Общество 
10.04.2015

Зеленодольск отправит в Казахстан «Торнадо»

В 2014 году завод им. Горького получил авансов на 23,6 млрд. рублей

Сегодня на заводе им. Горького заложат 9-й малый ракетный корабль проекта «Буян-М». Тем временем, как стало известно «БИЗНЕС Online», до заказа его «близкого родственника» проекта «Торнадо» «дозрела» Астана. Таким образом, зеленодольское предприятие запишет в актив еще одного инозаказчика. Но, как видно из опубликованной на днях отчетности завода за 2014 год, при работе с валютой ему надо быть осторожнее — из-за потерь на курсовых разницах предприятие ушло в минус даже при росте объемов.

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ПРЕДЛОЖИТ ВОЕННЫМ НОВЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ

Первое, что хочется отметить, — это рост выручки ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» на 2,3% до 12,34 млрд. рублей, это новый максимум для предприятия. Добавим, что с учетом количества заказов и растущих авансовых платежей от заказчиков в 2015 году рекорд может быть побит. Так, поступившие авансы от покупателей выросли на 6,3 млрд. рублей до 23,6 миллиарда.

Что было сдано в 2014-м? Построены, прошли испытания и переданы заказчику малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» — ЗПКБ) «Великий Устюг» и два противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок» (нижегородское ОАО «КБ «Вымпел»).

Впечатляет количество текущей работы. Строятся еще три «Грачонка» (сдача — в 2017 - 2018 годах). Ведется работа по подготовке к спуску на воду МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов». Церемония должна состояться в апреле, а в июле корабли уйдут на испытания на Черное море. Там же они и будут служить — это первые «Буяны-М» на Черноморском флоте (первые три служат на Каспии) и, не исключено, последние, которые будут оснащены немецкими дизелями MTU. Скорее всего, санкции помешают получить импортные двигатели для других «Буянов-М» и сроки их сдачи могут сместиться вправо. За «Зеленым Долом» и «Серпуховым» на Черноморский флот должны отправиться еще предположительно 8 МРК. Три из них — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» — уже строятся. Сегодня на заводе заложат очередной «Буян-М» — «Грайворон». Эта четверка будет сдана в 2017 - 2019 годах. И, как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов, в будущем возможно продолжение строительства МРК «другого класса». «Это будет корабль не только для Каспия и Черного моря, но и для Балтики, северных морей, — несколько обтекаемо пояснил гендиректор. — В свое время такие корабли были — проект 1124 «Альбатрос», которые в СССР строились на трех заводах, в том числе, на нашем». Мистахов рассказал, что если идея будет одобрена, то проект разработает ЗПКБ. «Мы бюро наше всегда поддерживаем и ставим в пример, — подчеркнул он. — Это бюро сильное, грамотное, а нам есть с чем сравнить».

Также в Зеленодольске сегодня строятся сразу 6 патрульных кораблей (ПК) проекта 22160 (петербургское ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»), они будут сданы в 2018 - 2019 годах. За ними последует еще шестерка (ПК).

В этом году завод сдаст транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга» (петербургское ОАО «ЦМКБ «Алмаз») для главного управления глубоководных исследований генштаба и сторожевой корабль проекта 22100 «Океан» (ЦМКБ «Алмаз») для береговой охраны пограничной службы ФСБ. Головной сторожевик получил имя «Полярная звезда», за ним должны последовать еще пять аналогичных кораблей. Уже получен заказ на два «Океана». Эта пара, в отличие от предшественника, будет укомплектована только отечественным оборудованием — импортозамещение в действии. Возможно, поэтому выросла и цена с изначально планировавшихся 7,8 млрд. рублей за корабль до 8,6 миллиарда. Сдвинулся и срок сдачи — с 2018 года на 2019-й (данные известного ВПК-блогера alexeyvvo).

Что касается гражданского судостроения, то завод отправил на испытания два пассажирских судна проекта А217-1 и начал строительство четырех скоростных теплоходов А145, четырех несамоходных сухогрузных барж проекта 3136.

Сегодня завод строит почти три десятка кораблей и судов
Сегодня завод строит почти три десятка кораблей и судов (фото: zdship.ru)

РОСТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ — СИМВОЛИЧЕСКИЙ

Похвально, что под контролем у менеджмента остались основные издержки — они прибавили только 1,4%. Благодаря хорошему контролю себестоимости результат от основной деятельности удалось значительно улучшить. Операционная прибыль завода выросла на треть, до 421 млн. рублей.

Улучшились показатели не только от основной деятельности, но и баланс процентных поступлений и выплат. Кредитный портфель завода потяжелел на 44% до 11,15 млрд. рублей. И при собственном капитале и резервах в 2,6 млрд. рублей кредитовать такое предприятие довольно рискованно. Но, по всей видимости, менеджменту удалось уйти от уплаты премий за риск: расходы на обслуживание займов подросли только на 23%. В то же время полученные проценты выросли пятикратно. То есть завод очень хорошо заработал, одалживая другим компаниям. В итоге отрицательное сальдо выплаченных и полученных процентов сократилось на 139 млн. рублей до 176 млн. Однако на этом финансовые достижения и завершились. Заметно ухудшился баланс прочих статей, виной всему 3,05 млрд. рублей отрицательных курсовых разниц, которые удалось смягчить лишь за счет получения 2,33 млрд. рублей доходов от ввода в эксплуатацию объектов интеллектуальной собственности. И в доходах, и в расходах отмечена сумма 1,93 млрд. рублей от продажи валюты. В целом отрицательное сальдо прочих статей увеличилось на 232 млн. рублей до 555 млн., что в очередной раз привело к получению убытка перед налогообложением — 272 млн. рублей, хотя это на 16% лучше, чем убыток 2013 года. Символический рост чистой прибыли на 2% до 5 млн. рублей завод показал за счет налоговых активов.

Отметим техперевооружение предприятия. Произведено капвложений на 1,15 млрд. рублей. Наиболее существенные — литейное (172,4 млн.) и металлорежущее оборудование (146,7 млн.), здания и сооружения (515,1 миллиона). Нельзя не отметить, что покупки в основном заграничного происхождения: линия холодно-твердеющих смесей — FAT (Германия), линия сборки микропанелей, а также сборки плоских секций и мостовых конструкций — IMG (Германия), индукционная двухтигельная печь Inductotherm (Великобритания).

Замечен рост среднесписочной численности работников: 5024 человека против 4732 в 2013 году. В отчетности отмечен и рост заработной платы: 26 141,4 рублей против 22 595 в 2013-м.

ШРИ-ЛАНКА ОЦЕНИВАЕТ «ГЕПАРД»

Особо отметим усилия завода в области военно-технического сотрудничества (ВТС), поскольку, как подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мистахов, экспорт для предприятия — вторая главная задача после выполнения гособоронзаказа.

В отчетности указано, что в ноябре 2014 года завод и ОАО «Рособоронэкспорт» подготовили для Шри-Ланки коммерческое предложение на поставку корабля проекта «Гепард 3.9» (автор проекта — ЗПКБ). Как разъяснил Мистахов, в рамках ВТС Россия открыла кредитную линию Шри-Ланке, и она среди прочего прислала заявку и на корабль проекта «Гепард 3.9», строителем определили завод им. Горького. «В рамках технического задания мы сформировали цену, сейчас ее рассматривают в Шри-Ланке», — рассказал Мистахов. По словам гендиректора, рассмотрение может длиться от 3 до 24 месяцев. Пока зарубежных партнеров интересует один «Гепард» в варианте патрульного корабля. «Такой «Гепард» чуть проще тех, что мы сделали и делаем для Вьетнама: это не ракетный корабль — только артиллерия и системы ближнего зенитного огня», — пояснил Мистахов. Напомним, 15 февраля 2013-го «Рособоронэкспорт» подписал с Вьетнамом контракт на строительство двух «Гепардов» в противолодочном варианте. Корабли заложили 25 сентября того же года, первый должны спустить на воду до конца 2015-го. Ранее зеленодольцы уже построили для вьетнамской стороны два «Гепарда» с ракетным «уклоном». Заложенные в 2007 году корабли были приняты в состав ВМС Вьетнама в 2011-м и получили имена Dinh Tien Hoang и Lee Thay To. Стоимость контракта оценивалась в $350 миллионов. Стоимость предлагаемого Шри-Ланке «Гепарда» — коммерческая тайна. «Долларовый кредит очень выгоден, — рассказал Мистахов. — Во-первых, доллар нестабилен, во-вторых, такая схема позволяет эффективно выходить на международный рынок. Многие зарубежные страны так работают, кроме того, они используют и метод, когда строительство организуют непосредственно у заказчика».

А вот Казахстан, наконец, решил заказать в Зеленодольске корабли проекта 21632 «Торнадо» (автор проекта — все то же Зеленодольское ПКБ). Переговоры с Астаной по этому проекту шли с сентября 2014 года. Перед Новым годом Россия определилась с местом строительства. «Но в связи с экономической нестабильностью казахская сторона взяла тайм-аут до апреля, чтобы определить, сколько кораблей и в какие сроки она планирует заказать», — рассказал Мистахов. «Торнадо» — экспортный вариант малого артиллерийского корабля (МАК) «Буян» (три построенных на петербургском ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» корабля проекта служат на Каспии). Водоизмещение — 590 т, длина — 61,4 м, максимальная скорость — 26 узлов, экипаж — 36 человек. Предполагаются несколько модификаций: почти аналог «Буяна»; корабль, вооруженный ракетным комплексом «Уран-Э»; МРК с ракетным комплексом «Оникс»; патрульный корабль с вертолетной площадкой. Источник «БИЗНЕС Online» рассказывал, что Казахстану нужны три корабля с комплексом «Уран-Э».

Мистахов заверил, что сегодня у завода немало предложений от потенциальных иностранных заказчиков. «Нам экспорт очень интересен, — констатировал он. — Основная наша задача — госзаказ, а вторая — экспорт. Недавно были на выставке в Малайзии с проектами «Гепард» и 22160. Интерес очень большой был, например, со стороны Камбоджи, ЮАР, Египта и проверенного партнера — Вьетнама».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.04.2015 08:52

    Браво Зеленодольск!

  • Анонимно
    10.04.2015 12:10

    выглядят очень даже)

  • Анонимно
    13.04.2015 11:56

    Зеленодольский завод неустанно радует нас своими успехами! Это предприятие – настоящая гордость республики!

    • Анонимно
      13.04.2015 12:29

      Молодцы, как не скажи, а заводчане дело свое знают. Стабильное выполнение гособоронзаказа, успешная работа на экспорт, да еще и планы дальновидные! Успехов вам с казахами и не только! Почет и уважение заводчанам!!!!

  • Анонимно
    13.04.2015 12:45

    Да уж, люди дела, производственники, результат их работы на виду. Завод горького звучит гордо и сильно! Молодцы заводчане! Настоящие труженики!

    • Анонимно
      13.04.2015 13:44

      Просто люди умеют и хотят работать. Очевидно что на заводе есть команда единомышленников и не равнодушное к судьбе предприятия руководство. На достигнутом не останавливаются, умеют планировать и позиционировать себя в том числе на международном рынке. Желаю только успехов и достижения всех поставленных целей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль