Бизнес 
22.04.2015

Ильдус Янышев: «Для равного диалога с властью бизнесу не хватает силы»

Сегодня любая ассоциация предпринимателей не обладает необходимой репрезентативностью от бизнес-сообщества

В Казани состоялась конференция «Взаимодействие бизнес-ассоциации с органами власти: ориентация на результат». Депутат Казгордумы и почетный член ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Ильдус Янышев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», делится соображениями по поводу того, как не потонуть маленькой лодке предпринимательства в волнах океана власти.

Ильдус Янышев
Ильдус Янышев

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Взаимоотношения бизнеса и власти, на первый взгляд, кажутся любому предпринимателю отношениями одинокой лодки с могучей и бурной стихией океана. Власть ведет себя так же абсолютно непредсказуемо и недоброжелательно. С самого начала становления рыночной экономики в современной России преобладающим фоном были и остаются жалобы со стороны бизнеса на отсутствие должного уровня диалога с властью, слабую поддержку, излишнее администрирование, частую смену правил игры и т. д., и т. п. Соглашусь, что дыма без огня не бывает. Сам в бизнесе с 1989 года и мог бы внести свою лепту в общий хор жалоб на наличие «прохлады» в отношениях власти к бизнесу.

Только наша ассоциация на протяжении всей своей истории предпринимала неоднократные попытки решения проблем взаимоотношений с властями различных уровней, оставаясь при этом, как правило, неудовлетворенной в своих ожиданиях. Хотя следует признать, что уровень постановки проблем развития предпринимательства со стороны ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса из года в год растет. И доказательство тому — материалы проведенной 16 апреля конференции «Взаимодействие бизнес-ассоциации с органами власти: ориентация на результат».

Не хочу сегодня с этих позиций еще раз озвучивать, что «нас не любят», «не слышат», «не хотят помогать». Такой подход мне представляется уже несколько затасканным и бесперспективным. По крайней мере, сегодня я предлагаю взглянуть на проблему с другой стороны: каков, так сказать, «усредненный» или «стандартный» образ предпринимателя в глазах власти и при каких условиях она готова взаимодействовать с бизнесом так, как нам хотелось бы? Позволю себе озвучить некоторые мысли по этому поводу с позиции пятилетнего пребывания «у власти» в качестве депутата Казанской городской Думы, оставаясь при этом еще и предпринимателем. Этот статус, который мне хочется назвать как «свой среди чужих и чужой среди своих», позволяет мне занять некоторую «срединную позицию» и посмотреть на извечную проблему отношений бизнеса и власти как бы со стороны.

МИЛЛИАРД В ПОМОЩЬ

Возьму в помощь цитаты мудрецов. Конфуций сказал: «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Иначе эту мудрую мысль перефразировал идеолог философии «непротивления злу» Махатма Ганди: «Ты должен сам стать теми изменениями, которые хочешь видеть в мире». Итак, предположим, что «мир», т.е. власть, меняться не хочет. А если быть точнее, не хочет любить бизнес (здесь вместо «любить» каждый может поставить свое, наболевшее: «дать землю», «разрешить строительство», «снизить налоги», «дать субсидию», «убрать конкурента в лице федеральной или международной сети», «создать какие-либо иные преференции» и т.д.). Но для того, чтобы добиться той самой «любви», необходимо самому быть интересным и привлекательным.

Переводя эту мысль на язык бизнеса и госуправления, хочу задать вопросы предпринимателям.

  1. Соблюдаете ли Вы и Ваши сотрудники все законы и касающиеся Вашего бизнеса нормативные документы — правила безопасности и благоустройства, нормы трудовых взаимоотношений, экологические стандарты и т. д.?
  2. Платит ли Ваша компания все причитающиеся налоги?
  3. Использовала ли Ваша компания методы недобросовестной конкуренции в том числе при получении выгодных контрактов?
  4. Приносят ли товары и услуги Вашего предприятия реальную позитивную пользу своим потребителям и всей российской экономике? Выдерживает ли Ваш товар конкуренцию по цене и качеству с аналогичными товарами зарубежных и других отечественных производителей?
  5. Почему именно Вам должна быть оказана поддержка, а не кому-то другому? Может быть, там объективно пользы больше?
  6. Готов ли я и Ваша компания системно и длительно сотрудничать с властью и делать это лучше других?
  7. Готовы ли Вы сверх предусмотренных законом налогов быть социально ответственным предпринимателем и взять на себя дополнительные обязательства по улучшению жизни людей и инфраструктуры в городе, в котором оперирует Ваша компания?
  8. И главное, смогли ли Вы свои проблемы, чаяния, предложения, одним словом, все наболевшее донести до общественности и власти или они должны сами об этом узнать безо всяких усилий с Вашей стороны?

Могу предположить, что при положительных ответах на эти вопросы у любой компании шансы получить поддержку от власти становятся существенно выше. Понимаю, что встречу сейчас стену скепсиса и возражений, что так вести бизнес в России невозможно.

Для меня очевидно, что большинство зарубежных и крупных российских компаний, таких как IKEA, МТС, соблюдают все законы, положительно отвечают на все поставленные мною 8 вопросов и взаимно пользуются поддержкой со стороны власти всех уровней (тут можно привести пример их активного участия в социальных проектах города, в том числе 1-миллиардное софинансирование строительства станции метро у ТЦ «МЕГА»).

ВЛАСТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ИНИЦИАТИВУ

Есть примеры, когда малые и средние российские компании, демонстрируя свой потенциал и желание реально сотрудничать и приносить пользу обществу, получают от власти реальную поддержку. Городские власти активно поддерживают проекты ресторанной группы «Татинтерс» («Татарская усадьба» и др.), ГК «Ривьера», компании Fix, и каждая сторона получает при этом свои выгоды. Власть не должна и не в состоянии поддерживать любую предпринимательскую инициативу и даже многочисленные предпринимательские объединения. Она обязана лишь создавать, контролировать, сама придерживаться и поддерживать общие правила игры и создавать благоприятный предпринимательский климат. Если говорить о поддержке и особом подходе, то тут я хочу сказать следующее. Власть может и должна поддерживать тех, кто этого реально заслуживает в силу общественной значимости. К другим компаниям, которые ставят целью только получение прибыли для своих владельцев, она и не должна как-то особо тепло относиться. В этих случаях достаточно не мешать.

Поэтому позволю себе сформулировать критерии качественного состояния предпринимателей и их общественных организаций, к которым власть будет присматриваться, сотрудничать и поддерживать в той или иной форме:

— бизнес должен быть легитимным, соблюдать все нормативные требования и платить все налоги;

— компания должна производить общественно значимые товары и услуги — инновационные, импортозамещающие, улучшающие качество жизни населения и конкурентоспособность Татарстана;

— компания должна представить качественное предложение о сотрудничестве или запрашиваемой поддержке; заявки на гранты, соглашения о ГЧП и прочие формы поддержки и сотрудничества пока еще исполняются предпринимательским сообществом не на должном уровне.

В материалах конференции так и было отражено, что «само предпринимательское сообщество не подготовлено и не желает реального сотрудничества с властью». Для поддержки и взаимодействия власти нужна соответствующая «субъектность» со стороны бизнеса. Как и для любого равного и конструктивного взаимодействия, власть любит силу и компетентность. В данное время любая ассоциация предпринимателей не обладает необходимой для равного диалога с властью репрезентативностью от бизнес-сообщества. В той же ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ не более 200 активных членов, при том что в Татарстане зарегистрировано более 140 тыс. субъектов малого предпринимательства. Для выстраивания серьезного диалога с властью представительность должна быть не менее 10%. Если бы общественная организация предпринимателей имела бы хотя бы 1 тыс. активных членов, представляющих все муниципальные образования, с приличным бюджетом и сильным органом управления, то диалог мог бы быть совсем другим. Тогда (возвращаясь к приведенной в начале статьи метафоре о лодочке-бизнесе, бросаемой непредсказуемыми волнами океана-власти) мы бы имели непотопляемый трансатлантический лайнер, с которым бы все считались.

Ильдус Янышев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2015 09:36

    У нас предприниматели эгоисты,которые дальше носа и завтрашнего дня ничего не видят. Они не способны на консолидацию так как главный мотив -деньги. Социально-ответственную позицию способен занимать лишь крупный бизнес и то только под нажимом властей или встречных преференций. Логично было бы создание "партии предпринимателей", но и тут ничего ни у Прохорова ,ни у СПС не вышло.

    • Анонимно
      22.04.2015 10:24

      Гражданин, шёл бы ты со своей социальной ответственностью. Это я тебе как предприниматель говорю. Когда государство - бандит, с ним надо бороться всеми возможными способами, в том числе снижением отчисляемых налогов по максимуму. А ты неумный и дальше голосуй за жульё, а потом ходи с протянутой рукой и пускай сопли про социальную ответственность, клоун-государственник:)

  • Анонимно
    22.04.2015 10:32

    Видите ли, господин Янышев. Бизнес может что-то из себя представлять во взаимоотношениях с властью, если бизнес вполне самостоятелен и самодостаточен, т.е. не зависит о власти. А такая зависимость есть на всех уровнях. Крупный капитал имеет много денег, но сам образовал некий симбиоз власти и бизнеса. Тут даже и не разделишь, где власть, а где бизнес. А малый и средний бизнес не имеют достаточного капитала и целиком зависят или от воли чиновника на месте своей деятельности или живет на подачки от власти в виде субсидий и т.д. Да и как он будет выступать за свои интересы против власти, если завтра он пойдет просить что-то у этой власти. Да и вы сами одной ногой в бизнесе, а другой во власти, чтобы или защитить свой бизнес или иметь преференции для своего бизнеса. Это не упрек. Так устроена наше общество. Нет разделения внутри власти на независимые ветви, как это и должно быть, нет и разделения власти и бизнеса. Многие чиновники имеют вполне неплохие доходы и декларируют их, правда многое в виде доходов от бизнеса оформленого на жену или еще какого-то родственника. Потому очень часто независимый бизнес переходит дорогу бизнесу чиновника и тут тоже конфликт с заранее известным результатом. Goody

  • Анонимно
    22.04.2015 12:38

    Короче, предприниматели - сами дураки? Сами ничего не хотят? А только клянчат? Офигеть. Автор, вот не ожидала такого подхода именно от Вас. Можно я буду заниматься своим делом? Производить продукт, реализовывать его, платить положенные налоги, создавать рабочие места. А не ходить с протянутой рукой по кабинетам власти. Почему-то в Марий-Эл и Чувашии, куда уже перебралась половина наших мелких производителей, таких вопросов нет. Там власть делает все, от нее зависящее, чтобы помочь предпринимателю. Правильно, у них же нет нефти и прочего, как у нас. Вот и выживают. Аренды низкие, подключение к электросетям простое, и другие преференции. Так они из Казани и ездят каждый день в Волжск, например, на работу. Это нормально? Или все-таки вопросы к власти нашей есть?

  • Анонимно
    22.04.2015 13:18

    Янышев стал настоящим чиновником. Давай Ильдус.еще немного и ты заберешься еще выше в иерархии чиновников,желаю успеха!

  • Анонимно
    22.04.2015 14:01

    Для равного диалога с властью предпринимателям надо коллективно собраться на площади свободы численностью десять тысяч человек,, всего-то. Поучитесь у рыбаков. Собрались на площади численностью пять тысяч человек - и отменили проект закона о платной рыбалке... Учитесь

  • Анонимно
    22.04.2015 15:19

    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

  • Анонимно
    22.04.2015 15:23

    Знаю я эту ассоциацию.Всю работу там тянут Халиуллин и от силы 10-20 человек.Остальные статисты.

    • Анонимно
      23.04.2015 00:41

      Это не только в этой ассоциации. В любой общественной организации все строится на харизматичном лидере и его активе. как правило, это 5-10 % от числа участников.

  • Анонимно
    22.04.2015 15:25

    Сегодня чиновники делают все,чтобы им было конфортно и им ничего менять не хочется! Наше предприятие соответствует всем 8 предложенным пунктам,но игра получается только в одну лузу(чиновников)и таких как мы они хвалят и даже пиарят,бонусы получают сами! "Слуги народа" живут лучше своих "хозяев" и пенсию получают больше!!!)))

  • Анонимно
    22.04.2015 17:29

    В России как и везде экономика двухэтажная: есть крупняк, который Вась - вась с властью и есть малый и средний бизнес, который бултыхается как может- кто ближе, а кто дальше от власти. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Нечего скулить. Не надо ленится, работайте! Креатив России- наши мозги- наша сила!Доктор

  • Анонимно
    23.04.2015 00:51

    Если бы - если бы!Возьми, да сделай! Все учишь, учишь в каждой статье. Ну сделай 1000 человек в своей ассоциации, кто мешает то?

  • Анонимно
    23.04.2015 06:20

    Малый бизнес и его представители традиционно и естественно ведет себя как жертва или маленький ребенок -"помогите","мне плохо","никто обо мне не заботится". Только крупный бизнес может рассуждать "по взрослому" и брать на себя ответственность и не хныкать. Они уже взрослые и с ними то по взрослому говорят власти на одном языке. А "малыши" ревнуют и обижаются и все называют "коррупцией" и "недостаточной любовью" к себе. Они не повзрослев не в состоянии понять эти процессы и мыслить по взрослому. Хотя по паспорту им уже и 40 и50 и даже 60. Вырастут -поймут.

  • Анонимно
    23.04.2015 07:00

    Весьма толковая статья, Ильдус Ахтямович. Но я тоже считаю, что всё вышеизложенное более актуально для более-менее стабильного среднего бизнеса, коим является и Ваш. Малый и особенно маленький бизнес выживают в основном, некоторым заплатить налог - смерти подобно, поскольку 90% конкурентов оптимизируют налогообложение, и если они заплатят налоги, они будут менее конкурентоспособными

  • Анонимно
    23.04.2015 11:12

    Малому бизнесу многого ведь и не надо1. Понятные правила игры. А не постоянная смена законов и налогов. Каждый раз какой-нибудь новый шок.2. Доступные кредиты3. Отсутствие административных барьеров.4. Упрошенная бухгалтерия, регистрация и т.п.5. Для особо талантливых грантыЭто все норма в развитых странахВот и все что нудно для МСБ. Все остальное бизнес сам организует.Мы ведь не можем конкурировать с международным МСБ только по большой части из-за барьеров созданных опять же для нас. Вы попробуйте заняться в МСБ производством, у Вас волосы дыбом встанут или деньги закончатся, Вы на все это плюните, так и будем товар из Китая потреблять.

  • Анонимно
    24.04.2015 07:29

    Барьеры должны сами упасть или о них должны говорить предприниматели через своих представителей в лице общественных организаций-Деловой России,Опоры,ТПП ,ассоциаций?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль