Культура 
16.04.2015

«Великий крестный ход начал свое шествие из Казани»

Руководство ТАГТОиБ им. Джалиля удовлетворило спрос на «очищение» отечественного искусства от «налипшей скверны». Часть 2-я

Громкая премьера на сцене казанского оперного театра Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха в постановке Владимира Васильева сподвигла балетного критика Ольгу Федорченко поразмышлять о трендах, в которые точно попадает творение именитого танцовщика и хореографа. По мнению автора «БИЗНЕС Online», столица Татарстана неожиданно стала местом сбора «культурных войск», вступивших в бой за русскую духовность.

Владимир Васильев не лукавит ни разу: «Даруй нам мир» — его кредо с неизменной верой в торжество всеобщей любви

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХОРЕОГРАФ ВАСИЛЬЕВ

Премьера Владимира Васильева «Даруй нам мир» в Казани, несмотря на выразительные средства, явно относящиеся к эпохе великого советского балета, оказалась в тренде. Тема духовных скреп сильно занимает руководителей всех уровней и требует непременного художественного отклика. Скрепляться необходимо на основе традиционных ценностей и желательно с помощью признанного авторитета. Васильев, несомненно, очень искренен в своем высказывании, и горе будет тому, кто подумает об этом плохо.

Музыка католической мессы интерпретируется православным хореографом как вневременная и вненациональная Божественная литургия, в которой все мы — причастники и соучастники. В этом исповедальном спектакле Васильев выразил, наверное, самые сокровенные свои мысли человека, стоящего на пороге самой важной встречи (дай Бог ему крепкого здоровья и долгих лет жизни!). Васильев не лукавит ни разу: «Даруй нам мир» — его кредо с неизменной верой в торжество всеобщей любви.

Что же до балетной труппы театра, то в предложенной селекционной хореографии сложно рассмотреть дарования коллектива. Труппа очень красиво бегает, с чувством выполняет пластические задания, как то: протянуть или воздеть вверх руки, живописно замирает в вокальных эпизодах. Мужской состав обладает красивыми торсами, женский неплохо воспроизводит знаменитый «плывущий» ход ансамбля «Березка». Все танцовщики с увлечением прыгают, правда, бесшумных приземлений не получалось, но тут свою роль сыграла высокая плотность артистов на небольшом сценическом пространстве, отведенном для танцев. Три разноплановые пары солистов честно выполнили поставленные задачи, нигде ничего не завалив. Драматические хореографические намеки наиболее чутко уловила бразильянка Аманда Гомес, внесшая внезапную сумрачную ноту в дистиллированные па, что заставляет предположить в ней недюжинный темперамент. Кристина Андреева, запомнившаяся по телевизионному проекту «Большой балет», была грациозна в дуэтах и очень естественно представляла идеалистическую сторону танцевального повествования.

Dona nobis pacem после скандала вокруг постановки оперы «Тангейзер» вполне может стать хоругвью собирающегося крестного хода руководителей театров по «очищению» отечественного искусства от «налипшей скверны»

РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ НЫНЧЕ ОПЯТЬ В МОДЕ

«Даруй нам мир» — автопортрет Васильева. Он понравится тем, кто любит и ценит великого танцовщика и хореографа, и тем, кто радеет за чистоту и духовность искусства. Спектакль, появившийся (совершенно случайно!) после «эль скандаль» в Новосибирске вокруг постановки оперы «Тангейзер», вполне может стать хоругвью собирающегося крестного хода руководителей театров, затевающих художественно-политический процесс по «очищению» отечественного искусства от «налипшей скверны». Художественные лекала уже выкроены и ждут своего дальнейшего использования: эпатажно-провоцирующей символике и пластике отныне будут противостоять белые одежды, пионерская дружба, тщательно выверенный арсенал классического танца, исключающий любой намек на чувственность.

Чрезвычайно востребованной будет позиция из серии «Ребята, давайте жить дружно!»: в процессе продолжительного нагнетания всеобщей истерии, подозрительности и ненависти всегда необходим духовный противовес, напоминающий о вечных ценностях. В Казани создан идеальный ответ на возможные попытки менее умиротворенных и недостаточно просветленных художников высказаться в более жесткой и циничной манере по волнующим их вопросам. Не надо никакого раздражения, убираем всевозможные подтексты и ассоциации, намеки и политичность. Даешь чистое и высокое искусство! А кто имеет иную художественную точку зрения — тот против духовных скреп. Великий крестный ход начал свое шествие из Казани.

Предстоящий показ спектакля в Москве 18 апреля, несомненно, выльется в торжество Васильева: мало кто из современных хореографов имеет столь ясный и гармоничный взгляд на мир, в котором нет сумасшедшего дома и мучений плоти, из раза в раз присутствующих в сочинениях другого великого отечественного балетмейстера-исповедника Бориса Эйфмана. Ностальгия по советскому балету (а хореография Васильева верна именно его принципам) всколыхнет в сердцах зрителей теплую волну благодарности, меломаны-эстеты будут признательны за нечасто исполняемое произведение Баха. Неплохие шансы имеет «Даруй нам мир» и в гастрольной перспективе: русская духовность нынче вновь в большой моде (хотя бы как реликтовый пережиток грозного Советского Союза), а у руководства казанского оперного театра есть редкая возможность вывезти хор, балет и оркестр в одном флаконе. Жаль только, что среди вокалистов нет ни одного местного солиста.

Ольга Федорченко
Фото: «Элита Татарстана», «БИЗНЕС Online»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.04.2015 09:07

    Очень интересный анализ. Спасибо Ольге Ф.! Как и в спектакле идея цикличности мира, так и в статье автор приходит к этой же мысли, к цикличности искусства, спиралевидного развития... Здорово!

  • Анонимно
    16.04.2015 10:12

    Непонятен сарказм автора статьи. Что плохого, если зрителям будут показывать нормальное искусство, а не бредовые фантазии режиссеров, выдающих свои "произведения" за якобы передовые идеи?

  • Анонимно
    16.04.2015 14:04

    со вчерашнего дня на канале культура цикл передач-интервью с ним, приуроченного к 75-ти летию - прекрасный человек - прекрасная судьба - прекрасная балетная пара с супругой танцевал - а как рассказывает - невозможно оторваться - элита старой европы.

  • Анонимно
    16.04.2015 18:01

    Вот хожу на балеты в казанскую оперу. И всегда мысли посещают о том, как классически и, как в статье написано, стерильно танцуют актеры, какая устарелая хореография. Как будто как научились танцевать в 19 веке, так и танцуют сейчас, как будто и нет современного балета. Даже на прокофьевском ромео и Джульетте в хореграфическом плане также скучно как и на самом усыпительном балете Спящая красавица. Короче, никакого новаторства, зато наверное и никаких замечаний. Собираюсь в июне на Спартака, должен порадовать хотя бы он.
    А вот по операм претензий не имею, почаще бы только выступали

    • Анонимно
      16.04.2015 20:28

      На Спартаке точно не заснете. Там акробатики много и эротики. Красивое, энергичное зрелище.

  • Анонимно
    16.04.2015 18:48

    Так тем и ценен классический балет, что он сохраняет все традиции и достается нам в том виде в каком и был задуман когда то. Это антиквариат. А новоделов сейчас пруд пруди и в балете и в опере, когда артисты выходят на сцену в той же одежде, в какой пришли на спектакль. Кому то и это нравится, поэтому пусть и такое будет.

  • Анонимно
    17.04.2015 14:35

    Какая странная рецензия! Такое чувство, что критик очень хочет написать об этой постановке плохо, но через силу вынуждена признавать ее художественные достоинства. В результате все строится на обвинения Васильева в том, что он находится не в "либеральном", а в "консервативном" тренде. Как будто это плохо - быть в балете консерватором!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль