Политика 
18.03.2015

Александр Проханов: «Возвращение Крыма – второе крещение Руси»

Как государство российское «вселилось» в Путина и заставило его бросить вызов американцам

«Русская весна» в Крыму, годовщину присоединения которого отмечает сегодня страна, начиналась под аккомпанемент передовиц и выступлений писателя Александра Проханова. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, зачем Путин решился на этот рискованный шаг, долго ли продлится мир в Донбассе, почему татары — имперский народ и как встретились в раю Челубей и Пересвет.

ПУТИН НЕ ДОПУСТИЛ, ЧТОБЫ В СЕВАСТОПОЛЕ СТОЯЛ ШЕСТОЙ ФЛОТ США

— Александр Андреевич, прошел ровно год с момента присоединения Крыма к России, но многие до сих пор сомневаются в правильности такого радикального шага со стороны президента Путина. Зачем, дескать, было принимать такие скоропалительные решения? Ведь в Крыму в сравнении с бурлящим Киевом все было тихо...

— Иными словами: что вызвало такую молниеносную путинскую реакцию, каковы были глубинные мотивы принятия такого решения? Мне видится, что присоединение Крыма к России решило сразу несколько проблем, которые непременно бы возникли, если бы это решение не было принято.

Первое: необходимо было предотвратить переход полуострова под контроль НАТО. После «Евромайдана» Крым ожидала стремительная украинизация и превращение вместе со всей Украиной в натовское государство. Эта угроза была насущной. И это была бы колоссальная катастрофа, если бы мощные русофобские силы освоились в Крыму и оттуда направили бы свою энергию на разрушение России. Поэтому перед носом натовских генералов был совершен этот молниеносный маневр. Владимир Путин не допустил, чтобы Севастополь, где с давних времен базируется Черноморский флот, стал базой Шестого флота ВМС США. А ведь это было вполне реально, и тогда бы всякие воспоминания о русском Севастополе стерлись из памяти новых поколений.

Второе: после катастрофы 1991 года народы бывшего СССР так и не примирились со своей рассеченностью, разделенностью. Мне представляется, что Крым — это первый шаг по воссозданию русского единства, преодолению вот этой русской рассеченности.

И, наконец, третий момент, о котором Путин сказал сравнительно недавно: присоединение Крыма означало возвращение в лоно России сакральных точек, в том числе Херсонеса (бывшей Корсуни), где было совершено крещение князя Владимира. Поэтому возвращение Крыма я рассматриваю как второе крещение Руси. Возвращение Херсонеса — это возвращение розы православия в букет русских ценностей.

Теперь это воссоединение, совершенное на духовном и политическом уровнях, происходит и на обыденном, материальном уровне. В конце концов, все наши слова о патриотизме и духовности — ничто без технократии, без развития промышленности. Да, наверное, технологически очень мучительно для Крыма оторваться от украинской инфраструктуры и интегрироваться в российскую. Здесь могут быть сложности, и это естественно. Но будет построен Керченский мост или, возможно, будет проложен тоннель под Керченским проливом, реализованы какие-то другие инфраструктурные проекты, и эти сложности уйдут.

Кроме того, Крым получает дотации (свыше 13 млрд. рублей из федерального бюджета в 2014 годуприм. ред.) и преференции от российского правительства. Поэтому я думаю, что у крымчан сожалений о том, что они стали частью России, быть не должно. Тем более что люди в Крыму, наблюдая трагические события и военные действия на Донбассе, не могут не примеривать этот сценарий на себя. И хорошо понимают, от каких последствий их уберегли мартовский референдум 2014 года и политическое решение Владимира Путина.

— Как вы думаете, крымские татары за минувший год «потеплели» к России? Ведь в марте 2014-го они очень неоднозначно отнеслись к референдуму о присоединении полуострова к нашей стране.

— Настороженность крымских татар по отношению к России понятна — это настороженность, травмированного народа. Но надо сказать, что, когда татары стали возвращаться в Крым после распада СССР, Украина тоже не принимала их с распростертыми объятиями. Поэтому настороженность крымских татар, о которой я говорю, адресована как русскому, так и украинскому национальному большинству. Думаю, что за время, минувшее с присоединения Крыма к России, у татар не было повода для явного выражения своего недовольства. Российское руководство знает их проблемы, кроме этого, преференции Крыма касаются всех народов, проживающих в этой республике. Я надеюсь, что крымские татары смогут почувствовать, что в России они — дома.

«Настороженность крымских татар по отношению к России понятна — это настороженность, травмированного народа»

«ЕВРОПА ЗАГИПНОТИЗИРОВАНА АМЕРИКАНЦАМИ»

— Долго ли, на ваш взгляд, продлится мир на Донбассе? Можно ли считать минские договоренности, заключенные в феврале, прочными?

— Ночные переговоры, состоявшиеся 11 февраля в Минске, — это сложнейший процесс согласований. Там сошлись Донецк, израненный и окровавленный, но одержавший победу под Дебальцево; Украина, которая в лице Петра Порошенко потерпела очередной ряд военных поражений, провалила мобилизацию и находится на краю экономической катастрофы; Евросоюз, который тоже непрочен, раздираем внутренними противоречиями и распрями, Россия как представитель русского мира, который будет травмирован и ущемлен в случае падения Новороссии, а также — опосредованно — Барак Обама, одержимый мещанской идеей мирового господства. Все эти игроки и все эти интересы настолько сложны, что составить уравнение мира за одну ночь четырем политикам было просто не под силу. Здесь нужен мощнейший компьютер, который учтет и проанализирует все эти компоненты и решит это сложнейшее уравнение. Но такого компьютера нет, следовательно, и такого решения нет. Поэтому условия этого перемирия очень упрощены, примитивны и могут быть разрушены в ближайшее время.

— Но ведь США и Обамы на этих переговорах не было. Вы допускаете, что у Европы нашлось достаточно политической воли, чтобы игнорировать Америку?

— Нет, у Европы нет такой воли. Европа безвольна и загипнотизирована США, и на этих переговорах она представляла Соединенные Штаты. Сами Штаты молчали, они не предложили свои условия.

В принципе, интересы Америки вообще не могли быть учтены и представлены на этих переговорах, потому что реальные интересы американцев — это продвижение НАТО как можно дальше на восток и утверждение своей гегемонии. Эти интересы не были ни заявлены, ни учтены в Минске. Поэтому эти соглашения непрочные.

— Не является ли Украина лишь первым очагом нестабильности, которую США создает вокруг России? Не будет ли это только первым этапом эстафеты разноцветных конфликтов (военных, революционных) на российской границе? Возможно, нас ждет взрыв в Средней Азии?

— Мир меняет кожу, человечество меняет кожу. Смена кожи сопровождается чередой конфликтов, и они идут уже очень давно. Крушение СССР породило эту череду распадов. Что такое таджикская революция? Что такое война в Югославии, две чеченских войны? Что такое война 08.08.08 в Грузии? Сирийская война и военные конфликты по всему средиземноморскому периметру? Это оползни — мир начинает сползать. И украинские события — лишь часть этой катастрофы. Но драма Украины в том, что она ближе всего к нам и в ней участвует очень много русских людей. Это драма даже не российского, а именно русского сознания. Поэтому мы так много о ней говорим.

«ДРАМА СТРЕЛКОВА НЕ В ТОМ, ЧТО ОН «БЕЛЫЙ»...»

— Недавно я брал интервью у известного журналиста Максима Шевченко, который, рассуждая о Донбассе, высказал мнение, что бывший военный министр ДНР Игорь Стрелков ушел с Донбасса, потому что его белые идеалы оказались органически чужды красному большинству республики. Вы неплохо знаете Стрелкова. Так ли это?

— Если так сказал Максим, то он глубоко ошибается, потому что политику на Донбассе вершат вовсе не красные командиры, а люди, ориентированные на современную Россию. Нашей страной тоже ведь руководят не красные комиссары, как мы с вами понимаем.

Реальная, а не романтическая идеология Донбасса, во многом формируется в Москве. И московским идеологам довольно безразлично, красные или белые армии там сражаются, красные или белые знамена развеваются над республикой. Там в любом случае сражаются люди новой формации.

Драма Игоря Стрелкова не в том, что он столкнулся с красной идеей и не выдержал этого столкновения. Драма его в том, что это человек первой волны, конкистадор. И он пришел не для того, чтобы утвердить идеалы Деникина или Колчака. Современный человек, скорее, все-таки наденет камуфляж, чем золотые погоны Белой гвардии. Драма Стрелкова не в том, что он «белый», а в том, что он первый пассионарий, чье появление во многом сдетонировало регион. А потом уже не хватило сил и энергии... Он ушел сам, или его отозвали, потому что на Донбассе настало время других людей и другой военной практики. Но в любом случае в сознании многих он остается героем и действительно таковым является.

— Новороссия — это новая Россия? Можно ли сказать, что там складываются элементы будущей идеологии, которые позднее распространятся на всю страну?

— Вряд ли Новороссия присоединит к себе Россию. Не думаю, что у нее такая мощная гравитация. Все эти переговоры, отступления, наступления, смена людей говорят о том, что об идеологии говорить еще рано. В республиках уже вторая или третья волна лидеров пришла к власти, и каждая волна несет свою энергию, свои смыслы. Поэтому, что там будет с идеологией, неизвестно. Но все реже употребляется слово «Новороссия». Все чаще — ЛНР и ДНР, или проще — Донбасс.

Конечно, этому региону сложно, что он без России... Поэтому Россия будет поставлять туда газ, электричество, а также идеологемы и руководящий состав кадров. Это военная страна, военный регион. Когда он победит (а у меня нет сомнений, что он победит), его конечная идеология сложится из компонентов этой победы. Не исключаю, что в эту победу войдет и какая-то часть современных буржуазных лидеров русского мира. Но я предполагаю и даже утверждаю, что эта идеология будет основана на справедливости. Справедливости не просто человеческой, не просто антифашистской, но справедливости божественной, связанной с иррациональными представлениями человека о божественной правде. Эта идеология сегодня вершится не в кабинетах, а на полях сражений. Поэтому давайте дождемся, чем кончится эта война.

— Ополченцев Донбасса иногда называют «православными крестоносцами», подчеркивая, что в их мотивации немаловажную роль играет религиозная составляющая. То есть «за Веру и Отечество». Вы согласны с этим определением?

— Когда я был на Донбассе, я видел там явление православной армии. Ведь что такое казачество? Это и есть православная армия. Но православные крестоносцы — это экзотическое название, которое фигурирует разве что в кругу наших интеллектуалов, скорее всего, российских, чем местных. На блокпостах, на которых мне довелось быть, я видел в основном шахтеров, рабочих, то есть людей прагматичных, развившихся от земли. Утонченные аллюзии вряд ли здесь что-то означают. К тому же, армию Новороссии собирали с миру по нитке: там есть католики из Испании, там есть поляки, там вообще огромный интернациональный контингент со всего мира. Могут ли они все попасть под определение «православные крестоносцы»? Я думаю, жизнь, как всегда, пестрее и разнообразнее интеллектуальных схем.

«НЕ ПУТИН ВЗРАЩИВАЕТ ГОСУДАРСТВО, А ОНО ВЗРАЩИВАЕТ ПУТИНА»

— Когда-то вы написали книгу «Четыре цвета Путина», где упомянули, что как политик российский президент удивительно изменчив. Цитирую: «Вот он патриот и державник, но стоит на мгновение отвести от него глаза — и вот он уже либерал и демократ». А сейчас, после присоединения Крыма и конфронтации с Западом, кто для вас Путин?

— Я этатист, убежденный государственник, меня за это называют красным. Но я просто не жил при монархии, я жил в СССР — кем же мне быть, как не красным? Для меня государство — это воплощенная историческая воля народа, его историческое творчество. И, пережив кошмар 1991 года и последующее лихолетье, я всегда мечтал о возрождении нового государства.

Государство — это некий имманентный для русской истории дух, вечно возрождающаяся сила, которая ищет, в кого бы ей вселиться, персонифицироваться. И в данном случае государство нашло Путина. Подчеркиваю: не Путин нашел государство, а оно нашло Путина. Оно блуждало и, наконец, влетело в него, как влетает птица в форточку.

По мере возрастания государство все время меняет Путина. Не Путин взращивает государство, а оно взращивает Путина. Поэтому не ищите ответа на вопрос, кто такой мистер Путин, ищите ответа, что такое Государство Российское. Через это осознание придет и понимание личности президента.

— В последнее время вы часто говорите о глубинной идеологии будущей России, иначе — идеологии пятой империи, которая сейчас формируется. Сможет ли эта идеология, на ваш взгляд, объединить нашу многонациональную и многоконфессиональную страну? Что общее может быть у тувинца и татарина, башкира и бурята, православного и мусульманина, шаманиста и буддиста?

— Периоды русской истории — это периоды русских империй. До настоящего времени было четыре империи: Киевско-Новгородская, Московское царство, собственно империя — Петровско-Петербургская-Романовская и Сталинская, красная империя. Но сегодняшнее российское государство — это тоже империя, это не национальное государство русских или татар. Российские территории — это имперская симфония пространств, народов, культур и верований, это сложнейший конгломерат, и насилие над этим конгломератом, в том числе выстраивание православного царства или национального государства, приведет к его распаду.

Поэтому первый постулат будущей идеологии, говоря языком современным, — это державность, говоря языком старомодным, — это имперскость. Причем эта имперскость не является достоянием одного государствообразующего народа, в данном случае русских. Эта имперскость является достоянием всех народов. Каждый народ, живущий в России, даже самый маленький, — это имперский народ. В моем представлении все народы России — имперообразующие. К примеру, чеченский народ демонстрирует сейчас свое высокое имперское сознание даже в большей степени, чем русские.

Второй постулат очень важный: это идея божественной справедливости. Внесение в эту имперскую симфонию идеи божественной справедливости соединяет человека и человека, человека и общество, народ и народ, общество и государство, человечество и природу. И эта божественная справедливость может быть только одна...

Нынешний экономический кризис случился потому, что мировая экономика основана на несправедливости и бездуховности. Российская экономика, конечно, не исключение. Поэтому так важна справедливость. Кстати, в Коране самое часто повторяемое слово — справедливость. Новый Завет — это тоже благая весть о справедливости. Это один из ключевых постулатов в священных книгах.

Пример стремления к справедливости нам дает Новороссия. Там пытаются построить государство без олигархов, без коррупционеров и рвачей, без ростовщического капитала и, само собой, без всепроникающего влияния Америки. Конечно, это не вызывает никакого одобрения и сочувствия в определенных кругах. Поэтому для России сейчас наступают очень сложные времена.

«Не ищите ответа на вопрос, кто такой мистер Путин, ищите ответа, что такое Государство Российское. Через это осознание придет и понимание личности президента» (фото: kremlin.ru)

ЧЕЛУБЕЙ И ПЕРЕСВЕТ — БРАТЬЯ НАВЕК

— С вашего позволения поговорим немного о Татарстане. Каким вам видится положение Казани на евразийской карте?

— Казань — это, бесспорно, одна из российских столиц и по своему облику, и по своему местоположению. У меня ощущение этого города-миллионника именно как столичного. Это прежде всего нарядный и опрятный город, он хорошо украшен. При этом он одновременно и интеллектуален, и мистичен своими мечетями и храмами. Я еще и еще раз хочу бывать в Казани.

Мне представляются глубинные, братские отношения между татарами и русскими, незамутненные распрями, враждой и нелепыми историческими воспоминаниями. Подобные отношения являются базовыми для современного российского государства. Тем более что татары в глубине своей души — это имперский народ. Это потомки Золотой Орды.

Я недавно был на Куликовом поле. Мы с моими товарищами из Изборского клуба вошли в церковь, которая построена на высокой горе, где когда-то находился шатер Мамая, его ставка. Этот храм расписан дивными фресками с изображением различных фрагментов этой знаменитой битвы. Здесь мне пришел в голову один образ, одна метафора — как апокриф. Вот эта схватка Пересвета с Челубеем, о которой написано во всех учебниках, какова она была на самом деле? Они оба представляли два войска, два народа, два государства. Столкнувшись, они копьями пронзили друг друга и оба упали замертво. И мне представилось, что их души, покинув их тела, возносились к небесам вместе, обнявшись. Эта схватка и этот бой, эта мгновенная смерть двух богатырей сроднили два народа. «Смертию смерть поправ». Это вознесение к небу двух душ, русской и татарской, Челубея и Пересвета, в райские кущи, это знамение того, что мы теперь неразлучны. И быть может, и сейчас где-нибудь в раю стоит среди райских цветов и садов Челубей и угощает виноградной лозой Пересвета, а Пересвет протягивает ему румяное наливное яблоко.

— Как вы относитесь к фигуре Рустама Минниханова — президента Татарстана, насколько он для вас харизматичен? Есть ли у него перспективы в федеральной политике?

— Вы знаете, я его мало пока знаю и мало его чувствую. Я прекрасно чувствовал Минтимера Шаймиева, его львиную, тяжеловесную, осторожную и очень могучую поступь, он мне всегда импонировал. Он перенес с собой из советской эры в новую эру очень много властного. С высоты своего казанского Кремля он разговаривал как власть имеющий. Он один из самых талантливых империалистов нашего времени.

— Изменится ли в кризис политика Москвы по отношению к регионам? Ждет ли нас сверхцентрализация или, наоборот, новое издание федерализма?

— Мы уже видели, к чему приводит федерализм в экономике. Та же Высшая школа экономики, создававшая либеральные идеологемы, подхваченные Эльвирой Набиуллиной, Алексеем Кудриным, Дмитрием Медведевым, — это ведь наша смерть.

Или тот же Гайдаровский форум. Он мне всегда казался магическим хороводом вокруг мумии Гайдара, которая по-прежнему отравляет своим зловонием нашу жизнь — экономическую, духовную, политическую. Гайдаровцы в угоду своим идеям уничтожили наше производство, нашу тяжелую и металлообрабатывающую промышленность. Для того чтобы нам возродиться — мобилизационный проект неизбежен.

Этот проект предусматривает централизацию, а не федерализацию. Централизация нужна для того, чтобы наши небогатые регионы, а таких в России все-таки большинство, жили на приемлемом уровне. Советский проект — это уникальный пример мобилизационных технологий. Именно он дал очень мощное развитие национальных культур, литератур, экономик. При Советах во многих республиках возникли национальная интеллигенция, литература, высшие учебные заведения. Так что мобилизационный проект не исключает, а, наоборот, предполагает внутреннее развитие регионов. В том числе экономическое.

— В Татарстан в последнее время активно начали заходить китайские инвесторы. Как вы думаете, могут ли тюрки сыграть особую роль в сближении России с Поднебесной?

— Здесь я не думаю, что именно Татарстану суждено сыграть особую роль. Тем более что на нее в той или иной степени уже претендуют разные регионы России: Омск, Челябинск, города Сибири и Дальнего Востока. В силу территориального расположения они находятся под гораздо большим влиянием Китая. Тюрки и ханьцы — это все-таки разные цивилизации. Но влияние Китая, его экспансия в Россию и в Татарстан, в частности, будут продолжаться, в этом сомнений нет.

— Насколько эта экспансия для нас опасна?

— Все полезное опасно. Атомная энергия полезна же, правда? Но когда она становится бомбой, она опасна. Солнце очень полезно. Но полежите на солнце несколько часов подряд, что с вами будет? Электричество тоже полезно и опасно. Неопасны только фантики от конфет...

ЛИБЕРАЛИЗМ УМИРАЕТ. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИМПЕРСКАЯ ПРОЗА!

— Кто, на ваш взгляд, сегодня владеет СМИ в России? По-прежнему либералы?

— Если оставить в стороне интернет, то в медиапространстве все крупные телеканалы контролирует государство, они в разной степени исповедуют государственный символ веры. А это гораздо более мощный ресурс, чем «Коммерсант FM», «Новая газета», «Эхо Москвы» или «Лента.ру». На определенные круги интеллигенции эти СМИ влияют, но за их пределами они бессильны. У патриотической интеллигенции тоже есть свои газеты, к примеру, «Литературная газета», «Известия», газета «Завтра». Так что говорить о всесилии либералов объективно уже нельзя.

— Но вот современная российская литература тоже четко делится на две линии: либеральную и консервативную. Одна линия — наследие диссидентской и полуофициальной советской литературы, другая идет от деревенщиков и «русской партии», формировавшейся вокруг «Нашего современника» и «Молодой гвардии». Кто из них перспективнее и влиятельнее?

— Поздняя советская литература делилась на три направления. Существовала так называемая городская трифонианская проза (от родоначальника этого направления Юрия Трифонова), отображавшая мучительные искания интеллигенции, переживающей как свою несостоятельность, так и несостоятельность страны в целом. Это направление было глубинно антисоветским.

Второе направление — деревенское, которое рассказывало о мучительном умирании деревни (Валентин Распутин, Василий Белов, Василий Шукшин). Эта литература выражала русское травмированное сознание, это был плач по деревне, плач по России. Деревенская проза знаменовала ренессанс национальной идеи, обращение к мистическим истокам народности, к православной традиции. Но этот проект тоже был глубинно антисоветским. И третье направление — своего рода советский эпос: Алексей Иванов, Петр Проскурин, которые стремились показать советский проект во всей его сложности и изломанности.

После краха Советского Союза все эти три направления исчезли. Какой смысл был воевать с тем, что больше не существует? Деревня исчезла совсем, и деревенское направление обмелело, эпигоны Распутина сегодня выглядят смешно. Пафос советского государственного строя тоже ушел из нашей жизни. И на смену всему этому пришел постмодернизм — циничное игровое направление, которое пляшет на советских ценностях — постмодернизм Сорокина, Пелевина и других. Но на фоне этой игры, как мне кажется, поднимается волна имперской прозы, которая задумывается над сегодняшней русской судьбой, русской идеей. Этой прозе свойственны мистичность и реализм одновременно.

— Так постмодернизм себя изжил? Вот культура карнавала Бахтина из советских монографий плавно перешла в постсоветский стиль и по-прежнему на пьедестале...

— Карнавал — это другое, это тайна масок, это мистерия, сам по себе он не является постмодернизмом. Это один из магических приемов мировой и русской культуры, который стремится выразить тайну человеческой судьбы, тайну истории. Он может стать частью имперской культуры.

Будет заново оценена и литература советского периода. Никуда не исчезли ни Маяковский, ни Шолохов, хотя либералы их тоже топтали. Вернется Аркадий Гайдар с его поразительным произведением «Чук и Гек». Они вернутся к нам вместе с мобилизационным проектом, о котором я уже говорил. Или мобилизационный проект будет запущен благодаря тому, что эти имена, а также имена советских художников и поэтов второго ряда выйдут наконец-то из тени.

Справка

Александр Проханов (родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси, Грузинская ССР) — советский и российский политический деятель, писатель, публицист. Член секретариата союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета» и Красной Звезды. Автор книг «Дерево в центре Кабула», «Мусульманская свадьба» (рассказ), «Африканист», «Шестьсот лет после битвы», «Последний солдат империи», «Господин Гексоген», «Чеченский блюз» и др.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.03.2015 08:50

    Все эти имперские игры ведут лишь к истощению народов, которые в них участвуют, но никак не способствуют их развитию.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:04

    Все это ведет к деградации населения. Когда человеку все время говорят, что он самый лучший и окружающие хуже его и, что ему все завидуют, такой человек перестает к чему то стремиться. Умные уезжают, кто не может уехать уходят во внутреннюю эмиграцию. Производства нет, ВУЗы закрываются, зато во множестве строятся мечети и церкви. Герой современности человек с ружьем - потребитель и разрушитель, а не ученый, инженер, рабочий, артист, то есть созидатель. Школы в деревнях закрываются, деревни умирают, оттуда люди уезжают пополняя класс городских люмпенов. Ничего хорошего для России впереди не вижу. Очередная катастрофа на пороге.

    • Анонимно
      18.03.2015 09:27

      Людям видящим все исключительно в черном цвете можно посоветовать только ползти в сторону кладбища)..

      • Анонимно
        18.03.2015 09:44

        Плакатный патриотизм сам по себе мерзок,патриотизм это вам не березки целовать,он должен быть в душе.

        • Анонимно
          18.03.2015 10:09

          Будете ползти - березки можете не целовать, вы же не плакатный патриот..

      • Анонимно
        18.03.2015 11:19

        Это реальность! и если вы от нее оторваны то извините!

  • Есть такой анекдот о не менее древней профессии, журналистике:"Наполеон бежал с Эльбы и высадился на побережье Франции. Одна столичная газета завопила:- Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан!Наполеон, собрав сторонников, взял первый город.- Людоед идет к Грассу! - предупредила газета.Наполеон продолжал успешно продвигаться. Газета известила:- Узурпатор вошел в Гренобль!Наполеон приближался к Парижу, а значит, и к редакции газеты:- Бонапарт занял Лион…Наполеон еще больше приблизился к газете:- Наполеон приближается к Фонтебло!И, наконец, когда до столицы осталось рукой подать, газета известила своих читателей:- Его Императорское Величество ожидается сегодня в своем верном Париже!"

  • Анонимно
    18.03.2015 11:27

    Особенно поравилось - Шаймиев один из самых талантливых империалистов нашего времени.

    • Анонимно
      18.03.2015 17:01

      Цитирую:Член бюро Всемирного Русского Народного Собора, православный правозащитник и публицист Александр Щипков призвал музыканта Андрея Макаревича к ответу за высказывания по поводу русских и татар.«Заявление Макаревича не только оскорбительно. Его можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни, потому что он, с одной стороны, оскорбляет русских, с другой стороны, он оскорбляет приверженцев ислама. Я расцениваю это безответственное провокационное выступление как попытку стравить между собой русских и татар», — заявил А.Щипков в среду «Интерфакс-Религия».Накануне директор Центра исследований Корана в Татарстане муфтий Фарид Салман призвал А. Макаревича принести извинения русским и татарам. Его возмутило высказывание музыканта в ходе интервью белорусскому сайту «Будзьма».По мнению А.Щипкова, под словом «кочевники» подразумеваются приверженцы ислама, «за этим стоит попытка столкнуть христиан и мусульман, русских и татар».Как заявил собеседник агентства, он рад, что на упомянутое высказывание отреагировал муфтий, который «не побоялся выйти в публичное пространство, хотя со стороны Макаревича и в его адрес могут посыпаться оскорбления».«За свои поступки надо отвечать, и очень хорошо было бы, если бы Макаревич отвечал в порядке, установленном российским законодательством», — подытожил А. Щипков.Казак Поволжья

  • Анонимно
    18.03.2015 11:28

    Такие люди как Проханов Россию до добра не доведут...

  • Анонимно
    18.03.2015 12:37

    Аляска будет третьим?

  • Анонимно
    18.03.2015 13:11

    История как шахматная игра делается за счет многих ходов и комбинаций. Если Проханов радуется выигрышу одной пешки, то это еще не победа в игре. Впереди еще много ходов, и похоже кто-то считает их лучше, чем Проханов.

  • Задумчивый
    18.03.2015 13:11

    Проханов находится в таком золотом возрасте, что может говорить что угодно.. и ничего ему за это не будет.. и он это знает ))

    • Анонимно
      18.03.2015 14:27

      Согласен. Тем более человек всю сознательную жизнь прожил в пределах Садового кольца. Посетитель валютных "Берёзок" по внешторговым чекам за поездки по странам социалистического содружества. Писавший нам эпосы и репортажи о неистребимой дружбе пролетариата на всём земном шаре. Так и оставшийся в своих выдуманных "реалиях".

  • Анонимно
    18.03.2015 16:13

    в отношении к Крыму всегда было чувство несправедливости исторической оторванности - хорошо, что исправили

  • Анонимно
    18.03.2015 16:49

    Проханов в 90 годы, когда страна рушилась, заводы закрывались, люди шли от безденежья и безработицы на толкучки, разгула криминала... один из немногих кто активно и открыто боролся с либерастической командой ЕБНа и его политикой.Не боялся в своей газете Завтра говорить правду, несмотря на агрессивную к нему позицию тогдашнего руководства России и прихватизаторов.Тогда только гонимые газеты "Завтра", "Советская Россия" и "Правда" открыто критиковали Ельцина и Гайдара с его командой. Эти газеты откровенно тогда убивали и не давали издаваться - очень полезно, как пример "свободы слова" в тогдашней России, для напоминания теперешним белоленточникам и собчачкам.Все СМИ России тогда обливали грязью нашу историю, совков, коммуняк, оставшиеся еще Советы, некупившихся депутатов Думы (апогея была при ее расстреле прямой наводкой из танков в центре Москвы), особенно измывались над островком коммунизма - как тогда называли в федеральной прессе Татарстан. Теперешняя Украина - это Россия 90-ых годов.Хорошо, что Крым ушел от этого бардака и вернулся на Родину.Казак Поволжья

  • Анонимно
    18.03.2015 17:58

    Проханов болен и не знает истории. Какие мы тебе наследники монголов?

    • Анонимно
      18.03.2015 18:53

      "Проханов болен и не знает истории. Какие мы тебе наследники монголов?"Сам ты нездоров. Проханов сказал здесь о том, что татары - это потомки Золотой Орды". Прежде чем поспорить с таким утверждением перечитай татарских историков, официальную татарскую историю в лице Татарской энциклопедии и подумай над тем смыслом которое Проханов вложил в свои слова. И тогда я думаю твое провокаторство здесь затухнет. Я никогда не обращаюсь к собеседнику на "ты". Но, сделал это поскольку ты тыкаешь на Проханова.

      • Анонимно
        18.03.2015 22:15

        Наследниками монголов являются русские, которые стали во главе Золотой Орды. Россия и есть Золотая Орда.Goody

  • Анонимно
    18.03.2015 18:24

    Проханов выдающийся наш современник. Он знает войны и конфликты последних десятилетий не по наслышке. Всегда с болью в сердце, преодолевая укусы всяких там амерэхо гадюшников, он со знанием дела и в силу всех своих возможностей несгибаемо противостоит разрушителям России. При этом уважает все национальности. Его сегодняшний сказ о Челубее и Пересвете великолепен! Браво, Александр Андреевич! Спасибо! И здоровья Вам!

  • Заложник собственных фантазий, имперской мистики певец,Вокруг не видит безобразий, как избирательный слепец. В горячке шепчет - перегибы, нужны как жертвы на алтарь.И яростно рисует нимбы тому, кто для него как царь.Чумой, назвав инакомыслье, он повергает разум в сон, Чтоб насадить единомыслье, под громкий колокольный звон. Кумир адептов мессианства ХАМАС возносит до небес.В стране, хлебнувшей от тиранства, мечтает Сталин, чтоб воскрес.Властитель дум для ксенофобов имперства вечный трубадур.Он, проклиная русофобов, готов поджечь бикфордов шнур. Твердит повсюду, что реально есть тайный в мире Командор,Чей глаз давно пирамидально глядит на каждого в упор.Его воззренья – мешанина мегамистических доктрин.Не без таланта писанина, дурманит словно кокаин.

    • Анонимно
      18.03.2015 21:09

      Хорошо сказано, поклонник Вашего творчества!

    • Анонимно
      18.03.2015 21:42

      Господин Абдрахманов, вы пишите что Проханов "Вокруг не видит безобразий". Но это же полный поклеп с вашей стороны. Что бы понять вашу ложь достаточно прочитать хотя бы одну газету "Завтра" или хотя бы одну из книг Проханова. Он посвятил свою жизнь борьбе с безобразиями.

    • Анонимно
      19.03.2015 00:42

      мои аплодисменты! класс!

    • Анонимно
      19.03.2015 12:41

      спасибо за отличные стихи! Есть ли сайт, на котором можно ознакомиться со всеми Вашими произведениями?

    • Анонимно
      19.03.2015 16:56

      немало неплохих стихов в тему, но когда великого Сталина всуе поминают, потом критикуют Путина, мне хочется признаться в одном: Да боже ж мой, Сталин великую страну создал, Путин хорошо поучаствовал в его развале, но...рядом с татарстанскими "деятелями" Путин белым и пушистым мне кажется, а величие Сталина возрастает в разы. А стихоплёты кажутся козявками в носу

  • Анонимно
    19.03.2015 07:44

    Я последнее время много читаю.....Лимонова...В Известиях,РСН,ЖЖ....Не ожидал от него таких глубоких статей....

  • Анонимно
    20.03.2015 00:02

    Дед у этого "патриота" был британским шпионом. Так-что, предательство у него в крови. Такой же провокатор как и Жириновский.

  • Анонимно
    22.03.2015 15:36

    Интересно как татары будут чувствовать себя в России дома,если и Проханов,и все остальные,включая президента,говорят что Крым-русская земля,а Севастополь-русский город?Сказать,что это российская земля у них язык не поворачивается?Достал эта демагогия.Все,что происходит в стране,революции и ГУЛАГи,вся эта мерзость не якутами придумывается,основная движущая сила всего в стране как раз русские как самая многочисленная нация.А виноваты всегда другие или непонятно кто.То таджики и сприбалтами,то кавказцы.На Украине сейчас оказывается славяне не виноваты ни в чем,это америкосы все там творят.

  • Анонимно
    22.03.2015 15:38

    Князь крестился в Крыму,значит это святая русская земля!Удивительный вывод.А если бы он в Греции крестился или в Италии?Надо было и их объявить русскими?

  • Анонимно
    22.03.2015 20:03

    Челубей - в чело бей! Пересвет-первичный свет.Это синонимы пробужденного сознания.По сути это проход в Разум.Битва в уме человека.Предки всегда описывали битвы в пространствах сознания, а не какие то реальные битвы.Они что такие неразумные что ли были, ведь всем миром правили.Это и есть учение о Разуме-о Виле!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль