Машиностроение 
27.04.2015

«После совещаний на Лубянке все поставщики подтвердили сроки…»

Два корабля для ФСБ за 17,2 млрд. от завода им. Горького: максимальное импортозамещение и небывалые «условия обитания»

В начале мая из Зеленодольска уйдет на испытания головной сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». А в минувшую пятницу завод им. Горького и ФСБ подписали контракт на строительство пары его серийных собратьев, которые будут бороздить арктические моря, где наращивают активность иностранные флоты. Наша газета выяснила детали проекта и раздобыла изображения помещений корабля: пограничников ожидает комфорт, почти как на круизных лайнерах.

Заключение контрактов на пару «Океанов» стало событием и для завода им. Горького, и для ФСБ (слева направо - Ренат Мистахов, Борис Лейкис, Евгений Назаров)
Заключение контрактов на пару «Океанов» стало событием и для завода им. Горького, и для ФСБ (слева направо: Ренат Мистахов, Борис Лейкис, Евгений Назаров)

СЕВЕРНЫЙ ПАТРУЛЬ

«Огромное спасибо ФСБ за такой заказ!» — поблагодарил спецслужбу на церемонии подписания госконтрактов генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов. Еще бы! По 8,6 млрд. рублей за корабль и в перспективе минимум пара аналогичных. «Это событие больше знаковое для нас, чем для вас, — парировал начальник службы управления материально-технического обеспечения ФСБ России Евгений Назаров и пояснил: — Наше ведомство впервые заказывает такие корабли».

Пограничные сторожевые корабли 1-го ранга проекта 22100 «Океан» предназначены для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ, которая ранее в этом классе довольствовалась только «переделками» сторожевиков ВМФ. Главные задачи «Океанов» в мирное время — охрана границы, участие в поисковых и спасательных операциях, обеспечение действий спецназа. Задача для «особого времени» — охрана пунктов базирования боевых кораблей. Район плавания неограниченный, но предполагается, что сторожевики будут действовать в северо-западной части Тихого океана, арктических и неарктических замерзающих морях России — «броня» позволяет крушить 80-сантиметровые ледовые перемычки между полыньями. Автономность плавания — до 60 суток.

Полярная звезда скоро уйдет из Зеленодольска
«Полярная звезда» скоро уйдет из Зеленодольска

Вооружение — типично легкое для патрульного корабля: 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М и две морских тумбовых пулеметных установки «Жало». Есть вертолет Ка-27 и катера, которые можно спускать на воду и поднимать во время движения корабля. Сообщалось, что при необходимости «Океан» может быть дооснащен ударными комплексами со средствами целеуказания. «Вероятно «Ураны» (комплекс с противокорабельными крылатыми ракетамиприм. авт.) можно поставить, — поделился с «БИЗНЕС Online» соображениями научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. — Американцы ведь вооружали в 80-е годы часть своих больших кораблей береговой охраны «Гарпунами» (противокорабельный ракетный комплексприм. авт.)». «В принципе, на «Океане» можно найти место под пусковую установку и оборудование целеуказания, но установить его быстро не получится — все-таки это специальной постройки пограничник, а не вариант боевого корабля для ВМФ, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — И даже если бы и был такой модульный ракетный комплекс (допустим, «Уран»), то на первом встречном судоремзаводе такие работы просто так не выполнишь — надо резать надстройку, тянуть кабели и так далее. То есть довооружение выльется в почти полноценную модернизацию, а это недешево и трудозатратно, да и имеет ли глубокий смысл?»

Ходовая рубка корабля проекта 22100
Ходовая рубка корабля проекта 22100
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

«МЫ ПРОВЕЛИ СОВЕЩАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЛУБЯНКЕ...»

Изначально проект предполагал массовое использование импортных комплектующих: двигатели и шлюпки немецкие, система внешнего пожаротушения — норвежская и так далее. Три года назад главный конструктор проектировавшего корабль санкт-петербургского АО «ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис отмечал, что, в отличие от прежних времен, когда были жесткие лимиты на использование зарубежных комплектующих, теперь есть возможность устанавливать оборудование любых западных фирм — лишь бы было надежным. Именно по этому принципу построена «Полярная звезда» — головной корабль проекта, заложенный в Зеленодольске 30 мая 2012 года и спущенный на воду 21 мая 2014-го.

Теперь международная обстановка заставила ФСБ вернуться к прежним взглядам. Как рассказал Мистахов, отныне на «Океаны» будут устанавливать только российское оборудование. По мнению Барабанова, поменять все за короткий срок невозможно, «так что, скорее всего, реально поменяют не так много». Примерно такого же мнения придерживается Глухов: «Алмаз» нашел аналоги западному оборудованию, которое подпало под санкции, его заменят отечественным и, по слухам, китайским. По времени большой-пребольшой вопрос, вряд ли можно уложиться в желаемые сроки».

Особое внимание — двигателям. По словам Мистахова, немецкие MTU заменят на продукцию ОАО «Коломенcкий завод». Насколько равноценная замена? «Как я понимаю, главная проблема коломенских дизелей для ряда типов кораблей — не столько их качество, сколько просто недостаточная мощность по сравнению с MTU», — отметил Барабанов. «Чисто по каким-то характеристикам коломенские машины даже неплохи, но MTU, конечно, получше будут — легче, экономичней, а главное — у них хорошая система управления, — считает Глухов. — Тут как бы и нет конкуренции — «Коломну» берут из-за отсутствия альтернативы».

Конференц-зал
Конференц-зал
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

«БИЗНЕС Online» предложил Лейкису внести ясность в этот вопрос. Он заверил, что на «Океане» почти не будет оборудования импортного производства: «Двигатель российский, по характеристикам сопоставим с немецким и сохраняет все изначально заложенные в проект характеристики — ничего не теряем. Заменили весь движительный комплекс, а также другое основное оборудование — электроэнергетику, системы подготовки воды, швартовки, спуска, подъема плавсредств и так далее». Лейкис отметил, что промышленность в связи со всем этим пришлось здорово напрячь, что оказалось делом непростым: «Но мы провели совещания, в том числе на Лубянке, и все поставщики и разработчики требуемого оборудования подтвердили готовность в установленные сроки его поставить. Убежден, что серийные корабли по качеству не будут отличаться от головного».

Лейкис подтвердил предположение, что все эти изменения повлияли на стоимость заказа — ранее в закупочных документах значились 7,8 млрд. рублей за корабль, то есть на 800 млн. меньше нынешней цены. Главный конструктор, упомянув инфляцию, констатировал: главным фактором удорожания стала необходимость подъема отечественного производства на должный уровень. Кстати, по словам Глухова, коломенский завод буквально завалили заказами: импортозамещение двигателей — проблема не только проекта 22100... Сместился и срок сдачи заказа — с 2018-го на 2019 год.

Каюта командира
Каюта командира
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

СЛУЖИТЬ С КОМФОРТОМ

А вот импортную бытовую технику, по словам конструктора, заменять не стали: «Плиты на камбузе остались — это линия техники, которая поставляется в рестораны круизных лайнеров. Происхождение подобного оборудования никоим образом не влияет на технические характеристики корабля, а только на удобство экипажа. И санкции на такие вещи никто не вводит. Кто будет вводить санкции на холодильник в каюте у командира?»

Лейкис не зря упомянул круизные лайнеры. Экипажам «Океанов» (41 человек на борту) обещаны исключительные бытовые условия, очень высокие по российским меркам стандарты размещения. Мебель впервые делается не стандартной, как обычно на флоте, а под каждый тип кают — на одного, двух, четырех человек (комплексное оборудование помещений выполняет питерское ООО «Арис»). Холодная и горячая вода подается круглосуточно. По словам Лейкиса, «Океан» вообще отличается продуманностью проектировки, создан по зональному принципу, разделен на пять функциональных зон, «чтобы люди не пересекались и не мешали друг другу»: «Например, зона управления корабля. Это ходовая рубка, под ней — серверная, ниже — каюта командира, на том же уровне — средства спецсвязи. За носовой переборкой машинного отделения — каюты, кают-компания, столовая, камбуз, варочный цех и 108 квадратных метров холодильно-провизионных кладовых. Далее — зона спецназа, который размещен в жилых каютах. Оттуда — выход на катера и в вертолетный ангар».

Компоновка одноместной каюты (вид сверху)
Компоновка одноместной каюты (вид сверху)
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Словом, комфорт непривычный для военных моряков. «Например, тот же зеленодольский завод строил в 60-е малые противолодочные корабли проекта 204, на них долго жить в море было невозможно — объемы, например, офицерских кают были эдак вдвое меньше поездного купе, а про кубрики команды уже не говорю, — припомнил Глухов. — Далее, малые противолодочные корабли проекта 1124 от Зеленодольского ПКБ (строились с конца 60-х). Там получше — уже не бьешься головой в подволок, но все-таки не развернешься. Боевой корабль ВМФ — это прежде всего носитель оружия, а оно требует места. Отсюда и ограниченные возможности по созданию комфортных условий, хотя, конечно, корабелы стараются — уставший моряк может не нажать вовремя нужную кнопку, а это чревато невыполнением боевой задачи и просто погибелью». «Однако «Океан» все-таки не боевой корабль — нет такого насыщения боевыми системами, наверняка меньше требования к живучести, так что погранцы могут понаворачивать что хотят», — объяснил Барабанов. Но так в погранслужбе было не всегда: «Пограничники в советское время получали корабли, которые были или вариантами проектов для ВМФ, или спроектированы были по единым с ВМФ требованиям по обитаемости, с условиями, как ни крути, остававшимися спартанскими, — рассказал Глухов. — А вот уже в 90-е годы погранцы скорректировали эти единые с ВМФ требования и стали требовать от промышленности проектов с повышенными условиями комфорта. В Береговой охране в экипажах только контрактники, а это категория личного состава с повышенными требованиями к условиям службы. Вот поэтому ФСБ, не считая денег и игнорируя устаревшие стандарты, настоятельно требует от проектантов прямо-таки сверхкомфорта. «Океан» — яркий тому пример, а на следующих проектах от «Алмаза», например 23500, комфорт будет еще круче, действительно как на круизных лайнерах».

Как полагают эксперты, стремление пограничников к комфорту может стать заразительным. «Надежда на достойные бытовые условия для моряков нашего ВМФ, конечно, есть — флотоводцы на это обращают внимание, — отметил Глухов. — Правда, получается это у них не очень, но тем не менее...» «В ВМФ с условиями обитаемости раньше было кисло, но сейчас все может измениться, особенно после того, как с «Мистралем» познакомились», — надеется Барабанов. Хотя, как рассказал Глухов, на иностранных флотах, как ни странно, бытовые условия тоже довольно спартанские, «но никто не ропщет — служба хорошо оплачивается, и в порту на борту никто не держит».

На «Океане» предусмотрен бассейн
На «Океане» предусмотрен бассейн
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

«ПОЛЯРНАЯ» СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Как сообщил Лейкис, «Полярная звезда» уйдет на испытания уже в начале мая. Ранее он говорил о том, что сам переход в Кронштадт станет настоящей операцией: «Таких больших кораблей здесь еще не строили (водоизмещение — 3200 тприм. авт.). Мы разработали целую систему понтонов, которую «навесим» на корабль. Проводка по внутренним водным путям будет сложной операцией».

«Корабль очень нужен пограничникам, они давно его ждут, — подчеркнул на церемонии Назаров. — Он будет выполнять задачи в арктическом регионе, а вы сами понимаете, какая оперативная обстановка там складывается». Упомянув перспективы по добыче полезных ископаемых, активное противодействие иностранных спецслужб, не очень дружественную политику государств арктического региона, начальник управления ФСБ указал на высокие интеллектуальные силы завода и выразил надежду, что заказ будет выполнен в срок.

2-13.jpg
Одноместная каюта
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
2-24.jpg
Двухместная каюта
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
4-36.jpg
Четырехместная каюта
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
1-25.jpg
...И гальюн в каждой каюте
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
4-11.jpg
Сауна
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.04.2015 09:12

    Прекрасный, с точки зрения комфорта. проект. В таких условиях и служится легче.

  • Анонимно
    27.04.2015 10:55

    Да и я купил бы себе. Чиновники на таких катаются.

  • Анонимно
    27.04.2015 11:00

    К чему эти понты:бассейн и т.д? Тут главное из похода вернуться живыми и здоровыми к семье....

    • Анонимно
      27.04.2015 11:02

      Не согласен. Чтобы служащие чувствовали уважение к своему делу нужен новый уровень комфорта. Но я могу и ошибаться.

    • Анонимно
      27.04.2015 11:11

      Да ты герой! Тебя бы устроила палатка в минус двадцать, скатка под ухо и перловка вместо мяса! На гражданке, уверен, тоже на голом полу спишь. Сколько можно относиться к военнослужащим как к лишенцам? Офицеры в России всегда были элитой общества. Давно пора создавать человеческие условия для службы.

      • Анонимно
        27.04.2015 12:44

        Азат Д

        А как же, это, тяготы и лишения воинской службы? Для чего тогда льготы военным, досрочная выход на пенсию?

        • Анонимно
          27.04.2015 14:31

          За нервы и риск.

        • Анонимно
          27.04.2015 18:41

          Если бы вы служили, когда нибудь, в армии, то этот глупый вопрос не задавали бы. У военнослужащих столько задач и нервов, плюс ненормированный рабочий день, плюс в любой момент могут выдернуть из дома, в отпуске или просто в выходной день, а также боевые дежурства и наряды, что здоровье расходуется гораздо быстрее а прибавьте сюда самодурство начальства (это бич любой воинской части), что, когда человек уходит на пенсию он, как правило, сразу стареет лет на десять. Так что ранний выход на пенсию он заслужен.

          • Азат Д
            27.04.2015 19:47

            Аааааааа, я служил срочную офицером два года, видел армию изнутри, знаю о чём пишу, так что мимо. А то прям когда говорят про армию, чуть ли не из окопов пишут. На боевом дежурстве не вся армия стоит, а только малая её часть, о учебных тревогах заранее известно. За ненормированный рабочий день различные доплаты «сложность напряженность», за переработку к отпуску дни добавляют . А наряды, что в них такого? Ходил помощником и начальником караула. У штабистов вообще служба – «не бей лежачего». ФСБшник у нас в штабе постоянно сонный ходил. На аэродроме был целый майор начальник авиатренажёра -фактически компьютерная игрушка. Был начальник метеослужбы майор, а это не много не мало старший офицер и там прапорщики у него ещё были. Порисуют погоду 20 лет и на пенсию и т.д.. Это я не пишу про прапорщиков, начальников складов. А вот вы похоже , не работали , не зарабатывали своим трудом. В армии отношение к материальным ценностям, как будто они с неба падают и военным все должны.Когда экватор службы проходит начинают годки считать до пенсии, квартиры выбирают и если не нравится уволить не могут (только недавно закон вышел что кому не нравится предложенные квартиры увольнять), на службу не ходят, только иногда отмечаться приходят , а довольствие платят.Да, не вся армия такая, процентов 30 идейные, остальные просто бултыхаются, не смогли на гражданке устроится или из глухих районов страны, иначе не выберешься.Так что не надо, воевать все будут если что. Не считаю что армия что то особенное, такая же работа, в сфере госуслуг. Вот милиционеры реально каждый день с "врагом"(криминалом) встречаются, жизнью рискуют и то не все.Не остался в армии, хотя уговаривали, не моё это, правда первые 2 недели месяц нравилось, потом надоело.

          • Азат Д
            28.04.2015 07:18

            Вы ещё расскажите про тяготы и лишения военпредов и комендатуры. И вообще не надо рассказывать про гарнизонную жизнь как о чём то особенном.

          • Анонимно
            27.06.2015 18:36

            Можно подумать, где-то не так, в промышленности, образовании, здравоохранении или тюрьме. Будете потом, на гражданке настальгировать.

      • Анонимно
        27.04.2015 15:28

        Мне то что вы сказали как раз, это и пришлось пережить в Тоцких полевых лагерях когда был срочником.Спали в брезентовых палатках на двух-яростных кроватях покрытых инеем. Укрывались поверх одеял матрасами в одежде не снимая обуви.ЗИЛы 131 установленные для обогрева с выносными воздушными обогревателями просто травили нас поэтому использовались только кабины по очереди.Офицерский состав жил в теплушках изредка заглядывая сдохли мы или нет.На всю жизнь запомнил эту ЭЛИТУ и зиму.

    • Анонимно
      27.04.2015 11:30

      А что ,боитесь что в бассейне утонут?

  • Анонимно
    27.04.2015 11:24

    Я не герой,но в армии спал и на железном матрасе ,и на бетонном полу.......Военный корабль должен быть аскетичным,а не гламурным......А этот корабль не для погранцов,а для Прохорова,для круизов......

  • Анонимно
    27.04.2015 11:26

    Если это реальность, то очень рад за служащих, в долгих походах я думаю хотя бы такие условия будут их радовать. У них и так работа не сахар!!!

  • Анонимно
    27.04.2015 11:35

    Погранцы служат дома,чего не скажешь о подводниках.....Вот у кого должны быть хорошие условия...

    • Анонимно
      27.04.2015 14:13

      У них условия не хуже. Тоже есть бассейн, сауна, тренажерный зал.

      • Анонимно
        27.04.2015 17:28

        это на тайфуне-его уже списывают,на других вроде нет

  • Анонимно
    27.04.2015 12:18

    Да что вы тут расшумелись, по документам для погранцов, а по факту...

  • Анонимно
    27.04.2015 12:20

    Вместо трех гламурных можно было построить 4 или 5 боевых попроще. Для обороноспособности было бы гораздо полезнее.

  • Анонимно
    27.04.2015 12:52

    комфорт должен быть, а то вдруг на нем будущий президент страны служить будет?

  • Анонимно
    27.04.2015 12:53

    Красавец! Молодцы зеленодольцы!

  • Анонимно
    27.04.2015 13:17

    Не корабль, а яхта! Разбогатею себе тоже закажу?

  • Liko
    27.04.2015 13:47

    Детям чиновников тоже нужно проходить военную службу. Время такое. Эти яхты пригодятся. Они нафиг никому не нужны в Арктике. Как обычно распил начинается с формулирования фиктивной проблемы.

    • Анонимно
      27.04.2015 14:51

      Азат Д

      В пограничниках, а это ФСБ, все контрактники, там нет призывников. Но думаю в остальном ход ваших мыслей верен.

      Что то цена не хилая за 2 катера, 330 млн.$. Интересно, за границу где конкурсы проводятся на военную технику, смогут подобное продать за эту цену.

  • Анонимно
    27.04.2015 14:43

    Азат Д

    Не ошибусь если скажу, что например в энергетике (и др.производстве), в мирное время, гибнут больше чем в армии. А врач, нервов за спасенные жизни, думаю хирург не меньше оставляет и борется с реальным недугом, а не с больше вымышленным -чтобы раздуть и освоить военный бюджет -"Россия в кольце врагов". А если воевать с внешним врагом, для чего и нужна армия, будет всеобщая мобилизация.

  • Анонимно
    27.04.2015 15:12

    Смешно. Это после такой службы , в таких условиях на что они будут способны. Вот стресс то будет для вояк при проезде в маршрутном автобусе.Не какая это не элита, служил срочную в ВВС России ПрУрВО, столько пьющих за всю последующую гражданку не видел.Они больше носом в плац летали.Вот где действительно много гибнет так это в строительстве, и на транспорте.

  • Анонимно
    27.04.2015 16:27

    Молодцы, хороший корабль! Надо хорошо прорекламировать, больше заказов будет.

  • Анонимно
    27.04.2015 16:46

    Для считающих себя знатоками военного дела. На хрен на боевом корабле нужен бассейн. Одно из преимуществ малого корабля эта скорость лишний, балласт на судне это потерянное время и непройденные мили.Больные, еще на штурмовую авиацию или на истребители душевые кабинки с унитазами установите.

    • Анонимно
      27.04.2015 17:30

      погранцу скорость как раз не очень нужна,тем более во льдах

      • Анонимно
        27.04.2015 22:29

        Не смешите . Даже трамваю скорость нужна. По мимо границы они перекрывают рыбные промыслы в территориальных водах России, гоняют браконьерские шхуны. На севере тем более, легкость и маневренность может спасти судно от льдов, Массивность нужна только ледоколам.

  • Анонимно
    27.04.2015 19:14

    Погранцам нужна современная техника. Они полезную дело делают. У них постоянная боевая готовность, и не генералы там катаются. Для границы некогда не жалели.

  • Анонимно
    28.04.2015 09:56

    это сторожевой корабль или яхта повышенной комфортности?))А вообще мне нравится!

    • Анонимно
      28.04.2015 11:37

      //это сторожевой корабль или яхта повышенной комфортности?//Нет, это не сторожевой корабль, а пограничный. Сторожевики - это отдельный класс боевых кораблей ВМФ.Пограничный корабль ФСБ предназначен для патрулирования пограничной акватории. Он имеет дело не боевыми кораблями иностранных ВМФ, а в основном с гражданскими нарушителями границы или слабовооружённым противником. Сейчас в береговой охране служат контрактники, и не один год, а многие годы, а может и десятилетиями. Для такой длительной службы аскетичные условия службы не подходят. Так что хорошо, что ФСБ заказало для своих пограничников корабль с человеческими условиями службы.

  • Анонимно
    28.04.2015 16:47

    Условия созданы идеальные. Как накормишь солдата так и будет служить. Слишком много тут сопляков развелось. Сделано все как надо и по уму. Времена другие. Это РОССИЯ. И служить за ОТЧИЗНУ парни будут за себя и за тех кто много здесь болтает лишнего.

  • Анонимно
    5.05.2015 14:56

    что-то дороговато 8.6 млрд. за такой корабль, вооружения серьезного нет вообще, пулеметики только..... ну системы разведки, ну ледовое усиление, соответствующие системы для арктики, с учетом всего все равно дороговато выходит! кроме того погранцы (ФСБ) допускают приемку РМРС, что удешевляет в разы, и требования совсем иные к заказу!На вскидку 4-5.5 млрд. красная цена в базарный день за него. Явно что-то не так в цене.

  • Анонимно
    6.05.2015 14:24

    Кораблей такого ранга с автоматической системой управления , автономности и все возможными системами контроля ситуации в РФ нет ! Поверьте мне как морскому офицеру который походил по морям. Наши территориальные воды постоянно должны быть под контролем , мы больше несем убытков когда соседние и не только соседние суда заходят к нам !

  • Анонимно
    8.05.2015 11:21

    Это же здОрово!!!

  • Анонимно
    27.06.2015 17:34

    Визуально всё обычно для корабля ПСКР. Для посчитавших условия военного корабля "комфортом круизного лайнера" - просто там побывать. И иллюзии должны быстро уйти. Наличие бассейна - по-человечески. По "обычным" меркам это большая ванна. Если ещё прямо в море наполнять (пресной) водой, то действительно полезно и хорошо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль