Удивляет как можно на полном серьезе пытатся ставить пороки в зависимость от национальности или от государства. Пороки есть у всех. Нет разницы украл человек милиард или три копейки. Это воровство. Не зависит кумовство на федеральном уровне. Или на республиканской или в деревне. Все равно это кумовство. Но написать целую статью о каком то особом кумовстве это в репертуаре 90-х когда была мода на особый статус республики татарстан. Конечно если стоит задача подготовить общественное мнение об особом статусе татар, тогда статья в общем контексте. напустил туману про америку, про детей обучающихся в европе. Можно подумать ребенок из деревни отучившись в городе рвется обратно в деревню. Всегда все родители старались отправить своих детей в лучшие учебные заведения. И дети редко когда потом возвращаются обратно. Пример много ли детей отучившись в Казани вернулись обратно к себе в село? Может на эту тему еще статью написать и порассуждать сколько чуваш, башкир, татар, русских не возвращается. Да еше "научно" обосновать что например башкиры остаются в городе благодаря генетическому наследию. А русские остаются в городе под влиянием заговора родшильдов.

  • Анонимно
    16.03.2015 09:09

    «Если бы наши имамы гибадат (служение) понимали как упорный труд на благо народа, а не ходили разряженными, наподобие средневековых арабов от одного застолья к другому и не навязывали чужие традиции татарам, республика стала бы маленькой «Силиконовой Долиной.» Вряд ли: в данном случае в мире командовала бы не Америка, а Золотая Орда. Здесь к месту вспомнить восточную мудрость: «?biyem ir cenesenn?n bulsa ide, babay ?ter idem!», пришлось из-за цензуры пожертвовать доходчивостью.A?ay, ?z telebezd? d? k?br?k yazsa ideng, bezg? d? ?zeng? d? shifal?raq bul?r ide.

  • Анонимно
    16.03.2015 12:50

    «Семейность в бизнесе плохо влияет на экономику Татарстана» - не только на экономик, а вообще на ИМИДЖ Татарстана. Поэтому с нами работают в основном те страны, где ТАКОЙ ЖЕ МЕНТАЛИТЕТ, т.е. Турция. И даже арабы не рискуют вкладывать в Татарстан деньги. Т.к. уйдет семья и будет то же, что с Ходорковским и его бизнесом с ВР

    • Анонимно
      16.03.2015 18:59

      А Татарстан сам ищет таких партнеров- он в Швейцарию и не лезет..;-)

  • smr
    16.03.2015 23:37

    На новом историческом витке нужны народу люди длинной воли во всех сферах человеческой жизни, в культуре воспитания детей, в бизнес-культуре, в политической культуре нужно больше прогоризонтализма. Вертикалы тем вреднее, чем больше их паразитического вертикализма вокруг.

    • Анонимно
      16.03.2015 23:58

      Вертикальное мышление - убогая структура ценностей, беднота ума, эгоизм, страх, гордость, недоверие.

      • smr
        17.03.2015 20:32

        /> Вертикальное мышление - убогая структура ценностей, беднота ума, эгоизм, страх, гордость, недоверие./В некотором понимании вертикализм это "необыкновенная духовность".

        • из тетюш
          18.03.2015 16:40

          Религии,основанные на вере в единого Бога - есть основа современного мироустройства - "вертикаль", и это подтверждено и на бытовом, и на государственном уровне - очень жизнеспособно, а о духовности, конечно, не может быть и речи, примеры противоположной направленности уравновешивают себя.

  • Анонимно
    17.03.2015 01:19

    Вот про клановость Хакимов правильно сказал, по крайней мере, в отношении Татарстана. Причем, в татарском варианте клановость властных структур имеет четкую родо-племенную составляющую, унаследованную со времен орды. Повсеместно в республике подбор кадров осуществляется не по уровню квалификации, а по родовому признаку, особенно в сферах управления. Отсюда проистекает неизбежность ошибок, очень заметных, когда маститых отцов,стоящих у руля власти и имеющих какой-никакой опыт и умения, оставшиеся еще с той эпохи, когда в вузах учили,а не продавали дипломы за деньги, сменяют их молодые отпрыски, не имеющие за душой ничего, кроме амбиций и страсти иметь всё при наименьшей затрате сил.Это НЕКСТЫ, для которых нет моральных правил , не существует закона при выборе способов быстрого обогащения (они видели, как ловко обходили закон и при этом удерживались на своих постах их почтенные отцы). Разумеется, я не хочу обобщать, речь идет только о тенденциях в контексте анализа причин, сделавших Татарстан одним из наиболее коррумпированных регионов со страшными последствиями -"Булгария", "Адмирал" тому подтверждения.По ком еще звонит колокол?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль