Культура 
12.04.2015

Александр Сладковский: «Я хочу, чтобы все понимали, для чего существует этот оркестр»

Главный дирижер ГСО РТ об арт-бренде республики и представительских функциях музыкантов

Татарстан — это нефть, спорт, IT, объекты всемирного наследия и продуманная социальная политика. Такой ассоциативный ряд возникает при упоминании нашей республики у представителей других регионов России и у зарубежных партнеров. Однако главный дирижер симфонического оркестра Татарстана уверен, что при грамотном приложении усилий к этому списку вполне может добавиться академическое искусство. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС online», он рассуждает об арт-бренде Татарстана.

Zajdel25.jpg
Натан Рахлин

Недавно я рискнул показать свой Казанский оркестр в Москве, которая фактически сейчас является безусловно центром мировой музыкальной культуры. Было страшновато, ибо публика избалована. Нас в филармонии встретили, конечно, скептически. Афиш почти никаких. Никакого солиста я тоже не пригласил, ожидая провала. И вдруг первый концерт 28 апреля произвел впечатление взорвавшейся бомбы. Ты не представляешь, что делалось в зале. Забегали министры, музыковеды, дирижеры, критики. По приезде в Казань я ощутил, что эта фактически победа всесоюзного масштаба никому не нужна. Ибо фамилия моя Рахлин, и зовут меня не так, как надо. В Киеве, Москве, Донбассе создаешь крупные очаги культуры. А впечатление, будто я натворил много беды. Народ-то доволен, а «руководители» были бы, очевидно, еще более довольны, если это сделал бы местный кадр. Куда мне еще податься, в Колыму, что ли? Очень обидно. Но музыка, признание народа — это самое главное. Буду, как хороший солдат, стрелять до конца, пока есть патроны, нести в сердце трудовых людей красоту.
Твой Натан. 14.04.1969
Из письма основателя симфонического оркестра Татарстана Натана Рахлина
возлюбленной Гертруде Пьяцковской

ОТ НАТАНА РАХЛИНА ДО ВЛАДЫКИ ИЛАРИОНА

В сентябре нынешнего года наш оркестр откроет юбилейный 50-й сезон. В связи с этим мне бы очень хотелось актуализировать имя основателя ГСО РТ — замечательного дирижера, народного артиста СССР Натана Рахлина. Свою главную задачу на посту художественного руководителя татарстанского оркестра я вижу в том, чтобы продолжать традиции, заложенные при нем, и достраивать то, что он некогда начал возводить.

Недавно я читал книгу музыковеда Георга Кантора, в которой собраны документы о жизни Рахлина, и наткнулся на невероятно трагичную историю. Возвращаясь после триумфальных московских гастролей в Казань, дирижер и музыканты столкнулись с непониманием и неприятием своего успеха, равнодушием местных слушателей — как чиновников, так и простых горожан. Мне бы хотелось восстановить справедливость, тем более что сегодня оркестр тоже часто натыкается на скепсис, сомнения и даже открытое раздражение казанцев, как правило, нападки связаны с обильным бюджетным финансированием нашего коллектива. Я хочу, чтобы все понимали, для чего существует ГСО РТ и какой смысл в том, что мы разучиваем сложнейшие произведения, ездим на гастроли, завоевываем залы и получаем все новые и новые приглашения. И поэтому я собираюсь поговорить об арт-бренде республики и о том, какую роль оркестр играет в жизни Татарстана и его жителей.

579_pic_IMG_1316.jpg

Но для начала несколько примеров.

Недавно министр здравоохранения России Вероника Скворцова была в Перми. Журналист какого-то телеканала «поймал» ее недалеко от здания администрации Пермского края и попросил ответить на несколько вопросов. К слову, в одном из корпусов краевой администрации располагается органный зал Пермской филармонии, поэтому неудивительно, что в кадр попал огромный баннер с рекламой концерта ГСО РТ. Сам я не видел эту передачу, но недавно на мероприятии ко мне подошел премьер-министр Ильдар Халиков и сказал, что был приятно удивлен, когда заметил на фоне госпожи Скворцовой слово «Татарстан» и мою фотографию, ведь из таких мелочей в итоге и формируется имидж республики.

Вторая история связана с недавним приездом в Казань одного из самых влиятельных людей РПЦ — владыки Илариона. Помимо богословской деятельности он успешно занимается композиторским творчеством, и в первый день визита иерарха наш оркестр исполнял его ораторию «Страсти по Матфею». Играть произведение в присутствии композитора сложно и ответственно, но гость, по его собственному признанию, остался крайне доволен — для автора важно, чтобы музыканты попали в поток его задумки, и мы с этим справились. Разумеется, владыка приезжал в Казань не только ради концерта, его визит имел в первую очередь политический, организационный, инспекционный характер. Позже один из высокопставленных чиновников сказал мне, что это было выступление стратегической важности: носитель высокого сана прибыл в город с инспекцией, и первое, с чем он здесь столкнулся, — качественная игра местного оркестра. Я уверен, что наше выступление имело позитивное влияние на все последующее пребывание владыки в Казани.

IMG_3525.jpg
«Страсти по Матфею»

Еще один случай, который приходит на ум в связи с разговором об арт-бренде республики, — визит ГСО в ЮНЕСКО. Мы поехали туда в 2014 году по приглашению пианиста Дениса Мацуева, которому тогда как раз вручали звание посла доброй воли. Параллельно там находилась делегация из Татарстана, приехавшая отстаивать право Болгара называться объектом всемирного наследия. Я не хочу преувеличивать нашу роль в этой победе, но в конечном итоге жизнь вообще состоит из совпадений. Выступление оркестра вместе с Мацуевым тогда произвело на комиссию ЮНЕСКО нужный эффект: стало ясно, что Татарстан не только поддерживает традиции и оберегает памятники прошлого, но и заботится о культуре дня сегодняшнего, ведь далеко не каждый регион может позволить себе качественный симфонический коллектив.

ПОДДЕРЖКА ОРКЕСТРА КАК РЕПУТАЦИОННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ

Вообще, бренд — это торговая марка, то есть катеогрия сугубо экономическая и, казалось бы, не имеющая прямого отношения к культуре. Но сейчас все чаще говорят о брендинге территорий: у каждого города, региона, страны должно быть свое лицо, и чем выше статус бренда, тем больше он узнаваем в мире. Татарстан сегодня лидирует на многих направлениях: спорт, образование, IT-технологии, социальные программы. И мне как представителю сферы культуры не хочется отставать от жизни, тем более я знаю, что за рубежом очень уважают регионы, в которых на достойном уровне существует академическая музыка. Все прозрачно: чем интенсивнее оркестр представляет Татарстан на отечественных и иностранных сценах, тем громче и чаще о республике будут говорить. Наверное, в соотношении с тем, что делают другие, наш вклад в репутацию Татарстана не самый значительный. Но у нас есть определенная зона ответственности, и оркестр будет делать все от него зависящее, чтобы на данном направлении не было провалов.

Важно понимать, что поддержка ГСО — это долгосрочная репутационная инвестиция. Если мы будем постоянно сидеть на тихой уютной сцене ГБКЗ им. Сайдашева, рано или поздно это приведет к глубокому застою и деградации. Пять лет назад мы получили грант от президента республики. Тогда никто не знал, чем закончится эта затея, более того, многие предполагали, что это будут просто выброшенные на ветер деньги. Оркестр был в плачевном состоянии, его реноме в музыкальных кругах находилось на самом низком уровне, и надежд на то, что о нем заговорят в России и за рубежом, почти не было. Но мы доказали, что при правильных акцентах и правильных методиках развития можно в невероятно короткие сроки не просто вернуть оркестру жизнь, но и заново сделать ему имя.

670_pic_11.jpg
Запись концерта

Измерить продуктивность нашей работы за последние пять лет очень просто. Главные критерии — это интенсивность выступлений, количество приглашений и залов, в которых нас хотят слышать снова и снова, и солисты, которые соглашаются с нами играть. Что касается первого критерия, сегодня ГСО РТ — один из самых гастролирующих оркестров России. По поводу залов — мы играем на лучших российских площадках: Большой театр, Большой зал Московской косерватории, Мариинка, Концертный зал имени Чайковского, Международный дом музыки в Москве. Мы побывали в Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Иркутске, Тамбове, Сочи, а сейчас готовимся к очень серьезным зарубежным гастролям. Работа идет полным ходом, и в ней заняты лучшие импресарио. Ну а чтобы рассуждать о солистах, достаточно просто просмотреть наши афиши за последние пару лет и убедиться, что в Казань регулярно приезжают звезды мирового масштаба. Кстати, 50-й сезон будет открывать Леонидас Кавакос, который, по мнению многих специалистов, заслуживает звания «первого скрипача мира». В России он до этого играл только с оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

704_pic_45.jpg
Гастроли в Японии

«ЕСЛИ ЗАВТРА МЫ ВЫСТУПИМ ПЛОХО, ПОСЛЕЗАВТРА НАС НИКУДА НЕ ПРИГЛАСЯТ»

В оркестре трудятся не только музыканты: у нас есть сотрудники, которые занимаются аналитикой, продвижением музыкального продукта, связями со СМИ, продажей билетов. И в том, что сегодня в музыкансткой среде приглашение ГСО РТ считается не только престижным, но и рентабельным, есть большая заслуга этих людей — бренды продавать легче. Сейчас задача оркестра состоит в расширении сферы влияния, и все очень хорошо понимают: если завтра мы выступим плохо, послезавтра нас никуда не пригласят. Форма требует ежедневного кропотливого труда и внятной стратегии как минимум на год вперед. Ее разрабатываю я: по госзаданию мы должны играть не менее 60 концертов в год, и важно грамотно подходить к их содержанию.

Любые инвестиции должны быть оправданы. У нас есть финансовые обязательства перед государством: оркестр обязан зарабатывать деньги на билетах, и мы каждый раз перевыполняем план. Конечно, это не те средства, которые могли бы окупить все вложения, но нужно понимать, что академическое искусство никогда не было бизнесом и всегда существовало при поддержке власти и меценатов. Микеланджело бы не реализовал себя без вложений Медичи, Вагнер никогда бы не построил свой театр без помощи Людвига Баварского, а Гайдн бы ни за что не написал столько симфоний, если бы не условия, созданные для него князьями Эстергази. Лондон, Стокгольм, Монте Карло, Амстердам — эти города объединяет наличие замечательных симфонических оркестров, которые когда-то создавались под короной и до сих пор работают на ее репутацию. Потребителей у высокого искусства может быть сколь угодно много, но заказчиком в подавляющем большинстве случаев выступает государство. И мне очень приятно, что в Татарстане это понимают. Да, оркестр не приносит коммерческой выгоды, но репутационная рентабельность порой оказывается дороже денег.

Александр Сладковский

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.04.2015 09:26

    Молодец. Не спортом единым живет Татарстан. Ещё бы чиновники ходили бы на культурные мероприятия, как на игры Актива Барса и Рубина.

  • Анонимно
    12.04.2015 09:55

    Но основные претензии к Сладковскому, что он не популяризирует музыку татарстанских композиторов, как положено оркестру Татарстана. А его деятельность, больше похожа на продвижение себя любимого, с подходящим и хорошо финансируемым оркестром.

    • ЧеКа
      12.04.2015 10:31

      Предполагаю что вы не правы. Если была бы хорошая музыка от татарстанских композиторов, то Сладковский обязательно ее играл хотя бы для отчета перед местной публикой и начальством..Насчет продвижения себя.. Здесь все взаимоувязано - продвигая себя Сладковский одновременно продвигает оркестр..Здесь дирижер как тренер команды - без результатов команды и тренер никто..

    • Анонимно
      12.04.2015 10:40

      Талгат Бареев? ) А что плохого? Все отлично совпало - амбициозный главный дирижер, хорошее финансирование, амбициозные власти. В итоге у нас здесь хорошее качественное исполнение классической музыки, солисты мирового уровня постоянно приезжают. Наслаждайтесь!

      • Анонимно
        12.04.2015 12:36

        Хорошо и качественно исполняют классическую музыку сотни оркестров. А оркестр Татарстана должен продвигать татарскую классическую музыку. А наслаждаться иным вы можете слушая эти другие оркестры,которые финансируются не за счет бюджета республики. Вообще-то, наш оркестр -единственный оркестр ,созданный для развития и популяризации татарской музыки. Кстати, я не Тахир Бареев. А иначе получается только личный оркестр Сладковского ,которого не надо содержать за его личный счет, но который приносит ему известность в мире музыки.Хочет исполнять только классическую музыку, пусть создаёт свой оркестр и содержит его.

        • Анонимно
          12.04.2015 16:10

          Может быть Вы и не Тахир. Упоминался Талгат. Ваши рассуждения очень схожи и также как он не слушаете ничьих доводов, вполне разумных и об'ективных.

        • Анонимно
          13.04.2015 09:56

          Как узко и примитивно вы мыслите! Если играть только национальную музыку- кто придет ее слушать? И бываете ли Вы сами на концертах Сладковского? Такой прогресс, такая мощь и такой рост мастерства! Уважаемый Маэстро! Здоровья, процветания и успехов! Вы прекрасны!!

    • Анонимно
      12.04.2015 11:39

      Наш оперный театр финанисируется так же хорошо. Что же мешает нашему театру хотя бы приблизиться к театрам Перьми или Екатеринбурга, блистающим на "Золотой маске"? Кстати, не столь роскошно финансируемым. Получается, все дело в капитане. Дело не в том, что Сладковский не популяризирует музыку татарстанских композиторов. Судя по афишам, активная работа в этом направление ведется. Но в том, что в зале на таких мероприятиях народу меньше чем на сцене, Сладковский уж никак не может быть повинен. К тому же публика почти всегда по пригласительным. Вношу рацпредложение: по ЗАВЕРШЕНИЮ таких концертов и раздавать флаеры на остальные концерты оркестра. Возможно, это слегка и улучшит ситуацию.

      • Анонимно
        12.04.2015 12:12

        О приезде Леонидаса Кавакоса объявлено за полгода. Об участника стартующего через полмесяца Нуриевского фестиваля когда сообщат? Опять тень на плетень, рака за камень и прочее.Ведь существуют же какие-то нормы,правила и стандарты, по которым должны работь такие организации.

  • Анонимно
    12.04.2015 10:10

    Больших и маленьких творческих успехов нашему оркестру! Хотелось бы пожелать и финансового благополучия, чтобы и в дальнейшем в Казань приезжали интересные, известные и не очень талантливые музыканты.

    • Анонимно
      12.04.2015 13:32

      Известные и не очень талантливых нам не нужно :-)

      • Анонимно
        12.04.2015 15:58

        Извиняюсь) запятая потерялась. Конечно талантливых, не обязательно раскрученных и известных музыкантов.

  • Анонимно
    12.04.2015 12:47

    Все таки непонятно отсутствие в репертуаре оркестра великолепных классических произведений великолепных татарских композиторов.

  • Анонимно
    12.04.2015 15:18

    Хорошо и качественно классическую музыку никогда не исполняли и не исполняют СОТНИ ОРКЕСТРОВ. Человек. который это написал, видимо, не в курсе, что в Европе рейтинг лучших оркестров исчисляется числом "10", а в америке - "5". А еще этот человек не знает, какие сокращения происходят сейчас в европейских странах, где с трудом сохраняют бюджет только главным национальным коллективам.

  • Анонимно
    12.04.2015 15:19

    Как не исполняют татарских композиторов, мы только что с сыном вернулись с концерта с Артемом Варгафтиком. Там слушали поэму "Джалиль" Монасыпова. Он что? - Узбекский по-вашему композитор?!

  • Анонимно
    12.04.2015 15:20

    А я читал где-то интервью Масхуды Шамсутдиновой - она композитор - про Сладковского и про оркестр. Масхуда-ханум очень хвалила их игру своего сочинения, не помню название....

  • Анонимно
    12.04.2015 15:37

    Все претензии по поводу неисполнения оркестром татарских авторов чистой воды спекуляция на национальном вопросе!!! Исполняют !! видимо вы просто не бываете на концертах. Может конечно вы хотели бы иметь в республике симфонический оркестр исполняющий только музыку наших татарских композиторов и иногда для разнообразия классику?? Сами наверное понимаете что это тупиковый вариант. Повезло нашему оркестру на грамотного и современного руководителя. Успехов ему и оркестру ! Во всем должно быть чувство меры. И в претензиях тоже! Не угодишь вам ей богу . И оперный смеет ставить не татарских авторов И оркестр смеет играть не то, что Вам хотелось бы!! Наверно должно быть разумное равновесие . Не было бы татарской оперы и симфонической музыки не будь русской , европейской и т далее . Давайте уж перестанем изобретать чисто "татарский велосипед"!!! Я кстати чистокровная татарка и моя профессия очень далека от искусства

    • Анонимно
      12.04.2015 16:09

      Прочитав ваш гневный комментарий, у меня сложилось мнение, что вы не "чистокровная татарка", раз считаете, что татарская музыка не достойна исполняться её же симфоническим оркестром. Ваш аргумент, что "татарской оперы и симфонической музыки не было бы ,не будь русской, европейской и т.д.", можно отнести ко всем музыкальным произведениям других национальностей. Все они испытывают влияние друг друга. Но это не повод, чтобы единственный татарский симфонический оркестр играл и популяризировал национальную музыку других народов, хотя ,судя по задачам, местоположению и финансированию, должен ,в первую очередь, заниматься продвижением именно татарских композиторов. Почему вы отказываете татарскому народу в этом праве? Да еще на деньги республики? Да, мне хочется, чтобы в госоркестре Татарстана преобладала музыка татарских композиторов, как классиков, так и молодых. Но судя по политике Сладковского, татарским композиторам остаются крохи , но ими нам затыкают рот, чтобы мы не говорили, что оркестр не играет произведения композиторов Татарстана.

  • Анонимно
    12.04.2015 17:00

    Решил включиться в лискуссию про "чистокровную татарку". А при чем вообще татарское чистокровие? - Рахлин тоже был что ли был чистокровным татарином? - а татарскоу музыки переиграл, И эти ребята, молодцы. играют, кстати, пока вы тут спорте оркестр выложил на соцсети запись "Джалиля" Монасыпова. А я вам - вот - дарю запись их сегодняшнего стихийного диспута.))) Любуйтесь!https://vk.com/tatarstan_symphony?z=video145943743_171423624/e2fe36511dde8d76b8

  • Анонимно
    12.04.2015 17:03

    Ага, пока вы тут спорите и о чистоте татаркой нации страдаете,оркестр выложил запись сегодняшнего концерта, "Джалиль". Тут в каментах женщина написала, что была с сыном. Сколько не злопыхайте вы тут, а татарские оркестранты - крутые ребята!

  • Анонимно
    12.04.2015 18:01

    Я имел счастье быть знакомым с маэстро Натаном Рахлиным, близко общаться с ним в неформальной обстановке. Никогда не замечал за ним недовольства условиями работы в Казани, хотя это были не самые изобильные времена Татарской АССР, возможности республики тогда были весьма скромные. Он с удовольствием играл татарскую музыку, каждый концертный сезон открывался исполнением новой симфонии Назиба Жиганова. Натан Григорьевич сам оркестровал много произведений татарской музыки, благо, он имел большой опыт работы с музыкой народов Средней Азии. В свое время вместе с Рейнгольдом Глиэром он приложил много сил для становления академической музыки в советских республиках Центральной Азии. У меня было ощущение, что и в Казани Натан Григорьевич получает большое творческое удовлетворение от работы с татарской музыкой и национальными композиторами. А вот читаешь г-на Сладковского и диву даешься, вроде, он руководит Государственным симфоническим оркестром ТАТАРСТАНА, однако в бренде республики ему совершенно не видится образ татарского народа, его музыкальной культуры. С таким же успехом он мог бы продвигать "бренд" Воронежского или Нижегородского оркестра, но, к несчастью, ему приходится иметь дело с оркестром Татарстана, где обитает местный "туземный" народ, музыка которого не заслуживает внимания "выдающихся" музыкантов и "продвинутых" слушателей. Понятно, что г-н Сладковский хотел бы разъезжать по миру за счет бюджета Татарстана и татарских налогоплательщиков, кормить нас сказками о мировом признании ГСО РТ. Однако у нас уже есть один такой коллектив (Татарский государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля), который за счет бюджета Татарстана вот уже на протяжении 30 с лишним лет ведет "культпросветработу" в богатых странах Западной Европы. Мы уже сыты по горло демагогией, что именно эти гастроли в разгар театрального (концертного) сезона служат всемирной славе Татарстана и его руководства. Да, пора уже уяснить певцам "междупланетных нью-васюков", музыкальные коллективы, что ГСО РТ, что театра им. Джалиля, должны прежде всего работать на собственную слушательскую и зрительскую аудиторию, а все остальное должно быть на десятом месте. Возвращаясь к светлой памяти Натана Григорьевича Рахлина и его творчества, хотел бы пожелать ГСО РТ в юбилейном 50-м сезоне (я слушаю оркестр с самого первого сезона) возрождения именно рахлинских традиций коллектива. Рахлинский оркестр открывал каждый новый концертный сезон исполнением татарской музыки, и это была добрая традиция. P.S.Натан Григорьевич Рахлин приехал в Казань в очень трудный период своей жизни, руководство Татарской АССР протянуло ему руку помощи, когда великого музыканта отстранили от работы с Государственным симфоническим оркестром Украины, выдвинув против него абсолютно несправедливые обвинения. Натан Григорьевич с благодарностью воспринял приглашение в Казань (уговаривать его ездили Назиб Жиганов И Мансур Хасанов, тогдашний первый заместитель председателя Совета министров ТАССР) и с полна отплатил за доброе отношение к нему, создав один из лучших оркестров СССР. Поэтому я с удивлением читаю нескромные строки г-на Сладковского, что он приехал в провинциальную Казань и принял совершенно никакой ГСО РТ. Богатая республика сегодня может пригласить любую мировую знаменитость, были бы только деньги.Талгат Бареев.

    • Анонимно
      12.04.2015 19:17

      Сладковский принял оркестр не после Рахлина, а после Мансурова, который в последние годы был уже очень болен и оркестром практически не занимался. Зачем постоянно передергиваете факты? Время неизбежно движется вперед, неизбежно. Когда то был Рахлинский период оркестра,теперь время Сладковского. После него придет другой человек и оркестр будет играть по другому. Как бы Вам не хотелось вернуть прошлое, это невозможно. Не будет рахлинских традиций, примете это как данность. Архитектуры Казани тех времен то практически не осталось,это прошлое! Можно с таким же успехом требовать вернуть улицу Свердлова, например. Ведь знаете что не получится.

      • Анонимно
        13.04.2015 00:32

        \\Сладковский принял оркестр не после Рахлина, а после Мансурова, который в последние годы был уже очень болен и оркестром практически не занимался.Зачем постоянно передергиваете факты?\\ - Г-н хороший, а вы зачем ломитесь в открытую дверь, где у меня написано, что Сладковский принял оркестр после Рахлина? Когда умер Рахлин в 1979 году, Сладковский был мальчиком 14 лет, наверное нет нужды повторять, что дважды два равно четырем, а Волга впадает в Каспийское море, только поэтому стараешься избегать банальностей. Да, к сожалению, Мансуров заболел и не мог в последние годы заниматься оркестром в полную силу. Но мне доводилось и с ним близко общаться, так вот он горько сетовал на бездушие предшественницы нынешнего министра культуры РТ, на ее равнодушие к судьбе ГСО. Даже в нулевые годы костяк ГСО составляли музыканты рахлинской выучки, а высокая школа всегда остается высокой школой, она никуда не девается. Я сам был свидетелем интересного эпизода, кажется, в 1993 году в Казань приехал знаменитый австрийский дирижер Карл Эстеррайхер. Ну, естественно, Мансуров, увлекшись делами в Москве, подраспустил оркестр, им занимался только второй дирижер. Эстеррайхер на репетиции страшно возмущался музыкантами (я там был и сам видел это). Вечером перед слушателями исполняли 5 симфонию Бетховена и его же 1 фортепьянный концерт, можно сказать, оркестр прыгнул выше головы, звучал, как в лучшие времена. После концерта я зашел к маэстро Эстеррайхеру и спросил, что он думает о нашем оркестре, маэстро ответил: "Стал отличным!". Это свидетельство высокого профессионализма музыкантов рахлинской школы. И до Сладковского с ГСО РТ работали отличные дирижеры Равиль Мартынов, Сергей Калагин, Ильмар Лапиньш. Поэтому говорить, что Сладковскому достался никакой оркестр, значит, грешить против истины. Ему оказали честь, пригласив в Казань, а он строит из себя "культуртрегера", приехавшего к туземцам. Надо бы поскромнее себя вести, это всегда украшает любого человека, даже самого гениального. Т.Б.

  • Анонимно
    12.04.2015 18:20

    Талгат, зря вы одному Сладковскому предъявляете претензии. Что ему заказывают -- то и играет. Это сверху идёт такая политика. Показывать татарское искусство где угодно за границей, за бюджетные деньги. "Продвигают" за рубежом, имешь, татарское искусство, культуру и прочие бла-бла-бла... При этом собственно народ татарстана в культурном отношении держат "в чёрном теле", не дают культурных впечатлений.Где прошла онлайн-трансляция "Золотой орды"? Вы видели? Много татарского, а не заграничного народу это видело? Это в отношении нового. А про давно написанное татарскими композиторами и говорить нечего.Так что я в этом отношении защищаю маэстро, ибо он не ... ..., не всё от него одного зависит.Думается, был бы заказ, мы бы от него могли вообще ничего не услышать, кроме одной татарской музыки.

  • Анонимно
    12.04.2015 18:26

    Свою главную задачу на посту художественного руководителя татарстанского оркестра я вижу в том, чтобы продолжать традиции, заложенные при нем, и достраивать то, что он некогда начал возводить.//Уважаемый автор, вот об этом хотелось бы узнать более подробно. Как вы это видите? Возможно, об этом будет следующая ваша статья?

  • Анонимно
    12.04.2015 21:10

    Есть правило: чем больше злобы, тем меньше здравого смысла. - Посмотрите, что получается. В начале сезона ГСО РТ устроил конкурс , где исполнил сочинения четырех молодых композиторов-татар (не все из Татарстана,тым был парень из Канады, но все - татары), - кстати, БО об этом писал. Ну никто не заметил.И что-то вроде трех с половиной комментариев это вызвало. А сейчас, ровно в день, когда ГСО РТ для "татарской аудитории", в столице Татарстана блестяще сыграл произведение татарского композитора А. Монасыпова, комментаторы-критиканы усердно игнорируют этот факт. Вам ссылки добрые люди подкинули, ознакомьтесь для начала что ли! А то чего стоят все ваши рассуждения о "судьбах татарской музыки"?..А в общем-то, если злоба не аргументирована, она просто напросто смешна. Все-таки борьбу с беспросветным мракобесием полезно начинать с себя, а не с тех, чей успех вас так откровенно бесит.

    • Анонимно
      13.04.2015 01:17

      \\Посмотрите, что получается. В начале сезона ГСО РТ устроил конкурс , где исполнил сочинения четырех молодых композиторов-татар (не все из Татарстана,тым был парень из Канады, но все - татары), - кстати, БО об этом писал\\ - Да, БО об этом писал, но несколько иначе, чем излагаете Вы. Из четырех молодых композиторов выбрали только одного фаворита, а трех других отсеяли, в том числе парня из Канады. Он, кстати на глазах вырастает в хорошего дирижера, вполне международного уровня. Я же на форуме БО писал, что ГСО РТ поступил некрасиво, отобрав произведения только одного молодых татарских композиторов, оркестра бы не убавилось, если бы исполнили сочинения всех четырех. Так что, комментарии тогда были, не надо передергивать. См. http://www.business-gazeta.ru/article/113085/\\А сейчас, ровно в день, когда ГСО РТ для "татарской аудитории", в столице Татарстана блестяще сыграл произведение татарского композитора А. Монасыпова, комментаторы-критиканы усердно игнорируют этот факт. Вам ссылки добрые люди подкинули, ознакомьтесь для начала что ли! А то чего стоят все ваши рассуждения о "судьбах татарской музыки"?..\\ - Я зашел по ссылке, на которую вы указываете, да, люди говорят говорят правильные вещи про татарскую музыку, татарскую композиторскую школу, что у татар существует обширная симфоническая литература, чего нет в других регионах, и, даже, странах. Все верно, так зачем же тогда татарскую музыку играть в год по чайной ложке, а не ввести ее исполнение в систему для ГСО РТ? Татарская музыка (хотя бы одно произведение!) должна включаться в программу каждого концерта Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. А судя по тому, как излагаете это Вы, нам, видите ли, делают одолжение. А уж там, где г-н Сладковский излагает о музыкальном бренде Татарстана, вообще не упоминается о музыкальной культуре татарского народа, как будто ее вообще не существует. Даже из вежливости он мог бы упомянуть о татарской музыке в своей довольно обширной статье, но он этого не делает, что весьма симптоматично. Т.Б.

      • Анонимно
        13.04.2015 09:44

        А ведь Талгат прав! Сладковский напрочь игнорирует татарскую музыку. Ни разу мне не приходилось слушать жемчужины Салиха Сайдашева, Мансура Музаффарова, Джаудата Файзи, Фасиля Ахметова. Так что роль этого человека в популяризации национальной музыки минимальна, если не сказать больше. Почему нет оценок его деятельности со стороны музыкальных критиков, искусствоведов РТ, впрочем, Юлдуз Накиевна Исанбет Как-то весьма жестко (а это в ее духе) принципиально оценила деятельность этого дирижера. Дауд

  • Анонимно
    13.04.2015 12:04

    Дауд. вероятно вы просто не посещаете концерты ГСО РТ, не следите за его деятельностью, не интересуетесь выпускаемыми им записями, т.е. не хотите ни видеть, ни слышать очевидного. Что ж , такова ваша картина мира. - Тут вам ни татарская музыка. ни ГСО РТ, ни Сладковский , ни Юлдуз Накиевна Исанбет ничем не помогут. - Единственный совет: расширяйте свою информированность. Способов много. поверьте, Начиная с сайта оркестра, кончая соцсетями. где его записи выкладываются с завидной регулярностью.

    • Анонимно
      15.04.2015 02:22

      \\Единственный совет: расширяйте свою информированность. Способов много. поверьте, Начиная с сайта оркестра, кончая соцсетями. где его записи выкладываются с завидной регулярностью\\ - Я последовал Вашему совету, обыскал весь Интернет, с целью найти записи ГСО РТ, где исполнялась бы татарская классика, но ничего не нашел. Зашел на сайт ГСО, в разделе "Афиша" расписаны все предстоящие концерты текущего сезона, там даже намека нет на татарскую музыку. Работаю я в двух шагах от Зала Сайдашева, регулярно слежу за афишами, но не нахожу следов татарской музыки в репертуаре ГСО. Поэтому Ваши советы воспринимаются как издевательство, лучше попридержите их при себе. Т.Б.

  • Анонимно
    13.04.2015 13:04

    1 апреля наш оркестр впервые выступил на Рахманиновском фестивале в Тамбове. В зале скромного драматического театра яблоку негде было упасть. Наши музыканты "завели" публику с первых тактов. В антракте местные музыканты ходили к ним в гримерку только чтобы посмотреть на своих коллег, как они выразились, мирового уровня. Местная пресса писала, что город никогда не слышал, как звучит "оркестр на экспорт". Разве это плохо? Разве это не поднятие престижа нашей республики?

    • Анонимно
      13.04.2015 14:46

      \\Разве это не поднятие престижа нашей республики?\\ - Да-да, сплошной подъем престижа республики, на дни татарской культуры в Казахстане ГСО РТ привез программу, сплошь составленную из русской и зарубежной классики. Татарской музыке там не нашлось места, удивление братьев-казахов было беспредельно. Разве это не урон престижу республики? Т.Б.

      • Анонимно
        13.04.2015 18:09

        Уважаемый Т.Б. А ваши дети и внуки слушают татарскую классическую музыку? Она им интересна?

        • Анонимно
          13.04.2015 20:17

          Ваш вопрос я понимаю так, что татарская музыка никому не интересна, и посему недостойна, чтобы ее играли и слушали. При этом некоторые люди совершенно не стесняются проявлять спесь и высокомерие в отношение других культур и народов. Что касается моих детей, то они не только слушают, но сами играют татарскую музыку. Т.Б.

  • Анонимно
    14.04.2015 21:23

    Хочу выразить слова благодарности оркестру и главному дирижеру ГСО РТ А.В. Сладковскому за подбор репертуара, благодаря которому удалось вернуть интерес молодежи к классической музыке. Лично я испытываю гордость за ГСО РТ, жду с нетерпением международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». Крепкого здоровья и творческих успехов,а злопыхателей у талантливых людей всегда хватает.С уважением, Гульсина Минлигулова.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль