Общество 
24.04.2015

Как КАМАЗ отбуксировал Челны в «красную зону» – на одну доску с Пикалево

Ради миллиарда для КИП «Мастер» автогиганту разрешили «высвободить» 10% персонала — 3850 человек

Обновленный список моногородов России, нуждающихся в поддержке, утвердил на днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В так называемую красную зону из 94 городов с наихудшей ситуацией удалось протиснуться Набережным Челнам, что дает городу надежду на финансирование по линии ВЭБа. При этом одновременно из списка выбыли Камские Поляны, а Чистополю пока удалось обосноваться лишь в желтой, более благополучной группе. «БИЗНЕС Online» выяснил, для чего затеян весь этот светофор.

Существует проект документа о выделении КИП «Мастер» по программе моногородов в 2015 году суммы до 1 млрд. рублей
Существует проект документа о выделении КИП «Мастер» по программе моногородов в 2015 году суммы до 1 млрд. рублей (фото: chelny-biz.ru)

ЧЕЛНЫ И КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ

Слегка перетасовал колоду моногородов премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. На днях он подписал распоряжение, которое актуализирует перечень моногородов с учетом изменения социально-экономического положения в них. Во-первых, список увеличился с 313 до 319 населенных пунктов. Из него исключили три муниципальных образования, зато включили девять новых, в том числе и Чистополь. Во-вторых, произошла своеобразная рокировка: Набережные Челны перешли из так называемой желтой зоны в красную, а Камские Поляны — наоборот.

Напомним, что моногорода распределяются по категориям в зависимости от того, насколько отчаянная у них ситуация, в том числе во взаимосвязи с проблемами градообразующего предприятия. К первой категории (с наиболее сложным социально-экономическим положением — красная зона) теперь относится 94 моногорода, а ранее их насчитывалось 75. В их числе, как уже было сказано, под №71 числится автоград, а под №70 — Зеленодольск. Компанию им составляют еще, например, Вятские Поляны (Кировская область), города Белебей и Кумертау из Башкортостана, а также самый знаменитый моногород Пикалево (Ленинградская область), где в свое время разруливал проблемы лично Владимир Путин, и другие.

Во второй категории (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения — желтая зона) количество населенных пунктов увеличилось с 149 до 154. Из Татарстана в этом списке фигурируют поселок Камские Поляны, города Елабуга, Менделеевск и, как уже было сказано, новичок — Чистополь. Из соседних регионов в желтой зоне находятся такие города, как Тольятти и Нефтекамск (Башкортостан), где, кстати, собирают камазовские автобусы «НЕФАЗы» и др.

В третьей категории (со стабильной социально-экономической ситуацией — зеленая зона) количество муниципальных образований сократилось с 89 до 71. В эту зону из Татарстана попали Нижнекамск, а также популярный для внутреннего туризма город Соль-Илецк Оренбургской области и ряд других населенных пунктов.

В марте Ирина Макиева обсудила с президентом Татарстана проблемы модернизации моногородов
В марте Ирина Макиева обсудила с президентом Татарстана проблемы модернизации моногородов

АВТОГРАД ВЫПОЛНИЛ ДВА ИЗ ПЯТИ «КРАСНЫХ» КРИТЕРИЕВ

Попадание города в ту или иную зону — важный аргумент в борьбе за финансирование. Дело в том, что в октябре 2014 года Внешэкономбанк учредил НКО «Фонд развития моногородов», цель которого — «формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода с наиболее сложной социально-экономической ситуацией». А основной предмет деятельности — софинансирование расходов на инфраструктуру, необходимую для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах.

Всего до 2017 года в фонд поступит 29,6 млрд. рублей, из которых 5 млрд. — уже в этом году. За них-то и идет конкуренция между вышеупомянутыми 319 населенными пунктами. При этом красная зона — это своеобразный шорт-лист. В следующем году, предположительно, сумма удвоится, но даже и в этом случае понятно: если что и грозит «благополучной» зеленой и желтой зонам, то не финансирование.

О том, что Набережные Челны рассматриваются в числе претендентов на субсидию, стало известно в марте, когда в Казань приехала Ирина Макиева — зампредседателя ВЭБа, возглавляющая правительственную конкурсную комиссию и курирующая фонд развития моногородов. Врио президента РТ Рустам Минниханов на совещании с ее участием сообщил, что ВЭБ заинтересовался автоградом наряду с Зеленодольском и Камскими Полянами, которые в то время еще находились в красной зоне.

Чтобы попасть в первую категорию риска, моногород должен «похвастаться» как минимум двумя из пяти «красных» критериев. Первый — закрытие или банкротство градообразующего предприятия (пока Челны, к счастью, Бог миловал). Второй — двойной уровень безработицы по сравнению со средним по России (и тут не все так плохо). Наконец, третий — низкая оценка экономической ситуации со стороны населения по результатам соцопросов ФСО РФ (видимо, челнинцы не привыкли жаловаться на судьбу).

Остается еще два критерия, с которыми Челнам «повезло» больше. Во-первых, это падение отраслевого рынка градообразующего предприятия. За 3 месяца российский рынок грузовой техники упал на 50%, так что в этом отношении дополнительных усилий не потребовалось.

Во-вторых, градообразующее предприятие должно уволить 10% своего штата. Как известно, чтобы этого не допустить, КАМАЗ позавчера запустил временные работы для 16,5 тыс. своих сотрудников на средства, выделенные из федерального бюджета. Тем не менее в антикризисной программе минтруда РТ упоминается и сокращение 3850 человек — это и есть искомые 10% от 38,5 тыс. штатной численности сотрудников КАМАЗа. Понятно, что, исходя из чисто экономических соображений, автогигант мог бы уволить и больше, так что в сгущении красок для статистики его нельзя обвинить точно.

К счастью, уже известно, и куда в основном пойдут эти люди. 1,5 тыс. работников смогут принять резиденты новой очереди КИП «Мастер», причем в его проекте вакансии уже расписаны по специальностям. Судьбу остальных двух с лишним тысяч человек прокомментировал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. «Около тысячи человек — это пенсионеры, а остальные просто разойдутся по другим предприятиям, — пояснил Афанасьев. — Никого сокращать мы не собираемся — это естественный процесс, у нас каждый год уходят 2 - 3 тысячи работников, мы набираем новых. В этом году мы просто закроем набор. У нас ведь оборудование обновляется, где раньше требовалось 20 человек, теперь нужно только 10, к примеру».

 Автоград в 2010 году по программе моногородов получил 1,9 млрд. рублей на 4 проекта, которые так или иначе имеют отношение к структурам Ильшата Фардиева (справа)
Автоград в 2010 году по программе моногородов получил 1,9 млрд. рублей на 4 проекта, которые так или иначе имеют отношение к структурам Ильшата Фардиева (справа)

7,7 ТЫС. РАБОЧИХ МЕСТ ЗА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

Итак, Челны в красной зоне. Напомним, ранее уже получали деньги по программе моногородов в 2010 году, когда еще не было ни фонда, ни четких критериев статуса моногорода. Автоград тогда получил 1,9 млрд. рублей на 4 проекта — как и нынче, все средства выделялись на инфраструктуру. Любопытно, что все они так или иначе имеют отношение к структурам Ильшата Фардиева, которые сумели оперативно представить наиболее проработанные проекты. Это«Челны-Бройлер», «Агросила Групп», «Кама Кристалл Технолоджи» и «Камский бекон». В совокупности их проекты дали 1,9 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия.

Сегодня Челны предлагают федеральному центру 6 проектов для поддержки — на любой вкус. В их числе и «Кама Кристалл Технолоджи», и «Челны-Бройлер», инвестиционные потребности которых, правда, еще не определены. По остальным 4 проектам суммы известны.

Металлургический завод «ТЭМПО» по выпуску арматуры строительного назначения — проект НПО «Татэлектромаш» — пока претендует на 298 млн. рублей из бюджетов. Весь проект стоит 5 млрд. рублей и должен быть завершен в 2016 году. С заводом связан интересный факт — его возглавил бывший начальник УВД Челнов Файзулла Хусниев, ушедший из органов в 2013 году на пенсию и вскоре появившийся в проекте Ильдуса Исламова — гендиректора «Татэлектромаша». Завод к тому времени уже строился, а сейчас Хусниев планирует получить ПСД в мае, а в августе пройти госэкспертизу. ТЭМПО обеспечит городу 1,5 тыс. рабочих мест, вклад в диверсификацию экономики Челнов оценивается на уровне 4,2%. Налоговые отчисления в муниципалитет должны составить 30 млн. рублей. Завод, кстати, станет первым крупным металлургическим производством в республике.

Промпарк «Развитие», согласно презентации, должен сдать ПСД в этом месяце. Он претендует на получение 183,1 млн. рублей. Общая стоимость проекта — 1,7 млрд. рублей, срок реализации истекает в 2018 году. Промпарк обещает 1 тыс. новых рабочих мест, вклад в диверсификацию — 0,4% и 11,5 млн. рублей городских налогов.

Индустриальный парк «Челны» уже прошел госэкспертизу (то есть сумма зафиксирована) и по плану должен быть достроен в следующем году. Общая стоимость представленного проекта составляет 3,2 млрд. рублей, на инфраструктуру парк просит 576 млн. рублей. Количество рабочих мест — 1,2 тыс., вклад в диверсификацию — 4,6%, городские налоги составят 15 млн. рублей.

КИП «Мастер» просит поддержки на строительство 6-й очереди, которую он обещает завершить в 2017 году. Стоимость подготовки камазовской площадки для резидентов обойдется в 4,3 млрд. рублей. КИП «Мастер» обещает создать 4 тыс. рабочих мест (из них 1,5 тыс., как упоминалось выше, за счет нынешних работников КАМАЗа) и диверсифицировать экономику на 8,7%. Налоги в казну города от парка вырастут на 44,3 млн. рублей.

В общей сложности четыре проекта претендуют на 2 млрд. рублей, оцениваются в совокупности в 14,1 млрд. рублей, дадут городу 7,7 тыс. рабочих мест, 100,8 млн. рублей налогов и диверсифицируют его экономику на 17,9%.

По словам Натальи Кропотовой, возможность строительства под ключ отдельного завода будет реализована в парках «Челны» и «Развитие»
По словам Натальи Кропотовой, возможность строительства под ключ отдельного завода будет реализована в парках «Челны» и «Развитие»

НОВЫЙ МИЛЛИАРД КИП «МАСТЕР» ПОПРОСИТ ЧЕРЕЗ ГОД

Как рассказали источники, знакомые с настроениями в кулуарах конкурсной комиссии ВЭБа, «психологически» банк готов профинансировать один из шести заявленных челнинских проектов. И это будет КИП «Мастер», заявку от которого челнинские власти добавили в последнюю очередь, уже в апреле. По словам наших московских собеседников, окончательного решения нет, но уже существует проект документа о выделении КИП «Мастер» в 2015 году суммы до 1 млрд. рублей, что, напомним, составляет пятую часть всей программы на этот год.

По словам замруководителя исполкома Набережных Челнов Наталии Кропотовой, КИП «Мастер» стоял в списке муниципалитета особняком, потому что данный проект претендует за счет ВЭБа удвоить площади, а не построить инфраструктуру, как все остальные. Если сейчас резиденты КИП «Мастер» занимают более 600 тыс. кв. м, то КАМАЗ готов выделить под те же цели еще более 500 тыс. кв. метров. При этом КИП «Мастер» и без того является самым крупным индустриальным парком в России. Соответственно, удвоится и количество рабочих мест — сейчас их около 5 тысяч.

Приоритет этого проекта для ВЭБа понятен — лобби его выше, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин лично представлял проект на комиссии, а о планах по удвоению площадей заявлялось в рамках недавнего визита на КИП «Мастер» Минниханова. Уже тогда гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов обратился к руководству республики с просьбой дать 200 млн. рублей на софинансирование госсубсидии. В этом случае по актуальным условиям программы парк может запрашивать у Москвы 1,8 млрд. рублей, чтобы добавить 2,3 млрд. рублей от КАМАЗа и набрать необходимые 4,3 млрд. рублей — стоимость 6-й очереди. Однако, как нам пояснили в Москве, КАМАЗ решил дипломатически разбить сумму на 2 года — очевидно, уже зная, что больше миллиарда за раз из программы не взять.

«Приоритет КИП «Мастер» понятен, — поделилась Кропотова с «БИЗНЕС Online». — Ведь у него уже работают пять очередей, в 2014 году парк реализовал продукции и услуг более чем на 28 миллиардов. У ВЭБа нет сомнений, что на новые площадки КИП «Мастер» спрос будет. Такой аренды — 101 рубль за квадратный метр — больше ни у кого нет. Но резиденты КИП «Мастер» располагаются под одной крышей, а некоторые предприятия просят землю для строительства под ключ отдельного завода. Такая возможность будет реализована в парках «Челны» и «Развитие».

Приоритет проекта для ВЭБа понятен — лобби его выше, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин лично представлял проект на комиссии, а о планах по удвоению площадей заявлялось в рамках недавнего визита на КИП «Мастер» Рустама Минниханова
Приоритет проекта для ВЭБа понятен — лобби его выше, Сергей Когогин лично представлял проект на комиссии, а о планах по удвоению площадей заявлялось в рамках недавнего визита на КИП «Мастер» Рустама Минниханова

О ЧЕМ МЕЧТАЮТ ЗЕЛЕНОДОЛЬСК И КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ?

Между тем «БИЗНЕС Online» выяснил, что о федеральных деньгах мечтают и другие моногорода Татарстана. В Камских Полянах, которые до недавнего времени находились в красной зоне, на деньги ВЭБ хотели бы построить вторую очередь одноименного индустриального парка, увеличив штат резидентов в общей сложности на 150 рабочих мест (в 2014 году их насчитывалось 210). Как сообщили в пресс-службе Нижнекамского района, инвестиционные потребности проекта пока не определены. Напомним, что комплексный инвестиционный план поселка был профинансирован в 2009 - 2011 годах на 2,8 млрд. рублей, из которых 1,7 млрд. рублей пошло на первую очередь парка «Камские Поляны»: 498 млн. рублей из федеральных средств, 346 млн. рублей от республики и 883 млн. рублей из кармана инвестора. На эти деньги в 2010 году построили автономную котельную для промпарка и поселка и инфраструктуру для рыбоводно-рекреационного кластера на базе «Камских Полян» за 251,5 млн. рублей.

Остальные деньги инвестиционной части комплексного плана пошли на строительство районной больницы и психоневрологического интерната. В общей сложности по разным программам за 2008 - 2014 годы в поселок было вложено 3,5 млрд. рублей.

Зеленодольск, в свою очередь, рассчитывает взять из фонда развития моногородов 623,6 млн. рублей, добавить к ним 32,8 млн. республиканских и к 2018 году построить две новые дороги, а также реконструировать часть дороги Казань — Йошкар-Ола. В 2019 году город должен целиком ввести в эксплуатацию технополис «Новая Тура» — именно он и нуждается в дополнительных подъездных путях. На данный момент сдана первая очередь технополиса, в который с 2012 года инвестировано 4,5 млрд. рублей — это 2 торговых терминала общей площадью 56 тыс. кв. м, а также инженерная инфраструктура. Эти деньги обеспечили технополису 2,5 тыс. рабочих мест, с которых бюджеты собрали 21 млн. рублей налогов за 2013 - 2014 годы. Сейчас там начинается строительство межрегионального агропромышленного распределительного центра (МАРЦ), который в проекте стоит более 25 млрд. рублей. Из них 30% составляет акционерный капитал, на остальные 70% «Новая Тура» кредитуется. Вторая очередь в виде МАРЦ должна дать району 17,5 тыс. рабочих мест, как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-служба администрации Зеленодольского района.

В исполкоме Челнов не ждут от ВЭБа скорых решений. «Моногородов, претендующих на господдержку, много, — отметила Кропотова. — В 2010 году мы ездили в Москву на защиту проектов раз 8. Наверное, так же будет и в этом году». Что ж, под пожеланиями удачи челнинским властям, по-видимому, подпишется каждый житель автограда, который из-за кризиса, увы, находится в красной зоне отнюдь не только на бумаге.

А вы согласны, что Челны – один из самых неблагополучных городов России? (24.04.15-25.04.15)
18%Если на этом основании дают деньги, конечно
28%У КАМАЗа дела плохи, так что и в городе ситуация швах
27%Бедствие преувеличено, но помогать городу надо
27%Есть гораздо более нуждающиеся города
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.04.2015 08:08

    Надеюсь деньги получит челны.
    Кие мастер то он один.!

  • "В 2019 году город должен целиком ввести в эксплуатацию технополис «Новая Тура»" - достала эта подмена понятий! Следует говорить Торговый комплекс "Новая тура" - или это нечто иное??Жаль Задорнов не в курсе - надо ему написать.

  • Анонимно
    24.04.2015 08:45

    Если пойдет такими темпами, то лет через 100 жизнь в России сосредоточится в нескольких крупных городах. Ну может еще на юге останется немного крестьян. Народ (которые 80% довольных), вам не кажется, что что то у нас идет не так?

    • Думаю, лет через 35 это уже случится. Так же сюда понаедут китайцы и будут эксплуатировать ресурсы, а наши баи будут ним на поклон ходить )) дочерей за уйгуров выдавать и рассказывать сказки о великих "свершениях" 2000х, приведших регион в упадок

  • Анонимно
    24.04.2015 08:46

    Делайте камазы а не самовары на колесах воняют просто жуть да и директора поменяйте нужна ротация да и жен не пускайте в депутаты пусть в детском саду поработает с простыми людьми пообщается а не блестит дорогими нарядами за миллион рублей

  • Анонимно
    24.04.2015 08:51

    Соберите по стране тех кто работает на этой машине они вам про все недоделки раскажут сделайте прямой эфир с директором как путин и пусть ответит за свою продукцию а лучше как на вазе пригласите зап спеца

    • Анонимно
      24.04.2015 09:19

      «Около тысячи человек — это пенсионеры, а остальные просто разойдутся по другим предприятиям, — пояснил Афанасьев ."-Боже ж мой,какие тогда новые технологии?о чем вы? Вот и выпускаются десятилетия старыми мастерами Камазы для стран Африканского континента. Да и те покупатели начинают выбирать постепенно грузовики не чадящие,современные и высокотехнологичные..

  • Анонимно
    24.04.2015 09:21

    В целом КАМАЗ не плохой автомобиль. Но, даже на новом 5490 или 1842М, не серьёзный подход конструкторов по узловой компоновке автомобиля, вредные контакты и т.д., технологов допускающих отклонения от техпроцессов, снабженцев допускающих всевозможные замены металла и материалов и т.д. Нарушения при изготовлении и сборке автомобиля, это в нижнем звене управления. Тема бесконечная, а так же в целом отвратительная ремонтопригодность, возвращаясь к конструкторам. КАМАЗ должен работать, а в нынешней ситуации в разы увеличить свою рыночную долю! Дотации нужны городу из-за плохой работе КАМАЗа!

  • Анонимно
    24.04.2015 09:22

    Вот теперь локти кусают те кто красивые отчеты рисовал остались без поддержки.

  • Анонимно
    24.04.2015 09:26

    да молодцы, что цепляются за любую возможность!Когогин молодец, особенно на фоне татарстанских нытиков

  • Анонимно
    24.04.2015 10:06

    Я не понимаю зачем в Новую Туру дорогу строить за государственный бюджет ? Это же частный проект , аренду собирают на эти деньги пусть и строют. Короче обычный распил . Эффект будет нулевой .

  • Анонимно
    24.04.2015 10:25

    У нас в ДСТиСАД есть один начальник отдела пенсионер весь больной но за место держится т к блатной, выхлопа от него ноль.

  • Анонимно
    24.04.2015 11:11

    Что еще раз подтверждает, что Татарстан прекрасно умеет сосать деньги у федералов. Чем и объясняется благолепие вокруг.

  • Анонимно
    24.04.2015 11:20

    С такими связями Когогин с Магдеевым привлекут финансирование в челны 100%. Зеленодольск, Кам. поляны и рядом не стоят.

  • Анонимно
    24.04.2015 11:33

    молодец Магеев!

  • Анонимно
    24.04.2015 16:26

    Иероглифы "КамАЗ" и "беда" пишутся одинаково. Когда узнал даже не удивился.

  • Анонимно
    24.04.2015 18:56

    соревнование: кто хуже?

  • Анонимно
    25.04.2015 15:09

    Высасывают постоянно. В прошлый год тоже выбили деньги. Каков эффект?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль