Общество 
9.04.2015

В Татарстане 65% семей начали экономить на еде, каждый третий боится потерять работу

Жители республики рассказали социологам, кто, по их мнению, виноват в кризисе, в чем он заключается и когда кончится

Тотальный рост цен, угроза безработицы, снижение доходов и проблемы с выплатой кредитов — все эти «прелести» кризиса успели ощутить на себе большинство татарстанцев. При этом, как показал опрос, проведенный компанией ЦАИР для «БИЗНЕС Online», свет в конце тоннеля видит лишь каждый четвертый, треть, напротив, полагают, что «ягодки будут потом». При этом почти 80% опрошенных верят в эффективность антикризисной политики властей, а Татарстан в основном воспринимается как островок стабильности.

90% ТАТАРСТАНЦЕВ ЗНАЮТ О КРИЗИСЕ

В опросе ЦАИР участвовали более 400 человек, выборка соответствует социально-демографической структуре населения Татарстана. Первое, что обращает на себя внимание, — высокая степень информированности татарстанцев о положении дел в экономике. Три четверти респондентов отметили, что хотя бы в общих чертах знают о кризисной ситуации. В деталях и подробностях о ней осведомлены 16% жителей республики. И лишь 8,5% счастливчиков не наблюдают не только часов, но и экономических реалий. То есть более 90% татарстанцев полагают, что российская экономика в той или иной степени находится в кризисе. Для сравнения: по результатам опроса, проведенного в феврале фондом «Общественное мнение», в целом по России только 71% граждан отмечали наличие кризисных явлений.

Что же касается степени их глубины, то здесь мнения жителей РТ разделились. Треть опрошенных считают, что в России действительно очень серьезный экономический кризис, который затрагивает все сферы экономики. Более позитивно настроены почти 39%: некоторое падение российской экономики есть, но его масштабы невелики, последствия не очень тяжелы. И более 24% оказались совсем уж оптимистами: кризис существует лишь в разговорах нерадивых чиновников и бизнесменов, пытающихся скрыть свое неумение работать.

Примерно так же разделились мнения о будущем. В том, что дальше будет только хуже, убеждены треть респондентов, еще 35% уверены, что сохранится текущее состояние. На то, что кризис начнет ослабевать, надеются четверть опрошенных. Остальные затруднились ответить.

В последние месяцы в российской экономике происходят процессы,
которые многие специалисты называют экономическим кризисом, рецессией.
С каким из трех мнений по поводу кризиса вы более всего согласны?

Варианты ответа

Чел.

%

В России действительно очень серьезный экономический кризис, который затрагивает все сферы российской экономики

135

33,4%

Некоторое падение российской экономики есть, но его масштабы невелики, последствия не очень тяжелы

157

38,9%

Никакого реального кризиса нет, это все разговоры нерадивых чиновников и бизнесменов, пытающихся скрыть свое неумение работать

98

24,3%

Затрудняюсь ответить

14

3,5%

Всего

404

100,0%

Таким образом, две трети татарстанцев в кризисный хеппи-энд верят с трудом. И это весьма показательно. По данным гендиректора государственной социологической службы ВЦИОМ Валерия Федорова, еще до сентября прошлого года ни один из индикаторов не показывал негативных экономических ожиданий россиян. Как видим, всего за полгода большинство участников опросов как в Татарстане, так и в целом по России уверенность в завтрашнем дне российской экономики утратили.

Но в чем именно проявляется кризис — что это за зверь? На первом месте в списке кризисных проблем с большим отрывом — рост цен, о котором говорят 56,7% опрошенных. Далее идут «потеря работы или невозможность найти работу» — 38,6%, снижение доходов — 19,3%, трудности с выплатой кредитов — 11,6%, потеря сбережений — 8,4%. Ничего не беспокоит лишь 4,7% опрошенных.

КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ НАЧАЛ ЭКОНОМИТЬ НА ХЛЕБЕ, МОЛОКЕ И МЯСЕ

Татарстанцы подтвердили известный социологический феномен: люди всегда более пессимистично (а значит, и честно) оценивают свое личное материальное положение, чем в целом состояние дел в экономике. Знаешь ты о кризисе или нет, интересуешься им или не очень, а влияет он на жизнь весьма существенно: 54,2% уверенно заявили, что на них кризис уже влияет негативно. Еще свыше четверти участников поосторожничали: «В чем-то негативно, в чем-то позитивно». Остальные или затруднились ответить, или (15,6%) посчитали, что кризис на них никак не сказался. Тем не менее под его воздействие, так или иначе, попали трое из каждых четырех опрошенных, как говорится, «квалифицированное большинство».

Не слишком оптимистичными оказались и ответы на вопрос, являющийся в каком-то смысле ключевым: «Как вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев ваше (вашей семьи) материальное положение улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас?» «Определенно, ухудшится» — мрачно заявили 8,4%, «немного ухудшится» — 12,1%, «останется таким же» — 36,6%. Умеренных и уверенных оптимистов оказалось меньше: «немного улучшится» — 21,3%, «определенно улучшится» (браво!) — 8,9%. Каждого десятого вопрос поставил в тупик — затруднились ответить 12,6%. К слову, бедняками себя люди в массе своей не чувствуют. Как очень хорошее свое материальное положение оценивают 5%, как хорошее — чуть больше 15%, как среднее — больше 64%, как плохое — 15,1%, как очень плохое — 4,2%.

Тем не менее по-настоящему бьющие в глаза результаты дал вопрос, повлиял ли кризис на рацион питания семьи. Пятая часть опрошенных (22%) подтвердили, что из-за кризиса стали экономить на покупке продуктов первой необходимости — хлеба, крупы, яиц, молока и мяса. Еще 43,1% отказались от дорогостоящих продовольственных товаров, перейдя на более дешевые. Треть — 33,9% — участников опроса покупают те же продукты, что и раньше.

То есть 65% татарстанцев вынуждены в той или иной степени экономить на еде, не говоря уже о более дорогостоящих товарах, например бытовой технике и авто. Как мы знаем, это уже существенно сказалось на оборотах розничной торговли. По данным Росстата, только за январь-февраль розничные продажи сократились на 15% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Отразились ли последствия кризиса на покупке продуктов питания в вашей семье?

Варианты ответа

Чел.

%

Существенно отразились, мы стали экономить на покупке продуктов первой необходимости (хлеб, крупы, яйца, молоко, мясо)

89

22,0%

Отразились в незначительной степени, отказались от дорогостоящих продуктов, перешли на более дешевые

174

43,1%

Не отразился, покупаем те же продукты, что и раньше

137

33,9%

Затрудняюсь ответить

4

1,0%

Всего

404

100,0%

ПОЛОВИНА НЕ ВЕРИТ В ТО, ЧТО НАЙДЕТ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ В СЛУЧАЕ УВОЛЬНЕНИЯ

Как татарстанцы собираются преодолевать трудности? Судя по ответам на вопросы социологов, более чем у половины жителей республики есть активные антикризисные планы. 50,7% опрошенных заявили, что если их финансовое положение ухудшится, то они постараются найти дополнительные источники дохода. Чуть меньше (40%) готовы резко сократить расходы и экономить на всем. И только 2,5% могут себе позволить проедать сбережения. Для сравнения: согласно мартовскому опросу фонда «Общественное мнение», в целом по России искать дополнительный заработок отказались лишь 38% респондентов. То есть татарстанцы на этом фоне выглядят поактивнее — по крайней мере на словах.

Впрочем, свои перспективы на рынке труда татарстанцы оценивают крайне пессимистично. В кризис, как выяснили социологи ЦАИР, каждый третий (35%) житель РТ опасается, что может потерять свое нынешнее место работы. А больше половины (54%) считают, что в таком случае в течение ближайшего полугода не смогут найти новое достойное их уровня квалификации место.

Для опасений потерять работу, как показал опрос, основания есть. Потому что в последние два-три месяца на предприятиях, где работают опрошенные или члены их семей, друзья, близкие знакомые, происходили весьма неприятные для работников вещи. В их числе: серьезные задержки выплат заработной платы (о чем проинформировали 21,5% участников опроса), сокращение зарплаты, отмена объявленного ранее ее повышения (29,5%), отмена или сокращение премий, бонусов (38,5%), перевод на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю (17,7%), отправка в вынужденный отпуск (тоже 17,7%), увольнение по сокращению штата (29,2%), принудительное увольнение якобы по собственному желанию (19,1%), отмена социальных льгот — доплат на питание, транспорт и т.п. (9,7%). То есть уже большая масса людей ощутили дыхание кризиса не через новости в СМИ, а напрямую, на себе или на близких людях. Так что официальная статистика об уровне безработицы в 0,84% явно чего-то не ловит или не договаривает.

ВЛАСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ САМИ И СОЗДАЛИ?

Кто виноват в кризисе? Ответы татарстанцев на этот вопрос прозвучали достаточно сенсационно. Дело в том, что официальные всероссийские опросы свидетельствуют: россияне винят в экономических неурядицах прежде всего Запад, задействовавший против нашей страны механизм санкций, и падение цен на нефть — также фактор внешний, от действий российских властей никак не зависящий. По словам Федорова, «в обычной ситуации, если экономика падает, то обвиняют прежде всего правительство. У нас ни правительства, ни президента практически никто не обвиняет. Обвиняют Запад и цены на нефть».

В Татарстане настроения немного иные. Больше 38% опрошенных ЦАИР возложили вину за кризис на «непродуманную политику руководства России», только около 30% — на «западные страны, США». Чуть меньше 20% верят в сложные объяснения о том, что виновата «природа современной экономики», которая предполагает циклические кризисы. Получается, почва для отставки либерального правительства Дмитрия Медведева, о возможности которой давно говорят эксперты, уже формируется?

С другой стороны, антикризисные меры руководства страны люди оценивают высоко: 42,3% заявили, что данные меры, скорее, способствуют преодолению трудностей. 36,4% оценили их двояко (в чем-то да, в чем-то нет), а критически настроены 11,6%. На основании этих цифр генеральный директор ЦАИР Алексей Коннов сделал вывод: «Хотя достаточно большой процент людей считают, что в кризисе виновата как раз непродуманная политика властей, большинство уверено, что российские власти сделают все, чтобы выйти из кризиса».

При этом нельзя сказать, что татарстанцы недооценивают внешнее влияние на события, происходящие у нас. За той же ситуацией на Украине, по данным ЦАИР, внимательно следят 46,5% респондентов, от случая к случаю — 42,8%. Однако большинство хотело бы, чтобы Россия так или иначе дистанцировалась от украинского кризиса.

Да, 38% опрошенных полагают, что наша страна должна поддерживать власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Однако 35,2% считают, что России следует добиваться установления мира на юго-востоке Украины, не поддерживая при этом ни одну из сторон. Еще 18,3% советуют нашей стране вообще не вмешиваться в украинский конфликт. Итого призывающих воздержаться от вмешательства во внутриукраинский конфликт больше половины.

Между тем, согласно данным ВЦИОМ, в среднем по стране 65% россиян положительно оценивают действия тех наших соотечественников, которые вступили в вооруженные формирования ДНР и ЛНР, то есть одобряют активное вмешательство в дела соседней страны. Впрочем, в таких вещах многое зависит от формулировки вопроса.

Какие проблемы волнуют в настоящее время жителей республики?

Варианты ответа

Чел.

%

Сокращение персонала, закрытие предприятий

65

16,1%

Низкий уровень дохода

62

15,3%

Нехватка денег на самые необходимые вещи

50

12,4%

Повышение тарифов на услуги ЖКХ

31

7,7%

Проблема трудоустройства молодежи

24

5,9%

Невыплата и /или задержка выплат заработной платы/пенсий/пособий

18

4,5%

Проблемы здравоохранения (нехватка врачей, оборудования)

11

2,7%

Проблема выплат по потребительским, ипотечным и др. кредитам

10

2,5%

Ухудшение состояние жилья (отсутствие ремонта, электричества, воды)

5

1,2%

Неудовлетворительное состояние дорог

4

1,0%

Проблемы образования (низкое качество, нехватка учителей)

4

1,0%

Высокие налоги

3

0,7%

Взяточничество, волокита, грубость, невнимательность со стороны чиновников

2

0,5%

Произвол сотрудников милиции, ГАИ (ГИБДД)

1

0,2%

Плохая работа общественного транспорта

1

0,2%

Ухудшение экологической обстановки (загрязнение воды, воздуха)

1

0,2%

Наплыв мигрантов (выходцев из других стран, этнических общностей)

0

0,0%

Уличная преступность, квартирные, автомобильные кражи

0

0,0%

Распространение наркомании, алкоголизма

0

0,0%

Другое

276

68,3%

Затрудняюсь ответить

45

11,1%

Всего

404

100,0%

«КОГДА ВОКРУГ ВСЕ РУШИТСЯ, В ТАТАРСТАНЕ ХОРОШО»

Татарстан на фоне экономических неурядиц его жители оценивают как островок стабильности. Больше 76% опрошенных оценили ситуацию в республике как благополучную, спокойную или хотя бы удовлетворительную. «Напряженной» и тем более «кризисной» ее назвали только 22,6% респондентов.

В том же ключе распределились и ответы на вопрос о готовности участвовать в массовых акциях протеста против роста цен, безработицы и падения уровня жизни. Оказалось, что «совершенно не допускают» для себя такую возможность 46,5% и «скорее не допускают» — 22,5%, «скорее допускают» — 18,8% и «безусловно допускают» — лишь 7,9%. Как видно, более двух третей жителей РТ высоко ценят стабильность в республике и нацелены на ее сохранение даже в условиях кризиса.

Результаты опроса для «БИЗНЕС Online» прокомментировал генеральный директор ЦАИР Алексей Коннов:

— Видно, что кризисные настроения у татарстанцев есть. Достаточно серьезным оказался процент тех, кто заметил и повышение цен, и то, что жить стало тяжелее, что ощущается спад в экономике. Подобный опрос ЦАИР проводил в 2008 году, когда тоже разразился финансово-экономический кризис, но таких больших процентов тогда не было. Это с одной стороны. Но с другой — опрос показал, что доверие к власти у людей фактически беспредельное.

Иными словами, наблюдаем две тенденции. Первая: да, кризис заметен очень сильно. Вторая: при этом население верит в то, что государство сделает все возможное, чтобы смягчить, сгладить его последствия. При этом у тех, кого мы опрашивали, нет особых иллюзий насчет того, как они будут жить через год. Абсолютное большинство ответило, что так же, как сегодня, или немного хуже, или немного лучше. Очевидно, что сильно завышенных ожиданий нет, но и каких-то суперупаднических настроений тоже нет. Все понимают, что сейчас экономика замерла, но перспективы такие — как минимум дальше будет не хуже.

Еще опрос показал, что Татарстан по сравнению с другими российскими регионами жители республики оценивают выше. Наши респонденты считают, что пусть все вокруг рушится, но в Татарстане все будет хорошо. Кривая вывезет...

А как вы в целом оцениваете ситуацию в Татарстане? (09.04.15-10.04.15)
4%Благополучная
12%Спокойная
34%Удовлетворительная
33%Напряженная
17%Кризисная
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.04.2015 08:23

    Кризис в умах и экономике только ещё набирает обороты !!! С каждым месяцем ситуация ухудшается,ещё осенью 2014 года было у многих мнение что весной 2015 года трудности начнут исчезать но реальность сурова.
    К осени 2015 года обострится ситуация у ипотечников и механизм защиты для них не подготовлен,фактически государство бросило их на произвол банков. Как только банкам понадобилась ликвидность то государство тут же её предоставило а население и бизнес не замечают.
    Очень многие семьи в РТ испытывают финансовые трудности и большое количество семей имеют кредиты которые сегодня просто не в состоянии обслуживать... о возврате вообще речь не идёт. Бизнес сошёл на нет. Есть островки стабильности но они незначительны.
    Трудности ещё впереди.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:51

      Здравомысленный коммент.Людей бросили на произвол судьбы и отдали на откуп банкам.Народ зол,и пусть коллекторы не удивляются,если их скоро даже наши жёны будут с волыной выпроваживать от порога.Сказано образно,но суть понятна многим.

    • Анонимно
      9.04.2015 10:02

      Соглашусь с вами,именно осенью произойдут значимые события в стране.Что именно произойдет пока сказать никто не может,но множество экспертов именно говорят об осени,что именно осенью ожидается переломный момент.

    • Анонимно
      9.04.2015 10:30

      Обращу ваше внимание, что в конце 2014 г. как раз таки многие говорили о том, что "бабахнет" весной. Эксперты-предсказатели тыкают пальцем в небо.

      • Анонимно
        9.04.2015 12:09

        Согласен. Вероятнее всего это либо паникёры, либо предумышленно создающие такую информационную атмосферу. Так же зимой 2008 , декабрь, говорили что весной 2009 - будет полный абзац, а ситуация наоборот на улучшение пошла.

    • Анонимно
      9.04.2015 10:40

      Пусть продают второй холодильник, третий телевизор и другие вещи закупленые в ажиотаж перед новым годом.

    • Анонимно
      9.04.2015 13:55

      Удивительно, но осенью 2014 я думал, что весной 2015 нужно будет переходить на трехразовый режим питания (понедельник-среде-пятница). Но сейчас я замечаю что моя корзина питания вообще не изменилась. Думал не поеду в этом году в туркию, а сейчас уже и в этом сомневаюсь. В декабре программа утилизации сподвигла меня поменять автомобиль на новый. Самого страшного удара ожидал от коммуналки - почти не изменилась! Может кризис он для тех кто готов на дурачка долларов нахапать по 100р?

  • Анонимно
    9.04.2015 08:24

    И в основном особенно это заметно в СМИ АО\ТАТМЕДИА\сидят поджав под себя тело и гадают на ромашке-уволят не уволят и пишут заказные статьи о всякой ерунде-а потом ходят среди НАРОДА пылят словами-да ВЫ знаете кто мы-ЧЕТВАРТАЯ ВЛАСТЬ-и при этом у всех особенно это замечено в СМИ пишущая на родном языке татар-зарплаты меньше одной другой.....

  • Анонимно
    9.04.2015 08:32

    Холодильник все же начинает побеждать телевизор.

  • Анонимно
    9.04.2015 08:36

    То, что виноват Запад могут говорить только те граждане, которые насмотрелись зомбоящиков. Если бы было нормальное правительство, то была бы и развитая независимая ни от каких санкций страна. Ни чиновники ни олигархи, поверьте, не экономят на продуктах. Они как жили в свое удовольствие так и живут. А народ так и будет концы с концами сводить пока не "проснется" и не осмыслит, что его обманывают на каждом шагу.

    • Анонимно
      9.04.2015 08:58

      давайте уточним: "высшие чиновники"....а просто госслужащие - у них зарплата еще меньше, чем у большинства...

      • Анонимно
        9.04.2015 09:19

        Половина трудоспособного населения не создает добавленной стоимости...может их просто многовато? Уволиться не думали, сделать добро стране, поискать себя в другой ипостаси, а не заниматься бумагомаранием и совещухами, граждане чиновники. И большинство из них даже себе не признается, что в общественном смысле они как минимум - БЕСПОЛЕЗНЫ, как максимум - ВРЕДНЫ.

        • Анонимно
          9.04.2015 09:38

          Лучший комментарий!!!100% поддерживаю! Слишком много и чиновников, и в кабинетах управлений крупных компаний- сколько их там ненужных сводок собирающих, ужас!!!

        • Анонимно
          9.04.2015 10:02

          Да, именно вредны. Мне кажется дешевле и практичнее было бы уволить этих вредителей и продолжать им платить зарплату за ничегонеделание.
          RG

        • Анонимно
          9.04.2015 10:26

          В России 102 чиновника на 10 тысяч населения, это не так много по мировым меркам, примерно как в Германии и США. Но их эффективность у нас крайне мала, государство реально не хочет исполнять свои функции. И корень этой проблемы не в количестве чиновников, а в их полной неподотчетности обществу - обратной связи нет, суды не работают, прокуратура только по заказу, коррупция и т.д. и т.п. Так что надо не сокращать чиновников, а заставить их работать!

          • Анонимно
            9.04.2015 11:16

            Откуда такие цифры??? Пример: где в районе было 1-2 отделения полиции, то теперь прокуратура, линейные отделения, ФСКН, ССБ, вместо 2-5 сотрудников ГИБДД - сейчас территориальное отделение со своей пресслужбой, следственный комитет, ФСБ. Добавим сюда налоговые, пенсионные фонды разросшиеся от 2-3 кабинетов 3-4 этажными отделениями, МЧС и иже с ними (ГИМС, ПЧ), Россельхознадзор, вет.служба, обязательно казначейства (российское и республиканское), земельные службы (БТИ, кадастровые). Причем эти службы даже если и были, то увеличились в 4-10 раз по численности. Их обслуживает штат программистов, бухгалтеров, операторов. Есть свои начальники с личными водителями, по 3-4 зама с секретутками. В результате (цитата от Потапенко) - что бы открыть магазин - 34 контролирующих органа, 600 подзаконных актов, и право участкового заводить уголовное дело по налоговым статьям при "подозрении". Ткните где производство? КАМАЗ, который выпускает модернизированные штудебекеры на оборудовании 1925 г? ННХ выпускает полимеры по технологии 60-70 годов? ТОНЭКО представляющий современный вариант самогонного аппарата? Или крупно узловая сборка форда, фиата или мерседеса? Где производство спрашивается? Ответ один - его НЕТ и НЕ БУДЕТ!!! Зато РТ первый по показателям!КАКИМ???ВСЕМ!!!!!

    • Анонимно
      9.04.2015 09:20

      Ни одна страна не может быть абсолютна независима от санкций.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:20

      Ни одна страна не может быть абсолютна независима от санкций.

  • Анонимно
    9.04.2015 08:39

    По моему нету никакого кризиса. Пресса просто расшумела, и вбила всем в голову. На самом деле сейчас происходит проявление издержек современной российской неофеодальной экономики. Москве просто денег стало нехватать для роскошной жизни, вот и аукается это в регионах.

  • Анонимно
    9.04.2015 08:42

    Я боюсь что квартиры в Казани упадут в цене в 3-4 раза. И это произойдет во второй половине 2015 г.

    • Анонимно
      9.04.2015 08:51

      так уже начинают падать...скоро банки начнут продавать заложенные застройщиками квартиры - вот тогда и начнется обвал

    • Анонимно
      9.04.2015 08:55

      1 на миллион такой вариант, хотя всем нуждающимся остается только мечтать

    • Анонимно
      9.04.2015 08:59

      Не надо бояться что квартиры подешевеют это не страшно. Бояться надо что будет неурожай и зерна может реально не хватить для населения и скотину кормить будет не чем.

      • Анонимно
        9.04.2015 09:20

        Уже не страшно за урожай, Кончаловские строят русский макдональдс за бюджетные 1млрд рублей...

  • Анонимно
    9.04.2015 09:00

    А чего бояться что цены на квартиры упадут. Каждый человек должен иметь жилье по себестоимости. Стоимость квартир можно уменьшить в разы, это же конституционное право,как и дышать,пить,есть, отдыхать, то есть оставаться в любой ситуации человеком.А перемены отрывают нас от материалистического мышления в сторону духовного. Творец уравновешивает нас, выводя на золотую середину. А количество денег равняется количеству уважения к себе.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:46

      Что то я вообще не помню за последние 25 лет что бы у нас что-то упало в цене.!!! Может быть только человеческие жизни и судьбы! А жилье вот увидите не подешевеет. Просто перестанут так активно строить. Как оно может подешеветь если стоимость того из чего его строят растет как на дрожжах.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:49

      Вам хорошо писать. Есть люди у которых квартиры заложены под кредит. Есть застройщики у которых они заложены в банках. При снижении цены квартиры ниже стоимости кредита - банк в праве выставить ее на продажу лишь бы не быть в накладе. И так по цепочке! Может быть такой обвал - подумать страшно!

  • Анонимно
    9.04.2015 09:02

    как обычно: наш корабль тонет, но нашим каютам ничего не грозит!!!

  • Анонимно
    9.04.2015 09:08

    Напоминаю, эксперты МСВТШ и МИСИР еще 2012 году представили результаты математического моделирования прогноза социально-экономической ситуации в РФ до 2020 года. Из-за того, что в РФ не создана технологическая платформа перехода на новый технологический уклад, к 2014 г. прогнозировалось, что курс рубля упадет в двое по сравнению с долларом, и начнется ежегодное сокращение работников предприятия за несколько лет на 50%, будут закрываться предприятия, так как их невозможно модернизировать из-за отсутствия новых инновационных секторов и соответствующих компетенций специалистов. Мы только в начале спада экономики.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:34

      Без создания новых высокотехнологичных секторов, где будут работать 4-5 % населения, нам не сохранить существующие индустриальные отрасли и предприятия -где работают более 30% населения.

      • Анонимно
        9.04.2015 10:10

        Поэтому финансовые и интеллектуальные ресурсы РТ необходимо направить на создание новой технологической платформы для новых секторов экономики.

        • Анонимно
          9.04.2015 17:35

          Ключевым вектором развития городов станут экология и качество жизни. Сильно изменятся здания и вся инфраструктура гогода: они смогут не потреблять энергию, а производить ее. Сами городские поселения будут все больше ориентироваться на высоко интеллектуальный класс, остро конкурируя между собой за самых талантливых людей. "У России есть примерно пять лет, чтобы вписаться в новые тренды, чтобы сделать наработки, которые позволят занять достойное место на нарождающемся гигантском мировом рынке услуг по трансформации городов", - считает Владимир Княгинин.

          • Анонимно
            9.04.2015 17:59

            На самом деле у РТ и Казани есть примерно 5-10 лет, чтобы вписаться в новые тренды, чтобы разработать проекты, которые позволят занять достойное место на нарождающемся гигантском мировом рынке услуг по трансформации производственной и социальной сферы городов.Иначе мы потеряем 50% рабочих мест и в конце концов через 20-30 лет Казань превратится в заштатный провинциальный город.Надо думать о том, как будем развивать таланты, удерживать и обеспечивать их работой в Казани, а не в Москве или за границой

            • Анонимно
              9.04.2015 18:12

              РТ, Казани и крупным предприятиям республики предстоит конкурировать за молодых, мобильных и талантливых людей, у которых есть выбор попасть в другие города мира. Нужны новые инновационные университеты, нужны новые технопарки и техноцентры, которые будут готовить новые стартапы, спин-оффы и спин-ауты для новых секторов промышленности, а затем обеспечат модернизацию существующих индустриальных отраслей и предприятий.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:10

    не знаю про какое падение цен на кв вы говорите за с 06.2014 по сегодняшний день стоимость квартир в моем ЖК(где живу) в недостроенном доме выросло почти на 40%

    • Анонимно
      9.04.2015 12:16

      Цена выросла только в фантазиях застройщиков и риэлторов. Ну и в объявлениях. А Вы попробуйте продать по этой цене)))

      • Анонимно
        9.04.2015 12:50

        Нижнекамцы переехали и перевезли всех кого надо ! Недвижимость больше не нужна )) узбеки и таджики остались в очереди )

  • Анонимно
    9.04.2015 09:10

    не знаю про какое падение цен на кв вы говорите за с 06.2014 по сегодняшний день стоимость квартир в моем ЖК(где живу) в недостроенном доме выросло почти на 40%

    • Анонимно
      9.04.2015 09:54

      Это всего лишь ценник- на самом деле никто продать не может даже с дисконтом в 30% к ценам 2014 года. Я тоже новый ноутбук на авито выставил на 100% дороже чем купил. Потому что покупал при долларе 36 руб. Сейчас 60 руб. Никто почему то не звонит!

  • Анонимно
    9.04.2015 09:13

    Зачем вы боитесь, это же хорошо если упадут цены на квартиры. Сколько людей наконец то обретут свое жилье.Но этого не будет.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:14

    "При этом почти 80% опрошенных верят в эффективность антикризисной политики властей"...снова данные по проценту идиотов в стране бьются, жаль.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:17

    Потом когда недвижка рухнет и не надо тут риэлторам и всяким кому выгодна высокая цена , комментировать о необычайной целесооброзности вложения в недвижимость , тут она на фик не нужна за такие цены , произойдет следующее ,ипотечники увидят что первоначальный взнос и есть реальная цена за их квартиру, ну и дальше что делать будем , мне кажется жечь банки со всеми историями,,,

    • Анонимно
      9.04.2015 10:40

      Ощущение,что процентов 90 согласны с последним действием относительно банков.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:22

    Меня лично никогда не опрашивали.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:36

    квартиры будут дешеветь? так у нас же рыночная экономика - законы рынка, вот и падает цена. Так же обычно нам объясняют любые повышения.

    • Анонимно
      9.04.2015 09:57

      песок под ногами, цемент тоже не импортный, Народ поймет что его обманывают ну не может кирпич сделанный из глины соседнего карьера стоить 10 руб!!! Реальная себестоимость 1 кирпича 74 копейки! Остальное - накрутки...Вот и думайте!

      • Анонимно
        9.04.2015 10:45

        Это если кирпичь сам в карьере сформируется и прилетит на стройку.

        • Анонимно
          9.04.2015 12:18

          Неэффективность нашего производства. Там где должен работать 1 человек, работает 20. Поэтому и цена такая конская.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:41

    Как сказал, Козьма Прутков: "ЗРИ В КОРЕНЬ", а не на прилавки

  • Анонимно
    9.04.2015 09:44

    Квартиры подешевеют и доходы упадут. Как жильё было не доступным для большинства так оно и останется недоступным.

    • Анонимно
      9.04.2015 10:48

      Если 80% жителей будут думать только как прокормить семью, то схлопнутся все ниши бизнесов. Останется только социально продуктовый.
      Вот и будем ходить в штопаных вещах беззубые.

  • Анонимно
    9.04.2015 09:46

    Заступлюсь за ЦАИР: надежная структура. Ее создал сильный ученый (и оппозиционер) Александр Салагаев, а это говорит само за себя. "БИЗНЕС Online" давно сотрудничает с ЦАИР, и у нас не было поводов для сомнений в результатах их исследований. Всем хорошего дня!Е.Ч.

    • Анонимно
      9.04.2015 13:47

      А Фонд общественное мнение Татарстан как работает? Думаете можно их опросам доверять? Интервьюеров очень мало там, и все пожилые женщины

  • Анонимно
    9.04.2015 10:15

    Сократить количество чиновников в администрациях, начиная с саого верха! Вот где окопались дармоеды, которые ничем не помогают в решении проблем. Загляните в любое учреждение - за компами сидят красавицы и красавцы, половина которых родственники начальства. Даже во времена ручного труда (ручка, бумага, бухгалтерские счеты, печатная машинка - одна на весь коллектив!)их было меньше. Теперь, когда один программист может справится со всей статистикой, их количество почему-то растет. Почему? Зачем тогда говорить о новых технологиях? Ради чего они внедряются? Чиновничий аппарат проедает бюджет довольно основательно, это не мелочи. Сейчас идут сокращения. Но кого сокращают? Рабочих! А те так и сидят пьют чай через каждые полчаса.

    • Анонимно
      9.04.2015 11:27

      Точно. А контролирующих органов развели. В минобре целый департамент по надзору образован. Около 100 чел. Наполовину состоит из мажориков, ни дня не проработавших в школе. Проверяют учителей по бумажкам. инструкциям, ими же придуманным, штрафы административные накладывают.. Горе и, вред и гос. траты от такого надзора

  • Анонимно
    9.04.2015 10:41

    Вчера заглянула в торговый центр "Олимп", так неприятно, пусто совсем, народу никого.. половина отделов, если не больше закрыто( с тяжелым сердцем ушла.

    • Анонимно
      9.04.2015 11:37

      Никогда не слышал об этом торговом центре. Где он находится?

      • Анонимно
        9.04.2015 12:15

        У метро Пр.Победы.

      • Анонимно
        9.04.2015 12:29

        Зорге 66, ждем проверку,уже не пожарные(они были). Задание Путина оставшихся ИП не трогать в Татарстане исполняется наоборот.

  • Анонимно
    9.04.2015 10:56

    Кризис только набирает обороты, например у нас сократили целое! направление, и соот-но все написали по собственному желанию, поэтому не видно массовых увольнений, а они повсюду, просто решают за них, а судиться денег нет!!! Скоро жрать не на че будет, какие еще ипотеки, кредиты, вы вообще о чем??? Забыли что-ли, что скоро квартплата сильно подорожает, нет? Напомнить когда? Вон спад продаж авто на 43%, говорят это еще цветочки...

    • Анонимно
      9.04.2015 11:17

      И это еще хитрая статистика. Считают от 2014 года. А в сам 2014 год уже был спад на 20% от 2012 года.Вообщем, продажи падают к у ровню. 2003 года, туда ближе.ВВП РФ был восьмым в мире? А теперь какой? Тут уже видно реальное падение, а не вымышленно-мифическое.

    • Анонимно
      9.04.2015 11:27

      так уже зарплаты не хватает....

  • Анонимно
    9.04.2015 11:12

    Обыкновенная Российская пищевая цепочка. Страна еще только в начале своего сложного пути. Кризис и безработица только будут нарастать. Потому что местный народ раз учился эффективно работать. В России 102 чиновника на 10 тысяч населения, это не так много по мировым меркам, примерно как в Германии и США. Но их эффективность у нас крайне мала, государство реально не хочет исполнять свои функции. И корень этой проблемы не в количестве чиновников, а в их полной неподотчетности обществу - обратной связи нет, суды не работают, прокуратура только по заказу, коррупция и т.д. и т.п. Так что надо не сокращать чиновников, а заставить их работать! Респект автору.

  • Анонимно
    9.04.2015 11:14

    Мы - молодая семья. Дочка родилась. Платим ипотеку, кредит на машину. Сейчас каждый раз, когда ходим в магазин, обращаем внимание на цены (раньше такого не было - брали, что хотели). Хотели ехать в Европу втроём - куда там с таким курсом нашего рубля. Только Турция осталась как вариант. На работе - сокращения. Урезали бонусы. В общем, жизнь стала хуже и тревожнее. А сколько знакомых не может найти работу! Аллам сакласын!

    • Анонимно
      9.04.2015 12:27

      Если у вас еще осталась Турция как вариант, то у вас все в шоколаде. Нам на семью из 4-х человек чтобы в Турцию дней на 10 слетать по нынешним ценам нужно год копить. А копить год и спустить это за полторы недели не хочется. При том, что у нас не самая маленькая зарплата (не 15-20 тысяч). Коммуналка, садики, кружки, продукты, бензин, необходимая одежда съедают большую часть

      • Анонимно
        9.04.2015 15:32

        Согласен полностью. Молодая семья 2 летний ребенок, жена в декретном отпуске. Ежемесячные траты не большие, просто на жизнь уходит около 80 т.р, больше не тяну. Какая турция, новый авто и.т.д. мы еле концы с концами сводим...

        • Анонимно
          9.04.2015 20:26

          80 тыщ в месяц на троих тратите и считаете их небольшими ? Да Вы батенька, олигарх. Наша семья из 4 человек на 40 тыщ в месяц живёт. Получается что мы по Вашим меркам вообще денег не тратим ))).

          • Анонимно
            9.04.2015 22:04

            А как прожить семье из четырех человек на 40 тыс? Вы поликлиники, кружки,магазины(не продукты) не посещаете?

            • Анонимно
              10.04.2015 02:56

              Также как и большинству семей. У многих ещё меньше доходы. О ВРП на душу населения слышали? В Татарстане он около 250 000 р. в год. Т.е 250 000 / 12 = 20800 р. в месяц. Вы из числа тех, кто из куска ВРП отщипывает больше других, остальным достаётся ещё меньше. Ваша наивность "А как же кружки?" вызывает много вопросов. Вы прямо как Мария-Антуанетта: "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!"

        • Анонимно
          10.04.2015 17:50

          очень интересно на какие расходы уходят у вас 80 тыс в месяц? Кружки стоят 40 тыс? Одежду каждую неделю покупаете? или питаетесь только в ресторанах?

    • Анонимно
      9.04.2015 12:30

      шикарно еще живете

    • Анонимно
      9.04.2015 12:33

      Какая Турция? Как сейчас будучи наемным работником думать о развлечениях? Я предприниматель с большим стажем, просто о выходном дне думать забыл.

    • Анонимно
      9.04.2015 12:49

      вы еще очень хорошо живете, радуйтесь

  • Анонимно
    9.04.2015 11:24

    первом квартале 2015 года в России обанкротились 3765 компаний - на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эти данные приводит Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). В марте на этом ресурсе было опубликовано 1548 сообщений о признании фирм-должников неплатежеспособными, что лишь немного не дотягивает до абсолютного рекорда - 1585 в декабре 2014-го. За весь же прошлый год число дефолтов выросло по сравнению с 2013-м почти на 20% - до 14 514.

  • Анонимно
    9.04.2015 11:25

    По оценкам экспертов, резкое увеличение в России числа несостоятельных компаний связано как с общей кризисной ситуацией в экономике, так и с недавними изменениями в законодательстве, которые усилили роль банков в процедуре банкротства и повысили эффективность продажи конкурсной массы. По данным Росстата, в январе-феврале крупные и средние отечественные предприятия впервые с кризисного 2009 года получили сальдированный убыток. Ухудшение финансового положения корпоративного сектора иллюстрируют и прошлогодние резонансные истории с дефолтами крупных заемщиков. Некоторые из этих историй вышли далеко за рамки бизнеса и обрели мощное социальное звучание.

  • Анонимно
    9.04.2015 12:28

    Я-чиновник! Хочу высказаться.Весь день я работаю,чай пью только в обед.В интернете в рабочее время не копаюсь.Но сколько ненужных отчетов я делаю,сколько отчетов в разные инстанции дублируют друг друга!Сдаем отчет годовой в республиканское казначейство-30 форм.Для чего ?Но это всё придумало наше государство.И я думаю,что все это никому не нужно...

    • Анонимно
      9.04.2015 13:05

      Заниматься НЕлюбимым делом это самое жестокое наказание!Это раньше преступнику выбривали макушку,капля за каплей вода капала на голову...и человек не выдерживал.А так Ульяновск опять нам нос утер-раздают населению бесплатно цыплят!Вэт БУЛДЫРАЛАР!Наиль Гамбаровичу самое время вспомнить как он раздавал гусят в Бугульме!знакум

      • Анонимно
        9.04.2015 13:20

        как то обидно-некоторые комбикормовые заводы начали работать на соседних бывших союзных Республик!Видимо эта информация еще не дошла до Президента РФ!знакум

      • Анонимно
        9.04.2015 13:25

        Знакум..а ты знаешь, что для того чтобы якобы раздавать этих цыплят - я в принудительном порядке раза 2-3 в год ежедневный заработок перечислял городу. Знаем мы этого наиля...наелись по уши!!!! Бугульминец.

    • Анонимно
      9.04.2015 13:35

      Это называется скрытая безработица, т.к. вы ничего не производите, не создаете прибавленную стоимость. А какой бред вы будете исполнять никому из вашего руководства и нашего правительства не важно, но это только пока. Скоро на вас у гос-ва денег не хватит. Все очень печально.

  • smr
    9.04.2015 13:31

    Все же в Европу хотели раньше, а в Европе обжираются меньше России.

  • Анонимно
    9.04.2015 14:38

    Думаю российский народ заслужил то,что заслужил.

    • Анонимно
      9.04.2015 15:22

      Россиян нельзя баловать излишеством и давать свободу,он срывается с цепей,не знает чувства меры материальных благ,он далек от европейских ценностей и идей,Он мыслит в своей основе азиатским мышлением,что неудивительно,это закладывалось веками.Поэтому мы каждый раз убеждаемся,как капитализм ни коим образом не подходит для матушки России,он категорически неприемлим для нашего иммунитета и нашей ментальности.Социализм идеально подходил для нашей страны,был для нас благом,но увы этот этап пройдет,и обратно в него мы уже не вернемся никогда.

      • Анонимно
        9.04.2015 15:45

        Еще обязательно вернется социализм и будет для народа рай!!!

        • Анонимно
          9.04.2015 16:06

          К сожалению не вернется социализм,Россию расчленят на куски.

          • Анонимно
            9.04.2015 18:19

            Если будем сидеть и молчать, то не вернется. Надо действовать.

      • Анонимно
        9.04.2015 16:36

        Социализм (самый жирный и социальный) бывает только при капитализме (самом жестком но справедливом). Примеры? Все благополучные страны мира.
        ЕС, Япония, Ю.Корея, Сингапур, Австралия, США, Канада....
        А хуже с социалкой в социалистических странах.
        RG

  • Анонимно
    9.04.2015 15:45

    про отшельницу за бортом жизни-это что намек на способ защиты от кризиса-может скинуть с лодки того кто не гребет уседно

    • Анонимно
      9.04.2015 17:53

      да,в одной стране раньше старых людей скидывали в обрыв!Вы фильм на эту тему смотрели?Назначение пенсии ниже прожиточного минимума -это тоже самое!А бабушке-отшельнице уже лет 3-4 назад было наверное 80!знакум

      • Анонимно
        9.04.2015 18:12

        а живет она недалеко от с.Коргуза!!!

        • Анонимно
          9.04.2015 18:32

          Из ее родной деревни-СЫЧОВКА ни один из парней,ушедших на фронт,не вернулся!Да,и деревни уже такой нету.Поэтому-лишь бы был мир!знакум

  • Анонимно
    10.04.2015 19:01

    Правительство, что оно собой представляет? Не за что не в ответе, деньги с налогов населения проевшее и так продолжающее ... Зачем нужна все больше изо дня в день растущая халява, под названием правительство...

  • Анонимно
    11.04.2015 02:22

    А я полгода назад уехала из Казани на Камчатку и нисколько не жалею. Прекрасная природа, зима снежная, но теплая. Врачом в Казани на 2,5 ставки получала около 25 тысяч, здесь на 1 ставку 78 тысяч, два нормальных выходных. Квартиру снимаю, 50% оплачивает больница. В течение года представят служебную, которую можно приватизировать после 8 лет работы. Да, цены высоковаты, но на все хватает и даже остается, нет никакого местного шовинизма.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль